Лексические нормы

Содержание:

↑ Теория для задания 1 ЕГЭ по русскому языку

Общая схема стилистического анализа текста:

  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат. 
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др. 
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

↑ Формулировка задания 21 ЕГЭ

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.(1)Юрий Александрович Бычков – спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия. (2)В 1967 году он оказался в Суздале. (3)Цель командировки – подготовить материал о том, как живут старинные российские города. (4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём – по ярославской трассе. (5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново – эти города посетил во время поездки Бычков. (6)По итогам командировки в газете «Советская культура» журналист Ю.А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале, как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием «Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал. (7)В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, – так и родилось сочетание «Золотое кольцо».

III.

Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:

1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.

После приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется Ы, если эта приставка русского происхождения.
Например: безЫдейный, подЫскать, разЫграть, обЫндеветь (от слова иней)

Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.

После приставки нерусского происхождения, то есть заимствованной (чаще всего из латыни), в корне сохраняется буква И.
Например: контрИгра, трансИндийский, панИсламизм, суперИдея.

! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня. Пишем, например: сЫмпровизировать, предЫнфарктный (приставка русская, хотя корень заимствованный, поэтому Ы).

Пишем, например: сЫмпровизировать, предЫнфарктный (приставка русская, хотя корень заимствованный, поэтому Ы).

2. Выбор Ъ после приставок.

После приставок, оканчивающихся на согласный, пишется Ъ перед гласными корня Е, Ё, Ю, Я.
Например: сЪехать, подЪём, подЪюбник, разЪярённый.

Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-

Например: адЪютант, инЪекция, конЪюнктура, обЪект, субЪект, трансЪевропейский, панЪевропейский, конЪюнктивит

! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.

! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п

Досрочный, основной и дополнительный периоды

Как и в 9 классе, в 11 выпускники сдают экзамены в три периода: досрочный, основной и дополнительный. 

Досрочный период начинается в конце марта и завершается в апреле. Участвовать в нем не может каждый, желающий пораньше сбросить с плеч груз ЕГЭ.

В досрочном имеют право участвовать те, кто: 

  • Не может участвовать в основной волне по состоянию здоровья (есть справка);
  • Сдавал ЕГЭ несколько лет назад, и результат недействителен (прошло более 5 лет);
  • Обучался в вечерней школе или за границей;
  • Закончил школьный курс обучения экстерном;
  • Если на время основного периода запланировано участие в мероприятиях международного формата;
  • Собирается переезжать за границу для дальнейшего обучения.

Основной период приходится на июнь. В нем участвует большая часть выпускников. Самая массовая волна ЕГЭ собирает в пунктах проведения экзаменов выпускников всей страны. В жаркий летний период, когда уже завершился учебный год, легче настроиться на экзамен, ведь уже ничего не отвлекает к подготовке к конкретному предмету. Разница между экзаменами обычно составляет от трех дней. За это время можно повторить то, что было оставлено на потом, и отдохнуть.

Дополнительный период предназначен для тех, кто не сдал экзамены в основной. Он приходится на сентябрь. Но лучше не попадать на этот период, ведь шансы поступить в текущем учебном году сведутся к нулю: приемная комиссия завершается в августе. Но если этого не избежать, не расстраивайтесь. С результатами этого года вы также спокойно можете поступить и в следующем.

↑ Знаки препинания в БСП (бессоюзном сложном предложении)

Точка с запятой ставится

  • если части БСП отдалены друг от друга по смыслу и предложение можно разбить на несколько простых: У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой. 
  • между частями БСП при осложнении одной из частей или обеих частей (однородные члены, причастные, деепричастные обороты, уточнения, сравнительные обороты и т.д.)Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари 

Смешанные

  • Восполнить — дополнить — заполнить — наполнить — переполнить — пополнить
  • Годичный — годовалый — годовой
  • Гуманистический — гуманитарный — гуманный
  • Деловитый — деловой — дельный — деляческий
  • Действительный — действенный — действующий
  • Двоичный — двойной — двойственный — двоякий — сдвоенный — удвоенный
  • Дружный — дружественный — дружеский
  • Информативный — информационный — информация — информированность
  • Исходный — исходящий
  • Красочный — крашеный — красящий
  • Коренастый — коренной — корневой
  • Комфортабельный — комфортный
  • Нетерпеливый – нестерпимый — нетерпимый
  • Мороженый — морозильный — морозный
  • Покупательный — покупательский — покупной
  • Производительный — производственный — производительность
  • Почтенный — почтительный — почетный
  • Царский — царственный – царствующий

Практика ЕГЭ по русскому языку: 

  • решай 5 задание 
  • тренировочные варианты

Окончание экзамена

По истечении отведенного на написание экзамена времени процедура завершается. Если по каким-либо причинам вы не успели завершить работу над заданиями, продолжить вы уже не имеете права. Также если сочинение уже написано на черновике, но не переписано в бланки, его проверять не будут. Записи в черновике не читаются и не оцениваются. Уносить черновики с собой категорически запрещается, как и забирать листы с заданиями. Как только время закончилось, организаторы начинают готовить материалы к транспортировке в пункт проверки работ. Организаторы в аудитории начинают сканировать бланки каждого выпускника для занесения их в электронную базу. Затем все материалы запечатываются в конверты и направляются в главную экзаменационную комиссию для проверки. Выпускники же могут спокойно возвращаться домой и ждать результаты.

Новые задания 9 из ЕГЭ по русскому с ответами

Задание 9 (1). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня.
1) гористый, перелистать (журнал), роскошный
2) обязательный, мятежный, пощадить
3) горизонтальный, лабиринт, континент
4) лицевой, авиационный, развеваться (на ветру)
5) проредить (морковь), заблокировать, тяжёлый

145

Задание 9 (2). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня.
1) жемчужина, возгордиться, волнистый
2) опекунский, выдержанный, недоказуемый
3) радиатор, квалификация, тротуар
4) уникальный, инженерный, салютовать
5) хлопотливый, загромоздить, нормативный

125

Задание 9 (3). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня.
1) поликлиника, абонемент, палисадник
2) сварливый, справедливый, добираться
3) сокращение, зарасти, вынимать
4) остановиться, отраслевой, вымокнуть (до нитки)
5) абитуриент, квитанция, интеллигентный

15

Задание 9 (4). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня.
1) взрастить, возгорание, расстилаться
2) атмосферный, проглотить, прецедент
3) избирательный, придираться, разжигать
4) зарница, заблестеть, отпереть
5) водоросли, занимать, поплавок

1345

Задание 9 (5). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня.
1) апелляция, ингредиент, винегрет
2) оглянулся, очарование, вычет
3) претендент, колоннада, палисадник
4) сжимать, дилетант, выпечка
5) генеалогия, даровитый, поднимать

13

Задание 9 нового формата (6). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня.
1) эквивалент, ветеринар, вернисаж
2) обогащать, запереть, занимать
3) академия, каталог, бетонировать
4) замирать, наслаждение, предлагать
5) вентиляция, компановка, обоняние

135

Задание 9 (7). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня.
1) заседание, пловчиха, коснуться
2) эстакада, каморка, вестибюль
3) интеллигенция, иждивенец, батарея
4) костёр, ворсистый, свидетель
5) росистый, озаряемый, примирение

23

Задание 9 (8). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня.
1) интенсивный, конспектировать, преподавание
2) касательная, загорелый, расположение
3) разгорающийся, сдирать, постелить
4) выбирать, прикоснуться, предположить
5) деликатес, гористый, росистый

234

Новое задание 9 (9). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня.
1) экспонат, зарисовка, президент
2) очарование, сигнальный, монолитный
3) прикосновение, предполагать, заблистать
4) экономический, инициатива, привилегия
5) пробираться, росточек, касательная

35

Задание 9 (10). Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня.
1) лабиринт, палитра, абонемент
2) экспонат, интеллектуал,барельеф
3) загораться, блистать, перевозить
4) постелить, ответвление, украшать
5) аттракцион, облако, эксперимент

