Как правильно оформить эссе по госту

5 правил написания эссе

Если вам нужно написать эссе, мы дадим несколько рекомендаций, как сделать это грамотно и быстро. 5 правил, которых нужно придерживаться, если вы хотите написать достойную работу.

Правило №1: интересная и знакомая тема

Тема эссе должна быть интересна и, что не менее важно, знакома. Ведь вряд ли возможно выразить свою точку зрения о предмете, о котором не имеешь понятия

При выборе темы с преподавателем лучше изначально выбрать то, к чему лежит душа.

Правило №2: авторское изложение

Нужно прочувствовать глубину своих мыслей и писать только то, что чувствуете именно вы, без всяких шаблонов, подсказок и оглядки на работы других авторов.

В эссе очень часто используются конструкции: «по моему скромному мнению», «я считаю» и другие.

Если пишете работу на гуманитарную тематику, придется потратить время на прочтение книги (хотя бы «по диагонали») или ознакомиться с рецензиями на эту книгу, чтобы понять, о чем идет речь.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Правило №3: публицистичность стиля изложения

Для передачи личностного восприятия мира автор эссе может приводить примеры, проводить параллели, подбирать аналогии, использовать различные ассоциации. Эссе выиграет, если в нем присутствуют неожиданные повороты мысли и непредсказуемые выводы. Вот где простор для развития креатива, логического и образного мышления!

Правило №4: лаконичность

Исходя из того что эссе относится к свободным жанрам, никакого ограничения на объеме не ставится. Но преподаватели могут установить верхнюю планку объема работы до 4-7 страниц.

Правило №5: соблюдение структуры

Перед началом написания эссе необходимо обдумать его структуру и содержание. Структура эссе:

  • введение;
  • основная часть;
  • заключение.

Вводная часть должна быть краткой, но выразительной, а также содержать в себе центральный метафорический образ. Последнее предложение введения и первое предложение основной части должны быть органически связанными. Сущность связи: объяснение правомерности метафоры.

Все части эссе должны быть взаимосвязаны

Основная часть связана с введением и выводом не только темой, но и способом языкового оформления (через центральный образ).

Эссе должно содержать озвученную концовку

При этом совершенно неважно, является ли конец утверждением чего-либо, вопросом или окончательно незавершенными размышлениями. Удачный вариант заключения — афоризмы или цитаты

Кратко о структуре эссе 2021

1. Если есть определенный блок, то обращаемся сразу к нему. НО! Бывает в вашем любимом блоке крайне «узкая» «плохая» цитата, значит надо искать цитату из другого блока обществознания.

2. Выбираем цитату.

3. Соотносим цитату и блок из курса обществознания, он указан рядом с цитатой! Сразу начинаем мыслить категориями этого блока (социология, политология, экономика и т.д.)

4. Составляем на черновике список терминов, которые необходимо отразить в эссе. НО только те, что совпадают с темой эссе!

5. Если не можем составить список терминов (хотя бы 3 термина), значит, выбираем другую цитату, которую сможем раскрыть.

6. Выписываем цитату на черновик и подчеркиваем КЛЮЧЕВЫЕ слова, на основе которых выстраиваем КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ, затронутые автором.

ЭТО ПЕРВЫЙ АБЗАЦ ЭССЕ – САМЫЙ ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ, если за него 0, то за все эссе 0!

7. Выводим из ключевых идей теоретические суждения (2 точно), сопровождая их терминами из списка.

ЭТО ВТОРОЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

  • Необходимо уточнить…
  • Исследователи понимают…
  • Выделяют следующие типы…
  • Классификация основана на….

8. К каждому теоретическому суждению подбираем иллюстрирующий пример. Разные источники! История, литература, социальный опыт, книги, фильмы.

Примеры не должны быть однотипными и абстрактными. Должны четко отражать теоретические суждения. Вы должны показать, почему именно этот факт вы используете как иллюстрирующий аргумент!

ЭТО ТРЕТИЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ПРАКТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

  • В качестве примера…
  • Во-первых (если говорим, во-первых, значит должно быть, во-вторых; если говорим с одной стороны – то и с другой стороны!)
  • Опыт …иллюстрирует

9. В выводе необходимо сформулировать, показать чем/почему важны идеи, затронутые автором в цитате (идем снизу вверх по эссе)

АБЗАЦ – КОНЦОВКА

Важность развития….
Таким образом,
Следовательно…

10. Фраза-лозунг, как логическое завершение творческой мысли.

Эссе это вариант творческой работы:

  • Я надеюсь,
  • Я считаю важным,
  • Я считаю необходимым…
  • Это позволит усовершенствовать…
  • Создаст предпосылки улучшения…

Приводим конкретный ПОДРОБНЫЙ план как писать эссе на егэ по обществознанию. Он состоит из 7 важных пунктов.

Основные виды эссе


Эссе

  • литературной форме (рецензии, лирические миниатюры, письма, заметки),
  • своему содержанию (философские, научные, литературные, исторические, духовные),
  • типу (аналитические, описательные, повествовательные, критические).

Но в зависимости от того, что взято за основу, утверждение или гипотеза, все их можно разделить на две основные группы: дедуктивную и индуктивную. 

Дедуктив. Во введении содержится тезис, утверждение, в котором автор полностью убежден. В дальнейшей части текста приводятся аргументы, подтверждающие его мнение

Важно избегать таких заявлений, как:

  • “Мне кажется …”,
  • “Я не знаю, правильно ли это …”. 

Автору не обязательно самому идеально знать предмет, о котором он пишет. Он может цитировать научные факты, выводы экспертов, цитаты, подтверждающие его мнение, но при этом надо придерживаться четко определенной позиции — согласен или не согласен.

Индуктив. В эссе этого типа во введении выдвигается гипотеза, то есть утверждение, которое необходимо проверить

Для писателя здесь тоже очень важно четко понимать свою позицию. Он может сосредоточиться на своих исследованиях или попытаться использовать другие аргументы, чтобы превратить гипотезу в тезис

Доказать, что его мнение достоверно и привести в тексте подтверждающие факты.

Некоторые признаки эссе:

  • наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в этом жанре.
  • выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
  • как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
  • в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора — его мировоззрение, мысли и чувства.

Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра считается М.Монтень («Опыты», 1580 г.). Сегодня такой жанр предлагается в качестве задания достаточно часто. Он является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или при трудоустройстве). Конкурс сочинений помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!

Важно написание эссе и для молодого специалиста. То, как кандидат сумел себя подать, как описал свои достижения и промахи, позволяет работодателю определить, достаточно ли хорош этот человек для бизнеса, достаточен ли его опыт работы для того, чтобы оправдать надежды в будущем и принести пользу компании (организации, предприятию)

То, как кандидат сумел себя подать, как описал свои достижения и промахи, позволяет работодателю определить, достаточно ли хорош этот человек для бизнеса, достаточен ли его опыт работы для того, чтобы оправдать надежды в будущем и принести пользу компании (организации, предприятию).

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей

Его написание чрезвычайно полезно

, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Для молодого специалиста, например, наиболее актуальной темой является тема «Я и моя карьера». Тематика дана для того, чтобы комиссии (работодателю) было легко оценить особенности вашего мышления, творческие способности, энтузиазм и потенциал. Лучший способ достичь такого результата — писать прямо и откровенно, оставаясь честным перед самим собой. Если вы не честны, есть все шансы, что ваше сочинение сочтут неестественным.

Как оформить текст эссе

Допускается выделение курсивом или полужирным начертанием тех положений, на которые вы желаете обратить дополнительное внимание. Основной текст редко содержит таблицы или рисунки

Но если они имеются, то оформляются стандартным образом, а нумеруются по порядку их появления в тексте. При использовании цитат, они должны быть оформлены должным образом. То есть нужно использовать кавычки, обозначая границы цитат. Все цитаты, статистические данные или же другая информация приводится только с указанием первоисточника. Для этого необходимо использовать ссылки или подстрочные сноски. При использовании ссылки следует в квадратных скобках указать номер источника в списке литературы, а так же страницу, откуда вы взяли данную информацию. При использовании же сносок данные о первоисточнике указываются внизу странице. Там приводится информация об авторе, издании, пишется страница, откуда была взята цитата.

Критерии оценки

Итак, ценность мини-сочинения повысилась, поэтому нужно серьезно подойти к наиболее весомому заданию экзамена. Для начала следует изучить критерии оценивания эссе по обществознанию в 2018 г.

  1. Главный критерий: раскрытие смысла высказывания. Нужно верно определить идею, заложенную автором, и (или) выдвинуть тезис по теме, который будет обоснован с помощью аргументов. Если по этому пункту 0 баллов, вся работа не засчитывается.
  2. Отсутствие теоретического обоснования своей точки зрения. Необходимо объяснить значение приведенных в цитате понятий, используя теорию (определения и положения из учебников), рассуждение (причинно-следственное обоснование того, что вы думаете по этому поводу) и выводы (ваше мнение, подкрепленное аргументами). Если теоретического содержания нет, получится 0.
  3. Новый критерий! Фактическая ошибка: если (с точки зрения науки «обществознание») вы привели ошибочное положение, сделали неверный вывод, нелогичное рассуждение, перепутали термин и т.д., то вам грозит 0.
  4. Тематическая не сочетаемость примера или факта с темой, выводом и рассуждением. Зачтутся только те аргументы, которые соответствуют заявленной теме. Некорректно отображенные и неполные утверждения также засчитываться не будут. За этот пункт можно получить целых 2 балла, если оба примера подойдут. Факты нужно формулировать развернуто и точно, ведь ошибка может стоить потери баллов. Примеры можно приводить из личного опыта, других предметов (художественной литературы, истории, географии), СМИ (из журналов, газет, теле и радиопередач).

Основные требования

Любое сочинение состоит из трех частей

Любая письменная работа должна состоять из трех смысловых частей: введение, основная часть, заключение.

Каждая из них играет очень важную роль в сочинении.

Цель работы и ее краткое описание формулируется во введении. В основной части уже полностью раскрывается тема и идея.

В заключении ученик пишет краткий вывод о проделанной работе.

С правой стороны страницы следует писать эпиграф и не заключать его в кавычки. Он кратко повествует о замысле автора и является не обязательным для вашего сочинения.

Но если правильно и красиво его написать, это только улучшит ваше сочинение.

Нужно соблюдать структуру сочинения, а именно не забывать о титульном листе, развернутом плане работы, самом сочинении и списке использованной литературы.

План пишется сразу после эпиграфа посередине страницы. После слова «план» следует ставить точку. План также, как и сочинение, состоит из трех смысловых частей, которые нумеруются римскими цифрами.

Все использованные в работе высказывания и цитаты других исследователей должны в обязательном порядке обозначаться сносками. Нельзя переписывать страницы из других работ, присваивая тем самым их себе.

Для этого и нужно делать сноски, а также при оформлении самих цитат руководствоваться правилами пунктуации русского языка.

Сочинение подается в печатном виде с соблюдением всех норм: размер шрифта – 14, интервал между строками – 1,5, шрифт – Times New Roman.

Характерные черты эссе

Чтобы правильно написать эссе следует учитывать специфические черты, которые отличают его от других жанров.

Основные признаки эссе:

Наличие определенной узкой темы, которая содержит проблему и побуждает читателя к размышлению.
Субъективная авторская позиция. Эссе отличает именно наличие авторского взгляда на существующую проблему, его отношение к миру, речь и мышление.
Разговорный стиль написания. Следует избегать сложных формулировок, слишком длинных предложений

Важно придерживаться непринужденного стиля для установления контакта с читателем. При этом важно не перестараться, превратив эссе в некачественный текст, полный сленга

Правильный эмоциональный окрас тексту придадут короткие, простые и понятные предложения, использование разной интонации в предложениях.
Подробный анализ проблемы. Собственную точку зрения необходимо аргументировать, опираясь на фактический материал.
Относительная краткость изложения. Ограничений по количеству страниц не существует, однако эссе отличается небольшим объемом.
Свободное построение. Эссе носит характер изложения, который не вписывается в какие-то определенные рамки. Построение подчиняется своей логике, которой придерживается автор, стремясь рассмотреть проблему с разных сторон.
Логика изложения. Несмотря на свободную композицию, эссе должно обладать внутренним единством, согласованностью утверждений автора, выражающих его мнение.

Таким образом, эссе отличается особым стилем повествования, его цель – побудить читателя к размышлениям. Автор не настаивает на своей точке зрения, а как бы приглашает читателя обдумать и обсудить ее.

Виды эссе, их классификация

Что такое эссе?

Традиционно выделяется несколько основных вида эссе:

Обсуждение – самый распространенный вид и его основная часть – аргументация и анализ заявленной темы и позиций по ней. Основная цель – убедить читателя или слушателя в верности или просто праве на существовании позиции автора. Поэтому акцент делается на способах убеждения и доказательства, или хотя бы возможности эмоционально повести за собой.
Описание – второй по популярности вид, так как кажется наиболее простым

В нем почти не встречается анализ события или его критика, ведь все внимание сосредоточено на самом объекте, личности, событии. В центр ставится впечатление и видение автора, то есть то как он увидел это, какие эмоции испытал, что смог разглядеть и какие остались впечатления

В ход идет все – запах, вкус, воспоминания, ассоциации, эмоции, краски, полутона, тени и отражения.
Повествование – это расположение мыслей по теме в хронологическом или ином понятном порядке. То есть это рассуждение от начала к концу или обратно, но именно в прогрессирующем стиле. Идет обязательное развитие рассуждений или же углубление темы, не допустимо зацикливаться на каком-то одном понятии, вопросе, без изменения его состояния исторически, социально или в ином формате.
Причинно–следственное эссе достаточно узко направленное на одну цель: доказать наличие или отсутствие связи между событием, человеком и предметом, и произошедшими событиями, открытиями. Здесь в ход идут трактовки исторических и научных законов, собственного опыта и различных фактов. Причем иногда это рассуждение о причинно-следственной связи носит настолько субъективный взгляд, что результатом становится, не связанная с общими известными фактами, работа
Определение – тоже узкий вид, предполагающий, что в работе будет дано авторское понимание значения или наполнения термина, факта, понятия и прочего. Причем могут использоваться, как редкие и сложные слова, так и повседневно употребляемые, и прозрачные. Целью может стать как желание поделиться авторской позицией, с использование личного опыта, так и заявка на новое прочтение.
Иллюстрация – короткий и внешне простой вид, цель которого словами описать то, что видит читатель или слушатель на картине, фото или видео. От стандартной, иллюстрация – эссе отличается не только авторским видением, но и желанием обратить внимание, обращением к аудитории и приглашением к беседе.
Сравнение – это эссе с прямым обращением к двум или нескольким разным точкам зрения, вопросам и позициям с целью выбора того какая подходит автору или же приглашение читателя вступить в дискуссию. Иногда сравнивается сам автор и его позиция с известными, реальными или художественными персонажами. Иногда берется в противники нечто глобальное – народ, общество, социальный класс, общественная группа.

Что такое эссе

Эссе — очерк, сочинение небольшого объема (обычно 300-500 слов), написанное в свободной манере повествования. Это литературный жанр, в котором автор выражает личные переживания или доказывает свою точку зрения. Строгих требований к написанию эссе нет. Тем не менее, существуют некоторые рекомендации, но об этом поговорим чуть позже. В эссе ярко выражена позиция автора. Поэтому текст получается живым и эмоциональным.Автор может написать эссе от 1-го или 3-го лица (чаще).

Основные виды эссеРазновидностей эссе существует много. Но, в целом, можно выделить следующие 4 вида:

  1. Повествовательные. В повествовательном эссе автор рассказывает историю из реальной жизни. Кажется, что может быть проще. На самом деле вовлечь читателя в свою историю не так просто. В таком виде эссе изложения событий в хронологическом порядке будет мало. Автору нужно заинтересовать читателя, сделать историю максимально яркой, для того чтобы читатель захотел стать частью описанных событий и смог легко «перенестись» в историю. Чаще такое эссе пишется от 1-го лица в настоящем или прошедшем времени.
  2. Описательные. Написание такого эссе можно сравнить с рисованием картины. Автор может описывать человека или же объект, место, событие. Следует использовать сравнения, сенсорные детали, красочные эпитеты. При чтении описательного эссе у человека в голове должна возникнуть картинка, а еще лучше — кино.
  3. Аргументированное эссе. Только факты и никаких эмоций. Этот вид эссе основывается исключительно на доказательствах — статистика и официальные данные. В аргументированном эссе иногда используется такой прием, как предоставление контраргумента (противоположного мнения). Затем автор опровергает контраргумент, используя факты и доказательства, и таким образом усиливает свою точку зрения.
  4. Убедительные. Убедительное эссе отличается от аргументированного тем, что помимо фактов автор выражает свои эмоции и личное мнение. В таком эссе автор пытается убедить читателя в своей правоте и доказать свою точку зрения, используя факты, логику, экспертные мнения и примеры. Автор должен изложить все стороны аргумента, чтобы убедить читателя в абсолютной правоте своей точки зрения.

Варианты введения в эссе

Проанализировав литературу и различные эссе, я выбрал несколько вариантов, с которых вы можете начать. Это вступления:

историческое. Можно ссылаться на момент из прошлого (конкретный век, год, период) или сопоставить прошлое и настоящее;

Пример начала эссе

Сложно представить, что еще несколько десятков лет назад люди не знали, что такое Интернет.

биографическое. Если ваше сочинение о личности или его работе (работах), смело можете использовать этот вариант. Началом может послужить интересный факт из биографии;

Неизвестно, как сложилась бы судьба Софьи Ковалевской, не выбери она делом своей жизни изучение математики.

аналитическое. Подразумевает объяснение главных терминов, упоминаемых в названии темы или самом эссе;

Каждый из нас не задумываясь даст определение понятию «деньги», но в экономической науке четкого определения все еще нет.

  • цитатное. Я сознательно привожу этот вариант не в начале, так как его используют чаще. Запомните: просто цитатой уже не удивить. Подойдите к вопросу основательно. Найдите сочную и яркую цитату, связанную с темой эссе.
  • личностное. Здесь все просто. Расскажите историю из жизни, которая объяснит выбор темы.

Оформление списка литературы

Среди используемых источников желательно указать монографии, сборники конференций и научные статьи в периодических изданиях. Оформляется список литературы в соответствии с установленными стандартами.

Примеры библиографических описаний:

  1. Фирсенко, С. С. Исследование конкурентной среды продовольственного рынка (региональный аспект) : моногр. / С. С. Фирсенко, Л. В. Юшкова ; Красноярский гос. ун-т. – Красноярск : Изд-во КрасГУ, 2002. – 170 с.
  2. Смит, А. Исследование о природе и причине богатства народа (отдельные главы) / А. Смит. – Петрозаводск : Петроком, 1993. – 320 с.
  3. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер ; пер. с англ. В. Д. Щетинина. – М. : Междунар. отношения, 1993. – 896 с.
  4. Пономарев, А. С. Российское пчеловодство на этапе глобализации / А. С. Пономарев // Пути развития пчеловодства в России через успешный опыт регионов России, стран СНГ и Дальнего Зарубежья : материалы Междунар. науч.–практ. конф., Ярославль, 18–23 окт. 2012 г. – М. : Узорочье, 2012. – С. 19-20.
  5. Дугина, Е. Л. Повышение конкурентоспособности регионального продовольственного рынка как способ обеспечения продовольственной безопасности региона / Е. Л. Дугина, Е. В. Доржиева // Сб. науч. тр. Сер. Экономические науки. – Улан–Удэ, 2007. – Вып. 14. – С. 27–31.
  6. Абдыкерова, Г. Ж. О дифференцированном подходе оценки конкурентоспособности национальной экономики на различных уровнях ее функционирования / Г. Ж. Абдыкерова // Вестник Восточно–Казахстанского государственного технического университета. – 2007. – № 1. – С. 98–115.

Что содержит титульный лист эссе

Вверху страницы указывается полное название Министерства образования в верхнем регистре. Пример — Министерство науки и высшего образования РФ. Выравнивание по центру, кегель 16.

Далее указывается полное название учебного заведения. Регистр верхний, выравнивание по центру. Кегель 16, если название слишком большое, используют кегель 14.

Ниже указывается название кафедры в кавычках (Кафедра «Коррекционной педагогики»). Выравнивание по центру, кегель 14, регистр нижний.

По центру страницы пишется название работы — Эссе. Выравнивание по центру, кегель 14, регистр допускается и нижний, и верхний.

Под типом работы указывают ее название, например, по теме «Российские реформы 1861 года и последствия». Выравнивание по центру, кегель 14, регистр допускается нижний.

Информация об авторе работы и проверяющем помещается в нижней части листа. Сначала пишется ФИО и номер курса автора (Выполнил: студент 4 курса, группы ИК-452, Иваненко П.В. ). Выравнивание вправо. Регистр нижний, кегель 14.

Данные о проверившем преподаватели указываются ниже, также с выравниванием вправо. Пишут научную степень, занимаемую должность, ФИО. Регистр нижний, кегель 14.

Внизу листа указывается город и год написания работы. Регистр нижний, выравнивание по центру, кегель 14.

Типичные ошибки

Преподаватель может поставить за работу низкую оценку или даже не принять ее в нескольких случаях:

  1. допущено много грамматических, лексических или смысловых ошибок (не ленитесь проверять правописание слов и подлинность фактов, которые используете);
  2. текст намного превышает рекомендуемый объем (многословие, длинные предложения, тяжелые синтаксические конструкции — враги эссе, они запутывают читателя и скрывают от него стержень эссе, его главную мысль);
  3. в работе не хватает доводов и примеров (эссе не может состоять только из сухой теории и рассуждений, их обязательно нужно дополнять свежими примерами или отсылками к авторитетам);
  4. эссе перегружено лишней информацией (главная цель — в краткой форме ответить на поставленный вопрос, эссе не требует масштабного исследования).

Избегать этих ошибок в эссе легко, но понадобится практика.

Как написать сочинение/эссе по литературе: составляем план

Перед тем как написать итоговое сочинение, нужно четко продумать, по какому плану это делать, чтобы поток мыслей выстраивался в стройные, логически последовательные предложения.

Сразу после получения темы сочинения в голове начнут возникать идеи и образы (конечно, если вы читали произведение). На черновом листке набросайте фразы или слова, которые в первую очередь приходят в голову. Потом их можно развить до целого сочинения.

Итак, тщательно продумайте, что хотите сказать по теме. Затем тезисно запишите на бумаге в столбик мысли. А уже потом решите, в какой последовательности хотите эти мысли отображать на бумаге. Это нужно для четкой и ясной структуры работы.

Как написать эссе

Прежде всего, ознакомьтесь не только с тематикой работы, но и с дополнительными требованиями, которые почти наверняка имеются в вашем задании. Если что-то непонятно – сразу обратитесь к преподавателю за разъяснениями. Вам подскажут, где искать нужные материалы для подготовки работы.

Далее определитесь с тезисами и их доказательствами (аргументами). Хорошее эссе должно иметь четкую структуру параграфов, которая выглядит так:

  • вступление;
  • тезис + аргументация;
  • тезис + аргументация;
  • вывод.

Тезисы представляют собой личные утверждения автора, а аргументы обосновывают их. Доказательства ваших утверждений могут быть взяты из разных источников, начиная от собственного жизненного опыта и кончая мнениями авторитетных исследователей тематики эссе. К каждому тезису необходимо внести два-три аргумента. 

Общее количество связок «тезис + аргументация» определяется в зависимости от заданного объема работы, однако тезисов вряд ли может быть меньше двух, иначе тема вашего эссе будет выглядеть плохо изученной

Во вводной и заключительной частях работы необходимо сфокусировать внимание читателя на поставленном вопросе, причем в первой вы перефразируете его, во второй – резюмируете свое мнение

Определившись с тезисами и доказательствами, начинайте писать эссе именно с «тела» работы, на время отложив вступление и выводы. Дело в том, что содержание основной части вашей работы во многом определит содержание вступительной и завершающей, ведь неизвестно, куда заведут вас творческие порывы во время формулировки тезисов и аргументов. Проверено: после описания главной части эссе, вступление и заключение будут написаны гораздо быстрее.

Скачать образец эссе

Основные правила написания эссе

Главное, что нужно запомнить, что не надо списывать информацию из уже кем-то выложенных источников. Эссе — это личное. В нем вы вольны писать о своих размышлениях, предположениях. Передавать свои сомнения и идеи. Описывать эмоции и чувства.

Вот чего точно не стоит делать, это углубляться и расширяться, отходить от главной темы и раздувать объем. Пусть это будет сочинение на 4 страницы, но написанное простым русским (или не русским) языком.

Изложение должно идти по ранее подготовленному плану или по велению сердца, если это не для проверки в образовательном учреждении.

Не надо лгать, придумывать то, чего не было и быть не может. Это не фантастический очерк. Это жизненный рассказ и относится к данному жанру нужно соответственно.

↑ Разбор каждого критерия

1. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Предъявляется общее требование к форме ответа. Выпускник, как и в предыдущие годы, должен выбрать одно высказывание и написать мини-сочинение. Таким образом, ответом на задание является не план, схема или рисунок, а именно мини-сочинение, предполагающее наличие связанных между собой рассуждений на определенную тему. 2. Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.Предъявляется требование к содержанию ответа. Проанализировав высказывание, выпускник формулирует одну или несколько основных идей затронутой автором темы. Разработчики КИМ сознательно уходят от использования в формулировке задания слова «проблема», предлагая вместо него такое сочетание слов, как «основная идея затронутой автором темы». Это позволит выпускнику сосредоточиться на смысле предлагаемого высказывания, не растрачивая силы на поиск проблемы, а иногда и ее «додумывание» за автора высказывания. К тому же не все предлагаемые высказывания имеют ярко выраженный проблемный характер, поэтому задание в новой формулировке в определенной мере будет способствовать дальнейшему выравниванию уровня сложности данного задания. Но это не означает, что затронутая тема не может быть связана с какой- либо проблемой. Итак, начальным этапом написания мини-сочинения является формулирование на основе высказывания одной или нескольких основных идей, которые должны, с одной стороны, отражать смысл высказывания, а с другой – раскрываться в содержании мини-сочинения с опорой на теоретические знания и факты общественной жизни и личного социального опыта. 

не требует выражения согласия/несогласия с мнением автора 3. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов). . Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан.примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга). 

Требования к качеству приводимых фактов/примеров:

«сформулирован развернуто» предполагает, что выпускник не должен ограничиваться простым называнием какого-то факта, примера: «Примером этого может служить моя мама» или «Иван Грозный». Требуется развернуто (детализировано, обстоятельно и т.п.) показать, как в жизненной ситуации его мамы или фактах биографии Ивана Грозного проявляются те или иные сформулированные выпускником положения, рассуждения, выводы. В противном случае факт/пример просто не будет засчитан; 

«подтверждать обозначенные основные идеи, теоретическое положение, рассуждение или вывод» / «Явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом» указывает на очевидную содержательную связь примера с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом

Указание на то, что пример должен подтверждать обозначенную идею…» добавлено для того, чтобы в еще большей степени акцентировать внимание выпускника на связи приводимых примеров с теоретическим содержанием мини-сочинения; 

«по своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга)». Требование добавлено в 2019 г

для повышения качества мини-сочинений. Рекомендуем ориентировать выпускников на то, чтобы при написании мини-сочинения они иллюстрировали примерами различные по содержанию положения, рассуждения. Это позволит избежать рядов однотипных примеров, допустим, детей-маугли (в Индии нашли девочек, воспитанных волками; в Z области брошенную мамой девочку воспитала кошка и т.д.) или конфликтных ситуаций в семье. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector