Система образования в россии — общие принципы и структура

Аргументы

Некачественность старой образовательной матрицы — миф, который разоблачается во многих статьях виднейших учёных, работающих в этой сфере. Например, известнейший обществовед С. Г. Кара-Мурза пишет, что советская школа на всех образовательных ступенях устраивалась по университетскому принципу, учила мыслить глобально, решать сложные разнообразные задачи, ориентироваться в ситуациях.

Система высшего образования современной России таких качеств уже не имеет. Благодаря советской, во всех отношениях гениальной, системе, жизнедеятельность страны уже в 20-е годы сделала гигантский шаг вперёд, поднимая все отрасли народного хозяйства, и это построение общества продолжалось вплоть до самых реформ 80-х годов.

Классификация функций образования

Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.

Функции общего образования:

  • воспитательная — воспитание нравственных качеств личности, передача культурно-исторического опыта и правил поведения;

  • образовательная — сам процесс обучения;

  • социализация — облегчение вхождения человека в социум и успешного пребывание в нем;

  • подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни;

  • приобщение к новым технологиям и другим культурам.

Функции образования с точки зрения государства:

  1. Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, в которой люди могут осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Главная цель — покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики.

  2. Социальная — образование социализирует личность, формирует социально значимые навыки. Образовательный процесс начинается в семье, а продолжается в школе и других учебных заведениях.

  3. Культурная — образование помогает передать культурные ценности подрастающему поколению в целях воспитания, развития творческих способностей.

  4. Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формирует этические и правовые нормы поведения.

Образование как социальный институт состоит из ряда учреждений, органов управления и обширной системы норм и правил. Посмотрим, как выглядит система образования в Российской Федерации.

На каком месте Украина по образованию

ООН и ЮНЕСКО уже больше 40 лет ежегодно составляют рейтинг стран мира по индексу уровня образования. По последним данным, Украина занимает в этом рейтинге 83-е место (Россия — 57-е). Возглавляют список Норвегия, Австралия и Швейцария.

В целом система обучения в Украине имеет много общего с российской, кардинальные отличия стали появляться только в последние годы. Учёба в Украине для россиян будет удобной: во многих вузах есть группы с русским языком обучения, а в бытовом общении русский понимают все, языковой барьер отсутствует. При этом стоимость обучения в Украине ниже, чем в России, поэтому это хороший вариант для тех, кто хочет сэкономить средства.

А учиться на отлично в вузе любой страны поможет студенческий сервис. Там работают эксперты из разных стран, которые хорошо справляются с любыми учебными работами: от лабораторной до диссертации.

Среднее образование

В Украине общее среднее образование является обязательным. Его можно получить в разных учебных заведениях, но преимущественно это школы.

Существует три степени среднего образования:

  • первая — начальная школа;
  • вторая — основные классы;
  • третья — старшая школа.

В старшую школу дети ходят всего лишь 2 года. По её окончании они получают полное общее среднее образование. Всего в украинских школах 11 классов, но можно окончить и девять.

В результате ребёнок становится всестороннее развитым. Он приобретает базу знаний, которые от него требует общество. Школа помогает ему определиться с будущей профессией, освоить основные морально-этические нормы.

Одарённые дети чаще всего посещают профильные классы, где углублённо изучают отдельные предметы или проходят начальную допрофессиональную подготовку. Самые талантливые могут претендовать на государственную стипендию, а также на направление в ведущие зарубежные и отечественные образовательные центры.

Ступени

Обучение будущего специалиста в институте либо университете России – это только начало формирования профессионала, но оно имеет мощное, а иногда и решающее значение в карьере молодого человека. Исследования говорят, что вузовское образование дает глубокие знания, солидные навыки, широту мировоззрения, общую политическую культуру и зачастую бывает основополагающим для последующей жизни человека.

Высшее профобразование включает изучение разнообразных основных и узкоспециализированных предметов. Каждая отдельная программа характеризует свой «этаж» профессионального образования в России:

  1. На первой ступени студент не менее двух лет осваивает азы профессионального курса, в который входят гуманитарные и естественнонаучные дисциплины. К концу этого этапа формируется база, достаточная для постижения новых знаний, а по его завершении обучавшимся может быть выдан документ о неполном высшем образовании.
  2. На второй ступени вузовского профобразования студент продолжает постигать науки согласно основным требования образовательной программы, направленной на получение выпускником степени бакалавра или специалиста с ВО. Кроме общегуманитарных основное профильное образование обязано давать фундаментальные знания по естественнонаучным дисциплинам и профподготовку, охватывающую широкий спектр отраслей культуры, технологии и науки. По нормативам срок обучения составляет 4 года.
  3. На третьей ступени высшего профобразования добавляются дисциплины, необходимые для подготовки магистра и/или специалиста, обладающего широкими и углубленными знаниями. В основную программу входят фундаментальные науки, мощная общепрофессиональная база, гуманитарное образование и специализированная учеба, ориентированная на начальную научно-исследовательскую либо научно-педагогическую деятельность выпускника. В финале 6-летнего обучения выпускникам присваивается квалификационная степень магистра и вручается диплом.

Степень специалиста предполагает углубленное изучение гуманитарных предметов, естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплин и апробацию теоретических знаний на практике. Завершается пятилетний курс обучения выдачей диплома, подтверждающего квалификацию.

Образцы дипломов устанавливаются Госкомитетом РФ по высшему образованию. Полученная квалификация обеспечивает выпускникам возможность работать по выбранному виду профессиональной деятельности.

Дошкольное образование

Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, которую предоставляют ясли и детские сады, реже — другие образовательные организации, которые присматривают за детьми и проводят обучение по дошкольной программе. Каждый родитель имеет возможность отдать ребенка туда, куда посчитает нужным.

В ясли детей можно отдавать с 1 года, там они находятся до 3 лет и далее идут в детский сад. В детском саду малыши заканчивают свое обучение в 6-7 лет. В России дошкольное образование является необязательным, поэтому родители сами решают отдавать своих детей в ясли и детский сад или нет.

Также относительно недавно появились предшколы, в которые детей отдают с 5 лет. В таких школах детей обучают базовым знаниям чтения и письма.

Довузовское и послевузовское образование

Профильное школьное образование ликвидировано и заменено специализацией по классам. Советские выпускники математических, физических и других специализированных школ шли в науку. Профильный класс обычной школы и десятой доли тех знаний, умений и навыков не даёт: нет той тонкости образовательной структуры и того одухотворяющего любые знания полёта мысли. Система дошкольного образования тоже законом не предусмотрена, а потому можно и её считать ликвидированной. А сколько было вложено коллективного труда в создание этого социального института! И сколько было пользы!

Реформирование системы высшего образования России привело к ликвидации и докторантского образования. В новом законе ничего об этой ступени не сказано, но все в курсе про индекс Хирша. Кандидаты и доктора вынуждены приравнивать свой статус к «PhD», что повсеместно царит в научных кругах зарубежья. Это количественная характеристика продуктивности, основанная на числе публикаций и цитирований их. Как сильно ударит этот перевод по мотивации труда нашей профессуры — становится понятным практически сразу

Они и так не избалованы вниманием общества

Дошкольные заведения

Образование украинских детей, как и многих европейских, начинается с дошкольных учебных заведений, то есть детских садов. Малыши в возрасте от полутора до трёх лет попадают в разные группы. Родители определяют, сколько времени ребёнок будет проводить в саду. Иногда дети могут оставаться там только до половины дня, а порой и круглосуточно.

Практически сразу после рождения ребёнка родители получают места в онлайн-очереди, где можно выбрать подходящий детский сад и записать в него малыша. Согласно постановлению, принятому в 2001 году, с пятилетнего возраста дети обязательно должны получать дошкольное образование. До этой отметки родители могут обучать ребенка дома самостоятельно.

Сегодня в Украине существует более 1000 детских садов, а также групп кратковременного пребывания. А при большинстве общеобразовательных учебных заведений работают подготовительные классы.

Понятие об образовании

Современные исследователи считают образование процессом постоянного регулярного приобретения знаний, которые были накоплены социумом. Начало образовательного процесса заложено в детском саду, затем продолжается в школе и в выбранном учебном заведении. Периодическая квалификация полученных знаний происходит в течение всей жизни. Желание дополнительного получения образования, а также приобретение новых знаний происходит в течение всей жизни человека.

Само понятие образования имеет общекультурное и практическое значение. Первое – развивает ум, кругозор и интеллект индивида, второе – помогает получить профессию и получить диплом специалиста. Благодаря знаниям, человек лучше адаптируется в окружающем социуме, без проблем использует коммуникационные навыки, правильно выражает свои мысли, приобретает определенное положение и статус в социуме.

В процессе образования одни специалисты передают свои навыки, знания и умения другим людям. Поэтому в учебном процессе индивид приобщается к достижениям цивилизации и сохраняет ее культурный и технологический уровень.

Компонентами образовательной системы в РФ являются:

  1. Разработанные стандарты и программы.
  2. Образовательный менеджмент (органы) – министерство и департаменты.
  3. Применяемые принципы: гуманизм, человеческие ценности, свободное развитие личности, общедоступность, адаптивность образовательной системы, единство развития всех национальных культур, светский характер, плюрализм и вариативность, демократизм и самостоятельность учреждений.
  4. Социальный институт, состоящий из большого числа заведений (школы, училища, техникумы, гимназии, лицеи, колледжи, ВУЗы).
  5. Достаточная законодательная база.

Значение получаемого образования состоит в том, что любая сфера экономической, политической и социальной жизни государства, напрямую зависят от полученных индивидом знаний. Это определяет наполненность отраслей специалистами и наличием сознательных граждан, с которыми легко строить будущее страны.

Образование необходимо для получения кадров всех уровней и квалификацией, которые будут способны заполнить рынок труда. Обществу нужны врачи, инженеры, сантехники, электрики, шахтеры, строители, учителя, юристы, железнодорожники, летчики, воспитатели, военные, экономисты и т.д., которые обеспечат жизнеспособность общества, его защиту и постоянное развитие.

В процессе образования человек развивает родной язык, получая навыки грамотности, узнает много нового, достигает жизненного успеха. В РФ право на получение образования гарантируется Конституцией. Общее школьное, среднее специальное и высшее образование определяется действующим законодательством в полной мере.

Полученная квалификация учебных заведений всегда подтверждается экзаменом и получением аттестата (диплома). Также все российские школьники сдают обязательные предметы по ЕГЭ, результаты которого помогают им поступить в образовательные учреждения по выбранной специальности.

Тенденции в развитии мирового образования

В рамках курса по обществознанию школьники должны знать направления образования в современном мире. Расскажем про некоторые из них.

Демократизация системы образования. Созданы условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

Рост продолжительности образования. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, из-за чего срок обучения может удлиняться.

Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ, на новые технологии.

Гуманизация образования

Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям

Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, например, экономической теории, социологии, политологии, основ правовых знаний.

Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.

Компьютеризация процесса образования. Использование современных технологий обучения.

Что будет дальше с российским образованием

Итак, современное российское образование унаследовало что-то от советской системы (относительную доступность), при этом стало слишком перегруженным, оторванным от практики, знания перестали быть глубокими, а творческого процесса в образовании скоро вообще не станет.

Нельзя сказать, что государство считает систему идеальной (хоть серьезной критики и нет), но на ближайшие 5 лет запланирована реализация национального проекта «Образование». Это несколько проектов, сгруппированных по 4 основным направлениям:

  • обновление содержания;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • создание современной инфраструктуры;
  • эффективное управление.

С точки зрения качества образования самые важные – первые 2, которые отвечают на вопрос «Чему учить детей?» и «Кто будет этим заниматься?». На весь проект запланировано потратить почти 800 миллиардов рублей (что в масштабах бюджета страны за 6 лет не так уж много), а целей поставлено много.

Среди целей – ликвидация третьей смены в школах (в России пока еще есть и такое), возможность учиться по индивидуальному плану, создание общественно-деловых объединений, постоянное повышение квалификации минимум половины учителей, полноценный запуск Национальной системы учительского роста (одна из частей которой – обязательная аттестация по новым правилам – вызвала бурю возмущения), и т.д.

То есть, российское образование будет продолжать двигаться примерно в том же направлении, что двигается сейчас – никакой отмены ЕГЭ или возвращения к отдельным элементам советской системы не планируется.

Эксперты считают, что образование должно двигаться в будущее, но не оставлять за бортом лучшие достижения советской системы. Полностью копировать советскую систему не стоит, говорит Роза Саргсян, в современных реалиях она не будет работать:

Что же касается дальнейших действий, то будущее образования – в сочетании нового содержания и современных технологий, считает Павел Чернышов:

Кстати, профессиональному образованию в России стали уделять внимание не так давно – в 2012 году страна вступила в «WorldSkills International», а в 2019-м в Казани прошел мировой чемпионат ассоциации. Также в России уже активно проводятся выпускные экзамены по стандартам WorldSkills

Возможно, складывающаяся в России система образования будет иметь мало что общего с советской, но если учесть, что современный мир отличается от того, что было 30 лет назад, это не так уж плохо.

Понятие «Система образования»

Система образования – это целенаправленно разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих конкретному обществу, его потребностям и требованиям, предъявляемым к социализированной личности. Для более глубокого понимания структуры системы образования необходимо разобраться в каждом из ее компонентов по отдельности.

Для начала следует понять, какое понятие вкладывается в термин «образование». В узком смысле — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение. Если брать более широкий смысл определения, то образованием является среда социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия, необходимые для гармоничного развития личности в процессе познания культурных ценностей, норм и моделей поведения. Другая формулировка определяет образование как синтез процессов обучения, учения, воспитания, самовоспитания, развития и социализации. Из чего выходит, что образование – это многоуровневое пространство, способствующее созданию условий для развития и саморазвития личности. На 20 сессии Генеральной конфедерации ЮНЕСКО было сформулировано следующее понятие: образование – это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. Нередко под определением образования понимают формирование духовного образа человека, происходящее под влиянием нравственных и духовных ценностей, взятых за эталон в конкретном обществе. Образование – это также процесс воспитания и совершенствования личности, в котором играет значимую роль не столько объем приобретенных знаний, навыков и умений, сколько грамотное сочетание их с качествами личности, умением самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя деятельность на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.

Система образования в России и мире определяется как многообразие конкретных компонентов, находящихся в определенных отношениях и связях и образующих целостную, единую концепцию. Поэтому, рассматривая образование с позиции системы, чаще всего дается определение: «совокупность образовательных учреждений страны, а именно дошкольных, начальных, средних, средне-специальных, высших и послевузовских образовательных организаций, а также внешкольных учреждений». Довольно часто систему образования рассматривают как модель, объединяющая институциональные структуры, основной целью которых является создание оптимальных условий для обучения, как активной деятельности субъектов воспитательного процесса.

Определение 1

Таким образом, система образования – это структура учебно-воспитательных учреждений, существующая в масштабах страны. В систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учреждения, специализированные и профессиональные школы, колледжи, техникумы, внешкольные организации, ВУЗы. Часто в данную систему также входят образовательные учреждения для взрослых и культобразовательные заведения.

Базой образовательной системы является тип образования, которых существует несколько:

  • Дошкольное образование. Его функции выполняют ясли и детские сады.
  • Элементарное (начальное) образование, длительность которого, в зависимости от государства, составляет от 5 до 9 лет. В России к начальному образованию относится девятилетнее обучение.
  • Среднее. Школы с 4-6 летним сроком обучения.
  • Высшее образование. В категорию входят институты, академии, университеты, высшие технические училища, некоторые колледжи. Срок обучения может достигать 7 лет.

Дошкольное

На дошкольном уровне воспитание и обучение происходит в семье, специальных дошкольных заведениях и преследует цель обеспечить физическое и психологическое здоровье малышей, их всестороннюю развитость, приобретение необходимого опыта, выработку навыков и умений, нужных в дальнейшем обучении. На уровне системы дошкольного образования в Украине дети получают гармоничное и сбалансированное воспитание и образование.

Основная задача дошкольной учебы — это обеспечение доступного высококачественного подготовительного образования в совокупности с воспитанием здорового ребенка и целостной личности. Страна постепенно движется к созданию обновленной педагогической системы, которая должна соединить национальные традиции с основными достижениями мировой образовательной мысли.

Сегодня в Украине есть несколько видов дошкольных учреждений:

  • ясли;
  • ясли-сады;
  • детские сады;
  • ясли-сады компенсирующей формы обучения;
  • дома ребенка;
  • детские дома-интернаты;
  • семейные ясли-сады;
  • ясли-сады комбинированной структуры;
  • центры раннего развития детей;
  • детдома семейного типа.

В стране работает несколько десятков дошкольных организаций с вариативным подходом к воспитанию, содержанию и обучению детей. То есть родители могут выбрать группы и коллективы, которые, по их мнению, наиболее полно подойдут характеру малыша.

Понятие образования

Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ).

Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.

Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.

Компоненты образования:

  1. Совокупность образовательных стандартов и программ.

  2. Органы управления образованием.

  3. Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.

Основные пути получения:

  1. Обучение в учебных заведениях.

  2. Образование в семье.

  3. Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.

Образование можно разделить на два уровня:

  1. Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.

  2. Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.

Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.

Структура образовательной системы в России

Структура системы образования – это совокупность взаимодействующих составляющих, среди которых выделяют:

  • Преемственные программы образования.
  • Федеральные госстандарты и требования.
  • Сеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих данные стандарты, требования и программы.
  • Лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, законные представители учащихся, сами учащиеся и т.д.
  • Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности.
  • Органы, контролирующие реализацию госстандартов, требований планов и производящие оценку качества образования.
  • Органы, управляющие образовательной сферой, подведомственными организациями и учреждениями.
  • Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность в образовательной сфере.

Сегодня Российская образовательная система считается одной из самых лучших и входи в десятку мировых образовательных систем. И если ранее в образовательную систему России входили только государственные учреждения, то сегодня – это также коммерческие и частные учебные организации.

Образовательная система обеспечивает реализацию права на непрерывное обучение для каждого гражданина страны, что позволяют обеспечить разные уровни образования в России. Более подробная их структура представлена в таблице ниже:

Образование Уровни/виды
общее
  • дошкольное;
  • начальное общее;
  • основное общее;
  • среднее общее.
профессиональное
  • среднее профессиональное;
  • высшее (бакалавриат);
  • высшее (специалитет и магистратура);
  • высшее (подготовка кадров высшей квалификации).
дополнительное
  • дополнительное образование детей;
  • дополнительное образование взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Стандарты и государственные требования к образованию

Все стандарты по обучению принимаются на федеральном уровне и призваны обеспечивать:

Единый образовательный процесс на всей территории РФ.
Преемственность основных программ.
Разнообразие содержания программ на соответствующем уровне, формирование программ различной направленности и сложности, принимающих во внимание потребности и способности учащихся.
Гарантированный уровень и система качества образования в рамках единых обязательных требований образовательных программ – по условиям и результатам их изучения.

Помимо этого, они являются основой, исходя из которой оценивается качество образования учащихся, а также устанавливаются сроки обучения того или иного вида образования.

Исполнение стандартов и требований является обязательным условием при реализации основных программ образования в дошкольных и в других организациях, ведущих образовательную деятельность.

Государственные стандарты включают в себя, в том числе, и требования к основным образовательным программам:

  • К их структуре.
  • К условиям реализации, включая финансовые, кадровые и вопросы материально-технического характера.
  • К итоговым результатам по их освоению.

Для учеников с ограниченными возможностями предусмотрены специальные требования и стандарты, которые имеются и на уровне профессионального образования.

Вузы Украины

В реферате или сочинении об украинском образовании стоит упомянуть и о высших учебных заведениях. Структура такого образования построена на системах развитых стран мира, а также она курируется различными международными организациями. Благодаря высшему образованию человек получает научную, профессиональную, фундаментальную и практическую подготовку, а также может повысить свою квалификацию.

В вузах существуют разные формы обучения: они могут быть дневными, вечерними, дистанционными, заочными. А также есть комбинированный вариант, который объединяет сразу несколько типов.

Вузы разделяются по уровням аккредитации. Всего их существует четыре:

  • первый — техникум или училище;
  • второй — колледжи;
  • третий и четвертый — институты и академии.

С 2008 года для поступления в высшее учебное заведение выпускник школы или профессионально-технического училища должен пройти внешнее независимое оценивание. Существует предметы, которые ребёнок должен будет обязательно сдать: украинский язык и история. Остальные дисциплины абитуриент выбирает зависимо от требований института, в который он собирается поступать.

Длительность обучения в высшем учебном заведении зависит от уровня его аккредитации, а также от базовой подготовки студента. В техникумах, колледжах и училищах после 9 класса подросток должен провести 3−4 года. Если он поступил после окончания старшей школы, то обучение сокращается до 2 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector