Машинист метрополитена

Содержание:

Плюсы и минусы профессии машиниста

Эту профессию не назовешь престижной, но она относится к числу наиболее востребованных на рынке. Спрос на представителей данного направления есть всегда. К числу прочих преимуществ профессии относятся:

  1. достаточно высокий уровень оплаты труда,
  2. официальное оформление и достойный соцпакет,
  3. наличие различных льгот, в том числе и тех, что касаются медобслуживания.

К сожалению, отрицательных сторон у здесь тоже немало. К их числу относятся:

  1. высокая ответственность,
  2. сложный график работы, в том числе приходится работать и в выходные, и праздничные дни, что не всегда дает возможность побыть с семьей,
  3. высокий уровень стресса,
  4. риск развития профессиональных заболеваний из-за постоянного воздействия вибрации и магнитного поля,
  5. риск аварии, что связано не только с административной ответственностью и материальным ущербом, но и с получением травм.

Так что перед тем, как выбрать такую работу, нужно взвесить аргументы “за” и “против”.

Учеба на машиниста метро в Москве

Обучение машинистов Мосметро проводит в учебно-производственном центре метрополитена. Обучение длится около семи месяцев. По данной программе на учебу берут новичков, а также машинистов или помощников машинистов других поездов.

Базовые требования такие: в Метрополитен на учебу на машиниста в Москве приглашаются мужчины со средним или высшим профессиональным образованием. Будут рады видеть и тех, кто решил переквалифицироваться с других типов поездов.

Можно пойти и сразу после школы, постепенно получая образование без отрыва от работы. Но одного желания мало. Чтобы попасть на курсы обучения машинистов Мосметро, кандидату надо пройти несколько этапов отбора.

Первым этапом является оценка уровня технических и общих знаний претендента. Для этого собирается небольшая комиссия из сотрудников электродепо, которая проводит собеседование с кандидатом.

Вторым этапом будет тестирование кандидатов на психологическую подготовленность к работе в метро, которое проводит штатный психолог электродепо. Поскольку для работы в метро требуются мужчины с крепким здоровьем, третьим этапом становится медицинская комиссия.

К здоровью машиниста предъявляются повышенные требования: отличное зрение, слух без отклонений, отсутствие проблем в кардиологии. Также не должно быть хронических заболеваний. Кроме того, кандидат должен представить справки от нарколога, психиатра.

Курс обучения машинистов Мосметро также состоит из этапов. Их 4, каждый из них заканчивается экзаменом. На первом этапе проходит учебно-ознакомительная практика в электродепо, затем теоретический и практический курс по профессии помощник машиниста. На третьем этапе обучают профессии машинист электропоезда. Наконец четвертым этапом является стажировка.

Обучение машинистов с трудоустройством

Если обучение машинистов в Мосметро заканчивается хорошо, то это всегда ведет к трудоустройству. Все кандидаты, успешно закончившие обучение в УПЦ, обязательно будут приняты на работу в метрополитен. Собственно, трудовые договоры заключаются уже во время стажировки. Для того чтобы начать работать в столичном метрополитене, есть дополнительное условие – у выпускника должна быть московская или подмосковная прописка.

Учеба на машиниста в Москве для целей метрополитена может проходить также в колледже. Учащиеся, желающие получить профессию машиниста метро, после окончания 9 или 11 класса могут поступить в Железнодорожный колледж № 52 или в Московский колледж железнодорожного транспорта. После 11 класса обучение составит 10 месяцев, а после 9 класса 2 года и 10 месяцев.

При этом учащиеся не получат профессию машиниста метро – они станут помощниками машиниста. Для более углубленного изучения профессии отучиться в колледже придется после 11 класса 2 года и 10 месяцев, а на базе 9 класса 4 года.

Описание профессии

Машинист тепловоза это рабочий, который имеет необходимые знания для технического обслуживания, для проведения ремонтных работ, а также эксплуатации. В его обязанности входит проводить подготовку машины для выхода на маршрут. Для этого машинист проводит замеры топлива, воды и масла, проверяет исправность аппаратуры, ходовой части, сигнальной системы. Конечно, еще одним условием являются знания по правилам безопасности при обращении с транспортном на автоматическом управлении.

Подобная работа не предполагает нормированный рабочий день или легкие условия труда. В связи с этим машинист тепловоза должен быть готов к задержкам на остановках по различным причинам. А во время рейса на специалиста не только оказывается значительное психологическое давление, но имеют место и серьезные физические нагрузки. Поэтому на должность машиниста работодатели предпочитают чаще всего брать именно мужчин.

До получения допуска к самостоятельной работе машинисту тепловоза необходимо пройти медицинскую комиссию. Впоследствии подобные осмотры рабочий будет проходить перед каждой сменой. Если будут обнаружены отклонения по основным показателям или в крови будут обнаружены следы алкогольных или наркотических веществ, машинист не может быть допущен к работе.

Также перед началом работы машинист должен пройти серию инструктажей по охране труда, технике безопасности и способам оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Подобное обучение специалист должен проходить регулярно.

На машиниста тепловоза во время исполнения должностных обязательств может быть оказано следующее негативное воздействие: острые края подвижных элементов машины, повышенный уровень шума, высокая температура в кабине машиниста, чрезмерное увлажнение поверхности, по которой перемещается рабочий. И для того, чтобы минимизировать подобное воздействие рабочему необходимо использовать специальную одежду, а также средства индивидуальной защиты.

Чаще всего в паре с машинистом тепловоза работает помощник, с которым специалист делит нагрузку. Обычно в качестве помощника машиниста выступает молодой специалист, который еще не имеет допуска к самостоятельной работе и проходит стажировку. Поэтому во время рейса машинисту необходимо контролировать не только дорогу, показания приборов, но и деятельность своего помощника, при необходимости давать ему инструкции, подсказки.

Особенности профессии

Технический прогресс привел к появлению составов разного типа, работа на каждом из них подразумевает наличие определенных навыков.

Также машинист локомотива должен привыкнуть к специфике рабочего процесса:

  • соблюдение графика – одно из базовых требований к сотруднику. В некоторых сферах отклонение от расписания на несколько секунд может привести к серьезным проблемам;
  • быстрое реагирование на нестандартные ситуации. Поезда едут по рельсам, машинисты регулярно ходят по одним маршрутам, но расслабляться им нельзя. Надо следить за соблюдением дорожных правил, техническими показателями, сигналами семафоров, помехами на путях. Все осложняется тем, что составы идут на огромных скоростях, иногда время на принятие решения исчисляется секундами;
  • четкое понимание особенностей своего участка. Для повышения эффективности работы машинистам обычно отводят определенный маршрут или отрезок дороги. Малейшая заминка водителя поезда грозит нарушением графика, созданием чрезвычайной ситуации;
  • умение быстро восстанавливаться, правильно распределять свои силы. Нахождение в закрытой кабине в течение нескольких часов сопряжено со значительными физическими и психоэмоциональными нагрузками. Отведенные перерывы надо использовать по максимуму, чтобы качество работы не снижалось;
  • внимательное отношение к здоровью. Перед выходом на смену сотрудник проходит базовое медицинское обследование. Ему измеряют пульс, АД, температуру, проверяют на отсутствие алкоголя в крови. Дополнительно каждые несколько месяцев работник проходит полное обследование для подтверждения профпригодности.

Машинист электровоза – основное лицо, на которое ложится ответственность за перевозимых пассажиров или груз. В зависимости от направления они ежедневно и многократно водят свой состав по короткому маршруту или за один раз покрывают путь в сотни километров. При этом работа каждого типа состава нуждается в контроле, который требует особой технической подготовки.

Плюсы и минусы направления

Востребованность и доступность – основные положительные моменты этого варианта карьеры. С каждым годом количество профильных вакансий увеличивается. Даже молодые специалисты без опыта работы могут рассчитывать на хорошее место. Разнообразие вариантов обучения также считается существенным плюсом.

Существенный минус профессии – значительные нагрузки на здоровье. Работника ожидает многочасовой рабочий день. При этом сотрудник практически все время находится в одном положении и даже не имеет возможности размяться. Это негативно сказывается на общем состоянии человека. Современные составы доведены до максимума в плане технических характеристик, но все равно сохраняется риск развития «вибрационной болезни».

Многих напрягает необходимость постоянно находиться в замкнутом пространстве. Отсутствие общения у машинистов, работающих в одиночку, иногда негативно сказывается на психике. Эта карьера не подойдет человеку, который плохо ладит с техникой – сотрудник должен уметь справляться с незначительными неполадками, оценивать качество работы устройств.

Особенности профессии

Технический прогресс привел к появлению составов разного типа, работа на каждом из них подразумевает наличие определенных навыков.

Также машинист локомотива должен привыкнуть к специфике рабочего процесса:

  • соблюдение графика – одно из базовых требований к сотруднику. В некоторых сферах отклонение от расписания на несколько секунд может привести к серьезным проблемам;
  • быстрое реагирование на нестандартные ситуации. Поезда едут по рельсам, машинисты регулярно ходят по одним маршрутам, но расслабляться им нельзя. Надо следить за соблюдением дорожных правил, техническими показателями, сигналами семафоров, помехами на путях. Все осложняется тем, что составы идут на огромных скоростях, иногда время на принятие решения исчисляется секундами;
  • четкое понимание особенностей своего участка. Для повышения эффективности работы машинистам обычно отводят определенный маршрут или отрезок дороги. Малейшая заминка водителя поезда грозит нарушением графика, созданием чрезвычайной ситуации;
  • умение быстро восстанавливаться, правильно распределять свои силы. Нахождение в закрытой кабине в течение нескольких часов сопряжено со значительными физическими и психоэмоциональными нагрузками. Отведенные перерывы надо использовать по максимуму, чтобы качество работы не снижалось;
  • внимательное отношение к здоровью. Перед выходом на смену сотрудник проходит базовое медицинское обследование. Ему измеряют пульс, АД, температуру, проверяют на отсутствие алкоголя в крови. Дополнительно каждые несколько месяцев работник проходит полное обследование для подтверждения профпригодности.

Машинист электровоза – основное лицо, на которое ложится ответственность за перевозимых пассажиров или груз. В зависимости от направления они ежедневно и многократно водят свой состав по короткому маршруту или за один раз покрывают путь в сотни километров. При этом работа каждого типа состава нуждается в контроле, который требует особой технической подготовки.

Плюсы и минусы направления

Востребованность и доступность – основные положительные моменты этого варианта карьеры. С каждым годом количество профильных вакансий увеличивается. Даже молодые специалисты без опыта работы могут рассчитывать на хорошее место. Разнообразие вариантов обучения также считается существенным плюсом.

Существенный минус профессии – значительные нагрузки на здоровье. Работника ожидает многочасовой рабочий день. При этом сотрудник практически все время находится в одном положении и даже не имеет возможности размяться. Это негативно сказывается на общем состоянии человека. Современные составы доведены до максимума в плане технических характеристик, но все равно сохраняется риск развития «вибрационной болезни».

Многих напрягает необходимость постоянно находиться в замкнутом пространстве. Отсутствие общения у машинистов, работающих в одиночку, иногда негативно сказывается на психике. Эта карьера не подойдет человеку, который плохо ладит с техникой – сотрудник должен уметь справляться с незначительными неполадками, оценивать качество работы устройств.

Важные качества

  • ответственность и организованность
  • способность грамотно и эффективно организовать труд поездной бригады
  • умение работать в команде, коммуникабельность
  • быстрая и точная реакция
  • умение работать самостоятельно при минимальном контроле
  • способность принимать точные, взвешенные и ответственные решения
  • аккуратность в работе в документацией
  • умение анализировать и систематизировать информацию
  • умение находить нестандартные решения в цейтноте
  • крепкое физическое здоровье (начальники поездов, как и проводники, проходят специальную медкомиссию в установленном МПС порядке)
  • знание английского языка на международных маршрутах

Где учиться на машиниста электропоезда

Для желающих учеба на машиниста может начаться и в 8 лет. Ребятам, которые заинтересованы в этом направлении, стоит посетить детскую железную дорогу. Такие филиалы открыты во многих российских городах. Малыши получают возможность поуправлять самым настоящим составом, приобрести базовые технические и инженерные знания, оценить свои врожденные таланты. Профессии машиниста обучают различные учреждения, в которые можно поступить уже после 9 класса. Абитуриентам стоит подготовиться к тому, что в любом случае упор будет делаться на точные дисциплины.

Сколько учиться на машиниста

На то, чтобы получить профессию машинист поезда можно потратить от полугода до 5 лет. Показатель зависит от целей и формы обучения, уровня базового образования, выбранного пути развития. В любом случае, какое-то время после получения диплома придется от нескольких месяцев до 2 лет поработать помощником машиниста. За этим следует специальное тестирование, которое позволяет установить, готов ли сотрудник самостоятельно управлять составом.

Начальное профессиональное образование

После 9-го класса можно поступить в железнодорожный колледж и получить там профессию помощника машиниста локомотива, тепловоза, электровоза. Она поможет начать карьеру в выбранной области, но чтобы продвинуться по карьерной лестнице придется учиться дальше. Зарплата помощника машиниста электропоезда не так высока, нагрузки при этом значительны. Зато такое место позволяет познать все тонкости направления на практике, выбрать свою специализацию. Еще один плюс такого подхода в том, что далее уже можно выучиться на машиниста поезда по упрощенной схеме.

Среднее профессиональное образование

После 9-го или 11-го класса можно поступить в техникум или колледж, выбрав направление «Техническая эксплуатация подвижного состава». Такой подход займет больше времени, на выходе студент получает квалификацию «Техник». Уже на последних курсах или в качестве дополнительного образования студентов учат на машинистов поездов, инженеров, слесарей, составителей вагонов и по другим направлениям. Далее при желании можно получить высшее техническое образование для вертикального развития карьеры.

Обучение по месту работы

Многих представителей современной молодежи и взрослых без профильного образования интересует, как быстро стать машинистом поезда с дальнейшей гарантией трудоустройства. В этом случае лучше всего обратиться напрямую в депо по интересующему направлению. Сами железные дороги и метрополитен нередко набирают учеников, которым предлагают узконаправленное обучение по управлению конкретным типом состава. Учеба включает теоретические и практически занятия по слесарному делу, оборудованию локомотива, правилам движения и остальным дисциплинам. Для облегчения процесса усвоения материала нередко используются тренажеры.

Как стать машинистом электропоезда?

Для этого стоит рассмотреть некоторые требования, в зависимости от которых можно точно определиться в выборе профессии.

Во-первых, возраст. Дорога – это дело утомительное и сложное, и ни каждый готов к таким трудностям. Чтобы стать машинистом поезда нужно быть совершеннолетним. Более юным выпускникам не доверят полноценное путешествие.

Во-вторых, психологическая нагрузка. Чтобы стать машинистом поезда, нужно отличаться выдержкой и спокойствием. При трудоустройстве на работу кандидаты проходят общение с психологом, и оказывается, что многие не готовы эмоционально к напряжению.

Такая работа насыщена ночными сменами и в зависимости от места работы и города, продолжительность железнодорожных путей может составлять сотни тысяч километров. Поэтому нужно быть готовыми к расставанию с родными на долгое время и чувство одиночества.

И к этому нужно быть действительно готовыми, потому что если работа нравится и нет никаких обязательств (нет проблем в семье, больных родителей и т.д.), ничего не мешает погрузиться с головой в эту романтическую профессию, рассмотрев многие места своей и не только своей страны с разных ракурсов.

В-третьих, чтобы стать машинистом электропоезда, нужны внимательность, отличная память, хорошее зрение и реакция. Без этих качеств просто не обойтись.

Хотя дорога машиниста направлена железнодорожными путями, важно знать схемы электрических цепей, особенности промежутков дороги, чтобы путешествие не привело к трагическим последствиям.

Реакция и стрессоустойчивость помогут вывести поезд или часть оборудования из аварийного состояния, в экстремальных ситуациях доставить состав в депо на ремонт. Зрение – немаловажный фактор, зачастую любые перевозки производятся круглосуточно, и даже ночью. Видеть препятствия, посторонние предметы и даже людей поможет зрение, второе возможно спасёт жизнь кому-нибудь. Чтобы стать машинистом поезда, зрение должно быть идеальным.

Как стать машинистом грузового поезда?

Существует различия, а точнее особенности в этой профессии. Чтобы стать машинистом локомотива, а это зачастую грузоперевозки, необходимо знать перечень нормативных документов, связанных со строением локомотива, его составляющие и функции, общий устав железных дорог, особенности их строения.

Перед любой отправкой машинист должен лично проверить состояние локомотива, правильно ли прикреплен груз, ведь от этого зависит безопасность и материальное состояние фирмы, которая совершает грузоперевозки.

Без сомнения, машинист грузового локомотива — востребованная профессия, потому что рабочих много, а действительно профессионалов мало.

Эта специальность очень нужна для экономики и промышленно-индустриальных фирм, которые занимаются грузоперевозками.

Какими личностными качествами должен обладать машинист?

Поскольку любая машина относится к устройствам повышенной опасности, машинист должен быть, в первую очередь, очень внимательным и ответственным. Кроме того, работа машиниста предполагает наличие у специалиста таких личностных качеств, как:

  • стрессоустойчивость;
  • аккуратность;
  • выносливость;
  • сосредоточенность;
  • любовь к технике;
  • смелость;
  • умение быстро реагировать в непредвиденных ситуациях;
  • развитая координация рук;
  • хорошая реакция.

Необходимо также понимать, что работа машиниста – это физически тяжелый труд, поэтому представители этой профессии должны быть сильными, причем не только физически, но и морально.

Описание и характеристика профессии

Машинист поезда лично управляет локомотивом, не доверяя эту работу никому. Он должен внимательно следить за дорогой и сигналами светофоров. Обслуживание техники и контроль над ее нормальной работой в пути возлагается на помощника.

Машинисты поездов могут работать на разных видах транспорта:

  • на локомотивах, к которым прицепляются вагоны (электровоз, тепловоз, паровоз);
  • на моторвагонном составе (электропоезд, дизель-поезд).

Где можно работать людям данной профессии? Основным работодателем выступает ОАО «Российские железные дороги». В значительно меньших объемах профессия машинист поезда востребована в метрополитенах, на шахтах и крупных заводах, где есть свои железнодорожные пути.

Управляем без руля

«Локомотивом управлять очень просто. Сначала включаешь специальные автоматы от аккумуляторной батареи, затем поднимаешь токоприёмник, который подаёт напряжение с контактной сети на электрические машины, далее включается ГВ – главный выключатель. Он отключает напряжение при перегрузках или замыкании, чтобы сберечь электрические машины от возгорания. Потом запускаются вспомогательные машины – вентиляторы и компрессор. Вентиляторы охлаждают агрегаты локомотива, а компрессор снабжает их сжатым воздухом.

Затем машинист проверяет, нормально ли работают тормоза, и ждёт сигнал на отправление от дежурного по станции. Как только сигнал открывают, бригада выполняет регламент «Минута готовности», отпускает тормоза. Машинист задаёт скорость вращения тяговых двигателей и переводит контроллер в нужное положение. Двигатели получают питание и начинают крутить колёсные пары. Электровоз пошёл.

Где учиться на машиниста | Про профессии.ру

Стать машинистом — это мечта многих ребят с детства

Профессия машиниста считается престижной еще с советского времени. Сейчас, в ходе реформирования холдинга ОАО «РЖД», интерес молодежи к этой профессии не ослаб, поскольку парк моторвагонного подвижного состава и локомотивов пополняется новыми современными единицами. На многих участках запущены в эксплуатацию скоростные и высокоскоростные поезда, принципиально новые, и требующие системного подхода к их обслуживанию. Стабильная и высокая заработная плата, возможность быстрого карьерного роста и интересная работа, усиливают стремление получить эту специальность.

Работать машинистом можно не только в ОАО «РЖД»

Здесь следует учесть, что ОАО «РЖД» не сотрудничает с предприятиями городского транспорта, в частности такими, как «Метрополитен». Стать машинистом метро проще, и для этого необходимо пройти обучение в соответствующем учебном центре, отработать практику, и быть впоследствии зачисленным на работу. Работа в ОАО «РЖД» такого изначально не предполагает. Надо понимать, что в процессе первоначального этапа обучения удастся лишь получить корочку помощника машиниста, и затем, отработав около двух лет в этой должности, пойти на обучение в дорожно-техническую школу, где уже и получить допуск к управлению тяговым подвижным составом.

Куда пойти учиться на машиниста

Так куда пойти учиться на машиниста? Этот вопрос мучает каждого человека, который хочет освоить эту специальность, но не знает с чего начать. Советское наследие оставило богатую железнодорожную школу: отраслевые ВУЗы, техникумы и профессиональные технические училища. Практически в каждом из этих заведений, готовят помощников машинистов. Отличий сильных в преподавании данной специальности нет. Разница состоит лишь в том, что образование в ВУЗе дает больше преимуществ при трудоустройстве, а также неоспоримую возможность карьерного роста. Все начальники локомотивных депо и подразделений дорог, начинали с профессии помощника машиниста, и в обязательном порядке получили высшее техническое железнодорожное образование. Многие учились заочно, уже работая на предприятии.

Зоркий глаз — основа безаварийной работы

Но данная профессия имеет требования, которыми не стоит пренебрегать. И самым главным здесь является здоровье. В частности, нужно стопроцентное зрение, хорошее сердце и приемлемое физическое развитие. Работа тяжелая, требует постоянной концентрации внимания, поэтому слабый здоровьем транспортник проработать долго не сможет на железной дороге. Ну и желательно иметь первоначальное образование, достаточное для того, чтобы освоить все нюансы работы.

Возможно Вас заинтересуют:

www.proprof.ru

Навыки и знания

Профессиональный машинист досконально знает устройство локомотива и особенности его работы. Перед выходом в рейс обязательно придется изучить профиль пути и другие его особенности, наиболее сложные и опасные участки

Очень важно знать места постоянных сигналов, знаков, точки расположения переездов и разрешенные места перехода железнодорожного полотна. Поскольку железнодорожный транспорт — источник повышенной опасности, нельзя обойтись без навыков оказания первой помощи

Еще локомотивная бригада должна:

  • проводить техническое обслуживание состава;
  • устранять самостоятельно мелкие неполадки и дефекты в его работе;
  • успешно и взвешенно действовать в критической ситуации;
  • знать правила движения по железной дороге;
  • уметь воспользоваться радиосвязью;
  • знать требования к эксплуатации и хранению инвентаря;
  • уметь проверить исправность всех систем локомотива;
  • оценивать соответствие фактического состояния подвижного состава официальным предписаниям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector