Конспект — виды, как его писать и правила оформления

Содержание:

Быстрый конспект

Некоторые преподаватели диктуют настолько быстро, что угнаться за ними просто невозможно. Нужная информация теряется, и в связи с этим растет недовольство собой. В итоге этот предмет заносится в разряд нелюбимых, а посещение лекции превращается в настоящую каторгу.

Чтобы этого не произошло, освойте принцип быстрого конспектирования. Для этого сокращайте слова как в смс-сообщениях. Однако, как мы говорили раньше, при такой записи вы должны будете долго расшифровывать полученный текст. Чтобы этого не произошло, выработайте свою систему сокращений, а также воспользуйтесь следующими методами:

Как составлять

В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.

Основные этапы составления плана-конспекта:

  • внимательно прочитать материал;

  • определить основную идею, выделить ключевые моменты;
  • составить сложный план;
  • кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
  • подытожить прочитанное.

При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.

Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.

Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.

В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.

Пример:

Причины Первой мировой войны

  1. Отношения ведущих государств Европы и России в конце 19 – начале 20 века.

  2. Формирование военно-политических блоков:
    • Антанта.
  3. Тройственный союз.
  4. Экспансионистские планы Германской империи.
  5. Предпосылки к усилению националистической пропаганды:
    • Объединение Германии.
  6. Победа над Францией в 1871 г.
  7. «Прыжок пантеры» и попытка колониальной экспансии.
  8. Планы экспансии в отношении европейских соседей и России.
  9. План фон Шлиффена.
  10. Повод к войне.
    • Убийство в Сараево.
  11. Ультиматум Австро-Венгрии.

Тонкости написания плана конспекта

Если перед вами целая книга, то для знакомства с материалом обратитесь к пунктам содержания. Затем, проверьте наличие аннотаций и списков использованной литературы. Так вы определите, с чем предстоит работать: монографией по диссертации, исследовательской работой, учебным пособием, тезисами или сборником документов.

Осмыслите полное название оригинала и установите критерии поиска: какие сведения, ответы на какие вопросы вам нужны. Станет ясно, насколько тщательно придется проанализировать этот текст.

Не приступайте к рукописи бездумно: механическое копирование чревато переписыванием ненужной информации. Если конкретные страницы источника не заданы, следует бегло ознакомиться с полным содержанием оригинала. Ключевые слова помогут отыскать ценную информацию.

Способы оформления

Хороший конспект должен быть тезисным и содержательным. В нем нужно выделять важную информацию, которая имеет особое значение — формулы, даты, определения, известных личностей и тому подобное. Для облегчения восприятия используют разные виды оформления текста. Это делают с помощью:

  • текстовыделителей;
  • цветных ручек;
  • стикеров.

Важно не использовать чрезмерное выделение, иначе это превратит записи в раскраску. Ключевые моменты конспекта можно обозначать не только с помощью цветов

Разные шрифты, римские цифры и латинские буквы тоже подойдут для оформления смысловых блоков.

Как красиво оформлять конспект в тетради

Кроме правил ведения конспекта, дадим несколько рекомендаций и по его оформлению.

Как оформить конспект строго, но красиво

Главное условие красивого конспекта — аккуратные и понятные записи. При этом понимать их должны именно вы, поэтому можете разработать собственную систему условных обозначений, которые помогут сэкономить время при конспектировании лекций.

Похожим методом пользуются стенографисты, которым нужно записывать большие объемы информации.

В красивом конспекте нет пропущенных кусков информации: любые пробелы старайтесь заполнить сразу после пары.

Кстати! А мы поможем заполнить пробелы в знаниях и предлагаем нашим читателям скидку 10% на любой вид работы

Чтобы конспект был и полезным, и красивым, используйте разные способы выделения информации: подчеркивайте ключевые слова, рисуйте схемы и таблицы, отмечайте важные вещи маркерами.

Хорошим способом, как оригинально оформить конспект, являются стикеры. Ими можно помечать новые тематические разделы конспекта.

Как оформить заголовок конспекта

Заглавие темы — важный элемент конспекта, который облегчает поиск нужных записей. Есть 2 способа, как красиво оформить заголовок конспекта:

  • записать слова большими буквами, чтобы они сразу бросались в глаза;
  • подчеркнуть или выделить заголовок цветным маркером.

Совет: не используйте при оформлении конспекта слишком много цветов, не превращайте тетрадь в раскраску. Выделяйте одинаковыми цветами сходные элементы: желтым — заглавия, красным — термины, синим — примеры и т. д.

Как красиво оформить дату в конспекте

Чтобы даты занятий не сливались с остальным текстом, указывайте их на полях и выделяйте цветом. Так вы быстро найдете информацию с конкретного занятия.

Как красиво оформить зарисовки в конспекте

Старайтесь рисовать аккуратно, используя карандаш, а не ручку: так вы сможете поправить набросок, если что-то пошло не так. Делайте рисунки достаточно крупного масштаба, чтобы можно было отобразить все нужные детали и сделать краткие записи-пояснения.

Видео: конспекты занятий.

Большая часть занятий для дошкольников являются познавательными а также содержат в себе элементы изо, ознакомления с окружающим, и, конечно, физминутки (динамические паузы), игры.

Многие работы расположены сразу в нескольких разделах этой рубрики, поскольку объединяют в себе несколько направлений. Так, например, занятия по изо, это общий раздел, в то время, как занятия по рисование или лепке — это уточняющие категории. Тем не менее, при публикации желательно проставлять все категории рубрик, касающиеся Вашего материала, для более удобного поиска. Дополнительно предлагаем заполнять разделы, которые сортируют конспекты по темам. Тогда при составлении занятия со своими детьми можно воспользоваться готовыми конспектами занятий. Например, в рубрике «тема игрушки», можно найти все занятия так или иначе, связанные с игрушками.

Если Вы хотите, чтобы и Ваша запись попала в эту рубрику, при публикации выберите раздел «конспекты занятий,»и дополнительные подразделы.

Виды конспектов

Некоторые преподаватели требуют вести тетрадь и регулярно проверяют, как студент работает. Чаще всего это педагоги старой закалки, которым знакомо отсутствие книг в библиотеке по нужной теме.

Другие, новое поколение преподавателей, этого не требуют. Они знают, что в Интернете и книжных магазинах можно найти любую литературу для чтения. Конспект в таком случае только отнимает время.

При любом методе преподавания важно вот что: большинство педагогов не будет учить, что писать в тетрадях, поэтому нужно самому научиться, как записывать лекции коротко, но понятно, чтобы в нужный момент информация всплыла в памяти, и ее можно было пересказать

План-конспект

План-конспект – это структура лекции. Ее обычно дает педагог, а студенты должны вписать в план основные моменты.

Это может быть:

  • дата события;
  • описание процесса;
  • литература по данной теме, которую необходимо прочитать дополнительно.

План-конспект хорошо помогает подготовиться к семинарам, когда вся информация находится в голове, а пункты в тетради нужны, чтобы не перескакивать от волнения на другие темы.

Схема

План-схема – это список вопросов, на которые планируется получить ответ в процессе прочтения лекции. Указывается взаимосвязь пунктов. Схему обычно используют при разборе литературного произведения – по обозначенным вопросам можно будет готовиться к экзаменам.

Текстовый конспект

Чаще всего применяется у студентов гуманитарных факультетов, например, литераторов, философов, историков. Это, по сути, реферат каждой лекции с цитатами, выдержками из оригинальных источников, кусками авторского текста. Делать такой конспект сложно, так как приходится успевать за речью преподавателя.

Графический

Графический конспект используют студенты технических факультетов. Это таблицы, графики, схемы, рисунки. Чаще всего их переносят в тетрадь с плакатов.

Тематический

Тематический конспект больше применяется в домашней работе. Например, какую-то тему нужно осветить с разных точек зрения. Студенты, прочитав несколько исходников, записывают выдержки в тетрадь.

Майнд-карты

Майнд-карты – это необычная технология конспектирования материала.

Как правильно сделать майнд-карту:

  • взять большой лист бумаги, минимум формата А4;
  • в центре обозначить тему лекции;
  • по мере прослушивания материала от центра листа делать пометки и записывать важные пункты.

В результате оказывается заполненным весь лист.

Метод Корнелла

Метод Корнелла получил признание в американских вузах, как самый эффективный. Суть его основана на необходимости доработать конспект в течение суток после лекции. Как известно, память, если ее активизировать вскоре после получения информации, выдает хорошие результаты.

Чтобы сделать конспект Корнелла, страницу тетради делят на две части: левую меньше, правую больше. Справа будет записываться вся основная информация. В левой колонке в течение 24 часов студенты должны внести свои правки, дописать даты или еще что-либо, что скажет преподаватель. Это стимулирует вспомнить ту информацию, которая была получена на лекции.

Свободный

Конспект в свободной форме пишется по желанию студента. Можно пользоваться любым из вышеописанных методов, можно придумать свой. Главное, чтобы материал был понятен студенту по истечении определенного времени.

Если студенту не нравится, как он сам оформляет собственные записи, можно посмотреть, как это делают другие. Возможно, какой-то вариант покажется более понятным.

Что такое конспект?

Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.

Студентов начинают учить готовить конспекты правильно с первого курса. Обычно преподаватель предоставляет краткий план на учебное занятие, какие темы и микротемы будут рассмотрены на паре; затем называет литературу, которую можно и нужно изучить самостоятельно.

После 5 минут настраивания на рабочее настроение, лектор читает своей урок, а студенты должны выделять ключевые фразы и слова и добавлять из в свои записи.

Только с опытом приходит навык записывать под диктовку большой объем текста. Также со временем у студента появляются свои собственные сокращения слов, которые появляются слишком часто.

Сокращения подсказывает преподаватель перед началом курса. Так проще держать ритм лектору и быстрее записывать учащимся.

К сожалению, у первокурсников не всегда находится добрый преподаватель, который будет так заботлив, что научит студентов правильно готовить записи. Поэтому многим приходится самостоятельно по опыту выяснять, как составлять конспекты.

Если вы студент, то рано или поздно вам может понадобиться повышение уникальности текста. На нашем сервисе вы сможете не только увеличить процент уникальности, но и проверить свою работу на плагиат через преподавательскую систему.

Также вы сможете заказать оформление любой работы по требованиям ГОСТ или по методичке. Поможем быстро и эффективно.

Тезисы и конспекты

Работа с тезисами – навык, который начинает формироваться в школе, для обучения в высшем учебном заведении становится просто незаменимым. Чем отличаются тезисы от конспектирования?

Тезисы, в отличие от конспекта, являются более сжатым изложением исходного материала, а по манере передачи информации ближе к цитированию. Это четкий структурированный план, на который «наращиваются» примеры из авторского текста. Вторым названием данного вида работы считают план-конспект.

Вообще три этих термина следует научиться разграничивать.

Пошаговый ход работы:

  1. Составление пунктов плана (отталкиваясь от структуры изложения материала, опираясь на смену действий в событийном порядке).
  2. Работа с тезисами (подбор доказательной базы, основываясь на изложение материала в исходном тексте).
  3. Включение своих собственных комментариев и характеристик, чтобы показать осознанность темы и переработанность изначальной информации.

Краткое написание конспекта Важно! Конспект является более свободным и полным способом передачи информации

Как выбрать тему

Если вы не знаете, как подготовиться к лекции, начните с выбора темы. Именно она определяет формат встречи, включает в себя определенные узловые элементы, которые последовательно раскрывают читаемый материал.

Тематика лекции может быть разнообразной, можно брать научный или популярный материал, который очень интересен обычным людям

Также, чтобы правильно выбрать тему лекции, необходимо обратить внимание на следующие факторы:

  • цель встречи;
  • где будет проходить собрание;
  • условия для проведения лекции;
  • выделяемое время;
  • что еще будет в программе;
  • когда лектор начнет говорить.

План-конспект урока в современной педагогике

Несомненно, умение импровизировать нужно современным педагогам, но качественная импровизация приходит с опытом.

План-конспект урока крайне важен как для студентов педагогических вузов, так и для опытных педагогов.

План-конспект урока физической культуры позволит педагогу адекватно оценивать качество работы каждого ученика на уроке и планировать коррекционную работу по отработке тех или иных упражнений у отдельных учащихся.

В современной педагогике очень важную роль играют план-конспекты уроков. Это обязательный элемент педагогической деятельности в современной школе.

План-конспект урока представляет собой документ, который отражает план педагогического процесса на каждое занятие.

Очевидно, что план-конспект урока является наиболее детализированным описанием занятия, которое, безусловно, необходимо для объективного управления учебно-воспитательным процессом в современной школе.

В настоящее время существует множество простых и сложных определений план-конспекта в рамках педагогической науки, но они, в большинстве своем, слишком научны, чтобы дать четкое представление о план-конспекте урока.

План-конспект любого урока (в качестве примера мы рассматриваем план-конспект урока физической культуры), как правило, следующую структуру:

  • Тема урока. Название темы берется из утвержденного календарно-тематического плана по физической культуре.
  • Порядковый номер урока. Его название выписываются из вашего поурочного планирования.
  • Цели урока. При составлении план-конспекта урока физической культуры кратко перечисляется содержание образовательной, развивающей и воспитательной целей.

Ход урока

Ход урока – эта главная часть его плана-конспекта. Именно она говорит о том, как будет проходить урок, из чего он состоит, и в какой последовательности выполняются действия педагога и учеников. Урок в какой-то мере можно сравнить с театральной постановкой, в которой ход урока будет являться его сценарием. Так, например, в большинстве случаев можно выделить следующие этапы урока.

  • Приветствие,
  • Повторение последнего изученного материала в виде фронтального опроса или ответа у доски,
  • Проверка результатов выполнения домашнего задания,
  • Объяснение нового материала,
  • Выполнение заданий, направленных на закрепление нового материала,
  • Подведение итогов урока,
  • Объявление домашнего задания.

Однако следует отметить, что такая структура урока является лишь примерной и не претендует на универсальность: ход урока всегда зависит от его содержания и цели постановки. Например, о каком объяснении нового материала может идти речь, если на уроке пишется контрольная работа по вариантам, цель которой – выявить уровень овладения письменной речью на английском языке в пределах прошедшей четверти?

Каждый из этапов урока должен быть кратко описан учителем. Например, какое задание предложено выполнить, с каким именно учебным материалом будут ознакомлены ученики, и каким образом это будет сделано (в виде устного обращения учителя, компьютерной презентации, демонстрации учебного фильма или лабораторного эксперимента)?

1 этап: подготовка и концентрация

Пусть ребёнок заранее подготовит тетрадь, блокнот или листы бумаги, проверит, пишет ли ручка, и возьмёт всё необходимое: маркеры, линейку, карандаш, ластик

В поисках канцелярских принадлежностей во время урока можно пропустить что-то важное

Чтобы создать условия для качественного восприятия информации во время онлайн-урока, договоритесь с ребёнком, что перед занятием необходимо:

Объясните, что не стоит пытаться делать несколько дел одновременно — например, слушать один урок и параллельно готовиться к другому. Профессор Стэнфордского университета Клиффорд Насс провёл исследование и выяснил, что многозадачность нарушает психические и мыслительные способности людей. Чем больше задач мы выполняем за один раз, тем меньше можем выучить или запомнить.

Как составить план-конспект урока физической культуры

В данной статье считаю необходимым предложить простую, но, на мой взгляд, полезную инструкцию по составлению план-конспекта урока.

  1. обозначьте четко сформулированную тему урока.
  2. укажите тип урока, исходя из следующей классификации: урок ознакомления с новой информацией или урок закрепления пройденного материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий, контрольный урок и другие.
  3. обозначьте цели предстоящего урока. Как правило, хорошо проработанный план-конспект урока физической культуры (и не только) отражает несколько целей.
  4. необходимо сформулировать задачи урока физической культуры, то есть что именно вы предполагаете сделать, для достижения вышеназванных целей урока.
  5. укажите материально-техническое оснащение урока.
  6. в план-конспекте урока физической культуры опишите ход урока: какие вы будете использовать методы и приемы в обучении, что требуется от учеников.

Оформление план-конспекта занятия

План-конспект уроков – это официальный документ, поэтому он должен быть оформлен в научном или деловом стиле, содержать исключительно важные моменты, подчеркивать мастерство педагога.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

дипломные магистерские диссертации

В составе файла должен быть титульный лист, оглавление, описание каждого раздела и заключение, список использованной литературы.

Оформление текста производится согласно общепринятым нормам ГОСТ: шрифт Times New Roman, размер шрифта 12-14, межстрочный интервал 1,0-1,5. Допустимо использование графических и табличных данных. Средний объем документа на каждое занятие достигает 3-5 страниц.

Педагог может отразить в план-конспекте занятия все примеры и их решения, домашнее задание с готовым ответом и пр.

Как писать конспект урока: создание системы сокращений

Подобная методика давно используется теми, кому приходится переписывать за говорящими огромные текстовые объемы. Пригодится этот метод и людям, которым нужен конспект по книге, а как писать его, они представления не имеют. Студентам или ученикам стоит разработать систему понятного для себя самих сокращения текстов. Какие слова укорачивать, вставляя взамен некоторых букв дефисы или дроби, зависит от самого человека. Обычно распространены такие варианты, как «характер»-«хар-р» или «х-р», «который»-«к-рый», «через»-«ч/з», «свойства»-«св-ва». Ими имеет смысл воспользоваться, добавив и собственные ноу-хау

Важно только, чтобы никаких проблем с расшифровкой сокращений не возникло

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Как использовать этот метод конспектирования:

Многие ученики домашней онлайн-школы «Фоксфорда» пользуются именно таким методом конспектирования и отмечают его эффективность. В интервью семиклассница Елена Янышина отметила, что конспектирование по методу Корнелла особенно полезно в гуманитарных предметах.

Метод боксов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Как использовать этот метод написания конспекта:

Ученица «Домашней онлайн-школы Фоксфорда» Варвара Онохина любит, когда в тетради всё аккуратно и красиво. Она часто использует конспекты и делает таблицы по материалам урока. Они помогают лучше запоминать. Причём во время онлайн-занятий ей интересно общаться в чате, а конспекты она делает, пересматривая записи. Удобно, когда преподавателя можно «поставить на паузу» и всё подробно записать.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Метод ментальных карт

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда» часто сталкиваются с составлением ментальных карт на уроках по эмоциональному интеллекту и иностранным языкам. Заведующая кафедрой английского языка Ольга Зуева считает, что интеллект-карты отлично развивают логику и стратегию и подходят для всех типов восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики). А благодаря современным технологиям в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс все эти элементы можно передвигать.

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Как правильно писать конспект: полная концентрация

Вне зависимости от того, требуется ли конспект статьи Лихачева «Учиться говорить и писать», которую школьникам задают перечитывать к урокам по развитию речи, или просто запись прослушиваемых лекций, не обойтись без максимальной сосредоточенности на теме. Одновременное выполнение нескольких дел не будет тому способствовать. Потому не стоит отвлекаться на увлекательные беседы с соседями по парте или чаты с приятелями в соцсетях — такими несущественными для усвоения знаний занятиям допустимо посвящать перемены. Лекционный же курс или конспектирование определенных статей предназначается для углубленного понимания нужного материала.

Ментальные карты

Это инструмент для визуальной записи информации, который позволяет делать конспекты, готовиться к экзаменам, создавать планы сочинений, эссе, рефератов, курсовых или дипломных работ.

Ментальная карта складывается из основных частей:

  • отправной точки — для учёбы это может быть тема или термин;
  • ключевых слов — смежные темы, аспекты, вопросы, которые отходят сначала от центральной темы, а затем от других ключевых слов;
  • ветвей — отходят от ключевых слов и связывают их с другими, чем дальше от центра, тем тоньше становятся ветви.

Как создать ментальную карту?

  • В центре или верхней части листа словом или картинкой обозначьте тему.
  • Выделите понятия, которые включает основная тема. Протяните ветви от центра листа к ним. Запишите новые понятия — темы первого уровня — на конце каждой ветви.
  • Начните развивать темы первого уровня. Протяните от них новые, более тонкие ветви, на окончании которых расположите короткие описания, тезисы, связанные с предыдущим уровнем.

Карты можно рисовать вручную или использовать специализированные сайты: например, MindMeister.

Преимущества метода:

  • Подходит не только для учебных записей, но и для рабочих (часто используется как инструмент мозгового штурма).
  • Позволяет легко визуализировать сложные темы.
  • Помогает понять, как разные части одной темы связаны друг с другом.

Недостатки метода:

  • В учёбе не всегда можно использовать отдельно, часто как часть основного конспекта.
  • Не подходит для быстрого конспектирования на лекции, так как занимает большое количество времени.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector