Дефектолог

Обучение на дефектолога

Чтобы без проблем устроиться на должность дефектолога, нужно иметь высшее образование. Его можно получить строго по этому профилю или по одной из смежных специальностей. При поступлении в ВУЗ обычно нужны высокие баллы ЕГЭ по таким предметам как русский язык, биология, обществознание. Конкурс по этому направлению растет, поэтому в некоторые учебные заведения придется дополнительно сдать вступительные тесты по биологии.

Курсы

Если у соискателя профессии уже есть высшее образование по специальности психолог или педагог, он может стать дефектологом по упрощенной схеме. Для этого достаточно пройти профессиональную переподготовку на курсах по программе «Дефектология». Такие услуги предлагают «Высшая школа технологии и управления», «Столичный учебный центр», Центр «Российское просвещение» и другие заведения.

Вузы

Специализация «Дефектология» преподается в большинстве педагогических ВУЗов, а также во многих учебных заведениях с гуманитарным уклоном. Обучение по профилю занимает от 4 до 6 лет в зависимости от его формы, а также специфики направления. Учиться можно очно, очно-заочно, заочно и дистанционно. Ведущими ВУЗами этой области считаются: Московский институт психоанализа, Московский государственный областной университет, МПГУ, РГСУ, Институт специальной педагогики и психологии, МГГУ имени М.А. Шолохова, МСГУ.

Особенности приема и занятий с логопедом-дефектологом

При первичном приеме специалиста он соберет всю необходимую информацию о начале и развитии имеющихся отклонений

Важно отвечать на вопросы дефектолога максимально откровенно, так как от этого зависит стратегия проведения последующих занятий. Могут также понадобиться дополнительные методы исследования, такие как электроэнцефалография, допплерография головного мозга, спондилография и другие, в зависимости от сопутствующей симптоматики

Длительность и регулярность встреч со специалистом определяется строго в индивидуальном порядке в зависимости от имеющихся у крохи проблем и степени их выраженности. Логопед-дефектолог составит упражнения, направленные на улучшение устных и письменных навыков ребенка, но самое главное – это повышение способности к обучению у детей, имеющих те или иные отклонения. 

Постепенно у малыша будет улучшаться концентрация, память и внимание, однако чтобы добиться положительных результатов, занятия должны быть регулярными. Сложность выполняемых упражнений будет постепенно повышаться, также полученные знания и навыки регулярно повторяются для лучшего усвоения

На приеме у логопеда-дефектолога должна царить непринужденная, игровая атмосфера, которая заинтересует малыша и будет стимулировать его к занятиям. Поскольку многие дети, нуждающиеся в помощи этого специалиста, имеют серьезные проблемы с усидчивостью и концентрацией, то занятия обычно длятся не более получаса

Сложность выполняемых упражнений будет постепенно повышаться, также полученные знания и навыки регулярно повторяются для лучшего усвоения. На приеме у логопеда-дефектолога должна царить непринужденная, игровая атмосфера, которая заинтересует малыша и будет стимулировать его к занятиям. Поскольку многие дети, нуждающиеся в помощи этого специалиста, имеют серьезные проблемы с усидчивостью и концентрацией, то занятия обычно длятся не более получаса.

Родителям следует запомнить, что кроме занятий с логопедом-дефектологом должна проводиться серьезная работа с крохой на дому, в виде регулярных развивающих игр. Если вы заметили, что ваш малыш испытывает сложности, связанные с речью или письмом на фоне сопутствующего заболевания или без него, то лучше немедленно проконсультироваться со специалистом, который поможет в решении вашей проблемы.

Проблемы, с которыми работает специалист данного профиля

Логопед коррекционного профиля решает проблемы вторичных нарушений речи у детей, нуждающихся в специализированной помощи. Дети с УО, глубокой ЗПР, аутизмом и ДЦП имеют и задержку в речевом развитии. Осложнение работы может заключаться:

В нежелании со стороны малыша идти на контакт со взрослым (особенно это ярко наблюдается у аутистов).
В ограничении физических возможностей детей (при нарушении моторной системы наблюдаются осложнения координирования мышц речевого аппарата).
В непонимании или в полном отказе от помощи со стороны родителей особого ребенка (протест против комплексной врачебно-педагогической помощи). Часто коррекционные специалисты сталкиваются с тем, что взрослые не могут принять тот факт, что малыш «не такой, как все»

В этом случае важно уметь успокоить родителей, объяснить и доказать им необходимость работы в условиях именно специализированного учреждения или группы. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше шансов компенсировать недостатки в развитии и социализировать ребенка.

Сложнее всего педагогу работать с детьми, имеющими тяжелые формы нарушения.

Кто такой логопед?

Логопедия — это наука о коррекции нарушений речи при помощи педагогических и дидактических мероприятий.

К логопеду обращаются в случаях:

  • Неправильное звукопроизношение (дислалия, дизартрия и т. д.).
  • Заикания.
  • Темповых нарушений речи.
  • Недостаточная сформированность фонематического слуха.
  • Аграмматичное построение речи.
  • Проблемы в освоении чтения и письма (дислексия и дисграфия).
  • Недоразвитие речи или отставания в ее развитии.

Таким образом, сфера ответственности логопеда — речь ребенка. Он должен оценить уровень ее развития, выявить имеющиеся нарушения и предложить меры для их коррекции.

При каких симптомах следует обратиться к врачу

Внеплановый осмотр необходим в таких случаях:

  • в полтора года малыш не использует отдельные слова или слоги, не формирует фраз, речь односложная и невнятная;
  • в два года речь невнятна или малыш совсем отказывается разговаривать;
  • в три года ребенок слишком медленно или слишком быстро произносит звуки, заикается, путает окончания, не может составить простое предложение, а в его словарном запасе менее 30 слов;
  • в четыре года скудный словарный запас, общение состоит из коротких фраз и обилия ошибок;
  • в семь лет ребенок не умеет или плохо пишет/читает.

Абсолютно всем детям до 3-х лет нужно обязательно пройти осмотр и консультацию дефектолога. Почему именно в этом возрасте? До 3-х лет у ребенка формируется речь и речевые диагнозы не выставляются, поскольку неизвестно как малыш заговорит позже. В это время дефектолог определит уровень развития малыша, соответствует ли он возрасту, проверит его эмоциональную/физическую/речевую готовность. После 3-х лет, когда многие звуки уже сформированы и произносятся четко, дефектолог может заняться их коррекцией и «поставить» нужный звук.

У дефектологической диагностики нет возрастных ограничений. Своевременное обращение – залог успешного лечения, но скорректировать проблему можно даже в запущенном случае. Логопед поможет усовершенствовать или сформировать словарный запас, поставит слог и фразы. В некоторых случаях понадобится специальный массаж, физиотерапия или другие терапевтические методы.

Востребованность — легко ли устроиться на работу

В современном мире число детей с врождёнными или приобретёнными проблемами, нуждающихся в корректировке, постоянно растёт. И дело здесь даже не в плохой экологии, которая влияет на организм родителей, а значит, и на будущих детей, а в современном образе жизни многих из них. Из-за занятости на работе им некогда уделить своему чаду время, научить его правильно говорить, читать, общаться со сверстниками. Поэтому данная профессия будет востребована всегда, особенно если ваша специализация позволяет работать с детьми-инвалидами.

Несмотря на высокий спрос на эту профессию, молодому специалисту не всегда легко найти высокооплачиваемое место. Хорошие специалисты с богатым опытом нужны везде, поэтому их держат на высоких должностях с соответствующими зарплатами. А вчерашнему студенту приходится довольствоваться местом в госучреждении и минимальным окладом. Но, приложив максимум усилий, в скором времени этот студент сможет хорошо продвинуться по карьерной лестнице.

Историческая справка

Развитие науки на территории России начинается со второй половины XIX века. Тогда впервые появляются учебные учреждения для людей с физическими отклонениями. Но несмотря на это природа появления патологий не изучалась.

Первый толчок для формирования дефектологии как науки возник после октябрьской революции. Опеку над детьми с недостатками берет на себя государство. Начинают проводиться научные исследования и коррекционные работы. Специалисты в этот период тесно связывают дефектологию с другими науками (педагогика, психология, медицина и другие).

Огромный вклад в развитие дисциплины внесли: Л.C. Выготский – основоположник науки, T.A. Власова, Д.И. Азбукин, B. M. Бехтерев и В.П. Сербский.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Сейчас для детей с отклонениями в различных сферах созданы специальные образовательные и воспитательные учреждения. Они помогают ребенку социализироваться в обществе, а также в них проводятся лечебно-профилактические мероприятия.

«Стало легче»

В школу поступил десятилетний ребёнок-инвалид с ТМНР. До этого детские учреждения не посещал. У него тяжёлые интеллектуальные и другие нарушения в развитии. Не сформированы первоначальные коммуникативные навыки, не говорит, поведение неадекватное, не понимает инструкции и рисунка, не сформированы многие элементарные представления.

С родителями было согласовано удобное для ребёнка расписание обучения в школе. Занятия проводились индивидуально с высокой степенью включенности мамы. У учителя-дефектолога почти каждый урок открытый. Индивидуальная форма занятий позволяет подобрать действенные подходы, максимально учесть особенности обучающихся с ТМНР, создать ситуацию успеха каждому ребёнку. Это повышает их мотивацию к обучению и познавательную активность.

Через полгода коррекционно-развивающих занятий и домашних упражнений появилась положительная динамика развития. Невролог на очередном осмотре заметил: «Что с ребёнком? Появился осмысленный взгляд, нормальное поведение». Через год ученик начал говорить, работать с простыми карточками, выполнять инструкции.

Мама о результате занятий с дефектологом: «Стало легче дома и в общественных местах, теперь можно зайти с ним в магазин».

Среди окружающих его в школе детей и взрослых, в начале, было опасение, непонимание. Сейчас отношения изменились, на толерантные и доброжелательные. С ребёнком общаются, здороваются за руку.

Необучаемых детей нет. Любому ребёнку можно помочь продвинуться в развитии.

Как стать дефектологом

Для того чтобы начать работать по этой специальности, нужно получить профильное высшее или среднее образование. В педагогических вузах и колледжах есть дефектологический факультет, на котором можно выучиться на коррекционного преподавателя.

В программу обязательно включают следующие дисциплины:

  • анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
  • общая, возрастная, специальная педагогика и психология;
  • речевые практики;
  • нормативно-правовые основы профессиональной деятельности;
  • генетика;
  • психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Люди, у которых есть профильное психологическое или педагогическое образование могут переквалифицироваться в дефектолога. В таком случае обучение займёт всего несколько месяцев вместо 4—5 лет.

Необходимые качества специалиста

Для успешного выполнения своей работы дефектолог должен уметь легко устанавливать контакт с детьми и поддерживать комфортную для них атмосферу во время занятий, иметь навыки обучения письму и чтению с помощью нестандартных методов.

Помимо профессиональных знаний, важны личные качества специалиста. Такая работа подойдёт людям, которые:

  • имеют организаторские способности;
  • умеют быстро принимать решения;
  • внимательны и терпеливы;
  • психологически устойчивы;
  • любят как детей дошкольного возраста, так и подростков;
  • могут проявить строгость, когда это необходимо;
  • коммуникабельны;
  • неравнодушны к чужим проблемам.

Кроме того, у педагога должна быть грамотная речь, чёткая дикция и хорошая память. Важны и интуитивные способности. Они пригодятся для подбора подходящей методики.

Кому противопоказана специальность

У этой специальности есть некоторые медицинские ограничения. Не получится получить профессию дефектолога у людей, страдающих:

  • нарушениями зрения, слуха или речи;
  • психическими расстройствами;
  • заболеваниями ЦНС;
  • судорогами или потерей сознания;
  • проблемами с вестибулярным аппаратом или сердечно-сосудистой системой.

Условия труда

Работа довольно сложная, весь день дефектолога проходит в условиях высокой нервно-психической, эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативной нагрузки. К тому же почти всё время коррекционный педагог находится на ногах.

Заработная плата у дефектолога маленькая. В Москве труд специалиста оплачивается в размере 22—100 тысяч рублей, для регионов сумма скромнее, меньше почти в 2 раза.

Однако у талантливых специалистов есть перспектива карьерного роста. Самые опытные и успешные преподаватели могут получить научную степень и должность директора.

Рабочее место

Дефектологи трудоустраиваются как в государственные, так и в частные учреждения. Это могут быть практически любые заведения, где есть дети, например:

  • школы;
  • детские дома, сады и интернаты;
  • медицинские и реабилитационные центры;
  • санатории.

Часто дефектологи с больши́м опытом работы дают частные уроки. Занятия в таком формате могут проходить как с одним, так и с несколькими детьми сразу.

Плюсы и минусы профессии

Как и большинство других специальностей, профессия коррекционного педагога имеет свои достоинства и недостатки.

К плюсам можно отнести:

  • оказание помощи другим людям;
  • работа с детьми;
  • востребованность специальности;
  • возможность карьерного роста;
  • многогранность дефектологии как науки.

Важная и нужная для общества профессия. Несмотря на большое количество положительных моментов, есть и некоторые отрицательные стороны. Минусы у профессии дефектолога следующие:

  • постоянные психоэмоциональные нагрузки;
  • успешность работы зависит не только от специалиста, но и от родителей, учителей и врачей;
  • небольшая заработная плата;
  • много должностных обязанностей;
  • ежедневное общение с людьми;
  • возможность возникновения конфликта с родителями или детьми.

Помимо этого, специалист должен постоянно изучать дефектологию. Посещение семинаров, вебинаров и чтение профессиональной литературы — неотъемлемая часть жизни успешного специалиста.

Зачем психолог нужен ребенку?

Часто среди родителей бытует предубеждение, что детский психолог – тот же психиатр, но на самом деле, это далеко не так. Такой специалист – не врач, но он незаменим, когда малыш попадает в стрессовую ситуацию или переживает возрастной кризис. Он оказывает ребенку психологическую помощь посредством игровой методики, дает ему возможность выразить эмоции, переживания знакомым путем.

Маленький человечек не всегда находит в себе силы признаться родителям в своих чувствах – он боится их огорчить, вызвать недовольство или, хуже того, гнев, особенно, если ситуация связана с разводом или смертью одного из родителей или близких родственников, насилием.

Подобрать ключик к детской душе сможет только специалист.

Почему нельзя пренебрегать помощью детского психолога? Невысказанные переживания со временем могут вылиться в серьезные неврозы, которые окажут негативное влияние на всю дальнейшую жизнь маленького человека.

Когда нужно прийти на консультацию к детскому психологу?

  • Всегда покладистый, неконфликтный ребенок вдруг устраивает «праздник непослушания», закатывает истерики и скандалы на ровном месте.
  • Боится оставаться один в темной комнате.
  • Боится людей, не умеет постоять за себя, сильно стесняется.
  • Для его поведения характерны необъяснимые вспышки агрессии, он вымещает злость на игрушках, животных, может ударить родителей.
  • Если он попал в экстремальную ситуацию: насилие, смерть родственника или питомца, развод, переезд, смена коллектива, травля со стороны сверстников, тяжелая болезнь. Внешне он может не проявлять беспокойство, но в душе у него бушует ураган.
  • Плохие оценки, нежелание идти в школу, вызывающее поведение, часто связаны не с ленью и невоспитанностью, а с более серьезными причинами, которые обнаружит психолог и подскажет, как их устранить. Запишите ребенка сразу же, как заметили тревожные признаки, и он будет благодарен Вам за поддержку.
  • Гиперактивный. Если у ребенка есть диагноз СДВГ, то психолог поможет ему определить свои главные стремления и направить лишнюю энергию в правильное русло. Также регулярно посещать специалиста стоит, если у ребенка выявлены аутизм, ММД, ЗПР.

Кстати, помощь детского психолога необходима не только малышу, но и молодым родителям. Специалист подскажет, как правильно общаться с ребенком, понять истинные причины его «странных» поступков, выстроить доверительные отношения.

Плюсы и минусы

Работа узкой направленности, касающаяся благополучия и здоровья детей, всегда будет востребована и необходима. В этом заключается ее главный плюс, ведь профессионал, работающий в этой отрасли, всегда сможет найти клиентов.

Другими достоинствами являются:

  • высокое социальное значение профессии – дефектологи помогают детям войти в социум и найти в нем свое место;
  • возможность профессионального роста и развития – изучение и работа по различным методикам позволяет педагогу не останавливаться на определенной модели обучения;
  • короткий рабочий день – как правило, учителя-дефектологи имеют несколько занятий в день, занимающих 5-6 часов;
  • увеличенный отпуск (для бюджетных государственных организаций);
  • возможность ведения частных приемов – к хорошим и грамотным специалистам всегда выстраивается очередь из клиентов, готовых заниматься в дополнительные часы.

Несмотря на большое количество плюсов, данная работа обладает и некоторыми недостатками:

  • высокая эмоциональная загруженность – педагог-дефектолог должен быть не только учителем, но и другом, способным найти общий язык с любым ребенком, имеющим какие-либо отклонения;
  • низкая заработная плата в государственных бюджетных учреждениях;
  • невозможность разработки оптимальной и эффективной программы, способной воздействовать на каждого ребенка, в любой конкретной ситуации должна присутствовать своя программа, которую приходится постоянно корректировать в пути реализации;
  • высокая конкуренция – как правило, учителя-дефектологи способны эффективно работать в любом возрасте, а потому молодым специалистам бывает сложно найти свое место.

Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что должность учителя-дефектолога интересна и значима, однако требует высокой отдачи и эмоциональных нагрузок.

Отставание, а не отсталость

Обучающийся второго коррекционного класса 7 вида (ЗПР) не умел читать, писать, считать, быстро уставал, был вял и равнодушен практически ко всему, испытывал трудности в общении.

Раньше детей с задержкой психического развития считали умственно отсталыми. Но и теперь многим учителям, не имеющим специального педагогического образования, сложно отличит умственную отсталость от отставания, задержки в развитии.

У данного ребёнка проблемы развития имели причину не органического, а нейропсихологического характера. Иначе говоря, головной мозг функционален, но некоторые его отделы медленно созревают.

Я занималась с ребёнком дважды в неделю. Среди нескольких направлений коррекционной работы отмечу нейропсихологические упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. Детям они нравятся. Нейронные связи между правым и левым полушарием можно стимулировать через рисование одновременно обеими руками. Ещё одно простое и забавное упражнение «ухо – нос»: правой рукой берём кончик носа, а левой – мочку правого уха. Затем одновременно меняем руки: правая рука берёт мочку левого уха, а левая рука кончик носа. Повторяем процедуру несколько раз. Попробуйте, это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Также я дала рекомендации классному руководителю, учителю физкультуры и учителю музыки о подходящих данному ребёнку способах поддержки во время урока. В частности, такого ребёнка нужно тщательно инструктировать: то, что другие дети схватывают на лету, ему может быть не понятно без дополнительных объяснений.

Крайне важно чаще обращаться к ученику с данной формой ЗПР с вопросами на уроке. Обычно учителя склонны игнорировать таких детей, потому что они всё равно не способны дать правильный ответ

Это ошибочная стратегия: дело не в том, что ребёнок не сможет в данный момент ответить, а в том, что вопросы учителя стимулируют мозговую активность, благодаря чему созревание нейронов и связей между ними ускоряется.

Ник Вуйчич

Также я дала рекомендации родителям для занятий в домашних условиях

Родителям важно «не жалеть» ребёнка и максимально вовлекать в домашние обязанности: мыть, убирать, готовить. Известный австралийский писатель и спикер Ник Вуйчич родился с синдромом тетраамелии, то есть без рук и без ног

Но в детстве родители поручали ему, например, пылесосить дом. Он зажимал ручку пылесоса между головой и плечом и вполне справлялся с такой задачей. Такой «безжалостный» подход к детям с ОВЗ позволяет максимально раскрыть их потенциал.

Также среди общих рекомендаций родителям стоит отметить развитие пространственных представлений: ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от, лево, право, слева, левее, правее, сверху, снизу, выше, ниже и др. Это можно делать невзначай: «Возьми кружку справа от тебя и поставь перед тарелкой», «Достань соль с нижней полочки» и т. д.

Важно, что родители данного ребёнка обратились за медицинской помощью и прошли весь курс лечения, назначенный неврологом. Очень часто родители боятся или ленятся обращаться к врачам

Без медицинской помощи эффективность коррекционного процесса сильно снижается.

В результате согласованной работы всех участников образовательного процесса в развитии ребёнка произошёл колоссальный прогресс. В четвёртом классе уровень социальных представлений и умственных действий ученика соответствовал возрастной норме. Программный материал начальной школы усвоен в полном объёме.

Учитель-(педагог)-дефектолог

детского сада, школынапример, в профильных учреждениях для детей с нарушениями зрения или слухаДефектолог может обладать одной из следующих специализаций:

Сурдопедагогика. Этот специалист работает с теми детьми, у которых в той или иной степени страдает (от слабых проблем до полного отсутствия) слух и/или речь с рождения или вследствие перенесенных заболеваний, травм. Сурдопедагог обучает ребенка жестовому и тактильному языку, развивает остаточный слух и навыки, необходимые для лучшей адаптации к окружающим условиям. При операциях на уши сурдопедагог занимается послеоперационной реабилитацией ребенка.

Тифлопедагогика. Этот специалист работает со слепыми или плохо видящими детьми. В задачи тифлопедагога входит улучшение (по возможности) остаточной функции зрения, а также развитие других навыков, которые помогут ребенку стать полноценной личностью при существующей проблеме. В своей работе дефектолог использует специальные технические приспособления, при помощи которых проводятся манипуляции по коррекции зрения.

Логопедия. Логопед работает с теми пациентами, у которых присутствуют проблемы в целом с речью или с произношением конкретных звуков. Под компетенцию логопеда попадают дети с такими проблемами как заикание, задержка развития речи, дислексия (трудности с чтением), дизартрия (неясная, смазанная речь), афазия (утрата речи по причине поражения головного мозга). Дефектолог исправляет существующие недостатки (по возможности), а при полном отсутствии речи у больного стимулирует ее развитие. Он работает не только над постановкой речи, но и обучает пациента правильно пользоваться интонацией, логично отвечать на вопросы, составлять правильные предложения.

Олигофренопедагогика. Представитель этой профессии занимается детьми, у которых диагностирована задержка развития, умственная отсталость (олигофрения), аутизм (психическое расстройство). Также он работает с теми пациентами, у которых присутствует не одно, а несколько нарушений со стороны умственного развития, речи и/или слуха. Кроме этого олигофренопедагог оказывает помощь детям, которые не страдают какими-либо психическими заболеваниями, но испытывают трудности с адаптацией в коллективе

Этот специалист по коррекции работает над развитием интеллектуальных навыков (при необходимости), учит пациента выражать свои эмоции и желания (особенно важно в случаях, когда у больного присутствуют проблемы с речью), помогает находить общий язык со сверстниками.

Работа дефектолога с детьми

как по общеобразовательной программе, так и отдельно с дефектологомнапример, из-за явной разницы между успехами сверстников и личными достижениями в учебе

по виду, по степени выраженностиСуществуют следующие этапы в работе дефектолога с детьми:

Ознакомление с окружающим миром. Эта ступень необходима, для того чтобы у ребенка сформировалось максимально полное восприятие окружающей его действительности. Такие занятия расширяют детский кругозор, учат быть внимательным и нести ответственность за свои действия (например, если не воспользовался зонтом под дождем – промокнешь).

Обучение математике. На таких занятиях дети учатся различать формы и величину предметов, их цвет, количество и другие характеристики. Они сравнивают и классифицируют разнообразные предметы или события, устанавливая те или иные закономерности, причинно-следственные связи.

Сенсомоторное развитие. Базовым элементом таких занятий являются различные игры, направленные на совершенствование мелкой моторики (пальцев рук). Дети выполняют разные действия руками (рисуют, лепят, конструируют), повторяют за педагогом упражнения для кистей, пальцев

Большое внимание уделяется выполнению различных действий (чистке зубов, расчесыванию), целью которых является соблюдение личной гигиены.

Обучение игре. Часто дети с нарушениями в психическом развитии не владеют навыками командной или любой другой игры

На таких занятиях дефектолог организовывает разнообразные игры, объясняя детям их правила и принципы. Обучение игре помогает ребенку познавать окружающий мир и находить общий язык со сверстниками.

стремление к учебе

Лечение

Логопед-дефектолог корректирует недостатки при помощи специально подобранных упражнений, которые направлены не только на улучшение речевых и письменных навыков, но и на повышение способности к обучению и адаптации.

Составленные специалистом упражнения помогают развить память и внимание, способность концентрироваться на задании. Занятия, которые обычно длятся около 30 минут, проходят в непринужденной игровой атмосфере

В процессе работы развивается моторика, ставится звук, правильное дыхание и т.д

Занятия, которые обычно длятся около 30 минут, проходят в непринужденной игровой атмосфере. В процессе работы развивается моторика, ставится звук, правильное дыхание и т.д.

Поскольку эффективная компенсация дефекта возможна только при регулярных занятиях, врач также демонстрирует и объясняет родителям приемы обучения ребенка для работы на дому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector