Проблема исследования — формулировка, постановка и примеры решения
Содержание:
- Где в научной статье следует разместить цели и задачи исследования
- Что такое проблема?
- Как написать цели и задачи в курсовой: примеры
- Задачи исследования и их составление
- Основные методы исследования: классификация
- Пилотажное исследование
- Формулировка постановки проблемы
- Определяем цель исследования
- Постановка задач исследования
- Как выявить проблему в курсовой
- Задачи исследования
- Как правильно и грамотно сформулировать цель и задачи написания курсовой работы
- Цель научного исследования
- Выявление индикаторов изучаемого явления
Где в научной статье следует разместить цели и задачи исследования
Научная статья пишется по строго определенному плану: введение, основная часть, выводы и список литературы. Цели и задачи исследования необходимо указывать во вводной части. Это помогает читателю сразу более ясно представить, о чем будет идти речь в публикации.
В зависимости от специфики публикации, допускаются несколько вариантов расположения цели и задач в рамках раздела «Введение». Так, возможно указывать цель сразу же после описания проблематики, либо позже, после того, как были обозначены объект и субъект исследования. Как правило, существенной разницы нет, но некоторые ученые предают этому большое значение. Поэтому лучше всего уточнить этот момент у начного руководителя.
Что такое проблема?
Новые знания появляются, когда в них возникает потребность. Происходит это в следующих случаях:
- появляется пробел в теории, требующий заполнения;
- традиционные знания не в состоянии объяснить новые факты;
- старые методики не могут разрешить возникшее противоречие.
Поиск проблемы – это и есть выявление потребностей и противоречий. На основе имеющихся знаний или практического опыта возникает понимание, что существует несоответствие между необходимым и текущим состоянием дел или сложилась неблагополучная ситуация в какой-либо отрасли и этот вопрос требует разрешения. Разрешить противоречие означает привести систему в состояние равновесия.
Например, изучим уровень безработицы в регионе:
- реальное положение – большой процент населения не трудоустроен;
- необходимое/желаемое положение – высокая занятость;
- проблема – что сделать для снижения уровня безработицы.
Основные критерии научной проблемы
Научную проблему принято отличать по таким критериям:
- актуальность. Потребность в изучении в текущий момент времени;
- научность. Возможность обозначить задачу в научных понятиях;
- значимость. Разрешение запроса станет существенным вкладом в теорию или совершенствование прикладных аспектов или будет иметь практическое значение для экономики страны;
- объективность. Противоречие существует независимо от личности соискателя.
Как написать цели и задачи в курсовой: примеры
Чтобы окончательно разобраться, как формулировать цели и задачи в курсовой работе, изучите наши примеры:
Пример №1 формулировки целей и задач в курсовой работе по педагогике
Тема курсовой работы: «Влияние стилей семейного воспитания на самооценку дошкольников»
Цель работы: изучить особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста в процессе семейного воспитания.
Задачи исследования:
- Дать основные понятия теоретической базы исследования: самооценка, семейное воспитание.
- Изучить цели, задачи и содержание семейного воспитания.
- Изучить развитие самооценки детей дошкольного возраста, как одну из задач семейного воспитания.
- Практически исследовать организацию семейного воспитания и зависимость её от самооценки дошкольного возраста.
- Определить особенности развития самооценки дошкольного возраста в процессе семейного воспитания.
Скачать пример в формате Word.
Пример №2 формулировки целей и задач в курсовой работе по медицине
Тема курсовой работы: «Сестринский уход при клещевом энцефалите»
Цель работы: Выявить эффективные формы сестринского ухода при клещевом энцефалите.
Задачи работы:
- Изучить и проанализировать литературные источники по исследуемой теме.
- Описать этиологию, патогенез, эпидемиологию и клинические формы клещевого энцефалита.
- Изучить диагностику и лечение клещевого энцефалита.
- Выявить эффективные формы сестринского ухода.
Скачать пример в формате Word.
Пример №3 формулировки целей и задач в курсовой работе по менеджменту
Тема курсовой работы: «Принятие управленческого решения как интеллектуальный процесс»
Цель исследования: проанализировать содержание интеллектуальных аспектов управленческой деятельности при принятии управленческих решений.
Задачи данного исследования:
- Дать характеристику современного состояния условий принятия управленческих решений.
- Представить систематический анализ общезначимых алгоритмов интеллектуальной деятельности, управляющих процессом принятия решений.
- Определить содержание понятия «интеллектуальный капитал» и его взаимосвязь с системами поддержки принятия управленческих решений.
- Продемонстрировать возможности использования выделенных алгоритмов в рамках конкретных практик, в сфере практического опыта (на примере принятия решений при организации профессионального отбора).
Скачать пример в формате Word.
Не забывайте, что цель — это прогнозируемый результат, а задачи — способы его достижения. Правильная формулировка этих частей введения в курсовой работе поможет не только защититься «на отлично», но и пригодится для развития аналитического мышления.
А если вам не до этого, рекомендуем обратиться за помощью в наш студенческий сервис. Специалисты не только сформулируют цели и задачи исследования в курсовой работе так, что ни один преподаватель носа не подточит. Они ещё помогут оформить курсовую по ГОСТу и учтут требования к уникальности.
Задачи исследования и их составление
Задачи исследования – это те шаги, которые нужно пройти постепенно вплоть до достижения цели этого же исследования. Другими словами, задачи иногда являются подпунктами, на которые разбивается общая цель работы.
При написании списка задач следует помнить о типичных ошибках, которые совершают многие студенты:
- Выполнение задач в конечном итоге не приводит к достижению цели.
- Задачи обособлены от структуры всего документа и никак не подтверждаются в тексте.
- Одна или несколько задач – это просто по-другому сформулированная цель работы.
- Вместо перечня задач написан план проведения научного исследования: «разобрать тематическую литературу, провести проверку, сделать выводы и т. д.».
Как уже говорилось, реферат, курсовая или дипломная работа должна представлять собой единое целое, объединенное в одну структуру и связанное общей тематикой. В то же время желательно, чтобы итоги написания курсовой работы или диплома не были просто набором общеизвестных фактов о выбранной отрасли знания, а привносили нечто новое в теоретическую науку или были использованы на практике. Поэтому одной из задач работы должно быть выявление связей с реальным производством или уже ведущимися исследованиями.
Курсовая или диплом обычно имеют достаточный объем, поэтому в ходе работы должно быть выявлено не менее 3 задач. Они могут относиться как к аналитической деятельности или систематизации уже изучаемых явлений (теория), так и к изучению и разработке какой-либо проблемы (практика).
Если же после написания диплома (ВКР) выясняется, что поставленные задачи никаким образом не могут привести к цели исследования – можно сделать вывод, что средства, применяемые в работе, были неэффективными и неактуальными. Иначе говоря, отрицательный результат – это тоже результат.
Образец 1
Цель магистерской работы – разработать и оценить реальные возможности организации производства пластиковых окон на базе действующего предприятия ООО «Окна+».
Цель определила решение следующих задач:
- изучить существо предлагаемого проекта по производству пластиковых окон;
- рассчитать и обосновать эффективность организации производства пластиковых окон.
Образец 2
Целью работы является анализ института освобождения от наказаний, его видов и особенности их применении.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность освобождения от наказания;
- рассмотреть историю формирования и современное состояние правового регулирования данного института;
- определить особенности отдельных вдов освобождения от наказания.
Образец 3
Цель исследования состоит в анализе проблем и перспектив совершенствования внутренней среды органа местного самоуправления, на примере Финансового управления администрации Благовещенского района Амурской области.
Задачи, решаемые в ходе практики:
- провести анализ влияния внутренних факторов на эффективность деятельности органа муниципального самоуправления, на примере Финансового управления администрации Благовещенского района Амурской области;
- предложить направления совершенствования внутренней среды Финансового управления администрации Благовещенского района Амурской области.
Образец 4
Цель работы – рассмотреть особенности устного народного творчества и изучить его роль в формировании личности ребенка.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие фольклора, определить его сущностные характеристики;
2. Проанализировать роль фольклора в формировании личности ребенка;
3. Изучить классификацию жанров детского фольклора.
Основные методы исследования: классификация
Прежде чем выбирать подходящие именно вам методы, которые составят методологическую базу исследования, стоит вспомнить, какими они бывают.
Все методы делятся на две большие группы:
- общенаучные;
- специальные.
Общенаучные методы — те, которые могут применяться абсолютно в любой научной области. Например, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и другие.
Специальные, или узкоспециализированные — методы, применяемые только в конкретной научной области.
Давайте посмотрим, какие специальные методы могут использовать в разных научных дисциплинах:
Специальные методы в методологической базе экономики:
Название метода | Описание сути метода |
Метод экономико-математического моделирования | Планировать и прогнозировать деятельность, моделируя сложные экономические процессы. |
Экономический анализ | Разделять экономические явления на более мелкие показатели, чтобы подробнее изучить их. |
Статистико-экономический метод | Изучать статистические данные в экономике. |
Метод балансовой связи | Исследовать показатели, между которыми существуют балансовые связи. |
Метод технико-экономических расчётов | Планировать показатели, учитывая при этом их определённые технические свойства. |
Главные методы в методологической базе истории:
Название метода | Описание сути метода |
Историко-генетический метод | Раскрывать свойства и изменения изучаемого объекта через историческое движение. |
Типологический метод | Упорядочивать группу исторических объектов или явлений по определённым типам или классам. |
Ретроспективный метод | Искать причины исторических событий в прошлом, суть подхода — от следствия к причине. |
Диахронный метод | Объяснять реальные события историческими аналогиями. Суть подхода — от прошлого к настоящему. |
Метод актуализации | Разрабатывать способы дальнейшего развития, опираясь на уроки истории. |
Специальные методы в методологической базе лингвистики:
Название метода | Описание сути метода |
Логико-семантический анализ | Представлять языковые формы в виде образных обозначений и изучать их. |
Метод контекстного анализа | Изучать, как меняется восприятие языковых явлений в контексте. |
Психолингвистический метод | Изучать языковые особенности через лингвистическую интуицию его носителей. |
Сравнительный анализ | Выявлять сходства и различия между двумя и более языками. |
Сравнительно-исторический метод | Изучать состояние языковых явлений и фактов в разные периоды времени. |
Специальные методы в методологической базе юриспруденции:
Название метода | Описание сути метода |
Историко-правовой | Изучать развитие правовой системы в разные исторические периоды. |
Сравнительно-правовой метод | Системно и комплексно изучать правовую культуру в разных странах. |
Формально-юридический, или догматический метод | Исследовать и интерпретировать юридические факты, используя специальные юридические термины и конструкции. |
Специальные методы в методологической базе психологии:
Название метода | Описание сути метода |
Беседа | Собирать информацию, разговаривая с испытуемым на определённую тему. |
Метод психологического эксперимента | Изучать поведение и реакции людей, создавая определённые условия, о которых не знают испытуемые. |
Самонаблюдение | Изучать личностные особенности через наблюдение за собой. |
Также существуют междисциплинарные методы исследований. Они отличаются тем, что совмещают методологии, используемые в нескольких научных областях. Например, статистический анализ, культурологический метод, метод моделирования и так далее.
Это лишь некоторые образцы специальных методов, которые могут входить в методологическую базу исследования различных дисциплин. На самом деле их значительно больше.
Как выбирать методы? Хорошо изучить научную область
Пилотажное исследование
Пилотаж (зондаж) – пробно-поисковый тип исследования, проводимое до основного и являющееся его упрощенной формой. Если предваряет тестирование – претест.
Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки основного исследования.
Цели:
· установление необходимого объема выборки
· уточнение содержание и количества вопросов анкет
· уточнение необходимого времени исследования
· уточнение гипотезы
· уточнение программы и методик исследования.
Требования:
- Для пилотажа и основного исследования брать разных но эквивалентных испытуемых (чтобы избежать эффекта привыкания)
- Включает все этапы исследования: вплоть до обработки и интерпретации данных.
Формулировка постановки проблемы
Формулировка проблемы определяет направление поиска и ее главную идею. Значение основной идеи сложно недооценить, это путь, по которому будет идти нить исследования. На ее основе выдвигается гипотеза, то есть предположение, объясняющее суть или причины изучаемого явления и требующее обоснования.
Сформулировать проблему непросто, ведь она должна:
- раскрывать сущность конкретных объектов;
- выделить направление работы, предполагающее продолжение;
- согласовываться со всеми частями процесса познания, задавать тон исследования.
Правильная постановка и четкая формулировка проблемных вопросов не менее значима, чем их решения. Запрос в значительной степени определяет стратегию исследовательской работы в целом и направления научного поиска в частности. После того как проблема выявлена и озвучена, можно приступать к формулированию темы работы.
Определяем цель исследования
При написании научной работы не каждый сразу может грамотно сформулировать цель исследования и определить его проблематику.
Цель исследования должна быть новой
Чтобы это было проще, предлагаем несколько легких способов правильного определения цели вашей работы:
- исследователю нужно показать, что проблема, которую он затронул, не была в полной мере изучена и раскрыта в предыдущих исследованиях. В таком случае, целью такой работы будет обозначение тех моментов, в которых данная проблема будет полностью раскрыта;
- хороший способ сформулировать цель — указать, что ваши методы решения проблемы куда лучше тех, которые предлагали другие исследователи в своих научных трудах;
- можно пойти более хитрым путем и позаимствовать формулировки у коллеги, но не целей, а обсуждений проблемы, которые пишутся в заключении работы. Так из обсуждений перспектив изучения определенного вопроса другой работы можно составить цели исследования в своей.
Главное понимать и различать материал, который уже полностью раскрыт и над которым еще можно поработать, продолжая исследовать ту или иную проблему. Нужно не только читать много научной литературы, но и стараться увидеть эту грань.
Постановка задач исследования
Задачи являют собой пошаговый план реализации поставленной цели. Ученый должен точно, последовательно и максимально реалистично ответить на поставленные вопросы о том, каким именно образом можно добиться цели. Если исследователь уже сформировал цель, значит, он имеет представление о том, как именно ее можно реализовать.
В аналогичном примере с потеплением и птицами можно поставить следующие задачи:
- Изучение литературных данных, свидетельствующих о поведении птиц до наступления потепления;
- Наблюдение за поведением, миграцией, размножением у птиц в определенный временной промежуток;
- Определение вероятного влияния глобального потепления на популяцию полярных птиц.
Задачи исследования, его этапы и методы – совершенно разные вещи. Нередко аспиранты допускают ошибку – начинают путать эти понятия, указывая вместо задач такие действия, как проведение эксперимента, изучение литературы, проведение сравнительного анализа и оценки полученных данных и результатов.
Подобные фразы можно употреблять при написании задач исследования, однако они не должны выделяться в отдельные пункты. Допустимы уточнения, согласно которым исследователь будет изучать поведение все тех же птиц до потепления на основе литературных источников
В заключительной части работы обязательно указывается, на чем именно акцентирует внимание автор
Как выявить проблему в курсовой
Как же определить проблему исследования в курсовой? Вот несколько полезных советов:
- хорошо изучите выбранную тему;
- просмотрите разные исследования, которые уже проводились по теме;
- проанализируйте исследования, чтобы выявить самые актуальные проблемы;
- составьте список проблем, которые уже изучались разными авторами;
- выберите несколько конкретных и понятных вам проблем;
- проверьте, какие решения по ним уже существуют;
- посмотрите, можете ли вы предложить два-три новых способа;
- остановитесь на той проблематике, суть которой вы понимаете и хотите изучить глубже.
Определяясь с проблемой курсового проекта, важно не отходить от темы работы. Проблематика должна опираться или логично вытекать из неё
Задачи исследования
Задачи исследования помогают достичь цели. Но это не просто список действий, они должны быть понятно сформулированы и в совокупности действительно вести к указанной цели.
Задачи упоминаются не только во введении и заключении, но и в основной части работы.
Если в процессе исследования выясняется, что задачи не ведут к достижению цели, автор анализирует полученный отрицательный результат и указывает на неправильно подобранные задачи.
Формулировка задач
Совет 1. Для курсовой работы часто достаточно просто переписать параграфы из основной части и это уже будут задачи — изучить литературу, провести исследование, составить выводы на основе результатов.
Если такой вариант не подойдет, тут нужно будет определить 1-2 теоретические цели (например, провести сравнительный анализ литературы, выявить неактуальные выводы) и несколько практических (например, сформулировать гипотезу, проанализировать использованные ранее методы исследования, предложить современные аналоги).
Нужна работа? Есть решение!
Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.
Совет 2. Задачи касаются и теоретической и практической части исследования. Не стоит их путать с планом проведения исследования.
Как правильно и грамотно сформулировать цель и задачи написания курсовой работы
Написание курсовой работы, как правило, начинается с объяснения актуальности выбранной темы и постановки цели выполнения работы. Затем студенту следует заняться определением задач, которые должны подробно раскрывать цель написания курсовой работы и соответствовать изучению выбранной темы. Важным моментов написанного введения считается определение цели и задач исследования, раскрывающих проблемы, на рассмотрение которых направлен процесс выполнения курсовой работы.
Цели и задачи подчеркивают актуальность и значимость выбранной темы. Следует обозначать цель курсовой работы в соответствие с ее темой, задачи нужно формировать на основе составленного содержания курсовой работы. Необходимо отметить, что между целью и задачами есть прямая взаимосвязь, а, следовательно, они дополняют друг друга в рамках выполнения студентом конкретного курсового проекта.
Цели написание курсового проекта:
Целью написания курсовой работы является решение проблемы или получение ответа на поставленный вопрос, который должен быть обозначен в актуальности.
Если формировать цель в качестве процесса, то это будет неправильно. Такая трактовка цели как «Изучение экономических показателей» будет считаться неверным вариантом.
Задачи поставленные при написании курсовой работы:
Постановка задач исследования по определенной (выбранной) теме курсовой работе осуществляется согласно поставленной цели, они представляют собой ряд, как правило, четыре или пять конкретных последовательных этапов (путей) решения основной проблемы. Курсовая работа должна содержать теоретическую и практическую часть, это должно отражаться и в задачах написания работы.
Задачи курсовой работы взаимосвязаны друг с другом, поэтому они располагаются последовательно раскрытию теоретического и практического материала и соответствуют составленному содержанию работы.
Приведем несколько конкретных примеров определения целей и задач для курсовых работ.
Если выбранная тема курсовой работы по экономике
«Инфляция как социально-экономический процесс, проявляющейся в периоды макроэкономической нестабильности».
В цели написания работы требуется изучить инфляцию как социально-экономический процесс и определить факторы, вызывающие ее рост в периоды макроэкономической нестабильности.
Согласно поставленной цели в процессе написания курсовой работы решаются несколько основных задач:
– рассмотреть понятие инфляции, обозначить причины и формы ее проявления;
– охарактеризовать специфику увеличения инфляции в России для периодов макроэкономической нестабильности в ХХ веке;
– провести анализ причин современной инфляции в России и факторов, влияющих на ее рост, и выявить пути реализации эффективной антиинфляционной политики.
Когда тема курсовой работы по праву обозначена следующим образом «Правовой режим земель лесного фонда»,
то целью ее выполнения будет провести исследование правового режима земель лесного фонда.
В процессе написания данной курсовой работы должны решаться следующие задачи:
– рассмотреть понятие земель лесного фонда, их состав и виды;
– изучить правоотношения, возникающие в области охраны и использования земель лесного фонда;
– охарактеризовать право собственности и пользования лесными участками, включенными в составе земель лесного фонда;
– раскрыть отличительные черты понятий охрана и защита лесов в правовых основах согласно законодательству РФ.
Так для темы работы по педагогике: «Воспитательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ)»,
целью можно обозначить «Выявить педагогические методы и определить последовательность построения воспитательного процесса на примере дошкольного образовательного учреждения (название)».
Для данной курсовой работы будет поставлен ряд следующих задач:
– изучить психолого-педагогические материалы по ведению воспитательного процесса;
– рассмотреть основные понятия, раскрывающие проблемы исследования (воспитательный процесс, дошкольное образовательное учреждение, педагог, работающий в системе дошкольного образования);
– изучить построение воспитательного процесса ДОУ (название) и исследовать результаты его влияния на детей младшего дошкольного возраста;
– провести разработку практических рекомендаций для усовершенствования воспитательного процесса ДОУ (название).
Источник статьи: http://primery-obrazcy.com.ua/kursovaya/tsel-i-zadachi-kursovoj-raboty
Цель научного исследования
Цель — это конечный результат, на который преднамеренно направлено исследование. Независимо от темы, научное исследование может иметь лишь одну цель. В редких случаях допускается ее разделение на две части, но в таком случае между ними обязательно должна быть логическая взаимосвязь.
Выявление цели фактически вытекает из проблематики научного исследования, которая, в свою очередь, определяется темой. Она может выражаться поиском ответа на какой-либо вопрос, либо быть связанной с решением какой-нибудь проблемы. Довольно часто цель созвучна с названием научного труда.
Под целью научного исследования, в большинстве случаев, подразумевается следующее:
- Разработка методов решения проблемы.
- Детальный анализ проблемы.
- Поиск возможностей для усовершенствования какого-либо процесса, метода и пр.
- Определение причинно-следственных связей между явлениями.
- Нахождение закономерностей в ходе процессов.
- Изучение характеристик явления.
Пример 1. У научной работы на тему «Изменение средств массовой информации в эпоху развития интернета» цель может быть такой: «Выявить отличия современных средств массовой информации от изданий, которые выходили в 60-80-тых годах ХХ столетия».
Пример 2. Если тема статьи звучит как «Эндоскопическое оперативное вмешательство при хроническом холецистите», то его целью является «Определить показания и разработать методы эндоскопических операций при хроническом холецистите».
Цель должна быть сформулирована максимально кратко, четко и ясно, чтобы даже человек, не разбирающийся в теме, мог сразу понять, о чем идет речь. Как правило, ее описание начинают с фраз: «целью исследования является…», «цель работы состоит в том, чтобы…» либо «цель научного исследования заключается в…». Для дальнейшего изложения рекомендуется применять следующие ключевые слова: «определить», «разработать», «выделить», «выявить», «установить», «изучить», «расследовать» и пр.
Выявление индикаторов изучаемого явления
Индикатор – элемент или характеристика объекта, доступные наблюдению, исследованию и измерению.
По теоретическому уровню индикаторы делятся:
1. Категории анализа (понятийные единицы, выражающие смысловые признаки объекта исследования или его отдельных элементов (единиц анализа);
Например, в процедуре интент-анализа это интенции; в контент-анализе – это отношение.
2. Единицы анализа – части, элементы объекта исследования, которые подлежат эмпирическому исследованию;
Например, в интент-анализе это м.б. цель самопрезентации, дискредитации оппонента, воздействие на общественное мнение. В контент-анализе это м.б. +, — или нейтральное отношение. В тесте Айзенка: субъективизм, экстраверсия, нейротизм.
3. Единицы счета – количественная характеристика единицы анализа, которая фиксирует регулярность, с какой она встречается в обследуемом массиве.
Например, ответы на вопросы теста. Из 10 вопросов на субъективизм – не более 5 баллов – это объективная самооценка.
Основные ошибки при выборе индикаторов:
1. слишком широкий круг индикаторов
2. слишком узкий круг индикаторов
3. нерепрезентативный уровень индикаторов (единицы анализа не представляют категории анализа)