125

↑ Формулировка задания 1 из демоверсии ФИПИ 2022

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д. Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи… Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. (По Л.И. Скворцову)Задание 1.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.Ответ:1234

↑ Теория. Правописание приставок

Правописание неизменяемых приставок (нужно запомнить)

О-: окликнул, остановка У-: убежал, уехал ДО-: добраться, ПО-: поверье, подворье, порезать ПРО-: проварить, пробел, проделка ПРА-:В особом значении:прабабушка, праязык НА-: нападение ЗА-: задаваться НАД- (НАДО-): надкусить, надтреснуть ПОД- (ПОДО-): подтаять, подточить ОТ- (ОТО-): отдать, отдых, отодвинуть ОБ-(ОБО-):обстричь, обточить, обтереть В- (ВО-): всласть, вшить, вцепиться ВЫ-: вышагивать ПРЕД- (ПРЕДО-): предпремьерныйПЕРЕ-: перегной С- (СО-): сдвинуть ПОЗА-: позапрошлый 

Приставки на З, С

Написание таких приставок зависит от глухости/звонкости последующего согласного. Если после приставки следует звонкий согласный, то приставка заканчивается на з, если глухой – то на с .

Приставки ПРЕ и ПРИ 

Написание зависит от значения.

При— имеет значения: 

1. присоединение, приближение, прибавление (пришить, приехать, приумножить) 

2. неполнота действия (приоткрыть, присесть) 

3. пространственная близость (приморский, пришкольный) 

4. Доведение действия до конца (придумать, приучить) 

5. Совершение действия в чьих-либо интересах (припрятать, приберечь) 

Пре— имеет значения: 

1. Высшая степень проявления какого-либо качества, действия (=очень) 

Премилый, презабавный 

2. То же, что и приставка пере- 

Преградить (перегородить, преобразовать(переделать)

Исключения и сложности 

Сложности при написании приставок, оканчивающихся на -З, -С

1) Сочетание НЕ+С следует отличать от изменяемой приставки НИЗ(НИС). Приставка С не чередуется!!!

Нужно запомнить слова: здесь, здание, здоровье, ни зги не видно (в этих словах з- входит в состав корня).

Правописание С/СС перед корнями ЧЁТ-ЧИТ

2) Обратите внимание на слова:

Расчёт, расчётливость (перед корнем –чёт- пишем С)

Исключение: бессчётный

Рассчитывать, рассчитать (перед корнем –чит- пишем СС)

3) Запомнить: разевать, разинуть, разор, разорить

Правописание приставок РАЗ-(РАС-), РОЗ-(РОС-). Написание приставок РАЗ-(рас-) и РОЗ-(рос-) зависят от ударения. Без ударения пишем А, под ударением О.

Исключение: розыскной.

5) Важно определить не только приставку, но и корень. Иногда корень начинается на з или с, тогда с приставками на -з, -с будут образовываться сдвоенные согласные

Например: бессмысленный, беззаботный и т.д.

Исключение: Рассориться – пишем две с, потому что три одинаковые согласные подряд в русском языке не пишутся.

6) Существует группа омонимов, в которых написание зависит от лексического значения

Правописание слов с приставками ПРЕ и ПРИ, которое зависит от значения

прибывать (приезжать) — пребывать (находиться)призреть (приютить,позаботиться) — презреть (пренебречь)притворить (закрыть) — претворить (воплотить)приклонить (наклонить) — преклонить (выразить уважение,вызывающий уважение)придать (добавить) — предать (предаться, выдать)приходящий (являющийся) —  преходящий (временный)притерпеться (привыкнуть) —  претерпеть (пережить)приемник (радио) — преемник (ученик)приставить (поставить к чему-либо) — преставиться (умереть)привратник (сторож) — превратности (неприятности)приложить (положить вплотную) — непреложный (незыблемый, нерушимый)придел (пристройка в церкви) — предел (граница)Преуменьшать(очень) важность – приуменьшать (немного) значение

Приумножить и преувеличить не имеет пары в соответствии с современными нормами. 

7) Значение некоторых приставок затемнено, или приставка срослась с корнем, или приставка не существует в русском языке (иноязычные слова).

Правописание слов с приставками ПРЕ/ПРИ, которые нужно запомнить

ПРИ-: приоритет, привилегия, прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключения, прикорнуть, присяга, притеснять, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, причиндалы, приятный, приватный, принцип, примат, примитив, пригодный, присниться, приключение, присудить, призвание, присмотреть, приспособить 

ПРЕ: прерогатива, преамбула, препятствие, препоны, прерия, презент, преимущество, преисподняя, прегрешения, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, знак препинания, пресловутый, прельстить, преследовать, преподаватель, преподнести, препроводить, преподобный, камень преткновения, пресмыкаться, препарировать, прелюдия, премьера, престиж, президент, претензия, презумпция, превентивный, прелат, превалировать, президиум, претендент, преферанс, прецедент, препарат, преодолеть.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

2. Правописание слов с приставками пол-, полу-

Слова с приставкой полу- всегда пишутся слитно. Например: полуботинки, полустанок. Правописание слов с приставкой пол-

  1. Через дефис пишутся слова с приставкой пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л. Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
  2. В остальных случаях слова с приставкой пол- пишутся слитно. Например: полмоста, полвагона

3. Правописание наречий

Через дефис пишутся следующие наречия: а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов; Например: мало-помалу, тихо-мирно б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и; Например: по-старому, по-летнему, по-дружески в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых. Например: во-вторых, в-третьих

4. Правописание сложных имен прилагательных.

Через дефис пишутся прилагательные:

  • обозначающие оттенок цвета. Например: ярко-красный, светло-зеленый
  • образованные от сложных существительных. Например: северо-восточный
  • обозначающие оттенок качества. Например: горько-соленый
  • первая часть которых заканчивается на -ико. Например: историко-архитектурный

Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.

между частями которых можно поставить сочинительный союз и. Например: русско-английский словарь (русский и английский)

Слитно пишутся прилагательные:

  • образованные от подчинительных словосочетаний. Например: железнодорожный (железная дорога).
  • образованные от сложных существительных, пишущихся слитно. Например: железобетонный
  • образовавшиеся путем сращения слов. Например: дикорастущий

5. Правописание сложных имен существительных.

Через дефис пишутся существительные:

  • образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной. Например: диван-кровать
  • обозначающие некоторые географические названия. Например: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону
  • обозначающие стороны света, партии, единицы измерения. Например: северо-восток, либерал-демократ, киловатт-час
  • первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др. Например: вице-премьер, экс-президент, штабс-капитан

6. Правописание производных предлогов.

Производные предлоги — это предлоги, которые образовались путём перехода слов одной части речи в другую. Способ различения производного предлога и омонимичной самостоятельной части речи:

  • если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи. Например: смотреть (куда?) в сторону
  • если слово входит в состав вопроса, — это производный предлог. Например: смотреть (в сторону чего?) в сторону реки

Правописание производных предлогов:напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на, ввиду (но: иметь в виду).

8. Правописание союзов

Раздельно пишутся:

  • союз то есть
  • составные союзы (состоящие из двух и более слов): для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.

Слитно пишутся:

союз зато (по значению близок союзу но). Например: На улице после дождя остались лужи, зато воздух стал свежее.

Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за. Например: Я уважаю его за то, что он терпелив к людям.

союзы также, тоже (являются синонимами, взаимозаменяемы, по значению близки союзу и). Например: Сережа получил приз, мне тоже хотелось что-то выиграть.

Союзы также, тоже следует отличать от сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то. Например: На праздники мама готовила жареное мясо с запеченными овощами. То же блюдо мы увидели сегодня.

союз чтобы (имеет значение цели). Например: Закрой окно, чтобы не было сквозняка.

Союз чтобы следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы. Например: Я долго думала, что бы такого подарить Оле.

Видеоразбор 14 задания ЕГЭ по русскому языку

  • Решай задание 14 по русскому языку с ответами.
  • Решай с ответами.
  • Изучай теорию по заданиям ЕГЭ по русскому языку.

Исключения в корнях слов

Правописание корней проверяется в задании №9. При этом, существует три вида орфограмм:

  • безударные проверяемые гласные,
  • безударные непроверяемые гласные,
  • чередование. 

Чаще всего слова-исключения в русском языке относятся к корням последнего типа

Помимо основных исключений, важно также помнить, что под ударением всегда пишется та гласная, которая слышится. Однако любые слова-исключения в русском языке из правила на чередования все еще содержат чередующуюся гласную

Задание №9 ЕГЭ по русскому формулируется так, что в ответе нужно указать номера строк, все слова которых содержат гласную определенного типа (то есть одну из трех орфограмм, приведенных выше). То есть слова со сложным корнем, содержащим две и более безударных гласных, могут попадать под несколько типов и подходить под разные задания. Например, метафоричный — две непроверяемые и одна проверяемая, значит, подойдет под два типа формулировок: если ищут и проверяемую, и непроверяемую, это слово будет искомым и там, и там.

↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2022

Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Основное правило: Большинство существительных имеют неподвижное ударение на основе. Неподвижное ударение на окончании есть примерно у 7% слов: у существительных с суффиксами -Ак, -Арь, -Ач, -Ич, -Ун, -ствО, -ьЁ, -изнА, -отА, -отнЯ. 

1) В существительных И.п. множественного числа ударение падает на -А: бЕрег — берегА, -Ам; вЕчер — вечерА, -Ам. 

2)В заимствованных из других языков существительных (из французского, немецкого языков) ударение падает на последний слог:

жалюзИ, партЕр, эксперт, диспансЕр, дефИс, квартАл, портфЕль, цемЕнт, докумЕнт.

3) В существительных, оканчивающихся на

пОртывОд: лОг: НО: анАлог мЕтр:зЫв:Яр:

4) Слова с Ё и с суффиксом ЁР: : свЁкла, договорЁнность, стажЁр, шофЁр.

5) Неподвижное ударение в списке существительных от ФИПИ:бАнты, шАрфы, тОрты, срЕдства

Ударение в существительных: таблица

1 СЛОГ 2 СЛОГ 3-4…СЛОГИ
бАнты тОрты  тОртов шАрфы пОрты срЕдства Иксы крАны кОнусы  кОнусов лЕкторы  лЕкторов пОручни мЕстностей пОчестей чЕлюстей  (НО:новостЕй) бОроду знАчимость нЕдруг нЕнависть нОгтя Отрочество свЁкла стАтуя цЕнтнер анАлогбухгАлтеровграждАнстводосУгнедУГкорЫстькремЕньлыжнЯнамЕрениенарОстпридАноесирОтытамОжняцепОчка вероисповЕданиеновостЕйеретИк

Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1)лИваИ(только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ)НО: прожОрлива.

2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва 

Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных:Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва — красИвее.

Примеры:

Остальные прилагательные: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам.

1 СЛОГ 2 СЛОГ 3-4… СЛОГИ
кУхонныйслИвовыйзнАчимый оптОвыйпрожОрлива мозаИчный

Правила ударения в ГЛАГОЛАХ

Ить, Ать, Ять, ировАтьИсключения , в которых ударение НЕ падает на ИТЬ:опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИроватьИсключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ:чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать.

2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт и др.

-лА:Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.

Остальные глаголы: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.

1 СЛОГ 2-3 СЛОГИ
чЕрпатьщЁлкатьклЕитьпрИбылпрИбылопрИнялпрИнялизАнялзАнялозАняли клАлапослАлакрАласьукрАлаопОшлитьозлОбитьоклЕитьосвЕдомитьсяоткУпоритьзакУпоритьпринУдитьдозИроватьжилОсьисчЕрпатьдозвонЯтся

Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ

1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.

2) В кратких причастиях с суффиксом Т  ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА

3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в  орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)

4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ: нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший

5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,

Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный

Правила ударения в НАРЕЧИЯХ

1 СЛОГ 2-3…СЛОГИ
зАсветлозАтемнозАгодя(НО: завИдно)дОверхудОнизудОсуха(НО: донЕльзя, добелА)вОвремя завИднодонЕльзядобелАкрасИвеенадОлгоненадОлго

↑ Теория. Типы речевых ошибок.

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. 

Тип ошибки

Примеры
Плеоназм Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера.
Тавтология Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос.
Нарушение лексической сочетаемости Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение).
Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений) Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки). 
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор). 
Алогизм (соединение несовместимых понятий) Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).
Неточный подбор синонима Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе). 
Употребление паронимов Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая). 

Плеоназм 

Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.
Примеры плеоназмов:Словарь плеоназмов от РУСТЬЮТОРС

Нарушение лексической сочетаемости 

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

Примеры нарушения лексической сочетаемости:

Ошибки в употреблении фразеологизмов 

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.
Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
  • Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;

Примеры ошибок

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).

Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Примеры ошибок: 

Алогизмы

Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.
Примеры алогизмов:*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема.

Употребление паронимов

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

задание 5 ЕГЭ

↑ Список наречий меры и степени

Очень, весьма страшно, удивительно, исключительно, слишком, много, гораздо, прямо, абсолютно, совершенно, чересчур, крайне, необычно, , совсем, настолько, вдвое, впятеро; едва, едва-едва, еле, еле-еле, чуть-чуть, немного, несколько, капельку, крошечку, в высшей степени очень, весьма, крайне, совершенно, совсем, слишком, почти, немного, чуть-чуть, дважды и т.п, вдвоём и т.п, пополам, много, мало, вдвойне и т.п. , абсолютно и т.д.

Значение степени может быть заключено и в качественном наречии: абсолютно, необыкновенно, невероятно, необычайно, фантастически, чрезвычайно, бешено, чудовищно, невыразимо, несказанно, неслыханно, божественно, бесконечно, беспредельно, безмерно, безумно, смертельно, ослепительно, нестерпимо, невыносимо, блестяще, феноменально, гениально, сверхъестественно, сравнительно, относительно.    

Проведение ЕГЭ в 2022 году: что изменится?

Вы, наверное, задаетесь вопросом, что, можно сказать, новое о ЕГЭ по русскому языку в 2022 году? Многомудрый Литрекон выяснил основные поправки, которыми дополнили существующие требования к ЕГЭ. Вот список всех изменений 2022 года.

Рассмотрим основные типичные правила проведения ЕГЭ по русскому языку:

  1. Выпускник должен приехать в день экзамена за 40 минут до его начала. Безусловно, тех, кто по какой-то причине опоздал, пропустят в аудиторию. При этом школьник не услышит инструкцию от организаторов и уменьшит себе время на выполнение заданий.
  2. С собой в аудиторию проведения экзамена можно взять только паспорт, воду, чёрную ручку (лучше несколько), а также по необходимости питание.
  3. Телефон с собой брать категорически запрещено!
  4. Организаторы проводят каждого выпускника до его места, которое уже заранее определено.
  5. Школьников рассаживают друг за другом в шахматном порядке.
  6. Вначале организаторы дают инструкцию выпускникам, а также рассказывают всю полезную информацию об экзамене.
  7. Затем участники ЕГЭ приступают к заполнению бланков.
  8. Далее организаторы раздают контрольно-измерительные материалы участникам ЕГЭ.
  9. Организаторы ЕГЭ отсчитывают время и записывают его на доске с точностью до минут.
  10. Начинается экзамен. Во время него можно просить у организаторов черновик и дополнительный бланки, однако разговаривать участникам друг с другом строго запрещается.
  11. Организаторы напоминают о быстротечности времени участникам ЕГЭ за полчаса до окончания.
  12. Кроме того, выпускники услышат предупреждение и за пять минут до конца экзамена.
  13. Затем выпускники сдают работу и покидают аудиторию.

Также в 2021 году чиновники разрешили тем, кто не идет в вузы после школы, не сдавать ЕГЭ. Но ГВЭ (упрощенную версию ЕГЭ) сдать все равно придется. Изменения ЕГЭ по русскому в 2022 году не критичны, но они заставляют нас еще тщательнее готовиться и вгрызаться в гранит науки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector