Готовимся к занятию. тематическое и поурочное планирование
Содержание:
- 3 этап: оформление
- Пример плана-конспекта урока
- Технологическая карта урока
- Пример конспекта
- Схема плана-конспекта урока
- Цель урока
- Что такое конспект
- Подготовка к занятию
- Домашнее задание
- Оформление конспекта
- Зачем нужен конспект урока?
- Основные требования
- Методическая литература
- Основные этапы традиционного урока
- На что еще стоит обратить внимание?
- Составление план-конспекта урока истории
3 этап: оформление
Несмотря на то что многие современные школьники печатают быстрее, чем пишут, рекомендуем приучить вашего ребёнка вести конспекты от руки. Это развивает мелкую моторику, необходимую для тренировки мышления. Кроме того, во время рукописного конспектирования мозг лучше сохраняет информацию.
При этом можно дополнять свой рукописный конспект схемами и другими визуальными пособиями, сделанными на компьютере, как делает это ученик домашней школы «Фоксфорда» Степан Павловских.
<<Блок перелинковки>>
Научите ребёнка оптимально использовать тетрадные поля. На них можно ставить дату и обозначать особо важные места. Писать лучше всего через клетку или две. Это позволит дополнять конспект новыми сведениями и исправлять допущенные ошибки.
При составлении конспектов используйте сокращения. Они могут быть общепринятыми, личными, словарными и ситуативными.
Виды сокращений в конспектах
В конспектах можно использовать символы и схемы. Стрелки, рамки, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий.
Научите ребёнка использовать цветные текстовыделители при оформлении конспекта
Это поможет навести порядок в записях и акцентировать внимание на важных местах. Разные части конспекта можно писать разноцветными ручками
Например, вопросы — красным, определения — синим, выводы — зелёным. Цветная кодировка связывается с памятью, позволяя легче «сохранять» материал конспекта.
Придумайте с ребёнком систему символов, чтобы отмечать непонятные места. Если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определения, можно поставить рядом с ним яркий значок, чтобы разобраться позднее.
Примеры привлекающих внимание знаков:
- — прочитать об этом в учебнике;
- — скачать презентацию по теме;
- ⟳ — повторить перед следующим уроком.
Объясните ребёнку, что если что-то непонятно во время урока, то при просмотре записи будет непонятно вдвойне. Лучше прервать конспектирование и написать учителю в чат уточняющий вопрос.
После урока работа с конспектом не заканчивается. Предложите ребёнку дополнить его информацией из учебника и повторить то, что он записал, через несколько часов или на следующий день. Помимо прочего, это позволит ребёнку осознать, насколько полезный и понятный конспект у него получился.
Ещё больше идей о том, как оформлять школьные конспекты по разным предметам читайте в этой статье.
Пример плана-конспекта урока
Рассмотрим план-конспект урока для 5 класса по теме «Правописание корня -лаг-/-лож- ».
Цель урокаосвоение правила чередования гласных в корне -лаг-/-лож- .
Задачи:
- знакомство с правилом чередования гласных в корне -лаг-/-лож- ;
- развитие умения использовать данную орфограмму на практике;
- формирование навыков правильного произношения;
- развитие внимания, памяти, логического мышления;
- развитие связной речи.
Оборудование
- таблица или схема «Правописание корня -лаг-/-лож- »;
- разноцветные маркеры.
ХОД УРОКА
I. Вводная часть
1. Приветствие
2. Настрой учащихся на занятие, введение в тему
Преподаватель кладет книгу на стол.
– Ребята, что я сейчас сделал(а)? (Вы положили учебник на стол.)
Верно. А кто из вас знает, как пишутся слова положил, положила, положить? Какая гласная буква употребляется в корне -лож- : а или о?
(Педагог записывает на доске данные слова, намеренно пропуская гласную в корне.
Дети по очереди высказываются, затем учитель вписывает в слова нужную букву, подчеркивая ее, и выделяет в них корень. Школьники делают это в тетрадях.
Далее к доске выходит один из ребят и под диктовку учителя пишет следующие слова: предлагать, полагать и располагать. Затем преподаватель просит ученика выделить в каждом из слов корень и подчеркнуть нужную букву.)
Для лучшего запоминания писать слова, подчеркивать чередующуюся гласную и выделять корень следует маркерами разных цветов.
3. Формулировка темы
– Ребята, как вы уже, наверное, догадались тема нашего сегодняшнего урока: «Правописание корня -лаг-/-лож-».
II. Основная часть
1. Поиск существующих закономерностей, развитие умения делать выводы
По просьбе педагога ребята изучают записи на доске, выявляя закономерность написания а – о в корне -лаг-/-лож-.
Дети приходят к выводу: в корне -лаг-/-лож- перед г пишется а, перед ж пишется о.
2. Работа с книгой
Учитель предлагает детям найти и прочитать правило в учебнике.
На доске появляется соответствующая схема (таблица).
3. Развитие умения применять новое правило на практике
Преподаватель рисует таблицу, состоящую из двух колонок, а затем вместе с ребятами заполняет ее.
-лаг- |
-лож- |
полагать предлагать предполагать |
положить проложить предложить и т.д. |
(Педагог обращает внимание детей на слово-исключение полог.)
– Может быть, вы обнаружили еще одну закономерность в написании о – а в корне -лаг-/-лож?
(При возникновении у ребят трудностей учитель им помогает.)
Вывод: если за корнем стоит буква а, то в корне тоже надо писать а.
4. Закрепление изученного материала
Учитель записывает глаголы и предлагает детям самостоятельно образовать от них существительные. Дети записывают пары слов в тетрадь.
излагать – …
предлагать – …
предполагать – …
прилагать – …
располагать – …
слагать – …
(Проверка выполненных работ.)
5. Орфоэпия
– Ребята, запомните: корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется.
(Учитель обращает внимание на приставку в уже написанных словах.) Поэтому нельзя говорить ложить, ложу, ложит, ложим. Следует говорить: Я кладу журнал на стол, он кладет пенал в сумку, мы кладём учебники на парты.
6. Закрепление нового материала
Диктант
Высказывать предположение, обсудить положение, располагаться на отдых, предлагать маршрут, разложить вещи, располагать свободным временем, имя прилагательное, возлагать надежды, предлагать чаю, разобрать предложение, литературное приложение, слагаемые успеха, легкий полог.
(Все вместе выполняют проверку. При необходимости проводится работа над ошибками.)
Составление словосочетаний, предложений
Дети придумывают и по очереди озвучивают словосочетания и предложения со словами, имеющими корень -лаг-/-лож-.
III. Заключительная часть
Ребята устно формулируют изученное правило. Педагог задает им вопросы относительно написания отдельных слов.
Школьники получают оценки и записывают домашнее задание.
Учитель прощается с классом до следующего урока.
Технологическая карта урока
Определение 2
Технологической картой называют вид методического материала, обеспечивающего действенное и высококачественное ведение учебных занятий в общеобразовательном заведении.
Она считается приемом графического проектирования урока в виде таблицы, позволяющая подробно структурировать урок.
Технологическая карта имеет определенную структуру:
- название темы с указанными часами на изучение материала;
- планируемые результаты (предметные, личные, метапредметные);
- межпредметные связи и особенность организации рабочего места;
- этапы в изучения темы;
- срез знаний в виде контрольного задания для проверки усвоения материала и формирования умений и навыков.
Наличие технологической карты позволяет четко и эффективно организовывать учебный процесс, обеспечивать реализацию предметных, метапредметных и индивидуальных умений согласно требованиям ФГОС второго поколения, распределить собственную работу на четверть, полугодие и год, сэкономить время подготовки учителя к уроку.
При наличии такой карты администрация школы может производить контроль над исполнением программы и для достижения планируемых результатов, определить проблему и помочь в ее решении с методической стороны.
Пример конспекта
Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:
ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:
Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект. !Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода. Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу. Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла. |
В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.
Схема плана-конспекта урока
- Тема урока. Информативное и лаконичное определение того, чему посвящено занятие.
- Цели урока. Цели указывают на то, зачем проводится занятие и что оно даст учащимся.
- Планируемые задачи. В данном разделе указывается минимальный набор знаний и умений, который учащиеся должны приобрести по окончании занятия.
- Вид и форма урока. Учитель может указать, к какому виду относится урок (ознакомление, закрепление, контрольная и др.) и в какой форме он проходит (лекция, игра, беседа и т.д.)
- Ход урока. Этот раздел является самым объемным и трудоемким. Он включает в себя подпункты, которые соответствуют элементам урока (приветствие, опрос, проверка домашнего задания и т.д.). Все они должны быть озаглавлены, а также учитель должен указать количество отведенного времени для каждого элемента.
- Методическое обеспечение урока. В этом пункте учитель указывает все, что будет использоваться в ходе урока (учебники, раздаточный материал, карты, инструменты, технические средства и т.д.).
Таким образом, составление плана-конспекта урока – это процесс творческий, и результат будет индивидуальным для каждого специалиста. Старайтесь делать план максимально полным, но лаконичным. На нашем сайте вы сможете найти конспекты уроков по различным предметам и бесплатно скачать их для ознакомления, а также вы можете опубликовать свои авторские материалы и получить свидетельство о публикации.
Цель урока
Этот пункт в буквальном смысле отвечает на вопрос: «Для чего проводится это учебное занятие?». Понятие «цель урока» в методической науке объединяет в себе три цели:
- Образовательную,
- Развивающую и
- Воспитательную.
Образовательная (или, как иногда ее называют, познавательная) цель – для знакомства с каким учебным материалом проводится урок.
Развивающая цель – как урок может положительно повлиять на развитие способности к логическому мышлению, восприятию фактов и явлений и их самостоятельному анализу.
Воспитательная цель – какую воспитательную функцию выполняет учебное занятие (например, урок русского языка на тему «Повелительное наклонение. Простая и вежливая формы» учит детей быть взаимно вежливыми в общении и уважению к старшим). А урок истории России на тему «Отечественная война 1812 года» формирует у учащихся патриотические установки и негативное отношение к военным действиям как к проявлению безнравственности и жестокости.
Что такое конспект
Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.
Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.
Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:
- Физической усталостью. Уже к концу первой пары писать так же быстро, красиво, но главное – разборчиво, как и в начале, сможет только робот. К четвертой лекции даже самый каллиграфический почерк потеряет читабельность и превратится в замысловатые закорючки.
- Отсутствием концентрации внимания. Машинально отражая в тетради услышанное, сложно запомнить информацию. В результате для усвоения материала придется во внеурочное время перечитывать записанное, причем многое в собственном конспекте покажется открытием.
- Сложностями с «расшифровкой». Чтобы не упустить ни слова, понадобится использовать большое количество загадочных сокращений, спонтанных аббревиатур и других на ходу изобретенных условных обозначений. Через два часа после лекции даже для самого автора конспекта все они станут похожими на пляшущих человечков из рассказа о Шерлоке Холмсе. Чтобы разобрать написанное, потребуется специалист по криптоанализу – без его помощи кодированную рукопись спокойно можно отправлять в макулатуру.
- Бесполезной потерей времени. Огромные манускрипты с простынями несистематизированной, следовательно, не подвергнутой анализу и осмыслению информации, не помогут качественно подготовиться к экзаменам.
Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.
Подготовка к занятию
План конкретного занятия составляется на основе календарно-тематического плана.
Сначала учитель определяет задачи урока, изучает материал по теме, а затем разрабатывает план-конспект занятия. Желательно, чтобы он был как можно более подробным. Полезно записать сценарий урока, включающий вопросы педагога и предполагаемые ответы учеников, задания и правильные ответы на них.
Каждое занятие требует достаточно серьезной подготовки. Сейчас существуют целые сборники с подробными разработками уроков. Безусловно, эти издания являются хорошим подспорьем для педагога, особенно начинающего. Но даже применение такой литературы не исключает тщательной подготовки. Это и изменение отдельных заданий с учетом особенностей своих учеников, и мысленное проигрывание будущего урока с прогнозированием возможных ситуаций.
Важно спланировать композицию урока таким образом, чтобы каждый ребенок мог активно включиться в работу, на протяжении занятия сменяя разные виды деятельности. Необходимо, чтобы материал урока быть занимательным для ребят, поддерживал их интерес с теме занятия и учебной дисциплине в целом
Оборудование урока должно включать красочный иллюстративный материал, схемы и (или) таблицы, позволяющие лучше запоминать информацию. С этой целью можно применять также информационные технологии (показ отдельных слайдов или презентации).
Ниже рассмотрим пример плана-конспекта занятия по русскому языку.
Домашнее задание
Не секрет, что многие школьники относятся к домашним заданиям, мягко говоря, прохладно. И действительно, этому есть резонное объяснение: ведь помимо этого предмета, им надлежит готовиться и к другим занятиям, а многие из них также посещают дополнительные занятия в кружках и секциях, в музыкальной школе. К тому же каждому школьнику в распорядке дня должно быть предоставлено время для игр и отдыха.
Очевидно, что домашнее задание должно служить лишь одной цели: лучшему закреплению изученного на уроке материала. Поэтому его размер, как правило, не превышает 1/3 от общего его объема. Причем домашнее задание должно быть доступным и понятным по содержанию и смыслу, а также быть тесно связанным с темой урока. Например, при изучении на уроке русского языка обособленных определений, выраженных причастным оборотом, можно предложить школьника выполнить упражнение, в котором следует переписать небольшой объем текста, содержащего данную конструкцию, расставить знаки препинания и подчеркнуть обособленные определения в виде причастных оборотов.
Оформление конспекта
Поскольку конспектирование в большинстве случаев дело добровольное и преподавателями не контролируемое, претензий к внешнему виду записей никто предъявлять не будет. Но, чтобы успевать за ходом мысли (и скоростью речи) лектора или не убивать кучу времени на составление заметок о прочитанном и при этом в результате получить максимально информативный и полезный конспект, надо придерживаться простых правил:
Всегда выделять заголовки, важные понятия, формулы и выводы подчеркиванием, пастой другого цвета, пропуском строки
Чтобы не тратить драгоценные секунды на смену ручек во время лекции, проще после ее окончания перечитать запись и отметить маркерами нужные места – так даже эффективнее, поскольку уже сложится общее впечатление о прослушанном, и будет несложно расставить приоритеты.
Использовать «сигнальные» символы: указатели, восклицательные и вопросительные знаки, пометки вроде NB! (обратить внимание) и т. д.
Применять аббревиатуры и сокращения, но предпочтение отдавать общепринятым вариантам, например:
гос-во (государство);
кол-во (количество);
ин-т (институт);
стрелка => вместо длинного слова «следовательно» и т
д.
Так проблем с расшифровкой конспекта не возникнет даже спустя некоторое время.
Избегать длинных и сложных предложений, отбрасывать второстепенные слова, не несущие смысловой нагрузки.
Следование этим простым правилам оформления конспектов по не только существенно упростит работу на лекциях, но и подготовку к зачетам и экзаменам.
Зачем нужен конспект урока?
Конспект урока является неотъемлемой частью подготовки педагога к предстоящему занятию и составляется до предполагаемого урока, а не во время или после него. Поскольку в плане-конспекте учитель фиксирует содержание и последовательность учебного процесса, он помогает в систематизации материала, построении логической последовательности изложения информации, уточнении необходимых формулировок и понятий.
Поэтому план-конспект урока, в первую очередь, нужен самому педагогу, поскольку позволяет лучше подготовиться к занятию, а, следовательно, напрямую влияет на успешность усвоения материала учащимися. Еще один плюс конспекта урока заключается в том, что он может служить «шпаргалкой» для самого учителя в процессе занятия в классе на тот случай, если что-то вылетело из памяти или учитель отошел в сторону от изначально запланированной логической последовательности в изложении материала.
С другой стороны, план-конспект урока представляет собой официальный документ, который является подтверждением того, насколько эффективно и полно выполняются учебные программы, насколько правильно и профессионально ведется преподавание, а также указывает на методические ошибки и недочеты учителя. Конспекты уроков составляются педагогами, начиная со студенческой скамьи и педагогической практики. Некоторые молодые учителя считают, что конспекты нужны, прежде всего, для начальства, однако даже самые опытные педагоги делают конспекты уроков при подготовке к занятиям.
Основные требования
Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:
- Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
- Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
- Необходимо четко прописать тему и ход урока.
Методическая литература
Для успешной подготовки к занятиям преподаватель должен изучать соответствующую литературу.
Опытному педагогу подготовиться к уроку гораздо проще. Но даже наличие собственной методической копилки не должно исключать стремления осваивать новые для себя способы подачи материала.
Сегодня существует довольно богатый выбор справочной, учебной и методической литературы по каждой школьной дисциплине.
Познакомиться с такими книгами или приобрести их можно не только в библиотеке, книжном магазине или интернете, но и на различных мероприятиях для преподавателей. Например, каждую осень в Москве проходит установочно-методический фестиваль «Учительская книга». Здесь всегда бывают представлены новые книги различных издательств, написанные ведущими педагогами из разных регионов нашей страны.
Практически по всем школьным предметам существуют методические журналы, где педагоги делятся опытом, публикуют планы-конспекты своих занятий. Эти журналы выпускаются как в традиционной бумажной, так и в электронной форме.
Личный опыт подтверждает, что использование электронных версий подобных изданий имеет ряд преимуществ. Во-первых, доставка в электронном виде осуществляется намного быстрее, чем традиционной почтой. Во-вторых, такой журнал очень удобно распечатывать (как целиком, так и отдельные его страницы). В-третьих, работа с материалом в электронной форме позволяет копировать его фрагменты в свои документы, создавая таким образом новый методический материал. Например, в журнале для преподавателя английского языка предлагаются упражнения и тесты, которые можно переносить в отдельные файлы, а затем распечатывать в виде карточек и раздавать ученикам.
Тщательно продуманные и грамотно составленные планы позволяют педагогу интересно проводить занятия, а ученикам успешно осваивать новый материал.
Основные этапы традиционного урока
- организационный момент;
- проверка домашнего задания;
- проверка знаний и умений учащихся;
- постановка цели занятия перед учащимися;
- организация восприятия новой информации;
- первичная проверка понимания;
- организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу;
- творческое применение и добывание знаний;
- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
- контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
- домашнее задание к следующему уроку;
- подведение итогов урока.
На что еще стоит обратить внимание?
Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.
Составление план-конспекта урока истории
В настоящее время история является одним из наиболее важных школьных предметов. Именно знание истории и уважение к ней делает человека интеллигентным гражданином и истинным патриотом своей страны.
Исходя из этого, подчеркну, что преподавание истории в школе должно быть качественным и актуальным.
Проблема адекватности формирования задач и цели урока очень актуальна в рамках современной методике преподавания. Формулирования задач урока теоретически еще мало разработано и вызывает затруднения не только у практикантов, но и у учителей. Поэтому, составляя план-конспект для проведения урока истории, необходимо помнить, что основная задача системы уроков в современной школе состоит в подготовке всесторонне развитого человека.
Важно помнить, что план-конспект должен включать в себя краткий план урока истории. Самой распространенным видом оформления плана урока в рамках плана-конспекта является таблица
На рисунке представлен образец таблицы плана урока.
Необходимо помнить, что ход урока — основная часть план-конспекта, в которой в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока истории. Помимо этого укажите в план-конспекте те материалы, которые Вы планируете использовать на уроке истории, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам. Этот раздел план-конспекта, по усмотрению педагога, может быть представлен в виде таблицы.
Для того чтобы история была интересна учащимся необходимо составлять краткие или развернутые план-конспекты уроков. Это поможет четко и вдумчиво излагать учебный материал, проверять качество знаний школьников и воспитывать уважение к событиям истории.
При разработке конспекта урока учитывается тот факт, что эффективность любого урока истории зависит от правильности постановки его задач. При постановке задач в план-конспекте следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав учащихся, их подготовленность, условия места занятия.
Образец таблицы хода урока
План-конспект урока по истории обычно включает следующие этапы:
- организационный этап,
- этап проверки домашнего задания,
- этап контроля и всесторонней проверки знаний,
- этап подготовки к усвоению нового материала,
- этап усвоения новых знаний,
- этап закрепления новых знаний,
- этап первичной проверки понимания нового материала,
- этап повторения пройденного материала,
- этап обобщения и систематизации новых знаний,
- этап информации о домашнем задании.
В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.
В конце план-конспекта должна стоять подпись учителя. Без этого неясно, кто по этому план-конспекту работает, кто несет ответственность за написанное.