Повышение квалификации
Содержание:
- Доступные программы обучения
- 1. Веб-программирование
- 2. Психолого-педагогические основы деятельности педагога
- 3. Оценка стоимости предприятия (бизнеса)
- 4. Маркетинг и управление продажами
- 5. Правовое регулирование адвокатской деятельности
- 6. Театральный менеджмент и продюсирование. Новая Школа МХАТ
- 7. Система государственного и муниципального управления
- Другие сферы
- Методы внешнего повышения квалификации
- Новая профессия
- Документы, которые подтверждают прохождение обучения
- Где проходят
- Методы внутрифирменного повышения квалификации
- Повышение квалификации – что это?
- Форма обучения сотрудников организации
- Специальности, по которым проводится обучение
- Цели
- Проведение тематических семинаров
- Виды
Доступные программы обучения
Университет «Синергия» предлагает абитуриентам более 70 программ дополнительного образования по направлениям:
- Педагогика.
- Психология.
- Госзакупки.
- Соцработа.
- Управление.
- Маркетинг.
- IT-технологии.
- Экономика и финансы.
- Юриспруденция.
- Культура и искусство.
Кроме этого учебное заведение ведет набор студентов на 28 программ магистратуры. Магистратура также позволяет повысить квалификацию или освоить новую специализацию.
1. Веб-программирование
Курс дает возможность освоить востребованную и перспективную профессию «Программист». Студенты учатся создавать веб-порталы, мобильные приложения, лендинги. Выпускникам помогают трудоустроиться в крупнейшие IT-компании России.
Характеристики:
- Вид — переподготовка.
- Форма — дистанционная.
- Продолжительность — 5 месяцев.
Кроме краткосрочных курсов Синергия предлагает поступить в магистратуру на факультет IT-технологий.
2. Психолого-педагогические основы деятельности педагога
Курс рассчитан на педагогов и позволяет освоить актуальные знания в сфере особенностей обучающихся и педагогической деятельности, повысить эффективность взаимодействия с учениками.
Характеристики:
- Вид — повышение квалификации.
- Форма — дистанционная.
- Продолжительность — 1 месяц.
- Условия: наличие профобразования.
3. Оценка стоимости предприятия (бизнеса)
Получить право ведения оценочной деятельности позволяет наш курс оценки стоимости бизнеса. Курс разработан в соответствии с требованиями закона и предназначен для оценщиков, финансистов, сотрудников госструктур.
Характеристики:
- Вид — повышение квалификации.
- Форма — очно-заочная.
- Продолжительность — 1 месяц.
- Условия: наличие высшего профобразования.
4. Маркетинг и управление продажами
Управление продажами — самый важный сектор деятельности любого предприятия. Специалист должен знать последние тенденции в сфере маркетинга, уметь разрабатывать и использовать технологии продвижения и рекламы.
Характеристики:
- Вид — переподготовка.
- Форма — дистанционная.
- Продолжительность — 7 месяцев.
- Условия: наличие высшего или среднего профобразования.
Также Синергия предоставляет возможность поступить в магистратуру на факультет интернет-маркетинга.
5. Правовое регулирование адвокатской деятельности
Курс ориентирован на актуализацию знаний законодательства в сфере адвокатуры, нотариата и государственного регистрирования актов гражданского состояния.
Характеристики:
- Вид — повышение квалификации.
- Форма — дистанционная.
- Продолжительность — 1 месяц.
- Условия: наличие высшего или среднего профобразования.
6. Театральный менеджмент и продюсирование. Новая Школа МХАТ
Факультет театра, кино и телевидения предлагает освоить программу магистратуры, направленную на получение образования в сфере театрального продюсирования.
Характеристики:
- Вид — магистратура.
- Форма — очная.
- Продолжительность — 2−2,5 года.
- Условия: наличие высшего профобразования.
7. Система государственного и муниципального управления
Данный профиль магистратуры позволяет работать в органах госвласти, органах местного самоуправления. Студенты осваивают знания в сфере экономики, менеджмента, права, обществоведения.
Характеристики:
- Вид — магистратура.
- Форма — очная, дистанционная, выходного дня.
- Продолжительность — 2−2,5 года.
- Условия: наличие высшего профобразования.
Другие сферы
Университет «Синергия» предлагает поступить на самые востребованные курсы допобразования и обрести диплом:
- социолога;
- экономиста;
- психолога;
- менеджера;
- учителя;
- юриста.
Повысить квалификацию в нашем университете не сложно. Это могут сделать педагоги, сотрудники соцсферы, руководители, налоговики, бухгалтеры, юристы, программисты, работники индустрии гостеприимства.
Программы магистратуры доступны на факультетах экономики, интернет-маркетинга, юридическом, управления, спортивного менеджмента, IT, театра, кино и телевидения, дизайна, лингвистики, психологии.
Поступить в магистратуру можно только имея диплом об окончании специалитета или бакалавриата. Магистратура позволяет продолжить обучение по имеющемуся профилю или освоить новый.
Методы внешнего повышения квалификации
К методам внешнего повышения квалификации относятся:
-
Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.
-
Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.
-
Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.
-
Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.
-
Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.
-
Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.
-
Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.
-
Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.
Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса.
Новая профессия
Рассмотрев общие черты, можно переходить к различиям. А они — в самой сути. Так, профессиональная переподготовка, согласно определению в законе (273-ФЗ, ст. 73, п. 2) — это процесс получения новой профессии лицом, уже имеющим специальность и занимающим должность в соответствии с ней.
Необходимость такого переобучения может возникать как на уровне работодателя (открытие нового производства, внедрение других технологий), так и на уровне самого специалиста (внутренняя мотивация). Соответственно, инициировать поступление на обучение может наниматель или работник.
Что двигает первым, понятно (потребности бизнеса). А в каких случаях ратовать за ускоренный курс освоения новой специализации может сотрудник? Здесь все просто:
- он хочет сменить род деятельности;
- ему изначально не нравится имеющаяся профессия;
- есть желание расширить компетенции, освоив смежный профиль (например, из-за опасений, что скоро его знания и навыки потеряют в спросе на рынке труда).
Виды
Минимальная длительность курсов закреплена законодательно и исчисляется количеством отслушанных академических часов. Их должно быть не меньше 250. Но на практике занятий обычно требуется больше, а их конкретное количество зависит от вида программы. Условно их все делят на 2 большие группы.
- Получение полноценной новой профессии. Когда работник меняет узкую нишу на широком профессиональном поле — осваивает новое для себя направление. Например, переходит из веб-дизайнеров в программисты. Длится такое обучение в среднем до 500 академических часов (это примерно 6−12 месяцев). Заканчивается сдачей полноценного экзамена (аттестация).
- Расширение компетенций — освоение специализации, смежной с основной (бухгалтер переучивается на экономиста, например, или программист по Jawa — на программиста по Python). В этом случае студент получает знания в той же области, что и его основная профессия, одновременно осваивая вторую специальность. Аттестация проводится как перезачет.
В обоих случаях выпускники курсов получают диплом государственного образца, который подтверждает достаточный уровень их подготовки для работы в выбранной сфере.
Документы, которые подтверждают прохождение обучения
Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:
-
сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;
-
сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.
Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:
-
Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;
-
Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;
-
Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.
Где проходят
Повышение квалификации можно пройти в разных организациях:
- специализированных центрах, институтах, академиях дополнительного профессионального образования;
- вузовских подразделениях – в институтах, на факультетах, кафедрах;
- центрах профессионального обучения и повышения квалификации;
- учреждениях – юридических лицах, которые на основании лицензии занимаются профобучением в качестве дополнительного вида деятельности (например, в научных организациях – НИИ, лабораториях, исследовательских центрах и станциях и т. д.)
Все эти учреждения и организации могут быть российскими и зарубежными.
Методы внутрифирменного повышения квалификации
К методам обучения на рабочем месте относятся:
-
Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.
-
Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.
-
Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.
-
Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.
-
Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.
-
Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.
-
Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.
-
Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.
Повышение квалификации – что это?
Designed by katemangostar/Freepik
В Трудовом кодексе есть статьи, которые оперируют понятиями о квалификации сотрудника, его подготовке и соответствию занимаемой должности или вменяемым обязанностям. Например, при внедрении в производственный процесс новых технологий или оборудования работодателю необходимо проверить – подходит ли квалификация работника. Иными словами, для исполнения того или иного рода деятельности специалист должен обладать специфичными знаниями или умениями.
Предполагается, что диплом о среднем специальном или же высшем образовании и является бессрочным документом, свидетельствующим о необходимой подготовке. Но во многих профессиональных отраслях возможны ситуации, когда квалификацию необходимо либо подтвердить, либо повысить. Именно этот процесс и получил название – повышение квалификации. В целом, повышение квалификации – это один из вариантов дополнительного профессионального образования, которое могут получить только лица, которые ранее получили или средне-специальное, или высшее образование, а также могут это подтвердить соответствующими документами.
Также следует понимать, что повышение квалификации пусть и относится к системе дополнительного образования, но производится исключительно по ранее полученной профессии. К примеру, строитель может повышать свою квалификацию лишь по направлению «Строитель», а арматурщик не имеет права повышать разряд по профилю «Слесарь», если у него нет соответствующего диплома.
Форма обучения сотрудников организации
В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании).
У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее.
Кроме этого, виды и формы повышения квалификации отличаются друг от друга по типу занятости участников курсов.
Обучение сотрудников организации может проводиться без отрыва от трудовой деятельности, с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
Специальности, по которым проводится обучение
Основные направления, обучение по которым возможно с помощью «Единого центра высшего дистанционного образования»:
- агрономия;
- архитектура;
- бухучет;
- ветеринария;
- горная промышленность;
- госзакупки;
- дизайн;
- инженерное дело;
- кадастр;
- кадровое делопроизводство;
- косметология;
- менеджмент;
- металлургия;
- нефтегазовое дело;
- охрана труда;
- оценка и экспертиза;
- педагогика;
- проектирование;
- спорт;
- строительство;
- транспортная безопасность;
- фармацевтика;
- экономка и финансы;
- юриспруденция.
Полный список специальностей и направлений для дистанционного повышения квалификации с указанием цен и условий представлен на сайте.
Цели
В общем, дополнительное профобразование призвано обеспечить соответствие компетентности кадров изменяющимся условиям профессиональной деятельности и реалиям социально-экономической среды. В частности, главная цель повышения квалификации – предоставить работникам актуальную информацию о последних научных достижениях, передовом отечественном и мировом опыте в определенных отраслях.
Кроме того, цель повышения квалификации сотрудников состоит в том, чтобы привести их практико-теоретические знания в соответствие, во-первых, требованиям работодателя, во-вторых, нормам профстандартов и ЕКСД (классификатора должностей руководителей, специалистов и служащих), которые устанавливают уровень компетентности и образования работников различных профессий.
Для представителей большинства профессий повышение квалификации проводят не реже 1 раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности. Периодичность прохождения курсов определяет работодатель, фиксируя свое решение в нормативном внутреннем акте.
Проведение тематических семинаров
Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.
Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.
В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.
Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.
Виды
После того как в 2013 году был принят ФЗ № 273, в 2014-м утратило силу действовавшее с 1995 года Типовое положение об учреждении ДПО, согласно которому программы повышения квалификации подразделялись скорее по академическому объему, чем по содержанию, на три типа:
- Краткосрочное повышение квалификации кадров предприятия длительностью менее 72 часов. Это было тематическое обучение определенным вопросам профессиональной деятельности в рамках конкретного производства, его проходили по месту работы. Заканчивали участники учебной группы занятия защитой реферата или зачетом/экзаменом. По окончании такого типа курсов не было предусмотрено получения какого-либо документа о повышении квалификации.
- Семинары длительностью не более 100, но не менее 72 часов. Они посвящались изучению технологических, экономических, социальных и других проблемных вопросов отрасли, региона или отдельного предприятия. В конце курса его участники сдавали зачет/экзамен или писали и защищали реферат по прослушанному материалу. Тем, кто успешно прошел аттестацию, выдавали удостоверение о повышении квалификации.
- Длительное обучение по программам повышения квалификации сроком более 100 часов. Занятия проводились только в специализированных учреждениях дополнительного образования. На курсах сотрудники различных предприятий и организаций углубленно изучали актуальные вопросы и инновации в сферах своей профессиональной деятельности. Завершалась учеба аттестацией (зачетом/экзаменом или рефератом) и выдачей свидетельства о повышении квалификации.
Выпускники курсов дополнительного образования объемом свыше 500 академических часов получали диплом о профпереподготовке, а если программа была рассчитана на 1 000 и больше часов, выдавался диплом о присвоении квалификации. Сейчас все эти нормы устарели и больше не используются при определении вида повышения квалификации и, соответственно, типа документа, который получают слушатели курсов.
По окончании учебы по программам дополнительного образования выдаются документы только двух видов: удостоверение о повышении квалификации (для курсов от 16 часов) или диплом о профпереподготовке (от 250 часов). Их тип зависит не от продолжительности учебы, а от ее содержания, поэтому даже если занятия по повышению квалификации продолжались больше 500 часов, слушатель все равно получит удостоверение, но не диплом.