Лучшие сборники и пособия для подготовки к егэ — что выбрать?

Из литературы первой половины XX века.

И.А. Бунин рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».А.А. Ахматова поэма «Реквием», стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Нес теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество».М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)М. Горький пьеса «На дне», рассказ «Старуха Изергиль».

С.А. Есенин

стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Б.Л. Пастернак

роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

В.В. Маяковский

поэма «Облако в штанах», стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».

А.А. Блок

поэма «Двенадцать», стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…».М.А. Шолохов роман «Тихий дон», рассказ «Судьба человека».М.А. Булгаков романы: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» (допускается выбор).А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»).А.И. Солженицын рассказ «Матренин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича»А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого).

Проза второй половины XX века:

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).

Поэзия второй половины XX века:

Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).Драматургия второй половины ХХ века: А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

*Данный список взят из кодификатора ЕГЭ

Книга не за семью печатями

Лучше всего купить учебное пособие в том вузе, куда вы собираетесь поступать. Можно пользоваться школьным учебником: почерпнуть биографические данные, основные вехи творчества, главные темы и мотивы – одним словом, наметить общую канву для своего будущего ответа.

Хорошо бы отыскать сборник лекций по литературе (если он существует) преподавателя и члена приемной комиссии из вашего вуза. Прочитав эти лекции, вы поймете, какие авторы ему наиболее интересны, и сможете проанализировать его художественный вкус. Часто на консультации перед экзаменом преподаватели рекомендуют учебные пособия и сборники – попробуйте попасть на такую консультацию за год вперед или спросите совета у знакомых, которые уже поступили.

ЕГЭ по литературе: что нового

Нововведения в ЕГЭ по литературе в 2020 году коснутся в основном структуры выполнения заданий

Особое внимание будет уделяться развернутому ответу, т. е

рассуждениям школьника. По сути, мы возвращаемся к обычному экзамену по литературе, который был до введения ЕГЭ.

ФИПИ предлагает следующую структуру выполнения заданий:

Требования

Количество заданий

Форма ответа

Краткий ответ

Анализ фрагмента прочитанного произведения –12 заданий

Указать последовательность слов или букв, подчеркнуть нужную фразу или слово

Полный ответ

Анализ одного-двух произведений – 4 задания

Не менее 5-10 предложений, которые полностью раскрывают суть задания

Сочинение

Выбор темы производится из 5-6 вариантов; возможно, будет разрешено написание сочинения на собственную тему

Не менее 250 слов

Принцип оценки будет прежним: определенное количество баллов за каждое правильно выполненное задание. Оцениваться будет глубина рассуждений, убедительность, логика в изложении, правильное построение предложений, соблюдение норм речи.

За первую часть билета (анализ произведения, раскрытие темы) будет выставляться 4–6 баллов, за сочинение – 14–24 балла и более. При оценке будут учитываться качество выполненной работы, полное раскрытие темы, а также творческий подход к задаче. 

Для успешной сдачи экзамена по литературе нужна не только подготовка, но и умение рационально распределить силы и время при выполнении заданий. Если затрудняетесь с ответом на какое-либо задание, можно его оставить на потом и отвечать на знакомые и понятные вопросы. Совет такой: на выполнение заданий первого блока постарайтесь потратить не более 1 часа 15 минут, на сочинение – 2 часа 25 минут. В оставшиеся 15 минут попытайтесь ответить на вопросы анализа, которые ранее вызвали затруднение.

Структура экзамена

Первая часть

Структура КИМа по литературе представляет собой условно разделённые три части. Часть первая – работа с произведением «большой формы»: романом, рассказом, пьесой, поэмой. Это семь заданий в виде теста и два мини-сочинения. Одно проверяет умение анализировать отрывок текста, второе – знание системных связей между произведениями. Для успешной подготовки к этому заданию надо знать, в каких произведениях из кодификатора (списка литературы, обязательного к прочтению) есть дуэли, сны, герои-бунтари и так далее.

Чтобы справиться с таким заданием, нужно системно подходить к изучению литературы и перечитывать произведения программы с седьмого по одиннадцатый класс. Понятно, что за год до экзамена это сделать трудно, поэтому лучше всего начать готовиться к ЕГЭ по литературе заранее, минимум с десятого класса. Если вы только в одиннадцатом классе осознали, что вам необходимо сдавать этот предмет, постарайтесь найти себе проводника по миру русской классики. Это может быть школьный учитель, репетитор или хорошее пособие для подготовки.

Третья часть

Третья часть экзамена представляет собой большое сочинение, которое должно содержать минимум 150 слов. Меньшее количество слов не подлежит проверке. Его просто оценивают нулем баллов, а выпускник теряет 14 первичных балов. С другой стороны, даже рекомендованный объём в 250 слов не гарантирует высшей оценки по критериям сочинения.

Кратко о критериях оценивания и особенностях подготовки

На сайте ФИПИ вы с лёгкостью найдёте документ под названием «Методические рекомендации для руководителей предметных комиссий по проверке заданий с развёрнутым ответом». Его можно досконально изучить, чтобы иметь точное представление о всех ловушках, которые надо учитывать при написании экзамена. Правда, это сложный и длинный документ, который хотя и находится в открытом доступе, но освоить его не так-то просто. Чтобы подготовка к ЕГЭ по литературе прошла максимальной эффективно, вы должны научиться:

  • Выстраивать связь между произведениями. Для этого нужно изучить произведения кодификатора и определить общие темы.
  • Анализировать текст сочинения на предмет верного содержания и структурного оформления. Один из самых важных критериев – К1, критерий, отвечающий за глубину раскрытия темы. Чтобы хорошо раскрыть тему, необходимо тщательно изучить критическую литературу, учебники и методические пособия. Аккуратно относитесь к выбору источников: их лучше заранее узнать у преподавателя или репетитора.
  • Выявлять значимые детали, эпизоды, подробности, которые необходимы для полноценного письменного ответа на задание. Тут требуется умение работать с текстом. Этот навык прокачивается с помощью сочинений и активной работы на уроке.

Как распределить время на экзамене

Самая распространённая проблема сдающих ЕГЭ по литературе – катастрофическая нехватка времени, ведь вам предстоит писать несколько сочинений. Есть несколько полезных советов по распределению времени на экзамене.

Начинайте с сочинений

Если всё делать согласно объёму заданий с развернутым ответом, то придется брать дополнительные бланки. Иногда выдача этих бланков происходит не сразу, а с пяти-десяти минутной задержкой. Такой бланк может понадобиться не один. Время экзамена при этом не продляется. Вместо того, чтобы нервничать, что бланки задерживают, спокойно решайте в этот промежуток тестовую часть.

Засекайте время на выполнение заданий при подготовке

Очень неплохо на экзамене по литературе работает следующий расчет: 30 минут на каждое мини-сочинение, от 20 до 40 минут на тестовую часть, включая перенос ответов в соответствующий бланк, все остальное время должно быть посвящено сочинению задания 17.

Тренируйте память

На экзамене вам не дадут текстов, всё должно быть в памяти. Учите стихотворения, пишите сочинения, ведите отдельную тетрадь с цитатами, составляйте планы произведений. Это поможет вам в нужный момент подобрать убедительные аргументы и подкрепить их примером.

Подготовка к ЕГЭ по литературе: какие есть варианты

Есть два пути подготовки. Первый – обратиться к репетитору, который даст обратную связь по сочинениям, поможет увидеть общие мотивы в произведениях и подскажет полезную литературу. Второй – готовиться самостоятельно. В таком случае от выпускника требуется много самодисциплины и организованности, а также сильная мотивация. Вы всегда можете получить бесплатную консультацию с преподавателем у нас на вводном занятии.

Литература – такой экзамен, который не сдать наудачу, поэтому готовиться к нему надо основательно и заранее. Желаю вам удачи!

Типы рифмовки

Парная (смежная) – aabb «Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной
И смолистою сосной» (К. Д. Бальмонт)
Перекрестная – abab Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов. (А.А. Фет)
Опоясывающая (кольцевая) – abba «С земли не видно. Страшную беду
Почувствовав, мы сразу замолчали.
Заупокойно филины кричали,
И душный ветер буйствовал в саду»
(А. А. Ахматова)
Смешанная «О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..» (Н. А. Некрасов)

Аргументы из народной мудрости

  1. «Жизнь без любви похожа на год без лета», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду, что смысл жизни должен заключаться в любви, так как без нее жизнь похожа на год без лета.
  2. «Жизнь — это лестница, где некоторые поднимаются, а другие падают», — гласит русская пословица. Наши предки сравнивали жизнь с лестницей, где некоторые поднимаются, а другие падают. Они намекали, человек должен стремиться подняться выше, победить свои слабости, комплексы, стать мудрее.
  3. «Имущество не продлит жизни, но жизнь улучшит», — говорится в русской пословице. Она утверждает, что материальные ценности не могут продлить жизнь человеку, но значительно улучшают ее качество.
  4. «Жизнь с любовью — счастливая, а без любви — глупая», — говорится в китайской пословице.  Китайский народ считал, что человеку нужно стремиться к тому, чтобы прожить свою жизнь с любовью в сердце, ибо такая жизнь счастливая, а без любви глупая.
  5. «Улыбка принесет вам еще десять лет жизни», — говорится в известной русской пословице, в которой народ советует жить в гармонии с собой и со всем миром, чаще улыбаться, так как улыбка продлевает жизнь на десять лет.
  6. «Живи для людей, поживут и люди для тебя», — советует русская пословица. В ней говорится о том, что смысл жизни человека может заключаться в служении людям, особенно тем, кто нуждается в помощи и поддержке.
  7. «Жил — ни о чем не тужил; помер — и о нем не тужат», — говорится в русской пословице. В ей точно отмечается нашими предками то, что если человек при жизни был эгоистом, ни о ком не переживал, кроме самого себя, значит после его смерти никто и не будет тужить о нем.
  8. «Не хлебом единым жив человек», — гласит русская пословица. Она утверждает, что человеку нужен не только хлеб, но и духовная пища.
  9. «Жизнь без цели — пустая жизнь», — считали наши мудрые предки в пословице. В ней утверждается, что бесцельная жизнь пуста. У каждого человека должна быть цель, к которой нужно стремиться.
  10. «Бодрость, доброжелательность и честность — хорошие компаньоны, чтобы взять их с собой по жизни», — гласит испанская пословица. В ней говорится о том, что спутниками жизни человека должны стать бодрость, доброжелательность и честность.

Фипи егэ 2021

Ежегодно единый для всех школьников России (и некоторых стран СНГ) государственный экзамен претерпевает сразу несколько изменений. Возникают нововведения из-за анализа результатов выпускников и эффективности полученных ими знаний. О том, какие новшества установит ФИПИ в ЕГЭ 2021, читайте в данной статье.

Каждый ученик, перешедший в 10-11 класс, уже всерьез задумался о предстоящем через несколько лет/год экзамене. Несмотря на то, что времени еще достаточно много, будущие выпускники активно узнают новости на сайте ФИПИ о ЕГЭ 2021 и начинают усердную подготовку к тестированию. О том, что ожидает учеников, к чему им стоит готовиться уже сегодня и не только, в этой статье.

9 и 16

9 и 16 задания – мини-сочинения с поиском соответствий между упомянутыми в задании предметами. Чтобы их сделать, нужно владеть навыками, которые обозначили создатели профильного ЕГЭ. Нужно уметь практически все, что мы описывали в предыдущих разделах, а также сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям. Кроме того, нужно самостоятельно определять эти критерии и аргументировать позиции сопоставления. Как научиться этому самостоятельно и с нуля? Вот советы от Многомудрого Литрекона:

  1. Сделайте тематические, жанровые, событийные подборки стихотворных и прозаических произведений. Они должны быть похожи по выбранному Вами критерию.
  2. Сформулируйте это сходство письменно. Так, Вы обглодаете собаку в этом деле до последней косточки.

Подготовка ясна, поэтому разбор каждого задания из ЕГЭ по литературе продолжает анализ самих заданий и методов их выполнения. Вот примеры из демоверсии:

Как с этим справиться? Необходим план для сочинений 9 и 16 и, конечно, нужно помнить хотя бы два схожих произведения. Вот пример:

Вступление – это клише + формулировка вопроса: Многие писатели (поэты) отображали конфликт между представителями разных поколений в своих произведениях.

Основная часть – два коротких примера сопоставления и анализа. Сначала описываем сходство книг, а затем отличия: Так, А. Н. Островский в пьесе «Гроза» тоже поднимает тему взаимоотношений отцов и детей. Патриархальный застой пожилых обитателей Калинова противопоставляется бунтарскому стремлению молодежи к свободе. Но в этой драме автор делает акцент на противоборстве идей и эпох, а не на столкновении разных поколений. Эту же тему затрагивает и А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума». Он противопоставляет молодежь в образе Чацкого пожилым людям в лице Фамусова

Однако конфликт отцов и детей занимает не самое важное место в книге, где на первый план выходит противостояние будущего и прошлого.

Заключение – ответ на поставленный вопрос: Таким образом, конфликт между представителями разных поколений в своих драматических произведениях отображали такие классики, как А. С

Грибоедов и А. Н. Островский. Авторы обеих книг повествуют о столкновении двух разных поколений, однако это не основной конфликт этих произведений.

Сочинения оцениваются по 4 критериям

Нужно правильно сопоставить одно произведение (2 балла) и второе (2 балла), при этом важно соблюдать речевые нормы (2 балла). Но самый «дорогой» критерий – привлечение текста произведения для аргументации (4 балла)

Таким образом, имея четкий план сочинения и минимальные знания о схожих книгах, можно без особого труда получить свои 20 первичных баллов.

Список изменений

С 2022 года выпускники, сдающие ЕГЭ по литературе, должны будут продемонстрировать свои знания не только по отечественной, но и по зарубежной литературе. Помимо этого, одним из важнейших критериев оценивания сочинения в будущем году будет выступать аспект грамотности выпускника.

Рассмотрим, с какими еще изменениями столкнутся школьники в будущем учебном году.

  1. В КИМ ЕГЭ 2022 был расширен литературный материал. Разработчики контрольно-измерительных материалов более широко представили поэзию второй половины 19-20 веков. Помимо этого, разработчики обогатили список произведений отечественной литературы 21 века и добавили в него произведения зарубежной литературы. Вот полный список книг на ЕГЭ по литературе 2022 года.
  2. Произведения зарубежной лирики могут использоваться в качестве базового текста в целях формулирования заданий различных типов как с краткими, так и с развернутыми ответами. В некоторых случаях при выполнении 6 и 11 заданий допускается выбор примера для контекстного сопоставления из отечественной и зарубежной литературы. Кроме того, участнику ЕГЭ предоставили возможность обратиться к русским или зарубежным творениям писателей в некоторых формулировках тем сочинений второй части.
  3. В новой модели КИМ уменьшили число заданий с базовым уровнем сложности с 12 до 7. В связи с этим подверглась значительным изменениям нумерация заданий.
  4. Разработчики новой версии ЕГЭ добавили задания на выбор в первой части (5.1/5.2, 10.1/10.2). Во второй части была добавлена тема сочинения, связаннаяс «диалогом искусств». Изменения в ЕГЭ по литературе 2022 года существенно осложняют подготовку. Зато талантливые и читающие выпускники раскроют весь свой потенциал.
  5. Разработчики контрольно-измерительных материалов поменяли требования к решению номера 6 (ранее – 9) и 11 (ранее –16). Теперь выпускник должен будет подобрать только одно произведение (а не два, как было ранее), чтобы сопоставить с предоставленным отрывком. Также разработчики уточнили систему оценивания этих заданий.
  6. В КИМ ЕГЭ 2022 повысили запросы к минимальному порогу сочинения. Теперь выпускник должен будет написать сочинение с минимальным объёмом в 200 слов. Вот примеры сочинений по этим критериям.
  7. В соответствии с критерием номер3 «Опора на теоретико-литературные понятия» был увеличен максимальный балл оценки сочинения (12.1 – 12.5) с 2 до 3 баллов.
  8. Разработчики КИМ ЕГЭ 2022 ввели критерий оценки уровня грамотности выпускника.
  9. Изменениям был подвержен максимальный первичный балл за всю работу выпускника. В 2021 году он составлял 58 баллов, а в 2022 году составит – 55.

Таким образом, мы рассмотрели полный список изменений в ЕГЭ по литературе в 2022 году. Данный перечень опубликован на официальном портале ФИПИ.

Чтобы подготовиться к экзамену, не стоит бежать к репетиторам и тратить десятки тысяч сейчас, чтобы не платить их за обучение в вузе потом. Больше преимуществ имеет самостоятельная подготовка по плану

Обратите внимание на разбор заданий на ЕГЭ по литературе, кодификатор и решайте новые варианты каждый день. Это гораздо эффективнее, ведь в попытках разобраться во всем самостоятельно Вы получите много полезных навыков, которые пригодятся и в вузе, и на работе

Сентиментализм

Сентиментализм привнес в нашу литературу больше изображаемой эмоциональности и внимания к чувствам персонажей. Такие произведения, как «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и «Несчастная Маргарита»  Г. П. Каменева продемонстрировали читателям 18 века о возможности такой трепетности к судьбам героев.

Сентиментализм
Периодизация и место зарождения Вторая половина XVIII века.
Представители в русской литературе Н. М. Карамзин;
А .Н. Радищев.
Представители в зарубежной литературе Лоренс Стерн;
Ричардсон;
Жан-Жак Руссо.
Особенности
  • чувства — превыше всего;
  • деление героев по способности их чувствовать и переживать (положительные с богатой душевной организацией, отрицательные с бедной);
  • особый интерес к чувствам героя;
  • изображение разнообразных чувств персонажей в большом количестве (слезы, восклицания, самоубийства, обмороки).
Жанры Роман, дневник, повесть, элегия, послание, исповедь.

Даты и правила написания

В 2021 году не стоит ждать таких уж глобальных изменений. Самый сложный год остался позади, выдыхаем с облегчением. Экзамен по литературе, как и прежде, доступен для сдачи по выбору.

Основным днем проведения объявлено 24 мая 2021. Существует два дополнительных резервных дня – 23 июня и 1 июля 2021 года. Но не спешите обводить эту дату красным кружочком в календаре: из-за пандемии все еще может измениться, как с итоговым сочинением, например.

Уважаемые Выпускники, будьте внимательны. На экзамене не разрешено пользоваться текстами произведений, не предоставленными в самих КИМах. Запрещены любые словари или иные источники. Это очень важный момент для будущей подготовки.

По великому обыкновению проводится всё следующим образом:

  1. В день «Х» необходимо приехать за 40 минут до начала. Опоздавших пропустят, но Вы не получите славных инструкций от организаторов, а также не сможете продлить себе время, отведенное на сдачу.
  2. Взять с собой можно только черную ручку (а лучше несколько), паспорт, водичку (не перепутайте), питание по необходимости.
  3. Взять с собой телефон, чтобы ответить маме на смс про кота, не выйдет.
  4. Вас проводят до нужной аудитории, где уже заранее уготовлено место.
  5. В аудитории находятся ученики. По одному за каждой партой. Сидят строго как в шахматах.
  6. Организаторы рассказывают о проведении всю-всю полезную информацию, которую, скорее всего, каждый школьник слышал уже 1000 и 1 раз.
  7. Происходит заполнение бланков, затем — проверка на ошибки.
  8. Раздаются КИМы, по одному на каждую парту.
  9. Отсчитывается время и выписывается на доску, точность до минут.
  10. Начинается процесс, в ходе которого можно просить дополнительные бланки и черновики. Разговоры с другими запрещены.
  11. За полчаса до окончания Вы получите предупреждение, что пора включать режим Флэша.
  12. Предупреждение также услышите за пять минут до конца.
  13. Сдаёте работу и покидаете ППЭ.

Литература второй половины XIX века

  • А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
  • Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо», стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
  • И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», роман «История одного города» (обзорное изучение)
  • Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»
  • Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»
  • И.А. Гончаров роман «Обломов»
  • Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого) например, повесть «Левша» или «Леди Макбет Мценского уезда».
  • А.Н. Островский пьеса «Гроза»
  • Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»),«Природа – сфинкс. И тем она верней…»

Эпитеты к слову «чтение»

Внимательное, ознакомительное, вдумчивое, поверхностное, беглое, увлекательное, интеллектуальное, ограниченное, вдохновительное, мотивирующее, созидательное, спасительное, мыслительное, безграничное, беззаветное, истинное, благопристойное, беззаветное, уединённое, сокровенное, интересное, упоительное, обязательное, добровольное, результативное, бесполезное, серьёзное, ежедневное, неторопливое, профессиональное, выразительное, захватывающее, авторское, регулярное, публичное, углублённое, систематическое, медленное, детское, семейное, полезное, художественное, книжное, воскресное, домашнее, непрерывное, коллективное, литературное, вечернее, приятное, обдуманное, последовательное, интересное, совместное, ответственное, лёгкое, дополнительное, подходящее, правильное, духовное, хорошее, прекрасное, продолжительное, запойное, усердное, прилежное, поучительное, занимательное, назидательное, умелое, познавательное.

Структура ЕГЭ по литературе в 2021 году

ЕГЭ по литературе состоит из двух частей: в первую входят тестовые задания и 4 маленьких сочинения, а во второй части предложены темы для большой письменной работы номер 17. 

Номера 1-7 и 10-14 являются тестовыми, в них проверяется начитанность выпускника и знание литературоведческих терминов. Так что, начиная готовиться к ЕГЭ по литературе, выучите сначала значение понятий.
Первые семь вопросов соотносятся с отрывком из эпического, лироэпического или драматического произведения

Например, если во варианте представлен фрагмент «Ревизора», то в номерах 1-7 будут заданы вопросы исключительно по комедии Гоголя. 
Первое задание всегда связано с основными понятиями теории литературы, поэтому во время подготовки к ЕГЭ уделите особое внимание литературным родам, жанрам и направлениям. В этом году составители обновили формат 7 номера

Теперь требуется вписать в небольшой текст не один, а два термина или литературных факта.
Ответом на вопросы заданий 8 и 9 является работа объемом 5–10 предложений. Темы вопросов в этих номерах тоже определены представленным фрагментом. Получается, в данном случае сочинения надо написать по Гоголю. В 8 номере необходимо проанализировать отрывок, а в номере 9 нужно написать работу-сопоставление. Нужно по конкретному критерию сравнить исходное произведение с двумя другими. Когда ты будешь готовиться к ЕГЭ по литературе, всегда уделяй внимание примерам из произведений, сравнивай фрагменты, выписывай сходства и различия. 
Вопросы в заданиях 10-14 всегда связаны с приведённым стихотворением. Для выполнения этих номеров нужно вспомнить средства художественной выразительности, стилистические приёмы и тд. В номере 13 из перечня художественных средств и приёмов требуется выбрать те, которые поэт использовал в произведении.
В задании 14 всегда необходимо определить стихотворный размер. 
В сочинении к номеру 15 нужно проанализировать приведенное стихотворение, ответив на вопрос. В задании 16 нужно написать сочинение-сопоставление по предложенной теме. Необходимо сравнить с исходным стихотворением два других, которые были написаны на ту же тему, что и данное произведение. Чтобы готовиться к ЕГЭ по литературе было легче, советуем на отдельном листе выписывать название стихотворения и тему. Этот список следует начать сразу после того, как проанализируешь первое стихотворение из кодификатора. 

В конце КИМа представлены 4 темы сочинения. Из них нужно выбрать только одну и написать по ней работу объёмом не менее 200 слов (при объёме меньше 150 слов выставляется 0 баллов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector