Типы уроков и их структура
Содержание:
- Какие пары бывают в институте
- Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
- Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ по ФГОС
- Тип 6: комбинированный урок
- Особенности классификации типов урока по предмету «Технология»
- Интегрированные занятия
- Цели и задачи практических занятий в вузе
- Структура урока
- Что такое урок, его цели и задачи
- Место дополнительного образования в системе
- Типы уроков
- Приемы и методы обучения
- Тип 1: изучение нового
- Практическое занятие в вузе: что это такое
- Тип 5: контроль знаний
- Какие бывают методы и формы обучения по ФГОС
- Какие пары бывают в колледже
- Эффективность учебного процесса
Какие пары бывают в институте
Расскажем об основных разновидностях занятий, чтобы абитуриент заранее знал, какие пары его ждут после поступления в выбранный вуз.
Типы занятий в университете
Если в школе были только уроки, то в высшем образовании формы занятий более разнообразны.
Самый распространённый вид занятий в университете — лекция. На ней преподаватель доносит до студентов важную теоретическую информацию, а задача учащихся сводится к тому, чтобы зафиксировать её в конспекте.
На других занятиях студенты сами должны проявлять активность.
Виды практических занятий в университете
Кроме лекции, в учебном процессе вуза выделяют:
- Лабораторные работы.
- Практические занятия.
- Семинары.
- Коллоквиумы.
- Консультации.
На лабораторных и практических занятиях студенты показывают, насколько они усвоили теоретический материал. Организация этих занятий зависит от профиля обучения: компьютерщики работают с программным обеспечением, студенты естественных специальностей ставят опыты, филологи выполняют упражнения, экономисты делают расчёты и т. д. После лабораторной работы студенты готовят отчёт.
Разница между этими формами занятий в университете состоит в том, что на лабораторных студенты работают с различным оборудованием, на практических обычно достаточно тетради и ручки.
Иногда вместо лаб или практики студентам устраивают деловую игру, проводят мозговой штурм и пр. Такие интерактивные занятия позволяют лучше подготовиться к будущей профессиональной деятельности.
Семинары и коллоквиумы также относятся к формам проверки усвоенных знаний. Перед этими занятиями преподаватель выдаёт для подготовки список тем, по которым будет проходить опрос. На семинарах студенты делают доклады по заданным темам, на коллоквиуме разбирают вопросы или задачи и обсуждают услышанное.
Консультации назначают перед экзаменом или зачётом. На этих занятиях у студента есть возможность попросить педагога объяснить сложную тему.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Существует несколько видов занятий обучения в университете: теоретические и практические
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
№ |
Тип урока по ФГОС |
Виды уроков |
1. |
Урок открытия нового знания |
Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
2. |
Урок рефлексии |
Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. |
3. |
Урок общеметодологической направленности |
Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
4. |
Урок развивающего контроля |
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. |
Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ по ФГОС
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт, разработанный для всестороннего развития личности.
При составлении программы для дошкольных учреждений учитываются:
- индивидуальные возможности и стремления воспитуемого,
- сотрудничество и стремление к контакту со взрослыми,
- характер взаимодействия с детьми и взрослыми,
- уважительное отношение к сверстникам и родителям.
ФГОС контролирует, чтобы процесс образования носил опосредованный характер, в обучение должны быть вовлечены как воспитуемый, так и взрослый.
Предыдущие строго-регламентированные формы обучения становятся более гибкими, отвечающими возможностям и потребностям детей младшего, среднего и старшего дошкольного возрастов.
Основные цели, которые стоят перед ФГОС при воспитании детей в ДУ:
- физическое развитие,
- развитие речи,
- развитие коммуникативных навыков,
- личностное развитие,
- развитие мотивации,
- развитие социализации,
- развитие познавательного интереса,
- развитие художественных навыков и эстетического вкуса.
Дети раннего дошкольного возраста реализуют вышеуказанные навыки через развивающие игры с составными игрушками, физические упражнения, эксперименты с различными веществами, предметами быта, общение с ровесниками и старшими детьми. Совместно с воспитателем анализируются музыкальные произведения, картины, сказки и стихи.
Для детей старшего дошкольного возраста дидактические игры носят сюжетно-ролевой характер, дошкольники учатся соблюдать правила и иерархию, занятия носят исследовательский характер, происходит обучение самообслуживанию, развиваются навыки бытового труда. На уроках изучается фольклор, история, художественная литература.
Современная образовательная система подразумевает не только природный, бумажный и иной аппликационный материал. Включаются и продукты информационных технологий, рассматриваются и разыгрываются проблемные ситуации, спроецированные в игровом формате.
Задача воспитателя в данном случае организовать образовательно-воспитательный процесс таким образом, чтобы малыш развивался всесторонне, интеллектуально, социально, проявлял интерес к окружающему миру и инициативу к трудовой деятельности.
Тип 6: комбинированный урок
Урок данного типа имеет огромное значение в процессе обучения. Как и все типы уроков, он позволяет понимать, усваивать и учиться применять новые знания. Его особенностью является то, что на уроке учениками решаются сразу несколько разных дидактических задач. То есть комбинированный урок состоит из этапа по повторению ранее изученного материала, также на нем проверяется выполнение домашнего задания и изучаются и закрепляются совсем новые знания.
Особенное распространение уроки данного типа имеют в начальной школе. Причиной такого рода популярности стали поведенческие особенности учеников младших классов
Они, как правило, чрезмерно эмоционально возбудимы и обладают неустойчивым вниманием. Помимо этого, использование комбинированных уроков в младшей школе соответствует учебной программе и порядку предоставления информации в современных учебниках
Если рассматривать урок на примере одного конкретного учебника, то можно отметить, что материал в нем преподносится поурочно. В свою очередь, каждый отдельный урок обладает несколькими главными линиями, согласно которым должна проводиться работа по получению и отработке знаний. Обычно ими являются:
- Процесс обучения, основанный на работе с усвоенными раньше данными. Это делается для их повторения и как следствие более прочного закрепления.
- Процесс обучения, основанный на изучении новой темы с ее последующим закреплением.
- Процесс обучения, в основе которого лежит работа с материалом, который поможет более точно понять и изучить новые знания.
Особенности классификации типов урока по предмету «Технология»
Классификация уроков по технологии несколько отличается от привычной в силу специфики предмета. Так, на уроках технологии в приоритете — практические занятия, формирование технологических ЗУН.
Поэтому для этого предмета принято следующее деление уроков:
- Теоретический (как правило, проводится в начале курса или при переходе от изучения одной технологии к другой).
- Практический урок — это тип подавляющего большинства уроков по предмету.
- Комбинированный урок — объединяет теорию и практику.
- Урок — лабораторная работа (носит исследовательский характер).
- Урок контроля и коррекции ЗУН.
Интегрированные занятия
Называя занятие интегрированным, сразу можно понять, в каком формате оно будет проведено и какова будет его сущность. Суть интегрированного занятия – объединение знаний и усилий учителей из разных областей для подготовки и проведения занятия, которое сможет донести до учеников интегрированные знания о конкретном объекте.
Классифицируются уроки данного типа в зависимости от смысла или от дидактической цели. К перечню уроков, классифицируемых по дидактической цели, относят занятия, на которых изучаются новые материалы, уроки, в рамках которых ранее полученные знания обобщаются и сводятся в единую систему, и комбинированные уроки.
Для интегрированных уроков характерны значительные возможности педагогического характера. Занятия данного рода позволяют ученикам получать глубокие и многогранные знания о конкретном объекте изучения. Благодаря тому, что в рамках интегрированного занятия ученики получают информацию из различных областей науки, у них появляется возможность по-новому осмыслить казавшиеся ранее понятными события и явления.
Использование на практике интегрированных уроков приводит к расширению возможностей синтеза знаний и формированию у учеников умений по использованию и перенесению знаний, принадлежащих одной области, в другую. Такие условия способствуют стимулированию аналитических способностей школьников, развивают необходимость системного подхода к объекту изучения, помогают научиться анализировать и сравнивать различные непростые процессы и явления реальной действительности.
Работа в направлении интегрированности процесса обучения способствует формированию целостного и более верного восприятия действительности. Все это можно назвать серьезной предпосылкой для формирования нового мировоззрения в науке.
Цели и задачи практических занятий в вузе
Практическое занятие в вузе любого вида всегда имеет образовательные цели и задачи. Помимо этого, такая форма учебной деятельности позволяет преподавателю увидеть реальный уровень знаний учащихся и скорректировать программу, если это необходимо.
Цель практического занятия в вузе
Какие общие цели стоят перед практическими занятиями в университете:
- научить студентов применять полученные знания и умения на практике;
- показать, как активно использовать в работе научные методы: сопоставлять, наблюдать, анализировать, делать выводы и проводить самостоятельные исследования;
- развить способность самостоятельно искать нужную информацию, работать с научной литературой и осваивать новый материал;
- привить навыки конструирования учебных ситуаций и поиска эффективных решений;
- заложить основы критического мышления;
- научить решать практические задачи;
- сформировать основные принципы профессиональной этики;
- развить умение делать грамотные презентации и защищать творческие проекты;
- сформировать навыки индивидуальной и групповой работы.
Лабораторная работа по химии в вузе
Задачи практических занятий в вузе
Задачи практических занятий в вузе помогают студентам достичь поставленных целей быстрее и не потерять мотивацию к учёбе, двигаясь маленькими, но эффективными шагами. Среди основных задач можно назвать следующие:
- использовать знания и умения для решения определённых заданий и упражнений;
- применять исследовательские методы, пробуя новые подходы;
- искать необходимую информацию и самостоятельно готовиться к практическим занятиям;
- проводить мозговые штурмы и другие групповые взаимодействия для поиска нестандартных решений;
- подвергать сомнению известные истины и учиться делать выводы самостоятельно;
- решать большое количество контрольных и выполнять самостоятельные работы;
- изучать правила и нормы профессиональной этики;
- делать учебные презентации и выступать с защитой проектов.
Студентам очень важно понимать цели и задачи практических занятий в вузе. Это позволяет активнее включаться в работу, проявлять себя и достигать высоких результатов
Поэтому всегда уточняйте задание, если что-то осталось непонятным, и интересуйтесь, для чего конкретно необходима данная работа.
Структура урока
В задачи педагога входит не только проведение занятий, но и тщательная подготовка к ним. Он должен спланировать ход занятия, выбрать и подготовить необходимое оборудование, подготовить детей. Для этого составляется план-конспект урока. Что нужно сделать:
- выбрать формы организации детской деятельности и программные задачи;
- выбрать методы и приемы проведения урока;
- подобрать оборудование, дидактические материалы, образцы;
- провести инструктаж и информирование детей (если необходимо);
- продумать ход занятия.
Например, если планируется экскурсия, то педагог должен выбрать самый короткий и безопасный маршрут, заранее сходить в выбранное место, определить предметы для обсуждения. Если планируется использовать какие-то приборы, то нужно убедиться в их исправности.
Структура урока включает в себя три части:
- Подготовка, организационный этап. Педагог должен оценить состояние детей, их собранность и внимательность. На этом же этапе создается мотивация и интерес к занятию.
- Основная часть. Включает в себя постановку проблемы и учебной задачи, объяснение и демонстрацию материала, поиск решения, закрепление знаний и навыков.
- Заключение. Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, анализирует успехи, сравнивает результаты, рассказывает о том, что будет обсуждаться на следующем занятии.
В заключение педагог проводит самоанализ, оценивает, удалось ли решить поставленную им педагогическую задачу. Образовательные задачи бывают трех типов: усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН), закрепление ЗУН, творческое применение ЗУН на практике. А также каждое занятие должно решать три главные задачи образовательного процесса в ДОУ: воспитывать, обучать, развивать.
Что такое урок, его цели и задачи
Урок – это маленькая школьная жизнь, во время которой ученики проявляют себя, учатся новому, развивают в себе новые навыки и способности. Существует множество форм и типов уроков, которые направлены на решение различных задач, но все они объединены одной целью – научить и воспитать.
Учитель не только учит, но и воспитывает
Понятие «урок» в дидактике означает ограниченный по времени процесс обучения учащихся, проводимый с целью получения новых знаний. Помимо обучения новым дисциплинам учитель должен также воспитывать своих учеников, формировать в них личностные и нравственные качества.
Не все уроки могут быть одинаково интересны, но, если педагог приложит к этому усилия, скучное занятие вмиг может стать одним из самых интересных в жизни учащихся.
Это большой труд. Каждый урок должен научить чему-то и рассказать о чем-то так, чтобы ученик запомнил и смог применить свои новые знания на практике. Учителю нужно правильно распланировать свой урок, чтобы все отведенное для этого время было использовано на максимум.
У урока, как процесса обучения новым знаниям, есть единая цель, которая состоит из трех основных задач:
Познавательная. Это важнейшая задача урока, которая включает в себя следующие действия: обучить школьника самостоятельности для изучения материала дома; сформировать особые умения для развития навыков восприятия новой информации; дать знания и научить новому материалу, который рассматривается на уроке.
Развивающая. Здесь трудность возникает в основном у педагога, так как развитие у детей происходит медленнее обучения. Поэтому описывать данный аспект в планах урока с разных сторон для каждого занятия бывает достаточно трудным. Развивающая задача состоит из нескольких аспектов: развитие мышления; развитие речи; развитие двигательной системы.
Воспитывающая
Мало дать ребенку только лишь знания, важно также воспитать в нем нравственные качества, развить в нем способности коммуникации и взаимодействия в обществе. Важно также привить ученикам любовь к труду и чувство патриотизма.
Выполнение всех этих целей и задач позволит грамотно организовать урок, который станет полезным и поучительным не только для учащихся, но и для самого преподавателя.
Место дополнительного образования в системе
С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?
Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.
По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.
Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель — разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.
В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель — обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.
Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.
Образовательная деятельность в области дополнительного образования — это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.
Типы уроков
Для классификации уроков существует разбиение на типы. Первоначально ее применил и ввел Б.П. Есипов. Он выделил:
- Урок изучения нового материала (лекция, конференция, беседа).
- Урок закрепления знаний (практикум, лабораторная работа).
- Урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция).
- Урок закрепления изученного (групповая работа, самостоятельная, контрольная).
- Комбинированный урок.
Классические уроки имеют как минусы, так и плюсы:
- четко организованный педагогический процесс;
- системность обучения;
- воздействие эмоционально на обучаемых;
- большой поток информации, внедрение технических и наглядных средств.
Минусами являются:
- временное ограничение;
- сложность реализации задач при большом количестве учащихся;
- уделяется мало внимания развитию познавательной деятельности детей.
Приемы и методы обучения
Приемы и методы обучения в ДОУ по ФГОС зависят от возраста воспитанников. У всех дошкольников ведущая деятельность игровая, но игры бывают разными.
У старших дошкольников предметно-манипулятивная игра сменяется на сюжетно-ролевую. В таких играх они осваивают социальные роли, нормы поведения. Педагог должен позаботиться о том, чтобы игры носили исследовательский характер. Играя, дети осваивают навыки самообслуживания и бытового труда.
У старших дошкольников проводятся уроки речи, истории, фольклора, литературы, искусства (анализ музыкальных произведений, поэм и стихов, организация мероприятий). Занятия должны развивать тягу дошкольника к познанию и труду, подготавливать к самообразованию и саморазвитию в будущем.
Тип 1: изучение нового
Данный урок является очень важным, так как ученику преподносятся новые и совсем не знакомые для него знания. Именно от того, как он усвоит это на первых порах, зависит его дальнейшее понимание темы и использование знаний на практике. Изучение нового материала осуществляется в формате традиционного урока, лекции, исследовательской работы, ученого или же трудового практикума, также используется урок-экскурсия.
Прежде чем начать знакомство с новой информацией, учитель должен проверить правильность выполнения учениками домашнего задания. Затем любой классический урок включает момент подготовки учащихся к усвоению. Когда учитель видит, что его подопечные уже готовы в полной мере получать новые знания, он начинает их потихоньку преподносить. После того как основная масса информации высказана, необходимо проверить, насколько хорошо дети ее запомнили. Для этого проводится первичная проверка усвоения новых знаний учениками. Далее классический урок предусматривает первичное закрепление информационного потока, изложенного учителем. Для этого решаются подходящие для учеников данного возраста и уровня задания. После того как основная информация точно отложилась в умах школьников, начинается этап контроля и самостоятельной проверки усвоения новых знаний. В завершение занятия учитель обязан подвести итоги проделанной работы, высказать основные выводы и дать ученикам рекомендации. Для того чтобы изученный материал не забылся, ученикам дается домашнее задание, которое они выполняют самостоятельно. Это позволяет более точно понять, насколько хорошо дети усвоили информацию, а также выявить тех, кому пройденная тема показалась слишком сложной. Следует помнить, что на следующем занятии домашнее задание необходимо обязательно проверять. Цели урока данного типа – донести до учеников новые знания, закрепить их первично и проверить способность учеников применять полученную информацию самостоятельно на практике.
Практическое занятие в вузе: что это такое
Чем отличаются лекции от практических занятий в вузе? Ответ очевиден — это два разных типа подачи учебного материала, которые дополняют друг друга.
Лекционное занятие — разновидность учебных пар в вузе, во время которых преподаватель даёт информацию в устной форме, а студенты пассивно воспринимают и конспектируют её. На лекциях излагают теоретические вопросы, знакомят учащихся с научными подходами и методами исследований.
Практическое занятие — это форма учебной работы, которая проходит под руководством преподавателя и предполагает активное участие и взаимодействие студентов. Такой тип занятий необходим, чтобы углублять теоретические знания учащихся, переводить их в практические умения и навыки. А также подготавливать студентов к следующему блоку информации.
Тип 5: контроль знаний
Без контроля не выполняется ни одна работа, что же говорить о знаниях. Типы уроков контролирующего характера помогают поддерживать и постоянно совершенствовать уровень владения той или иной информацией. Обычно для выполнения данной задачи учителя используют коллоквиумы, зачеты, контрольные срезы или смотры знаний. Главная цель урока по контролю полученных знаний умений и навыков – определение уровня владения ими.
Если учитель ставит перед собой такую цель, то процесс учебно-познавательной деятельности будет опираться на выполнение заданий различной сложности. Механика данной методики очень проста. Сначала учащиеся получают задания со схожим, не очень высоким уровнем сложности. Те, кто не справляется с ним, автоматически занимают низшую ступень и выбывают из процесса контроля. Такой отсев продолжается до тех пор, пока не останется один человек, решивший задание, которое оказалось непосильным для других, или группа учеников, преодолевших весь путь и справившихся с самым сложным заданием. Всего существует три утвержденных уровня понимания и усвоения знаний:
- Осознанное восприятие и фиксация знаний в памяти. Другими словами, ученик все понял, выучил и может воспроизвести.
- Готовность применять на практике полученные знания только согласно предложенному образцу в аналогичных условиях. Имеется в виду, что учащийся смог понять, запомнить, воспроизвести и применить согласно образцу.
- Готовность применять знания творчески и нестандартно. Данный уровень является наивысшим и подразумевает, что ученик мастерски овладел знаниями, которые ему предлагались на втором уровне, и может их применять как для идентичных, так и для совсем незнакомых условий.
Какие бывают методы и формы обучения по ФГОС
Уроки, основанные по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, предполагают системно-деятельный подход в процессе обучения. Во время урока по ФГОС учителю нужно предпринимать действия, которые были бы направлены не просто на обучение, а на освоение знаний.
Приветствуется активное использование информационных технологий. Во время такого урока учитель будет брать на себя роль не источника знаний, а проводника, направляющего в нужную стезю. Ученикам предоставляется возможность оценить свои результаты и успехи, а также результаты своих одноклассников.
Формы организации учебной деятельности по ФГОС бывают:
фронтальная. Данная форма обучения направлена на организацию учащихся и определение темпа работы, в котором обучаться будет комфортно всем
Учитель во время такого урока должен уделять внимание и следить за всеми учениками в классе, поддерживать их активность и увлеченность изучением нового материала. В таком случае, эффект от такого занятия будет лучше, а работоспособность учащихся повысится;
групповая
Учебный процесс, проходящий в групповой форме, направлен на организацию учебной деятельности учеников по разным группам. Руководить ими может как педагог, так и сами ученики. Такие группы можно разделить на несколько видов: группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания; группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания; временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний;
индивидуальная. Данная форма организации учебного процесса направлена на самостоятельное выполнение заданий, одинаковых для всех участников групп. Если учитель дает задание не всем ученикам, а только некоторым из них отдельно от класса, такая форма будет называться индивидуализировано-групповой.
Существует несколько групп методов обучения по ФГОС:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- методы проблемного обучения.
Словесные методы обучения можно назвать одними из самых востребованных в современной дидактике. Используя эти методы, педагог способен быстро давать новый материал, ставить определенные задачи перед учениками и определять способ их решения.
Благодаря активному использованию устной речи на занятиях, учащиеся могут развивать свою память и воображение, подключать свои чувства, улучшать внимательность.
Использование наглядных методов в процессе обучения подразумевает иллюстративность и наглядность описываемого материала. Воспринимать новую информацию наглядно детям намного проще, чем на слух. Это могут быть плакаты, таблицы, красочные картинки и прочее. Также это может демонстрация специальных приборов, опытов и технических установок.
К практическим занятиям относят лабораторные работы, творческие задания. Возможны также групповые занятия, во время которых учащиеся смогли бы практиковаться в разных направлениях, провести несколько разных опытов.
Методы проблемного обучения в основном используют в старших классах. Педагог умышленно создает определенную ситуацию, которую учащиеся должны разрешить путем активного мышления, самостоятельного нахождения новых способов решения.
Формы обучения по ФГОС |
Фронтальная |
|
Групповая |
Бригадная (группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания) |
|
Кооперативно-групповая (группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания) |
||
Дифференцированно-групповая (временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний) |
||
Индивидуальная |
||
Методы обучения по ФГОС |
Словесные |
Рассказ (устное изложение небольших по объему материалов) |
Беседа (диалог между педагогом и учениками, «диалогический способ обучения») |
||
Объяснение (истолкование педагогом новых понятий и явлений) |
||
Дискуссия (обмен мнениями и взглядами относительно заданной темы) |
||
Лекция (преподаватель излагает всю информацию по новой теме, практическая часть отсутствует); |
||
Работа с литературой |
||
Наглядные |
||
Практические |
Упражнения |
|
Творческие работы (применяется для раскрытия творческого потенциала учащихся) |
||
Лабораторно-практические работы |
||
Методы проблемного обучения |
Методы проблемного обучения применяют в работах с группами или коллективами.
Какие пары бывают в колледже
Формат занятий в техникумах не отличается от учебного процесса в вузах. Студенты средних специальных учебных заведений также посещают лабораторные и практические, отвечают на семинарах и коллоквиумах.
Ни в вузах, ни в техникумах нет отдельного типа занятий для проведения контрольных работ. Преподаватели устраивают их на лекции или во время практических.
Подготовиться к семинару или коллоквиуму или выполнить лабораторную работу бывает непросто. Но всегда можно рассчитывать на помощь специалистов студенческого сервиса, которые на отлично справятся с любой учебной работой.
Эффективность учебного процесса
Эффективность учебного процесса повышается, когда учитель имеет четкое представление о классификации уроков, поскольку тип урока определяет методику его проведения. 3. А. Клепинина отмечает, что в методике преподавания по предмету «Природный мир» еще не сложилось единого мнения о типах уроков. В зависимости от дидактической цели обычно выделяют пять типов уроков: вводные, смешанные, предметные, экскурсионные и обобщающие уроки Уроки-экскурсии занимают в этой системе особое место, открытое для обсуждения.
Тип урока Вводный урок Дидактическая цель: постановка задач, ознакомление учащихся с перспективой предмета (что мы должны изучать?). Проводится в начале изучения предмета (четыре раза в течение начальной школы) или основной темы (раздела).
Mixed/Смешанный. Дидактическая цель: Выполняет различные дидактические функции: изучение нового материала, обзор уже изученного материала, закрепление материала.
Тип урокаМатериал Дидактическая цель: изучение темы (раздаточный материал — гербарий, коллекция горных пород), т.е. выполнение практической работы студентов.
Обобщенная цель: Систематическое изучение предмета (раздаточный материал, гербарий, коллекция пород). 2.
Дидактическая цель: систематизация и обобщение изученного содержания.
Экскурсия Дидактическая цель: Изучение явлений, процессов и объектов в естественной среде (природа, общество).
В структуре урока обычно выделяют следующие этапы:
- 1) Организация начала урока (оргмомент);
- 2) Пересмотр и закрепление предыдущего материала;
- 3) Создание поддержки для усвоения новой информации путем оживления предыдущего опыта учащихся;
- 4) Исследование нового материала;
- 5) Закрепление нового материала;
- 6) Обобщение и закрепление материала, изученного на уроке;
- 7) Задание для внеклассной работы.
Вводный урок. По предмету «Окружающий мир» такой урок следует провести в начале учебного года. Она должна познакомить детей с особенностями предмета и перспективой обучения, создать мотивацию к изучению предмета, показать роль знаний о природе и обществе в жизни каждого человека. На вводном уроке происходит презентация дидактико-методического комплекса: Дети знакомятся с основными разделами учебника, понимают, как пользоваться рабочей тетрадью и другими компонентами учебника (например, книгой для чтения, атласом-определителем и т.д.). Структура современных изданий (титульные листы, схемы на первых страницах) позволяет им «путешествовать» по страницам учебника и показать, насколько удивительна, разнообразна и интересна тема «Окружающий мир».
Дети знакомятся не только с учебными материалами и содержанием предмета, но и с формами и методами обучения, используемыми в классе. Учитель намечает перспективу участия в проектной работе, наблюдении в школе и дома, экспериментировании, выездах на природу. Эти мероприятия можно организовать после вводного урока. Если вводный урок проводится не в первом классе, желательно установить связь с предыдущим курсом и показать преемственность между ними. Учитель должен ознакомить учащихся с требованиями урока, но все же главная цель вводного урока — вызвать познавательный интерес к предмету.
Комбинированное (смешанное) обучение широко используется в практике начальной школы, так как позволяет решать различные дидактические задачи: Открытие новых знаний, закрепление материала, повторение пройденного
Урок начинается с организационного момента, цель которого — мотивировать учащихся к работе, сконцентрировать их внимание и создать в классе доброжелательную рабочую атмосферу. Следующий этап — обзор и пересмотр того, что было изучено ранее (8-10 мин)
Основная часть урока посвящена изучению нового материала (25 мин), завершается его закреплением и обобщением. Затем учащиеся проводят рефлексию своей деятельности и получают оценку. Домашнее задание задано.
Структура урока достаточно традиционна и заставляет студентов уставать от однообразия комбинированных уроков. Чтобы избежать этого, учитель должен творчески планировать уроки и проводить различные виды деятельности на уроке. Порядок структурных элементов урока может быть изменен.