Методы исследования, используемые при написании дипломной работы

Содержание:

Какие существуют методы

Есть 2 большие категории методов:

  1. Общие. Их можно применять в любой отрасли и науке, при любой теме исследования;
  2. Частные. Они используются в определенной сфере.

Общенаучные методы

Общенаучные используются давно и подходят для любых теоретических разработок и практических экспериментальных проектов. С их помощью вы можете обработать источники информации, документы, данные, полученные эмпирическим путем, статистические сведения.

Рассмотрим несколько универсальных вариантов. Их можно разделить на теоретические и эмпирические.

Теоретические

 

Метод

В чем заключается

1

Анализ

Объект раскладывают на части, а затем последовательно описывают. Вначале характеризуют частные положения, а затем, опираясь на них, изучают основные принципы

Очень важно детально рассматривать и разбирать факты и явления.

2

Синтез

Здесь важно характеризовать объект исследования путем описания связей и зависимостей каждой из его частей. Главный принцип — обобщение и соединение.

3

Сравнение

Здесь предполагается, что вы будете сопоставлять предметы или явления и искать их сходства и различия.

4

Индукция

Предполагает изучение частных фактов и положений, которые приводят к общей мысли

Чтобы сделать заключение о качестве или признаках какого-то множества, не нужно изучать все множество. Достаточно изучить какую-то показательную их часть.

5

Дедукция

Работает противоположным индукции способом. Есть какая-то общая мысль, и чтобы ее изучить, нужно вывести из нее частные положения.

6

Аналогия

В его основе лежит перенос известных сведений о предмете на пока не изученные предметы.

7

Конкретизация

Объекты рассматриваются и изучаются в реальных условиях существования.

8

Абстрагирование

У каждого объекта есть основные и второстепенные признаки, свойства, качества. Абстрагирование исключает второстепенные, чтобы сконцентрироваться на основных.

9

Моделирование

Явлению или предмету ищут аналог, но обязательно с отличительными признаками оригинала.

10

Классификация

Суть его в том, чтобы распределить предметы и явления по группам. В качестве критерия распределения нужно брать общий признак или отдельный показатель.

11

Системный анализ

Объект или предмет оцениваются как система. Учитываются все факторы, которые на них влияют.

А теперь обратимся к эмпирическим

 

Метод

В чем заключается

1

Формализация

Это когда вы передаете структуру или сущность объекта знаками: схемами, формулами и математическими символами.

2

Эксперимент

Создаются искусственные условия, в которые помещается объект. В ходе его нахождения в этих условиях фиксируются результаты. Перед началом эксперимента не забудьте составить четкий план.

3

Наблюдение

Данные об объекте изучения собираются с помощью различных органов чувств. Чтобы данным можно было доверять, позаботьтесь о выполнении всех необходимых для этого условий.

4

Изучение док-ов

Это дополнительный способ узнать больше о предмете, получить ранее неизвестную информацию.

5

Измерение

Суть измерения — получение различных цифровых данных, выражающих различные качества объекта исследования.

6

Опрос

То же, что интервью и анкетирование. Характерен для гуманитарных дисциплин. Проводится устно или письменно.

Частные методы

Частные — это те методики, которые характерны для отдельной специальности. Обычно они прописываются в методических рекомендациях, учебных пособиях и находятся на кафедре или у научного руководителя. Именно с их помощью получают наиболее качественные данные.

Рассмотрим 3 дисциплины и характерные для каждой из них методы.

Экономика. Исследовать эту дисциплину лучше всего с помощью:

  • анализа (нормативного, позитивного, статического и др.);
  • экономико-математического моделирования;
  • построения экономических гипотез.

Филология. Лучше поддается исследованию при помощи:

  • анализа (мотивного, дистрибутивного, дискурсного и др.);
  • лингвистического эксперимента;
  • дихотомии;
  • контент-анализа;
  • трансформационного синтеза и анализа;
  • лексикографической статистики и др.

Педагогика и психология. Изучается легче, если:

  • изучать результаты творчества учеников;
  • брать интервью, организовывать беседы;
  • создавать включенное наблюдение;
  • организовывать тестирование и анкетирование и др.

Конкретно-научные (специальные) методы

В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.

Биология:

  • генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
  • исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
  • биохимический – изучение химических процессов организма и др.

Юриспруденция:

  • историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
  • сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
  • правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.

В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:

  • лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
  • функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
  • структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.

Экономика:

  • экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
  • статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
  • социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
  • расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.

Психология:

  • метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
  • метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
  • биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.

Что такое теоретические методы исследования

В научной практике используются различные методы, которые относятся к двум противоположным группам – теоретической и эмпирической.

Методы исследования делятся на две группы: теоретические и эмпирические

Теоретические методы на рациональном уровне познания помогают объяснить аспекты определенных явлений (причины их существования, свойства и признаки явлений, взаимосвязь с другими объектами и прочее).

Теоретические методы основываются на трех китах умственной деятельности: понятие, суждение, умозаключение.

Данные термины известны нам как основные понятия логики.

Эмпирические методы основываются на познании чувственном (человеческое представление, восприятие, ощущение).

Для реализации эмпирических методов проводят наблюдения, эксперименты, сравнивают отдельные явления.

Эмпирическое познание, как правило, основывается на теории, а результаты эмпирических методов стают полем для теоретической работы, ведь любые результаты требуют осмысления.

Поэтому можно смело заявить, что теоретические и эмпирические методы взаимодополняют друг друга.

Все теоретические методы делятся на методы-приемы и методы-подходы. Первые представляют собой конкретные алгоритмы действий или правила, а вторые – включают множество приемов, указывают на общий способ решения проблемы.

Виды методов исследования

Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение;
  • интервью;
  • анкетирование;
  • опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • фотографирование;
  • счет;
  • измерение;
  • сравнение.

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент;
  • лабораторный опыт;
  • анализ;
  • моделирование;
  • исторический;
  • логический;
  • синтез;
  • индукция;
  • дедукция;
  • гипотетический.

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение;
  • абстрагирование;
  • идеализация;
  • формализация;
  • анализ и синтез;
  • индукция и дедукция;
  • аксиоматика.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Несколько советов по использованию теоретических методов

Итак, вы уже поняли, что без названных методов научное исследование написать не получится. Для того, чтобы грамотно их использовать, вооружитесь некоторыми советами.

После проработки литературы необходимо определить приоритетные теоретические методы, прочитать об особенностях их применения.

Основа каждого научного труда – методы дедукции или индукции, ведь раскрытие проблемы нужно построить от частичного к конкретному или наоборот

Важно определиться, какой метод будет более подходящим и не применять в работе сразу оба из них

Методы синтеза, как правило, невозможен без проведения предварительного анализа. Метод аналогии требует глубокого познания в теме, тщательного изучения всех объектов сравнения, иначе есть риск сделать неправильные выводы.

Надеемся, эта информация поможет вам легко подобрать подходящие методы, которые помогут достичь желаемого результата.

В этом видео вы узнаете о системе методов научного познания:

Частные исследовательские методы

Как наука, биология формировалась в результате исследований и экспериментов в других областях: физике, математике, химии, т. е. естественных наук. Поэтому некоторые методы применимые для исследований в биологии пришли из смежных, пограничных отраслей: биофизика, биохимия, вирусология, экология.

Любой метод — это, прежде всего, путь для достижения цели, установления истины. И эмпирические, и теоретические способы в полной мере отвечают этим требованиям. Но в некоторых случаях возникает потребность в получения дополнительных, современных, более достоверных данных. В таком случае средством для достижения целей служит применение специальных конкретных исследований. К частным методам исследования в биологии относятся:

  1. Генеалогический. В сути исследования — изучение и систематический анализ родословной, и выявление наследственной природы некоторых явлений и возможности развития патологий.
  2. Палеонтологический. Выясняет родство между объектами, организмами и явлениями с помощью исследований земной коры в разных геологических слоях. Данный метод бывает филогенетический и биогенетический (сравнительно-эмбриологический или сравнительно-анатомический). Первый исследует историческое развитие целой формы, второй — отдельного организма.
  3. Центрифугирование. Технический способ выявить отдельные элементы в общей смеси под воздействие скоростной центробежной силы. Объектовой формой выступает центрифуга, в ней с помощью сепарации материал разделяется на отдельные фракции согласно коэффициенту плотности.
  4. Цитологический (микроскопирование или цитогенетический метод). Микробиологическое исследование клетки с помощью микроскопа. Назначение — выявление хромосомных, генных, митохондриальных мутаций, онкопатологий и т. д. Клетка с аномалией становится предшественницей развития целой колонии клеток, которые со временем сформируются в опухоль или стигму дисэмбриогенеза. Своевременное исследование способствует установлению диагноза на раннем сроке и принятию тактического решения о схеме лечения.
  5. Биохимический. Задача — изучение химико-биологических процессов в организме, с помощью исследования различных жидкостей, выявление нарушений обмена веществ, происходящих в результате наследственных причин. Это наиболее точный метод диагностики, на конечную картину которого не может повлиять даже прием различных препаратов или имеющееся заболевание. При этом не требуется забора большого количества материала, метод применим многократно, все анализы проводятся в самые кратчайшие сроки. Самым простым примером биохимического исследования является известный всем общий анализ крови.

Все перечисленные биологические методы имеют тесную связь друг с другом, между ними невозможно провести четкую границу. Они применимы либо последовательно друг за другом, либо одновременно в сочетании. Только так можно получить четкую картину изучаемого явления или процесса.

Многолетняя история развития науки позволила накопить невероятно большой практический, эмпирический и теоретический опыт, разработано множество методик, например, подготовки препаратов (фиксация объектов химикатами — спирт, формалин, хлороформ и проч.), окрашивание эозином, йодом, гематоксилином и проч.

Созданные для исследований приборы уже сами по себе являются результатом научного прогресса. Они позволяют производить изучение биохимических, молекулярных, электромагнитных и других процессов в живых клетках, тканях, органах и т. д.

Перед учеными всех времен регулярно ставятся все новые и новые задачи, которые требуют решения. Для этого им приходится изучать полученные данные, собирать материалы, выдвигать гипотезы, проводить анализы. Все это в совокупности и носит название «научное исследование». И именно такие исследования позволяют в итоге создавать целостную биологическую картину мира.

Применение методов научного исследования

В работе все они взаимосвязаны, органично дополняют друг друга, обязательно отвечают поставленным задачам. Использовать их следует с учетом специфики каждого, имеющихся плюсов и минусов.

Отдельное внимание можно обратить на сравнительно-исторический анализ, он позволяет выделить причинно-следственные связи, выстроить логическую цепочку. Собственные выводы можно строить на базе объективных сведений или полученных самостоятельно с помощью методов, которые являются научными, общепризнанными

Знакомство с историей вопроса обогащает дополнительными фактами, может натолкнуть на рассмотрение проблемы с новой точки зрения.

У беседы и интервью основной недостаток – значительные временные затраты, даже если их проводить не индивидуально, а в группах

Важно четко определить цель, вытекающую из задачи исследования

Рекомендуется предварительно набросать план вопросов, а в ходе деятельности его придерживаться, не отвлекаясь на ненужные детали. Следует заранее предусмотреть возможности фиксирования информации и создать комфортную эмоциональную, психологическую обстановку.

В анкетировании часто анонимность – основа достоверности. Нужно учитывать ряд требований:

  • использовать прямые и косвенные вопросы;
  • делать предварительную проверку их понимания на малом количестве респондентов, базируясь на этом, вносить коррективы;
  • обеспечить репрезентативность выборки как действенного средства получения сведений.

Отметим также, что за последние годы можно заметить рост популярности в гуманитарных науках квалиметрических или количественных методов, характерных ранее исключительно для естественнонаучных исследований. Однако основное требование – использовать комплекс методов, которые подобраны в соответствии с отличительными чертами, особенностями того или иного научного исследования.

Характеристика теоретических методов-подходов

Методы-подходы свои для каждой научной сферы, например герменевтический для филологии, структурно-функциональный для точных наук.

Метафизический и диалектический методы широко применяются в разных науках

Но есть два философских метода, которые широко применяются в других науках:

  • метафизический – рассматривает предмет (явление) как отдельное, изолированное от других объектов, обязательным для этого метода является изучение предмета в состоянии покоя;
  • диалектический – метод, рассматривающий объекты в движении, развитии, его задание – определить причины и законы этого развития, раскрыть взаимосвязь предметов в контексте развития.

Интерпретация этих методов зависит от специфики той области знаний, в которой они применяются.

Методы обработки данных

Обработка информации применяется с целью сделать из качественных данных количественные. Для этого используются различные методы статистической обработки, математический анализ и др. Это позволяет представить результаты схематически: в виде таблиц, диаграмм и графиков, сделать их более наглядными. Методы обработки результатов обязательно должны присутствовать в экспериментальных дипломных работах.

Как выбрать методы исследования

Методы исследования в дипломе должны соответствовать нескольким требованиям:

  • актуальность – используемые способы изучения объекта должны соответствовать современным тенденциям в данной области знания;
  • эффективность – выбранный метод должен давать достоверный результат;
  • соответствие задачам исследования – выбранный тип исследования должен ориентироваться на получение необходимого результата;
  • взаимосвязь – все использованные методы должны составлять цельный комплекс мер, позволяющих всесторонне и полно изучить исследуемый объект.

Оформление методов исследования

Все использованные методы должны быть описаны во введении отдельным абзацем. Можно ограничиться их перечислением, но лучше дать развернутое описание каждого из них с уточнением, в каком именно виде он был использован.

Например, использованные методы исследования в дипломной работе по педагогике можно оформить несколькими способами:

Способ 1

В ходе исследования использовались следующие общие и частные методы:

  • анализ методической литературы;
  • анкетирование, опросы;
  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • обобщение и анализ результатов.

Способ 2

Написание дипломного проекта включало следующие методы исследования: теоретические (классификация, синтез, анализ) эмпирические (эксперимент, наблюдение, опросы, анкетирование), анализ полученных результатов путем статистической обработки, обобщение.

От того, правильно ли выбраны способы исследования, зависит полнота и объективность результатов. При описании выбранных методов можно дополнительно указать, почему именно они являются наиболее информативными для изучения данного объекта или научной проблемы.

Если у Вы хотите заказать дипломную работу, звоните нам по телефону 8 (800) 775-07-53, наши менеджеры с радостью ответят все вопросы.

Автор

Наталья Лихоманова

Оцените материал:

(0)

Практические (частные) методы исследования

В дипломной работе наравне с теоретическими применяются практические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Заключается их особенность в определённом способе исследования информации, её сбора и обработки, а также проведения научных экспериментов.

Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.

А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы. Среди них:

  • наблюдение;
  • сравнение;
  • измерение;
  • эксперимент;
  • измерение;
  • практическое моделирование;
  • беседа и интервью;
  • опрос и анкетирование;
  • описание.

Давайте подробнее рассмотрим каждый практический метод.

Наблюдение

В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в форме, реакциях, свойствах или его положения в пространстве.

Сравнение

Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.

Эксперимент

Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определённых условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — сохранить два критерия граммотного исследования: доказательность и повторяемость. Ведь задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.

Опыты Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком может воспроизвести каждый

Измерение

Метод измерения — один из самых эффективных. Речь идёт о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объём, рост, вес, длина и прочие) с помощью единиц измерения. Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.

Практическое моделирование

В общем смысле модель — это структурированный уменьшенный образ чего-то, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование может быть:

  • предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
  • знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и прочего);
  • мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или в своём воображении).

Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и так далее.

Беседа и интервью

Суть обоих методов заключается в том, чтобы найти и опросить человека, который обладает какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.

Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на чётко поставленные вопросы, которые интервьюер заготовил заранее. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не должен демонстрировать своё отношение.

Беседа же имеет непринуждённый характер, а участники могут высказывать своё мнение по вопросам

Опрос и анкетирование

Данные методы также имеют много общего между собой. Их суть заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор.

Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.

Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. Ведь если удалось опросить много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.

Описание

Специалисты отмечают сходство данного метода с наблюдением. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но также внешний вид и признаки объекта изучения.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Примеры методов исследования

Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.

Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.

Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.

Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.

Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).

Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.

Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.

Классификация методов научного познания

Выбор эффективных методов научного познания необходим для успешного выполнения исследования. В зависимости от направления науки способы достижения цели могут различаться. Методы исследования подразделяются на несколько групп: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение, абстрагирование.

Наблюдение

Данный процесс предполагает использование органов чувств для получения знаний. В большинстве случаев применяется в составе других методов.

Сравнение

В результате сравнения удается установить общие черты или различия с другим явлением или предметом. Сравниваться должны существенные признаки, которые помогут ответить на основные вопросы познавательной задачи. Выявление общего, присущего двум объектам, есть путь к познанию закономерностей.

Измерение

Процедура проводится с целью получения конкретной величины при помощи общепринятых единиц измерения. Данный метод познания дает точные цифры, которые позволяют получить сведения об изучаемом объекте. На эффективность измерений влияет используемое измерительное оборудование.

Эксперимент

Данный метод предполагает систематическое изучение объекта в определенных условиях. Эксперимент позволяет изучать явление в экстремальных или изолированных от окружающей среды условиях. Ученый всегда может вмешаться в процесс, менять ход явления. Эксперимент проводится как с самим объектом, так и с его искусственно созданной моделью.

Абстрагирование

Суть данного метода состоит в отвлечении от неважных параметров, которыми наделен объект, фиксировании явлений, представляющих интерес для исследователя. В результате абстрагирования ученый получает информацию о некоторых особенностях объекта.

Пример описания методов в дипломной работе

Чтобы разобраться, как описать методологическую основу исследования в дипломной работе, изучите наш пример:

Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
  2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
  3. Экспериментальное изучение состояния разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологии выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
  4. Обработка полученных экспериментальных данных
  5. Разработка комплекса методических приёмов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

  1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
  2.  Наблюдение.
  3.  Беседа, анкетирование.
  4. Анализ продуктов деятельности детей.
  5. Изучение медико-педагогической документации.
  6. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализа и обобщения полученных данных.

Четко и кратко о математических методах

Прогресс не стоит на месте, написание дипломных проектов вручную не актуально. Наступил важный период количественных характеристик, формальных моделей и функциональных взаимосвязей.

Сетевое моделирование

Об универсальном современном методе уже было сказано пару слов. Поговорим более детально о нем. Идеальные условия для создания сетевого моделирования:

  • констатация параметров неопределенности по объекту в целом;
  • возникновение необходимости поиска оптимального варианта;
  • желательность существенного сокращения сроков исследования.

Сетевое моделирование в единичных случаях и эпизодично используют в универсальных гуманитарных проектах.

Визуализация

Статистические и научные разработки не обходят стороной этот эффективный метод. Рассмотрим его наиболее часто используемые компоненты в курсовой работе:

Таблицы. Они могут иметь аналитический и неаналитический характер. В первом случае студент добивается возможности четко сформулировать полученную в процессе деятельности закономерность. Во второй ситуации он выводы не делает, потому что в ход идет необработанная диагностика в виде иллюстративного/информативного материала.

Диаграммы. Среди них различают объемные, плоскостные, линейные, секторные и сетчатые формы. Из общего стандартного набора диаграмм Ехсеl выберет универсальный вариант.

Графики

Важно правильно выстроить координатные оси. На них затем размещают краткие условные обозначения

Их пояснение располагают в самом печатном тексте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector