Профессиональные и личностные качества учителя. каким должен быть учитель

Где учиться

Флагманский педагогический вуз — БГПУ имени Максима Танка. Также во многих белорусских университетах есть подходящие специальности: БГУ, МГЛУ, БрГУ имени А. С. Пушкина, ГГУ имени Франциска Скорины, ГрГУ имени Янки Купалы, МГПУ имени И. П. Шамякина. Весь перечень смотри в каталоге вузов Адукара. Некоторые колледжи готовят учителей физкультуры, начальных классов, рисования и музыки.

Кстати, обладатели золотых и серебряных медалей за среднюю школу и дипломов о среднем специальном образовании с отличием могут поступить на педагогические специальности без экзаменов. Их перечень Министерство образования обновляет каждый год.

Перспективы карьерного роста

Как правило, в рамках данного профессионального направления речь ведется о вертикальной карьере — росте от штатного учителя до завуча или даже директора школы. И такой рост вполне вероятен, если специалист действительно увлечен своим делом.

Кроме того, он может совмещать несколько направлений деятельности одновременно — вести занятия в колледже, репетиторствовать или заниматься тренерской деятельностью, вести лекции на курсах в различных центрах, готовить детей к ЕГЭ. Перспективы на самом деле блестящие: наряду с должностями завуча, педагог может претендовать на место в райотделе народного образования или городском управлении образования. Есть все условия для открытия собственного обучающего центра.

Зарплата

По состоянию на начало 2021 года средняя зарплата учителей по России составляет 35 тыс. рублей. Диапазон доходов педагогов в Москве — от 20 до 70 тыс. в месяц. В регионах — от 15 до 75 тыс. Как правило, наибольшее влияние на доходность представителя профессии оказывает его специализация и стаж.

Тот же тренер физической культуры может зарабатывать от 22 до 55 тыс. Учитель младших классов получает от 25 тыс. рублей в общеобразовательной школе до 40−60 тыс. в частном учебном заведении.

Где учиться на педагога?

В настоящее время, преподавать в школе разрешено только лицам, имеющим педагогическое образование (направление подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки»), или образование, связанное с тем предметом, которое педагог собирается преподавать. При этом в дипломе должно быть указано «преподаватель». Например, «историк, преподаватель истории».

Профессию можно получить как в колледже, так и высшем учебном заведении. Среднего профессионального образования достаточно, чтобы работать учителем младших классов (специальность 44.02.02). В каждом среднем и крупном городе есть колледжи, где можно обучиться по этой специальности. Например, в Москве таких организаций сразу пять:

  • Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского
  • Педагогический колледж им. С.Я. Маршака
  • Педагогический колледж №10
  • Педагогический колледж «Медведково»
  • ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 «Арбат»

В ВУЗах готовят преподавателей всех направлений. Основные специальности:

  • 44.03.01 Педагогическое образование
  • 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
  • 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
  • 44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Основные московские ВУЗы, готовящие педагогов:

  • МПГУ — Московский педагогический государственный университет
  • МГПУ — Московский городской педагогический университет
  • МГОУ — Московский государственный областной университет
  • МГППУ — Московский городской психолого-педагогический университет
  • МГГУ Шолохова — Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
  • МПСУ — Московский психолого-социальный университет
  • МГГЭУ — Московский государственный гуманитарно-экономический университет

Если вы планируете быть преподавателем в ВУЗе и дополнительно заниматься наукой, стоит поступать в профильное учебное заведение. У выпускников большинства институтов и университетов в дипломе есть слово «преподаватель» (например, биолог, преподаватель биологии), что позволяет вам преподавать данный предмет.

Курсы

При наличии у вас высшего образования любого профиля, вам не нужно получать второе высшее образование, чтобы пойти работать учителем. Достаточно пройти курсы переподготовки, которые займут от 1,5 до 3,5 месяцев, в зависимости от выбранной специализации. Примеры подобных курсов:

  • Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки (Москва), программа длительностью 280–520 часов (что займёт от 1,5 до 3,5 месяцев обучения);
  • Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, программа длительностью от 252 часов до 516 в зависимости от профиля
  • Российский университет дружбы народов (Москва), программа длительностью 600 часов для учителя начальных классов и от 260 до 1400 часов для предметников;
  • Томский государственный университет предлагает программы переподготовки для будущих учителей дошкольных учреждений, тренеров и тьюторов.

Плюсы и минусы профессии

Многим кажется, что работа учителя музыки является самой простой. Что в процессе обучения детей у педагогов не возникает проблем и сложностей. На самом деле это ошибочное мнение. Как и любая другая профессия, должность преподавателя музыки имеет ряд достоинств и недостатков. Для начала следует рассмотреть плюсы данной работы, а именно:

  • учитель – это не профессия, а призвание; музыкальный педагог, любящий свою работу, сможет помочь своим ученикам раскрыть музыкальный потенциал;
  • объему отпуска учителей завидует любой человек – 2 месяца летом и недельный отдых между четвертями;
  • высокая заработная плата учителей музыки, работающих в частных школах;
  • в свободное время от школы учитель музыки может получать дополнительный доход посредством репетиторства;
  • работа учителя музыки весьма увлекательна – ежедневно приходится решать множество творческих вопросов, при необходимости готовить музыкальные номера для утренников и даже вести кружок по пению.

Теперь можно рассмотреть и недостатки профессии музыкального педагога, а именно:

  • работа учителя музыки в общеобразовательных учреждениях всегда сопровождается стрессами – в день необходимо провести занятия как минимум в пяти классах, в каждом учится по 30 детей, к каждому ребенку необходим индивидуальный подход; а также возможны встречи с родителями и не всегда по хорошим причинам;
  • преподавателю музыки необходимо быть готовым к полноценному рабочему дню;
  • учителю музыки, человеку с утонченной душой, крайне сложно работать с непослушными, ленивыми и неусидчивыми школьниками;
  • низкая заработная плата в государственных средних школах и детских садах;
  • огромная нагрузка – учитель музыки должен составлять ежедневный план работы, писать отчеты, вести школьную документацию.

Только это не полный список достоинств и недостатков профессии учитель музыки.

Плюсы

Для начала стоит оценить достоинства профессии, ее положительные особенности и привлекательные стороны.

  1. Свободное лето. У всех учителей примерно два месяца длится законный отпуск летом. Но даже если официального отпуска месяц, остальные два летних месяца работа не будет сложной или выматывающей, поскольку летом дети не учатся. Да, нужно приходить в школу, сидеть в классе, писать отчетность или другую документацию, но это не кропотливая робота с детьми. Можно не торопиться, неплохо выспаться, да и до ночи никто не заставляет сидеть на работе. В принципе восьми часовой рабочий день летом, как правило, сокращается до 4-часового.
  2. Влиятельность учителя младших классов на детей может сыграть очень положительную роль в их дальнейшей жизни. Если человек чувствует призвание, то и дети «из под его крыла» будут выходить добрыми, щедрыми, умными и сердечными. А это и есть самое главное, чему может научить учитель. Разумеется, для этого нужен талант, да и повлиять на всех без исключения невозможно, но маленькие дети проще обучаются, чем подростки, а это значительно упрощает задачу.
  3. Интерес – одно из главных критериев хорошей работы. А в рассматриваемой профессии интересного предостаточно. Это и курьезные случаи, смешные представления, разнообразность в работе. Учитель преподает несколько предметов, обучает рисованию и лепке. В этот период жизни все для детей объясняется с самой увлекательной стороны, а это не оставит равнодушным даже самого скептичного взрослого. Многообразие тем и деятельности позволяет не только учить детей, но и самому развиваться, открывать для себя много нового и возможно даже увлекаться новыми сферами жизни.
  4. Умственная работа не позволяет запускать свой интеллект. Даже если темы повторяются, всегда появляется и открывается что-то новое, а даже за неимением подобного отлично тренируется память – это элементарный минимум, который позволит мозгу не скучать.
  5. Стабильность в работе и приемлемый график – еще один важнейший плюс. Сложно работать в смену, так же как и с хаотичным графиком, где все время скачут выходные: то в субботу и воскресенье, потом в понедельник и вторник, а бывают и вовсе разделенные по неделе в среду и пятницу, например. Это создает лишние трудности. Ведь после окончания школы и университета у человека складывается своеобразная система выходных и рабочих дней, а тут резко все меняется. Но не в случае учителя начальных классов. Он имеет четкий распорядок рабочего дня и дней недели, который делается на целый год вперед. Единственное время, когда этот график может меняться – сентябрь, пока расписание не согласуется. Кроме того учителя младших классов не сильно загружены. У деток еще мало уроков, так что рабочий день длиться не более 8 часов.
  6. Наличие постоянного рабочего места позволяет расположиться как, дома не отказывая себе в удобном столе, стуле, шкафе и даже, при возможности полноценном обеде, а иногда и ленче. Удобно иметь собственное пространство. Конечно, компьютер и домашние тапочки туда не принесешь, но минимальный комфорт обустроить реально.
  7. Учитель младших классов является престижной профессией, так что общественное признание и благодарности обеспечены. Однако это действует далеко не во всех странах. Часто эта профессия совершенно не уважается и не ценится.
  8. Возможность подработки при наличии второго диплома также неплохая перспектива. Часто учителям начальных классов дают дополнительные часы работы для преподавания предметов старшим классам. Правда это лишь при наличии второго диплома по какой-нибудь нужной в школе специализации, например, история, география, экономика и так далее.
  9. Официальное трудоустройство – это всегда положительное качество любой работы. Стабильность пока еще никому не мешала.
  10. Учителя младших классов часто ездят на экскурсии и туристические поездки с классом. Это позволяет лучше узнать мир и увидеть его. Конечно, дети не позволят расслабиться, но и не помешают сделать много фотографий на память.

2 вариант

Учитель – это звучит величественно и гордо! Очень большую роль в жизни каждого человека играет учитель. Ведь на протяжении многих лет с нами рядом идут наши преподаватели. Этот человек играет большую роль в развитии и воспитании каждого ребенка. Ведь не зря во все времена профессия остается самой уважаемой и сложной, потому что, на плечи учителя ложится большая ответственность. Это очень сложный труд, ввиду того, что связан он с высоким нервным напряжением и постоянной концентрацией. Не каждый человек может воспитать и помочь раскрыться новой, еще совсем маленькой, личности.

Самые теплые отношения у меня сложились с учителем истории. Об этом человеке я, с уверенностью, могу сказать, что он учитель от Бога. Иногда мне кажется, что это не он выбрал профессию, а профессия выбрала его. Это очень отзывчивый, чуткий и сердечный человек.

На уроках истории в классе всегда тишина, потому что каждое, сказанное учителем, слово пропитано любовью к своему предмету и ученикам. Знания, которое нам дает учитель, всегда глубокие и полезные. Он говорит медленно и мелодично, будто дает нам время обдумать и запомнить материал. Вся информация, которую мы получаем, надолго откладывается в голове, поэтому подготовить домашнее задание не составляет труда. У учителя истории блестяще, получается, передать материал на простом языке, который очень хорошо воспринимается подростками. Наш преподаватель очень хочет, что бы его ученики добились поставленных целей в жизни и всячески поддерживает нас, к нему можно обратиться с любым вопросом, всегда поможет и объяснит.

Уроки истории никто и никогда не прогуливает, даже самые слабые ученики понимают его предмет, с радостью отвечают и задают вопросы. Он умеет оценивать знания учеников, несмотря на их психологический и образовательный статус. Иногда мне кажется, что он видит нас насквозь и подбирает ключик к каждому ученику, потому, что любят его абсолютно все. У нашего учителя отличное восприятие окружающей обстановки, поэтому ему очень легко управлять любой сложившийся ситуацией.

Я очень рада, что в моей жизни появился именно такой учитель, о котором я смогу рассказать своим детям с гордостью.  Благодаря ему я стала совсем по-другому смотреть на образовательный процесс. Появилось желание и стремление к учебе. Хочу выразить нашему учителю истории огромную благодарность. Ведь если таких учителей было больше, мир стал бы добрее.

Для кого перспективен выбор профессии преподаватель

Перспективы в профессии есть у каждого, кому по силам учиться в вузе. Только попробовав себя в роли наставника преподавателя для детей можно понять, легко ли реализоваться в профессии.

Если есть проблемы с жильем, то профессия поспособствует ее решению. При переезде в сельскую местность часто предоставляют муниципальные квартиры. Педагогическое образование – отличное вложение материальных средств и времени, которое окупиться в более чем в 100%. В противном случае можно выбрать одну из востребованных женских профессий, пойти в обществознание или попробовать себя в роли социолога.

Основные плюсы работы учителем.

  1. Регулярное общение с детьми. Дети все разные, они же могут как расстраивать, так и радовать Вас своими достижениями. Постоянное общение с ними позволит Вам понять их внутренний мир, стимулирует человека быть активным и идти в ногу со временем.
  2. Постоянная умственная занятость. Учителю необходимо регулярное развития в различных сферах: научные познания, общение, освоение новых технологий. Учитель постоянно узнает нечто новое.
  3. Стабильность. Школа, как государственное учреждение, гарантирует своим работникам стабильность и определенные социальные гарантии. Любой учитель имеет право на оплату отпуска и больничного, стабильные выходные и методические дни.
  4. У учителя имеют продолжительные отпуск летом в течении двух месяцев. Когда дети не учатся и в школе каникулы, они также отдыхают.
  5. В свободное время можно подрабатывать репетиторством и, таким образом, получать дополнительный заработок.
  6. Не скучная разнообразная деятельность.


Учить детей — дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей. Максим Горький

Особенности профессии учитель

Сложилось так, что учитель не может выработать четкого рабочего графика. Тем, кто решил посвятить себя этому непростому делу, приходится вкладывать все силы и душу в учеников. В противном случае долго продержаться на этом рабочем месте не получится. Характеристика профессии учитель должна включать в себя любовь к детям

Важно, чтобы педагог умел найти контакт с обучаемыми и войти к ним в доверие

Особенности профессии учитель связаны со спецификой работы. Например, для учеников младших классов преподаватель становится вторым родителем. Классные руководители уделяют больше времени и внимания взаимоотношениям в коллективе, решают конфликтные ситуации. Преподаватель физкультуры должен прививать детям стремление к активному образу жизни и толерантному отношению к окружающим.

Востребованность профессии учитель

Рассматриваемая специальность является одной из самых актуальных. Престижность профессии учителя доказывается тем, что школы и другие учебные заведения с удовольствие предоставляют рабочее место молодым сотрудникам. Особенно это относится к бюджетным организациям. Однако молодые кадры не задерживаются в обычных школах из-за низкого уровня оплаты труда.

Карьерная лестница у педагогов короткая. Преподаватель с хорошими организаторскими способностями может дослужиться до завуча, максимум до директора. В последнем случае учителю придется заниматься не только образовательной, но и административной работой. При выборе профессии стоит ориентироваться не только на ее престиж и востребованность

Важно, чтобы человеку нравилось заниматься преподавательской деятельностью и она подходила ему по особенностям характера

Профессия учитель — зарплата

Оплата труда педагога зависит от того, в какой организации он числится. Работать учителем можно в начальных классах, средней и старшей школе, в высших учебных заведениях. При этом ставка будет меняться в зависимости от условий. В бюджетных структурах заработок на порядок ниже, чем в частных. Для того чтобы увеличить оклад, учитель может брать в нагрузку дополнительные часы или заниматься с учениками индивидуально. Средняя зарплата по регионам страны:

  • Москва – $250-400;
  • Санкт-Петербург – $230-370;
  • Екатеринбург – $140-280;
  • Нижний Новгород – $150-230.

Плюсы и минусы работы педагога — психологический аспект

Следующий плюс лежит в принципиально иной плоскости. Он заключается в том, что деятельность педагога предполагает нахождение в постоянном контакте с интересными людьми, каждый из которых уникален, по-своему видит мир и воспринимает информацию.

А это означает, что рабочие будни не могут превратиться в рутину, когда столько непохожих людей наполняет их своими эмоциями, высказывают свои идеи, добиваются успехов и учатся на поражениях.

Это серьезный плюс работы преподавателем, но для человека коммуникабельного, готового к новым впечатлениям. Тогда школа, колледж или институт, несомненно, станут вторым домом, местом, куда он спешит с удовольствием каждое утро, чтобы погрузиться в царящую в них атмосферу кипящей деятельности.

Однако эмоциональный аспект имеет и отрицательную сторону: профессия преподавателя сопряжена с постоянным стрессом. Нервное напряжение становится неизменным спутником преподавателя с первого дня в новой должности, и причин этому, к сожалению, немало.

К ним относятся, например, высокая нагрузка, не оставляющая времени на личную жизнь, сложные дети, нелегкие взаимоотношения с родителями, которым порой сложно бывает трезво взглянуть на ситуацию, затрагивающую интересы их любимого ребенка, и многие другие. Чтобы выдержать ежедневные эмоциональные нагрузки, нужно иметь завидное терпение и крепкие нервы. Это весомый минус профессии педагога, который невозможно не учитывать.

И все же, многие учителя готовы справляться с некоторыми трудностями, без которых, к слову, не обходится никакая профессиональная деятельность, ради самой ценной награды — благодарности тех, в кого они из года в год вкладывают свое время и силы. Как правило, несмотря на некоторое недопонимание, которое порой возникает между преподавателями и учениками в процессе обучения, последние высоко ценят труд своих наставников и, становясь старше, выражают им все большую признательность.

Но, к сожалению, встречается и иное отношение к педагогу. Иногда работники учебных заведений сталкиваются с тем, что воспитанные определенным образом дети воспринимают преподавателей как обслуживающий персонал, проявляя соответствующее неуважение и неблагодарность. Кроме того, предусмотрен ряд инстанций, в которые при желании можно обратиться, если ребенка или его родителей не устраивает что-либо в поведении учителя, и, к несчастью, для подобных жалоб зачастую не бывает веских оснований.

И наконец, самый высокий, по мнению многих педагогов, плюс профессии преподавателя заключается в возможности реализовать свой творческий потенциал и передать следующему поколению знания. Это то, ради чего, в первую очередь, они выбрали именно преподавание делом своей жизни, недаром говорят, что учитель — не профессия, а призвание.

Итак, педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет свои преимущества и недостатки, причем часто они оказываются тесно связанными между собой и, в сущности, являются двумя сторонами одной медали, и определить, какую из них взять на вооружение, может лишь каждый сам для себя.

Важные качества учителя английского языка

Существует ряд таких качеств, которым должен отличаться учитель:

  1. Эмпатия и дружелюбность – всегда понимает, когда можно дать студентам расслабиться и даже немного «повалять дурака». Он без труда может создать комфортную, непринужденную и творческую атмосферу в классе, помочь раскрыться тем, у кого самостоятельно это не получается. Способен понять, что ученики изучают язык не для того, чтобы просто его знать, а для того, чтобы решить какую-то задачу в своей жизни с помощью языка как инструмента.
  2. Энтузиазм – оказывает воздействие сразу на несколько сфер человеческого проявления. Из поведенческих изменений, отмеченных как самим человеком, так и окружающими, характерны увеличение трудоспособности (не нужен отдых и перерыв, а также переключение на другие виды деятельности, т.к. само занятие выбранным делом приносит массу удовольствия). Радость является постоянным спутником педагога в состоянии энтузиазма, он способен находить положительные моменты во всем, за что его и любят студенты.
  3. Организованность и пунктуальность – у педагога есть четкий порядок действий, дисциплина и самодисциплина, умение составить четкий график и следовать ему неукоснительно. Учитель отдает предпочтение детальному распределению временного ресурса, максимально сосредотачивается на действии, которое происходит здесь и сейчас.
  4. Мотивация к саморазвитию. В обязанности учителя входит стремление к компетентности, развитию профессиональных способностей в той мере
  5. Креативность (латентное мышление) – педагог способен:
    • генерировать невероятное количество новых и практичных идей;
  6. превратить провокационную идею в реалистичную и осуществимую;
  7. конструктивно бросить вызов потоку стереотипных мыслей;
  8. превращать проблемы в возможности;
  9. дополнять аналитическое и критическое мышление творческим подходом;
  10. развивать способность удивляться;
  11. создавать новые методы и приемы в обучении учеников, основанные на их функциональном и возрастном развитии.

Как получить профессию учитель?

Юноши девушки, выбирающие для себя данную специальность, подают документы в профильные учебные учреждения: педагогические институты и колледжи. Высшее образование позволяет работать учителем в старших классах и ВУЗах. В 2010 году был введен закон о том, что преподавать в бюджетных организациях могут лица без профильного образования, поэтому получить благородную профессию – учитель стало проще.

Однако согласно закону, у педагога должно быть высшее или среднее образование в смежных профессиях. Например, экономист, прошедший курсы профессиональной переподготовки, может работать учителем математики в школе, но преподавать гуманитарные науки у него не получится. То же самое касается и людей с филологическим образованием. При необходимости они могут пройти курсы и стать учителями русского, литературы.

Пару слов о зарплате — кому из педагогов больше платят

В любом случае, мое мнение таково: педагогу лучше работать по специальности там, куда он сможет устроиться. Единственный минус – повышение квалификации:

  • Преподаватель ВУЗа может повышать собственную заработную плату лишь выслугой лет или защитой научной диссертации;
  • Учитель школы может повышать и категорию, но лишь в том случае, когда имеет законченное высшее образование и работает по профессии, указанной в дипломе;
  • Воспитатель детского сада может повышать категорию лишь в том случае, когда имеет диплом об окончании вуза, в котором указана профессия: «дошкольное воспитание».

Что же касается зарплаты — то наибольшее денежное вознаграждение выплачивается в вузах нашей страны. А вот педагоги детских садов и школ оплачиваются приблизительно одинаково. Хотя не следует забывать и о выслуге лет, которая значительно повышает оплату труда педагога школы или детского сада.

Что надо знать до поступления в педагогический ВУЗ

  • Работу можно найти в своем городе, любом селе, в столице, в северных регионах, за границей.
  • Молодому специалисту оплачивают подъемные в размере от 100 000 рублей. Точная сумма зависит от условий в конкретном регионе. Есть надбавка к зарплате– от 5 тысяч ежемесячно.
  • В столице на одной ставке получают 35 – 50 тысяч.
  • График зависит от работы школы в одну или две смены, личной нагрузки учителя. Если трудиться на одну ставку и не брать классного руководства, то режим работы с 8 до 13. Иногда приходиться работать с 7.30 до 20.00.
  • Дресс код подразумевает классический стиль в одежде, отсутствие оголенных частей тела. Единой формы для педагогов в большинстве школ нет.
  • Есть выплаты на твердое топливо в частных домах, небольшая компенсация для благоустроенного жилья.
  • Детей педагогов записывают в льготную очередь в детский сад.
  • Отпуск педагога составляет 2 месяца.

Работа на фрилансе

При работе в современной школе к каждому молодому специалисту приставляют педагога-наставника, который ведет его три года

Особое внимание следует обратить на приобретение качественной методической литературы. В зарплате эта графа учтена, но методички понадобятся уже на первом уроке, поэтому лучше закупить их заранее

Чего ожидать новичку с первых дней в профессии

Молодых специалистов принимают во всех школах страны и даже в некоторых лицеях.

Потом станет легче. За год выясниться, останется учитель в школе или уйдет в бизнес.

Повышение квалификации

После трех лет работы доплату как молодому специалисту снимут, но после прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности будет надбавка к зарплате.

Квалификационные категории

  • Вторая
  • Первая
  • Высшая

При получении квалификациинужно будет давать открытые уроки для коллег из других школ, показывать свое мастерство на чужих классах в незнакомых школах.

Профессиональные конкурсы

Самый популярный педагогический конкурс – «Учитель года». Победитель получает хороший денежный приз, и пополнение копилки портфолио, которая пригодиться при повышении категории или при аттестации на соответствие занимаемой должности.

Работа за рубежом

Чаще приглашают педагогов, которые преподают математику, английский, русский языки, литературу, историю. Знание языка – обязательно.

  • Самые внушительные гонорары у учителей из США. Они получают более 4-х тысяч долларов. При поступлении на работу нужно будет пройти обязательную аккредитацию диплома и принести документ, подтверждающий знание языка.
  • На рынке труда много предложений из стран Азии. Чтобы на них откликнуться, необходимо знание английского языка и чувство юмора. Отвечать на заявки от работодателя с текстом«учитель хотел», «учител нужен» – сложно.
  • Западная Европа не рада принимать россиян-учителей, перспектив в этих странах мало, если соискатель не член ЕС.
  • В Беларусь чаще требуются учителя математики или английского языка. Но встречаются и вакансии учителя начальных классов, труда, физики, русского языка и литературы. Оплата от 700 белорусских рублей и выше. Предоставляется съемное и муниципальное жилье.

Обучение смежным профессиям

Переквалифицироваться на воспитателя, учителя начальной школы, математика, из воспитателя в начальную школу можно на базе университетов и колледжей. Обычно это происходит в две сессии в течение одного года. Средняя оплата – в пределах 30 тысяч.

Также при наличии исторического образования или смежного можно работать учителем истории, социальным педагогом, психологом.

Каким должен быть учитель?

Личные качества

Столь специфическая деятельность, как преподавание, предъявляет очень высокие требования к личности профессионала. Так, ему надлежит безупречно владеть культурой речи и неукоснительно соблюдать ее в общении с учениками

Это важно даже в случае конфликта — и, пожалуй, в случае конфликта особенно актуально. При этом нужно быть готовым к тому, что стили общения среди учеников не всегда будут соответствовать тем же требованиям

Потому неочевидным, но вполне логичным нюансом оказывается владение всеми уровнями и пластами речи.

Современный учитель и отличается от того, который был 100 или 300 лет назад, и в чем-то похож на него. Ведь закономерно остаются важны такие качества, как:

  • целеустремленность;
  • любознательность;
  • способность налаживать контакт с самыми разными людьми;
  • артистичность;
  • гибкость поведения;
  • принципиальность;
  • умение брать на себя ответственность;
  • чуткость;
  • корректность;
  • мотивированность именно на преподавательскую деятельность.

Профессиональные навыки и знания

Ключевыми компетенциями учителя являются:

  • становление личности обучаемых;
  • привитие им высоких гражданских и человеческих качеств;
  • дидактическая переработка имеющейся информации;
  • применение технических средств обучения;
  • компетентность в современном состоянии своей области знания или мастерства.

Профессиональная этика

Поддержание имиджа профессии без этического компонента немыслимо. А этика учителя диктуется гуманизмом, представлением о других людях как о цели, а не о средстве. Ни один шаг или даже слово не должны быть истолкованы, поняты превратно. Категорически недопустимы грубость, тем более насилие в отношении кого бы то ни было; нельзя также угодничать и идти на сделку с совестью.

Учитель

В современном, узком понимании слово «учитель» означает должность штатного сотрудника общеобразовательной школы, окончившего педагогический ВУЗ и преподающего определенный предмет. Примечательно, что многие родители путают понятия «учитель» и «педагог» и настаивают на том, что сотрудник школы должен не только обучать, но и воспитывать детей, корректируя их поведение.

Безусловно, в педагогическом ВУЗе будущие учителя изучают не только педагогику, но и психологию. Поэтому, в принципе, у них достаточно знаний и влияния для того, чтобы вносить свою лепту в вопросы воспитания подрастающего поколения. Но в соответствии с требованиями Министерства образования, учитель обязан только преподавать предмет по утвержденной программе так, чтобы уровень знаний учащихся соответствовал государственным образовательным стандартам. Что касается воспитания личности, то учитель может повлиять на формирование и социализацию учеников на уроках литературы или обществоведения.

В требованиях к должностным обязанностям учителя сказано, что он должен помогать формированию личности ребенка, а не брать на себя функции родителей. Кстати, воспитательные задачи могут решать и люди, которые не связаны с педагогикой, но пользуются безусловным авторитетом у ребенка. Здесь нужно отметить, что в той же должностной инструкции написано, что учитель должен проводить мероприятия, направленные на стимулирование интереса школьников к предмету и обучению в целом. А это – серьезная воспитательная задача, в процессе решения которой необходимо учитывать индивидуальные возможности всех учащихся.

Так что, родителям нужно смириться с тем, что учитель – это всего лишь специалист, который обязан передать ученику объем знаний, указанный в программе обучения. А вот все вопросы, касающиеся воспитания школьника, родители должны брать на себя, как на самых близких ребенку людей. Одновременно с этим, при необходимости родители могут обратиться к учителю за профессиональной консультацией и для согласования совместных задач.

Отметим, что в современном мире у слова «учитель» имеется и еще одно значение – так называют не только сотрудника школы, но и духовного наставника, либо другого человека, не связанного с педагогикой, но имеющего последователей. Правда, в данном контексте правильнее было бы сказать не «учитель», а «учителя» – именно так, во множественном числе, принято называть людей, чьи идеи оказывают большое влияние на общество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector