Структура и виды лекций в вузе

Пример плана-конспекта

В качестве образца составления плана-конспекта можно использовать заготовки для работы со статьей по истории на тему «Возникновение письменности». Вначале после проработки материала получается костяк:

Важность письменности для человечества. Государства, в которых впервые появилось письмо

Развитие в средние века. Значение для науки. Письменность в современном обществе. Выводы.

В процессе работы полученные пункты становятся подзаголовками и обрастают материалом, раскрывающим их суть. Например:

Важность… Формирование потребности в письменной передаче сведений. Причины, обусловившие возникновение письменности… Наскальные рисунки

Первые попытки зафиксировать сообщения предприняли… Пиктограммы. Предметное письмо (слова-рисунки). Кипу. Государства… Шумер. Египет. Китай.

И так – до полного заполнения подзаголовков соответствующей информацией.

Освоение техники составления плана-конспекта позволяет отточить мастерство и эффективность самостоятельной работы с текстом, уменьшить потери времени и сил на подготовку к занятиям.

Источник статьи: http://edunews.ru/school/info/plan-konspekt.html

Для чего студенту нужен конспект

Конспект представляет собой письменную фиксацию фактов, мыслей, определений, которые излагаются в устной форме преподавателем или представлены в литературных источниках. Важным требованием к конспектированию является обеспечение логической связи отдельных блоков прослушанной или прочитанной информации в процессе их аналитической обработки.

В результате конспектирования автор получает хорошо структурированную запись, благодаря которой через определенное время можно легко вспомнить полезные сведения. Другие читатели конспекта получают целостное представление о теме в кратком изложении ее основных тезисов. Существует несколько видов письменной фиксации информации, которым можно научиться. Они отличаются целевым назначением и областью применения:

  1. План-конспект включает пункты и подпункты, под которыми кратко излагается их суть. Подобное решение позволяет формулировать мысли последовательно, извлекать наиболее важные факты, структурировать информацию. Такой метод конспектирования целесообразно начать использовать во время лекций, когда преподаватель заранее оглашает план, а также для эффективной подготовки к экзаменам, в процессе которой по заголовку проще вспомнить содержание темы.
  2. При составлении схематического плана записываются вопросы, на которые затем предоставляются краткие ответы в несколько предложений. Как правило, лист делят на две колонки. В первой указывается вопрос, а во второй — ответ. Делать конспект по такой методике достаточно просто и удобно.
  3. Текстуальным конспектом называется комплекс цитат или главных мыслей, расположенных в логической последовательности или по заранее разработанному плану. Данный вид конспектирования будет эффективен в процессе анализа высказываний автора, когда требуется изложить мысли в точной формулировке. Распространенными областями применения являются лекции по литературе, философии и другим гуманитарным наукам.
  4. Тематический конспект основан на заданной теме. В нем представлен исчерпывающий ответ по какому-либо вопросу, полученный из различных информационных источников. При этом конспектируются только те тезисы, которые позволяют раскрыть суть темы. Материал полезен для углубленного изучения тематики, требует много времени на анализ литературы, получается максимально информативным, так как содержит ценные сведения.
  5. Графический конспект предполагает изложение информации в графическом виде с помощью таблиц, графиков или схем. Основные данные подкрепляются пояснениями и выводами. Подобная методика нередко применяется для конспектирования лекций на техническую тематику.
  6. Конспект лекций достоверно и полно отражает основные тезисы, передаваемые лектором. Качество подобного конспектирования определяется умениями выделять главные моменты, анализировать информацию, исключать лишний материал, оперативно вести записи. В этом случае следует сконцентрироваться на последовательном изложении лекции. Составлять план нет необходимости.
  7. Свободный конспект представляет собой успешное сочетание разных видов конспектирования. Подобная методика требует высокого уровня профессионализма и опыта. От автора требуется фиксировать основные моменты темы, дополняя их схемами, цитатами, графиками, иллюстрациями и вопросами. Важным требованием является получение логически связанного и информативного материала.

Несмотря на огромный объем данных в интернете и печатных изданиях, в которых можно без проблем найти нужную информацию, умение конспектировать сложно переоценить. Самостоятельное ведение конспекта поможет трансформировать знания из краткосрочной памяти в долгосрочную, освоить методики систематизации данных и структурирования материала, развивать логическое мышление.

Что такое конспект

Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.

Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.

Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:

  1. Физической усталостью. Уже к концу первой пары писать так же быстро, красиво, но главное – разборчиво, как и в начале, сможет только робот. К четвертой лекции даже самый каллиграфический почерк потеряет читабельность и превратится в замысловатые закорючки.
  2. Отсутствием концентрации внимания. Машинально отражая в тетради услышанное, сложно запомнить информацию. В результате для усвоения материала придется во внеурочное время перечитывать записанное, причем многое в собственном конспекте покажется открытием.
  3. Сложностями с «расшифровкой». Чтобы не упустить ни слова, понадобится использовать большое количество загадочных сокращений, спонтанных аббревиатур и других на ходу изобретенных условных обозначений. Через два часа после лекции даже для самого автора конспекта все они станут похожими на пляшущих человечков из рассказа о Шерлоке Холмсе. Чтобы разобрать написанное, потребуется специалист по криптоанализу – без его помощи кодированную рукопись спокойно можно отправлять в макулатуру.
  4. Бесполезной потерей времени. Огромные манускрипты с простынями несистематизированной, следовательно, не подвергнутой анализу и осмыслению информации, не помогут качественно подготовиться к экзаменам.

Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.

Для разных целей и дисциплин подходят различные виды конспектов. Они отличаются структурой, объемом, техникой составления.

Что такое конспект

Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.

Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.

Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:

  1. Физической усталостью. Уже к концу первой пары писать так же быстро, красиво, но главное – разборчиво, как и в начале, сможет только робот. К четвертой лекции даже самый каллиграфический почерк потеряет читабельность и превратится в замысловатые закорючки.
  2. Отсутствием концентрации внимания. Машинально отражая в тетради услышанное, сложно запомнить информацию. В результате для усвоения материала придется во внеурочное время перечитывать записанное, причем многое в собственном конспекте покажется открытием.
  3. Сложностями с «расшифровкой». Чтобы не упустить ни слова, понадобится использовать большое количество загадочных сокращений, спонтанных аббревиатур и других на ходу изобретенных условных обозначений. Через два часа после лекции даже для самого автора конспекта все они станут похожими на пляшущих человечков из рассказа о Шерлоке Холмсе. Чтобы разобрать написанное, потребуется специалист по криптоанализу – без его помощи кодированную рукопись спокойно можно отправлять в макулатуру.
  4. Бесполезной потерей времени. Огромные манускрипты с простынями несистематизированной, следовательно, не подвергнутой анализу и осмыслению информации, не помогут качественно подготовиться к экзаменам.

Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.

Необычные виды конспектирования

Если стандартные способы ведения записей не позволяют получить информативные и полезные конспекты, можно прибегнуть к необычным техникам.

Майнд-карты

Mind-mapping – популярная техника конспектирования, которая придется по вкусу любителям мозговых штурмов. В кружочке или рамке в центре страницы указывается тема лекции. В течение занятия к этой отправной точке присоединяются дополнительные блоки, которые отводятся под логически связанные с основным понятием ключевые слова и идеи. Для большей информативности текст можно дополнять рисунками и значками.

Для создания ментальных карт лучше использовать листы большого формата (не менее А4). Записи располагаются от центра к периферии.

Метод Корнелла

Этот метод пользуется большой популярностью у американских преподавателей и студентов. Конспект, составленный в такой технике, стимулирует к перечитке записей, их дополнению и переработке. Перед тем как начинать делать заметки, надо разделить страницу на две неравные колонки (левая меньше, правая больше) и оставить немного места вверху и внизу листа для заголовка, даты и подведения итогов.

Во время лекции записи делаются привычным образом, основная информация располагается в правой колонке. В левой уже после занятия помещаются наиболее значимые идеи, даты и понятия. В 24 часов необходимо окончательно оформить конспект, заполнив нижнее поле. Для этого надо несколькими предложениями сформулировать основную идею записей.

Если в течение суток не подвести итоги записанного, техника Корнелла лишена смысла и не принесет дополнительной пользы в сравнении с обычным конспектом.

ТЕКСТА КУРСА (КОНСПЕКТА) ЛЕКЦИЙ

Допускается использование 12 кегля шрифта Times New Roman и одинарного межстрочного интервала для таблиц и в рисунках (графиках, схемах).

В основном тексте обязательно выделение красной строки (абзацный отступ – 1 см), выравнивание основного текста происходит по ширине. Текст набирается на компьютере в формате А 5.

Поля: левое – 1,5 см; нижнее – 1,5 см; правое – 1,5 см, верхнее – 1,5 см. Каждая лекция начинается с новой страницы.

Тема лекции в тексте выравниваются по центру и выделяются жирным шрифтом.

Сокращение слов без пояснений и списка сокращений в конспекте лекций не допускается.

Скетчноутинг

Данный метод предполагает использование рисунков и символов наравне с текстом. Им можно пользоваться на лекциях, при чтении книг, на мозговых штурмах и деловых встречах. На самом деле мы все знакомы с этим методом по урокам биологии.

Метод позволяет переводить основные идеи в образы и формировать между ними наглядные взаимосвязи. Он включает рисунки, но это не должно пугать вас, так как достаточно и схематичных изображений.

Например, вам необходимо понять, как происходит взаимодействие клиента и веб‑сервера. Можно описать порядок действий словами:

  1. Клиент обращается к DNS‑серверу, ищет реальный адрес сайта.
  2. Клиент посылает HTTP запрос к веб‑серверу.
  3. Сообщение и образ веб‑сайта передаются по интернет‑соединению с использованием протокола TCP/IP.
  4. Если запрос клиента корректен, сервер небольшими частями отправляет файлы сайта в браузер.
  5. Браузер собирает эти части в полноценный сайт и показывает его вам.

А можно простой схемой:

Преимущества метода:

  • Простая навигация по материалу.
  • Можно быстро повторить материал.
  • Понимание происходит через образы.
  • Подходит для подготовки к экзаменам.

Недостатки метода:

  • Занимает некоторое время, не всегда подойдёт для лекции.
  • Необходимо сначала продумать структуру изображения, а только потом нарисовать.

Перечисленные методы ведения конспектов подойдут не всем, рекомендуем попробовать каждый и определить, какой удобнее и эффективнее для вас. Не ограничивайтесь одним методом: комбинируйте их в зависимости от ситуации и ваших потребностей.

Как вы записываете важную информацию?

Алгоритмы составления плана

Алгоритм составления общего плана

Перед тем как приступать к составлению какого-либо из предложенных выше вариантов плана, нужно понимать и уметь составлять общий план текста.

Вот алгоритм его составления:

  1. Определить суть и задачи текста.
  2. Выбрать информацию, с помощью которой можно решить поставленные задачи.
  3. Сформировать из выбранных данных отдельные пункты плана.
  4. Расположить пункты плана в логической последовательности.

Полученный план должен соответствовать определенным критериям:

  • быть логичным и последовательным;
  • не содержать повторы;
  • содержать исчерпывающую информацию по вопросу или теме;
  • не включать пункты, состоящие из одной формулировки (такие пункты лучше объединять с другими);
  • быть кратким. Нужно убедиться, что формулировки точные и краткие;
  • быть лаконичным. План, в котором более 10 пунктов, запоминается сложнее.

Эти критерии применимы как к общему, так и к любому другому варианту плана.

Алгоритм составления тезисного плана

После ознакомления с особенностями составления общего плана, можно приступать к составлению тезисного.

Вот алгоритм его составления:

Чтение текста и обозначение главной мысли.
Формулировка тезиса. Он должен быть кратким, но при этом показывать, насколько идея многогранна

При формулировке тезиса не стоит прибегать к уточнениям — важно просто обозначить суть.
Перечитка и проверка соответствия формулировки основной идее. Обширные тезисы лучше сокращать.
Выделение подпунктов плана (подтезисов основного тезиса)
Обратите внимание на то, сколько абзацев в тексте и какие они

В каждом абзаце заключена определенная мысль, и об этом нужно помнить.
Формулировка тезисов
Делать это нужно исходя из количества абзацев и их содержания. Не каждый абзац может стать тезисом, ведь некоторые из них тесно связаны с другими.
Проверка сформулированных тезисов и выделение подпунктов плана.

Примеры

На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.

Развернутый

  1. Онегин — ключевой образ романа:
  • культурная среда, в которой жил Онегин;
  • возможные прототипы.
  1. Раскрытие образа:
  • детство, воспитание;
  • отношение к высшему свету;
  • Онегин и Ленский;
  • Онегин и Татьяна;
  • отношение автора к герою.
  1. Заключение: эволюция характера Онегина.

Тезисный

Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:

  1. Роман «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», а главный герой — типичный молодой дворянин-помещик начала XIX века. Это собирательный образ, в котором угадываются черты многих современников поэта — П. Чаадаева, А. Раевского и самого Пушкина.
  2. В начале романа Онегин, столичный житель, которому успел надоесть высший свет, попадает в деревню. Знакомство с поэтом Ленским и Татьяной Лариной — толчок к эволюции характера героя. Привычное высокомерие Онегина к Татьяне, к Ленскому, приведшее к дуэли, отъезд из деревни и новая встреча с Татьяной в Петербурге — эпизоды драмы Онегина как «лишнего человека», не видящего места для себя. Пушкин не жалеет и не осуждает своего героя, а отражает в его образе судьбу своего поколения.
  3. Евгений Онегин в конце романа — тот же скучающий и разочарованный светом человек, но уже не легкомысленный и циничный, а переживший глубокую душевную драму.

Виды планов

Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.

Различают два вида планов:

  • простой (краткие заголовки главных частей текста);
  • сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.

По типу языкового оформления:

  • вопросный;
  • назывной;
  • тезисный;
  • опорная схема.

Вопросный от назывного отличается построением.

Пример:

Назывной Вопросный
1. Птицы, зимующие у нас. 1. Какие птицы зимуют у нас?
2. Перелетные птицы. 2. Какие птицы улетают на юг?
3. Поможем птицам перезимовать. 3. Как помочь птицам перезимовать?

Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами.

Пример: Сказка «Колобок»:

  1. Испекся Колобок.
  2. В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
  3. Съели Колобка.

Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.

Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:

  1. Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
  2. Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
  3. Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.

При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.

Пример — роман «Евгений Онегин»:

  1. «Онегин, добрый мой приятель…».
  2. «Деревня, где скучал Евгений…»
  3. «По имени Владимир Ленский…» и т. д.

План, составленный с помощью тезисов

Благодаря тезисному плану можно кратко и структурировано изложить всю суть вашего текста, его главные мысли и идеи. Для этого применяются тезисы. Для эффективного восприятия текста его стоит условно разделить на блоки, на каждый из которых отводится примерно 1000 текстовых символов. Каждый из таких блоков относится к соответствующему пункту тезисного плана. Например, если статья или научный доклад состоит из 12000 символов, то необходимо 12 пунктов. Ниже рассмотрим пример такой структуры.

Пример:

  1. Что такое лендинг-пейдж, чем он отличается от обычного сайта, зачем его создавать и как он поможет в бизнесе (с его помощью можно эффективно собирать заявки на продукт или услугу).
  2. Основные критерии лендинга: дизайн, продающая структура текста, наличие всех необходимых элементов.
  3. Для каких ниш бизнеса использование лендинга будет продуктивным.
  4. Полный список рекомендаций, которым должен соответствовать грамотно созданный лендинг-пейдж.

Опорная схема

Такой вид плана отлично подходит для выступлений устного формата. Его суть состоит в том, что «опорами» в нем являются основные слова и словосочетания, по которым можно понять смысл текста. План- опорная схема применяется для небольших текстов, с указанием различных фактов, цифровых показателей, которые фигурируют в статье (например, новостной).

Пример:

  1. Лендинг-пейдж: понятие, особенности
  2. Оформление, продающая структура текста.
  3. Конверсия и посещаемость лендинг-пейдж.
  4. 20 основных пунктов, которым должен соответствовать лендинг.

Вопросный план

Структура такого плана строится на вопросах, которые располагаются в логической последовательности один за другим. Он идеально подходит для описания бизнес-идей, руководств, обучающих материалов.

Пример:

  1. Что такое таргетированная реклама и кто такие таргетологи?
  2. Какие задачи ставятся перед таргетологом?  
  3. Чем отличаются таргетологи от маркетологов?
  4. С чего начать, чтобы стать таргетологом?
  5. Сколько зарабатывают таргетологи?

Назывной

В данном случае составляется план из коротких тезисов, не более 2-4 слов. Глаголы исключаются.

Пример:

  • Встреча царя и девиц;
  • Рождение царевича;
  • Заточение в бочку;
  • Новый замок царицы и царевича;
  • и т.д.

Смешанный

Чтобы написать план статьи такого типа, можно использовать разные подходы – тезисы, вопросы и т.д. Даже не буду приводить пример, думаю, вы и сами прекрасно понимаете, о чем идет речь.

Метод предложений

Лучше всего данный метод подходит для максимально подробных и быстрых записей.

Как делать записи?

Начало каждой новой темы необходимо вынести на отдельную строку и выделить другим цветом или более жирным шрифтом.

Выберите главные мысли из лекции или книги и запишите каждую с новой строки. Предложения можно пронумеровать для простого поиска по тексту.

Нумерация нужна для того, чтобы быстро сослаться на часть конспекта без переписывания, просто указав номер предложения.

Пример использования метода предложений

Преимущества метода:

Подходит для конспектирования лекций и учебников

Способствует активному слушанию, так как записывать необходимо только самое важное.. Недостатки метода:

Недостатки метода:

Легко может превратиться в переписывание слово в слово.

Планирование и особенности тезисного плана

Зачем нужен план

Одним из этапов работы над любым текстом является составление плана. С его помощью вы сможете лучше понимать и запоминать информацию.

План — перечень элементов текста, в которых заключен основной смысл. Если вы собираетесь писать текст, то правильное структурирование будет играть огромную роль.

Элементы текста — смысловые ориентиры, опираясь на которые вы сможете последовательно двигаться к поставленной цели.

Есть несколько вариантов такого плана:

  • вопросительный. В этом случае каждый пункт плана — вопросы к тексту;
  • назывной. Является планом-тезисом номинативного строя. В этом случае ключевые моменты просто называются;
  • опорная схема. Как правило, это отдельные предложения, в которых заложена основная суть текста;
  • тезисный. Он состоит из отдельных тезисов — положений, кратко излагающих ключевую мысль.

Особенности тезисного плана

Тезисный план представляет собой один из вариантов структурирования текста. Сами тезисы, как я уже писал, это положения, в которых сконцентрирована основные моменты текста.

С помощью тезисов можно разобраться не только в структуре текста, но и в ключевых его идеях, объясняющихся в каждой из частей текста.

Чтобы сформулировать тезисы, сначала нужно внимательно изучить весь доступный вам материал, найти в нем то, что на ваш взгляд можно считать основным и только потом сформулировать тезис.

Тезисный план исходит из того, что в каждом тексте есть определенная структура и логическая связь между составляющими частями текста. Несмотря на то, что каждая текстовая часть отвечает за отдельную идею, которые работают на общую идею, сам текст можно поделить на разделы.

Пункт тезисного плана — двусоставное предложение с заключенной в нем главной мыслью всей части.

Составление тезисного плана возможно только на смысловой основе текста.

Образец плана лекции

Любое лекционное занятие должно проводиться по заранее подготовленному сценарию. Образец плана лекции имеет следующий вид:

  1. Название дисциплины:
  2. Тема занятия:
  3. Цель лекции:
  4. Основные задачи:
  • обучающая:
  • развивающая:
  • воспитывающая:
  1. По результатам занятия студент должен:
  • иметь понятие о:
  • уметь делать:
  • владеть знаниями о:
  1. Норма времени: два академических часа.
  2. Тип занятия: лекция.
Основные моменты Излагаемая информация Время, мин.
1. Вступительная часть Приветствие. Проверка отсутствующих. Постановка темы, цели, основных задач. 5-8
2. Составление плана Формулирование проблемы; основные понятия и суть изучаемого вопроса. 60-65
3. Закрепление полученной информации Вопрос-ответ, экспресс-опрос, при этом отвечает как преподаватель, так и учащиеся. Проводится разбор ошибок. 8-10
4. Подведение итогов Сопоставление результатов лекции с установленной целью и намеченными задачами. Оценивание работы студентов. 5-8
5. Анонс следующего занятия, задание на дом Задания для самостоятельной работы, определение способа их выполнения. 2
  1. Оборудование:
  2. Используемая литература:

Этот пример демонстрирует приблизительный план проведения теоретического вузовского занятия, целью которого является изложение нового материала.

Чтение лекций в высших учебных заведениях значительно сокращает расходы на одного студента, существенно упрощает образовательный процесс, не снижая его эффективности.

Как писать конспект лекций

Залог успешного конспектирования лекции преподавателя – умение студента концентрироваться и внимательно слушать. Вести записи «на автомате», не вникая – крайне неэффективно, потом надо будет самостоятельно разбираться в теме.

Правильно написать конспект лекции не составит труда, если она изначально рассчитана на конспектирование. Трудности могут возникнуть, когда преподаватель читает лекцию по учебнику или в виде собственного сплошного текста. В таких случаях помните, что главное – уловить и сохранить суть предмета, о котором идет речь.

Не пренебрегайте планом лекции, попросите преподавателя вам его продиктовать и в дальнейшем заполняйте обозначенные смысловые блоки.

Правила составления

Красивый конспект должен быть содержательным и информативным. Поэтому сначала обязательно записывается тема. Каждый новый смысловой блок начинается с абзаца. Термины и другая важная информация выделяются разными способами.

Для того чтобы быстро записывать слова лектора, лучше использовать разные сокращения и условные обозначения: знаки больше или меньше, стрелочки и тому подобное. Все это позволит сэкономить время. Преподавателя нужно дослушать до конца и только потом фиксировать его мысль. Если он советует какую-то литературу, то ее нужно записать на отдельном листе.

Основное правило написания конспекта — это краткое изложение информации. Поэтому не стоит записывать длинные и пространственные рассуждения. В случае если какие-то термины непонятны, нужно их отдельно выделить и позже записать значение.

Некоторые преподаватели в начале лекции дают план, который содержит основные моменты занятия. Его необязательно записывать, но он поможет лучше зафиксировать смысловые блоки текста.

Навыки конспектирования пригодятся не только во время обучения. Если человек хочет лучше запомнить информацию из книги или статьи, ее лучше записать. Единых правил ведения записей не существует, так как каждый выбирает удобный для себя способ. Для разных предметов могут использовать определенные виды конспектов.

Так, для точных наук лучше применять схемы и таблицы. Подобный вариант подойдет для истории и биологии. В гуманитарных предметах нередко нужно цитировать первоисточник, поэтому лучше составлять конспект в виде плана.

Навык ведения записей развивается постепенно. Со временем человеку будет легко выделять главную информацию и записывать ее в тетрадь или блокнот. Это пригодится во время посещения выступлений или ведения переговоров, так как получится быстро фиксировать мысли.

Какие требования предъявляются

Общие требования к картинному плану те же, что и к другим:

  • Структурированность. Количество изображений равно количеству эпизодов — смысловых частей текста, без пропусков и повторов.
  • Последовательность. Выстроенные в ряд изображения имеют ту же логику и последовательность, что и в тексте, отражают его основные элементы, части от начала до конца.
  • Единообразие. Картинки не обязательно делать под копирку, но соответствовать по общему начертанию и размерам (если один эпизод изображен намного больше другого, то он более важный?).
  • Информативность. Как в обычном плане, в заголовках и подзаголовках необходима законченная по форме и ясная по содержанию мысль для опоры в правильном пересказе текста, в картинном плане необходимо изобразить содержание эпизода. Здесь принципиальна не красота рисунка (пусть он получится схематичным), а выразительность и понятность происходящего.

Вот, например, что такое картинный план к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»—- это не последовательные «портреты» царя, мачехи, царевны, королевича и богатырей, а ключевые «кадры» повествования:

  1. Царь с маленькой дочкой на руках, а поодаль мачеха.
  2. Мачеха с зеркальцем в руках отдает приказ стоящей на коленях чернавке.
  3. Царевна выходит из леса к терему богатырей.
  4. Богатыри и царевна.
  5. Старушка дает царевне яблоко.
  6. Богатыри стоят возле мертвой царевны.
  7. Елисей расспрашивает про царевну у солнца, месяца, ветра.
  8. Королевич Елисей нашел царевну.

Подобная методика используется не только для разбора и пересказа литературных произведений, но и в других учебных предметах: опорные схемы посадки растений, рассказа о явлениях природы и т. д.

Начальный этап

От выбора ручки и тетрадки зависит почерк

К лекциям надо предварительно подготовиться и хоршие канцтовары играют здесь важную роль. Нужно подобрать удобные и практичные тетради, блокноты, ручки, текстовыделители. Здесь всё индивидуально. Помните: выбирая канцтовары, отдавайте предпочтение тем, которые вам нравятся, ведь работать с ними намного приятнее. Прикупив новые удобные ручки, сразу хочется испробовать их и сделать несколько записей.

Выбираем тетрадь

Самый лучший вариант – это тетради со сменным блоком. В них удобнее структурировать информацию, можно бесконечно менять листы и легко убирать ненужное. А ещё – необязательно носить стопку тяжёлых тетрадей. Достаточно взять листы и, придя домой, разложить их. Когда мы используем обычные тетради, половина листов часто остаётся неиспользованной. В итоге и тетрадь жалко выкидывать, и для нового предмета её уже не возьмёшь. Тетрадь со сменным блоком решает и эту проблему.

Как вести записи

Применяйте предложенные ниже советы:

  1. Используется разноцветные ручки и текстовыделители, чтобы быстро ориентироваться в записях. Например, выделяйте заголовки одним цветом, а основное содержание – другим. Можно разработать собственную систему цветов. К примеру, зелёным выделяйте определения, жёлтым – даты, синим – примеры, розовым – выводы.
  2. Если это возможно, старайтесь конспектировать от руки. Согласно результатам исследования, это помогает лучше запоминать материал, ведь вы не просто печатаете всё, что слышите или читаете, а формулируете информацию своими словами.
  3. Учитесь сокращать. Например, можно пропускать гласные буквы или использовать значки вместо часто используемых, но не несущих информацию слов, как «который», «если», «потому что».

Важные нюансы

Ведение конспекта

Главное в каждом конспекте – он должен быть удобным и понятным, в первую очередь, вам. Чтобы передать информацию, вы можете использовать самые разные способы или подстраивать уже существующие, под свои потребности. Пробуйте разные методики конспектирования и отмечайте, с какими вам проще и интереснее работать, в дальнейшем используйте именно их. Таким образом, ведение конспекта, из скучного процесса превратится в увлекательное и одновременно полезное занятие.

Сразу после лекции…

Вспомните план лекции или быстро набросайте его в уме, если он не был дан. Мысленно «пробегитесь» по ключевым моментам, которые были озвучены, вспомните интересные примеры и факты. А затем проверьте, всё ли вам удалось вспомнить. Всего 5 минут, но они помогут легко запомнить материал.

Спустя время…

Перечитайте конспект, исправьте все неточности и выделите важные моменты, например, цветными ручками. Затем дополните информацию. Если не хватает места, используйте стикеры. Затем остаётся только повторить лекцию по памяти целиком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector