Что такое направление подготовки в вузе и как его правильного выбрать
Содержание:
- Разница между факультетом и кафедрой
- Правило 3. Изучите понравившиеся вузы
- Чем отличаются понятия профиль (специализация) и направление (специальность)
- Категории профессий
- Правило 1. Сначала выберите профессию
- Что такое специальность?
- Факультет – основная структурная единица института
- Рейтинги IT-вузов России
- Структура и деятельность вузовской кафедры
- Отраслевые (специализированные) университеты
- Особенности целевого обучения: преимущества и недостатки
- Топ IT университетов России.
- Какой факультет даст лучшую зарплату?
- Где найти информацию о профилях и специальностях в учебном заведении?
Разница между факультетом и кафедрой
Факультет представляет собой подразделение высшего учебного заведения государственной или коммерческой формы собственности. На его базе ведется профессиональная подготовка студентов по целому ряду смежных специальностей. Их количество зависит от финансового и кадрового благополучия ВУЗа.
Кафедра являет собой научное или обучающее подразделение факультета, где проводится научно-исследовательская работа или подготовка студентов в рамкой одной специальности. Таким образом, на одном факультете может быть открыто сразу несколько кафедр, которые будут объединены общим направлением.
При поступлении абитуриенты должны выбрать не просто факультет или кафедру, а конкретную программу обучения по определенной специальности. Именно по ней будет проводиться профессиональная подготовка кадров в университете.
Правило 3. Изучите понравившиеся вузы
Чем больше вы узнаете про учебные заведения «на берегу», тем проще будет плыть по волнам студенческой жизни.
Информацию для выбора вуза можно черпать:
В официальных источниках, скорее всего, всё будет радужно, а народные отклики, напротив, могут сгущать краски. Анализируйте и систематизируйте данные, и вы обязательно найдёте свой идеальный вуз.
Совет от наставника Ирины Фомичёвой, мамы выпускницы «Домашней школе Фоксфорда»: «В каждом вузе своя атмосфера: одни академичные, другие — более свободные. Дни открытых дверей — прекрасная возможность почувствовать, чем дышит альма-матер, и посмотреть на тех, кто уже там учится, насколько вы вписываетесь в это сообщество (или хотите быть таким же). Например, когда моя дочь выбирала вуз, то сразу загорелась “Физтехом”».
Желаем удачи!
<<Форма с консультацией>>
Чем отличаются понятия профиль (специализация) и направление (специальность)
Большинство людей путают понятия: «профиль» и «направление», считая их одним и тем же. Хотя, это совершенно не так.
Направление или специальность ВУЗа, – это подготовка, входящая в любое более крупное направление. Все они имеют собственные коды. Нужно учитывать, что по каждому профилю можно получить различную профессию. Чтобы узнать ее, можно заглянуть в учебный план.
Специализация означает более детальное изучение необходимых знаний и навыков
Профиль или специализация – это углубленное изучение определенной части знаний и навыков. Стандартный блок предметов у разных профилей одного направления обычно одинаковый.
Например, у базовой специальности высшего образования 01.03.00 «Математика и механика» есть следующие направления:
- 03.01 «Математика»;
- 03.02 «Прикладная математика и информатика»;
- 03.03 «Механика и математическое моделирование»;
- 03.04 «Прикладная математика».
Стоит разобраться прежде всего для себя на какую специальность стоит идти учиться
А у специальности 01.03.04 «Прикладная математика» существуют такие специализации:
- прикладная математика;
- математические методы в информационных технологиях;
- математическое моделирование в экономике и технике;
- прикладная информатика в химии;
- математические методы в экономике.
Категории профессий
-
Медицина
93 -
Информационные технологии (IT)
84 -
Искусство (музыка, театр, кино, изобразительное искусство)
60 -
Дизайн и прикладное искусство
55 -
Инженерное дело
55 -
Менеджмент (управление)
53 -
Транспорт, авиация, автобизнес
45 -
Маркетинг, реклама и PR
41 -
Наука
40 -
СМИ, издательство, полиграфия
37 -
Педагогика и психология
32 -
Финансы, бухгалтерия
32 -
Сервис и туризм
22 -
Юриспруденция
22 -
Строительство и архитектура
21 -
Мода и красота
20 -
Кулинария, пищевая промышленность
18 -
Торговля
18 -
Ветеринария, работа с животными
17 -
Лёгкая промышленность
17 -
Спорт и фитнес
16 -
Тяжёлая промышленность
16 -
Геология
15 -
Силовые структуры
14 -
Секретариат, делопроизводство, АХО
11 -
Политика
10 -
Шоу-бизнес
8 -
Лингвистика, коммуникации
7 -
Растениеводство
7 -
Логистика, склад, ВЭД
6 -
Домашний персонал
5 -
Недвижимость
5 -
Религия
5 -
Добыча полезных ископаемых
2 -
Экология
1
Правило 1. Сначала выберите профессию
Многие ребята начинают свой путь абитуриента с поиска вуза: выбирают самый престижный или тот, что ближе к дому. Но что если на желаемый факультет в этом институте не окажется мест или вы не пройдёте по конкурсу?
В условиях ограниченного времени на подачу документов абитуриентам порой приходится «брать, что дают». А пять лет учиться нелюбимому делу и тратить силы на поиск работы не по специальности — незавидная перспектива.
Правильный путь, который поможет выбрать вуз: как можно раньше пройти профориентацию. В «Домашней школе Фоксфорда» дети с пятого класса могут выбирать индивидуальные образовательные маршруты и развиваться в тех сферах, которые им наиболее интересны. Определиться с направлением обучения помогает профориентационное тестирование и консультации со специалистами.
Совет от наставника Татьяны Ивановой: «Ориентируйтесь на предмет, который вам нравится или, по крайней мере, не вызывает трудностей. У меня это была химия. Мой папа работает в химической промышленности, он часто брал меня на специализированные выставки. Меня это очень вдохновляло. Теперь я учусь в МГУ на химическом факультете».
Зная заранее, чем хочется заниматься, в 11 классе вы сможете просто открыть и выбрать факультет по душе и дальше уже выбирать университет по предмету.
Что такое специальность?
Факультет и специальность – понятия неравнозначные. Специальность представляет собой некое направление профессиональной подготовки. Существует обширная отрасль теоретического знания, которая состоит из нескольких более узкоспециализированных секторов. Эту совокупность смежных секторов знания объединяет некая общая основа – база, от которой они все отпочковались. Эту базу обозначают термином «направление подготовки», а ее частные сектора – «специальностями».
Вот конкретный пример: специальность бакалавриата «Фундаментальная информатика и информационные технологии», номер 1.02.03.02.
Факультеты, на которых в разных вузах обучают этой специальности, не обязательно должны носить одинаковое название. Например, в МГУ стать экспертом в области фундаментальной информатики можно на факультете вычислительной математики и кибернетики, а в Московском государственном областном университете – на физико-математическом факультете.
Специальности, в свою очередь, делятся на профили обучения. В нашем конкретном примере это будут:
- интеллектуальные системы управления объектами;
- анализ производительности сетей телекоммуникаций;
- инженерия разработки программного обеспечения;
- сетевые технологии и вычислительные комплексы;
- интеллектуальные системы управления объектами;
- искусственный интеллект и экспертные системы.
Факультет – основная структурная единица института
Теперь, когда смежные понятия разобраны и отсеяны, настала время разобраться непосредственно в том, что такое факультет – в отличие от кафедр, специальностей, программ и направлений.
Итак, факультет – это подразделение вуза, которое выделяют на основании административных и учебно-научных критериев, где производится подготовка учащихся на несколько смежных специальностей. Состоит из кафедр и отвечает за координацию их взаимосвязанной деятельности.
Факультетом руководит научный совет, возглавляемый деканом. Сотрудник, претендующий на должность декана, должен обладать богатым опытом административной работы, а также званием профессора и степенью доктора наук.
В ведении научного совета находятся, в частности, такие вопросы, как:
- установка сроков защиты студенческих дипломных работ, а также диссертаций претендентов на звание кандидата наук;
- проведение научных конференций и аналогичных мероприятий;
- выступление представителей вуза на мероприятиях за пределами вуза;
- выдвижение на соискание наград и премий научных работ, написанных представителями факультета.
Итак, мы разобрались с тем, что такое факультет и в чем его отличие от кафедры. Кстати, факультет бывает составной единицей не только учреждения, выдающего дипломы о высшем образовании. Этот термин может быть актуальным также и для колледжа.
Рейтинги IT-вузов России
В международных рейтингах, в том числе и по направлению Computer Science, прочные позиции занимают: Физтех (МФТИ), МГУ, МИФИ, Бауманка (МГТУ), СПбГУ, НГУ (Новосибирск), Томские госуниверситет и политех, Вышка (ВШЭ), Университет Петра Великого, РУДН.
По версии (THE) десятка лучших IT-вузов России выглядит так:
- ИТМО.
- МФТИ.
- МГУ им. Ломоносова.
- Политех Петра Великого.
- ВШЭ.
- МИФИ.
- СПбГУ.
- МГТУ им. Баумана.
- НГТУ (Новосибирск).
- РУДН.
В свежий рейтинг Quacquarelli Symonds (QS) в номинации Emerging Europe & Central Asia («Развивающаяся Европа и Центральная Азия») вошли 105 российских университетов, большинство из них – это вузы с информатикой на высоком уровне преподавания. Три высших учебных заведения – МГУ, СПбГУ, НГУ – возглавили транснациональный рейтинг.
За ними в сотне лучших следуют еще 14 университетов, которые с полным правом можно назвать лучшими IT-вузами России:
- Томский госуниверситет.
- МФТИ.
- ВШЭ.
- МИФИ.
- Томский политех.
- УрФУ (Екатеринбург).
- КФУ (Казань).
- МИСиС.
- ИТМО.
- СПбПУ Петра Великого.
- РУДН.
- Университет Лобачевского.
- ДВФУ.
- Самарский университет.
Все вузы – участники этих двух мировых топов занимают верхние строчки академического рейтинга Европейской научно-промышленной палаты (ARES). Его достоинство заключается в том, что что при оценке качества образования, степени востребованности выпускников на рынке труда и других традиционных позиций используются компьютерные программы, что полностью исключает субъективность ранжирования (тот самый пресловутый человеческий фактор).
ARES присваивает вузам категории A, B, C и D. Первая означает, что качество преподавания, научная деятельность и востребованность выпускников находятся на высоком уровне. «В» присваивается, если образование, которое дают в вузе, достаточно надежное. Уровень «C» значит, что показатели университета средние, категория «D» – что низкие.
Отечественные ренкинги
Российские эксперты тоже составляют рейтинги IT-вузов. Лидерами на ниве подготовки профи для сферы информационных технологий RAEX признал МГУ, МФТИ и ИТМО. Это не значит, что хорошее образование можно получить только в Москве и Санкт-Петербурге. В двадцатку лучших IT-вузов по версии РА «Эксперт» входят университеты из разных регионов РФ.
Структура и деятельность вузовской кафедры
В пределах факультета учебные дисциплины распределены по кафедрам. Это научно-исследовательское и методическое структурное подразделение, чья деятельность сконцентрирована на определенном конкретном направлении. Именно на этом уровне ведется воспитательная работа с учащимися, организуется их производственная практика, осуществляется повышение квалификации кадров.
Вот пример, наглядно демонстрирующий, в чем разница между факультетом и кафедрой. В Российском государственном институте нефти и газа им. Губкина есть факультет геологии и геофизики нефти и газа. Он состоит из следующих кафедр:
- моделирования месторождений углеводородов;
- геологии углеводородных систем;
- литологии;
- геоэкологии;
- геофизических информационных систем;
- теоретических основ поисков и разведки нефти и газа;
- разведочной геофизики и компьютерных систем;
- общей и нефтегазопромысловой геологии.
Именно при кафедре проводится защита курсовых, дипломных и докторских работ, а также диссертаций. Сюда, а не в деканат, должен в первую очередь обращаться студент, если в процессе обучения у него возникают какие-либо проблемы. Карьера преподавателей вуза тоже строится в рамках кафедры.
Кафедра характеризуется наличием:
- учебных подразделений;
- возможностью получить вузовский диплом по смежной специальности;
- производственных участков для организации практических испытаний;
- филиалов (не обязательно в пределах родного вуза);
- лабораторий для научно-исследовательской работы;
- библиотеки (не обязательно, иногда бывает достаточно общей вузовской библиотеки).
Возглавляет кафедру руководитель в статусе доктора наук, доцента или профессора. Его избирают на 5 лет (с возможностью повторного переизбрания) методом голосования всех сотрудников. Главными критериями для назначения на руководящую должность являются как минимум 5-летний стаж работы в вузе, а также хорошая репутация и высокий профессиональный авторитет среди коллег и подчиненных.
Глава кафедры не отрывается от преподавательской деятельности. Он ведет лекции и семинары, участвует в мастер-классах и прочих разовых мероприятиях. Однако, как правило, уделяет этому меньше времени по сравнению со своими подчиненными.
Приоритетом для заведующего кафедры являются научная и организационная работа. Именно под его контролем происходят все проверочные работы, тесты, зачеты и экзамены.
В дополнение к этому, кафедра является тем подразделением, которое отвечает за формирование расписания лекций и защиту дипломных работ. Таким образом, нагрузка руководителя достаточно высока, что, к счастью, компенсируется его повышенной зарплатой.
Отраслевые (специализированные) университеты
Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.
Педагогический
Примерный перечень факультетов педагогического университета:
- дошкольной педагогики и психологии;
- начального и специального образования;
- биологии и химии;
- исторический, филологический или историко-филологический;
- математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
- иностранных языков;
- физкультуры и спорта;
- психологии.
В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.
Медицинский
Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):
- лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
- педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
- медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
- стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
- фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.
В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).
Политехнический
В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.
Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:
- транспортный;
- ИТ;
- машиностроительный;
- химической технологии и биотехнологий;
- экономики и управления;
- инженерная школа;
- урбанистики и городского хозяйства.
Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):
- графики и искусства книги;
- принтмедиа и ИТ;
- издательского дела и журналистики.
В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:
- Энергетики;
- Машиностроения, материалов и транспорта;
- Прикладной математики и механики;
- Компьютерных наук и технологий;
- Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
- Передовых производственных технологий;
- Кибербезопасности и защиты информации;
- Биомедицинских систем и биотехнологий;
- Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
- Физкультуры, спорта и туризма;
- Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.
Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.
Особенности целевого обучения: преимущества и недостатки
Целевой прием – это поступление в вуз на бюджет по направлению от государственного ведомства или от предприятия. Если ваше обучение оплачивает предприятие, то вы обязуетесь отработать у него в течение установленного в договоре срока. Если вы получаете направление от государственного органа, то отрабатывать будете по госраспределению.
Основные преимущества целевого направления:
- бесплатное обучение;
- гарантированное трудоустройство после окончания вуза;
- отдельный конкурс “для целевиков”;
- зачисление происходит до начала первой волны, если вы не прошли, сможете участвовать в основном конкурсе;
- некоторые предприятия предоставляют возможность работать во время учебы по гибкому графику;
- социальная поддержка от будущего работодателя: стипендия, общежитие, оплата проезда и т. д. (оговаривается в договоре);
- помощь работодателя в учебном процессе (например, сбор нужной информации для курсовых, рефератов, научных статей и дипломной работы).
Самый главный и существенный недостаток такого обучения – обязательство, которое вы несете перед работодателем. Даже если во время обучения вы решите, что не хотите связывать свою судьбу с выбранной профессией, все равно придется отработать срок, указанный в целевом договоре. В противном случае придется возмещать средства, потраченные на ваше обучение, иногда в двух- и трехкратном размере.
Насколько хорошо вы сами знаете правила поступления по целевому направлению?
Ответье на 7 вопросов и узнайте!
Целевой набор: какие изменения возможны
В 2018 году в правительстве планируют принять новый закон, который ужесточит условия целевого приема. Ожидается, что минимальный срок обязательной отработки на предприятии после обучения сделают не менее 3 лет.
В договоре между абитуриентом и работодателем появится новый участник — вуз. Он будет ответственным за наличие в документе всех обязательств для обеих сторон. Также планируется ужесточить ответственность по неисполнению этих обязательств.
В популярных вузах страны высокий конкурс на целевые места
Топ IT университетов России.
Решили стать программистом и получить образование в области информационных технологий? Мы подготовили топ ВУЗов.
Топ 3 рейтинга стал МГУ им. М.В. Ломоносова, второе место у МФТИ, третье место у Университета ИТМО из Санкт-Петербурга.
В таблицу топ IT университетов России (топ-50) сильнейших вузов вошли учебные заведения из 27 российских городов.
Место | Название | Балл |
1 | Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова | 76.156 |
2 | Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) | 73.019 |
3 | Университет ИТМО | 62.132 |
4 | Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» | 59.958 |
5 | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | 59.793 |
6 | Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) | 53.175 |
7 | Новосибирский национальный исследовательский государственный университет | 49.817 |
8 | Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» | 47.05 |
9 | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого | 43.449 |
10 | Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина | 42.391 |
11 | Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) | 40.72 |
12 | Финансовый университет при Правительстве РФ | 35.84 |
13 | Национальный исследовательский Томский политехнический университет | 32.554 |
14 | Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова | 32.508 |
15 | Южный федеральный университет | 32.383 |
16 | Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского | 31.747 |
17 | Казанский (Приволжский) федеральный университет | 30.805 |
18 | Технологический университет | 30.802 |
19 | Сибирский федеральный университет | 30.765 |
20 | Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина) | 30.531 |
21 | МИРЭА — Российский технологический университет | 30.269 |
22 | Новосибирский государственный технический университет | 29.387 |
23 | Уфимский государственный авиационный технический университет | 29.373 |
24 | Национальный исследовательский Томский государственный университет | 29.047 |
25 | Воронежский государственный университет | 28.332 |
26 | Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова | 28.114 |
27 | Российский университет дружбы народов | 27.585 |
28 | Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) | 26.65 |
29 | Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет | 26.105 |
30 | Московский технический университет связи и информатики | 25.463 |
31 | Волгоградский государственный технический университет | 25.397 |
32 | Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники | 25.384 |
33 | Белгородский государственный национальный исследовательский университет | 25.267 |
34 | Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова | 25.163 |
35 | Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва | 25.084 |
36 | Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова | 25.013 |
37 | Петрозаводский государственный университет | 24.996 |
38 | Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова | 24.704 |
39 | Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева | 24.605 |
40 | Кубанский государственный технологический университет | 24.552 |
41 | Алтайский государственный университет | 23.065 |
42 | Самарский государственный технический университет | 22.606 |
43 | Волгоградский государственный университет | 22.059 |
44 | Тюменский государственный университет | 22.027 |
45 | Воронежский государственный технический университет | 21.221 |
46 | Северо-Кавказский федеральный университет | 20.904 |
47 | Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта | 20.837 |
48 | Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева | 20.213 |
49 | Донской государственный технический университет | 20.19 |
59 | Дальневосточный федеральный университет | 19.753 |
Возможно вам будет интересно — Книги по программированию для детей.
Какой факультет даст лучшую зарплату?
В следующем видео – 10 самых востребованных профессий:
Как уже упоминалось выше, в разных вузах на одну и ту же специальность могут готовить на разных факультетах. Сфера деятельности будущего выпускника определяется не тем, какой факультет указан в его дипломе, а тем, какую специальность он избрал и программу подготовки прошел.
На данный момент наибольшим спросом на рынке труда пользуются:
- врачи;
- инженеры;
- программисты;
- управленцы высшего звена;
- агрономы;
- специалисты по связи и коммуникациям;
- специалисты банковского сектора;
- специалисты по подбору персонала.
Где найти информацию о профилях и специальностях в учебном заведении?
Информацию нужно получать непосредственно в ВУЗе, например на день открытых дверей или на сайте
Список направлений и их профилей можно найти на всех официальных сайтах у любых ВУЗов. Но они могут и не опубликовать профессиональные программы по каждому направлению.
Учебные заведения с хорошей репутацией всегда указывают профили. Обычно их можно найти в разделе «Приемная комиссия».
Учащиеся получают информацию о направлениях и профилях обучения
ВУЗ может скрывать некоторые профили из-за следующих причин:
- профили на данное время очень мало востребованы;
- некрасиво «звучат» в отличие от более престижной специальности.
- техническая ошибка.