Космонавтика россии и ссср

Проблемы ракетно-космической отрасли России

Как было отмечено выше, кризис 90-х годов нанес урон в экономику страны. Несмотря на значительное улучшение ситуации, существующие проблемы до сих пор тормозят развитие отрасли, препятствуя реализации программ и проектов.

К числу трудностей, остающихся актуальными в настоящее время для российской ракетно-космической отрасли, следует отнести следующие:

  • Несоответствие имеющейся производственной базы современным требованиям и стандартам. Существенная часть производственных мощностей отрасли не обновлялась со времен СССР, в результате чего темпы износа основных фондов во много раз превышают коэффициент их обновления. Доля изношенного оборудования постоянно растет, что не позволяет осваивать производство передовой техники.
  • Снижение качества продукции и услуг. Несмотря на многочисленные попытки реорганизации структуры управления отраслью, система контроля качества большинства предприятий не соответствует современным требованиям. Если все оставить без изменений, то дальнейшее снижение качества продукции может привести к утере занимаемых Россией позиций на международном рынке коммерческих космических запусков.
  • Низкая эффективность производства. Согласно статистическим данным производительность труда на предприятиях российской ракетно-космической промышленности во много раз уступает показателям аналогичных сегментов экономики США и Евросоюза. Подобная ситуация снижает конкурентоспособность страны и не позволяет России расширять свое присутствие на мировом рынке.
  • Продолжающийся отток из отрасли квалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров. Средний возраст работников отрасли составляет 55 лет, а относительно низкие зарплаты и отсутствие отчетливых перспектив роста не способствуют приходу молодых специалистов.

Сегменты и доходы

Три основных сектора космической промышленности: спутник производство, поддержка производства наземного оборудования и запуск индустрии. Сектор производства спутников состоит из производителей спутников и их подсистем. Сектор наземного оборудования состоит из таких производственных единиц, как мобильные терминалы, шлюзы, станции управления, VSAT, спутник прямого вещания посуда и другое специализированное оборудование. Сектор запуска состоит из служб запуска, производства транспортных средств и производства подсистем.

Что касается доходов мировой спутниковой индустрии, то в период с 2002 по 2005 год они оставались на уровне 35–36 миллиардов долларов США. При этом большая часть доходов была получена от сектора наземного оборудования, а наименьшая — от сектора запуска. Услуги, связанные с космосом, оцениваются примерно в 100 миллиардов долларов США. В промышленности и смежных секторах занято около 120 000 человек в ОЭСР страны, в то время как космическая промышленность России работает около 250 000 человек. По оценке капитала, 937 спутников на орбите Земли в 2005 году оценивались примерно в 170–230 миллиардов долларов США. В 2005 году страны ОЭСР выделили около 45 миллиардов долларов на космическую деятельность; доход от космических продуктов и услуг оценивается в 110–120 миллиардов долларов США в 2006 году (по всему миру).

Весовые категории для космоса

Конкуренция в космической отрасли идет сразу во многих направлениях. Космические ракеты делятся на три базовых класса: средние, тяжелые и сверхтяжелые. У SpaceХ есть тяжелая ракета Falcon 9 и сверхтяжелая Falcon Heavy. В начале февраля 2018 года SpaceX запустила Falcon Heavy «в сторону орбиты Марса», причем единственной полезной нагрузкой ракеты стал электромобиль главы компании Илона Маска — вишневый Tesla Roadster с одетым в скафандр производства SpaceX водителем-манекеном. Возвращение ступеней ракеты прошло с переменным успехом: два боковых ускорителя ракеты успешно приземлились на посадочные платформы, а центральный ускоритель Falcon Heavy, который должен был сесть на плавучую платформу, разбился.

Falcon 9

(Фото: Getty Images)

У СССР была своя сверхтяжелая ракета «Энергия», которая выводила в космос многоразовый корабль «Буран» весом 105 т около 30 лет назад. Новая российская сверхтяжелая ракета по ранее озвученным планам должна была появиться к 2028 году, однако в последние годы о ее судьбе ничего не слышно.

Falcon 9, с помощью которой на орбиту был выведен Crew Dragon, относится к классу тяжелых частично многоразовых ракет-носителей. Она использует в качестве компонентов топлива керосин (горючее) и жидкий кислород (окислитель). У России есть две тяжелые ракеты «Протон-М» и «Ангара-А5».

«Ангара» вполне могла стать конкурентом Falcon, однако «Роскосмос» решил изменить свои приоритеты. Изначально предполагалось, что перспективный транспортный корабль нового поколения (первое название — «Федерация», с осени 2019 года — «Орел»), будет запускаться при помощи ракеты-носителя «Ангара-А5П».

По состоянию на апрель 2015 года планировался первый пилотируемый пуск пилотируемого космического корабля нового поколения и полет к МКС с экипажем из двух человек.

Согласно проекту Федеральной космической программы на 2016-2025 годы, пилотируемый пуск перенесен на 2025 год. В середине 2017 года «Роскосмос» фактически свернул разработку пилотируемого варианта «Ангары» в пользу «Союза-5», запланировав возможный пуск «Ангары-А5П» на период после 2025 года.

В настоящее время большинство запусков, в том числе и пилотируемых производятся при помощи ракет среднего класса семейства «Союз» различных модификаций. В качестве топлива в них используется, так же как и в Falcon 9, керосин и жидкий кислород. Однако в отличие от Falcon, все ракеты семейства «Союз» являются полностью одноразовыми — все их ступени отстреливаются и сгорают в атмосфере.

Сегменты и доходы

Три основных сектора космической промышленности: спутник производство, поддержка производства наземного оборудования и запуск индустрии. Сектор производства спутников состоит из производителей спутников и их подсистем. Сектор наземного оборудования состоит из таких производственных единиц, как мобильные терминалы, шлюзы, станции управления, VSAT, спутник прямого вещания посуда и другое специализированное оборудование. Сектор запуска состоит из служб запуска, производства транспортных средств и производства подсистем.

Что касается доходов мировой спутниковой индустрии, то в период с 2002 по 2005 год они оставались на уровне 35–36 миллиардов долларов США. При этом большая часть доходов была получена от сектора наземного оборудования, а наименьшая — от сектора запуска. Услуги, связанные с космосом, оцениваются примерно в 100 миллиардов долларов США. В промышленности и смежных секторах занято около 120 000 человек в ОЭСР страны, в то время как космическая промышленность России работает около 250 000 человек. По оценке капитала, 937 спутников на орбите Земли в 2005 году оценивались примерно в 170–230 миллиардов долларов США. В 2005 году страны ОЭСР выделили около 45 миллиардов долларов на космическую деятельность; доход от космических продуктов и услуг оценивается в 110–120 миллиардов долларов США в 2006 году (по всему миру).

Структура отрасли

А Союз-ФГ запуск ракеты Союз-ТМА космический корабль. Союз-ФГ производится ЦСКБ Прогресс, а «Союз-ТМА» производит РКК Энергия

Крупнейшая компания космической отрасли России — РКК Энергия. Это главный подрядчик пилотируемых космических полетов в стране, ведущий разработчик Союз-ТМА и Прогресс космический корабль и русский конец Международная космическая станция. Здесь работает около 22-30 тысяч человек.Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «Прогресс» (ЦСКБ Прогресс) — разработчик и продюсер знаменитых Союз ракета-носитель. В Союз-ФГ версия используется для запуска пилотируемых космических кораблей, а международное совместное предприятие Старсем продает запуски коммерческих спутников на другие версии. ЦСКБ Прогресс в настоящее время ведет разработку новой пусковой установки под названием Русь-М, который должен заменить корабль Союз. В Москве Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева — одна из самых успешных в коммерческом отношении компаний космической отрасли. Это разработчик Протон-М ракета и Фрегат верхняя ступень. Новый Ракетное семейство Ангара ввод в эксплуатацию ожидается в 2013 году. Крупнейшим производителем спутников в России является МКС Решетнева (ранее назывался НПО ПМ). Генеральный подрядчик ГЛОНАСС программа спутниковой навигации и производит Экспресс серия спутников связи. Компания находится в г. Железногорск, Красноярский край, и насчитывает около 6500 человек. Ведущее предприятие по производству ракетных двигателей — НПО Энергомаш, дизайнер и продюсер известных РД-180 двигатель. В двигателе электрического космического корабля, ОКБ Факел, находится в Калининградская область, является одной из ведущих компаний. НПО им. Лавочкина является главным разработчиком планетарных зондов в России. Он отвечает за громкий Фобос-Грунт миссия, первая попытка России провести межпланетный зонд с Марс 96.

Сегменты и доходы

Три основных сектора космической промышленности: производство спутников, производство вспомогательного наземного оборудования и космическая промышленность. Сектор производства спутников состоит из производителей спутников и их подсистем. Сектор наземного оборудования состоит из таких производственных единиц, как мобильные терминалы, шлюзы, станции управления, VSAT , спутниковые антенны прямого вещания и другое специализированное оборудование. Сектор запуска состоит из служб запуска, производства транспортных средств и производства подсистем.

Что касается доходов мировой спутниковой индустрии, то в период с 2002 по 2005 год они оставались на уровне 35–36 миллиардов долларов США. При этом большая часть доходов была получена от сектора наземного оборудования, а наименьшая — от сектора запуска. Услуги, связанные с космосом, оцениваются примерно в 100 миллиардов долларов США. В промышленности и смежных отраслях занято около 120 000 человек в странах ОЭСР , а в космической отрасли России работает около 250 000 человек. По оценке капитала, 937 спутников на орбите Земли в 2005 году оценивались примерно в 170–230 миллиардов долларов США. В 2005 году страны ОЭСР выделили около 45 миллиардов долларов на космическую деятельность; доход от космических продуктов и услуг оценивается в 110–120 миллиардов долларов США в 2006 году (по всему миру).

Астроном

Астрономия — раздел физики и одна из старейших научных дисциплин. Современная астрономия подразделяется на астрофизику, астрометрию, небесную механику, звёздную астрономию. Специалисты-астрономы занимаются фундаментальными исследованиями космического пространства и динамики звёздных систем, изучают Солнце и солнечную систему, отдельные звёзды и целые галактики, постигают природу сверхновых и черных дыр. Делают они это с помощью наблюдений через современные телескопы и технологий компьютерного моделирования.

Где работать: в научно-исследовательских институтах, обсерваториях (Институт космических исследований РАН, Астрокосмический центр Физического института Академии Наук, Российский фонд фундаментальных исследований, Астрономический институт им. В. В. Соболева, Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория РАН, Специальная астрофизическая обсерватория РАН, «Крымская Астрофизическая обсерватория РАН»).

Где учат:

Космонавт

Самый очевидный вариант, но не самый простой для претворения в жизнь. Космонавт управляет космическим кораблём, проводит работы на Международной космической станции и даже выходит в открытый космос. В задачу космонавтов входит проведение научных исследований, а также испытание различных технических устройств. Порой космонавтам приходится ремонтировать оборудование, находящееся на борту станции. Само пребывание людей на околоземной орбите — биологический эксперимент, на Земле космонавты становятся объектом изучения для врачей и биологов.

Отбором и обучением космонавтов-испытателей занимается Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Подать заявку на поступление в отряд космонавтов может любой желающий моложе 35 лет. Среди основных требований к космонавтам — хорошее здоровье и высшее образование. Самые востребованные специальности на орбите — пилот и инженер, а самый простой путь в космонавты лежит через профессию военного лётчика.

Где работать: в Отряде космонавтов «Роскосмоса».

Где учат: 

  • Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков им. А.К.Серова;
  • Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов (филиал Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»);

Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков (филиал Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»).

Лазерный радар

Еще одно космическое достижение — лидар. LIDAR — технология, которая посредством активных оптических систем получает информацию об удаленности объектов с точностью до миллиметра. Эта технология изначально была изобретена для военных целей. Первый прототип построила американская военно-промышленная авиастроительная компания Hughes Aircraft Company в 1961 году. Но широкое применение технология нашла после использования в рамках миссии «Аполлон-15» для картографирования Луны.

LIDAR состоит из трех основных компонентов: сканер, лазер и GPS-приемник. Другими элементами, играющими важную роль в сборе и анализе данных, являются фотоприемник и оптика. Суть технологии заключается в том, что система вычисляет, сколько времени требуется лучам света, чтобы попасть на объект или поверхность, отразиться от него или нее и «долететь» обратно к лазерному сканеру. Затем расстояние вычисляется с помощью формулы скорости света.

Сегодня LIDAR применяется для определения глубины водоема, поиска археологических улик на поверхности и в воде, предупреждения лесных пожаров, при лазерной коррекции зрения, в беспилотниках и iPhone 12.

Индустрия 4.0

3D-печать и ночные портреты: для чего в iPhone 12 Pro Max нужен лидар

Цели и задачи ракетно-космической отрасли РФ на текущий период

Главной целью государственной стратегии в сфере освоения космического пространства на современном этапе является создание экономически рентабельной и конкурентоспособной отрасли, обеспечивающей реализацию перспективных программ и гарантированное присутствие России в космосе в качестве ведущего игрока. Развитие научного потенциала и модернизация производственных мощностей должны обеспечить долю отечественной ракетно-космической техники на международном рынке до 15-18%.

В качестве приоритетов в обозначенном сегменте рассматриваются шесть основных направлений:

  1. Разработка и производство систем и комплексов нового поколения, обеспечивающих по своим техническим параметрам реализацию перспективных программ. Сейчас ведутся работы по дальнейшему совершенствованию находящихся в эксплуатации ракетных комплексов, проектируются ракеты и разгонные блоки для выведения на околоземную орбиту пилотируемого корабля нового поколения. Помимо того, осуществляется разработка прорывных проектов по освоению дальнего космоса.
  2. Окончательное формирование и развитие спутниковой группировки системы глобальной навигации ГЛОНАСС. Программа предусматривает поддержку устойчивой и надежной работы системы, а также поэтапную замену действующих спутников аппаратами нового поколения со сроком активного действия свыше 10 лет. Развитие системы включает совершенствование наземных элементов управления, разработку и производство навигационных приемников для массового пользователя, конкуренцию на мировом рынке, международное партнерство в сегменте спутниковой навигации.
  3. Разработка и создание спутниковой группировки нового поколения для обеспечения всех видов связи на территории страны. Также предусмотрен вывод на околоземную орбиту аппаратов военного назначения для передачи данных в режиме реального времени.
  4. Обеспечение гарантированного присутствия России на мировом космическом рынке посредством следующих действий: сохранение лидирующих позиций на рынке коммерческих услуг, обеспечивающих до 30% запусков; рост производства коммерческих космических аппаратов нового поколения, продвижение на мировой рынок уникальных технологий и технических компонентов ракетостроения; освоение производства высокотехнологичного оборудования для систем наземной спутниковой связи и навигации; модернизация российского сегмента МКС.
  5. Оптимизация организационной структуры ракетно-космической отрасли. Для решения этой задачи планируется сформировать несколько крупных корпораций, обеспечивающих разработку и производство космических систем, предназначенных для решения экономических и оборонных задач.
  6. Глобальная модернизация наземной инфраструктуры, включающая окончательный ввод в эксплуатацию космодрома «Восточный» в Приморье. Программа также предусматривает технологическое обновление предприятий ракетно-космической промышленности, что позволит значительно повысить эффективность производства и производительность труда.

Будущее спутниковой отрасли

Главные проблемы, которые препятствуют развитию спутниковых технологий:

  • сложности для входа на рынок частных компаний;
  • зависимость от госкорпораций и государственной космической программы;
  • сложный и дорогой цикл разработок;
  • жесткое регулирование;
  • космическая отрасль нуждается в больших инвестициях, — частных и государственных — чтобы вести научные исследования и инженерные разработки.

Самыми перспективными, по словам представителей «Глонасса», среди аппаратов выглядят малые и средние спутники широкого применения с межспутниковыми линиями связи и долгим сроком службы. Главные тренды здесь — полная цифровизация процесса, использование COTS-компонентов (Commercial off-the-shelf, готовый коммерческий продукт. — РБК Тренды) и ПО с открытым исходным кодом.

Для запусков спутников все чаще используют малые ракеты или самолеты-носители, запуская сразу большое количестве аппаратов разных компаний.

Для обработки данных со спутников все более востребованной становится Edge-технология. Она подразумевает, что все вычислительные операции совершаются максимально близко к источнику данных — то есть самим спутником — чтобы повысить качество и скорость передачи. Это становится возможным благодаря упрощению требований к электропитанию аппаратов, ТТХ и устойчивости к радиации.

В чем главные трудности

  • Долгий и очень дорогой цикл разработки, особенно в ракетостроении и космических запусках. На создание и тестирование рабочих прототипов уходит пять-семь лет, и все это время компания не получает никакой прибыли. Чтобы развивать подобные проекты, нужны не просто инвесторы, а спонсоры или безвозмездные гранты. К примеру, на разработку ушло $500 млн, а с момента выпуска до первого успешного старта прошло восемь лет;
  • Существует множество ограничений для работы в космосе. Например, чтобы подняться на высоту более 100 км (формальная граница, за которой начинается космическое пространство), нужна специальная лицензия. Для полетов в стратосфере (на высоте около 30 км) нужно закрывать воздушное пространство для других судов;
  • Пилотируемые полеты еще и сопряжены с большим риском для жизни и здоровья экипажа. Поэтому к ним предъявляются максимально жесткие требования — технические и правовые. Любые ошибки в этой сфере приводят к существенным проблемам для компании, включая судебные разбирательства, закрытие проектов или потерю финансирования;
  • Частные космические проекты не могут существовать в отрыве от государственной космической программы. Поэтому космический бизнес развивается только там, где есть технологическая база, регулярные космические запуски и площадки для них;
  • Для развития космических проектов необходимы также фундаментальные научные исследования, которые напрямую зависят от господдержки в этой отрасли.

[править] Примечания

  1. Украинский «Южмаш» частично приостановил работу из-за нехватки заказов. 29 января 2015
  2. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  3. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  4. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  5. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  6. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  7. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  8. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  9. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  10. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  11. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  12. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  13. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  14. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  15. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  16. „Южмаш“ застыл в ожидании гособоронзаказа. 2 февраля 2015
  17. О состоянии и перспективах Южмаша. 21 января 2015
  18. „Южмаш“ застыл в ожидании гособоронзаказа. 2 февраля 2015
  19. „Южмаш“ практически остановил работу. 25 января 2015
  20. ЗАЯВЛЕНИЕ по поводу распространения недостоверной информации о событиях на предприятии. 29 января 2015
  21. Роскосмос обойдется без «Зенита». 2 февраля 2015
  22. Южмаш теряет 80 % дохода из-за отказа Роскосмоса от ракет Зенит. 2 февраля 2015
  23. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  24. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  25. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  26. Пуск украинской ракеты-носителя «Циклон-4» откладывается на 2014 год. 10 апреля 2013
  27. Бразилия отказывается от проекта космического сотрудничества с Украиной. 10 апреля 2015
  28. Украина думает над переносом стартовой площадки нового ракетно-космического комплекса «Циклон-4» из Бразилии в США. 20 мая 2015
  29. Правительство Украины намерено привлечь $400 млн на развитие космической сферы. 28 марта 2013

Начало истории освоения космоса

Первые планы о полете в дальнее пространство и их постепенная реализация началась в XIX веке. Тогда ученые пришли к выводу, что при определенной устойчивой скорости летательный аппарат может не только преодолеть гравитацию, но и вылететь за атмосферу Земли. Кроме того, летательный объект закрепится на орбите и, словно Луна, будет вращаться вокруг нашей планеты.

Однако обеспечить такую скорость полета существующие в то время двигатели не могли. Двигатели со слабой мощностью не достигали нужной скорости, а сильные выбрасывали энергию рывками. Такой объект не только не мог лететь по назначению, но и также невозможно было контролировать траекторию его движения.

При вертикальном запуске летательный аппарат закруглял свой вектор движения и клонился обратно на землю задолго до предполагаемого выхода в космическое пространство. О горизонтальном запуске, конечно же, речи и не шло, иначе можно было уничтожить все живое в радиусе запуска.

Начало XX века стало знаковым периодом для реализации полета в космос. В космической промышленности начали создавать опытные ракетные двигатели, работающие на жидком топливе. При помощи такого двигателя удалось облегчить массу ракеты, а также ракета должна была двигаться вперед за счет выделяемой энергии. Первая ракета для полета в космическое пространство была спроектирована в 1903 г. Ее проектировщиком стал известный изобретатель Константин Циолковский.

Первый практический шаг к воплощению проекта Циолковского в реальность — создание экспериментальной советской ракеты на гибридном топливе ГИРД-09. Ее характеристики были намного слабее, чем у современных ракет, но результаты эксперимента, проведенного в 1933 году, на то время были впечатляющими.

Долгие годы Циолковский также изучал теоретическую сторону нахождения человека в космическом невесомом пространстве. В его работах были перечислены способы передвижения в невесомости, ее воздействие и влияние на любой живой организм. Изобретатель точно описывал, какой должна быть форма космического корабля.

Все его описания впоследствии подтвердит первый человек, полетевший в космос — Юрий Гагарин. Свои ощущения он описывал в точности как те, о которых писал в своих работах Константин Циолковский.

Инженер-робототехник

Он разрабатывает роботизированные автоматические системы, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта — одно из ведущих направлений современной науки. Инженеры-робототехники в космической отрасли создают и программируют аппараты для исследования космоса и космических объектов. Среди последних достижений космической робототехники — робот-помощник астронавта на борту космической станции и робот для переноски тяжестей и помощи в экстремальных ситуациях, которые могут произойти на орбите. Российская робототехника пока отстаёт от зарубежной, но в ближайших планах — выход на мировой уровень.

Где работать: в конструкторских бюро авиации и космонавтики, в научно-исследовательских институтах, предприятиях космической отрасли (НПО им. С.А.Лавочкина, НПО «Андроидная техника», Кластер космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково», Институт проблем механики РАН, ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности, «Объединённая ракетно-космическая корпорация», Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королёва, Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, АО «Российские космические системы»).

Где учат:

Как обстоят дела в России

В России сфера космических запусков и ракетостроения практически недоступна для частных компаний. Они не могут найти достаточное финансирование и обойти госкорпорации, в том числе — из-за бюрократических процедур. Одно из немногих исключений — S7 Space, которая с 2016 года предоставляет услуги космических запусков с морских платформ. Они расположены в разных точках Земли, включая Калифорнию.

Success Rockets — первая частная компания в России, которая занимается разработкой сверхлегких ракет и спутников при поддержке «Роскосмоса». Она уже получила $4,5 млн на первый этап разработки и планирует привлечь еще $50 млн. Первая ракета-носитель Stalker сможет выводить на орбиту груз от 250 кг на высоту от 500 км, а первый запуск намечен на 2024 год. Однако большую часть работ по изготовлению и сборке компания будет заказывать у внешних подрядчиков.

«Стратонавтика» — компания, которая осуществляет туристические и коммерческие полеты в стратосферу — на высоту 30 км — с использованием собственного стратостатного комплекса. Помимо самих полетов, она запускает метеорологические спутники и размещает рекламу. За десять лет работы «Стратонавтика» осуществила 150 запусков.

Футурология

Вселенная возможностей: частные стартапы начинают осваивать космос

Попытки создать российскую Virgin Galactic не увенчались успехом. Основанная в 2014 компания «КосмоКурс» в апреле 2021-го объявила о ликвидации. Ее основатель Павел Пушкин собрал 50 ракетно-космических конструкторов и планировал к 2024 году запустить на низкую орбиту первых космических туристов, но так и не смог преодолеть бюрократические и финансовые трудности. В частности, «КосмоКурс» не смог получить от Минобороны необходимую техническую документацию, чтобы построить суборбитальную ракету. Работы по постройке собственного космодрома тоже пришлось приостановить.

Чуть лучше обстоят дела со спутниками.

«Лин Индастриал» — стартап, который разрабатывает сверхлегкие ракеты-носители «Таймыр» и «Алдан», а также легкую ракету «Адлер» для доставки наноспутников (весом менее полутонны). В числе первых инвесторов выступили сотрудники игровой студии Wargaming.

«Спутникс» — стартап, который с 2011 года разрабатывает спутники и системы для их обслуживания. За десять лет компания вывела на орбиту пять спутников и запустила платформу OrbiCraft Pro, с помощью которой можно собирать спутники различной конфигурации. Два из них уже запущены с МКС.

«Астрономикон» разрабатывает сверхмалые спутники стандарта CubeSat (сверхмалые спутники 10х10х10 см, весом менее 1,3 кг). Первые спутники запустят в ноябре 2021 года с космодрома «Восточный».

Avant Space — самый необычный российский стартап, который планирует продавать рекламу в космосе. Ее будут проецировать с помощью собственных микроспутников, расположенных в виде заданных фигур и надписей на орбите на высоте 600 км — по аналогии с шоу дронов. Лазеры со спутников будут передавать бинарный код со ссылкой на сайт заказчика.

Компания обещает охватить более 130 крупных городов и аудиторию в 1 млрд человек. В сентябре 2020 года прошел успешный запуск блока с лазерами на высоту 30 км. Это позволило рассчитать необходимую мощность источника света для будущей рекламы. Первые рабочие спутники Avant Space планирует вывести на орбиту в 2022 году. Для этого компания уже получила грант «Сколково» на ₽60 млн.

Самая перспективная область — сбор и обработка спутниковых данных, которые можно использовать для мониторинга и прогнозов в сфере экологии, навигации, сельского хозяйства.

«Совзонд» занимается геоинформационными технологиями и проведением космического мониторинга. С 1992 года с помощью спутников компания передает данные для муниципального управления и сельского/лесного хозяйства, строит топографические карты, 3D-модели модели рельефа и местности, предоставляет ПО для аналитики и визуализации данных.

Проект «Лоретт» выпускает аппаратные комплексы для обработки и передачи данных дистанционного зондирования Земли из космоса. Такие данные используют, например, при детекции нарушений в сфере рыбной ловли и экологической безопасности, а также — выявления паводков и лесных пожаров. Также компания участвует в образовательных проектах для детей, посвященных изучению Земли и космоса.

Индустрия 4.0

Как алгоритмы помогают бороться с пожарами в России

Ракеты, которые вернутся

В мае 2020 года совет РАН по космосу одобрил создание в России многоразовой ракеты. Проблема в том, что никто, включая самого Дмитрия Рогозина, не рассказывает, как эта ракета или ракеты будут устроены. В разное время существовало несколько разработок возвращаемых ракет. Например, перспективный модуль «Байкал» — многоразовый ускоритель первой ступени ракеты-носителя «Ангара», разработанный в ГКНПЦ им. Хруничева. Особенностью многоразового ускорителя «Байкал» является возврат, осуществляемый самолетным способом. После отстыковки «Байкал» разворачивает поворотное крыло в верхней части корпуса и осуществляет посадку на аэродром, при этом может осуществляться маневр на дальности порядка 400 км.

Дмитрий Рогозин

(Фото: Сергей Карпухин / ТАСС)

В апреле 2018 года Рогозин в интервью телеканалу РБК сказал, что если Россия собирается создавать ракету с возвращаемыми ступенями, то она должна переходить из вертикального положения в горизонтальное и «самолетным образом возвращаться на ближайший аэродром». «Но это уже совмещение с авиацией», — добавил он. То есть, вероятно, речь шла о развитии именно проекта «Байкал». Впрочем, с тех пор планы могли измениться.

Другой проект — «Союз-7» частной компании S7 Space, который разработал экс-главный конструктор средств выведения ракетно-космической корпорации «Энергия» Игорь Радугин. Он руководил разработкой новой российской ракеты-носителя «Союз-5» и сверхтяжелой ракеты «Енисей». Как и в ракете Falcon-9, в проекте «Союз-7» планируется осуществлять возврат первой ступени с помощью ракетодинамического маневра и вертикальной посадки с использованием ракетных двигателей. Существует также проект одноступенчатой ракеты-носителя с вертикальным взлетом и посадкой «Корона», который разрабатывался государственным ракетным центром (ГРЦ) им. Макеева в период с 1992 по 2012 год.

Проблема всех этих проектов в том, что большинство специалистов аэрокосмической отрасли сомневаются, что у России есть технологический потенциал для их реализации. И даже если он есть, то разработки и испытания займут годы, а «Роскосмос», судя по всему, даже еще не определился, какие конкретные технологические решения он намерен развивать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector