Работа стюардессой. обязанности стюардессы. сколько зарабатывает стюардесса

Должностные обязанности

Главная цель работы бортпроводника – обеспечить безопасность полета, комфорт для пассажиров. Хотя стюарды считаются младшими членами экипажа, они несут ответственность не меньше, чем пилоты, т.к. неправильные действия могут привести к катастрофе.

Стюардессы находятся в постоянном контакте с пассажирами. На борту лайнера они выполняют роль психолога, бармена, хорошего собеседника, конфликтолога, спасателя, официанта, врача.

Бортпроводник:

  • рассказывает о правилах поведения во время полета, безопасности, о том, как себя вести в случае аварий;
  • встречает пассажиров, помогает найти место, расположить сумки;
  • поддерживает чистоту в салоне, следит за порядком;
  • принимает продуктовые наборы, прочие предметы для обслуживания: туалетная бумага, салфетки, полотенца и др.;
  • разносит напитки, обед;

Фото: Ethan Hu/unsplash

  • провожает к выходу по окончании полета, проверяет, не оставлены ли вещи, сдает их в бюро находок;
  • предлагает газеты, журналы, помогает настроить телевизор, радио;
  • оказывает психологическую поддержку, если пассажир имеет какие-то страхи, первую медицинскую помощь при необходимости;
  • выдает подушки, пледы, санитарно-гигиенические наборы;
  • предупреждает, улаживает конфликты.

Материал в тему! Первый класс в самолете: фото и стоимость в разных авиакомпаниях.

Какой график работы у бортпроводников?

В «Победе» можно направлять пожелания по графику работы бортпроводника на следующий месяц. Почти всегда эти пожелания учитываются, что очень удобно для наших сотрудников. По сути, график работы бортпроводника в «Победе» строится сотрудником самостоятельно. Главное — налетать за месяц 70-90 часов. Именно эти цифры являются месячной нормой по налёту в любой авиакомпании. Летом в «Победе» график полетов более интенсивный и количество часов, проведённых в небе, составляет от 85 до 90 часов, в остальное время года это 70-80 часов в месяц – летом работы много, а зимой можно спокойно взять отпуск и отдохнуть, к примеру, на Мальдивах. В целом, график работы бортпроводников очень гибкий — рейсы могут быть как днем, так и ночью, рано утром или поздно вечером.

Стюардесса, стюард и бортпроводник: кто это и чем занимаются

Обязанности бортпроводника, или стюарда практически ничем не отличаются. Понятие «стюардесса» считается менее престижным, чем бортпроводник или стюард, но все они занимаются одним делом.
Перед полетом стюарды собираются на брифинг (обычно – за 2 часа до полета), распределяют командные роли: кто-то занимается встречей, рассадкой пассажиров по местам; кто-то назначается «главным» по прогреву еды, сортировке напитков отдельной «секции» судна, выполняя также другие обязанности

Если пассажиры указывают подробную информацию о себе по желанию, сотрудниками обращается внимание на места с маленькими детьми, животными (разрешенными к перевозу правилами авиакомпании), беременными женщинами, лицами с кардиостимуляторами и иными медицинскими отклонениями, аэрофобией. Если такой информации нет, стюарды «примечают» пассажиров во время посадки или полета – на тот случай, если им внезапно понадобится помощь.
После встречи, рассадки пассажиров бортпроводники проводят инструктаж по технике безопасности – текст зачитывает главный бортпроводник, а его команда жестами акцентирует внимание на правилах

Перед взлетом бортпроводники раздают леденцы – с той целью, чтобы снизить страх пассажиров перед полетом, избавить их от ощущения «заложенных ушей».

После набора высоты стюард предлагает пассажирам напитки, пищу, по соответственно принятому меню. Пассажиры бизнес-класса составляют свой заказ, а в эконом-классе все немного проще: бортпроводник идет по проходу с тележкой, на которой стоят уже разогретые блюда. Выбор небольшой: либо мясо, либо рыба.
В полете пассажиры обычно ведут себя тихо и спокойно – не обращаются за помощью к сотрудникам на борту. Иногда же сотрудникам приходится вмешаться — если это грубые нарушения общественного порядка (правил поведения на борту воздушного судна), ухудшение состояния пассажира или аэрофобия.
Это так называемые внештатные ситуации, с которыми бортпроводников учат справляться еще на курсах. Для того чтобы помочь преодолеть аэрофобию, их обучают психологическим приемам, нацеленным на расслабление, четкое разъяснение степени опасности полета. Также каждый стюард сдает обязательные экзамены по оказанию первой помощи, которой может оказаться недостаточно, тогда он может попросить коллегу или ближайшего пассажира найти медицинского работника на борту. Если его не окажется, или он будет бессилен при сложившейся ситуации, придется принять решение о срочной посадке, передав его пилотам.

Внештатные ситуации встречаются редко, но их появление не должно выбивать работу стюарда из колеи. При случае нарушения общественного порядка приходится обращаться к коллегам и пассажирам, чтобы те применили физическую силу – только так получится сохранить комфорт, безопасность для остальных пассажиров — долететь до точки назначения.

Во время полета стюарды знают, на каком этапе начнется турбулентность – тогда они проходят по салону, успокаивают пассажиров, потому что это явление вполне нормальное для полёта. Но даже при худшем сценарии они готовы к решительным и героическим действиям – в случае авиакатастрофы либо террористического захвата судна им уже известен алгоритм действий.

После посадки старший бортпроводник (дежурный) просит пассажиров не вставать с места при рулении судна по взлетно-посадочной полосе, готовится к получению команды об открытии двери. Пассажиры покидают воздушное судно, бортпроводники могут немного расслабиться: «официальная» часть их работы закончилась.

Дальше следует три сценария:

  1. При первом им не разрешают выходить из судна по правилам стороны прилета (экипаж самолёта отправляется обратно, в ближайшие часы ожидая пассажиров, сдавая контейнеры с остатками питания, отходами, выполняя приемку блюд и напитков).
  2. При втором сценарии они выходят в здание аэропорта, несколько часов проводят там: небольшой отдых, затем снова предполетная подготовка.
  3. Самый интересный, но иногда долгий сценарий – это небольшая «командировка», когда самолет остается в порту прибытия более чем на сутки до своего возвратного рейса. Сотрудники заселяются в отель, проводят свой мини-отпуск в стране прибытия.

Плюсы и минусы

У данной профессии, как и любой другой, имеются свои достоинства и недостатки:

Плюсы:

  • Возможность увидеть мир.
  • Бортпроводникам и их семьям предоставляется 50% скидка на авиабилеты.
  • Высокая заработная плата.
  • Возможность практиковать языки с их носителями.

Минусы:

  • Быстрое ухудшение здоровья.
  • Ненормированный график.
  • Отсутствие личной жизни или проблемы в ней.
  • Ранний уход на пенсию.

Как видно, стать стюардессой не так сложно, как представляется на первый взгляд. Если вы соответствуете первоначальным требованиям, выдвигаемым авиакомпаниями, то вы уже на пути к успеху. Главное преданность своему выбору и упорство.

Что нужно, чтобы стать стюардессой

Первое, что необходимо сделать, это заполнить анкету на официальном сайте авиакомпании. На сайте Аэрофлота трудно найти ярлык, который привел бы вас к анкете, поэтому лучше забить в поисковике «Вакансия бортпроводника Аэрофлот». Первая ссылка содержит информацию по нужному вопросу.

После необходимо заполнить и отправить онлайн-анкету. Вопросов в анкете очень много, в основном они касаются знания иностранных языков, личных качеств кандидата и его внешних данных.

К заполнению анкеты следует отнестись очень серьезно, т. к. от нее зависит, какое первое впечатление вы произведете на работодателя и продолжится ли ваше сотрудничество. Не пытайтесь впечатлить начальника, однако и не преуменьшайте имеющего опыта и навыков. Будьте искренними и максимально профессиональными.

Если анкета сработает как надо, вас пригласят на собеседование, а это значит, что вы приблизитесь к своей мечте еще на один шаг.

Главная задача на собеседовании не растеряться и проявить смекалку

Работодателю важно узнать насколько вы стрессоустойчивы, как вы будете реагировать при разных обстоятельствах, насколько вы коммуникабельны, и на что вы готовы пойти ради работы. Не удивляйтесь, если вас попросят продать псевдо-пассажиру ручку или предположат  обрезать свои волосы ради должности бортпроводника

Кроме того, приготовьтесь к каверзным и абсурдным вопросам, которые могут не касаться профессиональной деятельности.

