Какие бывают методы исследования в дипломной работе? цель и предмет исследования

Содержание:

Как правильно оформить методы исследования в дипломной работе

Впервые в дипломной работе методы исследования описываются во введении. Их указывают после описания задач и оформляют списком.

Когда методы описываются в основном тексте работы, то для наглядности рекомендуется использовать графические материалы — таблицы, графики, диаграммы, рисунки, схемы, формулы.

В работах по техническим специальностям обязательно указывают оборудование, на котором проводилось исследование.

Если у автора свои уникальные методы исследования, то необходимо описать методологию. Это нужно, чтобы читатель понял о чем речь и мог повторить исследование.

Можно устойчивые использовать речевые обороты для описания приемов:

Выбранные методы и описание исследования должны быть написаны научным языком с использованием научной терминологии, но доступно для читателя.

Методы, используемые при написании дипломной работы, следующие:

Анализ

Используется наиболее часто при написании дипломной работы.

Методами анализа в дипломном проекте пользуются для разделения описываемого предмета или явления на свойства и признаки для более глубокого его изучения.

Примерами данного метода могут быть: сравнение характеристик различных моделей автомобилей, сравнение различных художественных стилей, сравнение стилей выражения писателей.

Синтез

Этот метод является противоположным предыдущему и применяется для соединения отдельных элементов, таких так признаки или свойства, в одно целое, для подробного изучения.

Данный метод исследования является распространенным в анализе и присутствует в качестве основного элемента, объединяющего различные результаты анализа.

Моделирование

В данном методе реальный объект исследования переносится в искусственную модель. Целью является моделирование успешных ситуаций для получения труднодостижимых в действительности итогов.

Аналогия

В этом методе по определенным признакам ищутся сходства предметов.

Дедукция

С помощью данного метода можно сделать выводы о предметах и явлениях на основании данных большого количества мелких или частных признаков.

Обобщение

Является схожим с дедукцией. Тут также вывод о предметах или явлениях делается на основе мелких деталей.

Обобщение методов бывает:

  • индуктивное или эмпирическое обобщение – переход от конкретных характеристик предмета к общим
  • Аналитическое обобщение – является переходом мыслительного процесса от одного мнения к другому без применения эмпирической действительности.

Классификация

Этот метод занимается делением явления или предмета на группы в соответствии с определенными признаками.

Данный метод призван сделать информацию более четкой, понятной для усвоения и структурировать ее.

Классификация происходит на основании различных признаков, таких как:

  • физические свойства (размер, вес, объем)
  • материал (пластик, фарфор, металл, дерево)
  • жанры (живопись, литература, скульптура)
  • архитектурные стили

Классификация может проходить и по другим факторам (хронологическим, геополитическим и проч.).

Абстрагирование

В этом методе происходит конкретизация определенного свойства явления или предмета, требующего изучения в рамках исследования.

Основным моментом в абстрагировании является изучение конкретного свойства явления или предмета, не беря во внимание его остальные характеристики

Формализация

С помощью данного метода передается сущность или структура объекта или явления через использование формул, схем или символов.

Аналогия

Данный метод состоит в проведении определенной грани к схожему объекту исследования явления или предмета, зная его определенные характеристики и свойства. На основе полученных данных делаются некоторые выводы.

Данный метод не является максимально эффективным и верным, но применяется довольно часто, особенно в случаях невозможности изучения явления или предмета напрямую. Например, в процессе исследования схожих с Землей планет, на основании их свойств и условий для возможного заселения.

Практические (частные) методы исследования

В дипломной работе наравне с теоретическими применяются практические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Заключается их особенность в определённом способе исследования информации, её сбора и обработки, а также проведения научных экспериментов.

Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.

А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы. Среди них:

  • наблюдение;
  • сравнение;
  • измерение;
  • эксперимент;
  • измерение;
  • практическое моделирование;
  • беседа и интервью;
  • опрос и анкетирование;
  • описание.

Давайте подробнее рассмотрим каждый практический метод.

Наблюдение

В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в форме, реакциях, свойствах или его положения в пространстве.

Сравнение

Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.

Эксперимент

Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определённых условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — сохранить два критерия граммотного исследования: доказательность и повторяемость. Ведь задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.

Опыты Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком может воспроизвести каждый

Измерение

Метод измерения — один из самых эффективных. Речь идёт о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объём, рост, вес, длина и прочие) с помощью единиц измерения. Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.

Практическое моделирование

В общем смысле модель — это структурированный уменьшенный образ чего-то, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование может быть:

  • предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
  • знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и прочего);
  • мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или в своём воображении).

Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и так далее.

Беседа и интервью

Суть обоих методов заключается в том, чтобы найти и опросить человека, который обладает какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.

Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на чётко поставленные вопросы, которые интервьюер заготовил заранее. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не должен демонстрировать своё отношение.

Беседа же имеет непринуждённый характер, а участники могут высказывать своё мнение по вопросам

Опрос и анкетирование

Данные методы также имеют много общего между собой. Их суть заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор.

Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.

Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. Ведь если удалось опросить много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.

Описание

Специалисты отмечают сходство данного метода с наблюдением. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но также внешний вид и признаки объекта изучения.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Что представляют собой методы исследования

Что такое метод? Объясню на простом примере.

Представьте дорогу, а в конце этой дороги — большой красивый дом, в который вам нужно попасть. Дорога длинная, сложная, с многочисленными поворотами, ухабами и преградами. Но у вас есть резиновые сапоги, палатка, увеличительное стекло, компас, кое-какая еда и даже зонт, которые помогают не отвлекаться на трудности и быстрее идти вперед.

Весь этот путь — исследование, а все, что у вас есть — методы исследования. Цель может быть одинаковой для нескольких людей, а вот методы, которые они используют, могут кардинально различаться. Методов столько, сколько существует вариантов действий и инструментов достижения цели.

У каждой науки и дисциплины своя, специальная методология. Но есть и то, что используется везде — универсальные методы.

Частные методологии

Если универсальные методы можно смело применять в любых сферах, то частные предназначены для конкретной отрасли науки. Их достаточно много, выбираются они в строгом соответствии с темой проекта. Например, для решения экономических задач и целей используются:

  • методы прогнозирования;
  • сравнение коэффициентов;
  • экономико-математическое моделирование;
  • построение гипотез;
  • функциональный, нормативный, статистический и динамический анализ.

В области психологии наиболее актуальными являются проведение бесед и интервьюирование, групповая дифференциация и педагогические наблюдения, а также анализ творческой работы испытуемой группы, анкетирование и ранжирование. В свою очередь, методы, используемые в дипломной работе по правовым наукам, не удастся применить к большинству гуманитарных отраслей (сравнительно-правовой, системный анализ, теоретико-системное прогнозирование, логический и т. д. ).

Методология дипломной работы предполагает комплексный подход, использование не одного, а нескольких приемов исследования, что позволяет получить максимально объективный и точный результат. На основании полученных данных студент не только делает выводы, но и вносит свои предложения в рамках разработанного проекта (повышение эффективности деятельности, снижение затрат, психологическое воздействие и т. д. ). Любая выпускная квалификационная работа — это научная деятельность, поэтому она должна быть актуальной и отличаться новизной.

Дипломный проект является многоуровневым сложным исследованием, включает множество мероприятий. Но если правильно спланировать свою работу, можно избавиться от лишних трудоемких действий. Бессистемный подход приводит к тому, что студент затрачивает большую часть своих сил на поиски литературного материала, подбор теоретической информации. Приходится обрабатывать огромные объемы данных, но проект не двигается с места, а научный руководитель требует переходить от теории к практическому применению знаний, для чего и потребуются частные методы.

https://youtube.com/watch?v=ByHqXZL1jMQ

Как подготовиться к исследованию

Понятное дело, само исследование проводится до написания диплома, а не в процессе: на преддипломной практике, которая проводится за 2-4 недели до оформления работы и защиты. Есть 4 простых правила подготовки, придерживаясь которых вы используете отведенное время с пользой:

  1. Утвердите все ключевые моменты будущей работы заранее (тему, объект, предмет, цели и др.).
  2. Определитесь с методикой исследования. Методика задает направления исследованию и очерчивает его особенности. Например, нужна ли будет в процессе посторонняя помощь и специальные технические средства.

Для методов, предполагающих предварительную подготовку, обязательно составление плана.

  1. Позаботьтесь о способах обработки и анализа полученных данных. Здесь нужно понять, когда это делать, с помощью программ или вручную, оценить необходимость различных чертежей, схем и прочего наглядного материала.
  2. Выберите когда и где проведете исследование (если у вас есть такая возможность). В противном случае место и время определит преподаватель.

Как внедрить методы исследования в дипломную работу?

Среди сотен методов автору предстоит выбрать несколько самых выгодных вариантов для ведения проекта. Стоит включать не только общие, но и частные научные методы, например правовой в юриспруденции. Можно взять и теоретические, и практические методы.

Нельзя включать в работу данные о той методологической базе, которую вы не использовали. У комиссии может появиться множество вопросов – опишите реальные данные исследования. Методы дипломной работы, пример которых указан выше, оформляется во введении, через запятую.

Допустим: «Мы использовали следующие методы исследования…», или «Объект был изучен с помощью следующих методов…». Можно рассмотреть несколько предметов, произвести сравнение, а затем анализировать свойства.

Виды

Студентам различные инструменты познания помогают минимизировать проблемы исследования и к моменту вывода собрать полную информацию. При написании работы используемые методы указываются во введении.

Наиболее популярны следующие методы научного исследования:

  1. Общелогические.
  2. Теоретические.
  3. Эмпирические.

Общелогические и методы и приемы исследования применяются, когда необходимо сопоставить, исключить или переделить сущность предмета изучения.  Их используют при создании дипломной работы обязательно. Данными методами являются:

Анализ. Разделение проблемного вопроса на некоторые части и области с целью отдельного рассмотрения каждой. При изучении любого вопроса из любой науки применяется данный метод. В написании работы он может звучать как анализ литературы или нормативно-правовых материалов по объекту исследования.
Синтез. Обратный метод, заключающийся в рассмотрении целого ряда аспектов как единый предмет.
Классификация. Заключается в вычленении определенных оснований из сущности предметов и объединение их на основе схожести. Наиболее распространен в работах с большим уклоном в теорию.
Обобщение. Вывод о вопросе делается на основании общих сторон.
Прогнозирование. Результатом становится заключение о предполагаемом развитии, на основе анализа тенденций движения.
Сравнение. Практическое применение дипломной работы предполагает использование данного метода при написании. Примеры, способы регистрации входящей документации или различные стили управление компанией.
Конкретизация

Акцентирует внимание на предмете и раскрывает его сущность.
Аналогии. Проведение предметного сравнения и нахождение похожих объектов. В результате они становятся источником информации об интересуемом вопросе.
Моделирование

Создание нереальной модели и перенос в нее существующего объекта.
Абстрагирование. Способность студента уводить мысль при написании в сторону от темы работы, что способствует появлению новых свойств предмета.
Идеализация. Создание нереальных объектов, которые помогают в изучении.
Индукция. Выводит мысль студента от одного момента к более масштабному событию.
Системный. Заключается в исследовании объектов на основе их взаимодействия в системе.
Структурно-функциональный. Деление целого предмета на отдельные структуры.
Вероятностно-статистические. Предполагаемое развитие событий при появлении нестандартных ситуаций.

В результате они становятся источником информации об интересуемом вопросе.
Моделирование. Создание нереальной модели и перенос в нее существующего объекта.
Абстрагирование. Способность студента уводить мысль при написании в сторону от темы работы, что способствует появлению новых свойств предмета.
Идеализация. Создание нереальных объектов, которые помогают в изучении.
Индукция. Выводит мысль студента от одного момента к более масштабному событию.
Системный. Заключается в исследовании объектов на основе их взаимодействия в системе.
Структурно-функциональный. Деление целого предмета на отдельные структуры.
Вероятностно-статистические. Предполагаемое развитие событий при появлении нестандартных ситуаций.

Примеры анализа в дипломных работах

По коммерческой деятельности

В дипломах коммерческой направленности чаще всего анализируют:

  • развитие малого или среднего бизнеса в больших городах и на периферии;
  • продвижение бытовых и парикмахерских услуг;
  • прогресс медицинских и стоматологических услуг;
  • развитие туристической инфраструктуры;
  • продвижение гостиничного бизнеса;
  • развитие производственной деятельности коммерческих организаций (например, провести анализ производства и реализации продуктов питания, бытовой техники, рынка строительства и пр.).

Помимо этого, вполне уместно изучить и сравнить финансовые показатели деятельности государственных и коммерческих предприятий, определить процент убыточных и прибыльных компаний и пр. 

По финансовому анализу

В работах такого типа подвергаются тщательному анализу расчетные показатели: 

  • прибыли;
  • рентабельности;
  • себестоимости;
  • деловой активности;
  • платежеспособности;
  • ликвидности;
  • банкротства предприятий и пр.

Кроме того, дипломная работа будет успешной, если проанализировать коэффициент банкротства государственных и коммерческих предприятий, выявить наиболее частые причины их несостоятельности, сделать обоснованные выводы и предложить собственные решения по спасению от фиаско. 

По банкам и банковской деятельности

В дипломных работах этого направления можно исследовать показатели крупного банка, либо провести анализ данных регионального или федерального банковского сектора, либо предоставить сравнительных обзор финансово-кредитных учреждений. Главным образом, анализируются показатели:

  • банковской ликвидности;
  • платежеспособности;
  • нормативов капитала;
  • динамики и структуры капитала банка или кредитных учреждений;
  • платежной системы и пр.

Кроме того, можно провести исследование и выявить коэффициент, а также количество убыточных предприятий банковского сектора на примере РФ или регионов.

По товароведению

  • кадрового состава работников;
  • доходов и расходов торговой части и производства;
  • уставного фонда, прибыли, расходов на амортизацию;
  • вероятности потенциального закрытия. 

Также в дипломах по товароведению можно исследовать показатели экспертизы качества и потребительские свойства товаров. 

По менеджменту и управлению персоналом

В дипломах, рассматривающих вопросы по управлению производством и кадрами, чаще всего анализируются следующие критерии:

  • количество и качество персонала;
  • уровень зарплаты большинства работников;
  • развитие кадрового потенциала;
  • прибыль и расходы предприятия за месяц/год;
  • конкурентоспособность предприятия;
  • внедрение инноваций и полученный результат;
  • вероятность банкротства;
  • кадровая политика организации;
  • причины роста и упадка прибыли;
  • основания для продвижения по карьерной лестнице.

Помимо прочего, можно изучить способы поощрений сотрудников, а также предоставить в дипломной работе результаты относительно эффектов, которые они оказывают на работников.

По маркетингу

В дипломных работах, направленных на освещение маркетинговой деятельности, в ходе исследований проводится анализ:

  • сильных и слабых сторон предприятия;
  • методов стратегического планирования;
  • организации труда в отделе маркетинга;
  • целевого рынка предприятия;
  • распределения и исполнения функций маркетингового развития работниками аппарата управления предприятия;
  • маркетинговых возможностей предприятия;
  • дополнительных затрат на организацию отдела маркетинга.

Основываясь на полученные результаты после проведения анализа, можно предложить собственные рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии.

По экономике и планированию

В зависимости от рассматриваемой темы, в экономических дипломах можно исследовать как финансовые, так и инвестиционные показатели. Если дипломант планирует представить в своем научном труде инновационный, инвестиционный бизнес-проект, целесообразно подвергнуть анализу следующее:

  • рынок деятельности конкурентов;
  • количество и размер инвестиций в данную отрасль;
  • кризисные тенденции в исследуемом направлении;
  • способы повышения конкурентоспособности;
  • организационная структура имеющихся предприятий;
  • методы укрепления экономической безопасности.

Кроме этого, вполне разумно дополнить научный труд, предоставив число обанкротившихся предприятий за последний месяц/год/десятилетие, а также изучить основной список причин их закрытия.

Теоретический анализ в дипломной работе позволяет рассмотреть изучаемый объект по частям, а затем объединить данные в общее, логичное знание о нем.

Определение методов исследования

Методы исследования – это приемы, помогающие получить, обработать и закрепить новые знания, умения, навыки, которые необходимы для изучения предмета исследования. 

При помощи научных методов исследования, студент сможет:

  • продемонстрировать путь решения поставленных задач и достижения ключевой цели;
  • доказать на практике тезисы, представленные в курсовой работе;
  • представить процесс изучения предмета исследования и научной проблемы;
  • объяснить рассматриваемую проблему и подтвердить свои гипотезы исследования по ее решению.

Общенаучные методы исследования характерны для всех направлений науки, а частнонаучные используются исключительно в конкретных областях, которым свойственны узкоспециализированные приемы.

Как подобрать методы исследования в дипломной работе. Практические примеры

Каждый студент сталкивается с методологией при написании квалификационных работ. Это обязательная часть исследования, особенно важная для диплома. Обычно методам посвящается один из разделов введения. Чтобы правильно обозначить те их них, которые соответствуют вашей теме, необходимо ориентироваться в существующей методологии и правильно ее соотносить с вашим научным трудом.

Теоретические методы – их выявили и зафиксировали еще античные философы, и они используются учеными по сей день. Это общие способы постижения предмета изучения, применяемые во всех отраслях науки:

 Анализ – путь познания явления через пристальное изучение отдельных его частей;
 Обобщение – подведение к общему «знаменателю» изученных свойств и частных причинно-следственных черт предмета;
 Классификация – разделение собранной информации на тематические блоки;
 Абстрагирование – пренебрежение частными свойствами для осознания общих закономерностей;
 Индукция – познание общей картины изучаемого явления через внимание к конкретным деталям;
 Аналогия – умозрительное перенесение свойств родственного явления на изучаемый предмет, предположение сходства;
 Систематизация – составление исследуемого материала в единую структуру;
 Моделирование – схематичное воссоздание изучаемого явления в доступном материале для изучения его гипотетических свойств;
 Статистический метод – сбор математических данных по однородным критериям в контрольной группе;
 Гипотетический метод – умозрительное логическое заключение о предполагаемом явлении на основе существующих закономерностей;
 Синтез – создание единой концепции из разрозненных данных, собранных воедино;
 Дедукция – детализация свойств предмета путем изучения общих его закономерностей.

Практические методы – в некоторых источниках их называют эмпирическими, то есть «опытными», в переводе с греческого; в них входят те научные инструменты, которые связаны с практикой:

  •  Эксперимент – материальное воплощение гипотез и концепций, используемое для подтверждения или опровержения их. Должен быть объективным и повторяемым;
  •  Наблюдение – процесс пассивного познания изучаемых явлений и объективной фиксации результатов восприятия;
  •  Измерение – активное познание явлений путем определения их основополагающих характеристик и свойств в исчисляемых единицах меры;
  •  Опрос (интервью) – результаты данных, полученных в результате речевого взаимодействия с объектом-носителем необходимой информации;
  •  Сравнение – сопоставление предметов и явлений по значимым характеристикам;
  •  Описание – процесс подробной фиксации данных, полученных в результате перечисленных выше методов.

Кроме вышеперечисленных, подходящих ко всем научным дисциплинам, активно применяются и частнонаучные методы. Они свои в каждой отрасли знаний, причем среди них встречаются как теоретические, так и практические.

Давайте разберем примеры, как это может выглядеть в вашей дипломной работе.

По юридической дисциплине:

В работе использовались следующие методы исследования: историко-правовой, метод сравнения, анализа, обобщения, статистический и логико-юридический методы.

Диплом по криминалистике также может иметь в научном инструментарии метод баллистического анализа или, например, трасологической экспертизы.

Работа по лингвистике (филология):

Для достижения цели исследования особенностей выделяемых языковых групп были применены методы обобщения, классификации, морфологического анализа, а также историко-статистический и сравнительно-языковой метод.

Диплом по педагогике:

Методологическую основу исследования составляют: анализ и синтез тематического материала, классификация выявленных закономерностей, научная аналогия, измерение, статистический метод обработки данных, опрос контрольной группы, метод наблюдения.

Дипломная работа по экономике:

Для наиболее полного исследования материала были использованы методы нормативного анализа, абстрагирования, историко-экономического анализа, сравнения, статистического исследования, метод графического отображения, метод измерения рыночных показателей.

Эмпирические методы исследования дипломной работы

Работу необходимо тщательно подготовить, найти время, объект, и при этом соблюсти все требуемые условия. Задача автора дипломной работы – грамотно описать процесс, сделать выводы.

Среди эмпирических подходов к изучению материала выделяют:

  1. Наблюдение. Автор не является участником процесса, а исключительно познает. Может показаться, что подход достаточно прост, однако, нельзя опираться на субъективное мнение и рассматривать объект с научной точки зрения, задействовать теоретические знания по теме.
  2. Описание. Подход похож на предыдущий, однако описывать необходимо не сам объект, а его свойства. Текст пишется на основе полученных сведений.
  3. Эксперимент. Автор повторяет описываемые действия, проверяя его свойства.
  4. Измерение. Фиксация параметров по описываемой методике. Автор получает точные сведения об объекте.
  5. Моделирование. Создание копии изучаемой модели с помощью чертежа, схемы, разработка программы, внедрение разработанной технологии в процесс производства.
  6. Интервью, беседа. Данные методы исследования дипломной используются, если при написании объектом является человек. В первом случае автор задает конкретные вопросы, во втором – ведет непринужденный разговор.
  7. Анкетирование и опросы. Применяются в социологи, психологии, педагогике, менеджменте и маркетинге. Автор выявляет общественное мнение по конкретному вопросу. Важен охват аудитории и правильно заданные вопросы.В дипломе методика особенно важна, чтобы ваши старания не пропали даром. Выбирайте оптимальный вариант для рассмотрения явления.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector