Что такое стажировка?

Содержание:

Форма организации учебной практики

Как правило, учебная практика проходит в следующем формате:

  • групповые семинары, во время которых практиканты обсуждают результаты проведенных под руководством преподавателя исследований, касающихся рабочих процессов в том или ином направлении;
  • коллективные занятия-дискуссии;
  • беседы с сотрудниками учреждений, в ходе которых практиканты задают интересующие их вопросы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;
  • индивидуальная работа, предполагающая детальный анализ собранных практикантом данных;
  • коллективные уроки, подразумевающие проведение своего рода «защиты» результатов практических занятий;
  • групповые лекции, во время которых практиканты выдвигают собственные предложения по усовершенствованию рабочего процесса в той или иной сфере.

По завершении учебной практики студенты подготавливают и сдают преподавателям отчеты, где описывают приобретенные в ходе занятий знания и опыт.

Стажировка как форма реализации дополнительного образования

Согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.

При этом, как разъяснено в Письме Минобрнауки РФ от 09.10.2013 № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании», стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не как отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы.

В Приказе Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку. Сроки стажировки устанавливает организация самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка может проходить как индивидуально, так и в группе. Она может предусматривать такие виды деятельности, как:

  • самостоятельная работа с учебными изданиями;

  • приобретение профессиональных и организаторских навыков;

  • изучение организации и технологии производства, работ;

  • непосредственное участие в планировании работы организации;

  • работа с технической, нормативной и другой документацией;

  • выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

  • участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Несмотря на разъяснения чиновников Минобрнауки, исходя из положений ч. 12 ст. 76 Закона № 273-ФЗ стажировка может не только включаться в программу переподготовки или повышения квалификации, но и быть самостоятельным видом дополнительного профессионального образования.

Направление на стажировку целесообразно оформить путем заключения специального соглашения с работником (с внесением дополнений в трудовой договор), в соответствии с которым работник после прохождения стажировки работает в организации в течение обусловленного соглашением срока.

Работодатель обязан организовать прохождение работником стажировки, ее оплату и сохранение места работы и среднего заработка за период стажировки. После успешного прохождения стажировки работнику может быть предложена более высокая должность, повышена заработная плата и т. п.

Стажировка в целях охраны труда

В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

При этом работодатель должен обеспечить обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов.

Обязанность лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, проходить стажировку на рабочем месте также установлена Порядком и ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», введенным в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст (далее – ГОСТ 12.0.004-2015).

Согласно п. 9.9.1 ГОСТ 12.0.004-2015 стажировка проводится для приобретения навыков и умений (компетенции) для самостоятельного безопасного выполнения трудовых функций (обязанностей) по занимаемой должности (профессии, трудовой функции), а также для практического освоения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда.

Стажировка на рабочем месте руководителей, специалистов, работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала проводится:

  • при их поступлении на работу;

  • при переводе на другое место работы внутри организации с изменением должности и (или) выполняемой трудовой функции;

  • для подготовки к возможному замещению на время отсутствия (из-за болезни, на период отпуска, командировки) постоянного работника.

Для некоторых категорий работников прохождение стажировки установлено ведомственными нормативными документами, в соответствии с которыми работник принимается на определенную должность с условием предварительного прохождения стажировки. Например, Приказом Минтранса РФ от 14.04.2010 № 93 утвержден Порядок функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала. Этим документом, в частности, установлен порядок проведения стажировки диспетчеров управления воздушным движением. Стажировка проводится на основании приказа работодателя, в котором за каждым стажером закрепляется диспетчер-инструктор (штатный или внештатный), определяются диспетчерский пункт, сроки начала и окончания и цель стажировки. По каждому диспетчеру-стажеру при этом ведутся дневник, программа и план стажировки.

Как искать профессиональную стажировку?

У каждого свой путь к прохождению идеальной профессиональной стажировки, вот наш скромный алгоритм:

  1. Определитесь, чем располагаете. Позволяет ли сейчас учеба пойти на стажировку или лучше подождать еще годик? 
  2. Выберите сферу. Обучение на факультете юриспруденции позволяет работать и стажироваться в разных направлениях. Хочется в юридический отдел крупной транснациональной компании или помощником нотариуса в небольшую контору? Везде свои плюсы!
  3. Рассмотрите варианты. Начните с того, что предлагает вуз, ведь почти каждый университет сотрудничает с компании и поставляет молодых специалистов. Узнайте, что это за компании. В итоге составьте список стажировок. 
  4. Пробуйте. Начинайте проходить отборы, узнавать о подготовке к ним. Возможно, удастся найти тех, кто уже проходил стажировку в выбранной компании, и посоветоваться с ними. Это облегчит подготовку. 

Устройство на работу после стажировки

Мы знаем, как непросто попасть в хорошую компанию для прохождения стажировки, но устроиться на работу в нее уще сложнее. Если вы хотите остаться в организации, заявите о себе, не допуская основных ошибок юных стажеров-соискателей:

— Покажите себя — если вы будете просто исполнителем, таким же, как и все, на вас могут просто не обратить внимания.

— Не пытайтесь сделать все и сразу — рассчитывайте силы и берите на выполнение столько задач, сколько сможете решить. Лучше сделать меньше, но хорошо, чем много, но как получится.

— Спрашивайте — за каждым стажером закрепляется куратор, к которому вы можете обращаться по любым вопросам.

— Изучите формат общения сотрудников между собой и начальством, пожелания руководства и прочий уклад компании. Став «своим», вы сможете работать эффективно и получите все шансы на успех.

— Работа работой, а дружба дружбой — не нужно пытаться подружиться со всеми. Кроме того, в каждой компании есть место зависти и конкуренции — работайте за себя.

Если вы сможете показать начальнику, что вы — именно тот сотрудник, который ему нужен, есть шанс, что он оставит вас работать в своей компании. Поначалу заработная плата может быть не очень большой, но со временем перспективные специалисты обязательно «растут» и повышаются в цене.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)

Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:

Пн — Пт: 09.00−20.00;

Сб — Вс: 10.00−17.00.

Порядок проведения

Организацией производственной практики занимаются вузы. На первом этапе руководители учебно-научных отделов университетов и институтов разрабатывают программы для всех направлений и профилей подготовки. Затем проводится отбор базовых предприятий, с которыми заключаются договоры о прохождении практики.

После того как вуз распределит студентов по организациям и компаниям, назначается руководитель от университета, который должен составить индивидуальные задания. На заключительном этапе подготовки приказом ректора утверждаются сроки проведения практики и направления студентов.  

Всё, что остается сделать практиканту, это:

  1. Взять в деканате направление.
  2. Исправно посещать базовую компанию, при этом:
    • соблюдать рабочий график, установленный программой практики;
    • выполнять индивидуальное задание;
    • вести дневник практики;
    • придерживаться правил внутренней трудовой дисциплины предприятия.
  3. Подписать дневник и аттестационный лист у руководителя практики от компании и попросить его написать характеристику – ее наличие в качестве приложения к отчету предусмотрено требованиями почти всех вузов.
  4. Написать и защитить отчет по практике.  

Если студент собирается проходить производственную практику на предприятии, которое он выбрал сам, то компания должна направить в учебное заведение гарантийное письмо, в котором подтвердит, что обеспечит возможность работать в сроки, установленные вузовским академическим планом. Как правило, индивидуальное прохождение производственной практики оформляется договором, который заключают принимающая студента организация и вуз. По завершении практики в этом случае может понадобиться справка.  

По окончании работы на предприятии студент в течение 5–7 дней должен представить руководителю отчет, оформленный по стандарту, установленному программой практики. Обычно еще через неделю-две доклад заслушивается и утверждается на заседании кафедры.

Студенты, по уважительной причине не выполнившие программу производственной практики, в дополнительные сроки направляются на предприятия повторно, но уже по согласованному с компанией индивидуальному плану. Те, кто не справился с заданиями без подтвержденной документально уважительной причины или получил неуд за отчет, считаются имеющими академическую задолженность и могут быть не допущены к итоговой аттестации.

Преимущества и недостатки

Когда предприятие принимает решение стажировать конкретного сотрудника, тратятся ресурсы организации на то, чтобы предоставить человеку возможность освоить новые технологии, приобрести ценный опыт и знания.

Однако на этом положительные характеристики процесса не заканчиваются:

  • Адаптация к новым условиям труда, знакомство с коллективом.
  • Оценка собственного выбора, насколько работа соответствует возможностям и ожиданиям стажера.
  • Ознакомление с тем, как организован производственный процесс, со схемой взаимодействия различных служб предприятия.
  • Привыкание к новым требованиям, графику и режиму работы, чтобы вхождение в рабочий процесс было спокойным и постепенным.
  • Происходит организованное погружение в работу, согласно обязанностям, указанным в контракте, заключенном с работником.
  • Выпускники или студенты на практике проверяют — насколько новая профессия соответствует их желаниям, склонностям и способностям, а также помогает выявить недочеты в образовании, которые предстоит устранить.

Негативных сторон не так много, и все они связаны с недоработками руководящего состава предприятия, при котором выявляются очевидные нарушения правил и законов:

  1. Недостатки в организации процесса вхождения в курс дел нового специалиста, отсутствие ресурсов для качественного обучения сотрудника.
  2. Нарушения норм законодательства о труде, предписывающего оплачивать труд стажеров, увольнение работников без выплаты положенной суммы, либо отказ в трудоустройстве по окончании стажировки. Подобные действия расцениваются как административные правонарушения и грозят штрафами должностных лиц и организации.

Если первый недостаток трудно исправить, поскольку качественная организация процесса обучения целиком зависит от профессионализма и заинтересованности руководства, то последствий второго недостатка легко избежать, заранее оговорив условия трудоустройства, в том числе и в период стажировки.

Увольнять стажера без компенсационной выплаты работодатель не вправе, поэтому обсуждение данного вопроса – нормальная практика при любом трудоустройстве. Если компания не платит стажеру, есть серьезный повод задуматься, стоит ли работать на предприятии, где позволяют себе не оплачивать труд стажера.

Виды студенческой практики

Казалось бы, что в принципе все понятно. После первого курса учебная практика или так называемая ознакомительная. Все очень просто. Перед вами откроется профессиональная заслона, и хотя бы немного вы сможете познакомиться с процессами, которые полностью соответствуют вашей будущей специальности.

Но даже ознакомительная практика требует обязательного составления отчета. Как это правильно сделать, чтобы получить хорошую отметку, мы расскажем вам в другой статье. Но основные правила все же постараемся напомнить.

Во время учебной практики необходимо вести дневник. Это вам поможет сэкономить время при написании отчета. Если записывать подробно все основные процессы, то отчет вы напишите моментально.

Практика — дело полезное

После второго и третьего курса – практика производственная. По времени она в большинстве случаев не отличается от учебной, но назначение ее обычно не такое как у ознакомительной.

Вполне реально, что вас уже допустят к производственным процессам, и вы сможете попробовать свои силы в профессиональной сфере. От эйфории у студентов может снести голову.

Но чего не стоит забывать, так это по-прежнему вести дневник. Он как никто другой сможет вас выручить во время написания все того же отчета. Кроме того, не забывайте фиксировать все важные этапы прохождения практики.

После четвертого курса вас ждет самая ответственная и важная практика – преддипломная. Она же и станет проводником во взрослый мир работающих специалистов. Чаще всего она длится немного дольше, чем все предыдущие, но не этого ли вы и хотели? Теперь вы сможете действительно влиться в производственный процесс и попробовать свои силы на профессиональном поприще.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Зачем студенту проходить профессиональную стажировку?

А зачем мы поступаем в вуз? Как уже отмечено выше, это такая же ступень профессионального развития. И вот её преимущества:

  • Возможность попасть в штат и получить работу. Да, это не 100%, а скорее пропорционально вашим усилиям. Но для компании это вполне логичный сценарий. Вы обучены, вы прошли глубокую адаптацию, то есть вы почти готовый сотрудник. Как минимум попробуйте попасть в кадровый резерв и держите руку на пульсе. 
  • Понимание, какой работой хочется заниматься. Зачастую попадая в компанию, вы погружаетесь не только в свою конкретную деятельность, но и можете посмотреть на весь процесс. Придя стажером в отдел маркетинга и соприкоснувшись с аналитиками, вы можете понять, что построение алгоритмов анализа данных вам очень даже по душе. Старайтесь взять как можно больше от пребывания внутри компании.
  • Новые знания и опыт. Да, как бы это ни было очевидно! Даже если не удастся продолжить с организацией трудовые отношения, вы чему-то научитесь за месяцы этой профессиональной стажировки. Причем знания именно практического толка и первая строчка графы «Опыт работы» в резюме!
  • Нетворкинг. В вопросах карьеры и профессионального роста знакомства играют не последнюю роль. Вы можете первым узнать о новой интересной вакансии от своего бывшего куратора во время стажировки, вы же поддерживаете общение!

Подборка оплачиваемых стажировок для студентов

24 фев

7242

2

Читать позже

Платят ли за практику студентам

Зачастую при прохождении практики студенты выполняют функцию дублеров на производстве. Однако не исключена возможность временного зачисления в штат при наличии вакансий и выплата соответствующей зарплаты. В соответствии с актуальным законодательством оплата труда при прохождении производственной практики осуществляется согласно договору, заключенному между университетом и принимающей организацией.

Выделяют несколько видов договоров, используемых для оформления практиканта:

  • трудовой;
  • гражданско-правовой;
  • с учебным заведением.

При наличии договора первых двух типов оплата практики студентам обязательна. Если деятельность осуществляется на основании соглашения с вузом, не предусматривающего денежное вознаграждение, а трудовой договор не заключен, то на оплату труда не стоит рассчитывать.

Чтобы узнать, будет ли практика оплачена, следует внимательно изучить договор, заключенный между университетом и опорным учреждением. Как правило, студенты знакомятся с особенностями производства на безвозмездной основе.

Прохождение практики на предприятии для студентов – уникальный шанс «разведать обстановку», чтобы определиться с будущим местом работы, и способ сберечь время и силы, ведь выпускник будет точно знать, куда стоит идти после окончания вуза.

Где можно пройти практику студентам разных специальностей

Многие студенты (особенно это касается младших курсов) не имеют чёткого представления, где проходить практику. Мы подскажем, куда стоит обратиться, чтобы получить полезный опыт.

Где пройти практику студенту-программисту

На рынке труда в ИТ-отрасли все ещё чувствуется «кадровый голод», и потому найти компанию, где можно пройти практику студенту-программисту не очень сложно

Стоит обратить внимание на крупные и средние фирмы: именно они заинтересованы в работе со студентами, т. к

часто расширяются и набирают персонал.

Во многих ИТ-компаниях есть специальные учебные центры по программированию, где студенты могут выполнять реальные проекты параллельно с основной командой разработчиков.

Где можно пройти практику студенту-юристу

Ответ на вопрос «где лучше проходить практику студенту-юристу» зависит от его специализации. Лучше выбрать базу практики, связанную с будущей работой:

  • адвокатское бюро;
  • прокуратуру;
  • суд и пр.

Особенно актуален этот совет для тех, кто решает, где пройти преддипломную практику, ведь ВКР надо писать на основе реальной работы.

Если же вы учитесь на младших курсах и ещё не определились с будущим направлением, можно остаться в юридическом отделе университета (обычно там требуются помощники для бумажной работы) или на кафедре.

Где проходят практику лингвисты

Самый простой способ попрактиковаться в иностранном языке и получить характеристику с базы практики — устроиться в брачное агентство, которое специализируется на знакомствах с иностранцами. В такие конторы всегда требуются сотрудники, которые помогают девушкам заполнять анкеты и вести переписку.

Если эта сфера деятельности не привлекает, можно обратиться в бюро переводов: студенту, который хорошо знает язык, могут поручить несложный заказ.

Где можно пройти практику студенту-бухгалтеру

Чтобы подкрепить теоретические знания практическими навыками, будущим бухгалтерам стоит выбирать в качестве базы крупные предприятия. Там студент научится работать со специальными бухгалтерскими программами и вести документацию. В маленьких фирмах может не быть отдельной должности бухгалтера, и в таком случае студент останется без наставника.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Залог успешной практики — хорошие отношения с коллективом фирмы

Где пройти практику студенту-экономисту

Тем, кто ищет, где можно пройти практику студенту-экономисту, советуем остановить свой выбор на крупных банках. Как правило, в такие учреждения постоянно набирают сотрудников, которые могут работать консультантами (в стационарном, телефонном или онлайн-режиме). Это хорошая возможность изнутри изучить деятельность финансового предприятия и получить базовые профессиональные навыки работы с банковским продуктами.

Сложнее всего тем, кто ищет где пройти практику по специальности «экономическая безопасность»: эта отрасль предусматривает работу с конфиденциальной информацией и в профильные организации неохотно берут стажёров. Следует обратиться к куратору практики от кафедры — возможно, он порекомендует доступные варианты.

Где пройти практику психологу

Должность психолога или целые психологические службы сегодня есть во многих компаниях, но не в каждой готовы доверить душевное здоровье своих сотрудников студенту. Проще всего устроиться в социальный центр помощи зависимым, государственный детский дом или геронтологический центр: в таких организациях часто не хватает персонала и они охотно берут на практику молодых специалистов.

Другой вариант — прохождение стажировки в службе с «телефоном доверия»: там всегда нужны люди, особенно с профессиональными знаниями.

Где проходить практику менеджеру

Базой практики для будущего менеджера может стать предприятие любого профиля: главное, чтобы там были должности менеджера и студент мог видеть, чем занимаются данные специалисты.

Обычно кафедры менеджмента сами заключают договора с подходящими компаниями и помогают студентам с выбором места, где можно проходить практику.

Часто самым сложным оказывается вопрос не «где пройти практику?», а «как получить за неё хорошую оценку?». Справиться с этой проблемой, как и с многими другими, поможет студенческий сервис: его эксперты помогут определиться с базой, составить грамотный отчёт и хорошую характеристику.

Почему нужна стажировка

Стать высококвалифицированным специалистом невозможно, не применяя знания на практике. Осваивая новые технологии, приемы, работу с оборудованием, стажер-студент приобретает ценный опыт. Обучение происходит под контролем назначенного из числа опытных специалистов наставника, ответственного за обеспечение безопасности стажеров.

Профессионал, принятый в штат организации, не столько учится, сколько знакомится с принципами организации рабочего процесса и решает о том, насколько условия труда его устраивают.

Работодатель вправе ввести этот период по собственной инициативе, чтобы обеспечить безопасное вовлечение в процесс принятого работника, либо решить, кто освобождается от стажировки вовсе. Ее процедура, как правило, четко регламентирована и зафиксирована внутренними документами на предприятии.

Но в некоторых случаях принимаемого специалиста стажируют в обязательном порядке:

  • водители, принимаемые на работу транспортной организацией для пассажирских перевозок;
  • специалисты, занятые на производствах с технологическим оборудованием;
  • работники, вовлеченные в работу в опасных условиях.

По окончании периода, отведенного на стажировку, эти работники обязаны пройти экзаменационное испытание, после чего решается вопрос о допуске к рабочим обязанностям. У каждой профессии – свои нюансы, поэтому местом, где стажируются граждане, может стать и офис, и производственное помещение.

Цели и задачи

На начальном этапе практические уроки проходят в структурных подразделениях образовательного учреждения с учетом утвержденного учебного плана. Основные цели проведения таких занятий заключаются в следующем:

  • закрепить и углубить знания, которые были получены при изучении базовых предметов;
  • приобрести базовый профессиональный опыт.

Для реализации этих целей предусматривается выполнение следующих задач:

  • изучение деятельности предприятия;
  • анализ его структуры;
  • знакомство с системами управления и организационными формами; 
  • рассмотрение нормативно-правовых документов, раскрывающих главные функции по управленческой деятельности;
  • изучение законодательных актов, регулирующих деятельность учреждения; 
  • знакомство с будущей профессией на практике, а также изучение ее особенностей; 
  • сбор конкретных учебных материалов для написания аттестационных работ в процессе дальнейшего обучения в университете.

Руководитель практики назначается кафедрой ВУЗа и выполняет, безусловно, большую роль. Как правило, это преподаватель профильной кафедры или специалист предприятия (руководитель отдела или сотрудник, взявший на себя обязательства по обучению стажеров и практикантов). Не менее важный вклад в успех учебной практики вносят сотрудники предприятий, участвующие в ее проведении. Именно от них зависит, как будет осуществляться обучение практиканта на месте, насколько качественные знания он приобретет, и какое впечатление произведет на него выбранная профессиональная деятельность.

Что такое учебная практика

Это занятия, направленные на получение и развитие первичных профессиональных умений и навыков у студентов. Прохождение учебной практики в высших учебных заведениях позволяет учащимся:

  • реализовать полученные в университете теоретические знания, умения и навыки;
  • выработать навыки практической работы;
  • ознакомиться с современным оборудованием;
  • попробовать свои силы в ситуациях, способствующих социально-психологической адаптации на местах будущей работы, раскрывающих характер предстоящей трудовой деятельности.

Проведение практических занятий организуется руководством ВУЗа по согласованной с ФГОС программе, которая содержит конкретные цели и задачи. Осуществление подготовки основано на заключении договоров, двухсторонних соглашений между ВУЗом и учреждениями, которые готовы предоставить места для прохождения практики. 

Положение о стажировке

В нем в том числе должны предусматриваться:

  • общие положения (вводная часть);
  • требования к профессиональным знаниям и мастерству работников;
  • цели и порядок проведения стажировки;
  • порядок допуска к работе после прохождения стажировки;
  • особенности стажировки отдельных категорий работников (если необходимо);
  • цели и порядок проведения контрольных мероприятий;
  • ответственные лица и критерии их ответственности;
  • проверка и оформление результатов стажировки;
  • требования к оборудованию для проведения стажировки (если необходимо).

Пример:

Кафе «Ем без проблем» открывает дополнительную точку для торговли на вынос. Руководство кафе приняло решение нанять 4 поваров для работы посменно. Обязанности старшего поварской смены на точке временно возложить на 2 поваров из числа давно работающих. Продукты для работы точки решено привозить из головного кафе. В связи с особенностями работы на точке (торговля без зала и без официантов, на вынос, в одноразовой упаковке) было решено изменить порядок стажировки для новых поваров.

Для правильного оформления своих решений руководство кафе разрабатывает и утверждает Положение о прохождении стажировки работниками удаленной точки. В него включены:

  1. Обязанность новых поваров пройти стажировку в два этапа:
  • в основном кафе, под руководством инструктора;
  • на точке, под руководством старшего смены.
  1. Цели стажировки работников в кафе:
  • шеф-повар должен убедиться в профессиональном уровне новых работников;
  • их знакомят с технико-технологическими картами блюд, принятыми в кафе;
  • им разъясняют особенности работы на применяемом в кафе оборудовании;
  • они должны овладеть фирменными технологиями приготовления блюд, навыками работы с оборудованием, ознакомиться с правилами охраны и безопасности труда, включая специальные нормативы для предприятий общепита.
  1. Цели стажировки на точке.

Старший смены должен убедиться в том, что новые работники:

  • справляются с режимом и темпом работы;
  • соблюдают технологию приготовления блюд и правила работы с оборудованием;
  • стремятся к высокому качеству работы, вежливому и приветливому отношению к покупателям.

Старший смены должен обучить работников:

  • правильной упаковке готовых блюд на вынос;
  • общению с покупателями по приему и выдаче заказов;
  • правилам приема, хранения, инвентаризации продуктового запаса, порядку и правилам формирования заказа в основное кафе на доставку необходимых продуктов и упаковки.
  1. Допуск к самостоятельной работе разрешается после рекомендации старшего смены на точке и проверки шеф-поваром результатов стажировки.
  2. Ответственным за допуск новых работников к самостоятельной работе является шеф-повар. В последний день стажировки, по согласованию со старшим смены, шеф-повар приезжает на точку и проверяет выполнение всех задач, перечисленных в настоящем Положении.
  3. Результаты стажировки оформляются внутренним актом проверки, который составляется ответственным лицом (шеф-поваром). Положительные результаты являются основанием для приказа о допуске к самостоятельной работе.
  4. Продолжительность стажировки составляет:
  • 5 рабочих смен – в головном кафе;
  • 5 рабочих смен – на удаленной точке.
  1. Оплата смен стажеров производится в размере:
  • 50% от ставки за смену при стажировке в кафе;
  • 70% от ставки за смену – на точке.
  1. Пункты о том, какая установлена продолжительность стажировки на рабочем месте, а также порядок ее оплаты включаются в трудовой договор.

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, сколько длится стажировка на рабочем месте.

Совет 1: у стажировки есть важные отличия от работы — их нужно учитывать

Если вынести за скобки вопрос компенсации, стажёр получает возможности полноценного сотрудника, не получая его обязанностей

Под обязанностями я подразумеваю висящий почти на каждом программисте груз поддержки предыдущих проектов, а также перевзвешивание приоритетов текущих задач по важности для команды и собственной карьеры

Со многими элементами рабочего взаимодействия вы столкнётесь впервые, и на основании этого опыта сформируете изначальное представление о том, как делать правильно. Если вам повезло оказаться в хорошем месте, постарайтесь усвоить как можно больше таких знаний. Вот основные (на мой взгляд) возможности в крупной IT-компании, которые думающий стажёр не должен упустить:

  1. Корпоративная культура и организация процессов. Сюда входят: коммуникация руководства с сотрудниками, проведение встреч, планирование целей и постановка задач, культура обратной связи, оценка результатов работы и раздача вознаграждений, процессы продуктовой работы, ревью архитектуры сервисов, ревью кода и тому подобное.

  2. Продуктовое мышление. Перенимать методы мышления других людей и смотреть, как делаются реальные продукты, которыми пользуются настоящие живые люди. Для полного погружения рекомендую придумать какую-нибудь фичу и попробовать «продать» её руководителю.

  3. Технологии. Ищите и посещайте внутренние конференции, лекции приглашённых гостей, E2E семинары (технические рассказы об архитектуре сервиса) и рассказы об устройстве продуктов.

Порядок проведения обязательной стажировки

Обучение по охране труда на рабочем месте проводится в форме индивидуальной стажировки. Ее проходят:

  • работники рабочих профессий с целью практического освоения безопасных методов и приемов выполнения работ под руководством руководителя работ, инструктора производственного обучения либо опытного рабочего, прошедшего соответствующее обучение в качестве инструктора по охране труда, имеющего большой практический опыт и обладающего необходимыми качествами для организации и проведения стажировки;

  • руководители и специалисты с целью практического освоения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда под руководством вышестоящего руководителя либо иного руководителя стажировки, назначаемого решением организатора обучения.

Необходимость стажировки, ее содержание и продолжительность определяет руководитель подразделения, в котором работает стажер, в зависимости от уровня его образования, квалификации, опыта работы и т. п.

Для работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала, имеющих соответствующую требованиям безопасного выполнения порученной им трудовой функции профессиональную квалификацию, сроки стажировки определяются программами стажировки и составляют от трех до 19 рабочих смен.

Для работников рабочих профессий, не имеющих опыта работы и соответствующей квалификации, которые проходят профессиональное обучение, сроки стажировки, включая освоение вопросов охраны труда и безопасности выполнения работ, определяются программами стажировки и составляют от одного до шести месяцев.

Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяются решением работодателя и составляют от двух недель до одного месяца в соответствии с имеющимися у них образованием, подготовкой и опытом работы.

Итоги стажировки для работников рабочих профессий подводятся в квалификационных комиссиях, а итоги стажировки для руководителей и специалистов – в аттестационных комиссиях организации или ее подразделения.

Комиссия оценивает уровень теоретической и практической подготовки стажера, уровень знания им требований охраны труда по профилю деятельности подразделения на соответствие профессии (должности) и оформляет соответствующий протокол.

При удовлетворительных итогах стажировки руководитель подразделения (организации) издает распоряжение о допуске стажера к самостоятельной работе.

При неудовлетворительных итогах стажировки (экзамена на допуск к самостоятельной работе) стажер обязан пройти повторную проверку знания требований охраны труда в течение одного месяца.

В случае если стажер повторно получил неудовлетворительную оценку, организатор обучения рассматривает вопрос о его соответствии занимаемой профессии (должности) (п. 9.2 – 9.6 ГОСТ 12.0.004-2015).

Результаты проверки знаний и (или) навыков по охране труда и безопасности выполнения работ оформляются протоколом (приложение А, форма А.1) и фиксируются в личной карточке прохождения обучения, если она применяется (приложение А, форма А.2). Лицу, успешно прошедшему проверку знаний и (или) навыков, выдают удостоверение на право самостоятельной работы (приложение А, форма А.3).

Форма А.2 «Форма личной карточки прохождения обучения безопасности труда» предусматривает указание в ней сведений о стажировке на рабочем месте (п. 6.11 ГОСТ 12.0.004-2015).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector