В небо по любви или как стать линейным пилотом

Как стать пилотом гражданской авиации?

Специалист с коммерческим лётным свидетельством имеет право поступить на работу. Как стать пилотом гражданской авиации, ему объясняют в авиакомпании, где он собирается трудиться. Процедура принятия лётчика в штат в большинстве случаев не претерпевает изменений.

После обучения в лётном училище новоиспечённый специалист может претендовать только на роль второго пилота экипажа.

Как стать гражданским пилотом:

  • требуется наличие коммерческого пилотного удостоверения;
  • сдача экзаменов: теория и практика;
  • медицинское освидетельствование;
  • наличие требуемого часового налёта.

Чтобы стать линейным пилотом, получить высшую категорию и устроиться на работу в крупнейшие авиакомпании, необходимо иметь большой опыт в совершении коммерческих рейсов как вторым пилотом, так и командиром экипажа.

Летные лицензии

На сегодняшний день все пилоты гражданской авиации делятся на три большие категории. Происходит это из-за строгой системы лицензирования, которую обязаны пройти абсолютно все летчики. Именно она впоследствии определяет, каким видом крылатых машин сможет управлять человек.

Итак, существуют следующие виды лицензий:

  1. PPL или частный пилот. Обладание этим документом дарует право управлять небольшими самолетами, не предназначенными для грузовых перевозок. Проще говоря, в свое удовольствие человек может летать сколько угодно, но при этом на работу его никто не возьмет.
  2. CPL или коммерческий пилот. Этот тип лицензии позволяет человеку доставлять небольшие грузы, совершать туристические облеты и подымать в небо парашютистов.
  3. ATPL или линейный пилот. Что тут сказать, это высшая категория летчиков, позволяющая управлять многотонными пассажирскими авиалайнерами.

Как поступить в летное училище

В училищах, в отличие от университетов, полный курс обучения длится не 5 лет, а 2 года и 10 месяцев. За это время студенты полностью осваивают специальность, отрабатывают практику, а конце получают квалификацию коммерческого пилота и могут работать в этой сфере. Поступают в училища после 11 классов по конкурсу аттестатов (табель итоговых оценок по всем предметам за 10 и 11 классы).

Образование в училищах бесплатное, они финансируется за счет государства. Студенты обеспечены всем необходимым: стипендии, учебная литература и тренажеры, общежития иногородним — ребята чувствуют себя комфортно.

При поступлении нужно быть готовым к неприкосновенной дисциплине, выносливости и распорядку. Обучение проходит без различных поблажек и помимо профессиональных знаний дает возможность воспитать ту самую силу духа, которая так необходима в этой профессии.

Брать на себя ответственность за жизнь и здоровье людей, невозможно научить, но соблюдение четкой дисциплины обязательно прививает ответственность.

Основные требования к претендентам

Согласно пункту 1 статьи 52 ВК РФ, к авиационному персоналу относятся лица, имеющие профессиональную подготовку и осуществляющие деятельность, связанную непосредственно с выполнением перевозок, обеспечением безопасности и обслуживанием воздушного транспорта. Перечень специалистов авиационного персонала содержится в Приказе Минтранса России от 04.08.2015 № 240.

ВК РФ предусматривает следующие требования для авиационного персонала, в том числе и летчиков:

  1. – пилоты и другие специалисты авиации не могут иметь непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
  2. – лица из числа специалистов должны проходить предварительные и периодические медицинские обследования;
  3. – на должности персонала авиации не принимаются лица, подвергавшиеся административному наказанию за употребление наркотических и психотропных веществ без предписания врача, также страдающие алкоголизмом и другими психическими расстройствами;
  4. – наличие свидетельства, дающего право на осуществление летных функций и т.д.

Это далеко не полный список требований, остальные перечислены в других нормативных актах, в частности в Постановлении Правительства РФ от 06.08.2013 № 670. Основной документ, дающий право работать пилотом – летное свидетельство.

Что такое ВВС

Военно-воздушные силы (ВВС) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов.

ВВС являются важным элементом вооружённых сил и включает в себя авиацию, специальные войска и специальные службы.

Указом Президента Российской Федерации (РФ) от 16 июля 1997 г. определено формирование нового вида Вооруженных Сил (ВС) на базе существовавших Войск противовоздушной обороны (ПВО) и Военно-воздушных сил (ВВС). Это потребовало от Главных штабов в переходный период интенсивной деятельности по проведению структурных изменений в организации системы управления и создаваемых группировках войск.

Главные особенности профессии

У пилота есть возможность выбрать задачу, которую он будет выполнять в ходе своей деятельности: транспортировка людей и грузов, военная служба, спасательные или испытательные работы.

Гражданские лётчики занимаются перевозками пассажиров или груза.

Они могут устроиться в частную компанию или управлять, например, личным самолётом известного человека.

Лётчики-спасатели эвакуируют людей прямо с места катастрофы или доставляют воду для тушения крупных пожаров. Военные пилоты охраняют границы стран, проводят разведывательные операции, при необходимости участвуют в воздушных боях.

Испытатели определяют, как работает новая летательная машина, отмечают их технические достоинства и недостатки, поэтому им нужны инженерные знания. В любом случае этот труд остаётся высоко оплачиваемым.

Прохождение медицинской комиссии

Все пилоты гражданской авиации проходят строгую медицинскую проверку. При этом она проводится как перед началом обучения, так и по его завершению. Также медицинскую комиссию придется ежегодно проходить и после устройства на работу, в противном случае пилота попросту не допустят к вылету.

Сложность заключается в том, что поводом для негативного заключения может стать любой изъян или болезнь. Если говорить о коммерческих перелетах, то врачи могут запретить вылеты даже из-за того, что у человека нет парочки зубов. Это связано с тем, что подобный дефект искажает речь, а это, в свою очередь, затрудняет общение с диспетчером авиавышки.

Важные личные качества

Как уже было неоднократно отмечено, для летчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно. Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут быть просто не допущены к полетам.

Кроме того, для таких специалистов важна ответственность, эмоциональная устойчивость, способность к концентрации, высокая скорость реакции, способность быстро переключать внимание, отсутствие страха высоты и замкнутого пространства, определенные коммуникативные и лидерские способности, аналитическое мышление

Как стать пилотом?

  1. Начать можно с получения лицензии пилота-любителя PPL. Ее выдают авиашколы и аэроклубы после прохождения курсов и налета 40 часов. Образование потребуется все равно, но в училище новичок сможет сэкономить миллион на оплате практики;
  2. С лицензией частного пилота желательно принять участие в программе повышения квалификации и оформить допуск на полет по приборам IFR. Это поможет получить навыки управления самолетом ночью или в плохую погоду;
  3. Далее нужно набрать требуемое количество летных часов. В Европе и США новички устраиваются на работу в авиашколы в качестве инструкторов. В России требования к наставнику выше, поэтому придется просто летать в аэроклубе;
  4. По накоплении 200 часов налета, в числе которых 10 часов полета по приборам ночью и 10 взлетов в аэропорту с башней, следует пройти аттестацию и оформить лицензию коммерческого пилота CPL, дающую право на работу в авиакомпании;
  5. Также можно завершить подготовку на CPL в Европе или в США. Но валидацию такой лицензии новичку без образования Росавиация проводит неохотно, потому владельцу иностранных документов придется поступать на заочное отделение летного училища;
  6. Далее необходимо пройти курс обучения по рейтингу ME, разрешающий управление самолетами с двумя и более двигателями. Все авиалайнеры имеют несколько силовых установок, поэтому навык требуется каждому профессиональному пилоту;
  7. Завершающим этапом является получение лицензии пилота авиалиний ATPL. Такое разрешение требует отличных оценок на аттестации и наличия налета не менее 1500 часов, в том числе 75 часов ночью и 250 часов в качестве командира судна.

Лицензия является доказательством определенной квалификации пилота, но наличие у него специальных навыков подтверждается так называемыми рейтингами, присвоение которых происходит после прохождения курсов дополнительной подготовки. В их числе:

  • Multi-crew Pilot License (MPL). Это программа обучения нюансам командной работы, позволяющая летать первым или вторым пилотом в многочленном экипаже;
  • Jet Orientation Course (JOC). Помогает понять особенности управления самолетом с реактивными двигателями, которые принципиально отличаются от поршневых;
  • Type rating. Включает изучение конструкции, органов управления и правил полетов в экипаже на конкретных типах авиалайнеров вроде Airbus или Boeing;
  • Low Visibility Procedures (LVP). Готовит пилота к взлетам и посадкам в аэропортах при значительном ограничении горизонтальной и вертикальной видимости.

Основные требования

Порядок поступления в любое учебное заведение военной и гражданской авиации в целом одинаков:

  • подача документов;
  • медкомиссия. Проводится по той же схеме, что и для пилотов перед полетами или при поступлении на работу. Все очень строго;
  • проверка уровня физической подготовки. Включает отжимание, прыжки, подтягивание, бег на 100 и 1000 м, упражнения для пресса;
  • психологическое тестирование;
  • проверка результатов экзаменов по математике, физике и русскому языку.

К каждому из следующих этапов переходят только в случае прохождения предыдущего.

Фото: imcockpit/pixabay

Кроме аттестата и результатов ЕГЭ, необходимо предоставить:

  • справки 086/у с заключением о годности к обучению и из психоневрологического диспансера;
  • копии сертификата о прививках (форма 156/у-93г. или 063) и медицинского полиса.

Из личностных требований имеют значение:

  • высокий уровень стрессоустойчивости;
  • честность;
  • готовность работать в команде.

Материал в тему! Как устроиться на работу в Росгвардию.

Обучение в вузе

Как стать пилотом самолёта? Пройти обучение в лётном училище или вузе. Этот процесс является самым долгим и трудоёмким, в среднем он составляет пять лет. В России существуют два лётных государственных училища, которые находятся в Санкт-Петербурге и Ульяновке, остальные учреждения – филиалы.

Для поступления в такие заведения у потенциального пилота должно быть исключительное здоровье и выдержка, поэтому первым шагом на пути к обучению является сдача спортивных нормативов: бег на время (100 м и 1000 м), подтягивания на турнике. Если комиссию удовлетворяют результаты студента, то он поступает

Важно отметить, что при ухудшении состояния здоровья в процессе обучения потенциального лётчика могут отчислить из университета

Преимущественно в училищах изучают теорию, которая преподаётся по различным направлениям: конструкция самолёта, руководство по лётной эксплуатации, самолётовождение, авиационная медицина и другое. По завершении курса пилоту выдаётся диплом.

Получив необходимые знания, человек приступает к практике. Чтобы устроиться на работу лётчиком, выпускнику нужно налетать на самолёте около двухсот часов.

Как пилоту найти работу?

Конечно, каждый выпускник летного училища надеется немедленно сесть за штурвал аэробуса и начать получать как минимум столько же, сколько зарабатывает средний класс в России. Однако в реальности авиакомпании даже при дефиците сотрудников не торопятся приглашать на работу начинающих летчиков. Поэтому задача усложняется:

  • При скромном налете в 200 часов даже лицензия коммерческого пилота не поможет новичку устроиться на хорошее место. Придется нарабатывать стаж в малой авиации, доставляя пассажиров по местным маршрутам или обрабатывая поля химикатами;
  • За границей получить необходимый опыт проще. Можно отправиться в США и найти место инструктора в авиашколе. Также в начинающих пилотах нуждаются компании Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, перевозящие туристов между островами;
  • Налетать 1500 часов на лицензию ATPL возможно за два года. Однако за неё придется заплатить более 50000 долларов, поэтому многие пилоты заключают с авиашколами договоры о погашении долга в рассрочку из будущей зарплаты.

В отличие от других фирм, авиакомпании не публикуют сведения о приеме пилотов в газетах и на сайтах с объявлениями, поэтому у новичка есть лишь только результативный способ поиска вакансий — рассылка резюме всем подходящим работодателям. Если его кандидатуру посчитают достойной, пилота ждет долгое собеседование:

  1. Во время беседы претендента обязательно спросят о произошедших с ним нештатных ситуациях, его действиях для их устранения и критериях принятия решений;
  2. Для проверки знания английского интервьюер может попросить зачитать и перевести несколько абзацев из летных инструкций, рассказать о своем опыте полетов;
  3. Анализ эмоциональной стабильности и профессиональной сознательности проводит штатный психолог авиакомпании. Также проверка включает ряд тестов;
  4. Новичку непременно предложат продемонстрировать свои навыки работы в команде. Причем задачи могут не иметь никакого отношения к полетам;
  5. Тестирование технической подготовки будет включать рассказ о типах самолетов и их двигателей, правилах радиообмена, основах аэродинамики и метеорологии;
  6. Завершается собеседование, как правило, проверкой навыков управления самолетом на тренажере самостоятельно или в команде с другими пилотами.

Где учиться на пилота?

Как правило, в авиацию попадают люди, которые с детства мечтают о полетах и точно знают, куда пойти учиться после 9 класса. Первые шаги они делают в 15 лет, осваивая безмоторные планеры или дельтапланы. В 16 лет им разрешается подниматься в воздух на сверхлегких летательных аппаратах и аэростатах. Дальше есть варианты:

1. Для получения высшего образования нужно обучаться по профессии «Эксплуатация летательных аппаратов». Вместе с дипломом выпускники получают требуемый налет и лицензии коммерческих пилотов. В России есть всего три подходящих вуза:

  • Ульяновский институт гражданской авиации (94600 рублей в год);
  • Санкт-Петербургский университет гражданской авиации (178000 рублей в год);
  • Московский авиационный институт (312000 рублей в год).

2. Зачастую проще получить среднее специальное образование, так как стать пилотом гражданской авиации в России можно и без диплома вуза. Если не удастся попасть в число бюджетников, придется выложить за обучение крупную сумму. Куда пойти:

  • Бугурусланское училище гражданской авиации (3524000 рублей за курс);
  • Краснокутское училище гражданской авиации (3200000 рублей за курс);
  • Сасовское училище гражданской авиации (1236000 рублей в год).

3. Стать частным пилотом можно в любом из десятков аэроклубов. Но дальше все равно придется поступать в училище, так как стать пилотом самолета на коммерческих рейсах в России без профильного образования нельзя. Куда стоит обратиться:

  • Авиационный учебный центр «Небосвод-Авиа» (800000 рублей);
  • Учебный центр аэродрома Мячково (811000 рублей);
  • Авиационный учебный центр «Аэромаг» (850000 рублей).

4. Лицензию коммерческого пилота намного проще получить в зарубежных школах. С ней новичок сможет начать летать за границей и в России на машинах с иностранной регистрацией, параллельно обучаясь на заочном отделении в училище. Куда пойти:

  • Академия гражданской авиации «Авиатор» (39900 долларов);
  • Авиационная школа Flying Academy (36050 евро);
  • Профессиональная школа пилотов «Aerotraining» (37000 евро).

Поклонникам винтокрылых машин начать летать невероятно сложно, так как стать пилотом вертолета можно только после окончания Омского летного колледжа ГА, единственного на всю Россию. Обучение без учета практики стоит 94700 рублей в год.

Основные обязанности пилотов гражданской авиации

Работа летчика предполагает управление разными типами воздушных кораблей

Важно отметить, что к категории летательных аппаратов относятся и вертолеты. Для получения доступа к пилотированию таких машин необходимо получить соответствующий сертификат

Рассматриваемая специальность сочетает в себе несколько должностных позиций.

Как правило, новички в этой сфере начинают работу в должности второго пилота. Получить статус командира воздушного судна можно лишь при условии наличия определенного количества летных часов. Перечень задач летчиков включает в себя взлет, пилотирование и посадку воздушного судна. На протяжении всего этого процесса члены экипажа должны контролировать работу электроники. Следует понимать, что от профессионализма работников авиации зависят здоровье и жизни клиентов авиакомпании.

Чем занимается пилот?

Даже далекие от авиации люди примерно представляют себе, чем именно занимается и сколько зарабатывает пилот самолета. Однако перевозка пассажиров или груза из одного аэропорта в другой требует не только манипуляций со штурвалом и переключения тумблеров: летчик должен сделать все, чтобы количество взлетов было равно количеству посадок. Поэтому его список его обязанностей намного длиннее, чем кажется:

  1. Анализ плана и графика полета по маршруту, изучение траекторий взлета и захода на посадку, ознакомление с доступными эшелонами в районе аэродромов;
  2. Получение у метеоролога сводок о состоянии воздушного пространства, изучение карты погоды и дистанции видимости по направлению полета;
  3. Расчет необходимого на полет объема топлива, анализ загрузки салона и багажного отделения для определения центра масс авиалайнера;
  4. Проведение с другими членами экипажа предполетного брифинга, информирование их о плане полета, возможных проблемах на маршруте;
  5. Прохождение текущего медицинского осмотра у дежурного медработника аэропорта, получение разрешения на выполнение рейса;
  6. Визуальный осмотр состояния фюзеляжа, шасси, двигателей и рулевой системы, проверка работоспособности приборов и оборудования кабины;
  7. Управление воздушным судном на этапах подъезда к ВПП, взлета, набора высоты, снижения и посадки в аэропорту назначения;
  8. Определение оптимальной скорости и высоты при движении по маршруту для программирования системы автопилота;
  9. Поддержание радиообмена с диспетчерами по пути следования лайнера, согласование с ними необходимых изменений в плане полета;
  10. Использование бортовых навигационных систем и наземных маяков для выполнения движения по маршруту согласно графику;
  11. Контроль показаний бортовых приборов, наблюдение за режимом работы двигателей и переключение на ручное управление внештатных ситуациях;
  12. Управление экстренной эвакуацией людей из салона при совершении аварийного приземления или посадки на водную поверхность;
  13. Передача воздушного судна после приземления наземным службам, оповещение их о замеченных во время полета сбоях оборудования;
  14. Проведение послеполетного брифинга с экипажем, изучение и разбор возникших на маршруте проблем, составление отчетной документации.

Средне-специальные учреждения

Чтобы стать лётчиком, необязательно поступать в высшие учебные заведения. Еще есть много авиационных училищ, расположенных в различных городах России, где абитуриентов набирают после 9 и 11 класса.

Заведения находятся в этих городах:

  • Бугуруслан.
  • Омск.
  • Сасово.
  • Красный Кут.

Если студент поступает в учебное заведение после 9 класса, то ему потребуется учиться 3 года и 4 месяца. На это могут рассчитывать студенты Омского колледжа. Там ведется ежегодный набор на профессии:

  • Пилот вертолёта и самолёта.
  • Авиамеханик.
  • Бортмеханик.
  • Инженер по навигационной связи и радиооборудованию.

В колледже обучается примерно 1 тыс. человек, и каждый студент имеет право получить заочное или очное образование. Необходимо учитывать, что отбор в учреждение довольно строгий: поступить получается только половине абитуриентов, подавших документы.

Поступившие на обучение курсанты будут тренироваться на вертолётах и самолётах. Чтобы успешно освоить программу и навыки пилотирования, на территории училища имеются специальные склады, ангары, вертолётные площадки и аэродромы. А также студенты имеют доступ к мастерским и лабораториям, где получают теоретические и практические навыки.

Если гражданин Российской Федерации закончил 11 классов в школе, то он может расширить варианты поступления. В Омский и Бугурусланский лётный колледж можно поступить и после 11 класса. Кроме него, имеется училище Красного Кута, где обучают гражданской авиации. Если человек окончил 11 классов, то обучение в учреждении составит 2 года и 10 месяцев.

Студент изучает пилотирование 5 разных видов самолётов и будет проходить тренировки на специальных тренажёрах. В Красном Куте ежегодно обучение проходят примерно 300 человек. Каждому курсанту предоставляют форму, питание и общежитие. Если молодой человек не поступил на бюджет, то он может подать заявление на платную основу, которая будет составлять свыше 100 тыс. рублей.

В Бугуруслане обучаются коммерческие пилоты. Ежегодно училище принимает 320 человек, большая часть которых обучается бесплатно. В колледже есть большой парк самолётов и специальных тренажёров, необходимых для современного обучения. Платное обучение составляет более 2 млн рублей за весь срок.

После 11 класса абитуриенты могут поступить и в Сасовское лётное училище гражданской авиации. Прежде учреждение считалось особо престижным, поскольку располагается близко к столице. Но и сегодня оно не теряет лидирующих позиций: в училище имеется большое количество самолётов для обучения студентов. Есть возможность получить бесплатное или платное образование.

В академиях гражданской авиации России курсант имеет право получить дополнительно платные услуги. Это могут быть специальные курсы, переподготовка. В каждом училище есть столовая и пищеблок. За питание платить не придётся. В учреждениях оборудованы актовые залы, оснащены спортивные комплексы для занятий силовой подготовкой.

Студент должен учитывать, что ему придётся придерживаться строгих правил распорядка. Если на обучение поступили сироты или социально незащищённые граждане, они получают материальную поддержку и социальную стипендию.

Нюансы подачи документов

Для зачисления в летные училища после школы необходимо пройти обычные мероприятия. Для начала предоставить аттестат о завершении школы

Преподаватели особое внимание уделяют оценкам по физике, математике, иностранным языкам и русскому. Если возникает спорная ситуация, то оценки будут решающим фактором для поступления абитуриента

Также каждый абитуриент должен успешно пройти медицинское освидетельствование и комиссию с участием профессионального психолога. Сроки прохождения следует уточнить заранее, поскольку окончание приёма справок может отличаться.

Справки и врачи

Прохождение медицинской экспертизы — важный шаг при поступлении. В летчики берут только тех людей, которые полностью здоровы не только физически, но и психологически. Абитуриент должен пройти осмотр у следующих врачей:

  • стоматолог;
  • нарколог;
  • психолог;
  • лор;
  • венеролог;
  • хирург;
  • терапевт.

А также понадобится сдать анализы кала, мочи, крови, пройти ЭКГ. Это обязательные процедуры.

Помимо предоставления справки о здоровье, необходимо:

  • Правильно составить заявление абитуриента.
  • Представить документы, удостоверяющие личность.
  • Отправить баллы по ЕГЭ со школьным аттестатом.
  • Принести сведения из страхового учреждения, медицинский полис и военный билет.

У каждой авиашколы есть соответствующая лицензия, подтверждающая полномочия обучать студентов ответственному ремеслу. Преподаватели — не любители, а профессиональные лётчики. У некоторых даже есть опыт работы на истребителях.

Где обучают?

В России есть только 5 училищ, где предлагают стать пилотом гражданской авиации. Аналогичную подготовку ведут по 1 университету в Москве, Санкт-Петербурге и Ульяновске. (Сюда же относятся и филиалы этих университетов). Но надо понимать, что очень многое зависит от конкретной специализации. Пилоты гражданской авиации могут быть и вертолетчиками.

Обучением летчиков пассажирских самолетов в Санкт-Петербурге занимаются в университете гражданской авиации. В Ульяновске ту же функцию выполняет высшее авиационное училище. Посещать эти лучшие в России специализированные учебные заведения придется ровно 5 лет. Также после школы учат летчиков в:

  • училище в Сасово;
  • Омском колледже гражданской авиации;
  • Краснокутском училище;
  • училище города Бугуруслан.

Как стать пилотом гражданской авиации

После прохождения обучения в летном училище или в академии гражданской авиации выпускник получает категорию коммерческого пилота, что дает ему возможность осуществлять коммерческие полеты. Но если экипаж самолета состоит более чем из двух человек, то такой пилот может быть лишь вторым.

Порядок приема пилота на работу:

  1. Оконченное образование и наличие летного свидетельства нужной категории (для гражданской авиации это категория коммерческого либо линейного пилота).
  2. Прохождение медицинской комиссии.
  3. Успешная сдача теоретического и практического экзаменов.
  4. Налет – определенное количество часов, проведенных за управлением самолета в различных условиях.

Для получения последней категории – линейного пилота – и для возможности работать в большой авиакомпании необходимо иметь большой летный опыт в совершении коммерческих полетов как на правах второго пилота, так и в качестве командира.

Женщины-пилоты гражданской авиации в России

Большинство людей привыкло к тому, что летчик – это мужчина. Поэтому для них женщина-пилот гражданской авиации – это что-то из ряда вон выходящее. Однако реальность такова, что управлять самолетом могут как мужчины, так и представительницы слабого пола. Вот только почему-то даже сегодня к большим авиалайнерам их подпускают с опаской. И тем не менее в России есть примеры женщин, управляющих такими гигантами.

Так, Ольга Кирсанова уже несколько лет пилотирует пассажирский самолет весом более ста тонн. Она уверена, что заполучить место в кабине крылатой машины может каждый – главное захотеть этого всем сердцем. Что правда, самой Ольге пришлось сильно попотеть, чтобы добиться своего положения, так как руководство ее авиакомпании уж больно долго не могло решиться на это назначение.

Советы выпускникам: как устроиться на работу в крупную авиакомпанию

Что нужно, чтобы стать пилотом? Для начала необходимо потратить время на свое обучение в соответствующем образовательном учреждении. Следующим шагом является получение лицензии линейного либо коммерческого пилота. Для получения доступа к пилотированию международных рейсов необходимо соответствовать следующим требованиям:

  1. Иметь профессиональный стаж в объеме 500 летных часов.
  2. Знать английский язык.

Аттестация пилотов международных рейсов проводится ассоциацией ИКАО. Данная организация создана на базе ОНН. Руководители ИКАО разрабатывают все нормы и правила, которые регламентируют работу коммерческих авиакомпаний. Пилотами могут стать граждане, имеющие как средний, так и высший уровень профильного образования. Непрерывность стажа играет важную роль в данной специальности. Еще одним условием для работы является получение специального пропуска. Каждая модель гражданского судна имеет уникальные характеристики, которые отличаются от параметров других авиалайнеров. Чтобы освоить управление конкретным самолетом, потребуется пройти дополнительное обучение.

Главной обязанностью пилота является оперативное реагирование на внештатные ситуации, ведь от принятого решения может зависеть жизнь и здоровье сотен людей

Переход из одной категории в другую

Как мужчины, так и женщины-пилоты гражданской авиации в России сдают одни и те же нормативы для получения лицензии. Для каждого типа документа они разные, поэтому давайте рассмотрим их:

  1. Сертификат типа PPL могут получить кандидаты, достигшие 16 лет. Для этого им необходимо усвоить 155 часов теоретического материала, а также отлетать 47 часов на самолете типа Cessna 172. В среднем, обучение по этой категории занимает от нескольких месяцев до одного года, в зависимости от интенсивности занятий и типа учебного заведения.
  2. Сертификат типа CPL могут получить кандидаты, достигшие 18 лет. Для этого им необходимо обладать лицензией типа PPL или же пройти данный курс обучения с нуля. Помимо этого, им придется изучить более 600 часов теории, а также отлетать 152 часа на одномоторном самолете. А в завершении обучения, закрыть еще 30 часов полетов на навигационном тренажере и 12 часов — на многомоторном аэроплане.
  3. Сертификат типа ATPL – это более усложненная версия лицензии CPL. То есть нужно будет обучиться всему тому, что и в предыдущих категориях, только с большим углублением в практику. К тому же придется отработать симуляции полетов на пассажирских и грузовых авиалайнерах.

Какие качества нужны пилоту?

сколько зарабатывает водитель автобуса

Быстрая реакция. В воздухе все решают секунды. Если пилот не успеет своевременно заметить проблему и устранить её, последствия могут быть ужасными;
Хладнокровие

При возникновении опасной ситуации на высоте в десять километров важно не поддаваться панике и сохранять способность мыслить трезво;
Внимательность. В кабине лайнера находятся десятки приборов, показания которых важны для безопасности, а следить за ними приходится одновременно;
Выносливость

На дальних рейсах приходится проводить за штурвалом 10–14 часов подряд. Чтобы так долго не терять концентрации, нужен крепкий организм;
Ответственность. Пилоту не так просто летать с пониманием того, что от него зависят жизни сотен пассажиров и сохранность машины ценой в 250 млн долларов;
Решительность. Огромный лайнер не потерпит и тени сомнения со стороны пилота, особенно если ситуация требует немедленного совершения сложного выбора;
Сообразительность. Несмотря на наличие инструкций, нельзя все время летать по шаблону. Чтобы находить правильные решения, требуется высокий интеллект;
Пространственное мышление. В густом тумане или над облаками, где нет ориентиров, сложно представлять себе реальное положение и скорость самолета;
Пунктуальность. График полетов расписан по минутам. Если летчик будет опаздывать на брифинг или готовиться к рейсу с задержкой, он подведет всю команду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector