Кто такой социальный педагог и в чем заключается его работа

Какое образование должно быть у социального педагога в школе? Педагогическое и все?

В соответствии с проф стандартом педагога для работы учителем или воспитателем необходимо иметь:

а) при осуществлении обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования», в состав которой входят такие трудовые функции как общепедагогическая функция, воспитательная и развивающая деятельность:

высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),

либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Б) при осуществлении обобщенной трудовой функции « Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ», в состав которой входят такие трудовые функции как педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного, начального общего образования, основного и среднего общего образования, модуль «Предметное обучение. Математика»; модуль «Предметное обучение. Русский язык»:

высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),

либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

При этом:

требования к опыту практической работы не предъявляются:

к педагогической деятельности не допускаются лица:

— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

— имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Профстандарт педагога обязывает учителей и воспитателей соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

Общие сведения

Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души

С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии

Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ»

Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы

Преимущества профессии:

  • Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
  • Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
  • Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
  • Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.

Недостатки профессии:

  • Размер оклада у начинающего специалиста;
  • Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
  • Коммерческая сфера не развита в России.

Советы для тех, кто хочет стать хорошим психологом

Психология — необыкновенно интересная и увлекательная сфера деятельности. Она подойдет только тем, кто по-настоящему хочет помочь людям и умеет общаться с окружающими. Если коммуникативных навыков маловато, а делать первые шаги в налаживании контактов тяжело, лучше не заниматься психологическим консультированием. Это не принесет пользы ни пациенту, ни специалисту.

Итак, еще до начала работы необходимо проанализировать собственные черты характера и особенности личности, провести самодиагностику и только после этого делать выбор профессии.

Опытные психологи дают начинающим коллегам и другие советы, которые пригодятся в начале карьеры.

  1. В психологии насчитывается не менее 10-12 теорий личности и столько же методик по консультированию клиентов. Для эффективной работы выбирают наиболее близкий и понятный подход к пациенту и совершенствуют знания внутри него.
  2. Процесс обучения не заканчивается получением диплома. Хороший психолог проходит курсы переподготовки, работает с литературой, участвует в экспериментах и исследованиях.
  3. Психология и психотерапия тесно связаны между собой. Со временем психолог осваивает и применяет методы психотерапии и коррекции поведения, а для этого необходима основательная клиническая подготовка и наработанный опыт.
  4. Терапию и консультирование проводят не только с пациентом, но и с его окружением (родители, супруг (супруга), другие близкие родственники). Поэтому наиболее действенна работа со всей семьей в целом, а не индивидуальные сеансы.
  5. Как и в любой другой профессии в психологии существует профдеформация. Она проявляется в двух формах:
  • излишнее сопереживание клиенту, стремление взять на себя часть его проблем, тревог и страхов;
  • холодность и отстраненность от пациента. Каждый человек, обратившийся за консультацией, воспринимается враждебно, терапия проводится формально, результат работы психолога не интересует.

И первый, и второй вариант — следствие недостаточного профессионализма и неумение разделить личную и «служебную» сферы жизни. Самый простой способ преодолеть профессиональную деформацию — взять перерыв в консультировании и заняться собственным психическим состоянием.

Обязанности

Специалист, желающий занять должность «Педагога-психолога» должен иметь диплом о высшем или среднем специальном образовании по направлению «Педагогика и психология». Должностные обязанности данной профессии могут отличаться в зависимости от выбранной области деятельности. Ниже приведены основные пункты из должностной инструкции:

  • Проведение работ по сохранению психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учебных заведениях;
  • Участие в охране прав в соответствии с «Конвенцией по охране прав ребёнка»;
  • Проведение анализа факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие личности учащихся и воспитанников, а также принятие мер по оказанию различного рода психологической помощи;
  • Составление психолого-педагогических заключений на основании материалов исследовательских работ;
  • Оказание психологической поддержки творчески одарённым детям;
  • Ведение документации по установленной форме;
  • Осуществление работы по устранению проблем в развитии личности;
  • Проведение различных социально-психологических тренингов;
  • Консультирование и оказание психологической помощи сотрудникам учреждений;
  • Проведение занятий по профилактике социальной дезадаптации.

Социальная педагогика кем работать. Кто такой социальный педагог: что нужно знать о профессии?

Социальный педагог – это специалист, основной задачей деятельности которого является успешная адаптация детей и подростков в обществе, формирование у них необходимых навыков, интеграция детей в семью.

Социальный педагог обязан распознавать опасности для развития ребенка, исходящие из его окружающей среды, и вовремя предпринимать меры к созданию благоприятных условий для развития личности. Также такой сотрудник ведет воспитательную и разъяснительную работу, способствует процессу социализации детей в коллективе.

История профессии и ее развития объясняется необходимостью создания специальности, в рамках которой будут совмещены функции юриста, педагога, психолога и дефектолога.

Эта профессия имеет ряд специализаций. По профилю деятельности данные работники могут быть:

  • педагогами семейного профиля;
  • руководителями детских объединений и организаций;
  • аниматорами.

Основанием для разделения на специализации может быть отдельная категория населения, на трудовую деятельность с которой ориентирован социальный педагог (к примеру, инвалиды, сироты, беженцы).

Задачи и обязанности

Главные задачи социального педагога соотносятся с воздействием на развитие детей и подростков с помощью воспитательных методик, организационной и коррекционной работы с ними в разных учреждениях. К основным обязанностям специалиста относят:

  • осуществление помощи и поддержки детям;
  • оказание помощи в получении пособий и компенсаций;
  • оказание социально-педагогической помощи детям-инвалидам;
  • диагностику детей с девиантным поведением, проведение с ними коррекционной работы;
  • исследование социально-бытовых факторов в жизни детей, особенностей семьи, микросреды в ней;
  • диагностику отклонений;
  • защиту прав детей и подростков;
  • организацию разносторонней культурно-досуговой деятельности;
  • организацию профориентационной работы с детьми.

Работа и зарплата

Социальные педагоги могут трудиться в педагогических и психологических службах образовательных учреждений, на предприятиях, в коммерческих структурах.

Зарплата данного специалиста невелика и варьируется от 15 до 40 000 рублей в месяц. Дополнением могут служить различные надбавки при наработке стажа или льготы для сотрудников государственных служб.

Плюсы и минусы профессии

В работе социального педагога существуют свои достоинства и недостатки. К плюсам данной специальности можно отнести возможность:

  • получения льгот при работе в государственных учреждениях;
  • смены видов деятельности – общение с детьми и их родителями перемежается с необходимой работой за компьютером.

Существуют в работе и свои недостатки:

Направления деятельности

Психодиагностическое. Главные цели — выявить уровень психического развития, индивидуальные особенности и проблемы подопечных. Педагоги-психологи, работающие в дошкольном отделении, диагностируют психологическую готовность детей к школе. Если есть запросы со стороны воспитателей, педагогов, родителей, специалист проводит углубленную диагностику.

Психопрофилактическое. Главные цели — предотвратить проблемы в развитии и взаимоотношениях между участниками воспитательно-образовательного процесса

Специалист анализирует медицинские карты, чтобы узнать о здоровье и развитии ребенка, выявляет воспитанников, которым может потребоваться более пристальное внимание психолога.

Коррекционное и развивающее. Главные цели — создавать условия для раскрытия потенциала детей и помогать им преодолевать трудности в мотивационной, познавательной, эмоциональной, поведенческой и других сферах

При этом специалист должен учитывать особенности конкретного ребенка и специфику взаимоотношений внутри детского коллектива.

Консультационное. Главные цели — оптимизировать отношения между участниками воспитательно-образовательного процесса и оказывать психологическую помощь.

Просветительское. Главные цели — создавать нужные условия для того, чтобы родители, педагоги, администрация образовательного учреждения могли узнавать больше нового из области психологии. При этом нужно учитывать не только сведения по детской психологии, но и особенности конкретного учреждения, а также индивидуальные потребности детей и родителей.

Цели и задачи деятельности педагога

Основная цель деятельности педагога-психолога в рамках социально – педагогической и психологической службы (СППС) учреждения образования – повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении.

Для достижения этой цели педагогами-психологами учреждений образования решаются следующие задачи:

  • изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
  • пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, содействие в преодолении школьных факторов риска утраты здоровья;
  • реализация программ преодоления трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения;
  • своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально-опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков; предупреждение семейного неблагополучия;
  • ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних;
  • содействие в приобретении обучающимися, педагогами и родителями психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;
  • оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, создание условий для социально-психологического развития классных коллективов;
  • создание психологических условий для реализации образовательных программ (профилизация обучения, работа с одаренными детьми, идейно-нравственное воспитание учащихся и пр.).

Документация по воспитательной работе → График работы занятий по внеурочной деятельности

Начальная школа → Технологическая карта по математике 1 класс

Начальная школа → Программа ВД для первого класса «Мои первые проекты»

Положения → Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

school-one.ru

Где можно найти вакансию психолога?

Актуальные предложения о работе для психологов легко встретить на сайте или в приложении SuperJob. Специалисты-психологи востребованы в различных организациях. • Социальные и образовательные учреждения ищут педагогов-психологов. • Медицинские центры в Москве и регионах принимают в штат клинических и семейных психологов, психологов-дефектологов. • Коммерческие и производственные компании предлагают работу психологам — специалистам в области трудовых взаимоотношений, маркетинга и инженерной психологии. • Судебные, криминологические и юридические структуры принимают в свои ряды психологов с соответствующей специализацией.Компании, предлагающие работу в этой сфере:

Вакансии компаний, которым нужны психологи прямо сейчас

Специфика и сложности работы в ДОУ

Деятельность педагога-психолога в дошкольном отделении сложна по ряду причин:

  • Дети не умеют говорить о проблемах прямо. Нужно найти к ним подход, действуя с учетом возрастных особенностей.
  • Запрос на помощь формулирует не сам ребенок, а родители и учителя. Нужно учитывать, что они могут быть склонны проецировать на ребенка свои проблемы.
  • У маленьких детей не сформирована способность к рефлексии, что осложняет проработку переживаний.
  • Не с каждым взрослым дети готовы поделиться своими переживаниями.

Дополнительное обучение на курсах повышения квалификации поможет вам понять, как преодолеть эти сложности, и выстроить для себя эффективную систему работы с дошкольниками.

Обучение

Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».

Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:

  • Русский язык;
  • Математика (базовый уровень);
  • Биология (профильный предмет).

Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.

Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:

  1. «Психология личности и группы».
  2. «Формирование педагогической деятельности».
  3. «Психология развития».
  4. «Психологическое сопровождение педагогического процесса».

Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:

  • Общая психология;
  • Психология управления;
  • Психодиагностика;
  • Индивидуальная и социальная психология;
  • Психологическое консультирование;
  • Возрастная психология;
  • Социальный и психологический тренинги;
  • Социальная педагогика.
  • Теория и методика обучения и воспитания;
  • Психология в коммерции и образовании;
  • Менеджмент организации;
  • Управление персоналом;
  • Конфликтология;
  • Иностранный язык.

Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.

Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:

  • Московский социально-педагогический институт (средний балл ЕГЭ – 56.8, стоимость обучения 110 тыс. руб. в год);
  • Московский городской педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 72.12, стоимость обучения 199,6 тыс. руб. в год);
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (средний балл ЕГЭ – 67.07, стоимость обучения 138,7 тыс. руб. в год);
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет
  • (средний балл ЕГЭ – 62.5, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
  • Уральский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 63.81, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
  • Новосибирский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 61.73, стоимость обучения 87 тыс. руб. в год);
  • Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (средний балл ЕГЭ – 63.10, стоимость обучения 95,3 тыс. руб. в год).

Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%.

Место работы

В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.

Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:

  1. Психологическая консультация в школьных и дошкольных учреждениях.
  2. Медицинский вид психологических консультаций.
  3. Преподавание психологии.
  4. Деятельность в службе работы с кадрами.

В соответствии с выделенными направлениями деятельности, квалифицированные специалисты востребованы в:

  • Дошкольных и образовательных (школы, техникумы, ВУЗы) заведениях;
  • Медицинских учреждениях (реабилитационные центры) и сфере здравоохранения (детские больницы, санатории);
  • Социальных службах (центры социальной защиты, приюты для бездомных и др.) и правоохранительных органах (полиция, воспитательные колонии и др.);
  • На предприятиях в любой сфере человеческой деятельности, где работа сотрудников подразумевает наличие психологически-эмоциональных нагрузок;
  • В специальных подразделениях, созданных Министерством по чрезвычайным ситуациям;
  • Предоставление индивидуальных профессиональных услуг в частных кабинетах.

Где можно выучиться на психолога

Получить профессию психолога сегодня предлагают многие университеты и институты страны. Как правило, это гуманитарные, педагогические, многопрофильные учебные заведения.
Поступать в вузы можно после 11 класса, ссуза. Здесь же можно получить второе высшее образование или пройти курсы переквалификации. Какие предметы нужно сдавать при поступлении, каждый определяет сам. Как правило, проводятся вступительные испытания в форме ЕГЭ по следующим предметам:
✎ Русский язык
✎ Иностранный
✎ Биология
✎ В некоторых вузах математика и история
Возможны также дополнительные экзамены. Например, по физической подготовке, если институт готовит будущих или .В 2021 году для абитуриентов откроют двери факультеты психологии следующих вузов:
• МГУ им. Ломоносова
• Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
• Российский государственный социальный университет (РГСУ)
• Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
• Московский городской педагогический университет (МГПУ)
• Российский университет дружбы народов (РУДН)Сколько лет учиться на психолога, зависит от формы обучения:
• 4 года составляет срок студенчества по очной форме
• 3,5 года получают второе высшее
• 4 года и 6 месяцев учатся на заочном отделении

Отличие психолога от педагога-психолога

Чем отличается психолог от педагога-психолога на самом деле? Обладатели обеих профессий призваны улучшать жизнь, помогать становиться лучше и раскрывать себя.

Но у первого специалиста акцент смещен на поиск причин внутренних и внешних конфликтов и их разрешение, а у второго на творческое и духовное развитие младшей возрастной категории.

Если выразиться еще точнее, то отличия психолога от педагога-психолога в том, что к первому специалисту чаще всего обращаются тогда, когда есть проблема.

Специалист по профессии психолог помогает детям найти общий язык с родителями, взрослым разобраться в себе, решить проблемы общения между поколениями, семейным парам восстановить прежние отношения.

Чем занимается педагог-психолог?

Специалист по профессии педагог-психолог – это сотрудник, который по умолчанию работает в детских учреждениях, школах и ведет своих подопечных по жизни, помогая им становиться личностями и выявляя не только проблемы, но и их отсутствие. Отличие педагога-психолога от психолога в данном случае очевидно.

Сегодня открыт вопрос о необходимости наличия данного специалиста не только в школах и детских садах, где он обязателен, но и колледжах, техникумах и вузах.

В вопросе, чем занимается педагог-психолог стоит выделить три основных направленности:

  • Консультация.
  • Диагностика.
  • Тренинг.

Сосредоточенность на педагогике и большой объем работы по ведению документации и отчетности по каждому подопечному – то, что отличает педагога-психолога от психолога общей категории.

В образовательных учреждениях он ведет дела и карточки на каждого ученика, учитывая множества факторов. К примеру, социальный статус, отношения в семье, темперамент, отношение со сверстниками и многое другое.

В детских садах его работа помогает выявить отклонения в развитии ребенка. Все дети разные и речь не обязательно идет о серьезных нарушениях, скорее специалист подтягивает малыша до своей возрастной категории. То есть отличие педагога-психолога от психолога в том, что помогает ребенку раскрыть свои таланты.

Если же проблемы серьезные, то именно он сможет рекомендовать родителям необходимых специалистов и разрешить все проблемы, о которых спустя годы никто и не вспомнит. Профессия в садике эта нужная и важная.

А работая в школе, он сосредоточен на разрешении проблем пубертатного периода, на адаптации первоклашек, консультации подростков в самое сложное для них время, на выявлении причин проблем обучения.

Помочь понять детям младших классов, что хоть любимый детский сад и закончился, но впереди годы интересного обучения в школе – это как раз по его части.

В средних классах школы его работа — услышать подростка, понять и скорректировать поведение. Он же должен объяснить, что тройка по русскому или химии за четверть – это повод поднажать в учебе, а не замыкаться в себе.

В старших классах задача – помочь понять себя, психологически подготовиться к выпускным экзаменам, поступлению в колледж, вуз.

Чем еще существенно отличается педагог от педагога-психолога в школе – так это в том, что он работает не только с детьми, но и с учителями, родителями. Он постоянный участник педсоветов и родительских собраний.

К сожалению, иногда ему приходится подключать к процессу социальных педагогов, органы опеки и попечительства, сотрудничать с полицией и работать вне стен учебного заведения, встречаясь с родителями и обсуждая проблемы семьи и подрастающего поколения.

Но именно благодаря тому, чем занимается педагог-психолог, для каждого индивида существует возможность почувствовать себя автором и руководителем собственной жизни, а не жертвой данной системы.

Подведем итоги

В современной семье изменились условия осуществления ею основных функций: воспитательной, социально-экономической, хозяйственной, эмоциональной, досуговой. Педагогические коллективы озабочены снижением воспитательного эффекта семьи, снижением ее роли в социализации подрастающего поколения.

Появилась необходимость переоценки представлений о функциях воспитания и образования, которые формировались на протяжении нескольких десятилетий. Семья является общественным институтом, в котором ребенок усваивает нормы поведения в обществе, формирует свои первые впечатления о мире.

Если не изменить ситуацию, не привлекать психологов, существует риск потери семейных ценностей подрастающим поколением

В рамках модернизации отечественного образования особое внимание уделяется установлению взаимоотношений между детьми и родителями, психолого-педагогическая поддержка их становится, как никогда, актуальной и значимой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector