Театральный институт имени бориса щукина: правила приема

Борис Щукин и особенности преподавания

Преподавать в этом вузе может лишь тот, кто когда-то был его студентом и успешно окончил обучение. Руководители уверены, что это единственный и основной способ сохранить театральную школу, которой славится училище Щукинское, в каноническом виде. К слову сказать, известное название было дано этому заведению лишь в 1939 году. Борис Щукин – один из любимых учеников основателя студии. Этот человек является одним из ярчайших представителей советской реалистической школы. Он более двадцати лет проработал в театре. Щукин также известен тем, что стал одним из первых актеров, которые смогли воплотить на сцене образ Ленина. Существует мнение, что именно благодаря этим заслугам училище и назвали в честь него.

Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова

Во ВГИКе тоже готовят по специальности «Актёр драматического театра и кино», однако особый акцент в Институте кинематографии делается на подготовке будущих звезд кино и телевидения. Поэтому если театру вы предпочитаете телевизионные и киносъемки, то подавать документы предпочтительно именно сюда.Испытания творческой направленности осуществляются в 3 тура: фото — и видеопробы, профессиональное испытание (чтение наизусть стихотворения, басни или прозы, проверка музыкальности и пластических данных) и индивидуальное собеседование.

Как можно заметить, этапы поступления в главных Вузах столицы практически не отличаются:

  • несколько туров предэкзаменационных прослушиваний
  • основные вступительные испытания, в которые входят оценка по двум критериям: профессиональные навыки и результаты академической успеваемости.

Для тех, кто хочет заранее подготовиться ко всем неожиданным заданиям приемной комиссии и подобрать свою программу для прохождения творческих конкурсов, предлагаем пройти обучение на курсах Актерское мастерство для поступающих в театральные вузы Москвы в студии «Твоя сцена».

На занятиях этого курса делается упор на актерское мастерство и сценическую речь, осуществляет подбор и анализ литературного материала.

Известные ученики Щукинского училища

За более чем 90 лет училище Щукинское выпустило свыше 500 учеников, многие из которых стали известными и востребованными актерами и режиссерами театра и кино. Можно долго перечислять их, но можно назвать некоторых, чтобы понять, насколько востребовано данное учебное заведение, куда каждый год стремятся попасть будущие актеры.

В разные годы выпускниками училища стали следующие люди: Леонид Ярмольник, Нонна Гришаева, Павел Любимцев, Максим Суханов, Андрей Соколов, Максим Аверин, Мария Порошина и многие другие.

Известный советский актер Василий Ливанов вспоминает, что пошел в училище Щукинское по двум причинам: здесь преподавали Рубен Симонов и Борис Захава, которые когда-то учились у самого Вахтангова, а вторая причина в том, что в училище дают больше свободы, чего не было ни во МХАТе, ни в Малом театре.

Как рассказывает Екатерина Гусева, она случайно попала в училище. Ее заметила ассистентка Евгения Симонова, который на тот момент был преподавателем, на последнем звонке, где одиннадцатиклассница Катя разыгрывала сценки и пела песни. Вместе с ней выпускался и племянник ассистентки, которая в конце вечера подошла к Екатерине и предложила попробовать поступить в училище.

Известные студенты

  • Нина Архипова (1921–2016)

    Ольга Будина

  • Ольга Барнет (р. 1951)
  • Александр Белявский (1932–2012)
  • Юрий Беляев (1947 г. р.)
  • Галина Беляева (1961 г. р.)
  • Леонид Бичевин (р. 1984)
  • Юрий Богатырев (1947–1989)
  • Лев Борисов (1933–2011)
  • Юлия Борисова (р. 1925)

    Александр Гордон

  • Иван Бортник (р. 1939)
  • Ольга Будина (р. 1975)
  • Николай Бурляев (р. 1946)
  • Ролан Быков (1929–1998)
  • Людмила Чурсина (р. 1941)
  • Артур Эйзен (1927–2008)
  • Владимир Этуш (1922-2019)

    Светлана Ходченкова

  • Леонид Филатов (1946–2003)
  • Александр Филиппенко (р. 1944)
  • Александр Гордон (р. 1964)
  • Нонна Гришаева (р. 1971)
  • Наталья Гундарева (1948–2005)
  • Екатерина Гусева (1976 г. р.)
  • Алла Демидова (р. 1936)
  • Михаил Державин (1936–2018)
  • Никита Джигурда (р. 1961)
  • Иван Дыховичный (1947–2009)
  • Александр Кайдановский (1946–1995)
  • Александр Калягин (р. 1942)
  • Леонид Каневский (р. 1939)
  • Борис Хмельницкий (1940–2008)
  • Светлана Ходченкова (р. 1983)
  • Елена Коренева (р. 1953)
  • Ирина Купченко (р. 1948)
  • Сергей Кургинян (р. 1949)

    Марина Орлова

  • Василий Лановой (р. 1934)
  • Василий Ливанов (р. 1935)
  • Людмила Максакова (1940 г. р.)
  • Никита Михалков (1945 г. р.)
  • Андрей Миронов (1941–1987)
  • Марина Орлова (р. 1986)
  • Ольга Погодина (р. 1976)
  • Александр Пороховщиков (1939–2012)
  • Константин Райкин (р. 1950)
  • Нина Русланова (1945 г. р.)

    Александр Ширвиндт

  • Татьяна Самойлова (1934–2014)
  • Наталья Сайко (1948 г. р.)
  • Наталья Селезнева (1945 г. р.)
  • Вячеслав Шалевич (1934–2016)
  • Александр Ширвиндт (р. 1934)
  • Евгения Симонова (р. 1955)
  • Вениамин Смехов (1940 г. р.)
  • Валентин Смирницкий (р. 1944)
  • Евгений Стеблов (1945 г. р.)
  • Максим Суханов (1963 г. р.)

    Наталья Варлей

  • Людмила Целиковская (1919–1992)
  • Михаил Ульянов (1927–2007)
  • Наталья Варлей (р. 1947)
  • Анастасия Вертинская (1944 г. р.)
  • Юрий Волынцев (1932–1999)
  • Зиновий Высоковский (1932–2009)
  • Юрий Яковлев (1928–2013)
  • Леонид Ярмольник (р. 1954)
  • Александра Захарова (р. 1962)
  • Александр Збруев (р. 1938)
  • Сергей Жигунов (р. 1963)

Информация о структурных подразделениях

Место нахождения Института: 119002 Москва, Большой Николопесковский пер., д.12а, стр.1

Место нахождения режиссерского факультета: 119002 Москва, Большой Николопесковский пер. д.15, стр.1

Режим и график работы: Понедельник – пятница  с 09.30 до 18.00

ТЕЛЕФОН РЕКТОРАТА: 8-499-241-56-44 доб.201

адрес сайта: www.htvs.ru

Фамилия, имя, отчество Должность Городской номер Внутренний номер (в тоновом режиме)

Князев Евгений Владимирович

Ректор, профессор

8-499-241-56-44

201

Лазарев Алексей Викторович

Проректор по финансово-экономической и административно-хозяйственной деятельности

8-499-241-56-44

203

Морозова Ирина Сергеевна

Проректор по учебной и методической работе

8-499-241-56-44

204

 Беликов Андрей Николаевич

Проректор по международным связям, творческой деятельности, информационной, молодежной, социальной политике

Директор учебного театра

8-499-241-56-44

224

Поливанова Татьяна Викторовна

Декан актерского факультета

8-499-241-56-44

205

Диденко Ольга Владимировна

Заместитель декана режиссерского факультета

8-499-241-56-44

201

Дунаева Елена Александровна

Заведующий кафедрой искусствоведения, профессор, доктор наук

8-499-241-56-44

201

Агаева Татьяна Несреддиновна

Заведующий кафедрой музыкальной выразительности, профессор

8-499-241-56-44

201

Лановой Василий Семенович

Заведующий кафедрой сценической речи, профессор

8-499-241-56-44

201

Любимцев Павел Евгеньевич

Заведующий кафедрой мастерства актера, профессор

8-499-241-56-44

201

Самощенко Лариса Сергеевна

Заведующий кафедрой философии, истории и теории культуры, доцент, кандидат наук

8-499-241-56-44

210

 Дрознин Андрей Борисович

Заведующий кафедрой пластической выразительности, профессор

8-499-241-56-44

201

Борисов Михаил Борисович

Заведующий кафедрой режиссура, профессор, кандидат наук

8-499-241-56-44

201

Безгина Юлианна Игоревна

Начальник юридического отдела

8-499-241-56-44

227

 Богданова Мирослава Олеговна

Начальник отдела аспирантуры и магистратуры

8-499-241-56-44

210

Дикарева Наталья Александровна

Главный бухгалтер

8-499-241-56-44

214

Дубченко Галина Григорьевна

Начальник отдела капитального строительства

8-499-241-56-44

229

Мелешкова Екатерина Сергеевна

Заведующий отделом дополнительного образования

8-499-241-56-44

231

Роговцова Вера Николаевна

Начальник хозяйственного отдела

8-499-241-56-44

217

Родионов Юрий Николаевич

Главный инженер

8-499-241-56-44

220

Трунаева Алла Борисовна

Заведующий библиотекой

8-499-241-56-44

207

Шалянина Татьяна Леонидовна

Начальник отдела кадров

8-499-241-56-44

221

Школа-студия МХАТ

Отборочные прослушивания осуществляются традиционно в 3 этапа. Необходимо заранее подготовить интересную программу, состоящую из 3 отрывков из прозы, 3-4 стихотворений и 3 басен. На специальность «Актёрское искусство» проводятся следующие вступительные испытания: творческое и профессиональное. Собеседование отсутствует. На творческом конкурсе оценивается исполнение литературного произведения (стихотворение, басня или проза), рекомендуется подготовить исполнение нескольких фрагментов из разных жанров. Особых предпочтений для выбора материала нет. На профессиональном испытании поступающий проходит проверку голоса и речи, музыкальности (исполнение песни, выполнение упражнений на ритмичность) и пластичности (танец, выполнение упражнений на пластику и координацию движений). На данный вид экзамена необходимо принести спортивную одежду и обувь. К числу особенностей при поступлении в одну из самых популярных школ сценического мастерства можно отнести то, что приемная комиссия учитывает индивидуальные достижения абитуриентов — подтвержденные соответствующими документами, — и начисляет за них дополнительные баллы. Однако к числу учитываемых достижений относится только одно – наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием.

Преподаватели училища имени Щукина

Училище Щукинское сохраняет свои традиции и культуру преподавания и имеет такую особенность – преподавателями являются бывшие ученики, а ныне выпускники, которые знают всю «кухню» изнутри и тем самым могут лучше подать информацию и научить всему тому, что сами знают.

Ведь именно ученик Евгения Вахтангова, известный актер Борис Щукин, в свое время также преподавал в вахтанговской школе.

Можно перечислить несколько известных фамилий людей, которые в разные годы преподавали в институте: Владимир Этуш (который и по сей день занимает должность художественного руководителя института), Александр Ширвиндт, Борис Щукин, Евгений Симонов, Василий Лановой, Людмила Максакова и другие.

Как поступить в училище

Каждый, кто мечтает стать актером, знает, что поступить в то или иное учебное заведение, где обучают актерскому мастерству, непросто, и училище Щукинское не является исключением.

Первое, что необходимо сделать, — записаться на прослушивание за 5 дней до его начала. Далее нужно прийти на прослушивание, которое может длиться несколько дней, так как в зал запускают по 10 человек. На первом этапе отсеивается основная масса, где каждому предстоит прочитать какой-нибудь отрывок из басни, стихотворение или прозу.

Если удача улыбнулась и вы прошли в следующий тур, то он будет сложнее предыдущего. В этом туре будут оценивать сразу все: талант, харизму, внешность и пластику, и нужно постараться показать все свои умения.

Далее необходимо будет исполнить этюд на усмотрение комиссии и пройти собеседование, где будут разговаривать о ваших знаниях, касающихся театра, литературы и истории, и напоследок сыграть героя из предложенных пьес, предварительно подготовившись.

За каждый тур комиссия выставляет баллы и плюсует их к баллам за ЕГЭ по литературе и русскому языку, которые необходимо сдать в школе. Чем больше будет баллов, тем выше шансы поступить.

Бывает и так, что те, кто поступил, отсеиваются на первом курсе за профнепригодность и отсутствие на занятиях. Не стоит отчаиваться и тем, кто не смог поступить с первого раза, обязательно нужно попробовать в следующем году.

Дополнительно перед началом набора можно пройти двухмесячные курсы, где расскажут об основах актерского мастерства, помогут в работе с пластикой и речью. Это очень важные и нужные курсы, которое дает Щукинское училище. Адрес этого учебного заведения будет представлен вашему вниманию в конце статьи.

История создания

Щукинское театральное училище было открыто в 1914 году, когда впервые Евгений Вахтангов провел свое первое занятие в любительском актерском кружке.

Сам Евгений Вахтангов когда-то был учеником Станиславского, но выбрал немного другую линию обучения и уже в 1913 году поставил свой первый спектакль. Однако его учителя не слишком оценили данную постановку, так как не видели в режиссере самостоятельную личность, а только своего ученика. Но Вахтангов долго и упорно трудился, находясь в поисках своей системы образования, идя от простого к сложному, чтобы донести до зрителя суть постановки.

Первое название «Московская драматическая Студия Е. Б. Вахтангова» было присвоено после того, как в 1917 году состоялась премьера спектакля. К сожалению, в эти годы Вахтангов болел раком и практически перестал присутствовать на занятиях, а свой самый известный спектакль «Принцесса Турандот» даже не смог увидеть и в 1922 году скончался от продолжительной болезни. Его последователи долго отстаивали здание и право на существование актерской школы и смогли получить статус Государственного театра им. Вахтангова, при котором существовала актерская школа.

В 1932 году школа получила статус среднего учебного заведения, в 1939 году ему присвоили имя Бориса Щукина, а в 1945 году — звание высшего театрального училища. Только лишь в 2002 году училище было переименовано в институт.

Чем привлекает этот вуз?

Главное преимущество этого вуза — особенности преподавания. Все основано на трех главных факторах.

Первое — это выстраивание элементов актерского мастерства в строгой логической последовательности.

Второе — целый учебный год посвящают созданию сценического образа. Студенты с преподавателями занимаются наблюдением, выполняют упражнения на фантазию, учатся перевоплощению, разыгрывают этюды, основанные на классическом литературном материале.

И наконец, последнее, но не менее важное. В Щукинском институте не действует система разрозненных творческих мастерских, как это бывает в других театральных вузах. Воспитание и обучение будущих артистов проводится централизованно

С каждым трудится вся кафедра актерского мастерства

Воспитание и обучение будущих артистов проводится централизованно. С каждым трудится вся кафедра актерского мастерства.

В этих составляющих и заключается секрет успеха института.

Режиссерский факультет

До конца пятидесятых годов поступить в Щукинское училище стремились только те, кто мечтал об актерской славе. Других специалистов этот вуз не выпускал. В 1959 году здесь стали готовить также и будущих режиссеров. Однако форма обучения на режиссерском факультете – только заочная. Конкурс на него не столь суров – всего три человека на место. Правила, по которым работает приемная комиссия, таковы, что поступить на режиссерский факультет в училище Щукинское не может вчерашний школьник, мечтающий о лаврах Захарова и Мейерхольда. Сюда принимают тех, кто имеет за своей спиной профессиональную практику театрального постановщика.

На режиссерский факультет едут учиться со всей страны, и отнюдь не для того, чтобы завоевать столицу. Ведь абитуриентов ждут в родных театрах. И именно на своей родине студентам предстоит впоследствии поставить свои дипломные работы.

История

К моменту встречи в декабре 1913 года со студентами московских вузов, образовавшими любительский театральный кружок («Студенческую студию»), Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922) был сотрудником МХТ, студийцем Первой студии МХТ и им уже было написано знаменитое: «Хочу образовать студию, где бы мы учились. Принцип — всего добиваться самим. Руководитель — всё. Проверить систему Станиславского на самих себе. Принять или отвергнуть её. Исправить, дополнить, или убрать ложь». Принимая приглашение любителей, главную свою задачу он видел в распространении системы Станиславского, оставляя за собой право на собственный поиск.

Студенты мечтали освоить азы системы сразу в процессе постановки спектакля[источник не указан 241 день]. И уже 26 марта 1914 года в помещении Охотничьего клуба состоялся спектакль «Усадьба Ланиных» по пьесе Б. К. Зайцева. После громкого провала Е. Б. Вахтангов, считавший, что артиста нужно не столько учить, сколько воспитывать, предложил начать изучение системы Станиславского постепенно.

23 октября 1914 года состоялось первое занятие (лекция) Е. Б. Вахтангова в студии. Этот день и считается днём рождения института.

Свой следующий спектакль, «Чудо святого Антония» по пьесе М. Метерлинка, студия, в разное время называвшаяся по-разному — «Студенческая», «Мансуровская» (по местонахождению в Мансуровском переулке), «Студия Е. Б. Вахтангова» — сыграла только 15 сентября 1918 года, когда сформировалась студийная этика, были освоены элементы школы, сложился сильный — и не любительский, а уже вполне профессиональный[источник не указан 241 день] — коллектив.

В 1920 году, понимая, что он тяжело болен, и желая спасти студию, Е. Б. Вахтангов попросил своих учителей включить её в число студий МХТ. Так она стала 3-й студией МХТ, открывшейся в 1921 году новой редакцией спектакля «Чудо святого Антония». Новый адрес студии — Арбат, дом 26 — маленький полуразрушенный особняк, который студийцы[] своими силами превратили в театр. Е. Б. Вахтангов успел поставить здесь сказку К. Гоцци «Принцесса Турандот», спектакль, в котором наиболее ярко выразилось то творческое направление, которое он сам назвал «фантастическим реализмом».

29 мая 1922 года Евгений Багратионович умер. С первой встречи со студийцами[] в декабре 1913 года не прошло и десяти лет, но за это время Вахтангову удалось заложить основы школы и театра, которые живы и сейчас[источник не указан 241 день]. Его личность, его идеи, его восприятие системы Станиславского и способы воспитания были настолько мощными, что, оставшись одни, студийцы[] смогли и сохранить школу, и отстоять её самостоятельность.

В 1925 году руководителем школы стал Борис Евгеньевич Захава (1896—1976).

В 1926 году театр-студия получил статус государственного театра. До 1937 года школа существовала внутри театра. Студенты принимались в школу только в том случае, если у театра была необходимость в новых артистах. Они учились и одновременно играли в спектаклях театра, причём сразу, с самого начала обучения. Их педагогами были прямые ученики Вахтангова: Б. Е. Захава, Б. В. Щукин, В. К. Львова, А. И. Ремизова, Л. М. Шихматов, А. А. Орочко, Ц. Л. Мансурова, Р. Н. Симонов.

В 1937 году школа переехала во вновь построенное здание по адресу: Большой Николопесковский переулок, дом 12а, — и отделилась от театра. Школа существовала на правах техникума, но период обучения уже был четырёхгодичным.

В 1939 году в возрасте сорока пяти лет Борис Васильевич Щукин скоропостижно скончался. В память о нём в том же году училищу присвоено его имя.

В 1945 году училище получило статус вуза.

С 1953 года появились национальные студии — группы студентов из союзных и автономных республик. Национальные коллективы сохраняются в Щукинском институте до сих пор.

В 1959 году создано заочное режиссёрское отделение.

В 1964 году возник Театр на Таганке во главе с Ю. П. Любимовым, выпускником училища, актёром театра имени Е. Вахтангова и педагогом школы имени Щукина.

После смерти Б. Е. Захавы в 1976 году десять лет училищем руководил Г. А. Пелисов, придавший развитию училища новый импульс[обтекаемое выражение].

С 1987 по 2003 год училище возглавлял народный артист СССР, профессор В. А. Этуш (позднее — художественный руководитель училища).

В 2003 году ВТУ имени Б. В. Щукина переименовано в Театральный институт имени Бориса Щукина.

В 2003 года ректором института стал народный артист РФ, профессор Е. В. Князев.

С 2009 года в институте действует отделение дополнительного образования с двухлетним курсом обучения по программе «Мастерство актёра» для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование.

Российский университет театрального искусства — ГИТИС

Первое, что следует запомнить: РАТИ-ГИТИС является самостоятельным учебным заведением, т.е. он не относится ни к одному театру, что отличает его, например, от Школы-студии МХАТ. Таким образом, в университете не существует единой школы: особенности обучения зависят от студии или мастерской. На очное отделение отбор проходит в 3 тура, после которых абитуриент допускается к прохождению вступительных экзаменов (2 испытания творческой направленности: мастерство актера и собеседование). На прослушивание следует подготовить небольшие отрывки из следующих литературных жанров: басня, стихи, проза, монолог

Обратить внимание следует как на классическую, так и на современную отечественную и зарубежную литературу. Помимо этого, приемная комиссия обратит особое внимание на способность к импровизации: например, члены комиссии могут предложить прямо на месте разыграть небольшую простую сценку, спеть песню или исполнить танец

Что касается собеседования, то оно призвано оценить ваш уровень культуры и познания в области искусств. Однако готовьтесь к возможной смене темы разговора: могут спросить про характеристику театрального процесса или же завести разговор о семье, родителях и хобби. На официальном сайте РАТИ- ГИТИС в разделе «Информация для поступающих» представлен список обязательных для прочтения произведений, с которым следует ознакомиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector