Что такое направление подготовки в вузе и как его правильного выбрать

Содержание:

Разница между факультетом и кафедрой

Факультет представляет собой подразделение высшего учебного заведения государственной или коммерческой формы собственности. На его базе ведется профессиональная подготовка студентов по целому ряду смежных специальностей. Их количество зависит от финансового и кадрового благополучия ВУЗа.

Кафедра являет собой научное или обучающее подразделение факультета, где проводится научно-исследовательская работа или подготовка студентов в рамкой одной специальности. Таким образом, на одном факультете может быть открыто сразу несколько кафедр, которые будут объединены общим направлением.

При поступлении абитуриенты должны выбрать не просто факультет или кафедру, а конкретную программу обучения по определенной специальности. Именно по ней будет проводиться профессиональная подготовка кадров в университете.

Правило 3. Изучите понравившиеся вузы

Чем больше вы узнаете про учебные заведения «на берегу», тем проще будет плыть по волнам студенческой жизни.

Информацию для выбора вуза можно черпать:

В официальных источниках, скорее всего, всё будет радужно, а народные отклики, напротив, могут сгущать краски. Анализируйте и систематизируйте данные, и вы обязательно найдёте свой идеальный вуз.

Совет от наставника Ирины Фомичёвой, мамы выпускницы «Домашней школе Фоксфорда»: «В каждом вузе своя атмосфера: одни академичные, другие — более свободные. Дни открытых дверей — прекрасная возможность почувствовать, чем дышит альма-матер, и посмотреть на тех, кто уже там учится, насколько вы вписываетесь в это сообщество (или хотите быть таким же). Например, когда моя дочь выбирала вуз, то сразу загорелась “Физтехом”».

Желаем удачи!

<<Форма с консультацией>>

Чем отличаются понятия профиль (специализация) и направление (специальность)

Большинство людей путают понятия: «профиль» и «направление», считая их одним и тем же. Хотя, это совершенно не так.

Направление или специальность ВУЗа, – это подготовка, входящая в любое более крупное направление. Все они имеют собственные коды. Нужно учитывать, что по каждому профилю можно получить различную профессию. Чтобы узнать ее, можно заглянуть в учебный план.

Специализация означает более детальное изучение необходимых знаний и навыков

Профиль или специализация – это углубленное изучение определенной части знаний и навыков. Стандартный блок предметов у разных профилей одного направления обычно одинаковый.

Например, у базовой специальности высшего образования 01.03.00 «Математика и механика» есть следующие направления:

  • 03.01 «Математика»;
  • 03.02 «Прикладная математика и информатика»;
  • 03.03 «Механика и математическое моделирование»;
  • 03.04 «Прикладная математика».

Стоит разобраться прежде всего для себя на какую специальность стоит идти учиться

А у специальности 01.03.04 «Прикладная математика» существуют такие специализации:

  • прикладная математика;
  • математические методы в информационных технологиях;
  • математическое моделирование в экономике и технике;
  • прикладная информатика в химии;
  • математические методы в экономике.

Категории профессий

  • Медицина
    93
  • Информационные технологии (IT)
    84
  • Искусство (музыка, театр, кино, изобразительное искусство)
    60
  • Дизайн и прикладное искусство
    55
  • Инженерное дело
    55
  • Менеджмент (управление)
    53
  • Транспорт, авиация, автобизнес
    45
  • Маркетинг, реклама и PR
    41
  • Наука
    40
  • СМИ, издательство, полиграфия
    37
  • Педагогика и психология
    32
  • Финансы, бухгалтерия
    32
  • Сервис и туризм
    22
  • Юриспруденция
    22
  • Строительство и архитектура
    21
  • Мода и красота
    20
  • Кулинария, пищевая промышленность
    18
  • Торговля
    18
  • Ветеринария, работа с животными
    17
  • Лёгкая промышленность
    17
  • Спорт и фитнес
    16
  • Тяжёлая промышленность
    16
  • Геология
    15
  • Силовые структуры
    14
  • Секретариат, делопроизводство, АХО
    11
  • Политика
    10
  • Шоу-бизнес
    8
  • Лингвистика, коммуникации
    7
  • Растениеводство
    7
  • Логистика, склад, ВЭД
    6
  • Домашний персонал
    5
  • Недвижимость
    5
  • Религия
    5
  • Добыча полезных ископаемых
    2
  • Экология
    1

Правило 1. Сначала выберите профессию

Многие ребята начинают свой путь абитуриента с поиска вуза: выбирают самый престижный или тот, что ближе к дому. Но что если на желаемый факультет в этом институте не окажется мест или вы не пройдёте по конкурсу?

В условиях ограниченного времени на подачу документов абитуриентам порой приходится «брать, что дают». А пять лет учиться нелюбимому делу и тратить силы на поиск работы не по специальности — незавидная перспектива.

Правильный путь, который поможет выбрать вуз: как можно раньше пройти профориентацию. В «Домашней школе Фоксфорда» дети с пятого класса могут выбирать индивидуальные образовательные маршруты и развиваться в тех сферах, которые им наиболее интересны. Определиться с направлением обучения помогает профориентационное тестирование и консультации со специалистами.

Совет от наставника Татьяны Ивановой: «Ориентируйтесь на предмет, который вам нравится или, по крайней мере, не вызывает трудностей. У меня это была химия. Мой папа работает в химической промышленности, он часто брал меня на специализированные выставки. Меня это очень вдохновляло. Теперь я учусь в МГУ на химическом факультете».

Зная заранее, чем хочется заниматься, в 11 классе вы сможете просто открыть и выбрать факультет по душе и дальше уже выбирать университет по предмету.

Что такое специальность?

Факультет и специальность – понятия неравнозначные. Специальность представляет собой некое направление профессиональной подготовки. Существует обширная отрасль теоретического знания, которая состоит из нескольких более узкоспециализированных секторов. Эту совокупность смежных секторов знания объединяет некая общая основа – база, от которой они все отпочковались. Эту базу обозначают термином «направление подготовки», а ее частные сектора – «специальностями».

Вот конкретный пример: специальность бакалавриата «Фундаментальная информатика и информационные технологии», номер 1.02.03.02.

Факультеты, на которых в разных вузах обучают этой специальности, не обязательно должны носить одинаковое название. Например, в МГУ стать экспертом в области фундаментальной информатики можно на факультете вычислительной математики и кибернетики, а в Московском государственном областном университете – на физико-математическом факультете.

Специальности, в свою очередь, делятся на профили обучения. В нашем конкретном примере это будут:

  • интеллектуальные системы управления объектами;
  • анализ производительности сетей телекоммуникаций;
  • инженерия разработки программного обеспечения;
  • сетевые технологии и вычислительные комплексы;
  • интеллектуальные системы управления объектами;
  • искусственный интеллект и экспертные системы.

Факультет – основная структурная единица института

Теперь, когда смежные понятия разобраны и отсеяны, настала время разобраться непосредственно в том, что такое факультет – в отличие от кафедр, специальностей, программ и направлений.

Итак, факультет – это подразделение вуза, которое выделяют на основании административных и учебно-научных критериев, где производится подготовка учащихся на несколько смежных специальностей. Состоит из кафедр и отвечает за координацию их взаимосвязанной деятельности.

Факультетом руководит научный совет, возглавляемый деканом. Сотрудник, претендующий на должность декана, должен обладать богатым опытом административной работы, а также званием профессора и степенью доктора наук.

В ведении научного совета находятся, в частности, такие вопросы, как:

  • установка сроков защиты студенческих дипломных работ, а также диссертаций претендентов на звание кандидата наук;
  • проведение научных конференций и аналогичных мероприятий;
  • выступление представителей вуза на мероприятиях за пределами вуза;
  • выдвижение на соискание наград и премий научных работ, написанных представителями факультета.

Итак, мы разобрались с тем, что такое факультет и в чем его отличие от кафедры. Кстати, факультет бывает составной единицей не только учреждения, выдающего дипломы о высшем образовании. Этот термин может быть актуальным также и для колледжа.

Рейтинги IT-вузов России

В международных рейтингах, в том числе и по направлению Computer Science, прочные позиции занимают: Физтех (МФТИ), МГУ, МИФИ, Бауманка (МГТУ), СПбГУ, НГУ (Новосибирск), Томские госуниверситет и политех, Вышка (ВШЭ), Университет Петра Великого, РУДН.

По версии (THE) десятка лучших IT-вузов России выглядит так:

  1. ИТМО.
  2. МФТИ.
  3. МГУ им. Ломоносова.
  4. Политех Петра Великого.
  5. ВШЭ.
  6. МИФИ.
  7. СПбГУ.
  8. МГТУ им. Баумана.
  9. НГТУ (Новосибирск).
  10. РУДН.

В свежий рейтинг Quacquarelli Symonds (QS) в номинации Emerging Europe & Central Asia («Развивающаяся Европа и Центральная Азия») вошли 105 российских университетов, большинство из них – это вузы с информатикой на высоком уровне преподавания. Три высших учебных заведения – МГУ, СПбГУ, НГУ – возглавили транснациональный рейтинг.

За ними в сотне лучших следуют еще 14 университетов, которые с полным правом можно назвать лучшими IT-вузами России:

  1. Томский госуниверситет.
  2. МФТИ.
  3. ВШЭ.
  4. МИФИ.
  5. Томский политех.
  6. УрФУ (Екатеринбург).
  7. КФУ (Казань).
  8. МИСиС.
  9. ИТМО.
  10. СПбПУ Петра Великого.
  11. РУДН.
  12. Университет Лобачевского.
  13. ДВФУ.
  14. Самарский университет.

Все вузы – участники этих двух мировых топов занимают верхние строчки академического рейтинга Европейской научно-промышленной палаты (ARES). Его достоинство заключается в том, что что при оценке качества образования, степени востребованности выпускников на рынке труда и других традиционных позиций используются компьютерные программы, что полностью исключает субъективность ранжирования (тот самый пресловутый человеческий фактор).

ARES присваивает вузам категории A, B, C и D. Первая означает, что качество преподавания, научная деятельность и востребованность выпускников находятся на высоком уровне. «В» присваивается, если образование, которое дают в вузе, достаточно надежное. Уровень «C» значит, что показатели университета средние, категория «D» – что низкие.

Отечественные ренкинги

Российские эксперты тоже составляют рейтинги IT-вузов. Лидерами на ниве подготовки профи для сферы информационных технологий RAEX признал МГУ, МФТИ и ИТМО. Это не значит, что хорошее образование можно получить только в Москве и Санкт-Петербурге. В двадцатку лучших IT-вузов по версии РА «Эксперт» входят университеты из разных регионов РФ.

Структура и деятельность вузовской кафедры

В пределах факультета учебные дисциплины распределены по кафедрам. Это научно-исследовательское и методическое структурное подразделение, чья деятельность сконцентрирована на определенном конкретном направлении. Именно на этом уровне ведется воспитательная работа с учащимися, организуется их производственная практика, осуществляется повышение квалификации кадров.

Вот пример, наглядно демонстрирующий, в чем разница между факультетом и кафедрой. В Российском государственном институте нефти и газа им. Губкина есть факультет геологии и геофизики нефти и газа. Он состоит из следующих кафедр:

  • моделирования месторождений углеводородов;
  • геологии углеводородных систем;
  • литологии;
  • геоэкологии;
  • геофизических информационных систем;
  • теоретических основ поисков и разведки нефти и газа;
  • разведочной геофизики и компьютерных систем;
  • общей и нефтегазопромысловой геологии.

Именно при кафедре проводится защита курсовых, дипломных и докторских работ, а также диссертаций. Сюда, а не в деканат, должен в первую очередь обращаться студент, если в процессе обучения у него возникают какие-либо проблемы. Карьера преподавателей вуза тоже строится в рамках кафедры.

Кафедра характеризуется наличием:

  • учебных подразделений;
  • возможностью получить вузовский диплом по смежной специальности;
  • производственных участков для организации практических испытаний;
  • филиалов (не обязательно в пределах родного вуза);
  • лабораторий для научно-исследовательской работы;
  • библиотеки (не обязательно, иногда бывает достаточно общей вузовской библиотеки).

Возглавляет кафедру руководитель в статусе доктора наук, доцента или профессора. Его избирают на 5 лет (с возможностью повторного переизбрания) методом голосования всех сотрудников. Главными критериями для назначения на руководящую должность являются как минимум 5-летний стаж работы в вузе, а также хорошая репутация и высокий профессиональный авторитет среди коллег и подчиненных.

Глава кафедры не отрывается от преподавательской деятельности. Он ведет лекции и семинары, участвует в мастер-классах и прочих разовых мероприятиях. Однако, как правило, уделяет этому меньше времени по сравнению со своими подчиненными.

Приоритетом для заведующего кафедры являются научная и организационная работа. Именно под его контролем происходят все проверочные работы, тесты, зачеты и экзамены.

В дополнение к этому, кафедра является тем подразделением, которое отвечает за формирование расписания лекций и защиту дипломных работ. Таким образом, нагрузка руководителя достаточно высока, что, к счастью, компенсируется его повышенной зарплатой.

Отраслевые (специализированные) университеты

Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.

Педагогический

Примерный перечень факультетов педагогического университета:

  • дошкольной педагогики и психологии;
  • начального и специального образования;
  • биологии и химии;
  • исторический, филологический или историко-филологический;
  • математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
  • иностранных языков;
  • физкультуры и спорта;
  • психологии.

В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.

Медицинский

Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):

  • лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
  • педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
  • медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
  • стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
  • фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.

В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).

Политехнический

В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.   

Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:

  • транспортный;
  • ИТ;
  • машиностроительный;
  • химической технологии и биотехнологий;
  • экономики и управления;
  • инженерная школа;
  • урбанистики и городского хозяйства.

Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):

  • графики и искусства книги;
  • принтмедиа и ИТ;
  • издательского дела и журналистики.

В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:

  • Энергетики;
  • Машиностроения, материалов и транспорта;
  • Прикладной математики и механики;
  • Компьютерных наук и технологий;
  • Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
  • Передовых производственных технологий;
  • Кибербезопасности и защиты информации;
  • Биомедицинских систем и биотехнологий;
  • Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
  • Физкультуры, спорта и туризма;
  • Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.

Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.

Особенности целевого обучения: преимущества и недостатки

Целевой прием – это поступление в вуз на бюджет по направлению от государственного ведомства или от предприятия. Если ваше обучение оплачивает предприятие, то вы обязуетесь отработать у него в течение установленного в договоре срока. Если вы получаете направление от государственного органа, то отрабатывать будете по госраспределению.

Основные преимущества целевого направления:

  • бесплатное обучение;
  • гарантированное трудоустройство после окончания вуза;
  • отдельный конкурс “для целевиков”;
  • зачисление происходит до начала первой волны, если вы не прошли, сможете участвовать в основном конкурсе;
  • некоторые предприятия предоставляют возможность работать во время учебы по гибкому графику;
  • социальная поддержка от будущего работодателя: стипендия, общежитие, оплата проезда и т. д. (оговаривается в договоре);
  • помощь работодателя в учебном процессе (например, сбор нужной информации для курсовых, рефератов, научных статей и дипломной работы).

Самый главный и существенный недостаток такого обучения – обязательство, которое вы несете перед работодателем. Даже если во время обучения вы решите, что не хотите связывать свою судьбу с выбранной профессией, все равно придется отработать срок, указанный в целевом договоре. В противном случае придется возмещать средства, потраченные на ваше обучение, иногда в двух- и трехкратном размере.

Насколько хорошо вы сами знаете правила поступления по целевому направлению?

Ответье на 7 вопросов и узнайте!

Целевой набор: какие изменения возможны

В 2018 году в правительстве планируют принять новый закон, который ужесточит условия целевого приема. Ожидается, что минимальный срок обязательной отработки на предприятии после обучения сделают не менее 3 лет.

В договоре между абитуриентом и работодателем появится новый участник — вуз. Он будет ответственным за наличие в документе всех обязательств для обеих сторон. Также планируется ужесточить ответственность по неисполнению этих обязательств.

В популярных вузах страны высокий конкурс на целевые места

Топ IT университетов России.

Решили стать программистом и получить образование в области информационных технологий? Мы подготовили топ ВУЗов.

Топ 3 рейтинга стал МГУ им. М.В. Ломоносова, второе место у МФТИ, третье место у Университета ИТМО из Санкт-Петербурга.

В таблицу топ IT университетов России (топ-50) сильнейших вузов вошли учебные заведения из 27 российских городов.

Место Название Балл
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова 76.156
2 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) 73.019
3 Университет ИТМО 62.132
4 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 59.958
5 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 59.793
6 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) 53.175
7 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 49.817
8 Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» 47.05
9 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 43.449
10 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина 42.391
11 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) 40.72
12 Финансовый университет при Правительстве РФ 35.84
13 Национальный исследовательский Томский политехнический университет 32.554
14 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова 32.508
15 Южный федеральный университет 32.383
16 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского 31.747
17 Казанский (Приволжский) федеральный университет 30.805
18 Технологический университет 30.802
19 Сибирский федеральный университет 30.765
20 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина) 30.531
21 МИРЭА — Российский технологический университет 30.269
22 Новосибирский государственный технический университет 29.387
23 Уфимский государственный авиационный технический университет 29.373
24 Национальный исследовательский Томский государственный университет 29.047
25 Воронежский государственный университет 28.332
26 Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова 28.114
27 Российский университет дружбы народов 27.585
28 Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) 26.65
29 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет 26.105
30 Московский технический университет связи и информатики 25.463
31 Волгоградский государственный технический университет 25.397
32 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники 25.384
33 Белгородский государственный национальный исследовательский университет 25.267
34 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова 25.163
35 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва 25.084
36 Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова 25.013
37 Петрозаводский государственный университет 24.996
38 Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова 24.704
39 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева 24.605
40 Кубанский государственный технологический университет 24.552
41 Алтайский государственный университет 23.065
42 Самарский государственный технический университет 22.606
43 Волгоградский государственный университет 22.059
44 Тюменский государственный университет 22.027
45 Воронежский государственный технический университет 21.221
46 Северо-Кавказский федеральный университет 20.904
47 Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта 20.837
48 Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева 20.213
49 Донской государственный технический университет 20.19
59 Дальневосточный федеральный университет 19.753

Возможно вам будет интересно — Книги по программированию для детей.

Какой факультет даст лучшую зарплату?

В следующем видео – 10 самых востребованных профессий:

Как уже упоминалось выше, в разных вузах на одну и ту же специальность могут готовить на разных факультетах. Сфера деятельности будущего выпускника определяется не тем, какой факультет указан в его дипломе, а тем, какую специальность он избрал и программу подготовки прошел.

На данный момент наибольшим спросом на рынке труда пользуются:

  • врачи;
  • инженеры;
  • программисты;
  • управленцы высшего звена;
  • агрономы;
  • специалисты по связи и коммуникациям;
  • специалисты банковского сектора;
  • специалисты по подбору персонала.

Где найти информацию о профилях и специальностях в учебном заведении?

Информацию нужно получать непосредственно в ВУЗе, например на день открытых дверей или на сайте

Список направлений и их профилей можно найти на всех официальных сайтах у любых ВУЗов. Но они могут и не опубликовать профессиональные программы по каждому направлению.

Учебные заведения с хорошей репутацией всегда указывают профили. Обычно их можно найти в разделе «Приемная комиссия».

Учащиеся получают информацию о направлениях и профилях обучения

ВУЗ может скрывать некоторые профили из-за следующих причин:

  • профили на данное время очень мало востребованы;
  • некрасиво «звучат» в отличие от более престижной специальности.
  • техническая ошибка.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector