Методы исследования в курсовой работе и как их выбрать

Содержание:

Чего точно не должно быть в курсовой

  1. Здесь не должно быть длинных предложений. Чтобы текст читался лучше. Следует разбить длинные предложения, сделав из них емкие и понятные фразы.
  2. Вода. Только тезисы и только «по существу». Если в тексте содержится много воды, то это указывает на незнание студентом выбранной темы.
  3. Выражение личного мнения, попытки дать оценку по теме, осуждать и проявлять эмоции. Введение должно основываться на подтвержденных фактах. Здесь нет места критике, личному отношению.
  4. Нельзя размещать картинки, фото, таблицы, для этого есть основная часть.
  5. Орфографические ошибки, особенно в деле склонения глаголов и местоимений.
  6. Раздел не должен содержать ссылки на другие источники информации.

Требование к уникальности текста введения – 70%.

Основные методы исследования: классификация

Прежде чем выбирать подходящие именно вам методы, которые составят методологическую базу исследования, стоит вспомнить, какими они бывают.

Все методы делятся на две большие группы:

  • общенаучные;
  • специальные.

Общенаучные методы — те, которые могут применяться абсолютно в любой научной области. Например, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и другие.

Специальные, или узкоспециализированные — методы, применяемые только в конкретной научной области.

Давайте посмотрим, какие специальные методы могут использовать в разных научных дисциплинах:

Специальные методы в методологической базе экономики:

Название метода Описание сути метода
Метод экономико-математического моделирования Планировать и прогнозировать деятельность, моделируя сложные экономические процессы.
Экономический анализ Разделять экономические явления на более мелкие показатели, чтобы подробнее изучить их.
Статистико-экономический метод Изучать статистические данные в экономике.
Метод балансовой связи Исследовать показатели, между которыми существуют балансовые связи.
Метод технико-экономических расчётов Планировать показатели, учитывая при этом их определённые технические свойства.

Главные методы в методологической базе истории:

Название метода Описание сути метода
Историко-генетический метод Раскрывать свойства и изменения изучаемого объекта через историческое движение.
Типологический метод Упорядочивать группу исторических объектов или явлений по определённым типам или классам.
Ретроспективный метод Искать причины исторических событий в прошлом, суть подхода — от следствия к причине.
Диахронный метод Объяснять реальные события историческими аналогиями. Суть подхода — от прошлого к настоящему.
Метод актуализации Разрабатывать способы дальнейшего развития, опираясь на уроки истории.

Специальные методы в методологической базе лингвистики:

Название метода Описание сути метода
Логико-семантический анализ Представлять языковые формы в виде образных обозначений и изучать их.
Метод контекстного анализа Изучать, как меняется восприятие языковых явлений в контексте.
Психолингвистический метод Изучать языковые особенности через лингвистическую интуицию его носителей.
Сравнительный анализ Выявлять сходства и различия между двумя и более языками.
Сравнительно-исторический метод Изучать состояние языковых явлений и фактов в разные периоды времени.

Специальные методы в методологической базе юриспруденции:

Название метода Описание сути метода
Историко-правовой Изучать развитие правовой системы в разные исторические периоды.
Сравнительно-правовой метод Системно и комплексно изучать правовую культуру в разных странах.
Формально-юридический, или догматический метод Исследовать и интерпретировать юридические факты, используя специальные юридические термины и конструкции.

Специальные методы в методологической базе психологии:

Название метода Описание сути метода
Беседа Собирать информацию, разговаривая с испытуемым на определённую тему.
Метод психологического эксперимента Изучать поведение и реакции людей, создавая определённые условия, о которых не знают испытуемые.
Самонаблюдение Изучать личностные особенности через наблюдение за собой.

Также существуют междисциплинарные методы исследований. Они отличаются тем, что совмещают методологии, используемые в нескольких научных областях. Например, статистический анализ, культурологический метод, метод моделирования и так далее.

Это лишь некоторые образцы специальных методов, которые могут входить в методологическую базу исследования различных дисциплин. На самом деле их значительно больше.

Как выбирать методы? Хорошо изучить научную область

Проблемы в теоретических и практических курсовых

Выявление и постановка проблемы зависят не только от темы, но и от характера самой работы. Так, проблематика теоретической курсовой будет отличаться от вопросов, которые требуют решения в курсовых, имеющих практическую направленность.

Давайте посмотрим, какие проблемы могут встречаться в разных курсовых.

Возможные проблемы в теоретических курсовых

Проблемой в курсовых, имеющих теоретическую направленность могут стать:

  • теоретические предположения, которые рассматриваются в разных контекстах;
  • малоизученная область науки с большим полем для исследований;
  • необычный феномен, у которого пока нет чёткого объяснения;
  • противоречия, возникающие между несколькими теориями.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Возможные проблемы в практических курсовых

В отличие от теоретических курсовых, практические работы должны иметь конкретную проблематику. Например:

  • проблемы, которые связаны с производственными показателями или эффективностью персонала;
  • области, требующие улучшений и модернизации в компаниях;
  • практические вопросы, которые являются причиной споров и тревог у разных специалистов данного направления;
  • трудности, усложняющие жизнь жителям конкретного района или административной области.

Если вы пишете курсовую работу, основываясь на результатах производственной практики, то и проблематику стоит выводить из реальных задач предприятия.

Четко и кратко о математических методах

Прогресс не стоит на месте, написание дипломных проектов вручную не актуально. Наступил важный период количественных характеристик, формальных моделей и функциональных взаимосвязей.

Сетевое моделирование

Об универсальном современном методе уже было сказано пару слов. Поговорим более детально о нем. Идеальные условия для создания сетевого моделирования:

  • констатация параметров неопределенности по объекту в целом;
  • возникновение необходимости поиска оптимального варианта;
  • желательность существенного сокращения сроков исследования.

Сетевое моделирование в единичных случаях и эпизодично используют в универсальных гуманитарных проектах.

Визуализация

Статистические и научные разработки не обходят стороной этот эффективный метод. Рассмотрим его наиболее часто используемые компоненты в курсовой работе:

Таблицы. Они могут иметь аналитический и неаналитический характер. В первом случае студент добивается возможности четко сформулировать полученную в процессе деятельности закономерность. Во второй ситуации он выводы не делает, потому что в ход идет необработанная диагностика в виде иллюстративного/информативного материала.

Диаграммы. Среди них различают объемные, плоскостные, линейные, секторные и сетчатые формы. Из общего стандартного набора диаграмм Ехсеl выберет универсальный вариант.

Графики

Важно правильно выстроить координатные оси. На них затем размещают краткие условные обозначения

Их пояснение располагают в самом печатном тексте.

Разновидности метода анализа

Основываясь исключительно на аналитическом методе, студент, в первую очередь, может судить о степени изученности тех или иных аспектов, касающихся рассматриваемого в курсовой работе вопроса. Тот блок введения научной работы, в котором рассматриваются литературные источники и труды специалистов, изучавших профильную тему, полностью строится на методе анализа.

В число наиболее значимых источников для формирования материала при этом входят:

  • научные труды, выпущенные авторитетным учеными, работавшими в сфере, к которой относится тема работы;
  • монографии, представленные группами специалистов;
  • статьи, очерки, заметки;
  • мемуары и т.д.

Чем больше источников информации по теме работы рассматривается в процессе описания исследования, тем глубже автор погружается в материал, указывая на максимальную изученность рассматриваемого предмета или явления. Особенно ценным считается, когда работа строится на детальном изучении архивных источников информации.

Ранее говорилось о том, что аналитически подход относят к общелогическим методам. Сам же анализ может быть индивидуализирован в зависимости от профильного направления исследования. Именно так появляются частно-научные виды анализа:

  • системно-структурный;
  • конкретно-социологический;
  • технико-юридический;
  • сравнительное правоведение и т.п.

Каждый из вышеперечисленных методов, а также их аналоги, позволяют автору изучать какой-либо объект в мельчайших деталях, проверяя, как его взаимосвязи с окружением, так и взаимосвязь его структурных компонентов. Это позволяет сделать любое исследование более целостным, всесторонним и объективным.

Что получает студент, если научится правильно формулировать эти понятия? Как это отразится на результате работы?

Определение объекта и предмета исследования дипломной или курсовой работы в первую очередь облегчают студенту задачу написания нужного текста без лишних фактов, действий и аспектов. Кроме того преподаватель с первых страниц работы сразу поймет, насколько студент может выделять ключевые проблемы в теме и суть проблемы, не отвлекаясь на посторонние факторы.

Если будет неправильно выявлен объект работы, соответственно, и предметы будут ненужными и малоинформативными. В результате курсовая работа не приведет к тому, что студент получит нужные знания и хорошую отметку за работу. Объект и предмет – это почва, на которой держится весь рабочий процесс. Эти два пункта отображаются в самом начале курсовой, что помогает рецензентам и читателям составить верное положительное представление о дальнейшем содержании.

Проблема

Проблема занимает важное место в научном аппарате курсовой работы. Это тот неизученный вопрос, ради ответа на который вы и занимаетесь исследованием. Такие вопросы появляются, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы

Иногда проблема лежит на поверхности, но чаще всего её приходится искать. Проблему важно увидеть и грамотно сформулировать.

Уравнения Максвелла неинвариантны относительно преобразований Галлилея, что противоречит Ньютоновской механике. Эта проблема легла в основу создания специальной теории относительности и привела к пересмотру концепции пространства-времени.

Понятие и суть методологии

В курсовых и дипломных студенческих работах используется методология при проведении ряда исследований. Это комплекс средств и инструментов, с помощью которых собирается и систематизируется информация, проводится анализ и обработка данных. На основании подготовленного и изученного материала делаются выводы по работе и определяется ее значимость как научного проекта.

Выбор каждого из них зависит от изучаемой специальности и темы, он должен соответствовать поставленным студентом целям и задачам.

Нет абсолютно никакой необходимости применять все существующие методики для проведения аналитической деятельности. Это может привести к некорректной обработке материала и неправдоподобным выводам. В результате оценка за старания студента может быть снижена, а работа потеряет свою научную ценность. Главным требованием при написании является обоснованный выбор инструментов исследования.

Большинство способов и приемов подходят для всех дисциплин и называются общенаучными. Некоторые могут быть применены только в конкретных областях и предметах и являются частными. Методы исследования не предполагают практическую часть, так как вся деятельность базируется на основе уже имеющихся данных и материалов. Студенту достаточно только использовать разработанные ранее средства и инструменты для достижения своих поставленных целей.

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Как оформлять методы исследования в курсовой

Методология курсовой описывается во введении. Здесь не нужно давать расшифровку каждому используемому методу и прописывать его классификацию. Достаточно просто перечислить те, которые автор использовал при написании курсовой.

При описании методов автор должен понимать, где и как он их реализовал в работе

При этом важно не переборщить и не написать лишних, так как проверяющий может поинтересоваться, где именно автор их использовал

Зато если у вас были задействованы специфические методы научного исследования, их обязательно укажите.

Вот пример описания методов исследования в курсовой работе:

Дисциплина «Право» «Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-правовое прогнозирование».

Дисциплина «Психология» «Психология. Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, проективный метод (по Л. Франку), квантификация. Психодиагностические профессиональные методики диагностики эмоционального выгорания личности по В. В. Бойко, «Миссисипская шкала ПТСР»

Теперь вы знаете, какие методы в курсовой работе можно использовать для качественного написания труда. Остается лишь определить свой и грамотно описать его во введении. Ну а если с этим не сложилось, не опускайте руки и не теряйте время. Обращаетесь в сервис студенческой помощи, где с этим помогут в минимальные сроки.

Проект введения курсовой работы в виде таблицы

Структура введения курсовой работы в виде таблицы выглядит следующим образом:

Актуальность исследования

особую актуальность данное исследование приобретает…;
отсюда вытекает актуальность исследования…;
важность данного исследования продиктована…

Изученность проблемы

как показывают последние исследования…;
исходя из вышесказанного, следует сделать вывод…;
в данном случае мы можем предположить, что…

Цель работы

выявить главные тенденции в данном направлении;
совершить теоретическое обобщение исследований, связанных с…

Задачи работы

выявить особенности…;
обобщить теоретические изыскания, связанные с…

Предмет исследования

Гипотеза исследования

Новизна исследования

Какие существуют методы

Есть 2 большие категории методов:

  1. Общие. Их можно применять в любой отрасли и науке, при любой теме исследования;
  2. Частные. Они используются в определенной сфере.

Общенаучные методы

Общенаучные используются давно и подходят для любых теоретических разработок и практических экспериментальных проектов. С их помощью вы можете обработать источники информации, документы, данные, полученные эмпирическим путем, статистические сведения.

Рассмотрим несколько универсальных вариантов. Их можно разделить на теоретические и эмпирические.

Теоретические

Метод

В чем заключается

1

Анализ

Объект раскладывают на части, а затем последовательно описывают. Вначале характеризуют частные положения, а затем, опираясь на них, изучают основные принципы

Очень важно детально рассматривать и разбирать факты и явления. 2

2

Синтез

Здесь важно характеризовать объект исследования путем описания связей и зависимостей каждой из его частей. Главный принцип — обобщение и соединение

3

Сравнение

Здесь предполагается, что вы будете сопоставлять предметы или явления и искать их сходства и различия.

4

Индукция

Предполагает изучение частных фактов и положений, которые приводят к общей мысли

Чтобы сделать заключение о качестве или признаках какого-то множества, не нужно изучать все множество. Достаточно изучить какую-то показательную их часть.

5

Дедукция

Работает противоположным индукции способом. Есть какая-то общая мысль, и чтобы ее изучить, нужно вывести из нее частные положения.

6

Аналогия

В его основе лежит перенос известных сведений о предмете на пока не изученные предметы.

7

Конкретизация

Объекты рассматриваются и изучаются в реальных условиях существования.

8

Абстрагирование

У каждого объекта есть основные и второстепенные признаки, свойства, качества. Абстрагирование исключает второстепенные, чтобы сконцентрироваться на основных.

9

Моделирование

Явлению или предмету ищут аналог, но обязательно с отличительными признаками оригинала.

10

Классификация

Суть его в том, чтобы распределить предметы и явления по группам. В качестве критерия распределения нужно брать общий признак или отдельный показатель.

11

Системный анализ

Объект или предмет оцениваются как система. Учитываются все факторы, которые на них влияют.

А теперь обратимся к эмпирическим

 

Метод

В чем заключается

1

Формализация

Это когда вы передаете структуру или сущность объекта знаками: схемами, формулами и математическими символами.

2

Эксперимент

Создаются искусственные условия, в которые помещается объект. В ходе его нахождения в этих условиях фиксируются результаты. Перед началом эксперимента не забудьте составить четкий план.

3

Наблюдение

Данные об объекте изучения собираются с помощью различных органов чувств. Чтобы данным можно было доверять, позаботьтесь о выполнении всех необходимых для этого условий.

4

Изучение док-ов

Это дополнительный способ узнать больше о предмете, получить ранее неизвестную информацию.

5

Измерение

Суть измерения — получение различных цифровых данных, выражающих различные качества объекта исследования.

6

Опрос

То же, что интервью и анкетирование. Характерен для гуманитарных дисциплин. Проводится устно или письменно.

Частные методы

Частные — это те методики, которые характерны для отдельной специальности. Обычно они прописываются в методических рекомендациях, учебных пособиях и находятся на кафедре или у научного руководителя. Именно с их помощью получают наиболее качественные данные.

Рассмотрим 3 дисциплины и характерные для каждой из них методы.

Экономика. Исследовать эту дисциплину лучше всего с помощью:

  • анализа (нормативного, позитивного, статического и др.);
  • экономико-математического моделирования;
  • построения экономических гипотез.

Филология. Лучше поддается исследованию при помощи:

  • анализа (мотивного, дистрибутивного, дискурсного и др.);
  • лингвистического эксперимента;
  • дихотомии;
  • контент-анализа;
  • трансформационного синтеза и анализа;
  • лексикографической статистики и др.

Педагогика и психология. Изучается легче, если:

  • изучать результаты творчества учеников;
  • брать интервью, организовывать беседы;
  • создавать включенное наблюдение;
  • организовывать тестирование и анкетирование и др.

Эмпирические методы

В этом блоке будут рассмотрены научные, практические методы исследования, которые наглядно демонстрируют умозаключения, сделанные на основе теоретических знаний и способов.

Эксперимент

Этот метод является одним из самых действенных, поэтому является важной составляющей для написания серьезного научного труда. В курсовых работах применяется крайне редко

Основными принципами этого метода исследования являются повторяемость и доказательность.

Простыми словами, эксперимент должен не только наглядно продемонстрировать или открыть то или иное свойство или явление, но и должен иметь возможность быть повторенным.

Традиционным примером считается, проведенный Галилеем, эксперимент по установлению скорости падения пушечного ядра и маленького свинцового шарика. Он сбрасывал их с Пизанской башни и смотрел, что быстрее приземлится на землю. Сейчас этот эксперимент считается необъективным, поскольку при его проведении не были учтены никакие контролирующие факторы.

Наблюдение

С этого метода начинается любое научное познание, поэтому наблюдение считается одним из ключевых исследовательских способов.

Его суть очень проста: наблюдатель смотрит за исследуемым объектом и фиксирует все, что кажется ему важным. Все изменения, реакции, свойства.

Пример. Орнитолог наблюдает за птицами через бинокль, фиксирует их поведение, место обитания, взаимодействие с другими представителями своего вида и т. д.

Измерение

Этот метод один из самых эффективных и представляет собой фиксацию любых физических параметров объекта (вес, рост, длина, объем и т. д.) при помощи единиц измерения. Полученный этим методом результат фиксируется и выражается в численном показателе.

Примером может служить измерение длины нескольких особей животного, на основе которого можно сделать выводы о размерах всего вида.

Моделирование

В широком понимании этого термина модель – это копия, структурированный, уменьшенный образ чего-либо, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование подразделяют на:

Моделирование применяется при создании и разработке новых технологий, конструировании сооружений, автомобилей и т. д.

Беседа и интервью

Эти методы очень сходны. Суть их заключается в личном разговоре с человеком, который может дать необходимую информацию об изучаемом объекте или сам является объектом изучения.

Отличие беседы от интервью заключается в том, что последнее носит более регламентированный характер. Во время интервью опрашиваемый дает ответы на четко заданные, заранее сформулированные вопросы, интервьюер же при этом практически не демонстрирует свою точку зрения.

Беседа носит более непринужденный характер, во время нее оба собеседника могут высказывать свое мнение, задавать вопросы, причем даже спонтанные.

Оба метода очень популярны при написании курсовых работ, поскольку легко реализуемы и эффективны.

Опрос и анкетирование

Эти методы тоже имеют много схожего между собой. И тот, и другой подразумевают под собой заранее подготовленные вопросы, на которые необходимо получить ответы. Зачастую даются несколько готовых вариантов ответа.

Отличие же заключается в том, что опрос может быть как в письменной форме, так и в устной, а вот анкетирование только в письменной или компьютерной версии. При этом зачастую ответ дается в графической форме.

Плюсом этих методов является возможность охватить большое количество человек и получить наиболее точные данные.

Описание

Этот метод имеет некоторое сходство с наблюдением, но в отличие от него при использовании этого способа фиксируются не только явления, поведение, но и внешний вид и признаки изучаемого объекта.

Пример. Возьмем уже использованный выше пример с орнитологом, наблюдающим за птицами. Если в первом случае он фиксировал поведение и взаимодействие птиц с другими животными, то при описательном методе он сделает упор на фиксацию данных о внешнем виде птиц, их гнезд и т.д.

Теоретическая основа исследования в курсовой работе: пример

Сначала приведём пример теоретической базы исследования в курсовой работе, которую упоминают во введении:

Теоретической базой курсовой работы стали труды следующих учёных, которые занимались исследованием феномена политического лидерства: Геродот, Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Р. Эмерсон, М. Вебер, М. Херманн, С. Джибб, Ж. Блондель, Г. К. Ашин, И. Г. Шаблинский, Б, Д. Парыгин.

Если у вас возникли проблемы с теоретической основой исследования в курсовой работе или любым другим разделом на помощь всегда придёт студенческий сервис. Его эксперты справляются с работами на любую тему и гарантируют высокое качество.

Как сформулировать проблему в курсовой работе

Написать проблему в курсовой — несложная задача, если помнить о важных правилах:

формулировать проблему так, чтобы она исходила из существующей ситуации, которая не соответствует идеальным, желаемым условиям;
необходимо не только описывать проблему, но и показывать, почему она появилась;
уделять формулировке самой проблематики немного места – максимум пару предложений;
следить, чтобы проблема обозначала вопрос, требующий решения;
помнить, что проблема должна быть реалистичной и разрешимой, иначе ваше исследование зайдёт в тупик;
формулируя проблематику работы, важно учитывать последствия, которые могут иметь предложенные решения.

Предлагая решение проблемы, всегда думайте о последствиях

А чтобы было проще формулировать проблему в курсовой, можно использовать следующие речевые клише:

  • проблема заключается в следующем…;
  • при исследовании авторы выявили такую проблематику…;
  • проблема изучения лежит в области…;
  • в какой мере эта проблема воздействует…;
  • проблема видится в следующих закономерностях…

Эти и другие фразы помогут студенту чётко обозначить проблему в своей работе и не ломать голову, подбирая необходимые слова.

Для усиления проблематики можно использовать статистические данные по теме, которые покажут всю сложность и актуальность вопроса.

Виды методов исследования

В науке различают общенаучные и частнонаучные методы исследования. Если первые подходят для любой науки, то вторые — только для конкретных сфер, где можно применять лишь узкие исследовательские приёмы и принципы познания.

Также методы могут быть общими (те, которые используют во всём процессе исследования совершенно любых наук) и специальными.

Но самая основная классификация методов заключается в их разделении на две категории:

  1. Теоретические методы исследования. С ними автор осуществляет подробный анализ фактов, раскрывает закономерности, создаёт мысленные модели, использует гипотезы.
  2. Практические (эмпирические) методы исследования. С их помощью автор фиксирует и описывает факты явления, а также находит связь между ними.

Любой метод призван помогать автору искать истину, правильно понимать и объяснять нынешнюю ситуацию и даже способствовать её изменению.

Выбор используемого метода будет напрямую зависеть от определения объекта и предмета исследования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector