Что же такое проблема текста и как её сформулировать?

Содержание:

Зачем формулировать проблему

Как я уже писал, формулировка проблемы определяет ход работы над содержанием текста. Эта работа предполагает:

  • запись комментариев проблемы. Каждый комментарий основывается на 2 примерах, взятых из оригинального текста;
  • отражение авторской позиции;
  • обозначение своего отношения к авторской позиции.

Ваша задача — четко и емко сформулировать проблему, к которой можно привести аргументы (примеры-иллюстрации) с указанием их авторства.

Важно понимать, что в оригинальном тексте может быть и чаще всего есть сразу несколько проблем. Для написания сочинения нужно выбрать только одну. Как это сделать — тоже большой вопрос

Как это сделать — тоже большой вопрос

Прежде всего нужно определить, какой из них уделяется большее внимание

Определим проблему вместе

Давайте попробуем вместе определить проблему текста Н. Соколовой из открытого банка ЕГЭ «Выросла рябинка при дороге…». Следуем предложенному выше алгоритму:

  1. В тексте говорится о рябинке. Это тема текста.
  2. Можно подчеркнуть следующе ключевые слова: она выросла случайно, тонкие ветки согнулись, ветки рябины так и трещали, прихвачу две-три ветки, хорошая рябинка, на рябинке горела одна-единственная яркая кисть, что за уродец, убрать, срубить, рябинки нет.
  3. Из этого текста мы видим, что люди сами уничтожили рябинку, которая росла около дороги и радовала их своей красотой. Также мы видим, что автор называет дерево рябинкой. Следовательно, он его жалеет, сочувствует горю деревца. Автор никого конкретно не обвиняет, но по его словам видно, что он против такого отношения к природе, частью которой является это «незаконно растущее» деревце. Получается, что автор хотел призвать читателя к тому, что природу нужно беречь, что человек должен осознавать свою ответственность за сохранение природы.
  4. Задаем вопрос к тексту: как нужно относиться к природе? Это и есть проблема текста.

Видеть проблему с первых строк можно научиться. Для этого необходимо постоянно практиковаться. Даже при чтении параграфа по истории или географии вы можете готовиться к сочинению. Как? Очень просто: задавайте к нему вопросы, определяйте тему и основную мысль. И вы обязательно станете профессионалом в нахождении проблемы текста.

Как сформулировать проблему?

Очень важно правильно сформулировать найденную проблему. Не стоит посвящать формулировке проблемного вопроса целый абзац

Вполне достаточно обозначить его одним предложением. Существует несколько способов формулировки проблем:

  1. Сформулировать самостоятельно. Это можно сделать:
  2. с помощью вопроса (В чем заключается сила любви?);
  3. с помощью одного слова или словосочетания (проблема долга, проблема одинокой старости).
  4. Найти готовую формулировку в тексте. Иногда автор напрямую задает волнующий его вопрос. Если он присутствует в тексте, его можно обозначить следующим образом:
  5. либо процитировать («Почему чтение вытесняется телевидением?» – такой вопрос задает автор текста);
  6. либо указать номер предложения с проблемным вопросом (Проблема, волнующая автора, названа им в предложении 15).

Как правильно сформулировать

Первым делом необходимо несколько раз прочитать предложенный для сочинения на ЕГЭ текстовой фрагмент. Подсказкой для поиска проблемы может служить неоднократное возвращение автора к какой-либо мысли. От нее и стоит отталкиваться. Остальные темы обычно лишь дополняют и помогают раскрыть главную. Основная идея формулируется в виде тезиса или вопроса, зачастую риторического. Вокруг него и следует строить размышления в письменной работе – они и будут комментарием, то есть подтверждением того, что обозначенная проблема действительно есть в тексте. Самая распространенная ошибка старшеклассников заключается в неумении найти фундаментальную проблему текста и отличить ее от второстепенных.

Песни и аргументы к сочинению

Ранее было упомянуто обязательное использование читательского опыта при аргументации сочинения. Далеко не лишним будет прибегнуть к стихам и песням различных исполнителей, чтобы укрепить аргументацию и быть более уверенным в том, что ваше мнение будет засчитано. Сегодня у многих возникают сомнения по поводу актуальности того или иного книжного аргумента в тексте, а также его верного толкования. В случае с песнями и стихами можно прибегнуть к цитированию, благодаря которому все объяснение сильно упрощается.

Последнее задание ЕГЭ требует сформулировать проблему текста. Это очень важный этап, поскольку он помогает определить читательский опыт ученика и его умение аргументировать свою позицию. Проблема текста и сочинение также связаны, поскольку недостаточно просто назвать найденную тему. Необходимо уметь использовать её для составления полноценного сочинения, в котором она будет полностью раскрыта. Задание не является чем-то особенным, поскольку проблемы текста и русский язык тесно связаны. Достаточно вспомнить любое классическое произведение. Во всех из них имеется как минимум одна проблема. Чем больше какое-либо творение, тем большее количество проблем в нем заложено. Актуально это не только для отечественных авторов, но и для зарубежных. Суть написания любой книги лежит в составлении истории, которая может базироваться как на одной проблеме, так и включать сразу несколько на протяжении всего повествования.

Как найти проблему в тексте ЕГЭ по русскому языку?

Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, важно знать, что это такое и как ее формулировать. Проблема — это тот вопрос, которым задается автор

Ее можно записать через процессуальное слово (отглагольное существительное — например, проблема влияния чего-то на что-то) или вопрос (как что-то влияет на что-то?). Она обязательно должна касаться человека и нравственности, поэтому стоит ориентироваться на наставления, которые звучат в тексте

Проблема — это тот вопрос, которым задается автор. Ее можно записать через процессуальное слово (отглагольное существительное — например, проблема влияния чего-то на что-то) или вопрос (как что-то влияет на что-то?). Она обязательно должна касаться человека и нравственности, поэтому стоит ориентироваться на наставления, которые звучат в тексте.

Сложности могут возникнуть с текстами со множеством тезисов или иронией

В таком случае важно помнить, что главный вопрос в тексте может быть только один и он обязательно морален

Если автор выдвигает два и более равнозначных тезисов, то стоит выбрать один из них и формулировать проблему от него. Главное — к выбранному вопросу должно быть минимум две иллюстрации в тексте.

Если же суть текста кажется аморальной или наставление выглядит неоптимистично, то автор иронизирует. В таком случае, его позиция абсолютно противоположна, и это следует учесть.

Варианты выражения собственного мнения

В своем выборе при написании собственного мнения вы абсолютно свободны. Никто не принуждает вас соглашаться с автором. Вы можете смело оспорить его точку зрения. При этом не достаточно просто сказать о том, согласны вы с автором или нет. Свое мнение также нужно аргументировать. Рассмотрим варианты выражения собственного мнения.

Согласие

Чаще всего на ЕГЭ предлагаются такие тексты, в которых авторы высказывают очевидные истины: 

  • Материнская любовь помогает выжить и придает силы;
  • Патриотизм в годы войны заключался в самоотверженном служении Родине;
  • Одинокие старики нуждаются в поддержке близких;
  • Любовь способна творить чудеса, если она взаимна;
  • Чтение книг делает человека разносторонне развитым;
  • Выбор жизненного пути — ответственный шаг, поэтому нужно хорошо продумать все возможные варианты, прежде чем принять решение.

Поэтому целесообразно бывает согласиться с автором и поддержать его идею. Это можно сделать с помощью речевых шаблонов:

  • С автором трудно не согласиться.
  • Я поддерживаю автора в этом вопросе.
  • Я согласен с мыслью автора.

Несогласие

Иногда случается так, что у выпускника другой взгляд на поднятую автором проблему. В этом нет ничего страшного, и не нужно бояться об этом говорить. Иногда наше мировоззрение отличается от большинства, и мы смело вступаем в спор с собеседником. Не соглашаясь с автором, вы также вступаете с ним в дискуссию, просто вам заведомо известно, что диалога быть не может. Такой метод учит школьников отстаивать свое мнение  и не бояться быть непохожим на других. Выразить несогласие можно следующими фразами:

  • Я считаю, что автор не прав.
  • Мое мнение отличается от мнения автора.
  • Я думаю по-другому.

Частичное согласие

Вполне возможно, что вы согласитесь с автором частично, лишь в некоторых вопросах. Например, автор в общем прав, но с одной его мыслью вы не согласны. Тогда уместно сказать следующее: 

  • Автор, безусловно, прав, но я бы поступил немного иначе.
  • Автор несколько преувеличивает масштабность затрагиваемой проблемы.

Как сформулировать проблему и авторскую позицию в 2019-2020 году

ё

Если написать «проблема отношения детей к родителям» — все в порядке. Это то же самое, что вопрос «как дети должны относиться к родителям». На такой вопрос можно дать четкий ответ, формулируя позицию автора.

А если пишем «проблема милосердия» — уже ничего не понятно. Проблема проявления, отсутствия, необходимости милосердия? Что за проблема у милосердия? О чем писать в позиции автора? Здесь проблема не сформулирована вообще, а только названа тема, и мы теряем баллы за К1, К2, К3, К4.

На экзамене часто попадаются такие тексты, в которых невозможно сформулировать проблему через простейшую конструкцию с родительным падежом.ПРОБЛЕМА (чего?) : проблема одиночества, проблема отцов и детей и т.д. — можно.Проблема (чего?): природы, войны, стола, дедушки — нельзя.

Что делать в этом случае?

1. Сформулировать проблему через вопрос:

Почему родители не понимают детей? Эту проблему рассматривает публицист М.Горлицкий, автор предложенного для анализа отрывка.

2. Использовать словосочетание (под Х будем понимать тему, ключевое слово):

а) если текст говорит о том, как люди понимают что-то — общий вопрос к тексту «что значит Х?»

Вопросы: Что представляет из себя Х? Как раскрывается Х? Как проявляется Х?

Слова-связки:- проблема содержания понятия Х (честь, совесть, милосердие и т.д.)- проблема истинных и ложных представлений о (чести, героизме, гуманизме)- проблема восприятия Х (искусства)- проблема оценки Х взрослыми / современникам / потомками / городским человеком / далекими от искусства людьми- проблема неоднозначности / противоречивости оценки Х (предательства, неправды)- проблема возможности сопоставления Х и У (добра и зла)

б) если текст говорит о том, как влияет что-то на что-то — общий вопрос к тексту «как влияет Х на У?»

Слова-связки:- проблема влияния / воздействия Х на (современного человека / взрослого человека / формирование характера ребенка / формирование интереса к чтению)- проблема роли/ назначения Х (в формировании характера/ в становлении личности / в становлении нравственных убеждений)- проблема связи человека с Х (природой, Родиной, другими людьми)

в) если текст говорит о том, какие процессы мы наблюдаем — общий вопрос к тексту «что происходит?»

Слова-связки:- проблема обретения Х (истины, способности воспринимать красоту природы / литературы)- проблема воспитания Х (человека / характера / чувства красоты)- проблема сохранения Х (природы / культурных традиций)- проблема вытеснения Х чем-либо- проблема дефицита Х (внимания к мелочам/ к красоте / к искусству / к природе / к пожилым людям)- проблема обесценивания Х (вечных ценностей / книг / авторитета взрослых).

Добавить комментарий

Алгоритм написания сочинения

Внимательно прочитайте текст (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора); Определяем тип текста (художественный или публицистический); Сформулируйте проблему и позицию автора; Продумайте комментарий (следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора); Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста); Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие); Подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора); Продумайте композицию сочинения: введение, заключение, микровыводы и связки между частями; Продумайте вступление и заключение. По объёму идеально, если вступление и заключение вместе будут составлять треть сочинения

Во вступлении можете написать о своём понимании темы, о значении входящих в неё слов (если вспомните подходящие цитаты или афоризмы — пишите). Заключение — подведение итогов, пересмотр уже написанного, ваши выводы. Сформулировать их надо как можно чётче; Проверьте правильность деления на абзацы (рекомендуется каждую смысловую часть выделить в отдельный абзац. Каждый аргумент тоже выделить в отдельный абзац. В сочинении должно быть минимум 3 абзаца); Не допускайте ошибок при переписывании. Перечитайте сочинение, чтобы исправить допущенные ошибки. Особое внимание следует обратить на речевые и грамматические ошибки.

Способы формулирования проблем по тексту ЕГЭ

Хотя сочинение и должно строго соответствовать критериям, можно не писать его по шаблону. Используя клише, вы помогаете эксперту проверять работу. Никто не требует соответствия единому образцу. Это подтверждают примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку. Каждая работа уникальна — к этому и нужно стремиться. Кстати, в каждом сочинении по данной ссылке проблема сформулирована одним и тем же способом.

Формулируем проблему в виде вопроса

Мы привели примеры не случайно. В каждом из них проблема сформулирована при помощи вопроса. Большинство учителей считает этот способ приоритетным. Во-первых, получается красивая формулировка. Во-вторых, получается предельно точная формулировка. Ученик, выбирающий данный способ, не должен запутаться и уйти от проблемы. Ведь рассуждения соответствуют вопросу, а значит, более конкретны.

Чтобы сформулировать проблему в виде вопроса, нужно использовать слова:

Как ..?

Что ..?

Почему ..?

Можно ли ..?

Нужно ли ..?

Зачем ..?

Вопрос задается, исходя из смысла текста. Об этом мы говорили в предыдущей статье

Важно отразить в вопросе то, что волнует автора, над чем он рассуждает. Как правило, проблема — вещь субъективная

Поэтому на вопрос обычно можно ответить по-разному.

Пример формулировки проблемы и двух точек зрения по ней:

Как нужно относиться к природе?1. Природу нужно беречь, охранять, защищать.

2. Природа — место для практики.

Формулировка проблемы в родительном падеже

Сформулировать проблему с помощью родительного падежа с первого взгляда кажется проще. Но так ли это на самом деле? Да, такой способ более привычен. Но он порождает ошибки: получается абстрактная формулировка, дающая возможность запутаться.

Чтобы сформулировать проблему в родительном падеже, нужно использовать схему:

Проблема + Существительное в Р.п.

Приведем примеры:

Проблема бережного отношения к природе

Проблема нравственного выбора

Можно ли получить максимальный балл, формулируя проблему таким образом? Да, но будьте осторожны. На протяжении всего сочинения проверяйте, не ушли ли вы от темы.

Важно знать

Современным ученикам повезло: в эпоху интернета можно найти любые материалы, необходимые для подготовки. Естественно, перед написанием очередного сочинения можно прочитать о видах проблем. Тогда будет легче их формулировать, ведь вы будете использовать общепризнанные выражения

Важно просмотреть и список тем. Поверьте, так будет проще

Как правильно сформулировать

Первым делом необходимо несколько раз прочитать предложенный для сочинения на ЕГЭ текстовой фрагмент. Подсказкой для поиска проблемы может служить неоднократное возвращение автора к какой-либо мысли. От нее и стоит отталкиваться. Остальные темы обычно лишь дополняют и помогают раскрыть главную. Основная идея формулируется в виде тезиса или вопроса, зачастую риторического. Вокруг него и следует строить размышления в письменной работе – они и будут комментарием, то есть подтверждением того, что обозначенная проблема действительно есть в тексте. Самая распространенная ошибка старшеклассников заключается в неумении найти фундаментальную проблему текста и отличить ее от второстепенных.

Что нужно избегать при формулировке проблемы

Теория по К1 не заканчивается на том, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Помимо этого, необходимо также помнить о типичных ошибках и слабых местах, которые обычно встречаются во вступлении.

Итак, в сочинении следует избегать:

  • общих вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет»;
  • формулировки проблемы без процессуального слова (если не использовать отглагольное существительное, то проблема превращается в тему; лучше формулировать через вопрос);
  • лишних предложений (во вступлении лучше ограничиться предложением с проблемой, так как чем больше слов, тем выше вероятность ошибки);
  • определения типа проблемы (легко допустить фактическую или логическую ошибку);
  • формулировки двух и более вопросов (проблема может быть только одна).

Таким образом, чтобы не потерять 90+ баллов за русский язык, нужно усвоить, как определить проблему сочинения ЕГЭ

Стоит обратить особое внимание на нравственные вопросы, поднимаемые автором, и его наставления, и тогда девять первичных баллов за содержание текста точно не будут потеряны

Как автор может относиться к проблеме

Взгляд автора на поднимаемую проблему может быть различным:

  • Положительным – одобрение действий персонажа;
  • Отрицательным – несогласие с мыслями героя;
  • Нейтральным – автор не проявляет эмоций;
  • Скептическим – неверие автора в возможность изменения ситуации;
  • Двойственным – автор не смог определиться, хорошо это или плохо;
  • Ироническим – автор посмеивается над поступками героя;
  • Осуждающим –  автор осуждает героя.

В некоторых текстах повествование ведется не от лица автора, а из уст рассказчика, то есть от первого лица. Учтите, что отношение автора и героя-рассказчика к проблеме может не совпадать. Поэтому следует разграничить мысли рассказчика и авторские замечания.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги – контрольЦенные бумаги – оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Что нужно уметь

Читать и понимать чужой текст согласно авторскому замыслу

Здесь очень важно правильно интерпретировать авторскую позицию.

Анализировать чужой текст*. Когда вы пишете комментарий к тексту, вы демонстрируете, что умеете его анализировать: делить на смысловые части, выделять главное, видеть, какими способами автор иллюстрирует проблему и выражает свою позицию.*В 2019 году в задании к сочинению сместились акценты. Если раньше половина эссе была посвящена анализу чужого текста, а вторая половина — вашей позиции и умению её аргументировать, опираясь в том числе на литературные произведения, то теперь большая часть вашего сочинения (и большая часть баллов, которыми его будут оценивать) — это именно анализ исходного текста

Теперь за комментарий к проблеме, поставленной в исходном тексте, вы можете получить максимум 5 баллов против 3 баллов в предыдущие годы. За обоснование же вашего отношения к позиции автора вы теперь можете получить всего 1 балл, в то время как в предыдущие годы за аргументы к вашей точке зрения вы получали максимум 3 балла.

Формулировать свою позицию по поставленному вопросу. Ваше мнение может совпадать с авторской позицией, а может и не совпадать. Главное — внятно его сформулировать и обосновать, а также проявить уважение к чужой точке зрения, даже если вы с ней не согласны.

Логично строить своё письменное высказывание. Вы должны показать, что умеете рассуждать, то есть выстраивать мысли в связную цепочку, где одно вытекает из другого.

Письменно выражать свои мысли на литературном языке и соблюдать общеязыковые нормы грамотности. От вас требуется соблюдение правил грамматики, орфографии и синтаксиса. Важно избегать стилистических и речевых ошибок и уметь проверять свой текст на их наличие.

Аргументация со своей точки зрения

Расскажем, как правильно высказывать свое мнение в сочинении-рассуждении и приводить позицию автора.

Позиция автора

Каждый авторский текст или отрывок наделен своей особой позицией. Это то, что автор вложил в создание текста при его написании. Данную позицию нужно уметь рассмотреть и не отклоняться от нее во время написания данного абзаца. Необходимо согласиться или не согласиться с позицией, однако обязательно нужно аргументировать свою точку зрения.

Рассмотрим на примерах:

  • согласие: невозможно не согласиться с позицией автора, действительно, дружба – это высшая ценность, потому что без близких людей жить достаточно трудно;
  • несогласие: трудно согласиться с позицией автора, ведь помимо дружбы есть и другие не менее важные ценности, которые тоже играют решающую роль в существовании человека.

Главное знать, как правильно обосновать тот или иной вывод.

Собственное мнение

В данной части вы подкрепляете свое согласие или несогласие конкретными фактами. Не стоит брать случаи из личной жизни или опыта, поскольку такие аргументы нельзя посчитать весомыми. Приводите в пример художественную литературу, в которой затрагиваются те же самые злободневные темы.

Обратимся к примерам:

В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина любовь признается высшей ценностью. Герои влюблены друг в друга и готовы идти на отчаянные жертвы во имя своих светлых и трепетных чувств.

Можно долго говорить об этой проблеме, однако не забывайте, что чем лаконичнее и точнее ответ, тем уместнее он будет смотреться в сочинении-рассуждении. Не нужно «лить воду», пишите только основное.

В выводах следует подвести итог своему рассуждению и затронуть основные позиции, которые вы вывели на основании данного рассуждения. Здесь уже не нужно ничего подтверждать, достаточно просто аккуратно их перечислить. Не стоит писать следующие шаблонные слова:

  • подводя итог вышесказанному;
  • в заключении хотелось бы сказать;
  • завершая свое рассуждение и т.д.

Вступление

Как начать сочинение?

  • Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
  • Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
  • Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
  • На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
  • Порассуждать об эпохе, вспомнить факты из биографии писателя, кратко поговорить глобально о поднятой теме.

Клише для вступления в сочинении:

  • Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…

Средства выражения отношения автора к проблеме

Понять то, о чем же говорит автор, что он хочет выделить, на что обратить внимание, можно  с помощью анализа текста. Не смогли найти позицию, не отчаивайтесь. Обратите внимание на то, как автор говорит о героях своего текста, с каким чувством он описывает случай, произошедший с ним

Всмотритесь в эти конструкции:

Обратите внимание на то, как автор говорит о героях своего текста, с каким чувством он описывает случай, произошедший с ним. Всмотритесь в эти конструкции:

Оценочная лексика

С помощью слов автор может выражать оценку конкретным явлениям: как положительную, так и отрицательную. Слова замечательный, чудесный, прекрасный и др. указывают на положительную оценку.

Слова плохой, нелепый, пугающий и другие дают понять, что автору это не нравится.

Вводные слова

Как известно, вводные слова подразделяются на несколько групп по своему значению. Среди них есть группа слов, выражающих отношение говорящего к определенным явлениям. Если автор употребляет такие слова как к сожалению, к несчастью, то он негативно относится к тому, о чем говорит. Если же в тексте встречаются вводные слова ко всеобщей радости, к счастью, то автор положительно смотрит на проблему.

Средства выразительности

Если в тексте употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, значит автору симпатизируют описываемые явления и предметы. Использование тропов может свидетельствовать о восторженности автора. Если же в тексте наблюдаются многоточия, автор, скорее всего, недоумевает, или не может найти решение проблемы. 

Побудительные предложения

Побудительные предложения содержат призыв к действию. Если они присутствуют в тексте, значит автор обеспокоен сложившейся ситуацией и призывает нас к участию в решении проблемы (Берегите природу. Звоните и пишите родителям чаще! Помогайте нуждающимся).

Чем различаются тема и главная мысль текста?

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы

Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM! Наши специалисты уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас вас максимально полезные занятия.Приходите к нам на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM. Все это абсолютно бесплатно!

Формулируем проблему

Перед формулировкой проблемы определите тему текста: о чем он? о чём размышляет или рассказывает автор? Проблема же — это те вопросы по теме, которые автор ставит перед собой и перед читателем.

В тексте чаще всего несколько проблем. Лучше выбрать ту, которая более очевидна, бросается в глаза. Если вы подойдете к заданию излишне оригинально и опишете проблему, которая, может, и присутствует в тексте, но которой нет в списке ответов у экзаменатора, вам могут снять все баллы по первым 4 критериям (8 баллов!).

Чтобы сформулировать проблему, можно представить ее в виде формулы, где X — это тема, которую мы определили. Тогда проблема — это:

Например, тема текста — материнская любовь. Мы можем: А) порассуждать о том, что такое материнская любовь и зачем она нужна; Б) поговорить о недостатке материнской любви в современном мире; В) высказаться о роли материнской любви в жизни человека; Г) указать на серьёзные последствия нехватки любви для человека или общества.

Что такое проблема текста?

Всем известно простое правило: если у нас возникают проблемы, их необходимо решить. То же самое и с проблемой текста. Проблема представляет собой злободневный вопрос, требующий решения. Чтобы верно определить проблему, необходимо понять текст. Еще в начальной школе учителя задавали вам вопросы: О чем прочитанный текст? Что хотел нам сказать автор? Позднее, в основном звене, вас познакомили с такими понятиями как тема текста и основная мысль. Давайте вспомним, что это такое.

  • Тема текста — это то, о чем говорится в тексте. Например, о животных, о памятнике, о празднике.
  • Основная мысль текста — это то, для чего автор написал текст, что он хотел донести до читателей. Например, автор хотел нам сказать, что необходимо заботиться о животных, сохранять памятники культуры, чтить обычаи и традиции празднования какого-либо праздника. 

Затем вы сталкиваетесь с понятием позиция автора. Что это такое? А это и есть основная мысль текста. 

Вы спросите, зачем столько лишней информации, если нужно говорить о проблеме, а не о теме и основной мысли текста? Дело в том, что проблема текста тесно связана с авторской позицией. Проблема есть вопрос, который можно задать к тексту. И на этот вопрос в тексте должен быть ответ, которым является авторская позиция. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector