Что такое валеология? предмет изучения, сущность, характерные черты. детская валеология

Характерные черты учения о здоровье

Перечислим основные особенности и характерные черты валеологии:

  • Это междисциплинарное направление, предметом изучения которого является представление о совокупности генетических и функциональных запасов систем организма, которая обеспечивает устойчивость психофизиологического и социокультурного развития и сохраняет здоровье человека, несмотря на влияние факторов как внешней, так и внутренней среды.
  • Эта учебная дисциплина изучает не только само здоровье, но и определенный образ жизни, направленный на его сохранение и укрепление.
  • Объектом этого научного направления является почти здоровый, находящийся в предболезненном состоянии человек. Этот пункт делает валеологию уникальной наукой, поскольку данный контингент не рассматривается так тщательно ни одной другой дисциплиной.

Критика

Со стороны науки

Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с проблемой создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения. Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла.

Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины. По этой причине валеология подвергалась критике как со стороны научного сообщества, так и со стороны Русской православной церкви. Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.

Кандидат медицинских наук, зав. лабораторией НИИ вакцин и сывороток имени И. И. Мечникова РАМН А. Н. Мац характеризует валеологию как одно из «альтернативных и маргинальных парамедицинских ретроградных течений» наряду с антивакцинаторством, натуропатией, целительством, «СПИД-диссидентством», «антропософской и холистической медициной» и др.

Старший научный сотрудник Института философии СО РАН Л. В. Фесенкова отмечает, что заявки на отношение к человеку как системному существу и претензии на интегральность валеологии остаются лишь декларацией, а валеология представляет собой:

В декабре 1999 года 140 ученых, общественных и религиозных деятелей подписали открытое письмо министру образования РФ, критикующее валеологию, в котором охарактеризовали валеологию как лженауку, представляющую собой «смесь обрывков астрологии, оккультизма, пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела». В списке подписавших — академики и члены государственных научных академий: РАН, РАО, РАМН, включая президента Российской академии медицинских наук В. И. Покровского. Академик Эдуард Кругляков, председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований опубликовал интервью, в котором он также отрицает научный статус валеологии.

В 2008 году валеология подверглась критике со стороны сотрудников Института философии РАН, которые, определяя её как одно из ментальных течений современности, указали на необоснованность мировоззренческих претензий валеологии и спорность её выводов.

Со стороны представителей Русской православной церкви

Некоторые представители Русской православной церкви классифицируют валеологию как некое новое философско-религиозное учение:

Протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев высказывался, что не рассматривает валеологию как науку и считает её пропагандистско-коммерческим проектом.

Преимущества профессии валеолог

Валеология – крайне перспективная область, которая постоянно развивается. Соответственно, ей будут необходимы новые кадры, что облегчает поиск работы молодым специалистам. То есть, валеологи востребованы сегодня и будут пользоваться спросом у работодателей и в будущем.

Специалисты по правильному образу жизни обладают множеством полезных знаний о здоровье, поэтому для себя они могут подобрать наиболее эффективный режим жизни, способствующий комфортному долголетию.

Валеологи, которые выбрали научно-исследовательские центры, могут посвятить себя науке. Причем это занятие является не только интересным для самого специалиста, но и социально полезным.

Принципы валеологии

Как и любое другое учение, это направление имеет мощную теоретическую основу, на которую и опираются все дальнейшие исследования. Вот перечень стандартных принципов, которые помогут тебе лучше понять цели и задачи валеологии:

10 привычек чтобы жить дольше

Любой человеческий организм способен адаптироваться к постоянно меняющимся внешним условиям. Это достигается за счет собственных внутренних резервов. Если их оказывается недостаточно, в организме может случиться сбой.

  • Человек является единым целым с земной биосферой. Поэтому его нельзя рассматривать как отдельный самостоятельный элемент.
  • Особенность каждого организма необходимо изучать, основываясь на уже сформированной информационной базе. Таким образом, валеология включает в себя опыт, полученный от практических исследований других направлений.
  • Определение степени устойчивости человека к негативным внешним воздействиям невозможно, пока не будут детально изучены все потенциальные риски.
  • Живой человек является сложной биосоциальной системой открытого типа. Именно поэтому для оздоровления организма требуется комплексный многоуровневый подход.

Как ты успела уже понять, отсутствие болезней – это не заслуга одного только природного иммунитета. Мало и просто избавиться от вредных привычек. На организм человека оказывают влияние множество посторонних факторов, которые и изучает данная сфера.

Исторические замечания

В 1980-е годы в СССР была провозглашена всеобщая диспансеризация населения, цель которой состояла в том, чтобы выявить всех потенциально больных, особенно с начальными формами заболевания, и провести их превентивное лечение. Однако невыполнимость этой задачи была обнаружена уже на первых этапах её реализации, поскольку в качестве больных в ходе диспансеризации оказалось не менее 80—90 % населения, — это означало необходимость огромных затрат со стороны государства на проведение лечения. Обнаруженная проблема привела к пониманию необходимости существенного пересмотра концепции здоровья.

В одобренном Учебно-методическим объединением педагогического образования Министерства образования Российской Федерации учебнике для вузов утверждается, что термин «валеология» был в 1980 году введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, Израилем Брехманом, книги которого по этой теме выходили во второй половине XX века.

С 1996 года «Российский институт профилактической медицины» начал проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».[источник не указан 484 дня]

С 1996 до середины 2018 года на базе Южного федерального университета издавался научно-практический журнал «Валеология», который в период 2004—2017 годов входил в список журналов ВАК. С самого момента создания журнал стал дискуссионной площадкой, на которой велось обсуждение места валеологии в системе наук и в системе здравоохранения.

Министерство здравоохранения России утвердило должность «врач-валеолог».[] Министерства просвещения России, Белоруссии и Украины вводили в университетах и школах учебный предмет «валеология».[] Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.[источник не указан 447 дней]

В конце 1990-х годов и в начале 2000-х годов популярность валеологии возросла, что отразилось в появлении монографий, учебников и иной литературы по валеологии.

В те же годы появилось большое количество литературы,[] содержащей учебные материалы по валеологии и использующие концепции, не имеющие научный статус: «медитация», «инь и ян», практики эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Эти обстоятельства спровоцировали резкую критику со стороны как официальных представителей российской академической науки, так и Русской православной церкви.

В результате[] в 2001 году Министерство образования России исключило предмет и специальность «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений.[источник не указан 484 дня]

Одним из активных сторонников валеологии был академик В. П. Казначеев, хотя некоторые его научные гипотезы подвергались критике со стороны официальной российской академической науки.

В украинских школах валеологию продолжали преподавать в 2008 году.

В Белоруссии последователями учения Порфирия Иванова на государственном уровне предпринимались попытки внедрить в систему образования преподавание программы «Валеология».

На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжали изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.[источник не указан 484 дня]

Межпредметные связи (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Мы уже упоминали, что валеология — наука комплексная. Поэтому она органично сочетается со многими другими науками и разделами, изучающими человека и его здоровье. Рассмотрим взаимосвязь валеологии с другими науками.

  1. Физическая культура и спорт.
  2. Комплекс медико-биологических наук (генетика, саногенез, патология, биология, этология и др.).
  3. Комплекс эколого-географических наук (география, экология, геология и др.).
  4. Науки философии и социологии (эстетика, культурология, методология).
  5. Экономика.
  6. Комплекс психолого-педагогических наук (дидактика, воспитание, педагогика).
  7. История.
  8. Политология.
  9. Право.

Очевидно, что валеология — очень лабильное и обширное понятие, касающееся практически всех сторон жизни человека, которые хоть как-то затрагивают вопросы душевного, физического, психического и морального здоровья.

Классификация

На заре развития валеологии в нее вошли ученые из разных научных течений, поэтому и грань между всеми смежными науками размыта. Можно сказать, что четкого разделения между дисциплинами не существует, но классификация учения о здоровье разработана. Что это значит?

В первую очередь валеология делится на 2 объемные группы:

  • общая;
  • специальная.

Общая изучает:

  • историю становления науки;
  • задачи;
  • методы;
  • цели.

Специализированная валеология тесно связана с другими видами наук.

Также применяют классификацию научной дисциплины по направлениям работы:

  • медицинская;
  • педагогическая;
  • семейная;
  • социальная;
  • экологическая;
  • профессиональная.

Каждый из перечисленных видов имеет свои особенности.

Медицинская отрасль изучает методы излечения с помощью использования имеющихся в организме резервов с учетом таких индивидуальных характеристик как:

  • возраст;
  • социальный статус;
  • изначальный уровень здоровья.

Кроме того, медицинская валеология затрагивает:

  • факторы возникновения болезней;
  • разработку рекомендаций;
  • комплекс профилактических мер.

Педагогическая валеология – крайне востребована. А потому развивается стремительными темпами. В сфере ее интересов находится воспитание здорового общества, для которого нормой станет культура здорового образа жизни.

Семейная категория занимается:

  • изучением состояния здоровья отдельно взятой семьи;
  • составлением рекомендаций для каждого ее члена.

Основным направлением социальной валеологии является работа по выявлению взаимосвязи между здоровьем индивида и его отношений с социумом.

Схоже с предыдущим видом и экологическое направление. Но его главная цель – определить, каким образом на здоровье человека влияют изменения, происходящие в окружающей среде.

Профессиональная валеология необходима для выяснения степени влияния на индивида следующих факторов:

  • производственные;
  • промышленные.

Здоровье – это бесценный дар. А валеология дает эффективные инструменты для его поддержания и сохранения в любых обстоятельствах.

Валеологическое сопровождение деятельности творческих групп

В современной школе внедряются разнообразные образовательные программы, некоторые из них относятся к программам повышенного уровня; освоение таких программ может приводить к переутомлению школьников, создавать стрессовые ситуации. Поэтому необходимо контролировать в школе вьшолнение валеологических требований и динамику состояния здоровья и самочувствия учащихся. Эти функции взяла на себя валеологическая служба, созданная в гимназии в 1993-94 учебном году. Опыт системной диагностики состояния здоровья школьников, накопленный за прошедший период (схема динамического наблюдения за состоянием здоровья и самочувствия детей, создание валеологических карт, различные скрининговые программы и т.д.) был положен в основу валеологического сопровождения деятельности творческих групп.

Первый опыт валеологического сопровождения деятельности творческой группы был получен при работе с креативным 5-Б классом (руководитель М.А. Скнарь), для сравнения аналогичное исследование проводилось в обычном классе в этой же параллели (5-В).

В ходе подготовки эксперимента необходимо было дать достоверную медицинскую характеристику класса. Были составлены индивидуальные валеологические карты, содержащие сведения о состоянии здоровья и самочувствия детей, антропометрические данные и их оценку. Исходные данные для составления таких карт получены при анализе медицинской документации, медицинском осмотре, при опросе и анкетировании родителей или учащихся. Данные были необходимы для оценки адаптационных возможностей школьников, чтобы педагоги имели представление о резервных возможностях каждого ребенка и учитывали это при выборе и составлении учебных программ и использовании различных педагогических приемов и методик.

На всех этапах эксперимента проводилось анкетирование школьников с целью выявления ранних признаков психосоматической дезадаптации (ПСД) и причин, ее вызывающих. К числу признаков ПСД относятся: головная боль, неприятные ощущения в области сердца, боли в животе, нарушение сна, выраженная усталость. Так называемые «соматические зажимы», не говорят о наличии болезни, они только предупреждают о том, что организм ребенка не может адаптироваться без потерь (ценой такой адаптации может быть болезнь) к тем условиям, в которых он находится.

Исследования позволили найти возможные причины, ведущие к ПСД. Установлено, что ее появление обусловливают прежде всего такие факторы, как нарушение режима дня у детей, информационная перегрузка, гиподинамия. Валеологическая карта класса, составленная на основе индивидуальных, оказалась полезной при составлении экспериментальных учебных программ, реализуемых творческими группами учителей. Кроме того, она стала исходной базой для динамических наблюдений и сопоставлений в параллелях. Творческие группы и разновариантное обучение — новое направление в работе гимназии №92

В силу этого валеологическая служба большое внимание т уделяет сравнительным исследованиям, которые должны помочь ответить на вопрос, как различные изменения в программе сказываются на здоровье и самочувствии детей. В частности, при активном взаимодействии валеологов и педагогов — членов творческих групп в течение учебного года велось динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьников двух параллельных 5-х классов, занимающихся по стандартной и интегрированным программам

Данные о наличии признаков ПСД, полученные при исходном ш анкетировании, существенно не отличались. В обоих классах были дети, жаловавшиеся на плохое самочувствие. Причины ПСД также оказались одинаковыми. В ходе бесед с родителями были даны рекомендации по предупреждению переутомления детей, устранению факторов, ведущих к ПС Д. Результаты анкетирования детей в 5-Б классе также стали предметом обсуждения на собрании членов творческой группы, что помогло определить общие подходы к разработке экспериментальных учебных программ, максимально учитывая здоровье детей. Рекомендации валеолога позволили откорректировать не только учебные программы, но и режим работы класса. Было предусмотрено увеличение числа пешеходных экскурсий, учебных занятий на природе, дополнительные дни отдыха. Любое мероприятие тщательно готовилось, оптимально сочетались отдых и учеба.

Где получить образование, как проходит учеба

Выучиться на валеолога можно в медицинских университетах Санкт-Петербурга им. академика И. Павлова, в Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, в Северо-Западном государственном медицинском институте имени И. Мечникова. В Москве обучают валеологии в МГУ имени Ломоносова, Первом Московском медицинском университете им. И. Сеченова, Российском национальном исследовательском медицинском университете РНИМУ им. Н. Пирогова. В перифериях, получить образование можно в медицинских ВУЗах по направлению «адаптивная физическая культура».

На учебе, студенты изучают физиологию человека, современные методы валеологической профилактики и оздоровления, девиантное поведение и его предотвращение, биоритмологию, валеософию, основы натуротерапии, компьютерные технологии, моральные и духовные основы здоровья. Ученики проходят практику в медицинских учреждениях, реабилитационных центрах, профилакториях.

Особенности профессии

Валеолог — специалист, имеющий высшее медицинское образование, в его компетенции не только ответы на вопросы о питании и составлении правильного рациона для конкретного человека, но и советы, как улучшить психическое и физическое состояние в целом. Опираясь на общеизвестные факты и статистику, учитывая особенности организма, специалист подбирает для каждого человека уникальный режим. Некоторые представители этой отрасли могут давать консультации по литотерапии (лечении камнями), питании по сезонам и заниматься составлением рациона согласно группе крови.

Валеология соединяет в себе все полезные знания, накопленные в других науках, и помогает воплотить их в реальность для получения положительного результата и увеличения динамики социального развития. Нет конкретного списка органов, лечением которых занимается специалист, ведь это комплексная наука о здоровье. К ключевым компетенциям работы можно отнести:

  • Составление установок для ЗОЖ.
  • Использование мотивации для повышения настроения и желания заниматься саморазвитием.
  • Разработка и применение основ питания.
  • Лечение драгоценными камнями.

Представители профессии должны обладать не только аналитическим складом ума, способностью к прогнозированию и анализу полученной статистики для конкретной возрастной группы, но и коммуникабельностью, и системным мышлением. Нужно уметь анализировать всю полученную информацию и использовать на практике главные её элементы. Что касается профессиональных навыков, сюда относятся знания в области анатомии и физиологии.

Достоинства и недостатки

К плюсам профессии можно отнести востребованность и перспективность. Человечество развивается, появляются новые методы диагностики и борьбы с разными видами заболеваний, поэтому вакансия валеолога будет всегда в тренде. Благодаря чётким рекомендациям каждый человек может самостоятельно лечиться и применять советы специалиста, что расширяет сферу применения науки с возможным дистанционным обучением. Валеологи часто работают в комфортных условиях, в кабинетах, оснащенных для качественной эффективной деятельности.

К минусам профессии можно отнести перегрузки в плане коммуникации, частые встречи, постоянные консультации. В эмоциональном плане это грозит специалисту выгоранием.

Перспективы и вознаграждение

Работа подойдёт тем, кто в школьные годы с удовольствием занимался изучением биологии, ОБЖ, химии. Это хороший выбор и для занимающихся спортом и активным образом жизни, потому что валеологи должны служить примером для других. Обязательно наличие медицинского образования, ведь большинство советов специалистов должны быть подкреплены фактами.

Заработная плата зависит от региона, где работает специалист. Чем больше людей интересуются темой здорового образа жизни, тем выше оценивается труд валеолога. На 2021 год средняя зарплата для этой профессии была в районе 28000−31000 рублей.

Из-за постоянного развития медицины расширяются и возможности специальности, что влечет за собой варианты переквалификации и карьерного роста. Благодаря сочетанию в одной дисциплине разных наук, можно говорить о перепрофилировании или получении должности в Министерстве здравохранения. Популярными в последнее время становятся индивидуальные консультации в частных клиниках, поэтому валеологию можно рассматривать как возможность не только следить за своим здоровьем и работой организма, но и как возможность работать на себя.

Медицинские новости

27 мая, на площадке ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова», открылся IV Инновационный Петербургский медицинский форум. Данное мероприятие реализуется в рамках программы НЦМУ «Центр персонализированной медицины».

Двигательные нарушения при болезни Паркинсона возникают вследствие нарушения работы экстрапирамидной системы головного мозга, которая обеспечивает согласованность работы различных мышц, выполнение автоматизированных движений.

Специалисты заявляют о нестабильной эпидемиологической ситуации по заболеваемости коклюшем в различных регионах РФ – в том числе, и в Санкт-Петербурге. По данным Федеральной службы по надзору…

Мигрень широко распространена во всем мире, изучена лучше других типов головной боли и является второй ведущей причиной потерянных лет жизни . На сегодняшний день в России от этого заболевания страдают  более 20 миллионов человек. При этом большинство из них не знают о своем диагнозе…

Фотовыставка «Видеть главное», посвященная пациентам с псориазом, открылась на портале МБОО «Кожные и аллергические болезни» в виртуальном формате. «Видеть главное» — это 12 портретов, выполненных в технике стерео-варио, которая позволяет увидеть фото со следами псориаза и без них в зависимости от того, под каким углом смотрит посетитель.

Подразделы валеологии

Само понятие весьма абстрактное. Ясно, что направление определенным образом связано со здоровьем человека. Но как же она применяется в твоей повседневной жизни? Вот несколько основных подразделов, характеризующих валеологию как универсальную, пусть и непризнанную официально науку:

Семья и отношения.

Здоровье бывает не только физическое, но также эмоциональное и психическое. И зачастую два последних пункта уходят своими корнями прямиком в личную жизнь и семью.


Giphy

Изучение валеологии подскажет тебе, как роды влияют на формирование дальнейшего иммунитета человека, а также, почему детские травмы проявляются во взрослой жизни. Это полезно для анализа типа конкретной личности, а также решения его психологических проблем.

Работа и карьера.

Одним из внешних факторов, оказывающих сильное влияние на здоровье, является профессия, которую ты выбрала. Здесь нужно рассматривать условия, в которых приходится «обитать» на протяжении выполнения своих будничных обязанностей. Возможно, что стресс, который ты испытываешь изо дня в день, является непосредственной причиной снижения иммунитета.

Не зря же на Западе валеологию почитают все руководители крупнейших корпораций. Они стараются делать все, чтобы сотрудники получали все необходимые средства для эмоциональной и психологической реабилитации.

Экология.

Здесь, пожалуй, подробные разъяснения не требуются. Какие бы ни были у тебя ресурсы при рождении, нездоровая внешняя среда непременно окажет негативное влияние на организм. Валеология утверждает, что здоровье нации и его потомства напрямую зависит от экологии государства

Если не уделять ей должное внимание, никакая инновационная медицина не справится с последствиями


Фото автора Miguel Á. Padriñán: Pexels

Социум.

Неважно, любишь ты людей или же стараешься укрыться от них при помощи удаленной работы. С окружением все равно приходится контактировать

И зачастую это приводит к разного рода изменениям в организме.

Валеология изучает не влияние не только внешней, но и социальной среды. В зависимости от типа и глубины твоих контактов с людьми, здоровье либо укрепляется, либо дает брешь.

Возрастные изменения.

Сейчас стало модным списывать любой недуг на старение организма. Ты еще молода, но при этом уже вовсю жалуешься на «коварный возраст»? Значит, настал момент изучить раздел валеологии, посвященный изменениям внутренних ресурсов человека в соответствии с количеством времени его пребывания в этом мире. Поверь, большинство твоих проблем имеют совсем другие причины.

Итак, кое-что о валеологии уже известно. Теперь можно раскрыть главные секреты и познакомить тебя с полезными советами по улучшению самочувствия как в настоящее время, так и на будущее.

Что такое валеология? (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Так что же это за наука такая — валеология? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к этимологии названия. Термин образуется из двух составных частей латинского происхождения: «valeo» или «valere» — быть здоровым, и общеизвестного «logos» — учение, изучать.

Вот и получается, что валеология — это наука об искусстве быть здоровым, вести здоровый, правильный, активный образ жизни, приучаться к нему с самого детства.

Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов (психическое, социальное, душевное, моральное, физическое). Из-за глобальности понятия валеология оказывается связанной с целым комплексом других наук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector