Как спортсмену поступить в училище олимпийского резерва

Плюсы спортшколы

  1. Плотный график (тренировка – уроки в школе – тренировка – домашнее задние) приучает к дисциплине и заставляет ценить каждую минуту своего времени не хуже популярного сейчас тайм-менеджмента.
  2. Навыки проживания в общежитии развивают в ребенке самостоятельность, что очень пригодится в дальнейшем. Он живет не у мамы с папой под крылышком, которые проследят, чтобы одежда была чистой, все пуговицы пришиты, а уроки сделаны. В интернате ребенок привыкает сам отвечать за себя и свои поступки. Такая независимость – ценное качество во взрослой жизни. 
  3. Круглосуточное нахождение среди сверстников здорово развивает коммуникативные навыки и способность к социальной адаптации в любом коллективе. 
  4. Спортивная школа-интернат – единственная возможность заниматься любимым видом спорта для детей, которые живут в отдаленных деревнях, поселках или маленьких городках, где просто нет необходимой инфраструктуры. Чтобы не менять привычное место жительства и при этом не зарывать талант ребенка в землю, родители могут выбрать спортивный интернат в крупном городе. 

Минусы спортшколы

  1. Есть дети, которые в принципе не способны жить в интернате. Кому-то тяжело быть полностью самостоятельным, а для кого-то разлука с семьей становится серьезным стрессом. 
  2. Не каждые родители готовы видеть ребенка исключительно в каникулы. Если школа-интернат находится достаточно далеко от дома, юный спортсмен не сможет приезжать к родителям в любые выходные. Точно так же и мама с папой не в состоянии будут навещать чадо каждый уикенд. 
  3. В процессе взросления или под влиянием интенсивных тренировок ребенок может осознать, что спорт – это не то, чем он хотел бы заниматься в дальнейшем. Понятно, что в спортивных школах основной упор делается на тренировки, а не на обычные уроки. Поэтому, если юный спортсмен решит перейти в обычную школу, он может попасть в число отстающих. Хотя бы на первое время. А ведь в старших классах каждый год обучения важен! 

Условия поступления

Требования, которые спортшколы предъявляют к потенциальным ученикам, разнятся в первую очередь в зависимости от типа учебного заведения. Каждое учреждение вправе корректировать условия набора, но общие закономерности таковы:

  • ДЮКФП. В секцию клуба поступить проще всего, поскольку нормативы обычно сдавать не нужно, достаточно лишь предоставить основные документы (о них ниже).
  • ДЮСШ и СДЮШОР. Кандидаты проходят конкурс, где демонстрируют природные способности или, если речь идет об уже подготовленных детях, то и умения в соответствующем виде спорта.
  • ДЮСАШ. Спецшколы, которые призваны реабилитировать людей с ОВЗ и содействовать их адаптации в социуме, ориентируются в первую очередь на наличие медицинских показаний для обучения и на интерес со стороны самого ребенка.
  • Спортивные интернаты, школы с уклоном и комплексные центры. В общеобразовательные школы прием ведется согласно базовым правилам, установленным Минобрнауки. Но поскольку все подразделения таких учреждений взаимосвязаны, стоит готовиться и к конкурсному отбору по профильным спортивным дисциплинам.

 Что касается документов, которые предоставляют администрации родители поступающих, то их список утверждает само учебное заведение. Если же проанализировать перечни на сайтах разных школ, то пакет требуемых бумаг будет включать в себя как минимум заявление, свидетельство о рождении, справку о регистрации, заключение о состоянии здоровья, фотографию и документ о родстве или праве представлять интересы ребенка.

СДЮСШОР — это… Что такое СДЮСШОР?

ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа) — вид образовательного учреждения дополнительного образования детей в СССР, России, стран СНГ, а также некотрых других стран Азии и Центральной Америки для подготовки юных спортсменов и приобщения к массовой физической культуре детей и молодёжи от 6 до 18 лет. Практически все отечественные олимпийские чемпионы и чемпионы мира и Европы (после 1917 года) делали свои первые шаги в спорте именно в ДЮСШ.

История развития спортивных школ в СССР и России

Будучи уникальным отечественным явлением система детско-юношеских спортивных школ возникла в 30-е годы XX столетия. В 1934 году был построен Стадион Юных пионеров в Москве, первое специализированное физкультурно-спортивное внешкольное учреждение в СССР. В том же году при ПСО «Динамо» возник первый детский коллектив «Юный динамовец», который стал прообразом спортшкол при спортивных обществах.

В 1935-1936 годах открываются первые спортивные школы в Москве, Ленинграде и других городах СССР, они создаются и действуют на основе типового положения, утвержден­ного Центральным Советом спортивных обществ и организаций СССР. . К 40-м годам в СССР работали десятки спортивных школ при спортивных обществах «Динамо», «Спартак», ЦДКА, профсоюзов, ОСОАВИАХИМа, а также в системе образования. В послевоенный период ДЮСШ неоднократно реорганизовывались: передавались из ведения спортивных обществ и профсоюзов в систему образования и систему органов по делам физической культуры и спорта и наоборот. Неуклонно росло число школ олимпийского резерва (СДЮШОР), готовивших юных спортменов к спорту высших достижений. Расширялся диапазон видов спорта и отделения по видам спорта, ориентированных не только на олимпийские виды спорта, но и национальные виды, а также туризм, ориентирование и иные виды спорта, не включенных в программу Олимпийских игр. К 1991 году в СССР действовало более 6 тысяч спортшкол.

После распада Советского Союза система детско-юношеского спорта в России переживает непростые времена, но сумела сохранить сеть детско-юношеских спортивных школ, в дополнении к которым были также созданы клубы физической подготовки (ДЮКФП).

В 2005 году в системе образования и Росспорта действовало более 4951 ДЮСШ и ДЮКФП, в том числе: в системе образования 2944 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, из них: 1917 –ДЮСШ, 464 – СДЮШОР, 556 – ДЮКФП, 7 – центров физической культуры.

Только в ДЮСШ системы образования обучалось 2 млн. детей и юношей, в них было открыто свыше 13 тысяч отделений по 122 видам спорта. В учреждениях Росспорта обучалось нмногим более 1 млн. юных спортсменов.

Типология спортивных школ в России

Сегодня существуют три вида спортивных школ:

  • Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ)
  • Специализированная детско-юношеская (спортивная) школа олимпийского резерва (СДЮ(С)ШОР)
  • Детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

Школы различаются также по:

  • формам собственности: государственные, муниципальные, общественных организаций.
  • видам спорта.

Спортивные школы в других странах

Советский опыт массового спортивного образования детей и юношества был освоен странами Восточной Европы, прежде всего в ГДР, где этому направлению внешкольной работы было уделено самое серьезное внимание. Возникли спортивные школы подобного типа в Китае, КНДР, Кубе, что позволило этим странам повысить уровень подготовки спортсменов мирового уровня и достичь высоких результатов на чемпионатах Мира и Олимпиадах

Сегодня заслуживает опыт развития спортивных школ для детей (особенно в раннем возрасте) в КНР, где существуют тысячи подобных школ, в том числе с полным пансионом.

Отечественное кино

  • Девушка и Гранд
  • Пропало лето
  • В начале игры
  • Вторая попытка Виктора Крюкина

Wikimedia Foundation. 2010.

Спортшколы в ассортименте

Самые популярные виды спорта – футбол и хоккей. Естественно, школ-интернатов с этим уклоном больше, чем с другими видами спорта. У каждой из них свои особенности. 

Скажем, учащимся академии футбольного клуба «Краснодар» вообще не приходится покидать ее территорию. Главный корпус академии разделен на две части. Первая часть – учебная. В ней располагается общеобразовательная школа, где учатся дети с 6-го по 11-й класс, и актовый зал. Здесь же обустроена гостиница для приезжающих родителей. Вторая часть – спортивная. Она включает спортивный и тренажерный залы, бассейн, сауну и медицинский восстановительный центр. При этом юные футболисты живут в коттеджах, каждый из которых рассчитан на 34 человека. В отдельном 4-этажном здании находится столовая. На территории академии оборудовано несколько футбольных полей с искусственным покрытием и несколько полноразмерных площадок с натуральным газоном. 

А в спортивном интернате «Березка» (СДЮСШОР им. В. М. Боброва) в Подмосковье дело поставлено иначе. Юные хоккеисты живут в здании интерната на охраняемой территории, в этом же корпусе и столовая, а неподалеку – тоже в пределах ограждения – находятся волейбольная и бадминтонная площадки. На спортивные тренировки в ледовом дворце и в общеобразовательную школу детей возят на бесплатном автобусе. Питаются воспитанники интерната в кафе ледового дворца бесплатно (льгота покрывает питание на сумму 5 000 рублей в месяц). 

А что с воспитанием?

Много внимания уделяется патриотическому воспитанию. В школе создан музей имени Героя Советского Союза Якова Павлова (уроженца Новгорода), посвященный Великой Отечественной войне. При музее действует военно-патриотический клуб «Патриот» для воспитанников «Спарты». День воинской славы России, День защитника Отечества, день освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков и, конечно, День Победы – к этим праздникам в «Спарте» готовятся с особым старанием.

Весной и осенью дети обязательно участвуют в школьных субботниках. Перед Новым годом проходит акция «Старость в радость», для нее ученики в течение месяца готовят своими руками подарки для ветеранов и инвалидов, репетируют концертную программу. «Спартанцы» приносят подарки и проводят «веселые старты» в детском доме для детей-сирот и в интернате для умственно отсталых детей. 

Одна из традиций – посвящение в «спартанцы». Начинается праздник показательными выступлениями представителей каждой школьной секции. После театрализованной постановки об истории Олимпийских игр «царь Олимпии» и «царь Спарты» посвящают в ряды спортсменов всех новичков, ученики произносят «клятву спартанцев» о верности школе, спорту, своим товарищам и тренерам.  

Воспитанники «Спарты» активно участвуют в соревнованиях различного уровня, а часть ребят получает звание мастера спорта еще до выпуска из школы. Отметим, что награды школьники завоевывают не только в спорте, но и в учебе: среди выпускников интерната есть медалисты. 

Как проходит обучение

Распорядок дня в целом построен на одних и тех же принципах во всех спортивных школах-интернатах, но у каждой образовательной организации свои нюансы. 

В спортивной школе-интернате «Спарта» в Великом Новгороде готовят баскетболистов, бадминтонистов и лыжных гонщиков (в том числе на лыжероллерах). Самбо, тхэквондо, футбол, хоккей, фигурное катание, акробатика, академическая гребля, волейбол – этому в «Спарте» тоже научат. 

Интернат небольшой, здесь числятся порядка 130 человек. Обычно получается по одному классу в каждой параллели. Кроме педагогов и тренеров, за детьми присматривают четыре воспитателя. 

Как проходит отбор

Для поступления в «Спарту» ученик должен представить не только справку из посещаемой им спортивной школы или секции, но и выписку из протокола соревнований по программе «Президентские состязания» (требуется набрать как минимум 165 баллов). 

Общее образование идет в соответствии со стандартной школьной программой за 7–11-й классы. Учатся мальчики и девочки вместе, разделяясь только на уроках технологии: мальчики в кабинете технического труда работают с деревом и металлом, а девочки в кабинете обслуживающего труда шьют и готовят.

Распорядок дня

С 8.30 до 14.30 ребята успевают посетить семь уроков продолжительностью 40 минут. При этом учебными являются 6 дней в неделю. 

Обычный день начинается с подъема в 7 утра и гигиенических процедур. Затем проводится интенсивная 35-минутная зарядка, ребята принимают душ и завтракают. Потом семь уроков (с перерывом на 2-й завтрак) и обед. Через час после обеда дети приступают к спортивным тренировкам и самоподготовке (с перерывом на полдник), а после ужина школьников ждут прогулка, вечерняя уборка и подготовка к внешкольным мероприятиям. В 21 час у ребят второй/поздний ужин. Отбой в 22 часа. 

Питаются дети шесть раз в день в интернатской столовой. 

Классификация по виду пребывания и особенностям обучения

Выше мы рассмотрели различия между спортивными школами с точки зрения их организационно-правовых форм и общей направленности. Теперь же поговорим о видах этих учебных заведений в контексте их внутренней организации и особенностей работы.

Спортивные интернаты

Этот вид учебного заведения представляет собой сплав простой средней и спортивной школ, где воспитанники проходят общеобразовательные предметы, тренируются и при этом живут на полном пансионе, то есть домой уезжают только на выходные и/или каникулы. Если основная (минимальная) часть программы для всех учреждений этого типа едина, то дополнительная, спортивная, зависит от специализации конкретной школы. Взять, к примеру, московский интернат «Чертаново», существующий уже более 40 лет. Профиль у него, как и у большинства спортивных интернатов, узкий: здесь готовят будущих футболистов, причем отделения 2 – мужское и женское. Обучение ведется с 1 класса, и специальный конкурс проходят даже малыши: на отборочных тренировках педагоги выявляют наиболее способных претендентов. Основная задача школы – подготовка резерва для профессиональных команд, поэтому поступают сюда те, кто в будущем хотел бы связать свою жизнь с футболом.

Ещ е один пример такой школы – интернат «Спортивный резерв» из Санкт-Петербурга. Специализация здесь чуть шире, чем в «Чертаново», – волейбол и велоспорт, причем во втором случае есть даже разделение на подвиды: шоссейные гонки, трек и маунтинбайк. В противовес предыдущему примеру, обучение здесь ведется лишь с 8 по 11 класс, и набирают сюда лишь тех, кто уже прошел предварительную подготовку в спортивных секциях соответствующего направления. Помимо школы и общежития, при «Спортивном резерве» работает летний лагерь, где ребята с пользой для здоровья и общего развития проводят каникулы.

Общеобразовательные школы со спортивным уклоном

Многие средние школы имеют специализацию. У одних она связана с иностранными языками, у других – с физикой и математикой, у третьих – с биологией. Спорт – один из возможных вариантов. Основная программа здесь – общеобразовательная, а на физическую культуру выделяются дополнительные часы. Зачастую такие школы работают по договору со спортивными и открывают у себя специализированные классы, в которые проводят отбор. В некоторых случаях спортивная и общеобразовательная школы фигурируют как подразделения одного и того же учреждения. Ярким примером тому служит учебный центр под названием «Московская экспериментальная школа», открытый в 1992 году Заслуженным тренером России Г. Н. Музруковым. Ребята здесь учатся с 1 по 11 класс и параллельно проходят подготовку по ушу, причем тренировки, а также локальные соревнования, проводятся примерно там же, где и обычные уроки, поскольку при школе существует так называемый дворец ушу, который непосредственно к ней прилегает.

Средние школы с уклоном хороши тем, что основное образование в них гармонично сочетается со спортивным. Если ребенок ходит в сторонний клуб или ДЮСШ, баланса в этом плане достичь труднее, особенно если цель – высокие достижения. Например, на соревнования часто приходится отпрашиваться с уроков, тренировки порой тоже накладываются на основные занятия, что потенциально может привести к ухудшению результатов как по спортивным, так и по общеразвивающим дисциплинам. Если же школа и ДЮСШ объединены или, как минимум, сотрудничают, основная программа и расписание изначально составляются с учетом дополнительной нагрузки, поэтому и вероятные организационные проблемы решаются сами собой.

Комплексные учебные центры

Наряду со спаянными воедино общеобразовательными и спортивными школами существуют учебные центры, которые структурно похожи на тот, о котором шла речь в предыдущем абзаце, но имеют больше подразделений и дают не только общее и дополнительное спортивное, но порой даже специальное образование. Так, одно из столичных учреждений, которое формально именуется Колледжем физической культуры и спорта «Спарта», на деле представляет собой конгломерат из 3-х разнородных учебных заведений: средней школы и СШОР, а также колледжа с очной и заочной формами обучения, где готовят педагогов по физической культуре.

Еще один интересный пример комплекса – Центр образования и спорта «Москва-98», который в 2013-м стал лауреатом конкурса «Сто лучших школ России». Здесь структура еще необычнее, поскольку в нее входит сразу 6 отделений: 3 детских сада и 3 школы – 2 общеобразовательных и 1 спортивная («Олимп»). Курирует «Москву-98» региональный Департамент спорта, а потому и все подразделения, в том числе дошкольные, приобщают своих воспитанников к физической культуре.

Перечень документов, представляемых для прохождения спортивной подготовки

1 Паспорт (копия) 
2 Свидетельство о рождении (копии)
3 Классификационная книжка или удостоверение МС или МСМК;
4 Рекомендация федерации по виду спорта с приложением протоколов соревнований, подтверждающих соответствующие спортивные результаты поступающего
5 Справка с места жительства 
6 Приписное свидетельство для поступающих юношей старше 16 лет; (копия)
7 Страховой номер индивидуального лицевого счёта  (СНИЛС) (копия) 
8 Полис обязательного медицинского страхования, действующий на территории РФ (копия)
9 Справка из психоневрологического диспансера (не позднее 6 месяцев)
10 Справка из наркологического диспансера (не позднее 6 месяцев)
11 Медицинская справка Форма № 086/у
12 Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений Форма № 026/у
13 Карта профилактических прививок Форма № 063/у
14 Медицинские справки установленного образца из врачебно-физкультурных диспансеров о допуске к занятию выбранным видом спорта
15 Результаты флюорографии (для абитуриентов старше 15 лет)
16 Данные ЭКГ (с расшифровкой), ЭХО-КГ
17 Медицинская карта амбулаторного больного Форма № 025/у-04 или выписка из медицинской карты амбулаторного больного Форма № 027/у
18 Нотариально заверенная доверенность от родителей (законных представителей) на представление интересов несовершеннолетнего на период прохождения спортивной подготовки в Училище либо отказ от оформления доверенности
19 Фотография 3×4 – 4 шт.
20 Заявление о приеме
21 Согласие на обработку персональных данных/upload/doc/361/program_test.pdf
  • Программа вступительных (индивидуальных) испытаний поступающих
  • Порядок прохождения медицинского осмотра поступающими

Основные функции училища олимпийского резерва

Ведется непосредственно подготовка олимпийского резерва среди юных спортсменов, а также кандидатов в сборные команды Российской Федерации. В течение года проходит постоянный тренировочный процесс. Студенты обеспечиваются проживанием, питанием, штатным психологом и при необходимости медицинским обслуживанием. Программа подготовки спортсменов разделяется на несколько основных и в то же время очень важных для физического развития этапов:

  • Тренировочный.
  • Усовершенствование спортивного мастерства.
  • Получение высшего спортивного мастерства – закрепление приобретенных навыков.

Такого плана училище всегда перед собой ставит основные цели в подготовке воспитанником:

1. Обеспечить постоянную стабильную подготовку ученикам с целью пополнения новых рядов сборной команды России.

2. Предоставление наилучших условий для получения образования и спортивных навыков в целом для учеников.

3. Развивать интеллектуальное развитие спортсменов.

4. Подготовка кадров по физической культуре и спорту.

Училище олимпийского резерва для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями организма

Подростки с ограниченными физическими возможностями также имеют право учиться в училище олимпийского резерва на должном уровне. В данном случае во время обучения таких абитуриентов индивидуально учитываются возможности каждого, и уже на основании этих сведений выстраивается обучающая как школьная программа, так и физическая в подготовке таких спортсменов к спорту и участию в различных спортивных мероприятиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector