Тьютер
Содержание:
Чем тьюторство полезно для педагога?
Очевидно, что навыки тьюторского сопровождения невозможно обрести в обычной педагогической деятельности. Когда группа учителей «Золотого сечения» сформировала первую тьюторскую команду школы, наши педагоги столкнулись с тем, что им приходится внутри себя ориентироваться на две позиции: учителя, который отвечает за результат учеников, и тьютора, который способствует личностному росту, но не контролирует и не оценивает своего тьюторанта. Поэтому одним из основных качеств, вырабатываемых в тьюторской работе, стала гибкость. А она, согласитесь, необходима для любого хорошего преподавателя. Вообще, мы уверены, что в мире есть много учителей, которые в своей работе склонны придерживаться тьюторской позиции, но не могут полностью перейти на нее по объективным причинам.
Кстати, верно и обратное: наличие опыта работы учителем может сыграть хорошую службу тьютору
Если тьютор понимает, что такое работа в классе, как распределено учительское внимание между учениками и какая мотивация движет учителем в тех или иных случаях, это поможет ему объективно оценить ситуацию конкретного тьюторанта
Ошибочно будет думать, что в смысле необходимых компетенций тьютор — это нечто среднее между учителем и психологом. По нашему мнению, технологии, которые используются в тьюторском сопровождении, наиболее близки технологиям коучинга.
По опыту «Золотого сечения», участие преподавателей-предметников в тьюторской деятельности должно быть строго добровольным, основанном на личном интересе педагога, и именно тогда оно принесет самому учителю наибольшую пользу. Во-первых, это поможет справиться с профессиональным выгоранием — ведь оно наступает именно тогда, когда в преподавательской работе долгое время нет никаких изменений, когда она превращается в рутину.
Во-вторых, тьюторство предполагает постоянное самообучение, коллективную рефлексию своей работы, обсуждение различных кейсов — это, безусловно, путь к личностному развитию. Можно сказать, что внутри педагога происходит процесс взаимовлияния ролей: тьютор влияет на преподавателя, преподаватель на тьютора; по-видимому, в будущем от этого будут зависеть наши канонические представления об этих ролях.
В-третьих, тьюторская модель предусматривает переход педагога в проактивную, инициативную позицию по отношению к школе в целом, к происходящим в ней событиям, программам, проектам, планам и задачам.
Наконец, в-четвертых, тьюторская работа — всегда командная, а участие в команде дает педагогу новую мотивацию, подталкивает к развитию. Нужно понимать, что в современном мире в одиночку сделать что-либо серьезное практически не реально, и система тьюторского сопровождения в школе может стать лабораторией по совместному поиску новых педагогических идей.
Об авторе: Антон Ткаченко, заместитель директора по развитию образовательной среды Частной школы «Золотое сечение».
Обязанности тьютора
Есть стереотип: педагоги-помощники работают только в инклюзивных учреждениях, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Действительно, изначально тьюторское сопровождение предлагалось только этой категории учеников.
Только так оно закреплено современными российскими законами об образовании. Но фактически сейчас к педагогам-тьюторам обращаются в обычных учреждениях, на дистанционном обучении, даже в детских садах.
В обычной школе
В школе педагог-помощник взаимодействует с учениками несколькими путями. Такие преподаватели часто проводят тренинги для целых классов, параллелей. Обычно на такие мероприятия приглашают успешных специалистов, которые показывают изнанку работы, отвечают на вопросы. Возможна и индивидуальная работа через:
- Беседу. На начальных этапах сопровождающий должен получить доверие несовершеннолетнего. Потом он выступает как активный слушатель, помогает с решением проблем, не напрямую связанных с поиском будущей профессии;
- Вопросы. Когда контакт установлен, тьютор начинает выявлять сильные стороны школьника через диалог, задания в игровой форме. Позднее он учит ребенка формулировать вопросы себе;
- Личностно-ресурсную карту. Такой кластер, создаваемый педагог, помогает понять, как ребенок получает, обрабатывает информацию. Обычно с картой работает не школьник, а родители;
- Опыты. Опыты — возможность для учащегося испробовать себя в новой сфере деятельности. Или в той, которой он планирует реализовать себя, когда вырастет;
- Дебаты. Этот способ взаимодействия особенно важен для школьников старшего звена. Между ними и организуются дебаты. Еще он помогает развивать коммуникативные способности, отстаивать свои взгляды на учебу.
На дистанционном обучении
При дистанционном обучении сопровождающий педагог особенно нужен. Дистанционка подразумевает другое расписание, самостоятельный подход к учебе.
Некоторым детям трудно смириться со сменой формата. В таких случаях тьютор создает новую модель обучения, правильный график занятий. Многие образовательные центры, школы практикуют онлайн-консультации с тьюторами.
Некоторые дистанционные школы проводят переподготовку основного педагогического состава. Это сокращает расходы на сопровождающих преподавателей. Но результат говорит о том, что лучше работать с узким специалистом.
В детском саду
Фактическая роль сопровождающего — ознакомление малышей с профессиями и будущими направлениями обучения. Чаще всего оно проходит в игровой форме в специальных центрах по типу КидСпейс, КидБург.
Работа педагога-помощника в детском саду похожа на ту, что он ведет в младшей школе. На личностно-ресурсную карту ребенка здесь не ориентируются — в детском саду составить ее нельзя до 7-ми лет.
Кто такой тьютор
Практика тьюторства находится на этапе становления в нашей стране и наблюдается очень много попыток дать свою, удобную интерпретацию, наделить тьютора различными функциями, которые выполняют другие специалисты помогающих профессий. Сегодня тьюторами называют и психологов, и вожатых, и сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья и даже задают вопрос: «тьютер или тьютор как правильно пишется?».
Кстати, когда я в 2008 году защищала свой первый диплом и в его названии уже звучало данное слово, всё-таки в приложении к диплому в университете умудрились сделать ошибку и написать «тьютер».
Правильное написание: тьютор. Слово происходит от английского tutor и переводится как «домашний учитель, опекун» или как глагол – «обучать, давать уроки, наставлять». Профессия тьютор пришла к нам из Великобритании и этот факт очень важен для понимания сущности тьюторской деятельности. Итак, первые представители профессии появились в Оксфорде и Кембридже примерно в XIV веке. На тот момент система университетского обучения была максимально направлена на самообразование студентов, а именно: не смотря на наличие лекторов, профессоров, студент мог сам выбирать, какие лекции посещать, в каких университетах и в каком количестве. По итогам конечно же, сдавали экзамены, но, чтобы к ним качественно подготовиться, студент должен был соориентироваться в тех ресурсах (лекциях), которые имеются, выбрать из них нужные, соотнести с требованиями к экзамену и самостоятельно подготовиться к ним. В этом им и помогали тьюторы. Ключевой (но не единственной) функцией специалиста было сопровождение процесса самообразования. Кто такие тьюторы в университете Великобритании XIV века – мы разобрались.
Много с тех пор воды утекло, да и Россия не Великобритания, но давайте обсудим, что есть тьюторская деятельность сегодня. В этом нам помогут принятые официальные документы. С 2008 года в нашей стране официально данная позиция закреплена в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Благодаря профессиональному сообществу под руководством Ковалёвой Татьяны Михайловны, в январе 2017 года был принят стандарт, в котором, в качестве одной из трудовых функций специалиста в области воспитания, указано «тьюторское сопровождение обучающихся».
Из ЕКСД, в котором прописаны требования к тьюторам:
Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве, координирует поиск информации обучающимися для самообразования, сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
А вот определение, которое даёт Межрегиональная тьюторская ассоциация:
Тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации, сопровождает разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы.
Если мы возьмём, казалось бы, близкие профессии (которыми часто называют тьютора), такие как: психолог, репетитор, вожатый, то увидим, что в отличие от них, тьютор – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу. У него не стоит задача работать с эмоциональными трудностями (как у психолога), он не является держателем какой-то предметной области и не передаёт знания (как репетитор или учитель), он не сопровождает группу детей в лагере, не выступает координатором или модератором группы, хотя иногда со стороны может показаться именно так. В своей статье «Почему тьютор, а не психолог?» я описывала несколько принципиальных отличий тьюторской деятельности и подробнее описывала то, что остаётся «за кадром».
А здесь вы можете посмотреть моё видео о сопровождении трёх семей, в котором на доступном языке объясняется, кто такой тьютор.
Чем тьютор отличается от коуча
Задача коуча — подтолкнуть клиента к действиям. Чаще его нанимают во взрослом возрасте. Например, когда размышляют, как стать успешным бизнесменом, о чём мы делились с вами ранее. Коуч помогает перевести мысли в результат. Определяет шаги по реализации уже сформированной цели и контролирует, чтобы клиент их исполнял.
Часто коуч использует довольно жесткие методы, ставит человека в ограничивающие условия: выбора нет — нужно действовать. Это метод стимуляции для зрелых людей, которым нужен мощный толчок к материальным переменам.
В отличие от коуча, тьютор работает исключительно мягкими методами. Так как его первоначальная цель — полностью расположить к себе ученика, установить доверительный контакт и удерживать его на протяжении всего процесса обучения. Поэтому тьютор избегает воздействия на ученика агрессивными способами.
Но тьютор, обладая некоторыми коучинговыми техниками, может навести на правильные ответы. Из коучинга в тьюторство пришло умение задавать правильные вопросы. Они выстроены определенным образом, помогают запустить мыслительный процесс и дойти до ответа. При этом тьютор, как и коуч, не дает собственную оценку информации, которую рассказывает ученик. Он лишь продолжает развивать с ним мысли, важные для понимания его личности, как ниточку клубка.
Обязанность тьютора — помочь ребёнку с самоопределением.
Понять:
- кем он хочет стать в жизни
- какой он человек
- как он может себя охарактеризовать
- что ему свойственно
- о чём он мечтает
- чего хочет достичь
Дойти до искренних ответов на эти вопросы можно только в состоянии полного доверия к собеседнику. Потому что зачастую мы не способны признаться в чем-то даже себе сами.
Когда тьютор получает от ученика полную картину об индивидуальных особенностях в обучении и стремлениях на будущее, он приступает к основной задаче.
Направляет ученика на размышление о новых возможностях, ситуациях и явлениях, формирование целей и их закрепление в сознании.
В ходе беседы тьютор показывает возможности работы с новой информацией, подводит к обдумыванию неизведанного ранее.
Это не похоже на обычный урок, где учитель выдает знания и каждый ученик берет из них столько, сколько захочет/услышит/сможет. Тьютор сеет зерно новых знаний и помогает научиться обдумывать их самостоятельно. Анализировать, подвергать сомнению, сравнивать, оценивать, делать выводы. Это важные умения.
Лучшие вузы и краткосрочные курсы для обучения
Для получения профессии тьютора лучше всего поступать в классические или педагогические университеты. Среди столичных вузов можно выделить:
- Московский государственный педагогический университет – в своем составе имеет ряд подразделений, которые обучают специалистов по работе с различными категориями детей. В частности, в Институте детства есть магистерские программы «Тьюторство в сфере образования» и «Психологическое сопровождение семей особенных детей». Также интересным направлением для сторонников поддерживающего образования будет профиль «Семейное воспитание».
- Московский государственный гуманитарно-экономический университет – дает психолого-педагогическое образование за 4 года очно и за 5 лет заочно. Первые 2 года студенты проходят фундаментальную подготовку, затем в течение 2 лет концентрируются на особенностях инклюзивного обучения.
- Московский государственный психолого-педагогический университет – предлагает абитуриентам различные виды подготовки, в частности в сфере социальной и образовательной психологии. Уровень полученных умений и знаний позволяет выпускникам работать во всевозможных детских учреждениях.
- Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) разработал программы бакалавриата и магистратуры, ориентированные на изучение психологических особенностей образовательного процесса. На тьютора учиться лучше всего в институтах педагогики или психологии, входящих в структуру вуза.
- Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова предлагает направление «Психология развития и обучения».
В региональных вузах также есть широкий выбор специальностей, получив которые можно работать тьютором, к примеру:
- Сибирский федеральный университет (г. Красноярск) – один из немногих в стране имеет направление подготовки «Тьютор» в Институте педагогики, психологии и социологии. Основной упор при подготовке делается на изучении особенностей развития человека и формирования личности.
- Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. В вузе есть возможность получить глубокие познания в психологии обучения школьников. С этими навыками и определенным опытом работы в сфере образования можно пробовать себя в качестве личного наставника ребенка.
- Воронежский государственный педагогический университет на гуманитарном факультете предоставляет студентам возможность фундаментально изучить профиль «Социальная педагогика и психология».
Даже дипломированным педагогам, намеренным заниматься индивидуальным сопровождением детей или взрослых, стоит окончить курсы переподготовки. Так, в Столичном институте профессионального образования можно пройти программу «Специфика профессиональной тьюторской деятельности в системе образования» за 72 или 144 академических часа в очном и дистанционном формате. Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы за предлагает 340-часовую программу «Тьюторское сопровождение обучающихся», после окончания которой присваивается соответствующая квалификация.
Как проходит первая встреча с тьютором
Занятия с тьютором называются тьюториалами. Они проводятся по видеосвязи. Это удобно, потому что ребёнок находится в комфортной атмосфере, а ещё не нужно тратить время на дорогу.
Ещё до первого видеосеанса тьюторант (тот, кто проходит тьюторскую программу) получает ссылку для прохождения теста, разработанного партнёром домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Диагностика Skillfolio — это фундамент для дальнейшей работы тьютора.
Первый тьюториал можно условно разделить на несколько этапов.
Знакомство с тьютором
Тьютор устанавливает контакт с ребёнком, узнаёт, чем тот увлекается, что ему нравится. Обычно этот этап длится не больше пяти минут.
Выявление сильных сторон ребёнка
Для этого тьютор использует японскую философию икигай и «паутинку навыков».
Икигай — понятие, которое довольно сложно перевести на русский язык. Обычно под ним подразумевается главный интерес человека, то дело, которое приносит ему радость. Во время консультации тьютор вместе с ребёнком рисует «цветок икигай» и заполняет «лепестки»: в чём он силён, что любит и так далее.
«Паутинка навыков» — тест, во время которого ребёнок отвечает на вопрос «что я умею хорошо».
Эти и другие техники позволяют тьюторанту получить конструктивную развивающую обратную связь от тьютора, расширить знания о самом себе и узнать свои «зоны роста».
Обсуждение образовательного маршрута
Ключевую роль на первой консультации с тьютором играет исследование его «радара интересов» и знакомство с возможным маршрутом обучения.
«Радар интересов» показывает области, которые наиболее близки подростку
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно выбрать один из шести готовых предметных маршрутов: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, социально-гуманитарный, естественно-научный.
В результате этого этапа тьюторант может либо скорректировать намеченную траекторию развитию, либо утвердиться в ней.
Завершение
В течение 5–10 минут в конце встречи тьютор подводит итоги и даёт ребёнку несколько практик на дом, чтобы он смог продолжить работу над своими сильными сторонами.
Результаты встречи тьютор фиксирует в специальном отчёте, который отправляется родителям на электронную почту.
Резюме
Тьютор — соратник школьника. Он сопровождает ребёнка в обучающей среде, помогает ему не терять учебную мотивацию и понимать, что он хочет получить от школы и занятий в целом.
Тех, кому положен тьютор, можно условно разделить на три категории. Одни школьники не знают, чем заниматься в будущем, другие испытывают страхи и сомнения по поводу специализации, а кому-то вообще неинтересно учиться.
То, как получить тьютора, зависит от того, на какой форме обучения находится ребёнок. В обычной школе тьютора чаще прикрепляют к детям с одарённостью или же с заболеваниями. На семейном образовании легче получить услуги тьютора вне зависимости от характеристик ученика.
Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалисту, если ребёнок нуждается в наставничестве и поддержке. Профессиональный тьютор поможет эффективно двигаться вперёд.
Исследование индивидуализации в работе тьютора
Процесс реализации тьюторского сопровождения в начальной школе воплощаются педагогами через систему деятельностных проектов в учебном и внеучебном пространстве школы. Причем, педагоги начальной школы принимают основания тьюторского подхода и реализации его в практике, но и им самим часто необходима тьюторская поддержка и особый тип сопровождения, организованный, целеполагаемый и управляемый процесс, направленный не только на конечный результат, но и на саму деятельность. Следовательно, нужно организовать управление процессом, то есть создавать деятельность, а это во власти управленческой компетентности.
Ж.Е. Абдыхалыкова в своей статье отмечает, что «…тьютор, владеющий разными формами индивидуальной работы, такими как наставничество, обучение, коучинг, психологическое консультирование, должен четко понимать, что тьюторское сопровождение – это особого рода педагогическая деятельность, в основе которой лежит ориентация на «частный, внутренний и осознанный заказ студента на собственный процесс образования». Одним из основных инструментов коучинга является диалог в форме последовательной постановки коучем перед своим клиентом вопросов, позволяющих второму самостоятельно, «здесь и сейчас», находить решения на тех или иных проблем. Отсюда и появляется задача для тьютора: развитие своего подопечного до готовности брать на себя ответственность за процесс своего становления и обучения. Задача тьютора – перевод отношений педагога и студента из категории «субъект – объект» в категорию «субъект – субъект».
Сравнивая позиции учителя и тьютора, необходимо отметить, что учитель делает акцент на обучении, в то время как тьютор – на процессах социальной практики и образовательной рефлексии. Этот процесс обеспечивает взрослый, а именно – тьютор. Я. Р. Иванова, Д. В. Сувернева отмечают: «Тьютором в системе школьной образовательной среды можно назвать человека, который занимает особую педагогическую должность, обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуализации в школе.
Остановимся подробнее на понятии индивидуализации. Индивидуализация в образовательной среде – это новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика – он становится субъектом, а не объектом образования; это построение индивидуальных образовательных программ».
Я. Р. Иванова, Д. В. Сувернева разработали авторскую программу «Шаг к успеху». Эта программа предполагает работу с одаренными на уроке, углубленное изучение предмета в рамках факультатива и индивидуальных консультаций, закрепление материала посредством различных информационных порталов и ее реализацию в «Виртуальной сокровищнице», представляющей собой интерактивный сайт для обмена опытом и информацией. Программа разработана для одаренных учащихся 6-9-х классов и предполагает отсутствие возрастного деления неординарных, творческих, интеллектуально-развитых детей.
Е. И. Миркина в своей статье выделяет ключевые составляющие, которые необходимо внедрять в современный образовательный процесс:
«1. Взаимосвязь практического опыта и самостоятельной (без контроля за процессом) деятельности с последующей рефлексией как самого процесса, так и полученного результата для понимания себя.
- Создание всевозможных ситуаций выбора и осмысления его оснований.
- Создание пространства для проявления инициативы, свободного творчества и совершения ошибок.
- Обучение через проблемные задачи и многовариантность решений.
- Работа с персональными смыслами и способами реагирования».
Исходя из этого, не сложно понять, почему индивидуализация и тьюторство все чаще и основательнее обсуждаются в сфере образования. В этих реалиях ясно, что просто не может и речи быть об универсальном учебном плане для всех. А также об обучении без образовательного запроса. Каждый человек – носитель собственных смыслов, способностей, намерений, и следовательно – каждому для реализации нужен индивидуальный образовательный маршрут (план, программа и т. д.).
Как это работает?
Для начала надо определить, какая роль наиболее эффективна для достижения сотрудниками:
бизнес-целей,
целей обучения,
целей личностного и профессионального развития.
Например, роли трекера и тьютора схожи тем, что обе предназначены для того, чтобы сопровождать сотрудника в достижении им определенной цели
Но дьявол, как известно, кроется в деталях.
Трекер является экспертом в важной для сопровождаемого сфере бизнеса, и его задача – сделать так, чтобы обучаемый достиг поставленной бизнес-цели.
Тьютор, в отличие от трекера, сопровождает образовательный процесс, а не бизнес-практику. Этот человек должен обладать профессиональными знаниями в области психологии и педагогики, чтобы понимать специфику когнитивных процессов.
Модератор сопровождает групповой процесс, но не только одним этим качеством определяется его роль, потому что с группой могут работать и тренер, и тьютор
Для модератора важно обеспечить групповую динамику и не дать команде выйти за установленные рамки, а для этого ему необходимо удержаться в позиции наблюдателя и не идти на поводу у активных участников, разворачивающих в пылу дискуссии борьбу за свое влияние. Модератору не нужно быть человеком от бизнеса, чтобы помочь сопровождаемым договориться о целях и способах их достижения.
Тренер, как и модератор, может быть далек от бизнеса, но у него есть конкретная образовательная цель в групповом процессе: участники должны уйти с тренинга с конкретным пониманием концепции или отработанным умением.
Наставник, бадди, коуч и ментор – еще одна группа ролей, в которой часто встречается подмена понятий.
Бадди – это коллега, с которым сотрудник объединяется по принципу комплементарности, чтобы благодаря его товарищеской поддержке и честной обратной связи добиться своей цели или овладеть новыми навыками. В основе баддинга – принцип товарищества.
Наставник – внутренний эксперт, у которого в отличие от бадди есть четкий алгоритм и принцип «делай как я». В основе наставничества – подражание образцу.
Коуч – внешний профессионал, который помогает сформулировать цели, найти мотивацию и наметить план дальнейших действий. В основе коучинга – развитие личности через проработку ее целей.
Ментор – занимающий вышестоящую позицию профессионал, который делится с сотрудником своей экспертизой и опытом. Эта роль похожа на бадди, но в баддинге мы видим равнозначный обмен, а в менторинге – одностороннюю экспертную поддержку. Принято считать, что ментор заодно прокачивает свои soft skills, а в основе его мотивации – причастность к становлению новой «звезды». Но главным в этой роли все равно остается развитие профессиональных и личностных качеств подопечного.