Собеседование может проходить в форме приватной беседы с начальником или руководителем отдела или же в форме групповой беседы с другими кандидатами одновременно. Длительность собеседования может доходить до 12 часов.

Медицинское обследование

Если вы успешно прошли собеседование, руководство направит вас на медобследование или врачебно-летную экспертизу. Здесь от вас ничего не зависит. Если вы абсолютно здоровы – хорошо. Если есть хоть малейшие отклонения, вплоть до невозможности различать два цвета друг от друга (а такие примеры встречались), сотрудничество с авиакомпанией прекратиться. Нет смысла обучать сотрудника, который не подходит для работы по медицинским параметрам.

Медобследование и сотрудничество прекращается на том враче, который выявил у вас какие-либо отклонения. Далее вы не проходите.

Здесь также проверяют координацию и работу вестибулярного аппарата при помощи центрифуги. Проверяется также речь, дикция и громкость голоса путем чтения прозы или поэзии.

Обучение

После успешного прохождения медицинского обследования, на котором будут проверять абсолютно все, поскольку условия работы бортпроводников чрезвычайно сложные, сотрудника отправляют на обучение в специальную школу бортпроводников или на курсы.

Даже успешное прохождение стажировки не дает кандидату право называться бортпроводником без окончательного собеседования. Оно расценивается как экзамен.

После собеседования кандидат получает сертификат бортпроводника и приступает к трудовой деятельности в составе штата авиакомпании. С этого периода бортпроводник начинает свою профессиональную карьеру. С ним подписывают договор на определенный срок. Если за время испытательного периода или времени действия договора сотрудник не оправдывает надежды руководства: часто ошибается или же конфликтует с пассажирами, его могут уволить, а затраты на учебу могут заставить возместить.

Этапы отбора кандидатов

Для начала кандидату нужно составить анкету и отправить её в отдел кадров авиакомпании. Можно отправить анкеты в несколько авиакомпаний.

Российские авиаперевозчики регулярно проводят набор членов кабинного экипажа. К примеру, в «Аэрофлоте» просмотры проводятся регулярно, в течение всего года. Отбор проводится в два этапа: сначала кандидат проходит собеседование, затем осмотр в ВЛЭК.

Собеседование

Собеседование проходит в три этапа. На первом этапе кандидат беседует с членами приёмной комиссии, на втором проходит психологическое тестирование, на третьем сдаёт экзамен по английскому языку.

Во время беседы с кандидатом члены приёмной комиссии могут задать ему следующие вопросы:

  • почему он хочет работать в сфере обслуживания;
  • почему он выбрал именно эту авиакомпанию;
  • что его привлекает в должности бортпроводника и т.д.

Члены приёмной комиссии обратят внимание на внешний вид кандидата, манеру держаться, речь, тембр голоса. На собеседовании лучше рассказать о себе подробнее, упомянуть о том, что занимались спортом, имеете медицинское образование, посещали тренинги по управлению стрессовыми ситуациями — всё это пригодятся в работе

Но главное — показать себя адекватным, открытым, коммуникабельным человеком.

Если собеседование успешно пройдено, кандидата направляют на психологическое тестирование, которое позволит выявить его личностные качества. По результатам тестирования выдаётся заключение о профессиональной пригодности или не пригодности кандидата к работе в должности бортпроводника.

Третий этап — экзамен на знание английского языка. Здесь кандидату придётся справиться с грамматическим тестом, аудированием и побеседовать с экзаменатором на английском языке. Все предложенные задания будут так или иначе связаны с работой бортпроводника. Если кандидат успешно преодолеет три этапа собеседования, то его направят на медицинскую комиссию.

Медицинская комиссия

На медицинскую комиссию кандидат идёт с полным пакетом документов, полученных в медучреждениях по месту жительства. Ему придётся заранее получить справки из наркологического, туберкулёзного, кожно-венерологического и психиатрического диспансеров, а также из санэпидемстанции.

Кроме того, необходимо сдать кучу анализов и пройти узких специалистов (хирурга, стоматолога, лора, окулиста, невропатолога и др.), сделать ЭКГ, флюорографию и ЭЭГ головного мозга. На основании перечисленных справок и заключений представители ВЛЭК принимают решение о вашей медицинской пригодности к работе в должности бортпроводника.

Курсы бортпроводников

Курсы являются обязательным этапом профессионального отбора бортпроводников. Большинство авиакомпаний организуют такие курсы в Москве.

Готовьтесь, что вам придётся обучаться в течение 3 месяцев, в очень плотном режиме (6 дней в неделю, 8 часов в день). Заранее подумайте о том, где вы будете проживать всё это время, и как будете добираться до места обучения.

На курсах будущие стюарды изучают строение самолёта, нормативно-правовые документы, отрабатывают правила поведения во внештатных ситуациях, тренируются на макете салона самолёта и других тренажёрах.

Практика

Бортпроводники, успешно прошедшие обучение, направляются на практику на воздушное судно. Чтобы работать в качестве самостоятельной единицы, молодому специалисту необходимо налетать 30 часов. После окончания практики стюарды сдают внутренний экзамен. Успешно пройденное испытание даёт право приступить к самостоятельной работе в авиакомпании.

Трудоустройство на должность бортпроводника — процесс длительный, но не сложный. Если вы мечтаете работать в авиации — дерзайте, и у вас обязательно получится.

published on
according to the materials

Плюсы профессии

К преимуществам этой профессии можно отнести большие возможности, т. к. стюардессы могут посетить различные страны, увидеть мир, купить себе и своим родственникам качественные товары по доступным ценам.

Их жизнь наполнена событиями и эмоциями, они постоянно находятся в тонусе. Это накладывает отпечаток на их жизнь вне работы. Они становятся более выдержанными, дисциплинированными и коммуникабельными, т. к. им приходится иметь дело с разными людьми. Стюардессы осваивают навык всегда быть приветливыми, доброжелательными и улыбчивыми. Помимо всего прочего, в их привычку входит постоянно следить за своим внешним видом и поддерживать себя в хорошей форме.

Бортпроводницы имеют высокий оклад, полный социальный пакет, отдельные льготы, ежегодный отпуск, длительностью 72 дня, путевки и др. Они рано выходят на пенсию: их пенсионный возраст составляет 45 лет.

Образование

Для получения профессии бортпроводника достаточно окончить курсы. Пройти их можно всего за 2-3 месяца. Программа включает следующие блоки:

  • аварийно-спасательная подготовка;
  • уроки на воде (по окончании сдается экзамен по плаванию);
  • внешность;
  • основы психологии и решения конфликтов;
  • оказание первой помощи;
  • английский для авиации;
  • правила сервиса.

Во время обучения стюардессы знакомятся с теорией, выполняют практические задания по оказанию помощи, симуляции аварий, основы визажа, обслуживания путешественников. Кроме того, изучается устройство самолета.

Фото: Longxiang Qian/pexels

Каждая авиакомпания имеет собственную школу. Курсы могут быть платными и бесплатными, с трудоустройством и обязательным контрактом на определенное время. В конце будущие бортпроводники сдают экзамены, начинают набирать инструкторские часы в небе. По правилам нужно отлетать 30 часов, чтобы получить допуск к работе.

Записаться на курсы может любой желающий, подходящий под основные требования, но это проводится на конкурсной основе, как при приеме на работу. Те кандидаты, которых отберут, могут учиться без денег. Часть стоимости будет позже вычтена из их зарплаты. Остальные поступают за собственные средства. Цена ‒ от 45 000 руб.

Учат на стюардессу в России также во многих университетах гражданской авиации, где организовываются специальные курсы.

Для поступления в школу при авиакомпании или самостоятельную так же, как и при устройстве на работу, потребуются следующие документы:

  • паспорт, СНИЛС;
  • трудовая книжка, если она уже есть;
  • диплом об образовании (школьном, средне-специальном);
  • справка из МВД об отсутствии судимости;
  • справки из наркологического и психоневрологического диспансеров;
  • военный (если имеется);
  • заключение ВЛЭК.

Отбор

Для трудоустройства нужно заполнить анкету и приложить фотографии. Сделать это можно онлайн на сайте выбранной авиакомпании. Если кандидатура будет одобрена — на электронную почту придет оповещение и можно будет участвовать в дальнейшем конкурсе.

Сначала все проходят собеседование, а при его успешном прохождении кандидат направляется на медицинскую комиссию.

Собеседование

Включает в себя беседу с членами приемной комиссии, тестирование по психологии и экзамен по английскому или другому языку. Кандидату нужно будет рассказать о себе. Плюсом будут спортивные достижения, медицинское образование или курсы личностного роста и управления гневом.

Часто приходится отвечать на стандартные вопросы:

  • почему именно эта должность и что в ней больше всего привлекает;
  • почему именно эта компания;
  • что нравится в работе с людьми и сфере обслуживания.

Оцениваться будут не только образование и внешний вид, но и манера подать себя, тембр голоса, общий уровень культуры. Предпочтение отдается вежливым, уверенным в себе кандидатам.

После удачной беседы нужно будет пройти психологические тесты на степень адаптации к критическим ситуациям, стрессоустойчивость, коммуникабельность.

К экзамену по иностранному допускаются кандидаты, прошедшие первые два этапа. Для подтверждения уровня владения языком нужно пройти грамматические тесты, аудирование, а завершит испытание беседа.

Медосмотр

К медосмотру нужно подготовить справки от нарколога, из туберкулезного, психиатрического и кожно-венерологического диспансеров. Придется также сдать анализы.

Заранее потребуется пройти обследование у хирурга, лора, окулиста, невролога. Также членам медицинской комиссии предоставляются результаты флюорографии, ЭЭГ, ЭКГ.

Обучение

Успешно прошедший собеседование и медкомиссию кандидат оправляется на специальные курсы. В основном авиакомпании проводят их в Москве. Проживание во время обучения и расходы на дорогу авиакомпанией не оплачиваются.

Курсы проходят в течение 90 дней с занятиями 6 раз в неделю по 8 часов. Там преподают правила поведения в экстренных ситуациях, устройство самолетов, нормативную документацию, связанную с авиаперевозками. Студентов тренируют на макетах авиалайнеров.

Практика

Завершающий этап перед работой — практика. Стажировка проходит на рейсах авиакомпании общей продолжительностью в 30 часов.

Как отвечать?

Обязательно обратят внимание на то, как выглядит кандидат, как держится, каков тембр голоса. Необходимо показать:

  • полную адекватность;
  • открытость;
  • высокий уровень коммуникабельности.

Есть и некоторые нюансы ответов на отдельные вопросы. Так, называя город проживания, надо добавлять название страны (это буквально вбивается в подкорку для международных рейсов). На вопрос «Как ваши дела?» нужно отвечать: «Хорошо, а ваши?».

Когда спрашивают «Чем вы занимаетесь в жизни?», хотят услышать, какое образование получено, кем кандидат работает. Если сфера деятельности не связана с авиацией, попросят обосновать причину смены профессии. На вопрос о перспективах через несколько лет стоит ответить расплывчато — что-то о желательности карьерного роста. Типы пассажиров соответствуют классам обслуживания. На вопрос «Какие типы классов вы знаете?» как раз и ждут перечисления категорий обслуживания.

Какие требования к стюардессам при приеме на работу?

Если сильно пожелать, компании раскроют свои двери для новых кадров. Но чтобы стать стюардессой, нужно подходить по параметрам и пройти несколько проверок:
1. Возраст. Первое, из-за чего отсеивают желающих попасть на курсы бортпроводников – они старше 30 лет. Хотя не следует отчаиваться, так как, обычно, каждая компания представляет свои требования принятия на работу;
2. компании берут на работу людей средней комплектации. Средний рост стюардесс не должен превышать 1,6 м;
3. считается, что внешность стюардессы должна быть приятной, без каких либо заметных физических недостатков

Для компаний важно, какая внешность у бортпроводника, так как его работа — приветствовать пассажиров и выступать лицом компании;
4. не принимаются кандидаты, у которых заметно пирсинг, большие родинки, шрамы, или татуировки;
5

будущие бортпроводники проходят медицинское обследование под присмотром специальной комиссии прежде, чем начать работу в компании;
6. проверяется умение общаться с иностранцами. Необходимо владение английским. Если знаешь несколько языков, это будет большой плюс на этапе отбора претендентов, а также, возможно, повышенная зарплата в будущем. Владеть английским языком на профессиональном уровне необходимо для работы бортпроводником в бизнес-классе;
7. отсутствие дефектов речи, умение правильно излагать мысли;
8. преимущество отдается претендентам с дипломом о высшем образовании;
9. приветствуются умение работать в сложных условиях и опыт в сфере обслуживания.
Иногда удается услышать мнение, что в стюардессы идут девушки, которым не удалось стать моделями. На самом деле все далеко не так. Внешность стюардесс не должна быть идеальной, а приятной. Ее работа – презентовать услуги компании. Дикция необходима, чтобы не было трудностей с пониманием между экипажем и простыми людьми. Устойчивость к стрессам особенно важна в работе стюардесс – ей нужно быть приветливой, даже общаясь с грубыми или даже буйными клиентами. Они не могут себе позволить утратить самообладание с такими людьми. В противном случае начнут нервничать все пассажиры, в результате компания утратит лицо, потеряет прибыль, и в конечном итоге пострадает зарплата стюардесс и членов экипажа. В былое время владение иностранными языками не было нужным работникам местных авиалиний, но ситуация изменилась с увеличением количества туристов. Если говорить о высшем образовании, то оно все еще является показателем уровня образованности человека.
Требования к росту стюардесс важно не с точки зрения привлекательности. Важность этого параметра в том, так невысокому бортпроводнику будет легче исполнять свои обязанности, лавируя между рядами сидений. Все-таки, борт самолета – замкнутое пространство и габариты имеют значение.

Необходимые качества личности

Работа стюарда в основном состоит в общении с пассажирами

Поэтому для него важно обладать качествами организатора и переговорщика:

  • эмоциональной устойчивостью;
  • коммуникабельностью;
  • внимательностью;
  • умением находить компромисс;
  • бесконфликтностью;
  • стрессоустойчивостью;
  • доброжелательностью;
  • дипломатичностью;
  • ответственностью;
  • быстрой реакцией.

Стюардессы должны находить подход к людям разного возраста, включая детей. Часто пассажиры боятся летать, страдают от перепадов атмосферного давления и тошноты. Бортпроводники должны уметь создать психологический и физиологический комфорт на протяжении всего полета.

Основные требования к стюардессам

Разные компании-перевозчики выдвигают к своим будущим сотрудницам различные требования, но многие из них очень похожи. Перед тем как стать бортпроводником Аэрофлота, вам нужно узнать, какие требования предъявляет авиакомпания к кандидатам:

  1. Возраст от 18 до 26 лет.
  2. Законченное среднее или среднетехническое образование (предпочтения отдаются соискателям с высшим образованием).
  3. Отличное здоровье. У вас должно быть идеальное зрение, давление и различные анализы.
  4. Рост будущего бортпроводника должен находиться в пределах от 158 до 190 сантиметров. Главное требование — достать до верхней полки, которая находится на высоте в 212 см. Рост в этом диапазоне обусловлен тем, что низкая бортпроводница не сможет самостоятельно снять или положить чемодан на полку, а чересчур высокая будет постоянно нагибаться.
  5. У бортпроводницы должна быть красивая фигура (рост соответствовать весу). Обычное требование для девушек — 46 размер одежды, для юношей — 54.
  6. На теле у бортпроводницы не должно быть пирсинга или татуировок. Некоторые авиаперевозчики допускают различные отклонения по этой теме — не должно быть татуировок на видимой части тела либо татуировки на время полета можно заклеить пластырем телесного цвета. Но лучше, если их вообще нет, равно как и шрамов на лице — руках.
  7. Стюардесса должна уметь плавать. По окончании курсов состоится экзамен, на котором нужно будет проплыть минимум 25 метров.
  8. Полное отсутствие судимостей (даже условных и погашенных).
  9. Действующий загранпаспорт.
  10. Очень желателен опыт работы с клиентами (обслуживания клиентов). Некоторые авиаперевозчики требуют наличия подобного опыта не менее 2 лет.
  11. Хороший уровень владения английским языком (устный и письменный). Знание других языков — дополнительный бонус при трудоустройстве.
  12. Коммуникабельность, отсутствие дефектов речи, стрессоустойчивость, адекватность.


Для стюардессы очень важны внешние данные и способность адекватно реагировать на любую ситуацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector