Введение в курсовой работе
Содержание:
- Что такое введение
- Шаги по написанию курсовой работы
- Доверьтесь «Тебе Зачёт!», и мы не подведем!
- Речь для защиты курсовой (план выступления)
- Куратор курсовой работы должен помогать?
- Проблема
- Что получает студент, если научится правильно формулировать эти понятия? Как это отразится на результате работы?
- Что такое объект в научном исследовании?
- Детально о теоретических методах
- Примеры взаимосвязи
- Как определить предмет и объект курсовой работы.
- Понятие об объекте работы
- Как продолжить: сбор материалов
- Как определить предмет и объект курсовой работы
Что такое введение
Введение – это первая часть дипломной работы, которая кратко раскрывает важность и необходимость исследования выбранной студентом темы. На написание вводной части дипломной работы выделяется от 3 до 5 страниц печатного текста. . Каждый ВУЗ дает свои методические указания к написанию введения дипломной работы
Однако главными и неизменными его составляющими являются следующие:
Каждый ВУЗ дает свои методические указания к написанию введения дипломной работы. Однако главными и неизменными его составляющими являются следующие:
- актуальность дипломной работы;
- объект и предмет исследования;
- цель и связанные с ней задачи.
Зачастую сложнее всего студенту приходится во время формулирования объекта и предмета выбранного исследования, поскольку эти понятия очень близки по смыслу
Для написания качественной дипломной работы важно уметь четко разделять их и правильно использовать. Именно они помогают определить конечную цель выбранного исследования и, соответственно, результат проведенной работы
Рассмотрим по отдельности те части введения, которые обязательно должны быть в вашей работе.
Шаги по написанию курсовой работы
Написание успешной курсовой работы – это ряд шагов, которые приведут вас к конечной цели. Рассмотрим их.
Шаг 1. Выбор темы.
Если у вас есть возможность выбрать тему, выбирайте ту, что вам ближе и в которой вы что-то понимаете. Желательно утвердить тему курсовика у преподавателя, чтобы после не возникло недоразумений.
Шаг 2. План работы.
План курсовой работы – очень важная её часть. Он даёт чёткое понимание того, какая информация вам нужна, что и в какой последовательности вы будете делать. План лучше согласовать с преподавателем, чтобы не пришлось впоследствии переписывать всю работу.
Шаг 3. Подбор источников.
Постарайтесь найти как можно больше источников, раскрывающих вашу тему курсового проектирования. Рассматривайте не только учебники, но и монографии, научные статьи, и даже публицистику. Делайте акцент на более свежие источники
Обратите внимание, чтобы вы могли рассмотреть разные мнения по вашему вопросу
Шаг 4. Введение.
Некоторые источники советуют писать введение к курсовику после написания основной части. Но это не очень удобно, поскольку именно составление введения помогает упорядочить в голове то, что будет в вашей работе. К тому же некоторые руководители просят показать им введение перед написанием основной части. Хорошее введение раскрывает актуальность выбранной темы, определяет объект, предмет, цель и задачи исследования. К тому же во введении, как правило, рассматривается степень изученности вопроса, определяется теоретическая и практическая значимость изученной темы.
Шаг 5. Основная часть.
Поскольку основная часть большинства курсовых работ состоит из двух глав – теоретической и практической – этот этап работы над курсовой преодолевается в два подхода. Сначала вы разбираетесь в теоретической стороне вопроса, сопоставляете различные точки зрения, не забываете делать собственные выводы. Не забывайте о ссылках на использованные источники – сразу помечайте что откуда взяли.
Затем проводите практическое исследование по теме и оформляете его в соответствии с требованиями изучаемого предмета. Каждая глава курсовой делится на подглавы или параграфы и обычно содержит от двух до пяти подглав.
Шаг 6. Заключение.
Хорошее заключение содержит основные выводы по главам, а также рекомендации и предложения.
Шаг 7. Оформление списка литературы.
Достаточно много преподавателей обращает внимание на то, как у вас оформлен список литературы, сколько в нём источников и все ли источники, которые вы использовали в курсовой работе, включили в библиографию. При оформлении ориентируйтесь на ГОСТ, предложенный вузом, а также следите за тем, чтобы источников в списке было не меньше, чем вам рекомендовал преподаватель
Шаг 8. Оформление и проверка готовой работы.
Внимательно прочитайте методичку по оформлению текста и приведите вашу работу в соответствие с требованиями. Позже вы научитесь делать это сразу во время написания работы. Если требуется, оформите приложения. Проверьте работу на ошибки и можете отдать для дальнейшей проверки преподавателю.
Шаг 9. Защита курсовой.
Защита курсовой может проходить по-разному. Где-то вам просто зададут пару вопросов по вашей работе. В другом случае вам могут порекомендовать составить доклад и презентацию к защите. Каким бы ни был способ защиты курсовой, успешно пройти это испытание вам поможет внимательное изучение вашей работы и её основных моментов. Если вы вникли в тему, то защититься вам не составит труда.
Выполнение ряда последовательных действий приведёт вас к успеху. Со временем курсовая перестанет быть для вас проблемой.
Если же, вы испытываете трудности в написании своего задания, то оформляйте заявку на подготовку курсовых работ у опытного автора нашей компании. Оценка стоимости и консультации у наших менеджеров абсолютно бесплатны!
Доверьтесь «Тебе Зачёт!», и мы не подведем!
Дипломная работа
от 3 дней / от 7 000 руб.
Узнать стоимость
Курсовая работа
от 2 дней / от 1 000 руб.
Узнать стоимость
Контрольная работа
от 1 дня / от 400 руб.
Узнать стоимость
Реферат
от 1 дня / от 500 руб.
Узнать стоимость
Речь для защиты курсовой (план выступления)
Речь для защиты курсовой – это ваш устный доклад о проделанной работе в сжатой форме. Текст речи имеет определенную структуру и включает следующие сведения:
- тема исследования – обязательно называется в самом начале выступления;
- актуальность – представляет собой ответ на вопрос, почему выбрана именно эта тема курсовой работы, какой вклад в науку несет исследование данной темы;
- уровень проработки – кто и когда занимался изучением данной тематики ранее;
- объект исследования – организация, предприятие или процесс, на основе которого писалась курсовая работа;
- предмет исследования – вопросы, которые были рассмотрены в курсовой работе;
- цель курсового проекта – представляет собой то, ради чего проводилось исследование и писалась работа;
- задачи курсового проекта – то, с помощью чего достигается цель курсовой работы. Обычно их несколько;
- теоретические и практические методы, применяемые автором при изучении поставленного вопроса – инструменты и средства, способствующие получению новых знаний и навыков, пониманию и объяснению задач курсовой работы и достижению ее цели;
- результаты исследования – перечень выводов, к которым пришел студент в результате изучения темы;
- общий вывод по проделанной работе – представляют собой констатацию того факта, что цель курсовой работы была полностью достигнута.
В целом доклад для защиты в сжатом виде дублирует текст курсовой работы. Основная же информация для написания защитной речи берется из введения и заключения курсовой.
Чтобы речь для защиты вписался во временные рамки (от 7 до 10 минут), лучше всего воспользоваться следующей пошаговой инструкцией:
Шаг 1. Опишите коротко, перечисленные 10 пунктов выше, на листок.
Шаг 3. Сделайте презентация по докладу.
Шаг 4. Замерьте время выступления и скорректируйте в нужную сторону (по необходимости).
После этого учащийся разбивает текст на информационные блоки и формирует на их основе карточки для выступлений. Каждая из них закрепляется за слайдом презентации и содержит минимум сведений: цифры, имена, даты, результаты, выводы. Шпаргалки помогают докладчику разгрузить память от технической информации. Основной текст выступления студенты заучивают наизусть.
Защитное слово к курсовой работе имеет несколько частей: приветствие, основную часть, выводы и заключение.
С чего начать?
Студент приветствует аудиторию и членов комиссии, называет свой курс и ФИО, должность и ФИО научного руководителя, тему курсового проекта, а также его тип. Он объясняет аудитории актуальность выбранной темы, степень ее изученности, формулирует объект и предмет исследования, а также цели и задачи проекта.
Если экзаменационная комиссия посчитает вводную часть слишком долгой, председатель предложит докладчику ускорится и перейти к основной части.
Основной текст защиты
Основной текст защиты включает методы, использованные студентом во время исследовательской деятельности. Докладчик рассказывает о проделанной работе. Изучение теоретической базы и практическая деятельность учащегося (проведение опросов, мониторинг рынка, разработка продукции, составление схем, таблиц, чертежи) – все это относится к научным изысканиям и подробно описывается членам комиссии.
Как закончить?
В заключительной части студент перечисляет результаты проделанной работы и выводы, сделанные на их основании
По окончании выступления он благодарит аудиторию за внимание и предлагает задать ему вопросы
Фразы для выступления
Регламентированного образца речи для курсовой работы не существует. В текст доклада для защиты можно включить следующие фразы:
«Здравствуйте, уважаемые члены экзаменационной комиссии! Меня зовут (ФИО), я являюсь студентом _ курса. Моим научным руководителем стал (ФИО и должность преподавателя). Темой курсовой работы является (указать тему)».
«Актуальность данной работы обусловлена…».
«Для достижения цели были поставлены следующие задачи…».
«В основу курсового проекта легло исследование прошлого года» – для студентов, которые ведут научные изыскания по заданной теме несколько лет подряд.
«При изучении теоретической базы мы смогли сделать следующие выводы…(перечислить)».
«Во время практической/исследовательской деятельности было установлено…(перечислено)»;
«Результатом курсового проекта стали …(перечислить)»;
«В соответствии с целью и задачами, поставленными в работе, можно сделать следующие выводы…»
«Мы планируем использовать результаты данных исследований для дальнейшего развития темы» – после оглашения выводов о проделанной работе.
На этом мое выступление закончено
Благодарю за внимание!»
Включение именно этих фраз в доклад для защиты совсем не обязательно. Студент может строить речь на свое усмотрение.
Куратор курсовой работы должен помогать?
Обычно, чтобы не затруднять научное исследование студентов, кураторы по курсовым работам и преподаватели ВУЗов помогают не только с определением темы курсовой, но и с формулировкой ее объекта и предмета. Вообще в обязанности куратора по курсовой работе входят:
- определение темы;
- постановка круга вопросов по изучению темы;
- формулировка объекта и предмета курсовой;
- наметка плана работы;
- консультация студента в ходе курсовой;
- проверка и рецензия курсовой работы.
Таким образом, удается сэкономить время не только на написании курсовой студентом, но и на проверке работы самим преподавателем
Важно также, чтобы объект и предмет курсовой соответствовали принципам актуальности и новизны научного исследования. Если подобранные варианты уже много раз публиковались и изучались, есть смысл рассмотреть другие варианты
Проблема
Проблема занимает важное место в научном аппарате курсовой работы. Это тот неизученный вопрос, ради ответа на который вы и занимаетесь исследованием. Такие вопросы появляются, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы
Иногда проблема лежит на поверхности, но чаще всего её приходится искать. Проблему важно увидеть и грамотно сформулировать.
Уравнения Максвелла неинвариантны относительно преобразований Галлилея, что противоречит Ньютоновской механике. Эта проблема легла в основу создания специальной теории относительности и привела к пересмотру концепции пространства-времени.
Что получает студент, если научится правильно формулировать эти понятия? Как это отразится на результате работы?
Определение объекта и предмета исследования дипломной или курсовой работы в первую очередь облегчают студенту задачу написания нужного текста без лишних фактов, действий и аспектов. Кроме того преподаватель с первых страниц работы сразу поймет, насколько студент может выделять ключевые проблемы в теме и суть проблемы, не отвлекаясь на посторонние факторы.
Если будет неправильно выявлен объект работы, соответственно, и предметы будут ненужными и малоинформативными. В результате курсовая работа не приведет к тому, что студент получит нужные знания и хорошую отметку за работу. Объект и предмет – это почва, на которой держится весь рабочий процесс. Эти два пункта отображаются в самом начале курсовой, что помогает рецензентам и читателям составить верное положительное представление о дальнейшем содержании.
Что такое объект в научном исследовании?
В философии под объектом понимается всё, на что человек (субъект) направляет своё внимание. Он существует независимо от того, собираемся мы исследовать его или нет, то есть это реальность бытия
Объект мы видим, но не всегда можем понять глубину всех процессов, протекающих в нём.
После выбора темы первым выбирается объект, который намерены изучить. Для этого ставится вопрос: что рассматривается в работе?
Им могут выступать:
- население планеты, страны, региона и пр.;
- социальные общности;
- полезные ископаемые;
- предприятие;
- учебные заведения;
- жилой фонд и т.д.
Это общее понятие. В одной работе невозможно раскрыть все стороны и процессы, происходящие с ним и в нём.
Его можно рассмотреть с разных точек зрения во многих науках. Например: металл изучают физики, химики, геологи, металлурги. Одни познают физические свойства, другие – атомный состав, третьи –способы добычи, четвертые – познают возможности плавки и создания новых продуктов.
Если студент рассматривает человека с точки зрения психологии, то это одно, а как объект медицинского исследования – это другое. Чтобы раскрыть какую-либо сторону, определяется предмет.
Детально о теоретических методах
Представление общей основной картины в нужном случае — непродуктивное занятие. Логичнее станет писать конкретнее и начать исследование/обзор каждого способа анализа по отдельности.
Аналогия
Первая ассоциация с названием метода исследования — нужно предлагаемое сравнить при ведении сопоставления. За основу студент и преподаватель берут научный анализ двух объектов с определенными точками пересечения в универсальных характеристиках. Взаимоисключающие по основным параметрам предметы/явления в подобном случае не рассматриваются.
При оценке эффективности метода “аналогии” нельзя причислять его к носителю стопроцентной информации. Рекомендуется использовать универсальный способ при отсутствии доступа к нужному объекту. Приведем простой пример. Во время работы над проектом по палеонтологии объектом исследования преподаватель определил мамонта или смилодона (саблезубую кошку). В экстренном случае не обойтись без метода аналогии с похожими на них современными животными. Тема становится довольно интересна. Студент в выигрыше, и преподаватель доволен.
Абстрагирование
Общий универсальный объект исследования обладает множеством основных свойств и качеств. В рамках одной темы анализ всех характеристик не понадобится. Иначе работа, конкретная область изучения и научный проект в целом превратятся в “мозаику” из разных фактов.
Каждый из них по отдельности останется достоверным элементом, но из общей картины способен выпасть. Студент должен выбрать основное качество объекта, которое имеет непосредственное отношение к проекту.
Возьмем в качестве примера научный проект на тему “Литература начала XX века в призме изменений последующего столетия”. Без применения метода “абстрагирования” ваша курсовая работа превратится в диссертацию из нескольких томов.
Останавливаемся на основных стилях, течениях, известных литературных школах того периода. Не помешает обозначить размышления известных личностей с наиболее интересными их наработками. В сторону студент убирает описание/анализ изданий, виды печати литературы и прочие ненужные факты.
Обобщение
Определения одного объекта может не хватить для полного раскрытия темы курсовой
Речь не идет об игнорировании важного метода — “абстрагирования”. Достаточно заняться формированием крупных групп по основным и схожим признакам
Далее общий научный процесс систематизации немного усложняется. Необходимо правильно подойти к обобщению. При индуктивном варианте конкретное свойство расширяется в пределах одной группы. Анализ “свеклы” студент переводит в изучение “корнеплодов”.
При аналитическом обобщении ранее универсальная индукция устраняется. Основной процесс происходит в рамках логической цепочки “одно суждение — другое”. Работает исключительно мысль без возможности применить основные знания на практике. Не составит труда изучить свеклу в реальности. Безнадежнее обстоит работа с планетой Марс в контексте непосредственного изучения нужного небесного тела.
Синтез
Разделить объект/явление на основные важные составляющие — не краткосрочный процесс. Не меньше времени займет синтез, при котором компоненты соединяют в единое целое. Без глубинного анализа создать общую картину целостного объекта невозможно даже специалисту.
Представим себе общеобразовательное заведение как объект наблюдения. Перед студентом поставлена задача — обрисовать в общих чертах сложившуюся в его стенах ситуацию. Родители должны знать, в каких условиях предстоит обучаться ребенку.
Вникать в сложные цифры и проводить анализ по понятной причине станут единицы из них. Зато родителей заинтересует структура учебного заведения и анализ основного штата сотрудников. Сколько среди преподавателей заслуженных педагогов, какие зоны комфорта находятся на территории учреждения. И с помощью синтеза складывается общее впечатление от универсального объекта.
Примеры взаимосвязи
Для примера рассмотрим взаимосвязь между темой, объектом и предметом.
Тема |
Объект |
Предмет |
Анализ финансовой деятельности предприятия общественного питания «Накормим всех». |
Предприятие общественного питания «Накормим всех» |
Показатели финансовой деятельности предприятия |
Женский образ в живописи Пабло Пикассо |
Произведения живописи Пабло Пикассо |
Образ женщины в творчестве П. Пикассо |
Теоретические аспекты воспроизводства основных фондов предприятия |
Основные фонды предприятия |
Показатели, отражающие процессы воспроизводства основных фондов |
Влияние музыки на развитие ребёнка в дошкольном возрасте |
Дети дошкольного возраста |
Воздействие музыки на развитие детей дошкольного периода |
Исследование причин текучести кадров в здравоохранении на примере Екатеринбургской городской клинической больницы № 24 |
Екатеринбургская городская клиническая больница № 24. |
Текучесть кадров |
Предмет изучения одной темы работы может стать объектом другого исследования.
В качестве примера возьмём: «Показатели финансовой деятельности предприятия». Для другой темы этот предмет будет служить объектом исследования.
Тогда предметом могут стать:
- показатели эффективности деятельности;
- показатели ликвидности и финансовой устойчивости;
- показатели активности и кредитоспособности.
Как определить предмет и объект курсовой работы.
В каждой курсовой работе введение содержит определение объекта, а также предмета изыскания. Первый предусматривает область исследования, тогда как второй передает краткое содержание проделанной работы. Тем самым происходит конкретизация проблемы, которую рассматривает автор. Правильная организация подготовки к написанию и раскрытию темы зависит от корректной формулировки данных пунктов.
Каждый объект может содержать в себе несколько предметов. От учащегося требуется определить актуальную проблему, после чего детально рассмотреть ее, оставляя при этом в стороне другие составляющие и стороны объекта.
К примеру, в медицине объектом может выступать человек, а его предметом — опорно-двигательный аппарат, либо любая другая система.
В курсовой объекты и предметы исследования всегда имеют соотношение, как общее к частному. Каждый объект научного исследования предусматривает огромное количество предметов.
Если фонетическая система английского языка выступает объектом, то в качестве предмета рассматриваются дифтонгли, диалектные вариации звукового произношения, согласные и гласные звуки, прочее.
Каждый студент должен правильно определить предмет своей курсовой работы. Таким образом, ему удастся сузить круг поиска необходимого материала. Занимаясь подбором базовой литературы, учащемуся не придется читать тонну книг и просматривать тысячи тематических сайтов. Куда быстрее и проще искать источники по конкретному вопросу.
Как самостоятельно определить объект и предмет
Зачастую, объект исследования указывается в теме курсовой работы. Тогда как из него и определенных целей вытекает предмет. Если объект изначально будет слишком размытым, а предмет чрезмерно обширным, произойдет нарушение логической цепочки взаимосвязей, из-за чего учащемуся не удастся полноценно раскрыть тему курсовой.
Куда более эффективно подходить к формулировке продвигаясь от конкретизации к подробной детализации рассматриваемой проблемы.
Небольшая хитрость: нередко предмет исследования в курсовой работе является повторение темы, либо отделение от нее наиболее важной информации. Наглядные примеры
Наглядные примеры
Для более простого определения предмета и объекта исследования, рассмотрим примеры этих формулировок. Все они касаются исследовательских работ учащихся.
Пример 1
Объектом исследования являются чипсы.
Предмет исследования — влияние чипсов на здоровье человека.
Пример 2
Объект — два гепарда, привезенные в зоопарк из Африки.
Предмет — адаптация и поведение гепардов в условиях зоопарка.
Пример 3
Объект — стерилизованные яблочные соки в упаковке, прошедшие тщательную фильтрацию.
Предмет — состав меди и железа в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.
Пример 4
Объект — микроклимат в учебных заведениях.
Предмет исследования — условия микроклимата в кабинетах учебного заведения.
Пример 5
Объект — педагогический школьный коллектив.
Предмет — анализ одной из ее характеристик (это может быть образовательный уровень, структура, состав по возрасту, количество человек в коллективе, структура и т. д.).
Подбирая предмет исследования, важно помнить про актуальность и научную новизну. Лучше всего рассматривать малоизученные или вовсе неизученные аспекты
Заключение
В курсовой работе необходимо предельно точно указывать цель и предмет, чтобы рецензенты, а также все заинтересованные читатели смоли правильно составить представление о содержании работы и вопросах, которые в ней рассматриваются. Потому как название курсовой далеко не всегда определяет суть исследования.
Понятие об объекте работы
Давайте разберемся, что такое объект курсовой работы. Чтобы понимать сущность такого термина, стоит привести простой пример из жизни. Объектом может считаться студенческая жизнь учащегося – это и ВУЗ, в который он ходит, и посещение кафе и мест развлечений, отдых и домашние дела.
И даже если студент изменит город проживания, место обучения, станет посещать другие кафе, реальным объектом будет все тот же образ жизни. Отсюда можно сделать выводы касательно того, что такое объект курсовой работы:
- объект – это абстрактное понятие;
- в понятие «объект» вписывается огромный комплекс процессов и предметов;
- объект курсовой – это все то, что студент собирается изучать без конкретики, а в целом.
Объект исследования в курсовой работе – это отдельный процесс в действительности или явление, которые изучаются в рамках заданной тематики в поле одной дисциплины. Объект чаще всего содержит в себе сразу несколько предметов, а задачей студента будет выявление актуальной проблемы, подробное ее рассмотрение.
Как продолжить: сбор материалов
И вот вы определились с руководителем, темой и списком литературы. Настало время приступить к сбору материалов. Интернет, библиотека, архив — вот ваши ближайшие друзья на время написания курсовой.
Собираем и обрабатываем
Стратегия сбора
Для начала проанализируйте план курсовой, чтобы иметь представление о том, какого рода информацию необходимо найти. Разделите учебный материал на части:
- основные источники — те, откуда можно брать бОльшую часть информации;
- вспомогательные — отсюда можно взять максимум пару цитат.
Рекомендуется использовать не меньше 4-х основных источников. Просто переписав главу чьей-то курсовой, заветную пятерку не получить. Поэтому читайте и учитесь, как писать курсовую работу. Начнем с теории.
Информация в интернете
Оцифровка — наше все. На просторах всемирной паутины можно найти 1000 оцифрованных книг, диссертаций, монографий, учебников, переводов, которые сильно облегчат поиск нужной информации.
Не забывайте про процент уникальности работы. Просто сплагиатив ту или иную главу курсовой, вы не только разозлите преподавателя (они тоже не лыком шиты и в интернете серфить умеют), но и закрепите за собой негативную славу любителя халявы и простых путей.
Скачали? Теперь настало время 70% уникальности (30% идут на терминологию и названия литературных источников). Переписывайте предложения своими словами, упрощайте, используйте маркированные и нумерованные списки – в общем, переделывайте текст на свой лад, потому как рецепта «как написать курсовую без плагиата» попросту не существует.
Библиотеки, архивы, переводы иностранных материалов
Не все источники удается найти в интернете. Некоторые книги и журналы можно приобрести только за деньги. Но отчаиваться не стоит, ведь студенты невероятно находчивы.
Библиотеки, архивы, читальные залы – все это не пережитки прошлого, как считают многие студенты, а гарантированные источники информации. Здесь точно не придется ничего покупать, зато придется посидеть пару часов (или дней), корпея над бумажными, а не цифровыми книгами.
Не проходим мимо – читаем!
Как определить предмет и объект курсовой работы
В большинстве случаев объект уже обозначен в теме, из него и указанной цели вытекает предмет. Если изначально объект установлен слишком размыто, а предмет — пространно, нарушится логическая цепочка взаимосвязей и тему курсовой невозможно будет раскрыть.
Гораздо продуктивнее подходить к формулированию, руководствуясь принципом «от конкретизации к подробной детализации».
К примеру, объект — педагогический коллектив школы. Это означает, что предметом должен стать анализ одной из его характеристик: возрастного состава, образовательного уровня, численности штата, структуры. Но о научной актуальности и новизне тоже не стоит забывать. Если кто-то уже успел написать об особенностях организационного устройства педколлектива, то придется проявить креативность и найти неизученные нюансы или применить другие подходы, методы исследования. Допустим, описать факторы, оказывающие влияние на структуру или провести сопоставительный анализ.
Маленькая хитрость: часто для курсовых работ предмет исследования — это элементарное повторение темы или вычленение из нее самого важного