Профессии в аэропорту
Содержание:
- Плюсы и минусы
- Средне-специальные учебные заведения в сфере авиации
- 8 Как проходит отбор на должность бортпроводника, и у кого выше шансы получить работу — у женщин или мужчин?
- «Я думала, мне уже поздно учиться»
- Три страны в день
- Как проходит учеба?
- Зарплата летчика
- Карьерный рост
- Профессиональные знания
- Известные летчики
- Евгения Шаховская
- «Страшно не было, я была морально готова ко всем неожиданностям»
- Никто не забыт, и ничто не забыто
- Список профессий без высшего образования
- Первые женщины в авиации (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Обучение на пилота-любителя
- Женщина-пилот: миф или реальность
- Какие учебные заведения готовят бортпроводниц
Плюсы и минусы
Если спросить самых обычных людей, с чем у них ассоциируется профессия летчика, то большинство одним из первых пунктов назовут «романтику». Однако такой взгляд свойствен преимущественно для не знающих внутренней «кухни». Те же, кто уже не один раз наблюдал отрыв от полосы из кабины, знают — это очень строгая и ответственная работа, а не развлечение. Безусловно, доход пилота больше, чем у многих представителей наземных профессий. Зато и требования к ним будут очень строги (но об этом позже).
В пользу пилотской профессии свидетельствует и ее престиж. При этом недостатком можно считать неизменно присутствующий риск. Отказы техники и действия террористов, межгосударственные конфликты и ошибки метеорологов, просчёты инженеров, авиадиспетчеров, халатность сборщиков, ремонтников и аэродромного персонала — вот лишь основные опасности. И что хуже всего, на многие источники угроз, на их комбинации летчик повлиять не в состоянии вообще. Также стоит учитывать, что полеты вредно влияют на здоровье.
Сухой и разреженный воздух на высоте, постоянно сидячее положение, вероятные перегрузки, быстрая смена часовых поясов отрицательно сказываются даже на самом крепком организме. Порой непредвиденная заранее ситуация оборачивается сильным стрессом. О подавляющем большинстве таких случаев пассажиры так и не узнают, однако, сила удара по нервной системе оттого меньше не становится. Пилоты к тому же редко видят семью, родных и друзей, а когда приходит время отпуска — хоть он и составляет до 70 суток, авиаторы вынуждены держать себя постоянно в форме.
Средне-специальные учебные заведения в сфере авиации
Помимо университетов или институтов, возможность получения образования предоставляют многочисленные авиационные училища гражданской авиации в России. Они расположены в разных городах, располагают вариантами поступления на базе 9 или 11 классов и имеют различные списки специальностей обучения. Ведущие ССУЗЫ в авиационной сфере находятся в следующих городах России:
- Красный Кут;
- Омск;
- Бугуруслан;
- Сасово.
Летные училища гражданской авиации России после 9 классов обучают курсантов в течение 3 лет 10 месяцев. Такую возможность предоставляет Омский летный колледж. В нем представлено несколько специальностей: пилот самолета и вертолета (одно из немногих заведений, где имеется вертолетная подготовка), бортмеханик, авиамеханик, инженер по работе с навигационным и радиооборудованием.
В училище обучается около 1000 человек, среди них есть и очники, и заочники. Отбор в колледж весьма строгий: как правило, его успешно проходит лишь половина абитуриентов. Курсанты тренируются на самолетах, вертолете Ми-8. Для успешного освоения учебно-методической программы на территории колледжа расположен аэродром, ангары, склады, лаборатории и мастерские — все для теоретических и практических занятий.
Летные училища гражданской авиации России после 11 классов представлены в более широком спектре вариантов. Омский колледж, упомянутый выше, предоставляет возможность поступления и после 11 классов. Кроме него, в России функционирует Краснокутское училище — школа пилотов гражданской авиации. Обучение на базе 11 классов длится в течение периода 2 лет и 10 месяцев. Будущие пилоты тренируются на 5 видах самолетов и различных тренажерах. Всего в Красном Куте учится около 300 человек. Курсантам предоставляется общежитие, питание и форма. Есть возможность обучения на платной основе, стоимость которого за весь период составит более 100 000 рублей.
Омский летно-технический колледж
В Бугуруслане очно обучаются будущие коммерческие пилоты. Срок учебы стандартный для специальности. Каждый год в училище набирают около 320 человек; большая часть курсантов учится бесплатно, оставшиеся — за счет собственных средств. Колледж обладает масштабным парком самолетов, тренажерами и прочими элементами современного оснащения. Платное обучение здесь стоит немало, более 2,7 миллионов рублей за все время.
В Сасово также проводится подготовка пилотов гражданской авиации и техников информационного оборудования. Ранее это училище считалось особенно престижным из-за близости к столице. Сегодняшнее его состояние также неплохое: училище хорошо оснащено всем необходимым. Обучаться можно платно и бесплатно.
Все училища России в сфере авиации, помимо общего курса обучения курсантов, предоставляют платные услуги. Это может быть переподготовка кадров, различные курсы, включающие преподавание английского языка. Каждое из них оборудовано столовой и пищеблоком; курсанты трижды в день питаются на безвозмездной основе. Кроме того, колледжи оборудованы актовыми залами, спорткомплексами с разнообразными залами и секциями, общежитиями.
Курсанты на территории училищ обязаны соблюдать строгий распорядок дня и правила поведения, покидать территорию в установленное время на определенный период, соответствовать требованиям в учебе и быту. Сиротам и социально-незащищенным курсантам предоставляется материальная помощь, соцстипендия, пособия на покупку необходимых для учебы вещей. Учащиеся бюджетных отделений получают стипендию.
Сасовское летное училище
8 Как проходит отбор на должность бортпроводника, и у кого выше шансы получить работу — у женщин или мужчин?
В авиакомпании существует специальная процедура отбора на должность проводника. Необходимо направить резюме, после этого прийти на собеседование, обычно оно проходит два раза в неделю: по вторникам и четвергам.
Кандидат приходит на комиссию, где проходит отбор по внутреннему регламенту
Все подробности я раскрывать не могу, но подскажу, что важно придерживаться делового стиля в одежде
После прохождения этого этапа бортпроводник отправляется на медицинское освидетельствование. И уже врачебно-летная комиссия определяет, будет ли человек работать бортпроводником или нет.
Хочется сказать, что шансы равные, но мужчин всегда не хватает.
«Я думала, мне уже поздно учиться»
Я работала в строительной компании, со временем стала там генеральным директором. Ещё пробовала работать в сфере продуктов питания, в сельском хозяйстве. Затем начала заниматься тем, что мне всегда было интересно — дизайном, брендингом — и открыла собственную компанию.
Пилотированием всегда занимался мой папа. Мы с сестрой всё детство с ним летали — могли на поршневом самолёте отправиться купаться на речку. Сестра училась летать на Як-52 ещё в школе (учебный летательный аппарат. — Прим. ред.). Тогда была возможность заниматься со знакомым инструктором в Курске.
Я в то время училась в МГУ на геолога, поэтому постоянно приезжать на тренировки не получалось. А после университета я занялась карьерой. Интерес к пилотированию оставался, но я думала, что мне уже поздно учиться.
Когда познакомилась с будущим супругом, оказалось, что у него такое же увлечение, как у моего папы. Он и вдохновил меня учиться пилотированию. Так вместе, поддерживая друг друга, мы начали летать — оба после сорока лет.
Три страны в день
Сейчас Ольга — сотрудница «Аэрофлота», про свою работу говорит «звезды сложились»: карьеру в гражданской авиации она начинала именно в этой компании: в Ташкентском отделении, больше двадцати лет назад. Летает по всему миру — в Лондон, Дубай, Мадрид. Времени, чтобы посмотреть мир, немного, но оно есть — в сумочке всегда ждет легкий наряд. Есть специальный, для арабских государств — очень закрытый. За один рабочий день Ольга может сменить три страны. Полеты практически ежедневно.
Фото Людмилы Алексеевой
Каждые полгода — специальные тренировки для отработки аварийных процедур. Тренажер имитирует все до мелочей — пилот тренируется в 3D-моделях реальных аэродромов. Другая тренировка — в бассейне, отрабатывают эвакуацию в случае посадки на воду. Опытные пилоты давно все знают и умеют, но практика должна быть регулярной — чтобы довезти все до чистого автоматизма.
Фото из личного архива
Полет-то, что каждый пилот любит всей душой, хотя не все в этом признаются, считает Ольга. Работа очень тяжелая — каждую секунду в кабину поступает информация, при этом летчик одновременно следит за пятью мониторами — в таком потоке нужно успевать обрабатывать все, что получаешь, и быстро принимать решения. Стандартная схема — один летчик пилотирует воздушное судно, другой ведет связь, на обратном пути — меняются. Но при этом должны контролировать друг друга — от ошибок не застрахован никто.
«Меня папа с детства научил не витать в облаках, не думать о своем, погружаться в работу с головой, — считает Ольга. — Потому что я в ответе за сотни жизней. Совсем недавно человек на борту был на грани жизни и смерти. Ко времени прилета нашего рейса, воздушное пространство над Москвой было очень загружено, но службы отработали слажено, спасли еще одну жизнь. К счастью все обошлось, но переживания — очень тяжелые».
Фото Людмилы Алексеевой
Алкоголь на борту — больная тема для большинства авиаперевозчиков. «Часто человек зарегистрировался, и пошел в кафе или в дьюти фри выпивать, опаздывает страшно, но уверен, что его дождутся. Раньше так и было, но теперь мы отменили эти поблажки. Я вообще не приветствую алкоголь, от него в воздухе одни беды!»
Как проходит учеба?
Сам учебный процесс включает, конечно, и теорию, и практику. Еще прежде, чем сесть за штурвал, начать прокладывать маршрут или поддерживать связь с землей, придется изучить общую аэродинамику, общие принципы и методы применения воздушных судов, конструктивные особенности двигателей. Есть также универсальный предмет — теория управления самолетом. Дополнительно потребуется освоить картографию и умение прокладывать маршруты. Не менее важную роль, конечно, сыграет в полете и понимание базовых моментов метеорологии, сути профессиональных терминов и логики развития процессов в атмосфере.
В полете и даже при нахождении воздушного судна на земле могут случиться самые разные нештатные ситуации. И потому пилоту требуется обязательно владеть навыками экстренной доврачебной помощи. Разумеется, в современной авиации никуда без иностранных языков, в первую очередь, английского. Даже если не получится дорасти до пилота международных линий, всегда может возникнуть необходимость переговариваться с экипажами иностранных самолетов, к примеру. Есть и другие дисциплины, конечно.
Их состав в каждом учебном заведении определяется индивидуально. Естественно, в процессе не ограничиваются освоением авиатренажеров. При всех возможностях современных профессиональных симуляторов взяться за штурвал уже в процессе учебы придется, и не раз. Другим дополнительным пунктом является совершение прыжков с парашютом — без этого также летчиком не стать. Остальные позиции лучше всего узнавать в конкретной учебной программе.
Зарплата летчика
Как правило, летчики получают высокую заработную плату даже при работе в государственных авиационных компаниях. Для еще больших доходов они могут превышать нормы по вылету в месяц, но на такие превышения действуют ограничения, и делать так постоянно не рекомендуется из-за необходимости в полноценном отдыхе.
Карьерный рост
Карьера летчика начинается с работы на коммерческих маршрутах, в небольших компаниях, легкой авиации. Как только он наберет хотя бы пару лет опыта и достаточно часов налета, он может устроиться в более серьезную фирму. Со временем пилот может стать главным пилотом, командиром экипажа, либо занять одну из руководящих должностей в самой авиакомпании.
Профессиональные знания
- Механика.
- Электротехника и электроника.
- Инженерная графика.
- Авиационные радиоэлектронные системы.
- Аэродромы, аэропорты.
- Конструкция воздушных судов.
- Теория авиационных двигателей.
- Воздушные перевозки и авиационные работы.
- Автоматизированные системы контроля за полетом воздушного судна.
- Воздушное право.
- Организация воздушного движения.
Известные летчики
- Амелия Эрхарт, одна из первых пилотов-женщин.
- Иван Кожедуб, один из самых искусных летчиков времен ВОВ.
- Виталий Попков, летчик времен ВОВ, чья биография легла в основу фильма «В бой идут одни «старики»».
Евгения Шаховская
Евгения Шаховская с авиатором Всеволодом Абрамовичем. Источник
Биография этой авиаторши тоже достойна авантюрного романа. Дочь состоятельного петербургского купца, жена гражданского инженера князя Шаховского, она получила лицензию пилота в Германии в 1912 году.
В 1913 году ее летная карьера, казалось, закончилась: во время тренировочного полета вместе со знаменитым авиатором Всеволодом Абрамовичем она попала в аварию. Княгиня, которая была за штурвалом, отделалась царапинами, а вот Абрамович, летевший пассажиром, погиб — считается, что именно из-за ошибки ученицы. Чувствуя свою вину, Шаховская объявила об уходе из авиации, но продолжала интересоваться самолетами.
Газетная вырезка. Источник
Шаховскую называют первой русской военной летчицей. Об этой карьере княгиня мечтала несколько лет: еще во время Итало-турецкой войны 1911–1912 годов она вызвалась добровольцем.
Впрочем, тогда Италия не воспользовалась ее предложением. Позже, уже после начала Первой мировой, Шаховская снова попыталась записаться добровольцем в армию, но и в этот раз ей отказали. Княгиня воспользовалась связями — и в конце концов, получив чин прапорщика, осенью 1914 года была зачислена в Ковенский крепостной авиационный отряд.
Но военная карьера продлилась всего месяц, и неизвестно, успела ли она за это время совершить хоть один боевой вылет. Уже 31 декабря того же года Шаховскую отчислили, а вскоре арестовали и обвинили в шпионаже в пользу Германии. Насколько это было обоснованным, неизвестно до сих пор, однако военный суд признал княгиню виновной и приговорил к смертной казни, которую позже заменили заключением.
Всё изменилось в феврале 1917 года: как «жертву царского режима» Шаховскую освободили из-под стражи. Обвинения в измене были сняты. После Октябрьской революции княгиня внезапно начала сотрудничать с большевиками в составе Киевской ГубЧК — и в 1920 году погибла в перестрелке при невыясненных обстоятельствах.
«Страшно не было, я была морально готова ко всем неожиданностям»
Но даже самостоятельный вылет ещё не означает, что учёба закончилась. Сначала я думала, мне будет достаточно просто полетать над аэродромом и посадить самолёт. Казалось, на этом успокоюсь.
Но со временем ощущений от полётов стало мало — я захотела научиться делать фигуры сложного пилотажа. Например, бочки, петлю Нестерова, самостоятельно летать в паре и тройке. Так что мне было чему учиться дальше. Я себя настраиваю, что буду летать всю жизнь. А сколько летать, столько и учиться.
К моменту первого самостоятельного полёта я уже была настолько измучена своим выпускающим инструктором, что состояние у меня было, как у робота — чувства притупились. В день экзаменационного вылета погода испортилась, начался ливень. Я подумала: «Не вылечу сегодня, ну и ладно». Но погода наладилась, и мы с инструктором всё же вылетели. Страшно не было, я была морально готова ко всем неожиданностям. Тогда всё прошло хорошо, и инструктор разрешил мне летать самостоятельно.
Страх пришёл только через несколько месяцев после первого самостоятельного вылета — этот период называют «методической ложкой». Самоуверенность уже пропала, я стала внимательней и осторожней ко всему относиться. Вообще мне часто казалось, что что-то происходит не так. Я боролась с этим чувством регулярными полётами — чередовала самостоятельные полёты по кругу с полётами с инструктором. Это помогло окончательно избавиться от страхов и неуверенности.
Истории о девушках с необычными профессиями
Вообще в воздухе нет места страхам. Я настолько сконцентрирована на приборах, параметрах, посвящаю всю себя полёту, что не успеваю даже испугаться. Вот на земле, перед вылетом, бывает страшно. Прежде чем сесть в кабину, нужно прокрутить возможные неудачи и подумать, что делать в критической ситуации. Это не самые приятные мысли, но без них не обойтись.
Никто не забыт, и ничто не забыто
Авиационные полки наших летчиц немцы называли «Ночные ведьмы». Отважные женщины наводили ужас на немецких солдат, против них высылались лучшие представители авиации немецкой армии.
Среди женщин-пилотов в России стоит выделить легендарную летчицу Полину Осипенко, которая прославилась своей необычной историей. Девушка работала в столовой летного училища, куда однажды приехал К. Е. Ворошилов. Набравшись смелости, Полина попросила зачислить ее в учебное заведение, что, ко всеобщему удивлению, он и сделал. Полина Осипенко поставила несколько мировых авиационных рекордов, ее жизнь трагически оборвалась во время полета в 1939 году. Многие летчицы женских полков трагически погибли, защищая Родину. Именами таких великих пилотесс, как П. Осипенко и Е. Бершанская, названы улицы в некоторых городах.
Список профессий без высшего образования
Как известно, без высшего образования устроиться на престижную должность просто нереально. Кроме того, при выборе работы играет роль и пол, ведь работы для девушек и мужчин различаются. Если у вас нет высшего образования, то в аэропорту можно устроиться на следующие вакансии:
- грузчик – он необходим для разгрузки багажа, обычно на эту должность берут мужчин, при этом молодых, спортивных и сильных;
- уборщица – на эту вакансию обычно устраиваются женщины уже пенсионного возраста, главная задача – уборка всей территории;
- заправщик – это работа для мужчин, главная задача – заправить самолёт горючим, что требует ответственности от работника;
- мойщик – люди из этой категории отвечают за мойку «воздушных кораблей», а вот мытьё полов не входит в их обязанности.
Если у девушки нет высшего образования, то она сможет работать в качестве продавца. Обычно в аэропортах много торговых точек, магазинчиков, кафе и так далее. Чтобы получить такую должность, следует обладать полным средним образованием и дополнительно пройти курсы. Но вот получить вакансию продавца в аптеке нельзя без соответствующего образования. Такой работник должен иметь медицинское образование.
Первые женщины в авиации (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Первой женщиной в мире, покорившей небо, традиционно считается Раймонда де Ларош (она же Элиза Дерош), которая в 1909 году первый раз поднялась на высоту 6 метров и пролетела около 300 метров. Этот поступок и стал отправной точкой для женщин в авиации. Элиза стала первой летчицей в мире, поставила несколько мировых рекордов. До появления авиации в жизни этой женщины она была актрисой. Умерла Элиза в авиакатастрофе. Пилотом был мужчина, а Элиза сидела на пассажирском сиденьи.
Первой женщиной, официально получившей свидетельство пилота, стала Берилл Маркхэм. Это первая девушка, совершавшая полеты по африканскому континенту со спасательными миссиями. В 1936 году Маркхэм первая из женщин отправилась в одиночный трансатлантический полет с востока на запад из Англии. Является автором мемуаров и различных пособий по авиации. Среди прочих заслуг Берилл можно отметить то, что она была первой женщиной, которая имела лицензию на преподавание верховой езды в Кении, что во времена ограничения женской половины человечества в правах было очень значимым достижением. Берилл Маркхэм умерла в возрасте 83 лет в г. Найроби.
Обучение на пилота-любителя
Для того чтобы стать пилотом-любителем, необходимо пройти теоретическое и практическое обучение.
Первый этап занимает около двух-трех месяцев. В течение этого периода курсанты училищ и летных школ изучают различные предметы, знание основ которых необходимо пилоту. Некоторые студенты приступают к полетам с инструктором до окончания теоретических занятий, однако большинство предпочитает изучить все в классах, прежде чем начать применять свои знания на практике.
Теоретический курс подготовки частных пилотов включает в себя множество дисциплин. Среди них: управление самолетом, навигация, авиационная метеорология, аэродинамика, устройство самолета. Кроме того, в программу входит изучение юридических аспектов самолетовождения.
Практика подразделяется на занятия на тренажерах, имитирующих кабину самолета, на полеты с инструктором и на самостоятельные полеты. Постепенно осваивая этап за этапом, будущий летчик приобретает новый опыт. Время, затрачиваемое на практические занятия, не регламентировано – все зависит как от способностей студента, так и от его возможностей.
Сорок летных часов являются необходимым минимумом для получения лицензии, однако опытные инструкторы утверждают, что для уверенного пилотирования необходимо 100-150 часов налета.
Общий срок обучения в частных авиашколах, включая полеты с инструктором, занимает в среднем от полугода до десяти месяцев.
Порядок получения лицензии частного пилота
Свидетельство пилота выдается Росавиацией. По обучении выпускнику будет выдан документ, подтверждающий окончание авиационного учебного центра и справка о налете. Аттестация проводится комиссией или в самой Росавиации, или в одном из ее территориальных органов.
Успешное прохождение теоретических экзаменов и практического (полет с инструктором-экзаменатором), при наличии документов, подтверждающих соответствие будущего летчика всем прочим требованиям (налета часов, медицинского освидетельствования) дает гарантию на выдачу выпускнику летных курсов заветного свидетельства.
После обучения и получения лицензии пилота-любителя человек может самостоятельно совершать полеты в условиях хорошей видимости, управляя самолетом с одним двигателем.
Выдача свидетельства пилота-любителя сопровождается простановкой в документе отметок о типе воздушных судов, к управлению которыми разрешен доступ, а также о классе самого летчика – в данном случае, PPL.
Названия марок воздушных судов, на которых можно летать, в лицензии не указывается. Но в документе обязательно делается пометка о типе и классе летательного аппарата.
Так, в летные права выпускника курсов подготовки частных пилотов будет вписано «Самолет однодвигательный сухопутный».
Поскольку свидетельство частного летчика является первой ступенькой в постижении мастерства летчика, обладатель лицензии может продолжить обучение уже на коммерческого пилота и изучить полеты по приборам, налетать ночные часы и постепенно освоить многодвигательные самолеты.
Другими словами, пассажиры могут разве что «скинуться» на топливо и аренду воздушного судна, безо всякой финансовой прибыли для самого летчика.
Срок действия лицензии
Как таковое, свидетельство пилота действует бессрочно, но всем летчикам необходимо проходить относительно частые медкомиссии. Медицинская справка, выданная врачебно-летной экспертной комиссией, для частных пилотов действительна в течение двух лет. Однако раз в год необходимо проходить медицинское освидетельствование по упрощенной схеме.
Ухудшение здоровья (самое распространенное для постоянно поднимающихся в воздух пилотов – частичная потеря слуха) станет препятствием к повторному прохождению медицинского осмотра ВЛЭК. Это лишит летчика возможности вновь сесть за штурвал.
Женщина-пилот: миф или реальность
Профессия пилота гражданской авиации долгое время относилась к мужским, но в последние годы в форме летчиков все чаще стали видеть и женщин. В США и Европе более 2000 представительниц прекрасного пола сидят за штурвалами самолетов. Лидером по количеству пилотов-женщин является Индия.
Доля женщин, пилотирующих пассажирские самолеты, в общем числе авиаторов:
Страна | Количество женщин в процентном отношении (%) |
Великобритания | 4,77 |
США | 4,36 |
Индия | 13 |
Всего в мире | 5 |
В России эта профессия стала также более доступна нашим девушкам. Сейчас в России — 30 женщин-пилотов. В самой крупной компании России «Аэрофлот» — 20 пилотесс, 5 из них – командиры воздушных судов (КВС).
Требования к обладателям данной профессии не зависят от пола и они очень жесткие:
- прекрасное здоровье;
- стабильная психика;
- хорошая физическая подготовка;
- базовые общие знания;
- отличные технические навыки;
- стрессоустойчивость;
- умение быстро принимать решения.
Современные молодые женщины, стремящиеся летать, не уступают мужчинам по этим параметрам.
Какие учебные заведения готовят бортпроводниц
Курсы
Можно пройти конкурсный отбор, поступить и окончить специальные курсы, продолжительность обучения на которых составляет примерно 4-6 месяцев. Такие курсы могут существовать при различных авиакомпаниях. Что касается требований, то они могут отличаться, поэтому информацию об условиях поступления и обучения следует получать непосредственно на таких курсах.
Ссузы
Следует отметить, что непосредственно по специальности 100112.01 «Обслуживание на борту воздушного судна» обучение проводит лишь Санкт-Петербургское авиационно-транспортное училище гражданской авиации им. маршала А. Новикова.
Поступить на специальность бортпроводницы могут девушки с полным средним образованием. Для зачисления в училище необходимо предоставить сертификаты с результатами ЕГЭ по русскому языку и литературе. Также училище предлагает пройти вступительные испытания (по желанию абитуриента) по математике и русскому языку.
Информацию о дополнительных требованиях и документах вы можете найти непосредственно на сайте учебного заведения.
Вузы
Высшее образование, полученное в авиационном вузе, открывает перед выпускником более широкую перспективу в плане карьерного роста. Здесь речь идет о получении любой авиатехнической специальности, близкой к профессии бортпроводника. Перечень вступительных экзаменов в этом случае будет зависеть от выбранного факультета и, как правило, это будут математика и русский язык.
В России подготовкой стюардесс занимаются следующие учебные заведения:
- Санкт-Петербургское авиационно-транспортное училище гражданской авиации им. маршала А. Новикова.
- Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА), в рамках которого действует факультет управления на воздушном транспорте. При университете существует коммерческая «Школа проводников», подготовка в которой основана на стандартах лучших авиакомпаний мира – Люфтганза, Австрийских авиалиний и т. д. В рамках обучения в «Школе проводников» возможно получить редкую специализацию в плане организации обслуживания VIР-пассажиров на чартерных рейсах и самолетах корпоративной авиации.
- Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.
- Авиационный учебный центр ЧУ ДПО «Школа бортпроводников», действующий на коммерческой основе. Центр имеет разветвленную сеть в городах России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, Самара, Красноярск и Краснодар). «Школа бортпроводников» имеет несколько программ обучения:
- первичная подготовка,
- повышение квалификации,
- переподготовка.
Федеральное государственное унитарное предприятие Росавиации «Учебно-тренировочный центр» в Санкт-Петербурге. На данном этапе предприятие переживает трансформацию в бюджетное образовательное заведение.