Как сделать конспект и запомнить всё: 5 методов
Содержание:
- Зачем нужен конспект урока?
- Как писать конспект лекций
- Оформление конспекта
- Такие разные конспекты…
- Быстрый конспект
- Определение — что это такое
- Советы, которые могут помочь при составлении конспекта
- Как составлять
- Как писать конспект лекций
- Список всех конспектов, опубликованных на МААМ
- Что такое конспект
- Необычные виды конспектирования
- Работа с текстом
- Как оформить конспект?
- 2 этап: запись
- Что такое конспект?
- Используйте ранее полученные знания
- Способы конспектирования
- Методы ведения конспектов
- Тезисы и конспекты
- Как красиво оформить конспект
Зачем нужен конспект урока?
Конспект урока является неотъемлемой частью подготовки педагога к предстоящему занятию и составляется до предполагаемого урока, а не во время или после него. Поскольку в плане-конспекте учитель фиксирует содержание и последовательность учебного процесса, он помогает в систематизации материала, построении логической последовательности изложения информации, уточнении необходимых формулировок и понятий.
Поэтому план-конспект урока, в первую очередь, нужен самому педагогу, поскольку позволяет лучше подготовиться к занятию, а, следовательно, напрямую влияет на успешность усвоения материала учащимися. Еще один плюс конспекта урока заключается в том, что он может служить «шпаргалкой» для самого учителя в процессе занятия в классе на тот случай, если что-то вылетело из памяти или учитель отошел в сторону от изначально запланированной логической последовательности в изложении материала.
С другой стороны, план-конспект урока представляет собой официальный документ, который является подтверждением того, насколько эффективно и полно выполняются учебные программы, насколько правильно и профессионально ведется преподавание, а также указывает на методические ошибки и недочеты учителя. Конспекты уроков составляются педагогами, начиная со студенческой скамьи и педагогической практики. Некоторые молодые учителя считают, что конспекты нужны, прежде всего, для начальства, однако даже самые опытные педагоги делают конспекты уроков при подготовке к занятиям.
Как писать конспект лекций
Просто что-то писать – это бездарно тратить время. Если уж сидеть в библиотеке или регулярно посещать лекции, то нужно извлечь из этого максимальную пользу – сделать хороший конспект, который пригодится перед экзаменом.
Переписывать чужой конспект – толку мало. Понять, что думал или какие выводы сделал другой человек, часто бывает невозможно, но такое встречается в высших учебных заведениях. Кто-то просиживает на лекциях, слушает, записывает, а кто-то предпочитает попросить тетрадь и переписать. Эффект будет виден на экзамене.
Оформление
Рекомендуется оформлять конспект так, как требует преподаватель. Если его не интересует внешний вид тетради, можно делать все что угодно.
Есть несколько пожеланий, чтобы легче было читать. Например, не делать длинных предложений. Или стараться меньше писать, заменяя некоторые слова на значки: => этим можно заменить слово «следовательно»
Некоторые слова не несут смысла, поэтому тратить на них силы и внимание не обязательно – чем короче, тем понятнее
Оформление конспекта
Поскольку конспектирование в большинстве случаев дело добровольное и преподавателями не контролируемое, претензий к внешнему виду записей никто предъявлять не будет. Но, чтобы успевать за ходом мысли (и скоростью речи) лектора или не убивать кучу времени на составление заметок о прочитанном и при этом в результате получить максимально информативный и полезный конспект, надо придерживаться простых правил:
Так проблем с расшифровкой конспекта не возникнет даже спустя некоторое время.
Следование этим простым правилам оформления конспектов по не только существенно упростит работу на лекциях, но и подготовку к зачетам и экзаменам.
Такие разные конспекты…
Конспекты бывают разными. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.
Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.
Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).
Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.
Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.
Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.
Быстрый конспект
Некоторые преподаватели диктуют настолько быстро, что угнаться за ними просто невозможно. Нужная информация теряется, и в связи с этим растет недовольство собой. В итоге этот предмет заносится в разряд нелюбимых, а посещение лекции превращается в настоящую каторгу.
Чтобы этого не произошло, освойте принцип быстрого конспектирования. Для этого сокращайте слова как в смс-сообщениях. Однако, как мы говорили раньше, при такой записи вы должны будете долго расшифровывать полученный текст. Чтобы этого не произошло, выработайте свою систему сокращений, а также воспользуйтесь следующими методами:
Определение — что это такое
Конспект – это краткая запись учебно-научного материала, помогающая выделить главное с целью дальнейшего воспроизведения информации.
Понятие «конспект» пришло к нам из Древнего Рима. Ему столько же лет, сколько первым латинским школам. Будущие медики, историки, философы и юристы учились записывать сведения, полученные от наставников, коротко и ёмко.
Само слово «conspectus» переводится как «обзор», сведение к минимуму. Иногда для того, чтобы получить ценные знания, обучающимся приходилось отправляться в другой город или государство.
Чтобы не обременять себя тяжёлыми книгами, полученную от «продвинутых» собеседников информацию приходилось сокращать. Эту драгоценную выжимку было удобно везти с собой как в маленьком свитке, так и в небольшой тетради, не занимающей много места.
Советы, которые могут помочь при составлении конспекта
Не имеет смысла начинать записывать конспект сразу же, как преподаватель начал свою мысль. Разумнее будет дослушать мысль, дождаться комментариев с его стороны, а уже потом начать конспектировать.
Нельзя делать конспект одной сплошной «простыней», иначе поиск нужных сведений будет занимать много времени. Приветствуются заголовки, подзаголовки в тексте, лучше, если они будут выделены ярким цветом. Обязательно нужно делать отступы между абзацами, нумерованные списки, выделение основных мыслей и цитат, обозначение формул.
В конспекте желательно наличие обозначающих знаков, которые будут помогать в навигации по тексту
Это могут быть указывающие стрелки, символы, акцентирующие внимание и т.д.
Отдельно нужно сказать о сокращениях, так как при наличии объемного исходного материала, конспект получится очень большим, что усложнит навигацию и запоминание основных тезисов. Привычные способы сокращения тут не подойдут, так как в перспективе изучать такой конспект будет трудно по причине того, что автор просто забудет расшифровку своих сокращений
Разумнее всего изначально проработать примерный список повторяющихся слов и сокращений к ним, после чего использовать одинаковые обозначения во всем тексте.
Наличие сложных конструкций в предложениях усложнит восприятие конспекта, поэтому по возможности от них нужно отказаться.
Весь материал фиксировать смысла нет, так как это сделать практически невозможно, плюс есть шанс упустить действительно важную мысль. Лучше сконцентрироваться на тезисах.
Все непонятные термины и сложные мысли лучше уточнить уже после лекции, а не пытаться интерпретировать их сразу своими словами.
Все эти правила позволяют получать удовольствие от процесса записывания конспектов, так как он перестанет быть рутиной, скорее напротив – написание конспектов превратится в творческую работу.
Как составлять
В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.
- внимательно прочитать материал;
- определить основную идею, выделить ключевые моменты;
- составить сложный план;
- кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
- подытожить прочитанное.
При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.
Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.
Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.
В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.
Пример:
Причины Первой мировой войны
- Отношения ведущих государств Европы и России в конце 19 – начале 20 века.
- Формирование военно-политических блоков:
- Антанта.
- Тройственный союз.
- Экспансионистские планы Германской империи.
- Предпосылки к усилению националистической пропаганды:
- Объединение Германии.
- Победа над Францией в 1871 г.
- «Прыжок пантеры» и попытка колониальной экспансии.
- Планы экспансии в отношении европейских соседей и России.
- План фон Шлиффена.
- Повод к войне.
- Убийство в Сараево.
- Ультиматум Австро-Венгрии.
Как писать конспект лекций
Залог успешного конспектирования лекции преподавателя – умение студента концентрироваться и внимательно слушать. Вести записи «на автомате», не вникая – крайне неэффективно, потом надо будет самостоятельно разбираться в теме.
Правильно написать конспект лекции не составит труда, если она изначально рассчитана на конспектирование. Трудности могут возникнуть, когда преподаватель читает лекцию по учебнику или в виде собственного сплошного текста. В таких случаях помните, что главное – уловить и сохранить суть предмета, о котором идет речь.
Не пренебрегайте планом лекции, попросите преподавателя вам его продиктовать и в дальнейшем заполняйте обозначенные смысловые блоки.
Список всех конспектов, опубликованных на МААМ
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Средняя группа
- Младшая группа
Показаны публикации 1-10 из 348651.Все разделы
| Конспекты занятий. Все конспекты
Новое
Конспект занятия по физическому воспитанию во второй младшей группе
Конспект проведения физического занятия во II младшей группе. Задачи: — продолжать развивать разнообразные виды движений; учить детей ходить и бегать свободно; — закреплять умение энергично отталкивать мяч при катании; продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно; -…
Конспект НОД «Детский сад — второй наш дом» в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иланский детский сад № 50» Конспект НОД по нравственно — патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента в старшей группе «Детский сад – второй наш дом». Воспитатель: Лапицкая А.М. г. Иланский, 2020г….
Что такое конспект
Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.
Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.
Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:
Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.
Для разных целей и дисциплин подходят различные виды конспектов. Они отличаются структурой, объемом, техникой составления.
Необычные виды конспектирования
Если стандартные способы ведения записей не позволяют получить информативные и полезные конспекты, можно прибегнуть к необычным техникам.
Майнд-карты
Mind-mapping – популярная техника конспектирования, которая придется по вкусу любителям мозговых штурмов. В кружочке или рамке в центре страницы указывается тема лекции. В течение занятия к этой отправной точке присоединяются дополнительные блоки, которые отводятся под логически связанные с основным понятием ключевые слова и идеи. Для большей информативности текст можно дополнять рисунками и значками.
Для создания ментальных карт лучше использовать листы большого формата (не менее А4). Записи располагаются от центра к периферии.
Метод Корнелла
Во время лекции записи делаются привычным образом, основная информация располагается в правой колонке. В левой уже после занятия помещаются наиболее значимые идеи, даты и понятия. В 24 часов необходимо окончательно оформить конспект, заполнив нижнее поле. Для этого надо несколькими предложениями сформулировать основную идею записей.
Если в течение суток не подвести итоги записанного, техника Корнелла лишена смысла и не принесет дополнительной пользы в сравнении с обычным конспектом.
Работа с текстом
Много веков назад до изобретения печатных станков книги писали от руки. И самым простым способом работы с текстом было их переписывание, которое обязательно должно было быть дословным.
Конспектирование, в том числе и книг, помогает лучше усваивать прочитанную информацию
Для средневекового читателя такой способ извлечения информации из написанного было самым обычном делом.
Процесс переписывания мог занимать месяцы и даже годы.
За такое количество времени действительно можно было выучить весь объем наизусть.
Грамотными и умными людьми тогда считались те, кто освоил таким образом примерно десять книг.
Но современному человеку в век высоких технологий потребуется более быстрый способ копирования информации.
На первый взгляд может показаться, что информационная среда значительно упрощает нам жизнь, но на самом деле она только усложняет ее.
Конечно, скопировать сейчас большой объем текста или целую книгу можно одним нажатием клавиши, но сможете ли вы настолько же быстро извлечь из нее нужную информацию?
Конспектирование можно назвать самым эффективным способом извлечения и усвоения знаний.
Плюсы умения вести конспект:
- конспектирование способствует прочному усвоению прочитанного/услышанного материала, а также закреплению знаний;
- развивает навык быстрого письма и анализирования информации, грамотного изложения и перестройки текста.
Конспекты можно вести по-разному
На сегодняшний день можно выделить несколько видов конспекта:
- Текстуальный. Его составляют только из цитат автора конспектируемого материала или предложений, несущих важную смысловую нагрузку. Для читателя он может стать хорошим источником интересных цитат и фактов, но у него имеется один недостаток – не активизирует память на прочитанный текст.
- Плановый. Последовательное и четкое изложение по заранее разработанному плану. Этот конспект очень прост в выполнении и понимании. Минус в том, что через некоторый промежуток времени будет тяжело восстановить в памяти тот материал, о котором писался конспект.
- Тематический. Конспект ведется на одну тему, информация для которого берется из различных источников. Такой вид конспекта позволяет в полной мере углубленно изучить интересующую вас тему.
- Свободный. Изложение информации в формате наиболее удобном для того, кто его ведет. Это индивидуально изложение, которое может сопровождаться планом, таблицами, цитатами и т.д..
Как видите, даже привычные каждому студенту конспекты могут быть разными.
Как оформить конспект?
Здесь студенту предоставляется полная свобода, главное, что нужно четко осознавать, это то, что красивые конспекты и полезные – не одно и то же
Прорабатывая записи цветом, необходимо сконцентрироваться на степени важности определенной информации, которая сразу должна бросаться в глаза. Лучше создать единую систему, в которой у каждого цвета будет определенная функция:
- даты,
- имена,
- географические принадлежности,
- имена собственные.
Список может продолжаться и варьироваться в зависимости от учебной дисциплины. Как оформить конспект, каждый решает сам. Главное, чтобы информация легко воспринималась.
Оформление конспекта
2 этап: запись
Ведение конспекта заключается в выделении главных и второстепенных мыслей, отсеивании ненужной информации и быстрой фиксации полученного на бумаге в легко читаемом виде.
Выделение главных мыслей
Главная мысль — это информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания темы. Это могут быть определения научных понятий, формулировки законов, правила, принципы, гипотезы, классификации явлений, факты.
Главные мысли составляют 30-40% от общего объёма урока и должны записываться полностью, без существенных сокращений.
Как понять, что мысль главная?
Учитель повторил её несколько раз, акцентировал внимание.
Ей предшествовала фраза «итак», «в результате», «следовательно», «таким образом».
Преподаватель подчеркнул её, обвёл в рамку, выделил жирным в презентации или на доске.
Числа и формулы тоже относятся к главным мыслям. Их необходимо вычленять и фиксировать самостоятельно.
Выделение второстепенных мыслей
Второстепенная мысль — это информация, которая детализирует, разъясняет главную мысль либо отражает вытекающие из неё следствия и рекомендации. Это могут быть аргументы, обоснования, примеры, характеристики, описания, комментарии, толкования, уточняющие факты и прочее.
Второстепенные мысли занимают 60-70% урока и при конспектировании требуют смысловой переработки — сжатия.
Отделение несущественной информации
Несущественная информация — это лингвистическая избыточность, которая поддерживает концентрацию внимания и помогает понять главную мысль.
К несущественной информации относятся вводные слова, связующие фразы и всевозможные «лирические отступления». Записывать их — пустая трата времени.
Во-первых, это вызовет спешку, которая никак не способствует усвоению материала, во-вторых, в излишне подробном конспекте ребёнку будет сложно ориентироваться. В большинстве случаев достаточно записать несколько опорных фраз, которые помогут воспроизвести детали по памяти.
У каждого занятия в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть содержание
Обратите на него внимание ребёнка. Оно послужит отличным планом для написания конспекта
Что такое конспект?
Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.
Студентов начинают учить готовить конспекты правильно с первого курса. Обычно преподаватель предоставляет краткий план на учебное занятие, какие темы и микротемы будут рассмотрены на паре; затем называет литературу, которую можно и нужно изучить самостоятельно.
После 5 минут настраивания на рабочее настроение, лектор читает своей урок, а студенты должны выделять ключевые фразы и слова и добавлять из в свои записи.
Только с опытом приходит навык записывать под диктовку большой объем текста. Также со временем у студента появляются свои собственные сокращения слов, которые появляются слишком часто.
Сокращения подсказывает преподаватель перед началом курса. Так проще держать ритм лектору и быстрее записывать учащимся.
К сожалению, у первокурсников не всегда находится добрый преподаватель, который будет так заботлив, что научит студентов правильно готовить записи. Поэтому многим приходится самостоятельно по опыту выяснять, как составлять конспекты.
Если вы студент, то рано или поздно вам может понадобиться повышение уникальности текста. На нашем сервисе вы сможете не только увеличить процент уникальности, но и проверить свою работу на плагиат через преподавательскую систему.
Также вы сможете заказать оформление любой работы по требованиям ГОСТ или по методичке. Поможем быстро и эффективно.
Используйте ранее полученные знания
Если кто-то хочет донести определенную информацию до группы людей с помощью статьи или презентации, он всегда адаптирует ее, чтобы соответствовать среднему уровню знаний группы. Поэтому вам иногда кажется, что вы что-то уже слышали или читали. В этом случае вам пригождаются предыдущие знания. Если в тексте содержится уже знакомая вам информация, не включайте ее в конспект. Давайте опробуем эту идею на примере отрывка из моей предыдущей книги Gain More from Your Brain.
Заболевания, связанные с речью, сгруппированы под общим названием «афазия». Часто их причина — повреждение мозга. Они могут принимать разные формы в зависимости от поврежденного участка. Так, существует отличие между сенсорной афазией (затруднение понимания речи), моторной афазией (затруднение воспроизводства речи) и затруднением подобрать нужные слова. У большинства праворуких людей речевые центры находятся в левом полушарии мозга.
Предположим, вы знакомы с идеей афазии, потому что раньше об этом читали в научной статье в газете. Вы уже знаете, что она связана с повреждениями мозга и что речевые центры расположены преимущественно в левом полушарии. Поэтому вам не нужно записывать ничего из этого. Вместо оригинального текста из 54 слов вам нужно записать 19.
Афазия: форма зависит от поврежденного участка. Различие — между 1) сенсорной (сложно понимать), 2) моторной (сложно говорить), 3) (сложно подобрать).
Вот еще один пример кратко законспектированного текста. Первая версия состоит из 15 слов. Конспект — из семи.
А. Джона Б. Уотсона многие считают отцом бихевиоризма. Это направление в психологии исследует непосредственно наблюдаемое поведение.
Способы конспектирования
Существует множество различных техник по ведению конспекта, приведем самые интересные и полезные:
- скоростное конспектирование;
- схематический план;
- опорный конспект;
- система кратких обозначений.
Есть много интересных и полезных техник ведения конспекта
Скоростное конспектирование считают самым распространенным способом фиксирования информации среди студентов.
Он одинаково хорошо подходит для конспектирования как гуманитарных дисциплин, так и научных.
Данный способ характеризуется особенным разделением пространства для конспектирования.
Лист бумаги делится вертикально на две колонки до половины страницы, на половине подводится горизонтальная черта таким образом, чтобы внизу листа оставалось пространство, неподеленное линиями, шириной примерно семь сантиметров.
Главная информация/суть записывается в правую колонку, которая является основной частью вашего конспекта.
Во время письменной фиксации материала нужно не забывать переходить от главной информации к фактажу, приводить примеры для полного ее пояснения.
В левую колонку нужно записать ключевые слова и выражения прослушанного/прочитанного материала для иллюстрирования содержания, отраженного в правой колонке.
В нижней части листа нужно описать главную мысль материала, а также описать ее преимущества и особенности относительно предыдущих лекций и т.д..
Такая техника конспектирования позволит вам быстро все вспомнить по истечении некоторого времени и проанализировать написанное.
Наиболее подходящая вам техника конспектирования поможет не только читать, но и запоминать гораздо больше книг
Схематический план отличается от других видов тем, что здесь сначала нужно записать вопросы, на которые нужно дать короткие ответы в процессе изучения материала.
Если совместить схематический план с принципом скоростного конспектирования, важную роль будет играть заполнение сначала левой колонки, а уже после – правой.
То есть порядок заполнения будет противоположным первому способу конспектирования.
Опорный конспект представляет материал целыми блоками различных тем. Каждый блок в опорном конспекте отображается в виде системы знаков, которые в свою очередь составляют мини блок.
Таким способом ведения конспекта преподаватель имеет хорошую возможность реализовать индивидуальный подход к процессу обучения, делать его более интересным и понятным для учащихся с разным уровнем знаний.
На сегодняшний день метод написания опорного конспекта набирает все большую популярность. Некоторые издания даже выпускают особые издания таких конспектов для отдельных дисциплин.
Система кратких обозначений отлично поможет при конспектировании книги, так как с ее помощью можно в значительной мере сократить содержание, а также использовать различные символы и обозначения, раскрывающие главную мысль прочитанного.
Необязательно придумывать собственные символы, так как их можно позаимствовать из общепризнанной системы обозначений.
Таким образом, если вы забудете, как расшифровывается тот или иной символ, всегда можно обратиться за помощью в Интернет.
Методы ведения конспектов
Существует довольно много разных методов. Мы разберём основные, подтвердившие свою эффективность.
Метод Корнелла
Главная идея этого метода — разделить страницу на три части: две колонки и отдельную секцию внизу.
- Узкая колонка слева. В неё записывают основные концепции, термины и ключевые понятия. И ещё здесь могут быть вопросы, которые возникают по ходу конспектирования.
- Основная колонка. Она предназначена для обычного конспекта, который подробно раскрывает концепции и термины из первой колонки.
- Секция внизу. По-английски она ёмко называется summary, самый близкий аналог на русском — краткое изложение или основные тезисы. В этой секции должны быть кратко описаны важные концепты, о которых идёт речь в материале. В идеале — своими словами.
Такой метод позволяет чётко структурировать информацию и с лёгкостью находить её в конспекте, ориентируясь по ключевым словам в левой колонке.
Схематический метод
При использовании этого метода вся структура записей должна представлять собой один большой список с несколькими уровнями вложенности. Элементы верхнего уровня списка — это основные темы. Дальше происходит разветвление от каждой темы на подтемы. А каждая подтема может содержать основные тезисы. В итоге получается большой маркированный список. Уровней вложенности может быть и больше, но список не должен получиться слишком уж монструозным, иначе тогда в нём может быть тяжело ориентироваться.
Плюс этого метода — анализ материала ещё на стадии конспектирования, ведь для создания такой структуры нужно сразу выделять основные темы и разбивать материал на тезисы.
Метод интеллект-карт
Полезный метод, который подходит не только для конспектирования, но и для брейн-шторминга, планирования и так далее. Он заключается в визуальном представлении информации в виде древовидной схемы. Корневой элемент такой схемы — основная сущность (ключевая идея, задача, термин), а от неё отходят ветви со связанными элементами (понятиями, тезисами по теме, идеями, способами решения). Создатель интеллект-карт написал книгу о том, как и где можно применять этот метод.
В конспектах интеллект-карты позволяют проследить связи между элементами, представить сложные концепции в простой лаконичной форме и улучшить запоминание информации благодаря визуализации и наглядности.
Метод предложений
Этот метод похож на обычное конспектирование строка за строкой
Важное отличие — каждое новое предложение записывается с новой строки и нумеруется. Такая система позволяет устанавливать связи между разными частями конспекта несмотря на линейность
Для этого достаточно сделать пометку с указанием, к какому по номеру предложению относится текущая мысль.
Плюсы метода — привычность и лёгкость перехода к нему. Тем не менее, этот метод в большинстве случаев уступает другим по эффективности.
Метод течения
Пожалуй, самый свободный в нашем списке — flow method, метод течения или потока. Его суть в том, чтобы уделять минимум времени конспектированию непосредственно самого материала, концентрируясь только на основных моментах. При этом следует активно обдумывать материал и записывать свои комментарии и идеи, которые возникают в ходе изучения. Их можно записывать в любой удобной форме вперемешку с основными тезисами. Результат может представлять собой схему, разрозненные тезисы, подобие интеллект-карты или всё сразу. Создатель метода написал подробный гайд, в котором он рассказывает о самом методе и о том, как начать использовать его в своих записях.
Главная цель этого метода — выучить и понять материал сразу, а не записать его, чтобы выучить в будущем. Это значительно отличает его от всех остальных. Стоит учесть, что метод течения ввиду своих особенностей подходит не во всех случаях. Например, его не стоит выбирать, если цель конспектирования — собрать базу знаний. В конспектах точно не будет подробного разбора каждой темы.
Способов ведения конспектов гораздо больше, и продолжают появляться новые. Даже метод течения, который уже набрал популярность, появился сравнительно недавно. Так происходит в том числе потому, что многие опытным путём стремятся прийти к оптимальному для себя методу. Мы предлагаем вам сделать то же самое — выбрать подходящий для ваших целей метод и при необходимости модифицировать его или создать свой собственный с нуля. Если он будет работать для вас — почему бы и нет.
Тезисы и конспекты
Работа с тезисами – навык, который начинает формироваться в школе, для обучения в высшем учебном заведении становится просто незаменимым. Чем отличаются тезисы от конспектирования?
Тезисы, в отличие от конспекта, являются более сжатым изложением исходного материала, а по манере передачи информации ближе к цитированию. Это четкий структурированный план, на который «наращиваются» примеры из авторского текста. Вторым названием данного вида работы считают план-конспект.
Вообще три этих термина следует научиться разграничивать.
Пошаговый ход работы:
- Составление пунктов плана (отталкиваясь от структуры изложения материала, опираясь на смену действий в событийном порядке).
- Работа с тезисами (подбор доказательной базы, основываясь на изложение материала в исходном тексте).
- Включение своих собственных комментариев и характеристик, чтобы показать осознанность темы и переработанность изначальной информации.
Краткое написание конспекта
Важно! Конспект является более свободным и полным способом передачи информации.
Как красиво оформить конспект
Запоминать большой объем информации сразу во время лекции по силам лишь единицам. Поэтому умение конспектировать пригодится каждому человеку. Текст должен обладать четкой структурой и понятным смыслом. Грамотное и красивое оформление записей позволит оперативно восстановить в памяти знания через определенное время. Подобный навык полезен по нескольким причинам:
В тетради
Правильное ведение конспектов поможет отлично усвоить учебный материал, что важно для подготовки к экзаменам. Записи способствуют запоминанию ключевых моментов лекции
При этом важно, чтобы тетрадь не только включала полезную информацию, но и выглядела аккуратно. Полезные советы для красивого оформления конспекта в тетради:
Красивый конспект состоит из аккуратных записей. Текст должен быть понятен автору. Будет полезно заранее разработать индивидуальную систему условных обозначений. Это поможет значительно сократить время на конспектирование информации. Если в процессе лекции остались пробелы, то их необходимо заполнить сразу после окончания пары. Ключевые слова можно выделять цветными маркерами или разноцветными чернилами. Тематические разделы конспекта следует помечать цветными стикерами, с помощью которых будет легко ориентироваться в тетради.
В Ворде
В эпоху информационных технологий образовательный процесс постоянно оптимизируется. Писать конспекты сегодня можно не только в тетради, но и брать с собой на лекции ноутбуки, планшеты и другие электронные устройства для ведения записей. Текст печатается в специальных редакторах. Наиболее популярной программой является Microsoft Word. Для того чтобы выполнить конспектирование в Ворде качественно, можно воспользоваться полезными советами: