Что послужило предпосылкой создания ссср

Образование СССР

Договор об образовании СССР был подписан 29 декабря 1922 г., а уже 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов одобрил его.

Первыми государствами, оказавшимися в его составе, были Украинская ССР (УССР), Белорусская ССР (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР).

Интересен факт, что формально все они считалась суверенными государствами.

Борьба за партийную власть

Вся власть СССР была сосредоточена в руках коммунистической партии, которая на протяжении истории несколько раз меняла свое название. В конечном счете, в 1952 г. она начала называться КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза).

Высшими органами власти были Центральный комитет, Оргбюро, Секретариат и Политбюро. Последний из них являлся самым главным органом власти.

Постановления Политбюро не подвергались критике и обсуждению, и должны были исполняться беспрекословно.

Де-юре все члены Политбюро были равны, однако де-факто это было не совсем так. Наиболее значимым представителем Политбюро был Владимир Ленин, из-под пера которого выходили разные законы и принимались все наиважнейшие решения.

Однако после того как Ленин начал серьезно болеть, он не смог участвовать в обсуждении тех или иных вопросов, что дало повод к борьбе за власть.

Кроме него в составе Политбюро были Сталин, Троцкий, Рыков, Томский, Зиновьев и Каменев. Именно эта шестерка в период 1922-1925 гг. участвовала в заседаниях.

Вскоре в Политбюро произошел раскол. Сталин, наряду с Зиновьевым и Каменевым, выступили против Троцкого (см. интересные факты о Троцком). Стоит заметить, что между политиками трения возникали еще во время Гражданской войны.

В конце 1923 г. Троцкий начал требовать большего равенства в партии, открыто критикуя «тройку» своих однопартийцев. Однако, как выяснится позже, он проиграет это противостояние.

В результате, как Троцкий, так и все его соратники будут объявлены врагами народа.

После смерти Ленина в 1924 г. к Иосифу Сталину, Каменеву и Зиновьеву примкнули и другие ключевые политики. В их числе были Куйбышев, Бухарин, Рыков и Томский.

При этом личный авторитет Сталина с каждым днем заметно возрастал.

Иосиф Сталин и Лев Троцкий

На 13-ом съезде РКП (б) вдова Ленина Надежда Крупская обнародовала «Письмо к съезду», написанное покойным супругом незадолго до смерти. Однако письмо не было зачитано в зале, поскольку присутствующие сочли правильным прочесть его только на закрытом заседании.

К слову сказать, в этом письме Ленин говорил о своих соратниках, давая каждому краткую, но содержательную характеристику.

В частности, Владимир Ильич обвинял Сталина в том, что он сосредоточил в своих руках слишком большую власть и вряд ли сможет разумно ее использовать.

В то же время он хвалил Троцкого и даже называл его кандидатуру наилучший для управления новообразованным государством.

Интересен факт, что на том съезде Сталин попросил об отставке, однако Каменев настоял на том, чтобы этот вопрос поставили на голосование.

Иосиф Виссарионович Сталин

По мнению ряда историков, Сталин решился на такой шаг не потому, что хотел уйти из политики, а для того, чтобы расположить к себе людей.

Таким образом, он показал, что якобы не держится за власть и тем самым завоевал симпатии участников съезда. В результате, против него проголосовали только сторонники Троцкого.

Стоит заметить, что уже через пару недель Иосиф Сталин забудет, как его поддерживали Каменев и Зиновьев.

Он обвинит их в искажении идей Ленина и будет делать все возможное, чтобы выставить их врагами народа. В результате они будут вынуждены примкнуть к Троцкому.

В это время Сталин сблизился с Бухариным. Вместе с ним он проповедовал идеи социализма и критиковал капитализм. В обществе с каждым днем становилось все больше сторонников Сталина, веривших в его программу развития СССР.

Осенью 1927 г. «Объединенная оппозиция» в лице Троцкого, Каменева и Зиновьева была окончательно уничтожена. К 1929 г. вся власть фактически оказалась в руках Иосифа Сталина.

Вскоре он начал избавляться и от своих соратников, в том числе и от Бухарина. Его целью было выбить из политической гонки всех тех, кто потенциально мог помешать ему стать главой СССР.

Предпосылки и причины

Традиционно рассматривают следующие предпосылки образования единого государства на территории бывшей Российской империи. Однако вы должны представлять, что в ходе Первой Мировой и Гражданской войн обрели свою независимость Эстония, Латвия, Литва, Польша, Финляндия, Белоруссия и Украина, Тува. В Средней Азии, которая, как вы должны знать, была присоединена в XIX веке к России, тоже образовались независимые государства: Хивинская и Бухарская народные демократические республики.

Сложность также была и в том, что все народы прекрасно помнили национальную политику Российской империи, в которой были черты шовинизма и национализма в пользу предоставления русской народности больших прав, чем всем другим. Существовали черты оседлости и прочие ужасные вещи. 

Однако были и общие предпосылки: вековые межэтнические и межкультурные связи между разными народами, наличие вековых хозяйственных, экономических связей, общую историю. Кроме того, эти территории имели общую инфраструктуру: почтовую службу, например. Не будете же вы товары, произведенные в России везти в Европу, где их никто не купит, поскольку дикая конкуренция. Продукцию можно отвезти в Среднюю Азию, или еще куда. То есть по сути мы имеем дело с неисчерпаемыми рынками сбыта. Думаю, не составит труда понять, сколь выгодным была бы совместная жизнь в одном государстве.

К тому же была и более серьезная причина, повлиявшая на то, что СССР образовался в 1922 году, а не позже. Ведь на апрель этого года была запланирована Генуэзская конференция по долгам царского правительства и другим послевоенным вопросам. Российское государство должно было предстать единым как внутри, так и снаружи. А проблем внутри хватало.

Ведь в годы Гражданской войны в самой РСФСР существовали независимые республики, автономные округа и прочие образования, которые могли попросту воспротивиться быть в одном государстве. И тогда бы советские государства предстали бы разрозненными, что придало бы им в Генуе статус кво по меньшей мере навсегда.

Дата образования СССР

Советский Социалистический Союз Республик был образован 30 декабря 1922 года. В этот день состоялся первый съезд министров республик, вошедших в состав СССР: •РСФСР; •Украинская республика. •Белорусская республика; •Закавказская Федерация. Основными документами, подтверждающими процесс слияния республик в единое государство, стали Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В основе Договора лежало разграничение полномочий между государственным органом власти и представителями власти на местах. Все остальное, кроме внешней политики и торговли, путей сообщения, связи, вопросов финансов и обороны, вверено управлению республик. Высшим государственным органом СССР стал Всесоюзный съезд Советов, ведущий свою активную деятельность под руководством новоявленного лидера государства в лице В. И. Ленина.

Это интересно: 1595,Причины наступления Смутного времени — основательный взгляд на вопрос

Ликбез, или стране требуются рабочие руки

В 1920-ом году, была образована чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Советские власти очень любили использовать аббревиатуры и сокращения, отчего в народе начали использовать выражение “ликбез”, которое и поныне продолжает жить.

Занятиях по ликвидации безграмотности

Около 50-ти миллионов человек, в возрасте от 8-ми до 50-ти лет должны были обучиться грамоте, письму и чтению. Продолжилось активное реформирование школ. Чувствовалась острая нехватка помещений. Лишь в середине 20-х годов количество учащихся достигло предвоенного уровня, при том, что количество школ достигало немного больше 80-ти процентов от довоенного уровня. Основную массу учащихся составляли беспризорники, которые представляли собой массовое явление в советском обществе.

Была введена система начальной четырехлетней школы, а также основной семилетней школы. В стране происходили разнообразные социальные изменения. Это требовало повышения грамотности. Попросту говоря, стране требовались рабочие руки.

Полностью отойдя от системы разнообразия учебных заведений, советские власти ввели единую унифицированную общеобразовательную школу. Это имело свои плюсы, давая возможность большинству населения обучиться грамотности, но и имело обратную сторону. Специализация в конкретных областях знаний очень сильно упала. Чувствовались последствия войны и интеллектуальной миграции, что выливалось в отсутствии подготовленного преподавательского состава. В новой системе обучения, специалистам узкого профиля просто не было где взяться.

Выпускное фото из советской школы

В 30-х годах, с началом индустриализации это особенно чувствовалось. Практически все большие промышленные проекты того времени разрабатывались иностранными инженерами, приглашенными в СССР.

Разрушенные инженерные школы приходилось создавать с нуля. Не было и заводов по производству сельскохозяйственной техники. Все это закупалось за границей. Таким образом, в это время, из-за очень низкого уровня советской образовательной системы, приходилось тратить практически всю валютную выручку на оплату иностранных специалистов и закупку техники.

Школьная система XIX века в России

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. 

Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:

  • Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища. 
  • Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
  • Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
  • Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге. 

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:

  • Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
  • Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику. 
  • Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее. 

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:

  • Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет. 
  • Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
  • Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.

Последствия

Весь юмор заключается в том, что так и остался открытым вопрос: входят ли братские республики в состав РСФСР или они объединяются в него на равноправных началах. Дискуссия с обсуждением этого вопроса не раз поднималась в годы НЭПа. 

В результате появление на карте мира нового государства СССР, можно говорить о некой общности народов. К примеру, приезжаете вы сегодня в Киргизию. На каком общем языке может, к примеру разговаривать Украинец и Киргиз? Конечно на русском. Поэтому как ни крути, но 70 лет существование Союза не прошел бесследно для его республик.

Появление СССР также привело к появлению национальной политики, которая была направлена на уничтожение национального неравенства. Но в итоге именно она стала причиной национальных конфликтов в 90-к и 2000-е годы.

Поделиться в соц. сетях

Руководители страны

Основы могущества и процветания СССР связаны с тем, что в стране была относительная стабильность в руководстве. Была четка единая линия партии, и руководители, долго находившиеся во главе государства. Интересно, что чем ближе страна подходила к развалу, тем чаще менялись Генсеки. В начале 80-х годов и вовсе началась чехарда: Андропов, Устинов, Черненко, Горбачев – страна не успевала привыкнуть к одному руководителю, как на его месте оказывался другой.

Общий список руководителей следующий:

  • Ленин. Вождь мирового пролетариата. Один из идейных вдохновителей и реализаторов октябрьской революции. Заложил основы государства.
  • Сталин. Одна из самых противоречивых исторических личностей. При всем том негативе, которые в адрес этого человека льет либеральная пресса, факт заключается в том, что Сталин поднял с колен промышленность, Сталин подготовил СССР к войне, Сталин стал активно развивать социалистическое государство.
  • Хрущев.  Получил власть после убийства Сталина, развивал страну и сумел достойно противостоять США в Холодной войне.
  • Брежнев. Эпоху его правления называют эпохой застоя. Многие ошибочно связывают это с экономикой, но там никакого застоя не было – все показатели росли. Застой был в партии, которая разлагалась.
  • Андропов, Черненко. Толком ничего не сделали, подталкивали страну к развалу.
  • Горбачев. Первый и последний президент СССР. На него сегодня вешают всех собак, обвиняя в развале Советского Союза, но главная его вина была в том, что побоялся принимать активные действия против Ельцина и его сторонников, которая фактически устроили заговор и государственный переворот.

Интересен также другой факт – наилучшими правителями были те, кто застал время революции и войны. Это же касается и партийных деятелей. Эти люди понимали цену социалистического государства, значимость и сложность его существования. Как только к власти пришли людей, которые ни войны, ни уже тем более революции, не видели – все пошло прахом.

Становление и достижения

Союз Советских Социалистических Республик начал свое становление красным террором. Это печальная страница истории России, огромное количество людей было убито большевиками, стремившимися укрепить свою власть. Руководители партии большевиков, понимая, что власть они смогут удержать только силой, убивали каждого, кто хоть как-то мог помешать становлению нового режима. Возмутительным является то, что большевики в качестве первых народных комиссаров и народной полиции, т.е. тех людей, кто должен был следить за порядком, набрали воров, убийц, бездомных и т.п. Одним словом всех тех, кто был неугоден в Российской Империи и всячески пытался отомстить всем, кто хоть как-то был с ней связан. Апогеем этих злодеяний стало убийство царской семьи.

После становления нового строя, СССР, возглавляемый до 1924 года Лениным В.И., получил нового вождя. Им стал Иосиф Сталин. Его управления стало возможным после того, как он выиграл борьбу за власть у Троцкого. В период правления Сталина огромными темпами стала развиваться промышленность, сельское хозяйство

Зная о растущей мощи гитлеровской Германии, огромное внимание Сталин уделяет развитию оборонного комплекса страны. В период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года Союз Советских Социалистических Республик был вовлечен в кровопролитную войну с Германией, из которой вышел победителем

Великая Отечественная Война стоила советскому государству миллионы жизней, но только так можно было сохранить свободу и независимость страны. Послевоенные годы были тяжелыми для страны: голод, бедности и разгул бандитизма. Сталин жесткой рукой навел в стране порядок.

Международное положение

После смерти Сталина и вплоть до развала СССР, Союз Советских Социалистических Республик динамично развивался, преодолевая огромное количество трудностей и препятствий. СССР было вовлечено США в гонку вооружения, которая продолжается и по сей день. Именно эта гонка могла стать фатальной для всего человечества, поскольку обе страны в результате находились в постоянной конфронтации. Этот период истории получил название холодной войны. Только благоразумие руководства обеих стран сумело удержать планету от новой войны. А эта война, с учетом того, что обе нации были уже на тот момент ядерными, могла стать роковой для всего мира.

Особняком всего развития СССР стоит космическая программа страны. Именно советский гражданин первым полетел в космос. Им был Юрий Алексеевич Гагарин. США на этот полет человека в космос ответили своим первым полетом человека на Луну. Но советский полет в космос, в отличие от американского полета на луну, столько вопросов не вызывает, и у специалистов нет ни тени сомнения в том, что этот полет действительно был.

Общий список[]

Университеты СССР (на 1 января 1977) и даты их основания: Азербайджанский (1919), Алтайский (1973), Башкирский (1957), Белорусский (1921), Вильнюсский (1579), Воронежский (1918), Гомельский (1969), Горьковский (1918), Дагестанский (1957), Дальневосточный (1920), Днепропетровский (1918), Донецкий (1965), Ереванский (1920), Ивановский (1973), Иркутский (1918), Кабардино-Балкарский (1957), Казанский (1804), Казахский (1934), Калининградский (1967), Калининский (1971), Калмыцкий (1970), Карагандинский (1972), Кемеровский (1973), Киевский (1834), Киргизский (1951), Кишиневский (1945), Красноярский (1969), Кубанский (1970), Куйбышевский (1969), Латвийский (1919), Ленинградский (1819), Львовский (1661), Марийский (1972), Мордовский (1957), Московский (1755), Новосибирский (1959), Нукусский (1974), Одесский (1865), Омский (1974), Пермский (1916), Петрозаводский (1940), Ростовский (1915), Самаркандский (1927), Саратовский (1909), Северо-Осетинский (1969), Симферопольский (1972), Сыктывкарский (1972), Таджикский (1948), Тартуский (1802), Ташкентский (1920), Тбилисский (1918), Томский (1880), Туркменский (1950), Тюменский (1973), Удмуртский (1972), Ужгородский (1945), Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (1960), Уральский (1920), Харьковский (1805), Челябинский (1974), Черновицкий (1875), Чечено-Ингушский (1972), Чувашский (1967), Якутский (1956), Ярославский (1969).

Февральская революция

Далее последовала Февральская революция 1917 г., которая стала непосредственным началом истории создания СССР. Началу Февральской революции предшествовали многие события.

Имперский режим во главе с Николаем II с каждым годом ослабевал, и безнадежно терял всякий авторитет.

Николай II — последний российский император. В июле 1918 г. был расстрелян большевиками вместе со всей семьёй

По мнению выдающегося русского философа Николая Бердяева, монархия пала не по причине революции, а скорее потому, что ее попросту никто не защищал.

Когда ей на смену пришел большевизм во главе с идейным лидером Лениным, он стал единственной силой, которой удалось овладеть умами народа и совершить попытку свержения действующей власти.

Владимир Ильич Ленин

Основной задачей Февральской революции было свержение монархии и установление республики.

Итогом стало отречение Николая II от престола, что де-факто положило конец монархическому правлению в России.

Классификация и термины

Советская система образования состояла из трех уровней. Названия этих уровней использовались и до сих пор используются для оценки стандартов образования отдельных лиц или отдельных школ, несмотря на различия в точной терминологии, используемой в каждой профессии или школе. Военные, милицейские , КГБ и партийные школы также оценивались по этим уровням. Это отличает советскую систему от остального мира, где образовательные уровни школ могут различаться, несмотря на их схожие названия.

Начальные школы назывались «начальным» уровнем ( русское : начальное , начальное ), 4 и позже 3 классы. Средние школы были 7 и более поздних версий 8 классов (требуется полная начальная школа) и называется «неполное среднее образование» ( русский : неполное среднее образование , nepolnoye sredneye obrazavaniye ). Этот уровень был обязательным для всех детей (с 1958-1963 гг.) И факультативным для малообразованных взрослых (которые могли учиться в так называемых «вечерних школах»). С 1981 года уровень «полного среднего образования» (10 или, в некоторых республиках, 11 лет) был обязательным .

10 классов (11 классов в республиках Балтии) обычной школы назывались «средним образованием» ( русский язык : среднее образование — буквально «среднее образование»).

, а также некоторые военные объекты сформировали систему так называемого «среднего специального образования» ( русский : средний специальный , sredneye spetsialnoye ). PTU были профессионально-техническими училищами и обучали студентов широкому спектру навыков, от механика до парикмахера. Завершение PTU после начальной школы не дает ни полного среднего диплома, ни пути к такому диплому. Однако поступление в техникум или другую среднюю специальную школу можно было начать после 8 или 10 классов комбинированного обучения в начальной и средней школе. Выпуск этого уровня требовался для должностей квалифицированных рабочих, техников и чиновников низшего уровня (см. Также профессиональное образование , профессии , обучение ).

«Высший» ( русский : высший , vyssheye ) образовательные учреждения включали степень -LEVEL объектов: университеты , институты «» и военные академии. « Институт » в смысле школы относится к специализированному «микроуниверситету» (в основном техническому), обычно подчиненному министерству, связанному с их областью обучения. Самыми крупными сетевыми «институтами» были медицинские, педагогические (для подготовки учителей), строительные и различные транспортные (автомобильные и автомобильные, железнодорожные, авиационные) институты. Некоторые из этих институтов присутствовали в каждой областной столице, в то время как другие были уникальными и располагались в крупных городах (например, Литературный институт и Московский физико-технический институт). В просторечии все эти университеты и институты назывались аббревиатурой «ВУЗ» ( ВУЗ — высшее учебное заведение , «высшее учебное заведение»).

Студенты, желающие поступить в вузы, должны были окончить либо общеобразовательную школу (10 или 11 лет), либо среднюю специальную школу, либо техникум. Те, кто закончил только профессионально-техническое училище (ПТУ) или «неполную среднюю школу», не были аттестованы как имеющие законченное среднее образование (у них не было аттестат зрелости — аттестата зрелости — или эквивалентного диплома средней специальной школы) и, таким образом, они не имели права посещать аттестат зрелости. ВУЗ.

Многочисленные военные и Милиция (полиция) школы ( русский : высшее училище / школа , vyshee училище / школа ) были на том же уровне , выше

Обратите внимание, что советские военные и милицейские объекты под названием «Академия» ( русский язык : Академия , Академия ) были не школой для получения дипломов (как западные военные академии, такие как Вест-Пойнт ), а аспирантурой для опытных офицеров. Такие школы были обязательными для должностных лиц , претендующих на звание от полковника , см советского военных академий .

Высшие учебные заведения КГБ назывались либо «школами» (например, «Высшая школа КГБ»), либо «институтами» (например, « Краснознаменный институт КГБ » — подготовка специально для разведчиков ).

Высшие учебные заведения КПСС назывались «Высшие партийные школы» ( русский язык : Высшая партийная школа , высшая партийная школа ).

Дух и структура советского образования в основном унаследованы многими постсоветскими странами, несмотря на формальные изменения и социальные преобразования.

Устранение хаоса

На окраинах павшей империи мгновенно образовалось множество национальных государств, лишь некоторые из которых продолжали сохранять политические связи с СССР. Помимо внутреннего вооруженного конфликта к неприятностям добавилась и иностранная интервенция — армии стран Антанты вторглись на территорию страны. Также началась война с Польшей, которая еще вчера была одним из владений империи, хоть и в особом статусе.

Во время Гражданской войны на территории бывшей империи правительства осуществляли самые жесткие варианты внутренней политики. Особенно заметными были последствия так называемого военного коммунизма и продразверстки. Некоторые регионы Украины и Малороссии сильно пострадали от голода.

История СССР в 1953-1991 гг.

В 1953 г. умер Иосиф Сталин. Его смерть стала настоящей трагедией для большинства советских граждан, живших во время культа личности.

Новым главой СССР был избран Никита Хрущев. При его правлении было реабилитировано огромное количество жертв сталинских репрессий, а также проведены важные реформы.

Хрущевская оттепель

На 20-ом съезде КПСС Никита Хрущев раскритиковал культ личности Сталина, обнародовав разные документы, говорившие о его преступлениях.

Слова Хрущева были поддержаны членами партии точно так, как до этого они поддерживали самого Сталина. В общем-то, это не было удивительным, поскольку каждый боялся потерять свое место.

Никита Сергеевич Хрущёв

История СССР во время правления Хрущева получила название «оттепель»

Правительство уделяло большое внимание аграрному вопросу, объявив при этом курс на «мирное сосуществование» с капиталистическими странами

Между СССР и Югославией начали развиваться хорошие отношения.

12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полет в космос (см. интересные факты о Гагарине). Это стало неслыханным прорывом советской науки, ошеломившим весь мир.

Юрий Гагарин — первый в мире космонавт

Эпоха застоя

В 1964 г. Хрущев был отстранен от власти, а на его место избрали Леонида Брежнева. После этого были проведены, экономические реформы, однако они оказались малоэффективными.

В результате этого в истории СССР началась так называемая «Эпоха застоя». К тому времени инакомыслящие уже не подвергались репрессиям в виде смертной казни, а Советский Союз вступил в относительно мирную фазу существования.

Особенности и дипломатическое признание нового государства

Договор о создании нового государства был утвержден 30 декабря 1922 года на I Всесоюзном съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Его подписали главы делегаций. Съезд проходил в Большом театре. Его председателем был М. И. Калинин, а заместителем – А. С. Енукидзе.

Первыми государствами, которые признали СССР в 1923 года стали: Афганистан, Германия, Иран, Монголия, Польша, Финляндия и Турция.

В июле 1923 года было создано правительство нового государства – Совет Народных Комиссаров и министерства (наркоматы). В 1924 году у СССР появилась конституция.

В плане экономики создание СССР совпало с Новой экономической политикой, которая была провозглашена в начале 1921 года и позволила быстро восстановить разрушенную гражданской войной экономику.

Созданное в декабре 1922 года государство просуществовало 69 лет, до Беловежских соглашений 1991 года.

На съезде почти все делегаты были члены РКП (б), то есть большевики, а также присутствовали: два левых социал-федералиста, один анархист, один член еврейской социал-демократической партии.

Рис. 3. СССР карта 1922.

Что мы узнали?

Кратко и понятно об образовании СССР можно узнать из школьного курса истории 9 класса. Новое государство было создано усилиями четырех республик – России, Беларуси, Украины и Закавказья.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Что будет дальше с российским образованием

Итак, современное российское образование унаследовало что-то от советской системы (относительную доступность), при этом стало слишком перегруженным, оторванным от практики, знания перестали быть глубокими, а творческого процесса в образовании скоро вообще не станет.

Нельзя сказать, что государство считает систему идеальной (хоть серьезной критики и нет), но на ближайшие 5 лет запланирована реализация национального проекта «Образование». Это несколько проектов, сгруппированных по 4 основным направлениям:

  • обновление содержания;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • создание современной инфраструктуры;
  • эффективное управление.

С точки зрения качества образования самые важные – первые 2, которые отвечают на вопрос «Чему учить детей?» и «Кто будет этим заниматься?». На весь проект запланировано потратить почти 800 миллиардов рублей (что в масштабах бюджета страны за 6 лет не так уж много), а целей поставлено много.

Среди целей – ликвидация третьей смены в школах (в России пока еще есть и такое), возможность учиться по индивидуальному плану, создание общественно-деловых объединений, постоянное повышение квалификации минимум половины учителей, полноценный запуск Национальной системы учительского роста (одна из частей которой – обязательная аттестация по новым правилам – вызвала бурю возмущения), и т.д.

То есть, российское образование будет продолжать двигаться примерно в том же направлении, что двигается сейчас – никакой отмены ЕГЭ или возвращения к отдельным элементам советской системы не планируется.

Эксперты считают, что образование должно двигаться в будущее, но не оставлять за бортом лучшие достижения советской системы. Полностью копировать советскую систему не стоит, говорит Роза Саргсян, в современных реалиях она не будет работать:

Что же касается дальнейших действий, то будущее образования – в сочетании нового содержания и современных технологий, считает Павел Чернышов:

Кстати, профессиональному образованию в России стали уделять внимание не так давно – в 2012 году страна вступила в «WorldSkills International», а в 2019-м в Казани прошел мировой чемпионат ассоциации. Также в России уже активно проводятся выпускные экзамены по стандартам WorldSkills

Возможно, складывающаяся в России система образования будет иметь мало что общего с советской, но если учесть, что современный мир отличается от того, что было 30 лет назад, это не так уж плохо.

Общественное дороже личного

Но что было самым главным, без чего система образования не смогла бы состояться даже при самой лучшей организации: высокая, благородная идея – идея построения общества будущего, в котором все будут счастливы. Постигать науки, развиваться – не для того, чтобы в будущем заработать побольше денег для своего индивидуального счастья, а для того, чтобы служить своей стране, чтобы своим вкладом пополнить копилку «всеобщего блага». Детей с раннего возраста учили отдавать – свой труд, свои знания, умения, навыки на благо родной страны. Это была идеология и личный пример: миллионы людей отдали свои жизни, защищая Родину от фашизма; родители, не щадя себя, выкладывались на работе; учителя, не считаясь со временем, старались дать знания и воспитать следующее поколение.

Воспитательный процесс в советской школе строился на основе отмененной через 70 лет после революции коммунистической идеологии и идеях коллективизма: общественное дороже личного, добросовестный труд на благо общества, забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния, человек человеку – друг, товарищ и брат. Подрастающему поколению с самого раннего возраста говорили, что общественная ценность отдельной личности определяется не служебным положением и не материальным благосостоянием, а тем вкладом, который она внесла в общее дело строительства светлого будущего для всех.

Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, такие ценности абсолютно комплементарны нашему уретрально-мышечному менталитету, в отличие от западного кожного индивидуалистического менталитета. Приоритет общественного над личным, коллективизм, справедливость и милосердие являются главными отличительными чертами российского мироощущения. В советской школе, например, было принято помогать слабым ученикам. К слабому «прикрепляли» более сильного в учебе, который и должен был подтянуть в учебе своего товарища.

Если человек совершал поступок, противоречащий общественной морали, его коллективно «прорабатывали», ставили «на вид», чтобы ему стало стыдно перед товарищами, а потом брали на поруки. Ведь стыд в нашем менталитете – это и есть основной регулятор поведения. В отличие от западного, где регулятор поведения – это закон и страх перед ним.

Октябрятские звездочки, пионерские и комсомольские отряды помогали объединению ребят на основе высших нравственных ценностей: чести, долга, патриотизма, милосердия. Была введена система вожатых: у октябрят вожатым назначался лучший пионер, у пионеров – лучший комсомолец. Вожатые отвечали за свой отряд и его успехи перед своей организацией и своими товарищами. И старшие, и младшие ребята сплачивались не по архетипичному механизму поиска жертвы (как это часто бывает в современных школах), а на основе общего благородного дела: будь то субботник, сбор металлолома, подготовка праздничного концерта или помощь в учебе заболевшему товарищу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector