Теория для егэ по обществознанию
Содержание:
Н
Наказание – реакция государства на совершение правонарушения; предусмотренное законом негативное последствие для лица, совершившего порицаемый поступок.
Налог – общеобязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.
Норма права – общеобязательное правило поведения, установленное и охраняемое государством и регулирующее определенное общественное отношение. Формой существования нормы права является нормативно-правовой акт – закон, указ, постановление.
Нормативно-правовой акт – письменный официальный документ, изданный правотворческим органом и предназначенный для установления, изменения или отмены правовой нормы.
Свобода и ответственность в человеческой деятельности
Свобода – способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Условия существования свободы
Свобода в деятельности человека | |
Относительная свобода во внешних условиях жизни | Абсолютная свобода во внутренней жизни |
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности | В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями |
А
Абсентеизм (от лат. absentis – отсутствующий) – сознательное уклонение граждан от участия в политической жизни страны, аполитичность.
Административная ответственность – юридическая ответственность за нарушение общественного порядка, проступки в сфере государственного управления.
Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления и связанные с поддержанием правопорядка и безопасности.
Административное правонарушение – противоправное виновное деяние, нарушающее установленные полномочными органами государства правила, предназначенные для соблюдения интересов государства, общественного порядка и безопасности, интересов граждан и общественных организаций.
Административные правоотношения – вид правоотношений, складывающихся в сфере деятельности исполнительной власти и регулируемых нормами административного права.
Акты гражданского состояния – действия и события, связанные с гражданско-правовым статусом человека. Подлежат обязательной регистрации в государственных органах ЗАГС. К актам гражданского состояния относятся: рождение, смерть, заключение и расторжение брака, признание брака недействительным, установление отцовства, опекунства, перемена имени.
Алименты (от лат. alimentum – содержание) – средства, выделяемые на содержание отдельно живущих нетрудоспособных членов настоящей или прежней семьи. Алиментные обязательства носят адресный характер. Нельзя переуступить право на получение алиментов или передать обязательство по их уплате другим лицам. Размер выплат устанавливается в судебном порядке или путем заключения соглашения между лицом, обязанным платить алименты и их получателем.
Амнистия (от греч. amnestia – забвение, прощение) – полное или частичное освобождение преступника от наказания, а также его смягчение.
Апелляция (от лат. apellare – призывать, взывать) – один из видов обжалования не вступивших в законную силу решений суда в уголовном и гражданском процессе, ходатайство перед судом высшей инстанции о пересмотре постановления суда низшей инстанции. Апелляция существует для устранения последствий неправомерного процесса, отмены несправедливых, незаконных решений.
Арест (от позднелат. arrestum – судебное постановление) – заключение под стражу и содержание в изоляции от общества. Является самой строгой мерой государственного принуждения, применяется в порядке, установленном законом. Используется как мера пресечения, уголовного наказания, административного и дисциплинарного взыскания.
Как узнать, к чему готовиться
На сайте ФИПИ опубликованы три документа, которые подробно поясняют структуру и содержание экзаменационной работы. Каждый год КИМ хоть незначительно, но обновляются, поэтому нужно изучить последнюю версию, чтобы быть уверенным, что неожиданностей на экзамене не будет.
Итак, какие документы надо обязательно изучить.
Кодификатор, полное название «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию». Это главный настольный документ для подготовки, в котором приведен набор экзаменационных тем. Все они уже к 3 четверти выпускного класса пройдены. Эксперты рекомендуют скачать или распечатать кодификатор, чтобы внимательно проанализировать каждую позицию и честно ответить себе: знаю я эту тему или нет? Критический взгляд на список поможет составить индивидуальный план работы. Демонстрационный вариант экзамена. Он полностью воспроизводит всю структуру бланка с заданиями, типы и сложность вопросов, описывает критерии, по которым будут оцениваться ответы. Его изучают, чтобы понимать, с какими вопросами придется иметь дело на ЕГЭ и сколько баллов можно получить за ответы на каждый из них. Спецификация заданий. Здесь перечислены типы заданий, их распределение по вопросам, изменения текущего календарного года.
И есть еще три дополнительных источника.
Банк заданий
Он тоже находится на сайте ФИПИ. Открытый банк заданий дает возможность натренировать решение заданий нужного типа. В базе опубликовано 1 668 реальных экзаменационных вопросов по всему курсу теории. Система сразу показывает, верный или неверный ответ вы дали.
Число ответов неограниченно, и для каждого задания можно посмотреть, знания по какому блоку оно проверяет.
Задания сгруппированы по разделам и темам учебников, уровню сложности, типам ответа (краткий ответ, установка соответствия и т. п.). При желании можно делать собственную подборку «Избранное».
Методички ФИПИ
Еще один крайне полезный, даже, можно сказать, бесценный источник информации о том, на что обратить внимание при изучении теории по обществознанию, – методические материалы для учителей. Они разработаны по результатам аналитического анализа типичных ошибок прошлых лет, но особое внимание их автор – Т
Лискова, руководитель комиссии ФИПИ по составлению КИМ ЕГЭ – уделяет разбору работ предыдущего года.
В этих рекомендациях подробно описано, какие разделы теории по обществознанию к моменту экзамена выпускники знали хорошо, а какие вызывали у них трудности, соответственно, по этим темам было больше всего неверных ответов.
В последние три года на базовом уровне хуже всего участники ЕГЭ справлялись с вопросами нескольких блоков:
- экономика – налоги; право – темы о понятии и видах юридической ответственности, гражданстве, правоохранительных органах, трудовых отношениях; политика – органы государственной власти (разграничение функций исполнительной и законодательной властей); федеративное устройство РФ.
На эти разделы надо обратить особое внимание тем, кому важно набрать минимальный балл. В заданиях повышенного и высокого уровня сложности больше всего ошибок по темам четырех боков:
В заданиях повышенного и высокого уровня сложности больше всего ошибок по темам четырех боков:
- экономического – переменные и постоянные затраты; финансирование бизнеса; банковская система и финансовые институты в целом; политического – избирательные и политические системы; конституционный строй; правового – юридические лица; общественно-философского – истина и критерии ее определения.
Эти темы стоит проштудировать тем, кто претендует на высокие баллы за ЕГЭ по обществознанию.
Рекомендации составителей КИМ
Информационные материалы и видеоконсультации от авторов экзамена дадут общее представление о том, на что обратить внимание при подготовке, и послужат руководством к составлению плана того, что надо выучить из теории и терминологии курса обществоведения. Официальные видео выложены на YouTube-канале Рособрнадзора
Ролики не очень длинные (по обществознанию – 17 минут), но дают точное представление, как надо готовиться, чтобы давать четкие ответы, например, раскрывая значение терминов
Официальные видео выложены на YouTube-канале Рособрнадзора. Ролики не очень длинные (по обществознанию – 17 минут), но дают точное представление, как надо готовиться, чтобы давать четкие ответы, например, раскрывая значение терминов.
И
Избирательное право – 1) система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных органов; 2) право гражданина избирать и быть избранным.
Имущественные отношения – отношения по поводу материальных предметов и других экономических ценностей.
Инкриминирование (от лат. in – в и crimen – вина, преступление) – предъявление конкретному лицу обвинения в совершении преступления.
Институт права – часть отрасли права, комплекс норм, регулирующих определенный вид общественных отношений (право собственности, авторское право, гражданство и т.д.).
Источник права – действующая в государстве форма выражения правовой нормы (правовой обычай, юридический прецедент, религиозный текст, нормативно-правовой акт).
Сознание
Сознание – это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
Структура сознания | |||
восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (познание и самопознание) | логико-понятийные способности к рациональному познанию и знания, получаемые на их основе (понимание сущности объектов) | эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий) | ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, её духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию) |
Свойства сознания:
– активность (отражает мир целенаправленно; служит основой преобразовательской деятельности человека);
– избирательность (различия в содержании как на личном, так и на общественном уровне);
– субъективность;
– творческое начало.
Бессознательное – явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в оговорках, описках, фантазиях, мечтах, сновидениях.Общественное (коллективное) сознание – сознание группы общества, общественное мнение. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями.Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Протекает в процессе деятельности и общения.Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).
Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение состоит из поступков. Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.
ВЛАСТЬ
Власть — влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемого на других людей в рамках закона или обычая; возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания.
Власть — способность или возможность какого-либо субъекта (индивида или группы лиц) осуществлять свою волю, используя различные методы и подвластные структуры. Власть — форма социальных отношений, которая характеризуется способностью влиять на поведение людей посредством административно-правовых механизмов.
Источники власти: закон, санкции, авторитет, традиции, богатство, знание, харизма.
Субъекты власти: политический лидер, наследственный монарх, парламент, политические партии, суды.
Объекты власти: Граждане, социальные группы, общество в целом.
Функции власти: управление, координации, организация, контроль. Средства (методы) власти: право, традиции, принуждение, насилие, убеждение, поощрение.
Виды власти:
- политическая (способность и умение реализовывать функцию общественного управления),
- экономическая (контроль над экономическими ресурсами),
- социальная (контроль над распределением статусов, должностей и привилегий),
- информационная (контроль над людьми с помощью СМИ)
Принципы устойчивости власти:
- легальность ( законность)
- легитимность (законная власть поддерживается основной частью населения,),
- результативность действий.
Методы власти : принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции и т.д.
Ресурсы власти – средства, которые она использует:
- экономические
- силовые
- информационные
- демографические
- социальные
Разделение властей — это деление её на три ветви:
- законодательная — Федеральное собрание РФ( Государственная Дума + Совет Федерации)
- исполнительная — Правительство
- судебная — Конституционный Суд, Верховный Суд + суды общей юрисдикции.
«Четвёртая власть» — так называют средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение), оказывающие огромное влияние на общественное мнение, правдиво освещающие многие негативные стороны жизни в современной России.
Гегемонизм (от греч. hegemonia — предводительство, господство) — стремление к мировому господству, политика доминирования над другими странами и народами.
Ю
Юридическая ответственность – установленные законом вид и мера принудительного претерпевания негативных последствий противоправного деяния.
Юридическая сила – обязательность правового акта, его приоритет или подчиненное положение по отношению к другим актам.
Юридический акт – любой поступок человека, выражающий его волю или совершенный по его вине и ведущий к возникновению юридических последствий.
Юридический факт – предусмотренные законом обстоятельства, составляющие основание для возникновения, изменения, прекращения правоотношений. Юридические факты делятся на события и действия.
Юридическое лицо – организация, имеющая в собственности или управлении обособленное имущество и являющееся самостоятельным субъектом правовых отношений.
Право
- 15 сложных планов по блоку «Право»
- Базовые термины по праву, которые проверяют на экзамене
- Система и отрасли российского права
- Права, свободы и обязанности человека
Эссе по обществознанию
- Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
- Структура, план, шаблон для эссе
- Аргументы для эссе по всем темам
- Клише для эссе по любому высказыванию
- Критерии оценивания эссе
- Как писать эссе по обществознанию с нуля?
ЕГЭ по обществознанию
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
- 50 примеров сложных планов по блокам
- Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
- Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
- Помесячный план подготовки к экзамену
- Как правильно решать задание с определением
ОГЭ по обществознанию
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
Выбери ответ
Термины
Обществознание – учебная дисциплина с собственным понятийным аппаратом, и свободное владение соответствующими научными определениями выпускники должны продемонстрировать на ЕГЭ. То есть надо показать именно умение оперировать терминами, а не способность найти их удачные синонимы.
Исключение составляют случаи, когда в обществознании могут использоваться разные названия для одного и того же социального процесса, объекта или явления. К примеру: потребности идеальные = духовные или семья патриархальная = традиционная. На ЕГЭ ни в коем случае нельзя подменять теоретическое содержание курса бытовыми представлениями о нем, поэтому в ответах нужно пользоваться точными терминами, которые содержатся в теории, изложенной в учебниках из Федерального перечня.
Конечно, выуживать определения из разных частей учебника не совсем удобно и затратно по времени, но выход есть. Все термины по обществознанию для сдачи ЕГЭ собраны в «Школьном словаре» Боголюбова.
Исходя из того, что учебник обществознания этого автора включен в ФУП, можно не беспокоиться о том, что определения будут сформулированы не так, как это ожидают увидеть эксперты.
Какими бы пособиями, тренировочными сборниками или авторитетными лекциями при подготовке к ЕГЭ по обществознанию вы ни пользовались, сверяйтесь с тем, как в учебниках из ФУП называются:
По информации ФИПИ, в использовании и трактовке именно этих терминов чаще всего ошибаются участники ЕГЭ.
В целом и эксперты ФИПИ, и опытные учителя советуют учить теорию ЕГЭ по обществознанию системно – то есть, понимая, что курс интегрированный и все его разделы взаимосвязаны. И не стоит полагаться только на обыденные представления и собственное понимание научных терминов.
Кстати, изучение теории ЕГЭ по обществознанию можно и нужно начинать заранее. После того как проекты КИМ и всех документов, определяющих структуру, и главное, содержание экзамена, утверждаются в ноябре, никаких изменений в контрольно-измерительные материалы уже не вносят до следующего учебного года.
Для каждого из пяти разделов школьного курса обществознания точно указаны темы, которые выносятся на экзамен.
Сильная личность
На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.
Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.
Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.
Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.
ДЕМОКРАТИЯ
Демократия – политический режим, основанный на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных
дел, в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.
Признаки демократии: принцип разделении властей, многопартийность, равенство в избирательных правах, гарантии прав меньшинства.
Виды демократии:
непосредственная (прямая) — непосредственное участие масс в формировании органов государственной власти, решении вопросов государств ной политики, общественно- политической жизни путем проведения выборов и референдумов;
партиципативная (демократия участия) — участие низов населения в выборах, принятии решений, в политическом процессе, контроле за выполнением решений при активной роли государства:
представительная (репрезентативная) — опосредованное участие людей в политике через парламент как высший представительный орган власти в государстве
«Провалы» демократии – неспособность западных демократических политических систем гарантировать декларируемые ими ценности типа полной свободы выбора, свободы мысли, свободы политических взглядов, наконец, личных свобод — неприкосновенность жилища, тайны
переписки и телефонных переговоров.Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе:
- всеобщего
- равного
- прямого избирательного права
- при тайном голосовании.
Деспотия – форма самодержавной власти – неограниченная монархия; отличается полным произволом власти, бесправием подданных.Идеология – система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики.
Подходы к определению власти
1. Социологический подход:
- Теологический подход – согласно Б. Расселу, власть – производное от способности достижения цели.
- Системный подход – власть выполняет важную функцию в социальной структуре, а именно обеспечивает исполнение элементов, приписанных обязательствами.
- Структурно-функциональный подход – власть представляется в виде форм управления и исполнения, которые определяют способ самоорганизации социума.
- Теория социального конфликта – нашла своё отражение в трудах таких деятелей, как В.И. Ленин, К. Маркс, Ф. Энгельс. Согласно концепции, власть порождает социальное неравенство между классами, которая выражена в объёмах собственности и эконмического капитала в обществе.
- Дуалистическая концепция – предложена М. Дюверже, который выделил в структуре власти 2 элемента: материальное обоснование власти; законное принуждение.
2. Поведенческий подход:
- Теологический подход – власть образована Божественным вмешательством.
- Биологический подход – власть представлено инстинктом агрессивности, присутствующим в человеке.
- Бихевиористская концепция – власть объясняется её потребностью в обществе.
- Психоаналитическая концепция – согласно З. Фрейду, К.Г. Юнгу – стремление к власти объясняется низкой самооценкой и неполноценностью индивида.
- Мифологическая концепция.
Структура власти:
Ресурсы власти – средства и предметы, оказывающие влияние на субъект, согласно цели объекта власти (в древние времена власть являлась авторитетом правителя, а лишь потом сила и состояние):
- Экономические – вещевые блага, используемые в производстве и потреблении – продукты, ресурсы, сырьё, деньги и т.д.
- Социальные – изменение социального статуса или роли, вертикальная мобильность.
- Культурно-информационные – необходимая информация, получаемая в институтах или средствах массовой информации.
- Силовые – правоохранительные и военные силы: армия, полиция, прокуратура и т.д.
- Демографические – население представлено человеческим капиталом.
Власть разделяется по объёмам ресурсов, на которые оказывается социальное, экономическое, политическое влияние.
- Экономическая власть – контроль за экономическими составляющими, собственностью.
- Информационная власть – обладание информацией или знаниями, имеющими влияние над населением.
- Политическая власть – использование воли социальных групп или личности для убеждения или принуждения, с помощью государственного и правового воздействия, несмотря на то, нравится это населению или нет.
Характеристика политической власти: обязательное выполнение решений для всего населения; использование власти на легальной основе в пределах государства; наличие общегосударственного органа принятия решений; использование различных ресурсов.
Функции политической власти: управление и обеспечение функционирования государства в каждой сфере жизнедеятельности; привлечение социальных институтов к целям, задачам власти, для формирования политической системы; политическая организация общества; стабильность государства.
Список тем
Полный список тем ЕГЭ по обществознанию содержит кодификатор – в каком-либо другом источнике искать его бесполезно, так как он не будет соответствовать актуальному варианту заданий экзамена текущего года. Объем теории соответствует ФГОС – точнее, его федеральному компоненту для базового и частично профильного уровней.
Для каждого из пяти разделов школьного курса обществознания точно указаны темы, которые выносятся на экзамен.
Обратите внимание на то, что в ФУП входят учебники только по обществознанию – не по социологии, экономике, политологии и т. д
И в списке не так уж и много основных УМК – всего 9.
Тем не менее ФИПИ подчеркивает, что, оценивая развернутые ответы, эксперты предметных комиссий ЕГЭ по обществознанию обязаны учитывать и содержание используемых в регионе учебников, но только тех, которые входят в ФПУ.
С
Санкция (от лат. sanctio – строжайшее постановление) – 1) структурная часть правовой нормы, содержащая указания на возможные неблагоприятные последствия для нарушителя данной нормы; 2) мера, применяемая к правонарушителю.
Свобода – возможность действовать согласно своим интересам и целям, самостоятельный осознанный выбор индивидом образа жизни и деятельности.
Семейное право – совокупность государственных предписаний, регулирующих отношения брака, родства, усыновления и принятия детей на воспитание.
Семейные правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормами семейного права.
Семья – группа людей, объединенных кровным родством, брачными узами, воспитанием детей, совместным бытом.
Система права – порядок организации и расположения частей, составляющих внутреннее строение национального права. Структуру права составляют отрасли, нормы права и правовые институты.
Собственность – принадлежность имущества, средств и продуктов производства кому-либо с правом распоряжения. Существуют различные формы собственности: государственная, акционерная, паевая, совместная, общая, коммунальная, частная и др.
Субъективное право – обеспеченная законом возможность лица или организации достигать целей, связанных с удовлетворением их интересов. Субъективными называют те права человека, которые принадлежат ему и зависят от его воли, то есть реализуются по его усмотрению.
Субъект права – физическое или юридическое лицо, наделенное способностью иметь права и исполнять юридические обязанности.
Суд – государственный орган правосудия, осуществляющий свою деятельность в форме рассмотрения и разрешения уголовных, административных, уголовных, арбитражных дел.
Судебный прецедент (от лат. praecedens – предшествующий) – решение суда по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца для принятия в будущем решений по аналогичным делам.
Интернет-вестник
Граждански значимые качества личности возможно определить лишь через социально-значимые качества, для чего изначально необходимо дать определение самому понятию «личность». И.С.Кон считает, что понятие личности обозначает человеческого индивида, как члена общества, обобщает интегрированные в нем социальные черты .
Д.А.Белухин определяет личность как устойчивую систему индивидуальных социально-значимых черт человека, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем .
К социально-значимым качествам, по мнению С.Л.Рубинштейна, можно отнести систему мотивов и задач (направленность), которые ставит себе человек, свойства характера, обуславливающие поступки людей (действия, реализующие или выражающие отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности .
Социолог М.А.Мечников отмечает, что личность в эмпирическом исследовании необходимо рассматривать с точки зрения проявления в ней социально-значимых черт, свойств, относящихся к сущности общества в целом, а также конкретной социальной группы, в которую включена данная личность и которая определяет основные социальные функции личности .
В педагогических исследованиях социально-значимые качества трактуются как качества, которые позволяют личности жить в существующих социально-культурных условиях (И.О.Гапонов, Т.А.Бурцева, Н.Б.Русских). Социально-значимые качества формируются и развиваются, таким образом, в обществе и обусловлены этим обществом.
Нас более всего интересует работа Костюченко А.А., в которой социально-значимые качества личности определяются как качества, способствующие решению общественно значимых задач и становлению личности как гражданина
.
В связи с этим рассматриваются процессы воспитания у учащихся самостоятельности, активности, ассертивности (Т. А. Бурцева, Н. Б. Русских), ответственности, социальной активности, направленности самореализации в деятельности, склонности к сотрудничеству (М.И.Бобнева, Т.А.Бурцева), социальной ответственности (Е.Н.Бобкова, С.В.Васильев, И.А.Гладышева), субъектности (И.А.Гусева, Л.М.Митина, Н.Б.Тарасова), рефлексии, эмпатии, идентификации, динамизма, эмоциональной устойчивости (К.В.Вербова, Г.В.Пар).
Проведенный анализ социально-философской, психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований свидетельствует о том, что объем понятия «социально-значимые качества личности» и понятия «граждански значимые качества личности» не совпадают.
Особенность граждански значимых качеств заключается в том, что каждое из них интегративно, так как объединяет множество более узких, конкретных показателей (социально-значимых качеств), через которые проявляется, и комплексно, так как охватывает разные процессы сферы деятельности и характеризуется многоуровневой структурой, то есть вбирает в себя знания о данном качестве, способах проявления, умения демонстрировать способность как потенциальную возможность быть таковым. При этом граждански значимое качество — категория более педагогическая, а социально-значимое качество личности — более психологическая категория. Сказанное выше можно проиллюстрировать следующей таблицей:
Мы видим, что граждански значимые качества находятся в тесной взаимосвязи между собой, сочетаются друг с другом и образуют определенную целостность, единство. Формирование и развитие граждански значимых качеств личности — процесс сложный, многоаспектный, многофакторный и достаточно длительный. Личностной зрелости человек достигает лишь будучи взрослым. Однако эти качества начинают формироваться очень рано, представляя собой на каждом возрастном этапе особое качественное своеобразие. Становление граждански значимых качеств происходит путем усвоения и присвоения индивидом общественно выработанного опыта. То есть у человека происходит присвоение норм и ценностей, формируется гражданская направленность личности, складывается определенное поведение, отношение к себе, людям, миру.
↑ Науки об обществе
Все научные знания принадлежат человечеству, соответственно каждая из наук, так или иначе, освещает какую-либо сторону жизни общества, общественных отношений или взаимосвязей общества с окружающим миром. Рассмотрим некоторые из них:
Социология — наука, изучающая общество, его структуру, связи, общественные отношения и их закономерности. Таким образом, социологи исследуют весь комплекс общественных процессов и явлений, социальные группы и общности, нации и народы, сословия и касты, мужчин и женщин, семью и брак, различные виды общественных объединений и образований, их основы, формы, развитие, возникновение и исчезновение.
История — наука, изучающая периоды существования общества, его жизнь и развитие в хронологической последовательности. История является одной из древнейших общественных наук. Для наиболее полного изучения исторического процесса были созданы еще ряд вспомогательных исторических дисциплин: генеалогия, нумизматика, геральдика и др.
Культурология — наука, которая изучает «вторую природу», созданную руками человека — культуру, во всем многообразии форм ее проявлений. Культурология призвана создать культурную картину мира, определяющую целостное мировосприятие человека конкретной исторической эпохи.
Антропология — наука, изучающая процесс происхождение и развитие человека.
Археология — наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей, исследует отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, оружие, украшения) и целые комплексы (поселения, клады, могильники), открываемые археологическими раскопками, на основании чего воссоздает картину исторических эпох и событий, которые мало или совсем не освещены письменными источниками.
Этнография — наука, которая исследует происхождение, расселение, быт, культуру и нравы народов (этносов) мира.
Демография — наука, изучающая население, его численность, состав (возрастной, половой, по роду деятельности и т.д.) и социологические показатели (коэффициент рождаемости, коэффициент смертности и т.д.).
Экономика — наука о хозяйстве, исследующая совокупность общественных отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления продукции.
Политология — отрасль знания о политике, структуре, закономерностях, функционирования и развития политической жизни государства и общества.
Правоведение — наука, которая посвящена изучению правовой системы общества, исследует право как основной регулятор общественных отношений и его влияние на функционирование и развитие общества в целом.
Психология — наука, исследующая внутренние духовные процессы человека, мотивы его поведения, особенности межличностных отношений и взаимодействий в обществе.
Философия — наука, стремящаяся исследовать бытие и смысл человеческой жизни. Философия создает определенную картину миру, особое мировоззрение, стремиться «заглянуть» в сущность вещей и происходящего.
Педагогика — наука о принципах, методах и формах воспитании и обучении, способах и средствах передачи опыта поколений.
Теология — совокупность дисциплин, которые исследуют и объясняют основы учений о Боге, религий и религиозных догматов (непрекословных «вечных» истин веры).
Обществознание — совокупность наук, целью которых является исследование различных сторон жизни общества, общественные процессы и закономерности. В обществознание входят такие дисциплины как философия, социология и политология, а также право, экономика, история, культурология, социальная психология.