Направленности программ дополнительного образования детей
Содержание:
- Виды
- Чем ДПО отличается от второго высшего образования?
- Популярные формы дополнительного образования в России
- Инструменты выявления и поддержки талантов
- Какие учреждения существуют
- Найдено научных статей по теме — 15
- Организация и содержание дополнительного образования в вузе
- Современный подход к организации дополнительного образования
- Школа как форма организации дополнительного образования детей
- Принципы организации дополнительного образования детей в России
- Организация дополнительного школьного экономического образования
- Организация кружка росписи в системе дополнительного образования
- Организация дополнительного образования рабочих кадров на предприятии
- Организационные условия мотивации педагогов дополнительного образования
- Проектно-целевая технология организации дополнительного образования в вузе
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
- Роль дополнительного образования в организации образовательной среды учащихся
- Развитие организационной культуры учреждения дополнительного образования детей
- Выбор организаций дополнительного образования детей в России: к постановке проблемы
- Методологические подходы к организации дополнительного профессионального образования
- Популярные направления профессиональных курсов
- Общие сведения
- Наиболее популярные программы дополнительного образования
- Направленности
- Художественная направленность
- Поддержка талантливой молодежи
- Программы
- Дополнительное профессиональное образование
- Естественнонаучная направленность
- Разновидности форм занятий в дополнительном образовании
- Два в одном
Виды
Различные направления дополнительного образования реализуются по четырем категориям программ:
- Типовой — утвержденной Минобрнауки в качестве образца для отдельной сферы обучения.
- Модифицированной — адаптированной под особенности учреждения, характер учебных групп, временные границы и режим педагогической деятельности.
- Экспериментальной — включающей предложения по новым отраслям знаний, предлагающей внедрение инновационных преподавательских техник, изменение содержания, методов, организаторских и педагогических приемов обучения.
- Авторской — написанной педагогическим коллективом или одним учителем; ее содержание предусматривает актуальные и новаторские средства разрешения проблем образовательного процесса.
Чем ДПО отличается от второго высшего образования?
Многие работники задаются закономерным вопросом, есть ли разница между вторым высшим образованием и доп. образованием? Отличия есть, и весьма существенные. При этом нет однозначного ответа, какое из двух видов образования лучше.
Период обучения
Если второе высшее придется получать несколько лет, то дополнительное профобразование доступно и за более короткие сроки, в некоторых случаях – не более чем за 100 часов.
Стоимость
ДПО, как правило, гораздо дешевле. При этом возможно получение доп. образования дистанционно. Этим оно немного напоминает классическую “заочку”.
Приближенность к практике
Дополнительное образование более конкретно: здесь нет «лишних» дисциплин, не относящихся к основному профилю. При этом получение ДПО также подразумевает выдачу диплома гособразца, причем дополнительная специальность является равноправной с основной.
Интенсивность
Поскольку получатели ДПО наиболее заинтересованы в получении практических навыков, семинары и тренинги построены таким образом, чтобы студенты активно участвовали в них и сразу могли проанализировать сложности, с которыми столкнулись, а также проконсультироваться с экспертами. Мастер-классы и семинары проводят специалисты в своей области.
Популярные формы дополнительного образования в России
Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)
Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.
Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.
Воскресный лекторий
Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.
Семинары
Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.
Конференции
Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.
Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой
Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.
Учебно-воспитательные комплексы (УВК)
Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.
Инструменты выявления и поддержки талантов
Одним из основных инструментов поиска талантливых детей остается проведение олимпиад для школьников по всей стране. Ребята, которые уже добились определенных успехов в той или иной области, могут попробовать свои силы в международных формах состязаний и олимпиад.
Если же говорить об инструментах поддержки, то, конечно же, наиболее эффективным является поощрение победителей соревнований и олимпиад денежными премиями. Студентам же высших учебных заведений предоставляются стипендии и гранты.
Например, на следующие 5 лет только в федеральный бюджет заложены средства для выплаты премий молодежи от 14 до 25 лет в размере:
- 60 тыс. рублей победителям международных состязаний (1250 единиц);
- 30 тыс. рублей победителям олимпиад, проводимых на региональном уровне (4155 единиц).
Региональные власти также не стоят в стороне и выделяют средства для поддержки «своей» талантливой молодежи.
Какие учреждения существуют
Современные УДОД не только вовлекают ребенка в определенную деятельность, но и воспитывают в нем лидерские качества, умение мотивировать себя на будущие победы.
По форме подчинения учреждения ДОД бывают:
- Государственные. Формируются субъектами РФ; это могут быть различные школьные кружки и дополнительные секции или клубы, лаборатории, творческие коллективы в государственных бюджетных учреждениях дополнительного образования — городских (муниципальных, региональных, областных) центрах.
- Федеральные. Учреждаются федеральными властями и часто представляют собой крупные многопрофильные центры дополнительного образования.
- Негосударственные. Организовываются в частном порядке физическими лицами, коммерческими, религиозными, общественными или другими субъектами. это могут быть частные школы дополнительного образования.
- Муниципальные. Создаются и работают за счет городских властей.
Другой вид классификации основывается на направлениях и масштабах деятельности заведений. На данный момент на территории страны существуют следующие виды учреждений дополнительного образования детей:
- Дворцы детско-юношеского творчества, спорта, искусства и т. д.
- Дома. Заведения не столь масштабные, как дворцы, в них занимаются меньшие группы. Сегодня программы дополнительного образования предлагают дома туризма, культуры, творчества, юных техников.
- Школы. Специализированные заведения, где дети обучаются по определенным направлениям (яркий пример – ДЮШС, музыкальные школы и т. д.).
- Центры. В детских (или детско-юношеских) центрах проводится дополнительное образование ребят по разным отраслям и оказывается методологическая поддержка педагогам.
- Станции. Это сообщества юных туристов, натуралистов, борцов за экологию или любителей техники.
Кроме того, кружки и курсы для детей и школьников могут быть организованы на факультетах дополнительного образования вузов.
До принятых в 2006 году изменений существовали и другие виды учреждений дополнительного образования. К ним относили:
- оздоровительно-образовательные лагеря;
- клубы по интересам (парашютистов, автомобилистов, пожарных, гребцов и т. д.);
- технические и научные школы, занимающиеся детальным изучением какой-то области науки (например, школа юного космонавта);
- детские музеи и парки (детского творчества или литературы);
- базы юношеского и детского туризма и экскурсий.
В конце прошлого столетия выделяли еще такие виды учреждений, как детская картинная галерея или железная дорога. Сейчас за счет уменьшения количества типов работа УДОД более четко структурирована и координируема. Тем не менее старых, добрых названий никто не отменял после вступления в силу ФЗ № 273, но кружки, секции, ансамбли, творческие мастерские, студии называются объединениями дополнительного образования по интересам.
Найдено научных статей по теме — 15
Организация и содержание дополнительного образования в вузе
Маврин Б. М., Чумак Н. Ф., Колесова Н. К.
Дан анализ деятельности факультета дополнительного образования в вузе с учетом запросов общества и потребностей рынка труда в регионе.
Современный подход к организации дополнительного образования
Попова Елена Михайловна
В статье рассматривается современный подход к организации дополнительного образования, обоснована необходимость его использования, а так же приведены различные методы обучения, формы организации деятельности и виды проведения заня
Школа как форма организации дополнительного образования детей
Куприянов Борис Викторович
Статья знакомит читателей с такой достаточно распространенной формой дополнительного образования детей как «школа».
Принципы организации дополнительного образования детей в России
Золотарёва Ангелина Викторовна
В статье дана характеристика современному состоянию системы дополнительного образования детей в России, предложен обзор особенных принципов его организации.
Организация дополнительного школьного экономического образования
Егорихина Светлана Юрьевна, Попова Вера Ивановна
В статье представлен опыт организации дополнительного образования школьников в рамках экономического факультатива Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН, приведены результаты деятельности данного факультатива в 2007/2008 – 2011/
Организация кружка росписи в системе дополнительного образования
Джураев М.
Статья посвящена проблемам углубления и расширения художественно-эстетического восприятия учащихся на занятиях в кружке росписи.
Организация дополнительного образования рабочих кадров на предприятии
Сериков Геннадий Николаевич, Алексеев Иван Владимирович
Рабочие на современном производстве, чтобы быть конкурентоспособными и обеспечивать конкурентоспособность своих организаций и предприятий, должны вливаться в процесс непрерывного развития квалификации.
Организационные условия мотивации педагогов дополнительного образования
Темлянцева Наталья Александровна
Современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, потребовала существенных изменений во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере образования.
Проектно-целевая технология организации дополнительного образования в вузе
Коротаев Вадим Геннадьевич
В статье рассматриваются теоретико-методологические основания и содержание действий, составляющих проектно-целевую технологию как эффективного способа реализации государственного, регионального или муниципального задания на оказан
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Власова Ирина Анатольевна
Рассматриваются проблемы организации и реализации дополнительного образования взрослых. Осуществляется анализ рынка образовательных услуг России в области общего дополнительного образования.
Роль дополнительного образования в организации образовательной среды учащихся
Волгина Ирина Владимировна
В статье рассматривается дополнительное образование и роль учреждений дополнительного образования в создании социально приемлемой и эффективной образовательной среды, которая основана на специфике сложившейся социальной реальности
Развитие организационной культуры учреждения дополнительного образования детей
Антопольская Татьяна Аникеевна, Сарычев Сергей Васильевич, Ходусов Александр Николаевич
В статье представлен опыт развития организационной культуры на основе внутрикорпоративной системы повышения квалификации и профессионального роста педагогов и управленцев учреждения дополнительного образования детей.
Выбор организаций дополнительного образования детей в России: к постановке проблемы
Поплавская Анита Андреевна, Груздев Иван Андреевич, Петлин Андрей Васильевич
Представлен обзор зарубежных исследований, посвященных участию семей в дополнительном образовании детей.
Методологические подходы к организации дополнительного профессионального образования
Николаева С. В.
В статье рассматриваются методологические подходы, на основе которых осуществляется подготовка специалистов ин-тегративного профиля в системе дополнительного профессионального образования.
Популярные направления профессиональных курсов
Востребованность тех или иных специалистов зависит не столько от их профессионализма (хотя и это, безусловно, важно), сколько от спроса специальности на рынке труда. Поэтому выбирать нужно наиболее актуальные на сегодняшний день направления.
На данный момент во всех регионах России наиболее востребованы специальности четырех направлений:
На данный момент во всех регионах России наиболее востребованы специальности четырех направлений:
- парикмахерское дело;
- компьютерные технологии;
- маркетолог;
- дизайнер.
В каждом из этих направлений имеется множество специализаций (к примеру, парикмахерское дело включает в себя такие специализации как мастер-колорист, мастер женской стрижки или дизайнер прически)
Ну а поскольку во все времена ценились специалисты-универсалы, при выборе курсов, помимо всего прочего, нужно обращать внимание и на то, чтобы программа обучения давала хотя бы приблизительное представление о смежных специализациях.. Предлагаем вам рассмотреть вариант подготовки подобного специалиста-универсала на примере все того же парикмахерского дела.. Предлагаем вам рассмотреть вариант подготовки подобного специалиста-универсала на примере все того же парикмахерского дела.
Предлагаем вам рассмотреть вариант подготовки подобного специалиста-универсала на примере все того же парикмахерского дела.
Общие сведения
Теоритическая сторона ДПО
Дополнительное образование – это организованный и устойчивый процесс, в котором передаются приобретённые навыки ученику, в дальнейшем, способному их применить на практике. В этом случае он определяет способы реализации новых знаний для профессионального роста.
Такой процесс хорошо подстраивается под систему образования. Он адаптирован под нужды аудитории, в нем определяются легкость формы, и виды подачи учебного материла. В ДПО можно совмещать мотивационные уроки и результативные методы личностного роста.
Разновидности ДПО
К основным видам дополнительного образования можно отнести:
- профессиональную квалификационную подготовку, подразумевающую получение диплома государственного образца;
- краткосрочная переподготовка с дальнейшей выдачей удостоверения по имеющимся программам, вычитанным за 72-100 академических часов, или свидетельство за прослушивание 100-500 часов учебного материала;
- оставшаяся категория состоит из семинаров, курсов, тренингов, с дальнейшим получением сертификатов об окончании обучения.
Все образовательные программы напрямую связаны с предоставлением информации, нацеленной на повышение квалификации обучаемой группы.
Важно! В некоторых случаях к дополнительному образованию относят процесс стажировки, но на самом деле она просто входит в число процессов первых двух видов. Повышение уровня квалификации необходимо в случае актуализации своих знаний и навыков
К примеру, если нужно обучиться правилам пользования усовершенствованным оборудованием или приступить к работе после длительного отпуска. Кроме этого, сотрудникам нужно получить дополнительные знания при расширении должностных обязанностей и при повышении разряда
Повышение уровня квалификации необходимо в случае актуализации своих знаний и навыков. К примеру, если нужно обучиться правилам пользования усовершенствованным оборудованием или приступить к работе после длительного отпуска. Кроме этого, сотрудникам нужно получить дополнительные знания при расширении должностных обязанностей и при повышении разряда.
Профессиональный уровень может быть повышен, если в будущем планируется смена должности, но основной круг обязанностей не сильно меняется. Это подходит людям, которых не устраивают условия на нынешнем предприятии. Курсы, семинары, тренинги способствуют возобновлению уже полученных знаний в усовершенствованной трактовке.
Любые учреждения, предлагающие дополнительное образование, независимо от разновидности, максимально адаптируют его под потребности человека. Обучающий процесс может проходить без отрыва от работы, и материалы подаются онлайн или отдельно от рабочего графика, но с возможностью совмещения.
Отличия между ДПО и вторым высшим образованием
Многие сотрудники организаций могут интересоваться разницей между двумя известными формами обучения: ДПО и второе высшее.
Между ними есть очень существенные отличия, но нет однозначного ответа о том, что лучше:
- Время обучения. Второе высшее образование требует больше времени, чем дополнительное. Второй вариант вполне можно освоить за 100-170 академических часов, в зависимости от его вида и цели.
- Стоимость. Цена ДПО значительно ниже и здесь есть возможность дистанционного получения информации, по типу заочного формата.
- Практически основы. Дополнительному образованию присуща конкретика, в таком случае все предметы подаются в соответствии с профессией, без лишних материалов. Система дополнительного образования даже в таком случае обеспечивает дипломом, поэтому это не считается недостатком.
- Интенсивность. Такие формы ДПО, как тренинг или семинар вовлекают студентов в учебный процесс для получения практического опыта. Участвуя в процессе, учебная группа сталкивается с ситуациями, в которых они своевременно могут получить консультацию, и применить решение в будущем
Наиболее популярные программы дополнительного образования
Наибольшей популярностью среди детей младшего школьного возраста и подростков сегодня пользуются такие программы дополнительного образования, как:
физкультурно-спортивная – направлена на приобщение детей к физкультуре и здоровому образу жизни, воспитание силы воли, приобретение навыков командной работы
Реализация осуществляется через занятия в различных секциях и тренажерных залах, лечебную физкультуру и активные формы игр;
экология – направлена на осознание взаимосвязи человека с природой и важности сохранения природных ресурсов. Реализация осуществляется через занятия по краеведению, практические занятия на природе и т.д.;
робототехника и конструирование – направлена на глобальное изучение программирования и информатики, а также использование современных цифровых и информационных технологий на практике
Реализация осуществляется через занятия на компьютерных курсах, в кружках авто-, радио-, робототехники и т.д.;
естествознание – направлена на приобретение школьниками навыков исследовательской работы, воспитание глобального мышления и развитие представлений о применении теоретических навыков на практике. Реализация осуществляется через занятия в кружках занимательной химии, физики, математики, астрономии, географии и т.д.;
культурология – направлена на приобщение школьников к мировой культуре, адаптацию в социуме и реализацию собственного потенциала в разных слоях общества. Реализация осуществляется через занятия в искусствоведческих и языковых клубах, театральных кружках и кружках народного промысла, обучение в ходе экскурсий и т.д.
Подчеркнем, что в одной школе могут быть использованы программы дополнительного образования сразу по нескольким направлениям. Это открывает большие возможности не только для самоидентификации каждого школьника, но и для проявления творческого и личностного потенциала всего педагогического состава общеобразовательной организации.
Направленности
Программы этого подвида имеют обязательный атрибут — направленность дополнительного образования. Что такое направленность? Какие направленности предусмотрены действующим законодательством? Раньше это называлось областью дополнительного образования. Теперь, когда нормативная правовая база подверглась обновлению, это называется направленностью. Всего их 6: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, художественная, естественнонаучная, туристко-краеведческая и техническая. Направленности, по которым работает образовательное учреждение дополнительного образования, обязательно должны быть указаны в его уставе.
Художественная направленность
Художественная направленность ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в избранных видах искусства, создание художественных образов, самореализация в творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры:
музыкальное творчество — формирование музыкальной и исполнительской культуры; ведение образовательного процесса в вокальных, хоровых коллективах, оркестрах народных инструментов.
театральное творчество – ведение образовательного процесса в театральных коллективах и студиях, формирование сценического (актерского) мастерства: сценической речи, движения; навыков эстетической оценки произведений театрального искусства. Театральное искусство: драматический театр, театр теней, кукольный театр, музыкальный театр и мьюзикл, исторический театр, театр мод, литературное творчество, художественное слово, риторика и культура речи;
хореографическое творчество – ведение образовательного процесса в хореографических ансамблях, коллективах народного танца; овладение основами классической хореографии, народно-характерного, историко-бытового, современного танца в процессе учебной, постановочной, репетиционной и творческой концертной деятельности;
изо и декоративно-прикладное творчество – изучение истории и теории искусства, овладение прикладными навыками художественной деятельности: вязание, вышивка, живопись, лепка, керамика, шитье, декоративно-прикладное искусство, ИЗО и ремесла.
Виды деятельности: основы и техники декоративно-прикладного искусства, лепка и керамика, роспись, оригами, аппликация, батик, бисероплетение, витражное дело, вышивание, вязание, дизайн и декоративные композиции, изготовление кукол и костюмов для кукол, театральные куклы, ковровое ткачество —кружевоплетение, оформительское искусство, фитодизайн, флористика, умелые руки, резьба и выжигание по дереву, художественная обработка древесины, столярное дело, моделирование и портновское искусство, мягкая игрушка, фриволите, парикмахерское искусство, стилистика и визаж, работа с кожей, работа с природными материалами, изобразительное искусство, архитектура, гравюра, граффити, икебана, лоскутная техника, макраме, работа с металлом, чеканка, театральный дизайн, декорации, бутафория и реквизит, компьютерная графика и дизайн.
эстрадное и цирковое искусство: эстрадная музыка и ВИА, эстрадное пение, фокусы, искусство иллюзионистов, конферанс, скетч, пародия, фольклорное искусство, фольклорный хор, фольклорный ансамбль, сольное народное пение, народное творчество.
Поддержка талантливой молодежи
Решая проблему поддержки одаренной молодежи, правительство России планирует решить целый ряд вопросов. В том числе:
- Оказание правовой и финансовой поддержки организациям, занимающимся обучением талантливых детей. Укрепление отношений и взаимосвязи между такими образовательными структурами.
- Организация мероприятий, направленных на повышение уровня квалификации педагогического коллектива, имеющего отношение к образовательному процессу талантливых детей. Для такой категории нужны не менее талантливые учителя.
- Разработка современных подходов к обучению одаренных детей, начиная со школьников и заканчивая студентами высших учебных заведений.
Отметим, что некоторые направления развития молодежи сегодня уже реализованы: в частности, определены механизмы финансирования и разработана необходимая нормативно-правовая база (Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов).
Программы
Программа – официальный документ, в котором четко отражена концепция дополнительного школьного образования, об этом говорит образовательный стандарт. Концепция эта должна быть описана в соответствии с ранее поставленными целями, а также реальными условиями осуществления преподавателями своей работы. В этом документе должны быть обозначены предполагаемые результаты и методы, стадии достижения задач работы кружка, секции или факультатива.
Образовательный стандарт предусматривает обязательную разработку отдельных программ. Программы могут разрабатываться в художественно-эстетическом, научно-техническом, естественно-научном, экологическом и биологическом, физкультурно-спортивном, военно-патриотическом или культурологическом направлениях. Можно организовать творческие мастерские, поисковые кружки, литературоведческие курсы, краеведения, секции занимательной химии или математики, кружки электротехники и многое другое.
Дополнительное профессиональное образование
ФГОС дополнительного профессионального образования (ДПО) – еще один несуществующий термин. В сфере допобразования взрослых качество учебного процесса и его итоги оцениваются главным образом по достигнутым слушателями результатам – соответствуют ли они заявленным в программах целям.
Согласно статьям 75 и 76 ФЗ № 273 дополнительное профессиональное образование строится на компетентностном подходе
Он должен быть реализован в равной степени в программах любой продолжительности, неважно, будет ли это краткосрочное повышение квалификации или годовая профпереподготовка
Компетенция – результат обучения, необходимый для освоения нового направления деятельности или приобретения более высокой квалификации. Он должен быть отражен в ДПП (дополнительной профессиональной программе).
Содержание программ допобразования не регламентируется, но оно должно учитывать профстандарты и квалификационные требования к претендентам на определенные должности. Разработка необходимого набора сопроводительных документов целиком находится в ведении самого учреждения ДПО. Исключение – случаи, определенные ФЗ «Об образовании»:
- (типовая программа утверждается Министерством транспорта РФ);
- (утверждается органом, в интересах которого осуществляется обучение);
- (Минздрав РФ);
- подготовка авиа и ж/д персонала (Минтранс).
ДПП не подлежат государственной аккредитации, но в общем виде требования к их структуре . Программа включает следующие блоки:
- цель обучения;
- планируемые результаты (включая перечень профессиональных компетенций);
- учебный план (список, трудоемкость, последовательность и распределение дисциплин и формы аттестации слушателей);
- календарный учебный график;
- рабочие учебные программы дисциплин;
- организационно-педагогическое обеспечение;
- оценочные материалы и иные компоненты.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов делает программу недействительной.
В целом унифицированные стандарты дополнительного профессионального образования находятся сейчас на стадии становления. Приведение нормативов к общему знаменателю поможет наладить систему эффективного контроля деятельности учреждений ДО.
Естественнонаучная направленность
Дополнительное естественнонаучное образование детей это:
— формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук;
— развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними;
— экологическое воспитание подрастающего поколения;
— приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и рационального природопользования.
Современный формат дополнительного естественнонаучного образования детей объединяет в себе содержание двух ранее самостоятельных направленностей: эколого-биологической и естественнонаучной и включает три тематических цикла:
- эколого-биологический;
- физико-географический;
- физико-химический.
Разновидности форм занятий в дополнительном образовании
Существуют различные направленности и формы занятий в дополнительном образовании. Перечень основных форм дополнительного обучения вы можете найти в нашей статье. Вы можете также ознакомиться с общей информацией о них.
- Кружок — это одна из направленностей форм дополнительного образования. Он может быть как творческим, так и предметным. В кружке дети объединяются по интересам и знаниям. Благодаря этому можно развить их творческие способности. Занятия в кружке преподаватель проводит по специально разработанному плану. При необходимости он может вносить в него свои коррективы. К каждому ребенку преподаватель находит индивидуальный подход. Главной целью таких занятий является обучение, совершенствование навыков и умений в определенной области и тематическое разнообразие.
- Ансамбль — это творческий коллектив, который исполняет общие музыкально-хореографические постановки. Целью таких занятий является развитие личности через эстетическое образование.
- Студия — это группа людей, которых объединяют общие интересы, поставленные задачи и деятельность. Основной целью является развитие творческих способностей и талантов, а также углубленное изучение определенной сферы деятельности.
- Школа — это еще одна направленность формы занятий в дополнительном образовании. Это учебная программа, которая объединяет между собой несколько взаимосвязанных дисциплин или же направлена на изучение одного конкретного предмета. К особенностям школы можно отнести: комплексный подход, наличие определенной концепции, поэтапный характер обучения, строгий контроль знаний и сертификат о пройденном обучении.
- Театр — творческая группа, главной целью которого является воссоздание художественного действия на сцене и реализация творческого потенциала. К особенностям таких занятий можно отнести: разнообразие уроков, изучение театрального искусства, нестандартный план занятий и частую художественную практику.
- Одна из наиболее распространенных форм занятий дополнительного образования — факультатив. Его можно охарактеризовать как вспомогательный процесс основного обучения. Факультатив направлен на удовлетворение интересов ребенка, исследовательскую деятельность, выявление творческих способностей учеников, углубленное изучение того или иного языка, а также развитие креативного мышления и подготовку некоторых обучающихся к олимпиадам и конкурсам. Существуют как общеобразовательные (на базе школе) факультативы, так и частные.
- Школьные факультативы не повторяют материал пройденный в общеобразовательном учреждении. На них ученики получают дополнительный и более глубокий материал. Там также присутствуют формы контроля на занятиях в дополнительном образовании. Преподаватель может проверить как дополнительный, так и основной материал. Однако процесс контроля носит обучающий характер, а не оценивающий. Для того чтобы заинтересовать учеников на факультативе, преподаватель должен подготовить интересные и разнообразные темы, а также использовать нестандартный метод образования.
- Занятия с репетитором — это особая форма обучения, которая отличается от общеобразовательных методов тем, что ученик будет обеспечен частным преподавателем и индивидуальной системой изучения предмета, которая подходит именно ему. Однако такие занятия проходят только на платной основе. К особенностям можно отнести частную форму проведения, регулярное повторение пройденного материала и изучение нового, возможность выбора дистанционного, группового или индивидуального изучения. Как правило, репетиторство выбирают тогда, когда необходимо устранить пробелы в знаниях.
- Центр творчества и развития — это учебное учреждение, деятельность которого нацелена на дополнительное образование детей. Главная цель такой формы обучения — развитие физического и творческого потенциала. Такие занятия могут посещать дети, возраст которых достиг полутора лет. В центрах творчества и развития сочетаются самые разнообразные направления и виды деятельности. Старшеклассники могут пройти там профильную подготовку. К особенностям можно отнести установленный режим проведения уроков, практические занятия и проведение праздников вместе с родителями.
- Клуб — творческое объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга. К особенностям можно отнести наличие детского самоуправления, а также символов и атрибутов. В клубе также присутствует свой устав и традиции.
В нашей статье перечислены различные формы занятий в дополнительном образовании. Классификация их позволит выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Два в одном
В России исторически закрепилось два направления работы с талантливой молодежью: школы и клубы.
Школы. Сюда относятся спортивные, художественные, музыкальные и театральные течения. Здесь четко распределен режим работы (тренировок) и система оценивания накопленных знаний. Цель этого направления заключается в достижении желаемого результата, признанного определенным стандартом в обществе.
Клуб. Имеет пестрое сочетание интересов. Поэтому здесь можно встретить практически полный спектр предпочтений: от необычных до самых распространенных. Детский коллектив сам определяет ход и содержание занятий. Причем от детей не требуется, чтобы они достигали совершенного владениями всеми премудростями направления, поскольку отношение к знаниям в клубах достаточно либеральное.
Несмотря на диаметрально противоположный подход к организации занятий и оценке достигнутых результатов, клубы и школы преследуют одну цель — поддержка талантливой молодежи.