Соло для саксофона с оркестром. почему так сложны русские мелодии?
Содержание:
- “Все проблемы с работы несешь домой, а жена терпеливо слушает”
- О выборе профессии
- Военный оркестр — связующее звено между армией и народом
- «Военный оркестр как необходимая часть государственного праздника»
- [править] Достижения
- Степень: Дирижер военного духового оркестра
- “Я воспитывался в раю деревенском”
- История создания
- Перспективы трудоустройства по профессии
- О музыке духовной и военной
- “Мы заходили в столовую училища и поплакивали”
“Все проблемы с работы несешь домой, а жена терпеливо слушает”
-А вообще его любимой кашей была рисовая. Мама часто готовила ее на завтрак. Папа был очень прост в еде, не любил приправ, — рассказывает младшая дочь Мария.
С двумя дочками Халилов проводил время так: играли в “Казаки-разбойники”, “12 палочек”, “Вышибалы”. Валерий Михайлович часто брал гитару и напевал “Дорогая, сядем рядом” и «Крутится-вертится шар голубой». Отдыхали Халиловы в деревне: строили шалаши, рыбачили, ходили в лес за ягодами и грибами, он очень любил землянику, а когда проходил мимо полевых цветов, восхищался: “Посмотрите, какие цветочки!”.
Семью он считал главным в жизни, и в одном из интервью говорил:
— Семья должна быть образцом, потому что все зарождается, вся дальнейшая жизнь — это, конечно, в семье. Так и должно быть. А потом уже появляются другие моменты, связанные с образовательной деятельностью, с окружающими тебя людьми. Мне повезло сразу: столько лет женщина со мной живет, не бросила ни из-за моей ненормированной службы, ни из-за сложного характера. Я ведь капризный, требовательный. Все проблемы с работы несешь домой. А жена терпеливо слушает и все твои эмоции берет на себя. И весь дом, дети, внуки – все на ней, а мы на всем готовеньком.
Однажды из командировки Валерий Михайлович привез трем внукам военную форму с их именами и объяснял мальчишкам, как важно заботиться о единственной сестренке. — И нас с сестрой, и внуков папа учил игре на фортепиано, строевому шагу, вместе ставили какие-то спектакли, сценки, всегда пели
Он всегда говорил, что добиваться всего нужно самому и считал, что оценки “3” и “4” получают только дураки — надо либо “2”, либо “5”, — вспоминает Мария. — Еще он любил собирать деревянные фигурки, у нас дома есть целая коллекция солдатиков-музыкантов, такой музей сувениров
— И нас с сестрой, и внуков папа учил игре на фортепиано, строевому шагу, вместе ставили какие-то спектакли, сценки, всегда пели. Он всегда говорил, что добиваться всего нужно самому и считал, что оценки “3” и “4” получают только дураки — надо либо “2”, либо “5”, — вспоминает Мария. — Еще он любил собирать деревянные фигурки, у нас дома есть целая коллекция солдатиков-музыкантов, такой музей сувениров.
Когда два старших внука ушли из музыкальной школы, главный военный дирижер отреагировал спокойно: “Не хотят и не надо, если способность есть она будет проявляться”. Третий внук все-таки зацепился за музыку и стал учиться на кларнетиста — как когда-то и Валерий Михайлович.
— Конечно, мы ходили с ним на концерты, но на парадах были только на генеральных репетициях. Наверное, папе было неудобно просить билеты, — продолжает Мария. — Он всегда отправлял нас домой, если после концертов был какой-то фуршет, говорил: Не надо вам сюда”. Папа был очень скромным человеком.
— Он нас держал в ежовых рукавицах скромности, — с легкой улыбкой добавляет Александр Халилов. — Я даже не знал, что у него столько наград.
О выборе профессии
Папа у меня был военным дирижером. У меня сейчас младший брат военный дирижер. И действующий военный дирижер племянник, лейтенант, служит моряком в Севастополе. То есть у меня по мужской линии семья династийная, военные дирижеры. Благодаря отцу, я поступил в Московскую военно-музыкальную школу. И, честно говоря, поступив, я не понимал, зачем я туда поступил. Был оторван в 11 лет от домашнего уюта, попал в стены закрытого учебного заведения.
Валерий Халилов
Причем всё было присуще военному складу бытия: подъем, отбой, зарядки, физические нагрузки. И, конечно, общеобразовательные и музыкальные предметы. Срок обучения – 7 лет, поступив в 11, я закончил в 18. Весь мой физический, биологический рост пришелся на этот период. Школа заложила в меня то профессиональное образование, которым я до сих пор и пользуюсь. Вот так я стал военным дирижером.
Военный оркестр — связующее звено между армией и народом
Приступив в 2002 году к новой должности начальника военно-оркестровой службы Вооруженных сил, Валерий Халилов отправился инспектировать оркестры по всей стране, а их больше двухсот. Слушал репертуар, проверял квалификацию дирижеров.
— Нужно сделать так, чтобы у того, кто сидит в зале или стоит на плацу, наше выступление осталось в памяти как одно из лучших воспоминаний в его жизни. В первую очередь хотелось бы, чтобы ряды военных музыкантов пополнялись квалифицированными кадрами, — говорил он.
Первый раз 9 мая по Красной площади Валерий — тогда еще курсант училища — прошел 1967 году в роте барабанщиков, был направляющим. С 2002 по 2016 год как главный военный дирижер Халилов провел 14 парадов. На Красную площадь выходил сводный хор из тысячи человек, а Валерий Николаевич дирижировал. Для большинства зрителей так и остается загадкой, как он умудрялся это делать.
Фото: www.classicalmusicnews.ru
Говорят, что в те годы у оркестра Минобороны и появилась народная популярность. Он стал не только выполнять свои традиционные задачи — сопровождать разные воинские ритуалы, но и исполнять академическую музыку для широкой публики.
— Когда я был назначен на должность, сначала не знал, чем занять коллектив вне строя. А несколько лет спустя уже не знаю, как отбиться от постоянных предложений выступить, — признавался Валерий Михайлович и добавлял, что его задача как военного музыканта — популяризация жанра духовой музыки.
Так, он организовал военно-музыкальные фестивали в Хабаровске, Тамбове, Южно-Сахалинске, Воронеже, Севастополе, гастролировал по разным странам.
— Военный оркестр духовой заменить нечем, — объяснял Валерий Халилов. — Ему подвластны любые жанры – марша, вальса, увертюры, симфонии, оперы. К сожалению, многие любители музыки не знают возможности оркестра, потому что он не звучит. А раньше оркестр заменял филармонию.
Военный оркестр он называл «связующим звеном между армией и народом», а саму духовую музыку – «экологически чистым жанром» и “музыкальным символом страны наряду с гимном и гербом”: звуки не подлежат модернизации, это классика, причем оркестр играет ее при любых метеорологических условиях. И говорил: “Я считаю, что мы, военные музыканты, своим искусством очень много делаем для того, чтобы и воодушевлять, и одухотворять”.
Главным же творческим проектом Валерия Халилова стал Международный фестиваль военных оркестров «Спасская башня». Прошло несколько лет и август в Москве не представим без парадных дефиле и шоу от оркестров из разных уголков земли.
Незадолго до катастрофы Валерий Михайлович как художественный руководитель фестиваля признавался: “В принципе мы все отдали на откуп музыке и старались подбирать репертуар таким образом, чтобы оркестры имели произведения более оптимистические, настроенческие, веселые. Это фестиваль-настроение”. За 4 месяца до его гибели на “Спасской башне” появилась светомузыка и проекция картин на храм Василия Блаженного под “Вальс цветов”.
— Это все неуемное творчество, и оно интересно всем. Валера был патриотом до корней волос, любил родную землю. И все что происходило вокруг, его очень сильно беспокоило и за все очень переживал, как и нормальный адекватный человек, — рассказывает Александр Халилов. — И он понимал, что сблизить страны можно через музыку, и на самом деле это так. Некоторые говорили, что «музыка делает больше, чем дипломаты». В санкционные годы было очень сложно, некоторые отказывались от участия, но он относился с пониманием. Понимал, что все преходящее, а музыка вечна.
Коллеги вспоминают: однажды после концерта к Валерию Михайловичу подошла женщина – благодарила за музыку. А он предложил в ответ: «А пойдемте с нами кашу гречневую есть!» И провел без пропуска к полевой кухне.
«Военный оркестр как необходимая часть государственного праздника»
Светская гостиная
ТЕМА:Военный оркестр как необходимая часть государственного праздника»
ЦЕЛЬ: — познакомить с историей военных оркестров, их ролью в мероприятиях, приуроченнух к государственным праздникам.
— показать детям разнообразие музыкальных инструментов;
— обобщить и углубить жизненные представления детей об уже известных музыкальных инструментах
— формировать музыкальный вкус, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
— развивать слуховое внимание и музыкальную память.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:
Музыкальная гостиная
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, видеозаписи выступления военных оркестров.
Используемая литература:. Материалы сети Интернет: http://music-education.ru, http://www.liveinternet.ru, https://botan.cc
Материалы сети Интернет: http://music-education.ru, http://www.liveinternet.ru, https://botan.cc
Подготовила и провела:
Цегельник Н.Ю.
старшая вожатая.
Цель: — познакомить с историей военных оркестров, их ролью в мероприятиях, приуроченных к государственным праздникам.
— показать детям разнообразие музыкальных инструментов;
— обобщить и углубить жизненные представления детей об уже известных музыкальных инструментах.
— формировать музыкальный вкус, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
— развивать слуховое внимание и музыкальную память.
Ход занятия.
-
Орг. момент, приветствие.
«В российской кампании у моего войска было два главных врага: морозы и русская военная музыка» Наполеон Бонапарт
[править] Достижения
Благодаря Уральскому духовому оркестру и при поддержке Челябинской городской думы и Администрации г. Челябинска возродились танцевальные ретро-вечера в городском саду имени Пушкина (июнь – сентябрь 2014 г).
Уральский духовой оркестр участвует в масштабных мероприятиях, которые проводит администрация Челябинска и Челябинской области, выступает на музыкальных фестивалях, сотрудничает с ведущими артистами культурных учреждений Челябинска, принимает участие в построении войск челябинского гарнизона во время Парада Победы.
В совместных концертных программах с Уральским духовым оркестром выступали: Вениамин Мясоедов (мультиинструменталист, г. Москва), Александр Халилов (дирижер, г. Москва), Александр Павлов (руководитель оркестра «Уралбенд», г. Екатеринбург) , Фёдор Шагов (тубист, лауреат конкурса им. Чайковского, г. Москва).
Художественному руководителю Уральского духового оркестра Игорю Ежову присвоено звание «Человек года» (в номинации «Культура и искусство») и знак отличия «За заслуги перед Военно-оркестровой службой России». В 2008 году Игорь Ежов удостоен звания «Заслуженный артист Российской Федерации».
Уральский духовой оркестр является обладателем Гран-при конкурса-фестиваля духовых оркестров в г.Магнитогорске (2018г).
Степень: Дирижер военного духового оркестра
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Литература — профильный предмет, по выбору вуза
- История — по выбору вуза
- Творческий экзамен — по выбору вуза
Первые военные оркестры появились еще в эпоху Средневековья. Появление такого оркестра в России связано с именем Ивана Грозного, с указа которого в 1547 году появляется первый придворный военный оркестр. Расцвет европейских духовых оркестров пришелся на эпоху правления и завоеваний Наполеона, который, в свою очередь, признавался, что у него есть только два врага – русские морозы и русские военные марши. Огромный вклад в развитие отечественной военной музыки был сделан Петром III, Екатериной Великой, Николаем II. Данная сфера искусства оставалась одной из приоритетных и во время существования Советского Союза. В нашей стране такая музыка всегда занимала особое место, и сегодня она вновь становится одним из динамично развивающихся направлений музыкального искусства.
“Я воспитывался в раю деревенском”
Младший брат вспоминает, что в доме постоянно звучала музыка. Как раз, когда он родился, старшего, четырехлетнего Валеру, уже посадили за фортепьяно. Спустя год с бабочкой на шее будущий генерал-лейтенант играл «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». Отец, военный дирижер Михаил, тогда понял – династия продолжится.
Дирижер Михаил Халилов с детьми
Они жили в казахстанском Джамбуле, отец руководил городским военным оркестром, на концерты которого шли толпы — и в филармонию, и в парки. Днем вместе с ребятами Валера носился по городу босиком, ловили пескарей в каналах для орошения полей, а вечером бежал на концерт.
«Июльский вечер, светят фонари, летают майские жуки и звучит музыка военного духового оркестра, а под нее танцуют пары, — будет вспоминать Валерий потом. — Сейчас это может выглядеть архаично, а тогда такой была среда обитания людей».
Мама Клавдия очень любила фокстрот «Цветущий Май», и когда он звучал по радио, отец медленно шагал по комнате и дирижировал. А Валера с младшим братом Сашей и старшей сестрой Лилей, замерев, следили за движением его рук – оба брата потом стали музыкантами.
Александр вспоминает, как однажды в выходной отец взял служебный военный грузовик ЗИЛ-157, посадил сыновей на кузов, и они поехали в степи – собирать тюльпаны. После концертов Валерию будут дарить десятки букетов, но любимыми все равно останутся и тюльпаны и полевые васильки из родной деревни. Свое детство Халиловы провели там — в деревне Новинки Владимирской области, у бабушки и прабабушки по материнской линии.
Отец служил в Джамбуле, но мама с детьми периодически приезжала домой. В один из таких приездов Валерия крестили: как он с улыбкой вспоминал, посадили в тазик с холодной водой, а когда священник наклонился, то будущий дирижер вцепился ему в бороду. О деревенской жизни он вспоминал, как о самом большом счастье:
— Я воспитывался в таком раю деревенском: запахи, птицы, поля, луга потрясающие, речушка рядом с домом прямо течет с серебряной водой. Пескари, мы из этой реки… Я не бегал никогда в деревню, все время были на реке, мы никогда не ходили пить воду из колодца. Мы пили из реки воду. Это точно. Рукой ловили пескарей, потом этих пескарей жарили сами. У меня вот эта русскость, она заложена вот этой деревней.
История создания
Военный факультет при Московской государственной дважды ордена Ленина консерватории имени П. И. Чайковского был создан в 1935 году, в соответствии с совместным приказом Народного Комиссара Обороны Союза СССР и Народного Комиссара просвещения РСФСР № 183, от 28 ноября 1935 года, на базе отделения оркестрового факультета консерватории (в другом источнике — Военно-капельмейстерской кафедры консерватории и капельмейстерского класса Военной академии им. М. В. Фрунзе).
Процессом создания факультета руководили инспектор военных оркестров Рабоче-Крестьянской Красной Армии С. А. Чернецкий и директор Московской государственной консерватории Г. Г. Нейгауз. Новое учебное заведение возглавил бригадный комиссар Н. О. Элинсон, а в 1938 году начальником стал бригадный интендант А. Е. Гутор. Перед факультетом было поставлено задание обучения профессиональных боевых капельмейстеров, которые станут организовывать музыкальное дело и музыкальную самодеятельность в воинских частях.
В 1938 году факультет был расширен: организовали очную адъюнктуру по специальностям «Дирижирование» и «Инструментовка», а позже — «Инструмент военного оркестра», «Теория и история музыки». В следующем учебном году открыли несколько специальных кафедр: дирижирования, инструментовки, инструментов военного оркестра, фортепиано, теории и истории музыки.
Государственная комиссия во главе с Н. Головановым и Н. Аносовым отметила высокий уровень обучения подготовки руководителей военных оркестров. В 1936 — 1941 годах прошло шесть выпусков военных капельмейстеров. На 22 июня 1941 года на военном факультете обучалось 30 студентов.
После начала Великой Отечественной войны факультет начал подготовку военных капельмейстеров для Красной Армии по ускоренной программе, тогда факультет был переведен в Саратов. Многие выпускники принимали непосредственное участие в боевых действиях. В частности, в битве под Сталинградом погиб военный дирижер старший лейтенант А. К. Сироха, его посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.
В 1944 году Военный факультет при Московской государственной консерватории стал отдельным военно-музыкальным вузом, его наименование звучало так: Высшее училище военных капельмейстеров Красной Армии. В августе 1945 году вузу было торжественно вручено Боевое знамя.
В ноябре 1946 года вуз переименовали в Высшее училище военных дирижеров Советской Армии.
В 1950 году Высшее училище военных дирижеров Советской Армии реорганизовали в Институт военных дирижеров, в таком виде он существовал в течение десяти лет.
В 1960 году в ходе кампании по сокращению Вооруженных Сил СССР Институт военных дирижеров был реорганизован в Военно-дирижерский факультет при Московской государственной дважды ордена Ленина консерватории имени П. И. Чайковского.
4 апреля 2001 года Правительство Российской Федерации создало на базе Военно-дирижерского факультета при Московской государственной дважды ордена Ленина консерватории им. П. И. Чайковского Московскую военную консерваторию (Военный институт).
10 апреля 2006 года Правительство Российской Федерации снова преобразовало организацию в Военный институт (военных дирижеров) Военного университета Министерства обороны Российской Федерации.
Перспективы трудоустройства по профессии
Абсолютное большинство выпускников направления – военнослужащие. Будущие дирижеры могут числиться в различных подразделениях ВС РФ, соответственно, пользуются льготами, получают оплату своего труда, имеют перспективы карьерного роста, как другие военнослужащие государства.
Молодые специалисты могут рассчитывать на заработную плату в размере 31 000 руб., с получение новых званий увеличивается и оплата труда дирижера, средняя зарплата составляет 62 000 руб. Известные дирижеры зачастую носят генеральские или полковничьи погоны, соответственно, их заработная плата позволяет не задумываться о материальной стороне их профессиональной творческой деятельности.
О музыке духовной и военной
Я часто думаю о внутреннем сходстве, казалось бы, противоположных сфер — военной и духовной музыки. Ведь у военной музыки потрясающая сила, и она, вопреки стереотипам, отнюдь не агрессивна.
Мне больно слышать, когда говорят, что исполнение маршей — это шаг к милитаризации всей страны. Надо, как мне кажется, мыслить категориями художественного вкуса. Хороший марш написать так же трудно, как хорошую песню! Каждый великий композитор имеет свое лицо, национальная музыкальная традиция тоже: главная особенность нашей, российской, военной музыки — в особом мелодизме, в ее фольклорных, народных интонациях.
Умеют ли современные люди воспринимать классическую музыку? Определить, плохо или хорошо человек воспринимает музыку, можно только после того, как он научится воспринимать! А как человек откроет для себя прелесть классической музыки, если ему не прививали любовь к ней с самого детства?
Есть в душе каждого из нас зона, открытая всему высокому и доброму — открытая правильной музыке. А правильной музыкой я называю ту, что в своем эмоциональном воздействии побуждает человека к самым лучшим поступкам — созиданию, творению. И если так называемая «легкая» музыка может служить ненавязчивым фоном, то классика — никогда. Слушать классику — работа души.
Люди во все времена — одни и те же, они всегда открыты хорошей музыке. А значит, мы должны просвещать в силу своих умений. Не хвалясь, могу сказать, что мы открыли для военных оркестров двери многих концертных залов: Большого зала Московской консерватории, Концертного зала имени Петра Ильича Чайковского, Международного дома музыки.
И мы раздаем бесплатные билеты, невзирая на то, что по всем законам коммерции люди будто бы охотнее идут на мероприятия, когда купили билет за свои кровные деньги. Верите ли, я никогда не льстил себя надеждой, что все наши концерты будут проходить при аншлаге, но у нас люди на ступеньках сидят, лишь бы послушать музыку! И как после этого можно говорить, что современный человек не способен воспринимать классику?
Мы мечтаем вернуть духовую музыку в парки, к людям. Ведь людям сегодня особенно недостает чего-то настоящего… на работе, в быту, и мы стараемся восполнить эту насущную потребность живой музыкой, красивыми мелодиями.
Вот приходит на концерт типично городской человек: слившийся с городом, не мыслящий своей жизни без горячей воды и телевизора, как будто прилипший, присохший к этой комфортной жизни. И вдруг он слышит звуки военного духового оркестра, окунается в другой мир и… оттаивает. Спросите его в эту минуту, о чем он сейчас думает, и он точно скажет: о любви, о детях, о родине, о Боге.
Валерий Халилов
Знаете, я подметил удивительную вещь: духовой оркестр просто не может играть плохую музыку! Даже если музыканты плохонько играют — все равно эта музыка очаровывает, пусть даже некоторые звуки переданы неверно. Это как в природе: одному нравится осень, другому нет: все вянет, слякотно, ноги промокают. Но все равно каждое время года прекрасно!
Так же и духовая музыка: сама ее природа, само дыхание ее — чистое, светлое. Наверно, именно в этой плоскости музыка — военная ли или просто классическая — и пересекается с духовной жизнью. И мне очень хочется, чтобы моя работа воспитывала в людях только нравственное.
***
У меня шутка есть такая. Я говорю людям религиозным: «А вы знаете, у меня есть товарищ, который написал кандидатскую диссертацию на тему «Влияние духовой музыки на духовную жизнь духовенства».
Это шутка, но конечно, на самом деле, и опять я говорю всегда об этом: техника развивается, но люди-то стремятся куда при урбанизации? Куда они стремятся? На природу. Я всегда сравниваю, посмотри, что в пятницу, что творится будет на дорогах – куда все бегут? В лес, на полянки, на природу.
Вот духовой оркестр – это природа, это живой звук, источаемый оттуда, изнутри. И даже если он играет примитивно, даже пацаны играют, самодеятельный оркестр – вот эти простые мелодии, вот этот примитивизм даже, в каком-то смысле, но подача вот этих звуков, вот этих природных, и опять говорю, на генном уровне заставляет людей слышать.
Вокруг – раз, собирается, не хочу говорить, какие-то люди всякие, может быть даже странные, но они собираются, потому что видимо, вот эта наша музыка, она коим-то образом влияет на кору головного мозга. Собираются. Даже если плохенько играют – толпа собирается вокруг духового оркестра.
“Мы заходили в столовую училища и поплакивали”
В 1965 году у отца обнаружили опухоль мозга. Вся семья демобилизовалась в Москву, в однушку площадью 28 квадратных метров на станции метро Октябрьская. Валера учился в музыкальной школе на Якиманке, гулял в парке Горького и слушал вальсы и симфонии. А в 11 лет поступил в Московское военно-музыкальное училище. Конкурс — 50 человек на место, лимит — 30 мальчиков со всего СССР. Халилов прошел.
Началась жизнь строго по уставу: подъём в 07:15, отбой в 22:15.
— Надели погоны, поставили в строй, подстригли наголо – так мы ходили три года. Оторвали от родителей, домашнего уюта, разместили в казарме. Было тягостно и тоскливо, — будет вспоминать потом Валерий Халилов. – За серебряным бором располагались храм недействующий, где была столовая. Мы с Сашей Магаем в эту столовую заходили и поплакивали. Ну, тяжело было на самом деле. Хотелось домой.
Учеба
Младший брат, поступивший туда же спустя четыре года, подтверждает, что было тяжело. Когда мама уезжала, и он начинал реветь. Кроме того, оба брата были небольшого роста. Старшекурсники добродушно подшучивали: когда младшие играли в раздевалке в жмурки, брали их и за ремни на брюках подвешивали на вешалку и убегали. После звонка завуч приходил и снимал. «Мы никогда, конечно, не говорили, кто это сделал», — рассказывал Валерий Михайлович.
На выходные домой Валера почти всегда приезжал с друзьями – в одной спальне размещались родители, бабушка, сестра с братом Сашей, четыре курсанта и пудель Пушок. “Дом сразу наполнялся специфическим «военным» ароматом – смесь казармы, кожи, гуталина”, так запомнил те дни Александр. Спали на полу, мама на всех варила кастрюлю макарон с сосисками, сидели и обсуждали учебные будни.
Курсанты
Три курсанта – Игорь Игнатов, Владимир Царев, Илья Паникаров – на всю жизнь останутся лучшими друзьями Валерия. А училище теперь носит его имя.
— Требовательность к себе – прежде всего. Дисциплина времени, дисциплина внутреннего содержания. Только тогда можно прийти к определенному успеху в своей жизни. Ну и конечно цель, к чему стремиться, — говорил об учебе дирижер. — Ничто не достигается легким путем. Если цель достигнута легким путем, значит, будьте осторожны, что-то здесь не так, мне так кажется.