Предмет и объект в дипломной работе

Содержание:

Что такое введение

Введение – это первая часть дипломной работы, которая кратко раскрывает важность и необходимость исследования выбранной студентом темы. На написание вводной части дипломной работы выделяется от 3 до 5 страниц печатного текста. . Каждый ВУЗ дает свои методические указания к написанию введения дипломной работы

Однако главными и неизменными его составляющими являются следующие:

Каждый ВУЗ дает свои методические указания к написанию введения дипломной работы. Однако главными и неизменными его составляющими являются следующие:

  • актуальность дипломной работы;
  • объект и предмет исследования;
  • цель и связанные с ней задачи.

Зачастую сложнее всего студенту приходится во время формулирования объекта и предмета выбранного исследования, поскольку эти понятия очень близки по смыслу

Для написания качественной дипломной работы важно уметь четко разделять их и правильно использовать. Именно они помогают определить конечную цель выбранного исследования и, соответственно, результат проведенной работы

Рассмотрим по отдельности те части введения, которые обязательно должны быть в вашей работе.

Что такое объект дипломной работы

Суть понятия «объект дипломной работы» проще всего сформулировать с опорой на общепринятое для всех отраслей научного знания и повседневной жизни значение слова «объект». В самом широком смысле оно подразумевает часть действительности, на которую направлена предметно-практическая, познавательная деятельность любого субъекта. Применительно к ВКР понятие сужается.

Объект дипломной работы – это явление, предмет, факт, событие, лицо, социальная группа, разные стороны и характеристики которых будут исследованы в связи с тем, что автором выявлена требующая решения определенная проблема в их состоянии или функционировании.

Объектом в дипломе могут быть:

  • сфера знаний, научное направление, учение, теория и т. д.;
  • социальные и правовые институты;
  • процессы и явления интеллектуальной или духовной жизни общества;
  • экономические законы, тенденции;
  • конкретные предприятия, инновационные материалы, методики работы, программное обеспечение и т. д.

Объект намечает границы, в которых проводится исследование, указывает узкую сферу определенной отрасли знаний, к которой относится тема.

Этапы введения для дипломной работы

Изложите общую тему и дайте некоторую предысторию
Предоставите обзор литературы по теме
Определите термины и объем темы
Опишите текущую ситуацию
Оцените текущую ситуацию (преимущества / недостатки) и выявите пробелы
Определите важность предлагаемого исследования
Сформулируйте проблему / вопросы исследования
Укажите цели и / или задачи исследования
Сформулируйте гипотезы
Обозначьте порядок информации
Опишите методологию

Топ 5 советов по написанию введения для дипломной работы

Определите своих читателей

Прежде чем даже начать свое первое предложение, задайте себе вопрос, кто ваши читатели. Ваш первый и самый важный читатель — это ваш преподаватель, оценивающий вашу работу, и люди, в конечном итоге ответственные за получение вами диплома. Вы также должны учитывать читателей вашей дипломной работы, которые не являются специалистами в своей области. Написание для них простым языком поможет вам быть максимально ясным для понимания ими, что сделает вашу тему более понятной для них.

Захватите читателя и привлеките его внимание

Первое предложение имеет решающее значение. Оглядываясь назад на свое собственное исследование, сколько статей вы пропустили только потому, что, прочитав первые несколько предложений, они не смогли привлечь ваше внимание? Обычно начинают с вопроса или цитаты, но эти типы крючков стали использоваться слишком часто. Лучший способ начать свое вступление — это широкое и интересное предложение, которое плавно переходит в ваш аргумент. Кроме того, если начать с более широкого заявления, это понравится более широкой аудитории. Подумайте, для кого эта тема предназначена, а затем подумайте о чем-нибудь, что привлечет их внимание. Составьте список того, что интересно по вашей теме. Есть ли какие-либо текущие события, к которым он относится, или связанные с ним споры, которые могут быть интересны для вашего представления? Начните с широкого, а затем сузьте до конкретной темы и ваших мыслей в тексте

Предоставьте соответствующую информацию

Хорошее введение также должно содержать достаточно справочной информации, чтобы читатель мог понять смысл и аргументы. Объем необходимой справочной информации будет зависеть от темы. Информации должно быть достаточно, чтобы не тратить на нее слишком много времени в основной части диссертации, но не настолько, чтобы она стала неинтересной.

Дайте читателю общее представление

Сообщите читателю, какова цель исследования. Обязательно укажите следующие моменты:

  • Кратко опишите мотивацию вашего исследования (если вы еще не сделали этого в первом предложении)
  • Опишите тему и объем вашего исследования
  • Объясните практическую значимость вашего исследования
  • Объясните научную ситуацию, связанную с вашей темой — вы можете включить наиболее важные научные статьи и кратко объяснить их и то, как они связаны с вашим исследованием

Предварительно просмотрите ключевые моменты

Введение в вашу дипломную работу должно предвосхитить то, что будет дальше, и заинтересовать читателя достаточным пониманием ключевых моментов, но все же оставьте лучшее для основной части. В то время как основная часть вашего смысла объясняет основной аргумент, вы можете перейти к его изложению, кратко упомянув несколько основных вспомогательных деталей.

Часто задаваемые вопросы при написании введения для дипломной работы

В чем секрет написания отличного введения к дипломной работе?

Не существует единого способа написать введение, которое всегда будет работать для каждой темы, но эти советы помогут вам написать отличное введение:

Определите свою читательскую аудиторию
Привлечь внимание читателя
Предоставьте соответствующую информацию
Предварительно ознакомьтесь с ключевыми моментами

Объект исследования в дипломной работе

Для того, чтобы выбрать объект исследования, необходимо определить, какие научные знания представляют для вас наибольший интерес. Вы не можете сделать дисциплину предметом вашего исследования, в вашей области исследования необходимо подчеркнуть конкретную тему, например, если вы занимаетесь литературой, то темой может быть текст или проза определенного писателя или поэта.

Каждая независимая наука имеет свой объект изучения. Например, в гуманитарных науках можно выделить следующие предметы

  • Психология – девиантное поведение подростков.
  • Социология – социальные отношения, которые происходят в человеческом обществе.
  • Политология – социальные отношения, касающиеся взаимодействия государств в различных сферах (политической, экономической, культурной).

Объекты экономических исследований – общественные отношения, касающиеся рационального управления экономикой и эффективного использования денег.

В технических и научных дисциплинах объектом является специфический научный феномен или процесс, поскольку многие из изученных процессов не влияют непосредственно на общественные отношения.

Объектом изучения:

  • для биологов – это разнообразные проявления белковой жизни;
  • для механиков – это взаимодействия движущихся физических тел;
  • для химиков – это молекулярные взаимодействия химических элементов.

Следует также помнить, что в этой концепции существует два уровня градации:

  • Общий уровень – это то, что производит исследуемую науку.
  • Специальный уровень – это более узкая область изучения в рамках этой науки.

Объектом изучения в области социальных наук является его связь с обществом.

Объектом изучения в области естественных и технических наук является сегмент знаний, который соответствует названию предмета.

Предмет исследования в дипломной работе

Для того чтобы определить предмет исследования, необходимо выбрать определенные процессы, явления и функции выбранного объекта. Могут быть отдельные аспекты субъекта, готовые к исследованию.

Например, если предметом изучения является лирика А.С.Пушкина то чувственные образы в лирике А.С.Пушкина могут быть предметом изучения. Таким образом, будет рассмотрен только один аспект лирики поэта, без обращения к другим частям стихотворения.

Объектная область исследования – это та сфера действительности, в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы. Например, дошкольное воспитание, учебный процесс в средней или высшей школе, информатизация, процесс непрерывного образования и др.

В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности.

Предметная область исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается? В исследовательской работе объект и предмет исследования, цель, задачи и методы исследования формулируются и записываются во введении проекта.

Почему важно правильно определить объект и предмет курсовой

Правильно выделить объект и предмет исследования – это одно из умений, которое формируется во время обучения в высшем учебном заведении. Преподавателю достаточно прочесть введение, чтобы составить представление о навыках обучающегося.

По введению становится понятно насколько сформированы навыки:

  • Выделения главной мысли в тексте;
  • Описания сути исследования без ухода от тематики;
  • Формулировки основных понятий.

Неверное выделение и формулировка этих понятий приведет к тому, что тематика курсовой не раскроется полностью. Недаром многие преподаватели сравнивают их с почвой. Это своего рода корни, из которых произрастает весь научный труд.

Студент может рассчитывать на отличную оценку только в том случае, когда его умения сформулировать объект и предмет отработаны на 100%. Писать курсовые по разным предметам и впоследствии дипломную работу при таких навыках будет гораздо проще.

Лайфхаки для студентов

Эти простые рекомендации помогут студентам безошибочно выделить, сформулировать и описать объект и предмет исследования в своей курсовой работе.

  • Выбирайте тему, которая нравится и понятна вам. Когда человек знаком с тем, что ему предстоит изучить, тогда и сам процесс написания исследовательской работы будет значительно проще.
  • Повествование должны быть лаконичным и кратким, с максимальной конкретикой.
  • В названии самой курсовой работы в большинстве случаев содержится объект исследования. Исключение составляют только слишком размытые и объемные темы. Если вы понимаете, что с формулировкой возникнут проблемы, то согласуйте с преподавателем замену темы.
  • При выборе тем для исследования из списка преподавателя у вас сразу должно возникнуть представление, что именно вы будете изучать. Исключайте те темы, с которыми возникают трудности в формулировке сферы исследования.
  • Перед написанием введения проговорите с преподавателем, что относится к объекту и предмету работы. Преподаватель направит вас на нужное русло или в открытую скажет, что прописывать в этих разделах. Так вы сэкономите время на корректировках.

Предмет исследования в курсовой работе

Существенных отличий в плане выбора и отражения предметов исследований разные научные документы не имеют. В курсовой работе данное понятие полностью соответствует рассмотренным выше положениям.

Для грамотного отражения предмета исследований при курсовой исследовательской деятельности следует:

  • четко определить объект исследований. Как было отмечено выше, он представляет собой обобщение той сферы, того явления или иной вещи, которые освещаются в конкретной работе. Естественно, предмет исследования не может находиться вне его объекта. Так, выбирая в качестве объекта деятельности автомобилестроение, нельзя отражать предмет в виде корабельного судна. В данном примере различия между объектом и предметом исследований прослеживаются четко. Допускать нечто подобное в курсовых работах недопустимо;
  • выделить предмет исследования. Профильных рекомендаций по его выбору давать не требуется. Об этом уже было упомянуто в предыдущем пункте списка. Главное при выборе предмета исследования – не забывать, что он является некоторой составной частью объекта исследовательской деятельности и никогда не выходит за пределы такового;
  • проверить, является сфера объекта исследований шире сферы их предмета. Если это не так – значит, где-то была допущена ошибка. Помните, что предмет – составная часть объекта исследований, вследствие чего он никак не может быть уже него в плане комплексного рассмотрения.

Отражается предмет исследовательской работы в ее вступлении. Точные требования к его оформлению и отражению в итоговом документе нужно уточнить у лица, принимающего и проверяющего итоги исследования (зачастую им является преподаватель).

Как правило, кураторы научных работ требуют от исследователей качественного, но лаконичного отражения материала.

Конечно, о грамотности с точки зрения языка и науки забывать недопустимо.

Как подобрать методы исследования в дипломной работе. Практические примеры

Каждый студент сталкивается с методологией при написании квалификационных работ. Это обязательная часть исследования, особенно важная для диплома. Обычно методам посвящается один из разделов введения. Чтобы правильно обозначить те их них, которые соответствуют вашей теме, необходимо ориентироваться в существующей методологии и правильно ее соотносить с вашим научным трудом.

Теоретические методы – их выявили и зафиксировали еще античные философы, и они используются учеными по сей день. Это общие способы постижения предмета изучения, применяемые во всех отраслях науки:

 Анализ – путь познания явления через пристальное изучение отдельных его частей;
 Обобщение – подведение к общему «знаменателю» изученных свойств и частных причинно-следственных черт предмета;
 Классификация – разделение собранной информации на тематические блоки;
 Абстрагирование – пренебрежение частными свойствами для осознания общих закономерностей;
 Индукция – познание общей картины изучаемого явления через внимание к конкретным деталям;
 Аналогия – умозрительное перенесение свойств родственного явления на изучаемый предмет, предположение сходства;
 Систематизация – составление исследуемого материала в единую структуру;
 Моделирование – схематичное воссоздание изучаемого явления в доступном материале для изучения его гипотетических свойств;
 Статистический метод – сбор математических данных по однородным критериям в контрольной группе;
 Гипотетический метод – умозрительное логическое заключение о предполагаемом явлении на основе существующих закономерностей;
 Синтез – создание единой концепции из разрозненных данных, собранных воедино;
 Дедукция – детализация свойств предмета путем изучения общих его закономерностей.

Практические методы – в некоторых источниках их называют эмпирическими, то есть «опытными», в переводе с греческого; в них входят те научные инструменты, которые связаны с практикой:

  •  Эксперимент – материальное воплощение гипотез и концепций, используемое для подтверждения или опровержения их. Должен быть объективным и повторяемым;
  •  Наблюдение – процесс пассивного познания изучаемых явлений и объективной фиксации результатов восприятия;
  •  Измерение – активное познание явлений путем определения их основополагающих характеристик и свойств в исчисляемых единицах меры;
  •  Опрос (интервью) – результаты данных, полученных в результате речевого взаимодействия с объектом-носителем необходимой информации;
  •  Сравнение – сопоставление предметов и явлений по значимым характеристикам;
  •  Описание – процесс подробной фиксации данных, полученных в результате перечисленных выше методов.

Кроме вышеперечисленных, подходящих ко всем научным дисциплинам, активно применяются и частнонаучные методы. Они свои в каждой отрасли знаний, причем среди них встречаются как теоретические, так и практические.

Давайте разберем примеры, как это может выглядеть в вашей дипломной работе.

По юридической дисциплине:

В работе использовались следующие методы исследования: историко-правовой, метод сравнения, анализа, обобщения, статистический и логико-юридический методы.

Диплом по криминалистике также может иметь в научном инструментарии метод баллистического анализа или, например, трасологической экспертизы.

Работа по лингвистике (филология):

Для достижения цели исследования особенностей выделяемых языковых групп были применены методы обобщения, классификации, морфологического анализа, а также историко-статистический и сравнительно-языковой метод.

Диплом по педагогике:

Методологическую основу исследования составляют: анализ и синтез тематического материала, классификация выявленных закономерностей, научная аналогия, измерение, статистический метод обработки данных, опрос контрольной группы, метод наблюдения.

Дипломная работа по экономике:

Для наиболее полного исследования материала были использованы методы нормативного анализа, абстрагирования, историко-экономического анализа, сравнения, статистического исследования, метод графического отображения, метод измерения рыночных показателей.

Виды методов исследования

Все методы научного исследования можно разделить на:

  • теоретические;
  • практические (эмпирические).

По степени использования в исследованиях они могут быть:

  • общие (универсальные);
  • частные.

Методы обработки данных являются отдельной группой, которая объединяет теоретические и практические способы разностороннего анализа полученных результатов.

Теоретические методы

Теоретические методы исследования в дипломной работе позволяют систематизировать информацию, раскрыть природу различных явлений и предметов, выявить взаимосвязи между процессами. Проведение исследовательской работы невозможно без использования нескольких теоретических приемов:

  • анализ – разложение исследуемого объекта на составляющие и изучение каждой из них; анализировать можно не только конкретную научную задачу, но и литературные источники, данные, нормативные документы, методики и др.;
  • синтез – самостоятельное исследование, которое объединяет характеристики объекта по различным критериям;
  • дедукция (обобщение) – позволяет делать выводы об исследуемом предмете или процессе на основании присущих ему свойств;
  • индукция – дает представление о группах объектов, опираясь на частные случаи;
  • классификация – разбивка процессов и предметов на группы по общим признакам;
  • аналогия – позволяет сравнивать объекты по наличию у них сходных свойств;
  • прогнозирование – базируясь на свойствах и характеристиках объекта, можно предсказать возможные пути его развития.

Практические методы

Данные методы исследования в дипломе играют важную роль – с их помощью получают количественные характеристики объекта исследований, переходят от абстрактного описания к конкретным фактам. К практическим методам относятся:

  • эксперимент – исследование в особых условиях, которые создаются для изучения определенных характеристик явления или предмета. Примером этих методов исследования в дипломной работе могут быть социальные и психологические эксперименты, лабораторные в точных и естественных науках и т.п.;
  • измерение – получение точной количественной информации об объекте;
  • наблюдение – получение информации об особенностях поведения объекта путем ее восприятия;
  • моделирование – явление или предмет заменяют объектом, который обладает характеристиками, схожими с оригиналом;
  • сравнение – выявление подобий и отличий между объектом изучения и уже известными системами, предметами или явлениями.

Зная, какие бывают методы исследования в дипломной работе, можно выбрать те, которые максимально соответствуют целям исследования и позволят достичь точного и объективного результата.

Общие методы исследования

К общим относятся методы, которые можно использовать независимо от области знания. Это анализ и синтез, эксперимент, моделирование, классификация и многие другие. Методы исследования при написании дипломной работы в подавляющем большинстве являются общими, поскольку все они в разной форме используются при получении и изучении информации во всех сферах науки.

Частные методы

Каждая наука модифицирует общие способы исследования, чтобы согласовать их со своими потребностями. Так образуются частные методы, адаптированные для конкретной области знания. Например, такой общий метод исследования в дипломной работе как анализ может иметь различные частные формы в разных сферах знания:

  • в филологии — композиционный, семантический, лингвистический и др.;
  • в экономике – функциональный, статистический, нормативный и др.;
  • в психологии – анализ творчества, поведения, реакций на раздражители и др.;
  • в информатике – интеллектуальный, исследовательский, прогнозный анализ данных и др.

Организация исследования в дипломной работе должна включать и частные, и общенаучные методы, которые соответствуют цели диплома и его задачам.

Типовая структура диплома

ВКР по любым дисциплинам могут быть двух видов:

  1. Исследовательские – предполагают теоретический подход к изучению проблемы, выявленной в рамках темы диплома, и глубокую академическую интерпретацию итогов.
  2. Прикладные – подразумевают проектирование или проведение экспериментов и выход на практическое применение результатов исследования.

Любая дипломная работа, независимо от того, какой характер носит исследование – теоретический или прикладной, состоит из расположенных в стандартной последовательности элементов:

  1. Титульный лист.
  2. Задание на ВКР.
  3. Аннотация/рецензия/автореферат – каждый вуз в своих методичках устанавливает, какой именно документ должен следовать за заданием; возможны варианты, когда и краткое и развернутое описания, а также внешний отзыв прилагаются к дипломной работе отдельно, а не подшиваются в переплет.
  4. Содержание (его еще называют оглавлением).
  5. Список условных обозначений и сокращений (при необходимости).
  6. Введение.
  7. Основная часть (от двух до пяти глав).
  8. Заключение.
  9. Список источников (литературы).
  10. Приложения.
  11. Последний лист.
  12. Конверт с электронным вариантом ВКР и записанной на цифровом носителе аннотацией или рефератом к дипломной работе.

Согласно ГОСТу и в исследовательских, и в прикладных дипломных работах по разным дисциплинам обязательно наличие четырех узловых смысловых элементов: введения, основной части, заключения и списка источников (их конкретное содержание должно соответствовать указаниям вузовского методического руководства). При этом вступление и завершающий раздел пишутся «монолитом» – без формального деления на какие-либо подпункты, по структуре вариативна только основная часть ВКР, а комбинации глав в ней могут быть самыми разными:

  • всего две главы – к примеру, теория и аналитика/практика; как вариант – только прикладные разработки или анализ проблемы (в этом случае академические аспекты темы освещаются во введении); в структуре основной части стопроцентно теоретических дипломов, конечно же, будут только теоретические главы;
  • наиболее распространенный стандарт – три главы: теоретическая, аналитическая и практическая (проектная, экспериментальная, графическая, технологическая), расположенные именно в такой последовательности;
  • четыре-пять глав – две из них отводятся, например, под практическую разработку или аналитику, а в пятую чаще всего выносится оценка предложенных мероприятий.

Конечно, чтобы избежать проблем с нормоконтролем, всеми формальными составляющими (титульный лист, задание, аннотация и т. д.), ни в коем случае нельзя пренебрегать

Но все-таки особое внимание надо уделять правильной структуре центральной части дипломной работы, в которой описывается суть проведенного исследования: именно на этот раздел в первую очередь будут обращать внимание сначала научный руководитель, а потом рецензент. Если хотя бы один из них забракует работу, то, во-первых, до нормоконтроля дело не дойдет; во-вторых, положительное заключение преподавателя, проверявшего оформление абзацев, ссылок, интервалов и толщину линий на чертежах, не спасет от больших сложностей на защите, когда начнут задавать вопросы по содержанию диплома

На этапе подготовки

Выбор научного руководителя

Сложно ли писать диплом самому? Многое зависит от выбора не только темы работы, но и научного руководителя. Поэтому они тщательно присматриваются к преподавателям в университете.

Не стесняйтесь узнавать, как защитили старшекурсники. Они подскажут, как тот или иной преподаватель ведет себя на этапе написания диплома и на защите.

Почему так важно выбрать хорошего руководителя? От этого будет зависеть, сколько раз вы будете отправлены на доработку. Одни преподаватели могут с первого раза подробно описать все недочеты и недоработки, чтобы студент не терял напрасно время и работал по существу

Другие же будут раз за разом отказывать в принятии работы, ссылаясь то на недостаточную уникальность, то на неверное оформление литературных источников, то на нехватку объема дипломной.

В конце концов, вы должны помнить, что именно этот человек (в идеале) будет ставить свою оценку в рецензии на дипломную работу. Если, по мнению научного руководителя, работа не соответствует теме, не выполнены задачи, пропущены промежуточные сроки по сдаче глав и т.д., руководитель может написать отрицательный отзыв или написать в отзыве «присвоение квалификации возможно при условии успешной защиты».

Такие формулировки сразу же обращают на себя внимание Государственной аттестационной комиссии и влекут за собой дополнительные вопросы, а иногда и негативную оценку по защите. Так что уж постарайтесь выбрать себе руководителя, который будет если не помогать, то хотя бы не мешать

Так что уж постарайтесь выбрать себе руководителя, который будет если не помогать, то хотя бы не мешать.

Выбор темы

Первое, с чем придется столкнуться выпускнику, – выбор темы для дипломной работы.

А правильный выбор темы дипломной работы означает, что вы защититесь на отлично.

Выбирать тему можно следующим образом:

  • выбрать тему по интересам;
  • продолжить тему предыдущих курсовых проектов;
  • определить тему, исходя из планов в будущей профессиональной деятельности;
  • воспользоваться помощью преподавателя.

Написание плана

Но прежде чем дойти до непосредственного написания работы, придется хорошенько поломать голову над тем, как правильно составить и написать план дипломной работы. Но так ли он нужен? Может быть, вполне можно обойтись и без него?

К пятому году учебы студенты получают такую массу информации (полезной, а порой – и не очень), что едва ли она будет систематизирована и упорядочена в их головах. Мысли все время путаются, одна информация норовит заместить другую. И наличие одного лишь подвешенного языка и подходящего характера у студента для сдачи диплома не спасут вас на защите.

Как не переборщить и написать такой диплом, в котором будет все необходимое и не будет ничего лишнего?

Именно для этого и нужно знать, как составить план дипломной работы. Это своего рода «график», который позволит вам соблюдать четкую последовательность ведения работ, структурировать ход собственных мыслей и донести до слушателей всю важную информацию в лаконичной форме.

План решает следующие задачи:

  • раскрыть тему диплома полностью и всесторонне;
  • показать его актуальность и целесообразность;
  • подобрать оптимальную методологическую базу;
  • логично и последовательно изложить ход мыслей;
  • прийти к объективным выходам;
  • не забыть про прикладную часть (таблицы, схемы, рисунки и т.д.).

Лучше своевременно оговорить все спорные моменты, чтобы потом не жалеть о впустую потраченном времени. Впрочем, даже потерянное время не так страшно, как испорченное впечатление о готовой работе.

Чтобы работа пришлась по душе приемной комиссии, в план должны быть включены следующие пункты:

  1. Введение работы.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Доказательства научной новизны.
  5. Заключение.
  6. Выводы.
  7. Библиографический список.
  8. Приложения.

Каждая часть должна быть детально расписана и логически завершена. А в плане стоит отображать лишь основную мысль, суть всей главы, а также подпункты, если вы планируете внести их в содержание.

Какие существуют методы

Есть 2 большие категории методов:

  1. Общие. Их можно применять в любой отрасли и науке, при любой теме исследования;
  2. Частные. Они используются в определенной сфере.

Общенаучные методы

Общенаучные используются давно и подходят для любых теоретических разработок и практических экспериментальных проектов. С их помощью вы можете обработать источники информации, документы, данные, полученные эмпирическим путем, статистические сведения.

Рассмотрим несколько универсальных вариантов. Их можно разделить на теоретические и эмпирические.

Теоретические

Метод

В чем заключается

1

Анализ

Объект раскладывают на части, а затем последовательно описывают. Вначале характеризуют частные положения, а затем, опираясь на них, изучают основные принципы

Очень важно детально рассматривать и разбирать факты и явления. 2

2

Синтез

Здесь важно характеризовать объект исследования путем описания связей и зависимостей каждой из его частей. Главный принцип — обобщение и соединение

3

Сравнение

Здесь предполагается, что вы будете сопоставлять предметы или явления и искать их сходства и различия.

4

Индукция

Предполагает изучение частных фактов и положений, которые приводят к общей мысли

Чтобы сделать заключение о качестве или признаках какого-то множества, не нужно изучать все множество. Достаточно изучить какую-то показательную их часть.

5

Дедукция

Работает противоположным индукции способом. Есть какая-то общая мысль, и чтобы ее изучить, нужно вывести из нее частные положения.

6

Аналогия

В его основе лежит перенос известных сведений о предмете на пока не изученные предметы.

7

Конкретизация

Объекты рассматриваются и изучаются в реальных условиях существования.

8

Абстрагирование

У каждого объекта есть основные и второстепенные признаки, свойства, качества. Абстрагирование исключает второстепенные, чтобы сконцентрироваться на основных.

9

Моделирование

Явлению или предмету ищут аналог, но обязательно с отличительными признаками оригинала.

10

Классификация

Суть его в том, чтобы распределить предметы и явления по группам. В качестве критерия распределения нужно брать общий признак или отдельный показатель.

11

Системный анализ

Объект или предмет оцениваются как система. Учитываются все факторы, которые на них влияют.

А теперь обратимся к эмпирическим

 

Метод

В чем заключается

1

Формализация

Это когда вы передаете структуру или сущность объекта знаками: схемами, формулами и математическими символами.

2

Эксперимент

Создаются искусственные условия, в которые помещается объект. В ходе его нахождения в этих условиях фиксируются результаты. Перед началом эксперимента не забудьте составить четкий план.

3

Наблюдение

Данные об объекте изучения собираются с помощью различных органов чувств. Чтобы данным можно было доверять, позаботьтесь о выполнении всех необходимых для этого условий.

4

Изучение док-ов

Это дополнительный способ узнать больше о предмете, получить ранее неизвестную информацию.

5

Измерение

Суть измерения — получение различных цифровых данных, выражающих различные качества объекта исследования.

6

Опрос

То же, что интервью и анкетирование. Характерен для гуманитарных дисциплин. Проводится устно или письменно.

Частные методы

Частные — это те методики, которые характерны для отдельной специальности. Обычно они прописываются в методических рекомендациях, учебных пособиях и находятся на кафедре или у научного руководителя. Именно с их помощью получают наиболее качественные данные.

Рассмотрим 3 дисциплины и характерные для каждой из них методы.

Экономика. Исследовать эту дисциплину лучше всего с помощью:

  • анализа (нормативного, позитивного, статического и др.);
  • экономико-математического моделирования;
  • построения экономических гипотез.

Филология. Лучше поддается исследованию при помощи:

  • анализа (мотивного, дистрибутивного, дискурсного и др.);
  • лингвистического эксперимента;
  • дихотомии;
  • контент-анализа;
  • трансформационного синтеза и анализа;
  • лексикографической статистики и др.

Педагогика и психология. Изучается легче, если:

  • изучать результаты творчества учеников;
  • брать интервью, организовывать беседы;
  • создавать включенное наблюдение;
  • организовывать тестирование и анкетирование и др.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector